Обзор по результатам мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, проводимого в целях выявления в нем коррупциогенных факторов Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 icon

Обзор по результатам мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, проводимого в целях выявления в нем коррупциогенных факторов Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006



НазваниеОбзор по результатам мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, проводимого в целях выявления в нем коррупциогенных факторов Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006
Дата17.10.2016
Размер
ТипОбзор


Обзор по результатам мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, проводимого в целях выявления в нем коррупциогенных факторов


Концепцией административной реформы в Российской Федерации
в 2006 – 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р, продолжающей действовать по настоящее время, предусмотрено реформирование системы государственного управления посредством разработки механизмов противодействия коррупции. Одной из мер по профилактике коррупции обозначено развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации.

В целях реализации основных направлений административной реформы Президентом Российской Федерации был утвержден ^ Национальный план противодействия коррупции от 31.07.2008 № Пр-1568, который предусматривал разработку первоочередных мер по противодействию коррупции, в том числе: установление специальных требований к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, а также контроль за доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц; совершенствование механизмов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации; разработка системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы, и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне; развитие процедуры досудебного и внесудебного разрешения споров, и т.п.

Таким образом, Национальный план противодействия коррупции, наряду с конкретными антикоррупционными мероприятиями, содержал ряд мер общего стратегического характера. Вместе с тем, анализ работы государственных и общественных институтов выполнения плана показал необходимость внесения определенных корректив в соответствующее регулирование.

В этой связи Президентом Российской Федерации был издан Указ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы», которым Национальный план противодействия коррупции был изложен в новой редакции.

Национальная стратегия противодействия коррупции является общим программным документом, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе и должны последовательно конкретизироваться с учетом требований времени в Национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, а также в планах по противодействию коррупции органов государственной власти и местного самоуправления.

Национальный план противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы, являясь инструментом претворения в жизнь Национальной стратегии противодействия коррупции, закрепляет систематизированный перечень мероприятий антикоррупционного характера, определяет их исполнителей, формы, средства и сроки их реализации, параметры ожидаемых результатов.

^ Национальная стратегия противодействия коррупции представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера. Среди основных направлений реализации Национальной стратегии противодействия коррупции следует выделить:

- обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

- повышение эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействию коррупции, внедрение в их деятельность инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

- совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования;

- устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

- совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок;

- расширение системы правового просвещения населения;

- модернизация гражданского законодательства;

- дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

- повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

- совершенствование работы подразделений кадровых служб органов государственной власти по профилактике коррупционных и других правонарушений;

- повышение эффективности исполнения судебных решений;

- разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;

- совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности;

- повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

- распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;

- повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции и др.

В Национальный план противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы включен ряд организационных мер, направленных на:

- развитие нормативной правовой базы по противодействию коррупции;

- организацию работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

- совершенствование правового регулирования, а также деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

- проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер;

- обучение федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

На целесообразность официального закрепления обозначенной системы мер по противодействию коррупции ориентирует одна из рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО).

В 2006 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Организации объединенных наций против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а с 1 февраля 2007 года Россия официально стала полноправным членом ГРЕКО.

Вопросы противодействия коррупции в современных условиях приобретают все большую значимость. Коррупция серьезно затрудняет нормальное функционирование общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президентом Российской Федерации отмечено о необходимости противодействия коррупции по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем - до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым проявлениям этого социального зла.

30 ноября 2010 года Президент Российской Федерации в своем Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации указал, что принципиальной задачей в Российской Федерации по прежнему остается борьба с коррупцией.

Учитывая масштаб распространения коррупции в стране и необходимость формирования системы мер по её преодолению, происходит процесс формирования законодательной базы противодействия коррупции, принимаются соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Необходимость проведения мониторинга законодательства в сфере противодействия коррупции вызвана тем, что коррупция в России наносит серьезный ущерб социально-экономическому развитию и безопасности государства в целом.

В связи с чем, преодоление коррупции является важнейшей задачей российского государства, общества и граждан.

Главным управлением Минюста России по Москве проведен обзор законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, в сфере противодействия коррупции за 1 квартал 2012 года.

Вопросы обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Базовым в антикоррупционном пакете документов является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ). Данным Федеральным законом определяются принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Федеральным законом № 273-ФЗ в качестве одной из мер по профилактике коррупции предусмотрена антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов (пункт 2 статьи 6).

Для реализации названной меры принят Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Данным Федеральным законом регламентируются правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

На федеральном уровне правовую основу регулирования правоотношений в указанной сфере, помимо Федерального закона № 273-ФЗ, составляют:

- Конституция Российской Федерации;

- Уголовный кодекс Российской Федерации;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»;

- Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»;

- Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

- Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

- Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»;

- Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

- Федеральный закон от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»;

- Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

- Федеральный закон от 21.10.2011 № 288-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»;

- Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 05.12.2011 № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе»;

- Указ Президента Российской Федерации от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»;

- Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;

- Указ Президента Российской Федерации от 18.12.2008 № 1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи»;

- Указ Президента Российской Федерации от 18.12.2008 № 1800 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества»;

- Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;

- Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

- Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

- Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

- Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

- Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования»;

- Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»;

- Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы»;

- Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»;

- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;

- Указ Президента Российской Федерации от 25.02.2011 № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции»;

- Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции»;

- Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от 12.09.2011 № 1192 «О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815»;

- Распоряжение Президента Российской Федерации от 29.06.2010 № 435-рп «Об организации в 2010 году повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции»;

- Распоряжение Президента Российской Федерации от 22.07.2010 № 489-рп «О Комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров Российской Федерации в области противодействия коррупции президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2010 № 281 «Об оказании поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2010 году»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 524 «Об утверждении Правил отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений», которым утверждены Правила, определяющие основания и порядок отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в части, регулирующей осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в случае наличия в них коррупциогенных факторов;

- постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации». Указанным нормативным актом в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов при осуществлении мониторинга правоприменения предлагается оценивать и анализировать информацию о практике применения нормативных правовых актов с учетом показателей, касающихся количества выявленных коррупциогенных факторов, наиболее часто встречающихся коррупциогенных факторов;

- постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 370 «Об оказании поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2011 году»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 № 1760-р «О Концепции формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р о Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах;

- приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 № 88 о утверждении разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации;

- приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 № 92 «Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность»;

- приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2009 № 202 «Об утверждении Плана Минюста России по противодействию коррупции»;

- приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31.12.2009 № 447 «Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу «Об итогах исполнения Министерством юстиции Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции»;

- приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований»;

- приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 15.06.2010 № 140 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Минюсте России, и федеральными государственными гражданскими служащими Минюста России сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

- приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 13.08.2010 № 193 «Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Минюста России к совершению коррупционных правонарушений и перечня сведений, содержащихся в уведомлениях»;

- приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 07.09.2010 № 218 «О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата, начальников и заместителей начальников территориальных органов Минюста России и урегулированию конфликта интересов»;

- приказ Министерства культуры Российской Федерации от 15.12.2010 № 774 «Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства культуры Российской Федерации»;

- приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27.01.2011 № 25 «Об утверждении Порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа Минюста России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов»;

- приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 23.03.2011 № 93 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Минюста России и его территориальных органов»;

- приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 08.09.2011 № 310 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Минюста России»;

- приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21.10.2011 № 363 «Об утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы»;

- приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 08.07.2011 № АК-644 фс «Об утверждении порядка уведомления государственными гражданскими служащими Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений»;

- приказ Министерства обороны Российской Федерации от 28.06.2011 № 1050 «О порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Министерства обороны Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений»;

- приказ Федерального агентства по туризму от 19.07.2011 № 187 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства по туризму»;

- приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 04.07.2011 № 3870-Пр/11 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития»;

- приказ Федерального казначейства от 14.07.2011 № 283 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства»;

- приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.07.2011 № 665 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Роспотребнадзора»;

- приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 07.07.2011 № 354 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

- приказ Следственного комитета Российской Федерации от 13.09.2011 № 135 «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Следственного комитета Российской Федерации» и др.


Указанные нормативные правовые акты создают предпосылки для предупреждения и противодействия коррупции в сфере государственного и муниципального управления.


В период с 20.12.2011 по 20.03.2012 (далее – отчетный период) на федеральном уровне в рассматриваемой сфере правового регулирования приняты следующие нормативные правовые акты:

- Указ Президента Российской Федерации от 04.01.2012 № 19 «О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № 815, от 28.02.2012 № 249 «О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № 815», которыми внесены поправки, касаемые состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета;

- Указ Президента Российской Федерации от 19.01.2012 № 82 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», которым внесены изменения в раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557.


Вместе с тем, несмотря на динамичное развитие нормативной правовой базы в рассматриваемой сфере правоотношений, на федеральном уровне необходимо обеспечить совершенствование действующего законодательства, в том числе устранить имеющиеся пробелы и коллизии.


1. До настоящего времени не приняты нормативные правовые акты во исполнение части 4 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которой государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, отсутствует регламентация обеспечения соответствующей защиты.


2. Согласно Федеральному закону № 172-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», пункту 2 приказа Минюста России от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» территориальные органы Минюста России управомочены проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения в срок, установленный для проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов, а также уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) при государственной регистрации - в срок, установленный для государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы). Порядок проведения территориальными органами Минюста России антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов на федеральном уровне не установлен.

Вместе с тем, согласно примечанию, указанному в Приложении к приказу Минюста России от 01.04.2010 № 77, в заключении по результатам антикоррупционной экспертизы, проводимой территориальными органами Минюста России, отражаются все положения нормативного правового акта, его проекта или иного документа, в которых выявлены коррупциогенные факторы, с указанием его структурных единиц (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) и соответствующих коррупциогенных факторов со ссылкой на положения методики, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

Таким образом, в полном объеме вопрос проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на федеральном уровне не установлен.


3. Существует коллизия между нормами Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и положениями Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

Так, согласно Положению о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденному вышеназванным Указом Президента Российской Федерации, одним из решений, принимаемых комиссией по итогам рассмотрения соответствующих вопросов, является установление нарушений законодательства государственным гражданским служащим и применение к нему определенных мер ответственности (подпункт «б» пункта 22, подпункт «б» пункта 23, подпункт «в» пункта 25) либо отказ гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности (подпункт «б» пункта 24).

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перед применением дисциплинарного взыскания должна проводиться служебная проверка.

Однако в Указе Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» отсутствуют положения, касающиеся проведения служебной проверки в отношении государственных гражданских служащих с целью установления факта нарушения ими требований законодательства.

В связи с этим необходимо устранить указанную коллизию.


4. Кроме того, следует внести изменения в Положение об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, утвержденное приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 № 92 «Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность».

Так, в указанном Положении содержатся отсылочные правовые нормы к Правилам проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 195. Между тем, постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.


5. Принятие Федерального закона от 06.12.2011 № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» обусловило появление отдельных пробелов правового регулирования. В частности, при достаточно полном урегулировании гарантий государственных гражданских служащих, подлежащих ротации, указанным Федеральным законом не предусмотрен механизм предоставления гарантий отдельным категориям ротируемых лиц, нуждающихся в особой социальной защите (например: одиноким матерям, имеющим несовершеннолетних детей). Также в указанном нормативном правовом акте не нашли отражения социальные гарантии для членов семьи государственного гражданского служащего. В частности, целесообразно создать условия для их социальной адаптации при переезде в другую местность (содействие в трудоустройстве, предоставление для детей мест в школах, детских садах и т.п.).


Таким образом, несмотря на широкое правовое регулирование рассматриваемой сферы правоотношений, требуется внесение ряда изменений в действующие законодательные акты.


^ В сфере противодействия коррупции уже существует правоприменительная практика Верховного Суда Российской Федерации:

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»;

- Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2009 №41-Г09-25 «Об оставлении без изменения решения Ростовского областного суда от 02.09.2009, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления Администрации Ростовской области «О порядке формирования и реализации программы газификации Ростовской области» от 04.04.2008 № 169»;

- Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2010 №33-Г10-4, в котором указано, что нормами федерального и областного законодательства органам местного самоуправления не предоставлено права определения приоритетности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства применительно к землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, а также в случаях, когда государственная собственность на землю не разграничена. Предоставление органам местного самоуправления необоснованно широких пределов усмотрения относится к коррупциогенным факторам согласно статье 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

- Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2010 № КАС10-290, в котором подчеркнуто, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которое связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством. Следовательно, являются несостоятельными доводы заявителя о несоответствии действующему законодательству, в том числе Федеральному закону «О противодействии коррупции», норм, предусматривающих признание гражданина участником подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата без признания его нуждающимся в получении жилого помещения - по заявлению (рапорту) на участие в подпрограмме;

- Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2010 №55-Г10-5 «О признании частично не действующим пункта 5 статьи 7 Закона Республики Хакасия от 4 мая 2009 г. № 28 ЗРХ «О противодействии коррупции в Республике Хакасия»;

- Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2011 №46-Г11-9 об оставлении без изменения решения Самарского областного суда от 24.12.2010, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим отдельного положения Закона Самарской области от 10.03.2009 №23-ГД «О противодействии коррупции в Самарской области»;

- Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 № 11-Г11-23 оставлено без изменения (решение суда о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований «Республика Татарстан», «Татарстан» и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений), утвержденного приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 17.01.2011 № 01-02/3,) так как, использование в них оценочных понятий («существенная значимость», «незначительное», «уникальный») при формулировании оснований для отказа в предоставлении услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований «Республика Татарстан», «Татарстан» является коррупциогенным фактором;

- Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2011 № 48-Г11-14 «О признании недействующими подпункта 4 пункта 6, подпунктов 22 и 23 пункта 7 Положения о Главном контрольном управлении Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 30 августа 2010 г. № 252», где оспариваемые правовые нормы наделяют орган исполнительной власти Челябинской области избыточными полномочиями в сфере налоговых и бюджетных правоотношений, дублирующими полномочия налоговых органов, что является коррупциогенным фактором.


Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

^ К основным полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере противодействия коррупции и борьбы с ней относятся:

- противодействие коррупции (пункт 2 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ);

- принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции (статья 2 Федерального закона № 273-ФЗ);

- определение порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений; перечня сведений, содержащихся в таких уведомлениях; организации проверки указанных сведений; порядка регистрации таких уведомлений (часть 5 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ);

- обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 7 статьи 7 Федерального закона № 273-ФЗ);

- установление порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ);

- разработка и принятие программ противодействия коррупции в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (раздел II Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах»);

- разработка и утверждение положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559);

- определение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557);

- разработка и утверждение положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065);

- разработка и утверждение положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1066);

- разработка и утверждение положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов (пункт 8 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821);

- разработка и утверждение перечня должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечня должностей муниципальной службы, предусмотрены статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925);

- правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в соответствии с федеральным законодательством (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ);

- утверждение перечней информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 14 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ);

- определение порядка ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов, находящейся в библиотечных и архивных фондах, в соответствии с федеральным законодательством (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ);

- установление законами субъектов Российской Федерации дополнительных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (статья 12.5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ);

- установление законами субъектов Российской Федерации порядка увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в связи с утратой доверия (статья 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ);

- установление законами субъектов Российской Федерации порядка увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в связи с утратой доверия (статья 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ);

- установление порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органами, организациями, их должностными лицами (пункт 3 часть 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ) и другие.


Субъектами Российской Федерации, входящими в Центральный федеральный округ, в рамках предоставленных полномочий проводится активная нормотворческая деятельность в сфере противодействия коррупции.

По данным, представленным Управлениями Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, входящим в Центральный федеральный округ, (далее – Управления по субъектам), в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по состоянию на 20.03.2012 содержится 1231 действующий нормативный правовой акт субъектов, входящих в Центральный федеральный округ, в сфере противодействия коррупции (из них – 604 основных действующих акта, 627 – актов о внесении изменений).

^ В отчетный период органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, принято 71 нормативных правовых актов в данной сфере (из них – 26 основных действующих актов, 45 - акта о внесении изменений).


Анализ состояния нормотворчества субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, показывает, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации реализуются полномочия в сфере противодействия коррупции и борьбы с ней. Вместе с тем, в ряде регионов остаются неурегулированными некоторые отношения в рассматриваемой сфере:

- не утвержден план по противодействию коррупции – в ^ Брянской области (подпункт «б» пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы»);

- регламентами органов государственной власти ^ Ярославской области не предусмотрено проведение антикоррупционной экспертизы в отношении действующих нормативных правовых актов Ярославской области, в то время как соответствующее требование закреплено статьей 5 Закона Ярославской области от 09.07.2009 № 40-з «О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области»;

- в Орловской области не реализованы такие полномочия, как осуществление профилактики коррупции путем внедрения в практику кадровой работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении специального звания, классного чина или при его поощрении (пункт 5 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») и передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям (пункт 18 статьи 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);

- в Смоленской и Тверской областях не реализованы полномочия субъектов Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».


В целях реализации Плана Министерства юстиции Российской Федерации по противодействию коррупции, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22.10.2010 № 315, а также приказа Минюста России от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований», Управлениями Минюста России по субъектам Российской Федерации, входящим в Центральный федеральный округ (далее - Управлениями), организован постоянный мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации в целях выявления в нем положений, способствующих проявлению коррупции, а также проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов.


С октября 2008 года по 20 марта 2012 года на наличие положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, изучено более 56932 действующих нормативных актов субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, в различных сферах правоотношений; выявлено 1016 нормативных правовых актов субъектов, содержащих коррупциогенные факторы (в 796 актах по состоянию на 20.03.2012 коррупциогенные факторы устранены, в том числе в 58 в отчетный период, в 220 - не устранены).

За период с 20.12.2011 по 20.03.2012 Управлениями по субъектам Российской Федерации, входящим в Центральный федеральный округ, выявлены положения, способствующие проявлениям коррупции в 45 нормативных правовых актах (Управлением по Брянской области – 1, Воронежской области - 3, Ивановской области – 4, Костромской области – 1, Курской области – 3, Липецкой области -3, Орловской области – 19, Смоленской области – 2, Тамбовской области – 4, Тверской области – 2, Ярославской области – 1, Главным управлением по Москве – 2). Информация об указанных коррупциогенных факторах приведена в таблице (прилагается). В 67 актах были выявлены положения, способствующие проявлениям коррупции по состоянию на 20.12.2011.

Низкий процент выявления коррупциогенных факторов вызван тем, что большое количество нормативных правовых актов изучается Управлениями на стадии проектов и нормы, способствующие проявлению коррупции, исключаются до принятия нормативных правовых актов.


Семь (7) нормативных правовых актов, в которых выявлены положения, способствующие проявлениям коррупции внесены в таблицу дважды, поскольку Управлениями по Курской (1), Орловской (5), Тамбовской областям (1) выявленные коррупциогенные факторы устанавливают для правоприменителя как необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (1-ая строка прилагаемой таблицы) так и содержат неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям (2-ая строка прилагаемой таблицы).


Управлениями по ^ Белгородской, Владимирской, Калужской, Московской, Рязанской и Тульской областям нормативные правовые акты, в которых выявлены положения, способствующие проявлениям коррупции за отчетный период выявлены не были.

Наиболее распространенными коррупциогенными факторами, выявленными в указанных актах являются:

- широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решений;

- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

- отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.


Подводя итоги обзора законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, в сфере противодействия коррупции и борьбы с ней можно сделать следующие выводы.


1. В субъектах Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, продолжается формирование единой нормативной правовой базы в сфере противодействия коррупции и борьбы с ней.

Основными направлениями нормативного регулирования являются:

- установление порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, входящих в Центральной федеральный округ;

- совершенствование нормативных правовых актов в сфере государственной и муниципальной службы в целях повышения заинтересованности государственных и муниципальных служащих в добросовестном исполнении возложенных на них обязанностей, улучшения системы отбора на должности муниципальной и государственной службы, усиления контроля за законностью действий и решений государственных и муниципальных служащих.


2. Проведенный мониторинг показал, что коррупциогенные факторы выявляются не только в ранее принятых нормативных правовых актах, но и в актах субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, вновь поступивших на правовую экспертизу.


Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, ведут целенаправленную работу по реализации мер антикоррупционной политики. Их деятельность направлена не только на реализацию полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, и принятие нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, но и внесение изменений в акты, содержащие положения, способствующие проявлению коррупции.


3. В рамках реализации Плана Министерства юстиции Российской Федерации по противодействию коррупции, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22.10.2010 № 315, а также приказа Минюста России от 01.04.2010 № 77 Управлениями продолжается работа по выявлению в нормативных правовых актах положений, способствующих проявлению коррупции. Выявленные положения постепенно устраняются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ.

За период с 20.12.2011 по 20.03.2012 выявлены положения, способствующие проявлениям коррупции в 45 нормативных правовых актах (за предыдущий квартал выявлено 67 нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы). Наибольшее количество актов, содержащих коррупциогенные факторы за отчетный период выявлено в Ивановской (4), Орловской (19), Тамбовской (4), областях.


Следует отметить, что ряд региональных нормативных правовых актов, в которых выявлены коррупциогенные факторы, невозможно привести в соответствие с законодательством в связи с наличием коррупциогенных проявлений на федеральном уровне («навязанная коррупциогенность»). В связи с этим, назрела необходимость в проведении мониторинга федерального законодательства в целях выявления норм, способствующих проявлению коррупции, и последующего их устранения.




Похожие:

Обзор по результатам мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, проводимого в целях выявления в нем коррупциогенных факторов Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 iconАдминистративной реформы в российской федерации в 2006 2010 годах
Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития...
Обзор по результатам мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, проводимого в целях выявления в нем коррупциогенных факторов Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 iconКонцепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 2008 годах
Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития...
Обзор по результатам мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, проводимого в целях выявления в нем коррупциогенных факторов Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 iconОбзор изменений российского законодательства
Фз «О внесении изменений в главы 26. 2 и 26. 3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты...
Обзор по результатам мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, проводимого в целях выявления в нем коррупциогенных факторов Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 iconАналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества
Российской Федерации был подписан и официально опубликован Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25,...
Обзор по результатам мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, проводимого в целях выявления в нем коррупциогенных факторов Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 iconПоложение об управляющем совете
Российской Федерации №102 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации победителей конкурсного отбора субъектов Российской...
Обзор по результатам мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, проводимого в целях выявления в нем коррупциогенных факторов Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 iconОбзор изменений российского законодательства
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. №276-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи...
Обзор по результатам мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, проводимого в целях выявления в нем коррупциогенных факторов Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 iconРаспоряжением Правительства Российской Федерации
Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития...
Обзор по результатам мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, проводимого в целях выявления в нем коррупциогенных факторов Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 iconСправочник должностей руководителей, специалистов и служащих
Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства...
Обзор по результатам мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, проводимого в целях выявления в нем коррупциогенных факторов Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 iconЗакон о внесении изменений в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Внести в Федеральный закон от 29 ноября 2007 года n 282-фз "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики...
Обзор по результатам мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, проводимого в целях выявления в нем коррупциогенных факторов Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 iconПостатейный комментарий к главе 26. 4 Налогового кодекса российской федерации "система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции"
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации (далее Федеральный закон n...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты