Тема: Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения как условие развития ребёнка с сенсорной депривацией icon

Тема: Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения как условие развития ребёнка с сенсорной депривацией



НазваниеТема: Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения как условие развития ребёнка с сенсорной депривацией
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество


Инновационный проект

Тема:

Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения как условие развития ребёнка с сенсорной депривацией.

Инициатор: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 202".

Адрес: 350062 г. Краснодар, ул. Яна Полуяна, 48, тел. 226-29-90.

Заведующая - МДОУ- детский сад комбинированного вида № 202:

Божко Елена Васильевна.

Научно-методическое обеспечение

Научный руководитель - Ясько Бела Аслановна, доктор психологических наук, профессор Кубанского государственного университета, тел. 8 918 465 25 19

^ Объект исследования – образовательная среда МДОУ - детский сад комбинированного вида №202 реализующего программы развития ребёнка с нарушением слуха.

Предмет исследования – компоненты образовательной среды, обеспечивающие процесс социальной адаптации ребёнка с нарушением слуха:

  • экологическое пространство;

  • педагогический процесс;

  • педагогический коллектив;

  • микросреда.

Субъект исследования – педагогический коллектив.


Постановка проблемы, актуальность.

Развитие личности ребёнка, включенного в систему дошкольного образования, происходит в специфическом образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения. Это пространство, как отмечается во многих исследованиях, имеет выраженные типологические характеристики, но при этом имеют место и особенности, которые обусловлены территориальным, административным и другими факторами функционирования конкретного образовательного учреждения. К числу таких особенностей можно отнести и фактор комплексности, т.е формирование образовательной среды, включающей различные виды образовательных услуг (дополнительное образование, коррекционные группы и т.д ).

МДОУ- детский сад комбинированного вида № 202 является образовательным учреждением, реализующим на протяжении нескольких следующие образовательные программы:

Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / Под. ред. Л. А Головчиц»,

Федотова В.М «Программа коррекции сенсорного и интеллектуального развития детей с нарушением слуха»,

авторская программа Федотовой В.М «Развитие речи у дошкольников с нарушением слуха и детей с кохлеарным имплантантом»,

Лукьяненко И.А, Нижегородова Е.А «Духовно-нравственное развитие личности дошкольников.

МДОУ- детский сад комбинированного вида № 202 является единственным муниципальным учреждением реализующим эти программы. Вместе с тем, по данным медико–педагогической статистики, отмечается рост детской патологии по типу сенсорной депривации с нарушением анализаторов слуха. Это обусловливает потребность в разработке принципов коррекционной и педагогической работы с этим контингентом, как в специализированных учебных заведениях, так и в индивидуальных образовательных услугах. Таким образом, очевидно противоречие между наличием практического опыта формирования образовательной среды развития детей с нарушением речи МДОУ- детский сад комбинированного вида № 202 с одной стороны, возрастанием указанной патологии и отсутствием теоретического, методологического и методического обобщения этого опыта для его широкого распространения.

Сказанное обусловливает актуальность исследования проблемы формирования образовательной среды развития ребёнка с нарушением слуха в целом и дальнейшего совершенствования этой работы в МДОУ- детский сад комбинированного вида № 202, в частности.

Цель – выявление развивающего психолого-педагогического ресурса образовательной среды дошкольного учреждения комбинированного вида в процессе воспитания детей, имеющих нарушения слуха, для обоснования программы воспитания ребенка с нарушениями слуха в образовательной среде дошкольного учреждения комбинированного вида.

Задачи: определение методов, методологии, теоретической базы и практического обоснования эксперимента;

  • создание оптимальных условий для социально-личностного физического, познавательного, речевого развития детей;

  • организация системы работы с педагогическим коллективом по проблеме исследования;

  • организация формирующего эксперимента и поэтапное обобщение его результатов;

  • осуществление психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии воспитанников с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка;

  • организация исследования педагогического мониторинга когнитивного, личностного развития ребенка, уровня адаптации;

  • включение в образовательную среду социальных микросредовых факторов (работа с семьёй и родителями)

  • разработка комплексной программы воспитания и развития дошкольников с ограниченными возможностями (нарушением слуха).

Условия, необходимые для реализации проекта

Для реализации данного проекта в МДОУ- комбинированного вида №202 существуют необходимые условия.

Наличие:

  • групповой ячейки,

  • кабинетов: сурдопедагога, лингафонного, медицинского, физиотерапевтического, методического, изо–деятельности;

  • залов физкультурного и музыкального;

  • специальной звуковой усиливающей аппаратуры: аппарат для индивидуального обучения «Унитон», индивидуальные слуховые аппараты;

  • укомплектованного педагогического состава;

  • методического обеспечения:

дифференцированной справочно-иформационной литературы,

базы данных по педагогическому опыту, касающемуся темы экспериментального исследования;

методической литературы:

  • Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / Под. ред. Л. А Головчиц- М.,2006

  • Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста авт.коллектив Носкова Л.П и др.-М.,1991

  • Носкова Л.П Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха.-М.,2004

  • Королёва И.В Кохлеарная имплантация и слуховая реабилитация глухих детей и взрослых.- М.,2008

  • Головчиц Л.А Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2006

  • авторских разработок Федотовой В.М, учителя-дефектолога:

  • «Перспективный план проведения дидактических игр по формированию элементарных математических представлений»,

  • методическое пособие «Особенности развития интеллектуальных способностей детей с нарушением слуха со сложной кохлеарной имплантацией ,

  • «Методика диагностического обследования речевого развития детей с нарушением слуха»,

  • «Методики обследования познавательной сферы детей с нарушением слуха»,

  • «Программа коррекции сенсорного и интеллектуального развития детей с нарушением слуха»,

  • авторская программа «Развитие речи у дошкольников с нарушением слуха и детей с кохлеарным имплантантом».

  • Лукьяненко И.А, Нижегородова Е.А «Духовно-нравственное развитие личности дошкольников,

  • Глазырина Л.Д «Физическая культура-дошкольникам»,

  • Копцева Т.А «Природа и художник»,

  • Буренина А.И «Ритмическая мозаика»

Теоретические основы решения поставленной проблемы

Содержание воспитательно-образовательного процесса должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, социальную адаптацию, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития и учитываться принципы как общей, так и коррекционной дошкольной педагогики:

  • принцип развивающего обучения реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитывающей «зону его ближайшего развития»;

  • принцип учета генетической задачи возраста. Реализация этого принципа позволяет учесть общие закономерности развития ребенка применительно к его возрасту и ближайшему социальному окружению. По этому принципу на каждом возрастном этапе жизни ребенка должны учитываться и формироваться те психологические новообразования, которые обеспечивают поступательное развитие его личности и деятельности;

  • принцип взаимосвязи коррекции и компенсации являющийся одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку в зависимости от характера, структуры и выраженности отмеченных у него отклонений в развитии (коррекционная направленность на формирование компенсаторных механизмов);

  • учет актуального и потенциального уровней развития ребенка предполагающий оценку реальных возможностей ребенка и его способности к обучению, реализуемые в сотрудничестве со взрослым;

  • деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в типичных видах детской деятельности определенных умений и навыков.

Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с указанными принципами должно обеспечивать социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Поэтому важнейшим компонентом общеразвивающей и коррекционной работы с детьми является преодоление социальной депривации. Л. С. Выготский считал, что «социальное воспитание должно быть подчинено социальному развитию». Социализацию ребенка он рассматривал как процесс его «врастания» в цивилизацию, связывая это с овладением способностью к знаковому опосредованию, что происходит главным образом в символико-моделирующих видах деятельности и речи.

Общность основных закономерностей развития ребенка в норме и в ситуации отклоняющегося развития определяет основные направления педагогической работы, обеспечивающие, прежде всего целостность, гармоничность психического развития:

  • социальное развитие;

  • физическое воспитание;

  • познавательное развитие;

  • формирование коммуникативных способностей и развитие речи;

  • формирование механизмов ведущей деятельности и типичных ее видов, свойственных определенному периоду детства;

  • эстетическое развитие.


^ Гипотеза исследования: предполагается, что интегрированный подход к воспитанию ребенка с нарушениями слуха, реализуемый в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида, обладает психолого-педагогическим ресурсом развития ребенка, достижения им социальной адаптации.

^ Этапы инновационной деятельности

1-й этап, подготовительный (январь 2010 г. - май 2010 г.)

  • формирование научной, методической, экспериментальной базы исследования;

  • социально - экономическое обеспечение эксперимента

Предполагаемые результаты:

набор диагностик: педагогических и психологических методов, критериев экспериментальной работы, начало процесса мониторинга.

2-й этап, экспериментальный (сентябрь 2010 - июнь 2012 г.)

  • разработка плана и программы эксперимента;

  • выполнение программы эксперимента;

  • создание рефлексивно-информационной среды в педагогическом сообществе;

  • создание комплексной программы воспитания и развития дошкольника с ограниченными возможностями (с нарушением слуха) и ее экспериментальное апробирование;

  • рефлексия результатов.

Предполагаемые результаты:

концептуальная модель комплексной программы воспитания и развития дошкольника с ограниченными возможностями (нарушение слуха)

^ 3-й этап, обобщающе - аналитический (сентябрь 2012 - декабрь 2012 г.):

  • научно-методическая экспертиза программы;

  • научно-методическое обобщение результатов эксперимента;

^ Предполагаемые результаты

Формирование образовательной среды развития ребёнка с сенсорной депривацией, способствующей его социальной адаптации

^ Значение ожидаемых результатов для развития системы образования, муниципального образования г. Краснодара

Изучение данной проблемы позволит:

  • разработать концепцию образовательной среды МДОУ- детский сад комбинированного вида № 202, реализующего программы для детей с нарушением слуха;

  • разработанный на основе концепции пакет методических материалов и программ может быть использован в образовательной деятельности дошкольных учреждений, а также в индивидуальной коррекционно развивающей работе с детьми в состоянии сенсорной депривации.

^ Ресурсное обеспечение инновационной деятельности

Предварительные расчеты по кадровому, экономическому, материально-техническому и научному обеспечению эксперимента.

Проект осуществляется группой, состоящей из штатных сотрудников. Необходимо ввести единицу научного руководителя, психолога, лаборанта. Материальная база соответствует условиям проведения эксперимента, требует дополнения за счет приобретения компьютера для обработки данных мониторинга, видеокамеры, ксерокса, диапроектора, методических пособий.

Источники финансирования: муниципальный бюджет, спонсорская помощь.


Направление работы

1 этап

2 этап

3 этап

работа с кадрами:










Методологический семинар (2 раза в год)

1000 руб.

1000 руб.

1000 руб.

материально-техническое обеспечение:










ПК (в комплекте)

30000 руб.







ТСО : ксерокс

7000 руб.







Стол для компьютера

7000 руб.







Мультимедиа

50000 руб.







канцелярские товары:










бумага

1000 руб.

1000 руб.

1000 руб.

папки

400 руб.

400 руб.

400 руб.

ручки

100 руб.

100 руб.

100 руб.

итого:

100000 руб.

2500 руб.

2500 руб

Расчеты произведены без учета инфляции на 015.09.2009



Похожие:

Тема: Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения как условие развития ребёнка с сенсорной депривацией iconТема: Формирование психологического здоровья ребёнка дошкольного возраста
...
Тема: Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения как условие развития ребёнка с сенсорной депривацией iconВ связи с новыми федеральными государственными требованиями у структуре основной общеобразовательной программы была пересмотрена и создана новая Концепция развития дошкольного учреждения. В соответствии с Программой «Столичное образование – 5»
Концепция развития дошкольного учреждения. В соответствии с Программой «Столичное образование – 5» было взято направление на усовершенствование...
Тема: Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения как условие развития ребёнка с сенсорной депривацией iconСодержание I. Целевой раздел
Гбоу сош с. Подстепки, Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного...
Тема: Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения как условие развития ребёнка с сенсорной депривацией iconРазвивающая предметная среда доу как условие развития в дошкольный период детства Развивающая предметная среда
Развивающая предметная среда доу как условие развития в дошкольный период детства
Тема: Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения как условие развития ребёнка с сенсорной депривацией iconОсновная образовательная программа образовательного учреждения
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Тема: Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения как условие развития ребёнка с сенсорной депривацией iconСетка непрерывной непосредственной образовательной деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад №61» г. Находка на 2012 – 2013 учебный год

Тема: Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения как условие развития ребёнка с сенсорной депривацией iconПлан работы образовательного учреждения, работающего в режиме опорной школы по использованию информационных технологий в современном образовательном процессе на 2012-2013 учебный год
...
Тема: Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения как условие развития ребёнка с сенсорной депривацией iconПлан работы муниципального дошкольного образовательного учреждения «ташлинский детский сад» на 2011-2012 учебный год
План работы является основным документом по поводу функционирования и развития дошкольного образовательного учреждения в 2011-2012...
Тема: Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения как условие развития ребёнка с сенсорной депривацией iconСемья персональная среда жизни и развития ребенка
Семья персональная среда жизни и развития ребенка, именно она играет решающую роль в его развитии
Тема: Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения как условие развития ребёнка с сенсорной депривацией iconАдаптивная система обучения на уроках математики Шишкина Татьяна Викторовна, учитель математики моу «сош №20»
«Сотрудничество и социальное партнерство как условие развития образовательного учреждения» (г. Астрахань, 27 марта, 2009г.)
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты