Формирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников icon

Формирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников



НазваниеФормирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

О.Г. Волкова,

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №11»

г. Бийска


Формирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников


В статье предложена система работы, направленная на формирование у младших школьников навыка словообразовательного анализа, которая способствует развитию орфографической зоркости и повышению качества знаний.


В процессе работы с учащимися 4 класса передо мной встала проблема поиска эффективных способов обучения орфографии. Анализ письменных работ свидетельствовал о том, что у детей недостаточно сформированы навыки правописания, что влияет на их дальнейшее обучение в школе, орфографическую и речевую грамотность, способность усваивать родной язык в письменной форме.

Считаю, что словообразовательный анализ является одним из эффективных приёмов обучения орфографии. Вопрос об изучении словообразования в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров. Они отмечали важность словообразовательной работы, её развивающий характер. Между тем, программа по русскому языку ограничивается исключительно вопросами морфемики. Изучение морфемной структуры слов имеет важное значение в обучении правописанию, но при этом остаются без внимания «живые» словообразовательные связи. Другими словами, словообразовательные процессы остаются для учащихся закрытыми.

Предметом моего исследования послужило формирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников.

На основе наблюдений над факторами словопроизводства мною разработана система упражнений, направленная на формирование у младших школьников способности к элементарному словообразовательному анализу. С помощью системы упражнений можно вводить такие понятия как «словообразовательная модель», «словообразовательная цепочка», «словообразовательное гнездо», «омонимия», «синонимия», «антонимия». Таким образом, были созданы условия для формирования научных представлений и понятий, что отвечает принципам ведущей роли теоретических знаний, научной достоверности в обучении русскому языку.

Упражнения в данной системе связаны друг с другом по ступенчатому принципу. Знания, приобретённые в результате выполнения упражнений первой ступени необходимы младшим школьникам для выполнения последующих упражнений. В разработанной системе используются упражнения трёх уровней трудности: низкий, средний и высокий, что даёт возможность дифференцировать задания для учащихся с разным уровнем успеваемости, а, следовательно, осуществлять индивидуальный подход к каждому школьнику.

Система упражнений предполагает использование учителем различных видов работ: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа.

Предлагаю фрагменты уроков, в содержании которых используются словообразовательные упражнения, вошедшие в разработанную систему упражнений.

Тема: «Склонение имён существительных»

Минутка чистописания

На доске записаны соединения букв: ая, ой, чик.

Какой частью слова может быть данное сочетание букв в языке?

(Первые два сочетания являются окончаниями прилагательных, а третье – суффиксом существительных)

Посмотрите внимательно на второе сочетание. Всегда ли оно является окончанием прилагательного? (Нет, может быть и окончанием существительного в творительном падеже. Например, «чайкой»)

Какую роль в языке выполняет суффикс – ик? (С помощью суффикса образуются новые слова с оценочным значением.). Приведите примеры.

Можно ли при помощи окончания образовать новое слово? (Нет).

Какую работу выполняет окончание? (Окончание изменяет форму слова и служит для связи слов в предложении.) Приведите пример.

Назовите общие и отличительные признаки суффикса и окончания.

Данная работа направлена на разграничения понятий «словооборазование» и «словоизменение».

Так как, младшие школьники изучили морфемные понятия в 3 классе, то им не составило труда сделать вывод о роли суффикса и окончания. Затруднения возникли при поиске ответа на вопрос: всегда ли –ой является окончанием прилагательного?

Для помощи учащимся были использованы следующие приёмы:

- написаны слова с данными сочетаниями: красная, переплетчик, седой, чайкой, сильная.

На данном уроке дети разграничили понятия: «словообразование» и «формоизменение». Данная работа способствует развитию мыслительных операций: сравнение, обобщение, анализ.

Тема: «Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже»

Словарная работа

С каким новым словом мы сегодня познакомились (Около.)

Составьте предложение с этим словом. (Мяч лежал около забора.)

Какой частью речи является словарное слово? (Предлог)

Образуйте от этого слова существительное. (Околица)

Объясните его значение. Разберите по составу, постройте схему. Подберите другие слова к данной схеме.

Параллельно словарной работе была проведена работа по словообразованию, что позволило понять значение слова и запомнить его написание.

Тема: «Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже»

Повторение изученного материала.

Определите склонение слова «сын». Подберите родственное слово первого склонения. (Сынишка). Как образовано данное слово? (При помощи суффикса – ишк). Какое значение имеет суффикс – ишк? (Оценочное значение).

Поставьте оба слова в дательный падеж. (Сыну, сынишке). Сравните окончания, сделайте вывод. Данная работа направлена не только на повторение правописания падежных окончаний, но и над ролью морфемы в слове.

Словообразовательная работа, вошедшая в содержание каждого урока, позволила сформировать навык осознанного выполнения младшими школьниками морфемного анализа слова, способствовала формированию орфографической зоркости и повышению качества знаний.


1.Андрейченко, Л.Н. К вопросу о разграничении морфемного словообразовательного и этимологического анализа / Л.Н. Андрейченко // Нач. школа. – 1996. № 12. – С. 68

2. Баранова, М.Ю. Формирование действий морфологического анализа слов при изучении темы «Состав слова» / М.Ю. Баранова // Нач. школа. – 1996. № 4. – С. 72

3. Волина, В.В. Весёлая грамматика / В.В. Волина. – М.: Знание. 1995. -336 с.

4. Выготсякий, Л.С. Избранные психологические исследования. Развития речи и мышления / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение. 1982. - том 2.



Похожие:

Формирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников iconФормирование орфографической зоркости у младших школьников формирование орфографической зоркости
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение...
Формирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников iconРазвитие орфографической зоркости младших школьников. Батраченко Ирина Петровна
Формирование орфографической зоркости у учащихся это одна из актуальных проблем, стоящих перед школой на протяжении всего её исторического...
Формирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников iconФормирование орфографической зоркости у младших школьников удк 372. 31 Ббк74. 200. 5 Выпускная квалификационная работа
Теоретические аспекты формирования орфографической зоркости у младших школьников
Формирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников iconСолодковой Аллы Владимировны по проблеме Развитие орфографической зоркости учащихся на урок
Я, Солодкова Алла Владимировна, работаю над данной проблемой, так как считаю, что формирование орфографической зоркости одна из главных...
Формирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников iconФормирование у младших школьников универсальных учебных действий. Введение
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От...
Формирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников iconФормирование у младших школьников универсальных учебных действий. Введение
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От...
Формирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников iconФормирование общеучебных умений и навыков на уроках математики как условие развития личности и её социальной адаптации

Формирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников iconТема: «Обобщение знаний о местоимении как части речи». Цель: Образовательная
Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления и памяти на
Формирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников iconП. Демидова формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников
На современном этапе развития образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных...
Формирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников iconРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Совершенствование орфографических навыков при использовании активных форм обучения
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты