Тема Социально-экономическая сущность инновационных инвестиций. Их роль в современной экономике icon

Тема Социально-экономическая сущность инновационных инвестиций. Их роль в современной экономике



НазваниеТема Социально-экономическая сущность инновационных инвестиций. Их роль в современной экономике
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество


Тема 1. Социально-экономическая сущность инновационных инвестиций. Их роль в современной экономике.

П л а н

  1. Социально-экономическая сущность и цели инновационных инвестиций.

  2. Типы инновационных стратегий.

  3. Правовая база регулирования инновационных процессов и роль в них государства.

  4. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.




  1. Социально-экономическая сущность и цели инновационных инвестиций

В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 г.) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" под инвестициями (от латинского invest - вкладывать) следует понимать "денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта".

Понятие «инвестиции» зачастую отражает какие-либо нововведения в сфере техники и технологии, так как объективная неизбежность усиления конкурентной борьбы товаропроизводителей за рынки сбыта предполагает поиск тех сегментов рынка, которые в полной мере не заняты в данный момент времени.

В условиях глобализации экономики, с одной стороны, и предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию – с другой, требуют от российских предпринимателей повышения конкурентоспособности их продукции, что будет возможным лишь при развитии инновационной инвестиционной деятельности.

Обеспечить существенный рост ВВП в нашей стране будет возможным лишь при отказе от приоритетной ориентации на получение нефте- и газодолларов. Известный американский ученый Гаррингтон Эмерсон еще в 1911 г. в своей книге «12 принципов производительности» писал, что торговать сырьем это безумство, которое может себе позволить только слаборазвитая страна.

По общему мнению российских экспертов и представителей отечественных аналитических центров, обеспечить значительный рост ВВП будет возможным лишь при активном развитии инновационной деятельности, эффективном использовании новых достижений науки и передового опыта преимущественно в научно-производственном секторе. Создав все необходимые условия для его ускоренного развития, можно рассчитывать впоследствии на «эффект мультипликатора»: реализованные новейшие научно-технические разработки (инновации) повлекут за собой неизбежность роста всей экономики и социального потенциала страны.

По результатам отдельных исследований, в российской промышленности доля инновационно-активных предприятий не дотягивает до 10%, а аналогичный показатель в ЕС – 50%, в США – 70%. Задача состоит в усилении финансового контроля за реализацией инновационных инвестиционных программ и в защите интересов отечественных производителей новой техники и технологии.

Безусловной необходимостью является принятие во внимание такой базовой концепции финансового менеджмента, как временная стоимость денег. Держать их и не вкладывать во что-либо с целью прироста - значит терять их реальную стоимость в прямой пропорциональной зависимости от времени. Неизбежное удорожание товаров, работ, услуг обесценят первоначальную стоимость денег независимо от того в какой "банке" их хранить.

Осуществляя инвестиции, мы, по сути, делаем попытку застраховаться от возможных материальных потерь, а в лучшем варианте надеемся получить доход. Деньги должны делать деньги. Пущенные в оборот они становятся инвестициями и могут приносить их владельцам доход, что несомненно лучше "баночного" хранения.

В отечественной экономической литературе наряду с понятием "инвестиции" часто употребляется понятие "капиталовложение". По сути оба эти термины тождественны, тем не менее, понятие "капиталовложение" применяют обычно в том случае, когда речь идет о каких-либо вложениях, направляемых на воспроизводство основных фондов, то есть это понятие рассматривается лишь в качестве составной части инвестиций.

Как правило, инвестиции характеризуются долгосрочными (в редких случаях краткосрочными) вложениями определенных ценностей в активы

предприятий с целью получения определенного социально-экономического эффекта, выражающегося, прежде всего, в извлечении прибыли и росте материального благосостояния инвесторов.

Являясь экономической категорией, прибыль на уровне предприятия представляет собой чистый доход, полученный в результате продажи продукции и получения выручки, значительно превышающей затраты организации на производство и реализацию данной продукции. Достичь увеличения этого дохода можно, в числе прочих факторов, благодаря росту как отечественных, так и зарубежных инвестиций в разные сферы российской экономики и прежде всего – в научно-производственную.

Понятие «инновация» можно трактовать как результат последствий научно-технического прогресса, проявляющегося в возникновении на рынке товаров и услуг принципиально новых видов техники и технологии, меняющих существенным образом степень их конкурентоспособности в мире. Эти перемены одновременно выдвинут на передний край другую целевую установку: создать адекватную этим изменениям организацию труда и производства.

По сути любые инновации связаны с определенными финансовыми вложениями и уже по этому характерному признаку их можно с известной долей условности относить к инвестициям. И то и другое понятие рассматривается как процесс, направленный на получение определенной продукции, пользующейся спросом и имеющий несомненное социально-экономическое значение. Поэтому вполне логично говорить об инновационной инвестиционной деятельности, предполагающей, с одной стороны, разработку и внедрение принципиально новой техники и технологии, с другой – извлечение максимального дохода при минимуме финансового риска, как для разработчиков проекта, так и для государства.

Следует также отметить, что управление инновационными разработками входит в сферу действия не только инновационного, но и финансового менеджмента.

Управлению инновациями присущи следующие функции: воспроизводственная, организационная и контрольная. В широком плане к этим функциям можно отнести: стратегическое и тактическое планирование, организацию, мотивацию, контроль, маркетинговые исследования (доведение инновационного продукта до потребителя, используя благоприятную конъюнктуру рынка).

Понятие "инвестиции" не следует отождествлять с понятием "кредиты". При осуществлении капиталовложений инвестор рискует своими денежными или материальными средствами. Он может рассчитывать на компенсацию этих средств лишь в виде части полученной прибыли. Если инвестор в результате своей финансово-хозяйственной деятельности не получил доход, способный возместить понесенные затраты, то он либо прекращает свою предпринимательскую деятельность в данном направлении и, соответственно, осуществляет перелив своего капитала в другое более прибыльное инвестиционное мероприятие, либо будет стремиться делать инвестиции под гарантии того государства, на территории которого он осуществляет капиталовложение.

В последнем случае эти инвестиции будут приобретать фактически форму займа или кредита, который государство обязано вернуть с процентами вне зависимости от прибыльности или убыточности инновационного проекта. Общеизвестные принципы кредитования (возвратность, срочность, дифференцированность, обеспеченность ссуд и платность с помощью механизма банковского процента) еще никто не отменял.

Взятые даже на конкретные целевые программы в области инноваций кредиты выступают источником финансирования этих инноваций, но не инвестициями. Например, кредиты, полученные от зарубежных инвесторов, даются, как правило, под гарантии государства и, участвуя в инвестиционных российских проектах, зарубежные инвесторы слабо заинтересованы в росте прибыли предприятия, в которое они вложили деньги, или какие-либо другие ценности. Получать же они должны только часть прибыли от инвестиций, а не гарантированный процент по кредитам.

^ Экономическая сущность инноваций проявляется в конкретных экономических результатах финансово-хозяйственной деятельности организаций:

  • увеличивается объем выпускаемой продукции;

  • осуществляется расширенное воспроизводство, растет объем основных производственных фондов, создаются новые предприятия;

  • формируются предпосылки увеличения денежных средств от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;

  • увеличивается (в абсолютном исчислении) объем налоговых платежей в бюджеты разных уровней;

  • растут возможности диверсификации финансовых вложений;

  • повышается уровень долевого участия;

  • расширяется объем кредитных услуг другим предприятиям и получение прибыли от данной финансовой деятельности и т.п.

Экономическую (как, впрочем, и социальную) сущность инвестиций можно

рассматривать на уровне не только микро, но и макроэкономики. В конечном итоге, эта сущность проявляется в развитии материально-технической базы страны, росте общего объема производства, увеличения ВВП и др.

Благодаря извлекаемой прибыли предприятие может достигать конкретных производственных и социальных целей. Активизация при этом инновационной деятельности, увеличение объема осуществляемых инвестиций и рост доходов от них имеет не только экономическую, но и социальную значимость.

В отличие от экономической, социальная сущность инноваций проявляется в реализации конкретных социальных программ предприятия, отрасли региона:

  • растет материальное благосостояние акционеров и, соответственно,

стимулируется их потребительский спрос;

  • обеспечивается рост денежных расходов работников организаций на потребление материальных и духовных благ;

  • растет совокупный потребительский спрос населения;

  • создаются предпосылки роста движения рационализаторов и изобретателей, проведения научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы;

  • увеличивается объем прибыли, направляемой на решение задач природоохранного назначения, строятся дополнительные очистные сооружения, растут расходы на экологический контроль и т.п.;

  • создаются материальные предпосылки для роста объема рекреационных услуг: строительства лечебно-оздоровительных учреждений, баз отдыха, спортивных комплексов, частных гостиниц и др.;

  • появляется больше возможностей направлять доходы, полученные от инвестиционной деятельности, на улучшение санитарно-гигиенических, психофизиологических и эстетических условий труда; создавать новые рабочие места и делать саму работу более привлекательной, с моральной и материальной точки зрения, для участников производства;

  • формируются предпосылки осуществления диверсификации производства и направления определенной части получаемой прибыли на развитие социальной сферы в регионе, что, в конечном итоге, отвечает интересам жителей данного региона: возрастает доля их свободного времени, появляется больше возможностей повышения образовательно-квалификационного уровня, чаще пользоваться услугами организаций социальной сферы и др.

Принимая решение об инвестициях в ту или иную сферу экономики, компании преследуют конкретные долгосрочные ц е л и. К ним следует отнести:

  1. обеспечение роста материального благосостояния инвесторов (роста акционерного капитала за счет капитализации ценных бумаг) и, соответственно, повышения материальной заинтересованности работников в конечных результатах ФХД компании;

  2. максимизацию прибыли, позволяющей окупить первоначальные инвестиции и создать материальную базу расширенного воспроизводства;

  3. формирование прочной материальной основы финансовой устойчивости организации на перспективу и реализацию ее финансовой стратегии;

  4. повышение эффективности производства, выражающейся в достижении максимальных экономических результатов при минимуме материальных, финансовых и трудовых затрат.

Перечисленные нами цели могут дополняться другими целевыми установками. Например, в зависимости от степени долгосрочности на короткий период первостепенной целью может быть извлечение максимума прибыли, на длительный срок - рост доходов акционеров. Общепринято считать, что увеличение акционерной собственности и, соответственно, доходов акционеров отражают, как правило, финансовую устойчивость предприятия, его высокую платежеспособность и ликвидность.


^ 2. Типы инновационных стратегий


В экономической литературе нет четкой классификации инноваций. Составить ее представляется проблематичным в силу множества критериев, по которым можно было бы достичь единого мнения. Соответственно, трудно выделить типы инновационных стратегий, которые бы полностью раскрывали содержание рассматриваемых процессов.

Часто инновации подразделяют на продуктовые и процессные. К продуктовым инновациям относят применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. К процессным - новые методы организации производства, новые технологии, новые организационные структуры и др.

^ В зависимости от степени новизны инновации можно подразделить на:

- новые для отрасли в мире;

- новые для отрасли в стране;

- новые для данного предприятия (группы предприятий).

Немаловажно для успеха в инновационной деятельности выбрать необходимую стратегию со своими целевыми установками, а затем разработать тактику, конкретные мероприятия для достижения стратегических целей. Эти мероприятия должны в значительной степени быть экономически обоснованы и отражать финансовые возможности компании. Должен проводиться глубокий анализ взаимодействия ожидаемой доходности и степени финансовых рисков.

В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

Стратегия может быть объединена с процессом принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты стратегии) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения).

Четко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств.

Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия по отношению к его конкурентам. Иными словами, стратегия – это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей [7].

Все большее число фирм признает необходимость стратегического планирования и активно внедряет его. Это обусловлено растущей конкуренцией. Приходится жить не только сегодняшним днем, но предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе.

С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности.

Стратегическое планирование преследует несколько целей.

Во-первых - эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая «внутренняя стратегия». Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного «портфеля» предприятий.

Во-вторых - адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов: экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.

Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет не потерять контроль над рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было ликвидировать. Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации. Она должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

Общая цель организации должна учитывать:

основное направление деятельности фирмы;

рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей);

культуру организации, ее традиции, рабочий климат.

При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы, и какие потребности она может удовлетворить.

После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования – конкретизация целей.

Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы:

оцениваются изменения, происходящие или могущие произойти в планируемом периоде;

выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы;

исследуются факторы, благоприятные для деятельности фирмы.

Процессы и изменения во внешней среде оказывают жизненно важное влияние на фирму. Основные проблемы, связанные с внешней средой – экономика, политика, рынок, технология, конкуренция [8].

Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Целесообразно провести исследования по следующим направлениям:

оценить текущую стратегию конкурентов (их поведение на рынке; приемы продвижения товаров и т.п.);

исследовать влияние внешней среды на конкурентов;

попытаться собрать сведения о научно-технических разработках соперников и другую информацию и составить прогноз будущих действий конкурентов и наметить пути противодействия.

Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволит лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.

К серьезным факторам внешней среды относятся социально-поведенческие и экологические факторы. Фирма должна учитывать изменения в демографической ситуации, образовательном уровне и др.

Анализ внутренней среды проводится с целью выявления сильных и слабых сторон в деятельности фирмы.

Инновационная деятельность предприятия – венчурная, т.е. связана с повышенной степенью риска. В практике управления инновационными проектами применяют следующие способы снижения риска:

распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

страхование;

резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

Распределение риска происходит при разработке финансового плана проекта и контрактных документов. При этом участники проекта принимают ряд решений, расширяющих, либо сужающих диапазон потенциальных инвесторов. Страхование риска означает передачу определенных рисков страховой компании. Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и расходами, необходимыми для преодоления сбоев в выполнении проекта [5].

Оценка непредвиденных расходов позволяет свести к минимуму перерасход средств.

План финансирования проекта должен учитывать:

- риск нежизнеспособности проекта;

- налоговый риск;

- риск незавершения проекта.

Инвесторы должны быть уверены, что возможные доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженности обеспечения окупаемости капиталовложений.

Инновационная программа предполагает участие в ее реализации различных физических и юридических лиц, в том числе иностранных, а также государства и международных организаций.

В зависимости от тех или иных специфических признаков (критериев) следует различать отдельные группы инновационных инвестиций:

  1. По содержанию инвестируемого по объектам вложения капитала:

  • реальные,

  • финансовые (или портфельные)

К реальным инвестициям (инвестициям в нефинансовые активы) относятся вложения частных и государственных организаций в реальные активы, связанные с производством каких-либо товаров и услуг:

а) вложения денежных средств в создание новых производств, предназначенных для удовлетворения постоянно меняющихся возрастающих общественных потребностей;

б) инвестиции в объекты производственного и непроизводственного назначения, в расширение уже существующего производства и поддержание тем самым процесса расширенного воспроизводства материальных благ и услуг, что, в конечном итоге, может привести к увеличению прибыли организаций, росту рыночной стоимости ценных бумаг, повышению материального благосостояния инвесторов, а также к росту доходов бюджетов различных уровней, увеличению объема социально-бытовых услуг населению, развитию социальной сферы и др.;

в) вложения денежных средств государственных структур в создание благоприятной инвестиционной атмосферы в конкретном регионе, отрасли: сюда могут относиться затраты государства на поддержание экологического равновесия и формирование условий труда, соответствующих нормативным требованиям.

При этом государство может выполнять важную функцию по обеспечению "стартовых" предпосылок развития малого бизнеса. Именно государство должно брать на себя "пусковые" риски - затраты в виде капиталовложений по обеспечению производственной инфраструктуры: строительству дорог, линий связи, тепло-, водо-, энерго- и газоснабжения и т.п. особенно важно в процессе вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Чтобы выдержать конкуренцию на внешнеэкономическом уровне следует уже сейчас разрабатывать конкретные мероприятия по активизации инвестиционной деятельности, направленной на существенное удешевление производства той продукции и тех отраслей экономики, которые мы намерены сделать ведущими в нашей торговле с другими странами;

г) вложения денежных средств в реконструкцию и техническое перевооружение уже действующих предприятий, но отстающих по технологическому уровню и не способных конкурировать с аналогичными зарубежными фирмами. Это вызывает необходимость провести своевременно замену и модернизацию оборудования. Не вызывает сомнений тот факт, что преодолеть отставание от передовых зарубежных технологий будет невозможным без существенных капиталовложений в различные отрасли экономики;

е) вложения денежных средств организаций в приобретение нематериальных активов: лицензий, торговых марок, программных продуктов и др.;

ж) инвестиции в приобретение земельных участков и объектов природопользования.

^ К финансовым инвестициям относятся вложения денежных средств организаций в приобретение ценных бумаг, иностранной валюты, золота и т.п. в целях извлечения прибыли, получения другой финансовой отдачи: в виде дивидендов, роста рыночной стоимости ценных бумаг, увеличения капитала.

  1. По продолжительности срока окупаемости:

  • краткосрочные (до 1 года);

  • среднесрочные (от 1 до 3 лет);

  • долгосрочные (более 3 лет).

Как правило, инвестиции планируются на долгосрочную перспективу и

отвечают долговременным социально-экономическим целям предприятий и государства.

  1. В зависимости от формы собственности:

  • государственные (вложения средств государственных предприятий и учреждений);

  • частные (вложения средств юридических и физических лиц, занятых в частном секторе экономики;

  • смешанные, представляющие собой совокупность вложений средств организаций, относящихся как к частному, так и государственному секторам экономики;

  • иностранные;

  • совместные (субъектов РФ и иностранных инвесторов).

  1. По характеру участия в инвестиционном процессе:

  • прямые (по сути, реальные инвестиции);

  • портфельные, предполагающие использование в качестве вкладов в проекты ценных бумаг;

  • прочие (в основном осуществляются при помощи таких организаций как: коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды и т.п.).

Названные инвестиции могут осуществляться представителями либо частного, либо государственного сектора экономики.

В последние годы в РФ начинают приобретать все больший размах коллективные инвестиции. Первым ярким примером участия инвесторов в коллективных инвестициях были Чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Они были созданы для эффективного управления такими финансовыми активами акционеров как в а у ч е р ы и размещались в реальный сектор экономики, преимущественно в разные отрасли производственной сферы. Предполагалось быстрыми темпами сформировать класс собственников и тем самым форсировать переход к рыночной экономике.

Приватизация объектов государственной собственности при помощи массовой "ваучеризации" оказалась не совсем удачной и к 1999 г. необходимость в ЧИФах отпала, они прекратили свое существование.

Более "живучими" оказались ПИФы - Паевые инвестиционные фонды. На российском фондовом рынке они появились в конце 1996 г., выполняя функции по аккумулированию денежных сбережений населения и свободных денежных ресурсов юридических лиц для передачи коллективных активов в управление профессиональным компаниям. Пай обладает в рамках соответствующего ПИФа определенной ликвидностью. Это дает возможность владельцу пая принимать решение о целесообразности продолжения инвестиционной деятельности.

В настоящее время получили свое практическое применение в РФ открытые, интервальные и закрытые паевые фонды. Собирая средства от физических и юридических лиц, управляющие ПИФ инвестируют их в акции, облигации, опционы и другие ценные бумаги на товарном и денежном рынках. Инвестируя свои средства в Паевой фонд, инвестор становится совладельцем (пайщиком) этой по сути инвестиционной компании. Благодаря участию в ПИФе инвестор может рассчитывать на более эффективное использование вложенных средств, так как компания может принимать на достаточно высоком профессиональном уровне решения: о диверсификации финансовых вложений, своевременной ротации ценных бумаг; о защите прав инвесторов, сохранении их вкладов и т.п.

Хотя паевой инвестиционный фонд не является сам юридическим лицом, однако он имеет собственный счет в коммерческом банке и в его инфраструктуре находятся такие независимые юридические лица как управляющий компанией (учредитель ПИФа) и специализированный депозитарий. Особенностью ПИФА является то, что прирост его вкладов, дивиденды и проценты не облагаются налогом на прибыль. При этом все организации, составляющие инфраструктуру ПИФа (обслуживающие его), лицензируются и регулируются ФКЦБ России - Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (см.сайт ФКЦБ www.fedcom.ru).

Важно также отметить "прозрачность" осуществляемых финансовых операций: управляющие компании паевых фондов обязаны регулярно публиковать информацию о деятельности управляемых фондов.

. Более подробную информацию о паевых инвестиционных фондах и других коллективных инвестициях можно получить на сайте Центра коллективных инвестиций www.cic.ru.

К разновидностям коллективных инвестиций также относятся: ^ Общественные фонды банковского управления (ОФБУ), получающие широкое развитие в Российской Федерации в последние годы; Кредитные союзы (объединения кредитных потребительских кооперативов), оказывающие своим членам финансовые услуги типа предоставления кредитов, сбережения денежных средств и др.; Страховые компании, аккумулирующие большие суммы страховых премий; Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), занимающиеся негосударственным пенсионным обеспечением своих вкладчиков - доходы от управления привлеченными денежными средствами НПФ направляет исключительно на социальные цели, обеспечивая вкладчикам дополнительные пенсионные выплаты.



  1. ^ Правовая база регулирования инновационных инвестиционных процессов


На результативность происходящих в РФ инновационных процессов определенное влияние оказывает система законов, принимаемых на уровне регионов Законодательным собранием, а в масштабе страны - нижней и верхней палатами Государственной думы.

Правовая база России за последние годы существенно укрепилась и стала определенным гарантом стабильного развития инвестиционных процессов в стране. Принятые гражданский и налоговый кодексы РФ юридически закрепили возможности неуклонного роста инновационной деятельности. Одновременно этим процессам способствовало принятие специальных законов, защищающих права отечественных и зарубежных инвесторов.

На протяжении ряда лет в РФ обсуждается проект Федерального закона «Об инновациях». Сейчас он находится в стадии окончательного его принятия. В отдельных регионах России уже принят данный закон: например, в республике Башкортостан.

Различные аспекты проблемы инноваций в стране регулируются Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в ред. от 18.12 2006 г.).

В данном Федеральном законе дана краткая характеристика объекта и субъекта капитальных вложений. Под объектом понимаются "находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами". Субъектами же инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

В рассматриваемом законе определены права и обязанности субъектов инвестиционной деятельности, источников ее финансирования.

Значительное место в законе уделено вопросам государственного регулирования инвестиционных процессов, осуществляемых в форме капитальных вложений.

Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Счетная палата РФ, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. При этом контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами РФ органы.

Регулирование инвестиционных процессов, в которых участвуют иностранные инвесторы, осуществляет Федеральный закон от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (в ред. от 03.06.2006 г.)

Данный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы, условия предпринимательской деятельности этих инвесторов на территории России. Закон направлен на привлечение и эффективное использование зарубежных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта и т.п.

В законе дано четкое определение прямой иностранной инвестиции, которая представляет собой приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли (долей) вклада в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования…таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей".

При этом отмечается, что иностранному инвестору на территории России предоставляется полная защита его интересов; что иностранный инвестор имеет право осуществлять в нашей стране инвестиции в любых формах, не запрещенных нашим законодательством. Имущество иностранного инвестора не может подлежать принудительному изъятию, в том числе национализации, если им не были нарушены законы Российской Федерации. В случае же национализации, иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещается стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

. Правовое регулирование инвестиционных и других социально-экономических процессов является одной из основных функций любого государства. Взаимоотношения различных субъектов управления инвестициями регулируются прежде всего законодательными и нормативными документами, которые разрабатывают и предлагают к неукоснительному соблюдению те или иные государственные структуры. При этом должны учитываться в первую очередь интересы отечественных инвесторов.

Одним из важных документов, регламентирующих отдельные аспекты

инновационной деятельности, являются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (2000 г.). Они явились результатом научных исследований отечественных ученых по проблемам оценки разных видов эффективности инвестиций. При этом использовались материалы методики ЮНИДО-КОМФАР (UNIDO: United Nations Industrial Development Organization - организация объединенных наций по промышленному развитию).


^ 4. Проблемы привлечения иностранных инвестиций

в экономику России


Осуществление грандиозных проектов реконструкции и развития предприятий производственной сферы и соответствующей инфраструктуры предполагает большой прилив капиталовложений, Среди них важная роль отводится возможным притокам иностранных инвестиций. В какой мере мы можем рассчитывать на инвестиционные потоки со стороны зарубежных инвесторов?

Важнейшей проблемой привлечения иностранных капиталовложений в РФ являются их высокие производственные и непроизводственные затраты. Целью любого инвестиционного решения выступает получение прибыли. Как бы не относился иностранный предприниматель к России, вкладывать денежные средства в ее экономику он будет, прежде всего, в зависимости от экономической, а не политической целесообразности. Его интересует в первую очередь уровень рентабельности инвестиционного проекта, степень возможного превышения доходов от проекта над издержками производства.

Высокие издержки производства в отдельных странах (в том числе в России) при строительстве объектов производственного назначения и создании производственной инфраструктуры (дороги, связь, энерго-, газо-, водо- и теплоснабжение) по экологическим, географическим и климатическим условиям делают эти страны малопривлекательными для инвесторов, побуждая их перемешать свои капиталы в страны с меньшими издержками производства, а следовательно и с меньшими инвестиционными рисками. Данный процесс перемещения капиталов получил название "глобализация экономики".

Полное включение России в орбиту мирового рынка, что планируется в результате ее вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), сделает Российскую Федерацию более открытой для проникновения иностранных товаров, более дешевых и более конкурентоспособных, чем наши отечественные, Однако потекут ли в страну капиталовложения, останется вопросом. Если их почти не было (по сравнению с Китаем, Таиландом и другими странами) до вступления в ВТО, то почему они возрастут после этого вступления? Ведь объективные условия останутся теми же самыми, что и раньше: не снизится резко стоимость возводимых производственных зданий, не уменьшатся затраты на строительство дорог, энергоносители, добычу сырья и др.

Вывод: привлечь иностранные инвестиции можно лишь при условии существенного снижения производственных и непроизводственных издержек. Для этого потребуется:

  • намного увеличить расходы госбюджета на НИОКР, которые бы позволили увеличить число научно-технических разработок по проблемам снижения себестоимости выпуска и реализации продукции;

  • ввести жесткие ограничения на вывоз валюты. Одно лишь отсутствие государственных границ и визового режима для большинства жителей бывших советских республик, ставших независимыми странами, приводит к гигантской утечке валюты за границу.

По мнению многих аналитиков, к причинам снижения инвестиционной активности в России относятся:

  • высокая стоимость коммерческого кредита;

  • недостаточное финансирование инвестиций из бюджетных средств и других финансовых источников;

  • отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;

  • высокий уровень финансовых (в том числе инвестиционных) рисков из-за слабого правового обеспечения защиты внутренних и внешних инвесторов.

Необходимо ужесточить финансовый и административный контроль за целевым использованием кредитов, взятых специально для осуществления инвестиционных программ.

. На возможность привлечения иностранных инвестиций могут оказать влияние таможенные правила, ограничивающие ввоз отдельных товаров (особенно тех, которые производятся в настоящее время и могут производиться в долгосрочной перспективе у нас в стране) на территорию Российской Федерации. Безусловно, жесткая протекционистская политика должна проводиться и после присоединения России к ВТО. Весьма важно, чтобы после присоединения к ВТО соблюдались интересы государства, и чтобы российские товары и российское производство не были вытеснены товарами из других стран.

Проблемы привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций не могут занимать ведущего места в системе общих проблем роста инвестиционной активности в Российской Федерации. Первостепенное значение имеет существенное увеличение объема отечественных инвестиций в нашу экономику, в том числе в финансовые активы.




Похожие:

Тема Социально-экономическая сущность инновационных инвестиций. Их роль в современной экономике icon1. Социально-экономическая сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода
Социально-экономическая сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода
Тема Социально-экономическая сущность инновационных инвестиций. Их роль в современной экономике iconI. Иностранные инвестиции и их значение 6 > Сущность, роль и возможности иностранных инвестиций 6
Iii. Проект с использованием иностранных инвестиций. Завод по переработки и производству молочной продукции ООО "Кампина" 46
Тема Социально-экономическая сущность инновационных инвестиций. Их роль в современной экономике iconЭкзаменационные вопросы по «Экономике»
Экономическая система: сущность, структура, типы (традиционная, административно-командная, рыночная, «смешанная»)
Тема Социально-экономическая сущность инновационных инвестиций. Их роль в современной экономике iconСоциально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Двухуровневая банковская система Российской Федерации

Тема Социально-экономическая сущность инновационных инвестиций. Их роль в современной экономике iconП л а н формы и особенности реальных инвестиций Сущность и виды инвестиционных проектов, основные требования к их разработке. Проектный цикл Технико-экономическое обоснование (тэо) инвестиций Структура бизнес-план
Под инвестиционным проектом обычно понимают документ, отражающий конкретную деятельность по осуществлению целенаправленного достижения...
Тема Социально-экономическая сущность инновационных инвестиций. Их роль в современной экономике icon1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике Финансы
Финансы — это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их...
Тема Социально-экономическая сущность инновационных инвестиций. Их роль в современной экономике iconI. Программа Тема Рыночные структуры. Процесс формирования в России
Государственный сектор, его роль, место и значение в современной рыночной экономике. Государственные закупки товаров и услуг. Трансфертные...
Тема Социально-экономическая сущность инновационных инвестиций. Их роль в современной экономике iconПрограмма дисциплины «социально-экономическая система современной россии»
Цивилизационное разнообразие и дивергенция трансформационных процессов в пост-коммунистических странах
Тема Социально-экономическая сущность инновационных инвестиций. Их роль в современной экономике iconЗадание к семинарскому занятию по теме «Бюджет и бюджетная система страны» (30 марта 2010 года)
А социально-экономическая сущность бюджета и принципы построения бюджетной системы государства
Тема Социально-экономическая сущность инновационных инвестиций. Их роль в современной экономике iconТема Социально-экономическая сущность бюджета
Функции бюджета. Бюджет и общественное производство. Бюджет как инструмент государственного регулирования. Бюджет в системе финансового...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты