|
«Система работы классного руководителя» С.Е. Тупик МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАЕТЛЬНАЯ ШКОЛА № 85 IV городской конкурс «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях» в номинации «Система работы классного руководителя» Тема: «Формирование толерантного поведения у младших школьников» Работу подготовила Тупик Светлана Евгеньевна учитель начальных классов 2010 год Краснодар ^ Теперь, когда мы научились, летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но в сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширяются зоны конфликтов. В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Современному школьнику не хватает терпимости, гуманности, тактичности в общении с людьми. В сознании ребенка прослеживаются изменения таких жизненно важных понятий, как добро, любовь, счастье. Ни один из эпизодичных предметов, предусмотренных целевыми и региональными программами, ни разовые воспитательные мероприятия, тем более назидательные беседы учителей о необходимости быть терпимыми и гуманными не дают желаемых результатов в нравственном воспитании, «оздоровлении» души современных младших школьников. Средства же массовой информации, напротив, весьма оперативно и успешно снабжают всех желающих порой дешевой, низкопробной информацией далеко не воспитательного характера. В школе встречаются дети разных национальностей, разных статусов и разных взглядов. Именно это и произошло в 3 классе МОУ СОШ № 85, где я, Тупик Светлана Евгеньевна являюсь классным руководителем. С этими детьми я работаю с 1 класса. Прошедшие 2 года показали необходимость работать не только по воспитанию необходимых учебных качеств, но и формированию толерантного поведения. Именно преимущественно воспитанию толерантности посвящена вся воспитательная работа в данном классе. Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а также достаточно поздним порождением психики человека, поскольку условия объективной действительности в гораздо большей степени способствует интолерантности – явлению, противоположному толерантности по своему содержанию. Осознанию актуальности толерантности отдельным индивидом предшествует длительная духовная работа над собой, что порождает педагогическую проблему толерантности. Подтверждением этого служит подписанная 16 ноября 1995 года странами-членами ЮНЕСКО Декларации принципов толерантности, отдающая приоритет в популяризации идей толерантности в сфере образования. В 2010 году исполняется 15 лет со дня подписания Декларации принципов толерантности. В статье 4 Декларации принципов толерантности рассматривается необходимость воспитания толерантности. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. А воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Поэтому формирование основ толерантного поведения заняло весомое место в образовательной и воспитательной программе класса. Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка. Но процесс воспитания толерантности происходит стихийно. Для того, чтобы сделать его целенаправленным, необходимо организованная педагогическая деятельность в классе, полноценная работа педагога с воспитанниками. Именно в школе нужна терпимость в отношении друг с другом, невзирая на цвет кожи, социальное положение, разные точки зрения, ко всему, что может вызвать агрессию. Поэтому толерантности нужно учить, наравне со счётом и письмом. Учить принимать других такими, какими они есть. Не все, но многое может школа. Например, качнуть мир в сторону добра, донести до учащихся, что быть толерантным – значит, быть современным. ^ Тема: «Формирование толерантного поведения с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов личности» ^ создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного формирования толерантного поведения у младших школьников Задачи:
Для создания оптимального варианта работы с классом необходимо учесть следующие моменты:
^
^ В классе учатся дети из различных семей. Таких как: - многодетные семьи – Езовой Татьяны (воспитывает мать), Комирней Алены (воспитывает мать), Тупахина Тимофея, Никитина Даниила - дети инвалиды – Бамболова Рада - воспитываются в неполных семьях – Евтушенко Даниила (мать), Катьяновой Анны (родители в разводе), Колесникова Александра (мать), Марухно Дениса (родители в разводе), Сергиенко Дианы (родители в разводе), Шестопалова Ясмин (мать). - приемные семьи – Карпова Дмитрия и, Пастухова Ивана (воспитывает Гомзякова Л.З.) - детский дом – Петухов Сергей ПЛАН составления характеристики классного коллектива
^ В классе 23 человека из них 13 мальчиков и 10 девочек. Большая часть детей 200 года рождения, но есть дети 1994 года (Бамболова Рада, которая находится на домашнем обучении), 1999 года (Пастухов Иван, прибыл из детского дома города Сочи, в данный момент находится в приемной семье Гомзяковой Л.З.), 2000 года (Колесников Александр, Козменко Артем и Комирняя Алена) и 2002 года (Комендантова Юлия). 2009-2010 учебный год ученики закончили следующим образом – 4 отличника (Дмитрашкин Матвей, Козменко Артем, Комендантова Юлия и Чумаков Константин), 9 человек на оценку «4» и «5» остальные с «3». За прошедший учебный год многие школьники начали заниматься в кружках, а некоторые даже в нескольких сразу. Девочки – Аверина В., Кашуба Д., Комендантова Ю., Сергиенко Д., Шестопалова Я., Карпов Д., Пастухов И. – занимаются рисованием и арт-мозаикой в СДК, Дмитрашкин М.и Парфенчук М. – посещают танцевальный кружок «Горлица», Марухно Д. – футбол; в ДШИ № 9 Чумаков К. – слушание музыки, Евтушенко Д. – рисование, Тупахин Т. – игра на аккордеоне. В течение прошлых лет у школьников воспитывалась культура поведения в общественных местах, формировались правила поведения на дороге. В этом учебном году планируется посещение музеев, театров, выезды на природу и другие мероприятия. Занятость в кружках
^ классного руководителя в течение года Ежедневно: Работа с опаздавшими и выяснение причин отсутствия учеников на занятиях. Организация питания учащихся. Организация дежурства в классном кабинете. Индивидуальная работа с учащимися. Еженедельно: Проверка дневников. Проведение мероприятий в классе по плану. Работа с родителями по ситуации. Работа с учителями-предметниками по ситуации. Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учеников. Каждый месяц: Посещение уроков в своем классе у учителей предметников. Консультация школьного психолога. Решение хозяйственных вопросов. Встреча с родительским активом. Работа с активом класса. Один раз за четверть: Оформление классного журнала. Анализ выполнения плана работы за четверть. Коррекция плана воспитательной работы на новую четверть. Проведение родительского собрания. Один раз в год: Проведение открытого мероприятия. Оформление личных дел учащихся. ^
^ Толерантное поведение целесообразно формировать в школе. В рамках Федеральной целевой программы «Наша новая школа» планируется проведение системы занятий по формированию толерантности у младших школьников. Для достижения положительного результата необходимо использовать различные методы и приемы. Использованные методы и приемы работы по формированию толерантного поведения апробированы на практике в ходе работы в МОУ СОС № 85. Метод воспитания, традиционно, рассматривают как способ воздействия на существенные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Опираясь на синергетический подход, мы должны рассматривать в едином контексте методы воспитания и соответствующие им методы самовоспитания. ^ – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. В интеллектуальной сфере необходимо формировать объём, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеала терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. В ценностно-смысловых образованиях содержатся нравственное значение толерантного поведения. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не только понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на отношении между людьми. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатии, стыд и др. воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удаётся сочетать требовательность и доброту. ^ ребёнка предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучения его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение и связанные с ним приёмы аттракции. Под внушением понимают такое психическое воздействие словесное ил образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Под влиянием внушения могут возникать представления о людях или группах людей, несоответствующие действительности, а также стремление действовать без оценки полученных побуждений и верить источникам информации, не сомневаясь в его надёжности. Через внушение в сознание входят стереотипы, создаётся настроение. Внушение является важным фактором распространения лозунгов-суждений, в которых предельно кратко, но точно определяется отношение к людям. ^ может реализоваться через использование цитат из Библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда ребёнок пытается внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос «что бы мне сказал в этой ситуации учитель, родители?». В воспитании толерантности нельзя ограничиться только знаниями о толерантном поведении, толерантных поступках и возникающими в процессе внушения эмоциями. Дело в том, что формирование толерантности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но и процесс совершенно особый, многое необходимо формировать в мотивационной сфере. ^ включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки детей. Педагог должен чётко выражать своё негативное отношение к интолерантному поведению. Стимулирование может осуществляться в различных вариациях: поощрение, похвала и т.д. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных социальных групп. ^ помогают ребёнку формировать умение правильно оценивать своё отношение к другим людям, что способствует осознанию им и своих потребностей, пониманию смысла своего поведения, выбору мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации. В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдёт личность ради достижения целей. Проявления активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе. ^ с целью воспитания толерантности предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для воспитания толерантности гораздо более эффективно использование косвенного требования (совета, просьбы, намёка, доверия, одобрения и т.д.). Косвенное требование отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические требования: переживания, интересы, стремление воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются следующие. Требование-совет – это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит. Требование в игровом оформлении (требование-игра). Опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняют и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства. В ряде случаев эффективным оказывается требование-просьба. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками. Сама просьба – форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения. В формах требования так же выделяют: требование-намек, требование- одобрение, прямые приказания, осуждения. Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – навыки и привычки – устойчивые качества личности. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д.Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Использование упражнения признается успешным, когда воспитанник проявляет устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, ибо, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки (К.Д.Ушинский). Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнить определенные обязанности, контролируют свои действия, правильно их оценивает с позиции других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения-качества, которая основывается на сформированных воспитанием привычках. В то же время личность может проявлять активность в ситуации, когда деятельность или общение не отвечают её мотивам и чувствам: ситуациях неуспеха, неподкрепления. В этих случаях вступают в действие сфера саморегуляции, когда в качестве оценивающего выступает сам объект (К.А.Абульханова-Славская) и его субъективные параметры оценки. В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести своё поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль и др. Саморегуляция осуществляется в соответствии с известной формулой С.Л.Рубинштейна о преломлении внешнего через внутреннее. Саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач. В процессе саморегуляции раскрывается организация активности субъекта, её системный характер. ^ направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыком сознания своего поведения и состояния других людей, формирования навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести методы коррекции поведения. ^ направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок несёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример педагога, который должен выступать эталоном толерантного поведения. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример – наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. Но коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребёнок часто может сам изменить своё поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием. В предметно практической сфере необходимо развивать способность свершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. Психологи отмечают, что не всякая деятельность развивает способности и не все возникшие способности приводят к развитию личности в целом (К.А.Альбуханова-Славская). Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выражает её готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способ это, в свою очередь, зависит от сформированности экзистенциальной сферы. ^ направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это, прежде всего, проблема выбора способа отношений с другими людьми. Таких ситуаций множество. Например, дети должны выбрать себе команду, с которой нужно выполнить какое-либо задание учителя. Требует выбора и ситуация, в которой учащийся вынужден сотрудничать со всеми детьми, в том числе и теми, нормальным отношениям с которыми мешали определённые предрассудки. Воспитатель умышленно создаёт лишь условия для возникновения ситуаций. Когда в ситуации возникает проблема для ребёнка и существуют условия для самостоятельного её решения, создаётся возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определённая толерантная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в их социальную среду. В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремления к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимания морали в себе. Эта сфера помогает человеку вступать в определённые отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями. Позиции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его экзистенциальной сферы, выполняющей функцию отбора идей, позиций, взглядов и ценностных ориентаций. Среди целей развития этой сферы немаловажными являются: обеспечение развития позитивной Я – концепции и самоуважения, развития способностей чуткого отношения, уважения к людям; формирования навыков социального взаимодействия, признаков плодотворной ориентации. ^ направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребёнка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволяют ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой – «труд души». В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, ещё лучше – решать так называемые дилеммы Л. Кольберга. ^ заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «За» и «Против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. Использование моральных дилемм как средства развития экзистенциальной сферы, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой учитель при условии, что каждая дилемма должна:
Такие дилеммы всегда порождают спор в коллективе, где каждый приводит свои доказательства, а это даёт возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях. Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определённой ситуации или в определённый период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти. Таким образом, выделены следующие доминирующие активные бинарные методы воспитания толерантности. ^Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация разнообразных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приёмов. ^ я – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, которые изменяют его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определённым образом. Но далеко не каждое педагогическое воздействие ведёт к позитивным изменениям в воспитательном процессе, а только то, которое воспринимается учащимися, соответствует их внутренним устремлениям, становится для них личностно значимым. Для педагогической теории и практики важно классифицировать приёмы воспитания. Классификация даёт возможность упорядочить приёмы и представить их педагогический потенциал в целостном виде. При выборе основания для классификации приёма следует принимать во внимание то, каким образом педагог добивается изменений в отношениях с окружающими, с учеником. Можно выделить 3 группы приёмов воспитания основ толерантного поведения у младших школьников во внеклассной работе: ^ . Прием «Эстафета». Классный руководитель, так организует деятельность, чтобы в ее процессе взаимодействовали учащиеся из разных групп. Прием «взаимопомощь». Педагог организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организованной деятельности. Прием «Акцент на лучшее». Во время беседы педагог стремится подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты. Прием «Ломка стереотипов». Во время разговора педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть её как спектакль. Приём «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся. Приём «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей. От простых суждений следует ввести соответствующие ограничения, перейти к аналитическим, а затем к проблемным суждениям учащихся. Приём «Коррекция позиций» - тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми, и препятствующих возникновению агрессивного поведения. Приём «Справедливое распределение» предполагает создание разных условий для проявления инициативы разных учащихся. Он приемлем в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться других. Приём «Обмен ролями». Учащиеся обмениваются ролями, которые получили при выполнении заданий. Приём «Мизансцена». Состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определённом сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения заданий педагога. ^ . Под диалоговой рефлексией понимается диалог педагога и ребёнка, способствующий формированию отношения ученика к какой-нибудь значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приёмы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребёнком. Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица. Приём «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположения о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. Приём «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определённый интерес, переносят события новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего. Приём «Поиск толерантной позиции». Учащиеся взаимодействуют (2 учеников), остальные анализируют их диалог, выбирая правильную позицию. Приём «Встречные вопросы». Учащиеся, разделённые на группы, говорят друг другу определённое количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются обсуждению. Приём «Обнажение противоречий» - разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения по поводу разных групп людей. ^ и т.д. Приём «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить историю, придумать своё завершение проблеме отношений между людьми или животными, которые являются героями данного литературного произведения. Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги любит их товарищ по классу. Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов, литературных произведений другим людям. Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на заданную учителем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, комментируют, разрабатывают задания и т. п.) Педагогических приемов - бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит к одному ученику, может быть неприменим для другого. На протяжении многих веков проблема воспитания толерантности разрабатывалась, предлагались пути и способы ее решения. Сейчас появились предположения о необходимости формирования основ толерантного поведения у учащихся уже в младшем школьном возрасте, основанные на знании учителем психологических особенностей детей данной возрастной группы. Таким образом, учитель начальных классов должен знать современного ребенка, его психологические особенности, потребности, увлечения. Учитывая то, что в России в данный момент активно идет гуманизация образовательного процесса, то, что приоритетными становятся развивающие и воспитательные задачи, преподавателю начальных классов необходимо активно, целенаправленно заниматься формированием основ толерантного поведения у учащихся младших классов. А, зная, психолого-педагогические особенности работы с учащимися начальной школы, преподаватель должен более внимательно и основательно подходить к выбору основных методов и приемов воспитания толерантности во внеклассной работе, делать эту работу целенаправленной и систематичной. На основе предложенных методов и после проведенной диагностики в классе (текст диагностики см.в приложении) была разработана коррекционная работа по формированию толерантности у школьников
Примеры использования методов и приемов на практике представлены в приложениях. ^
^ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СОЦИУМОМ ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |