Проект муниципальной инновационной площадки icon

Проект муниципальной инновационной площадки



НазваниеПроект муниципальной инновационной площадки
Дата17.10.2016
Размер
ТипКонкурс

Департамент образования администрации муниципального образования город Краснодар

Конкурс общественно-значимых инновационных проектов среди образовательных учреждений муниципального образования город Краснодар в 2010/2011 уч. г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 110 «Теремок»

г. Краснодар


ПРОЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ


Направление инновационной деятельности:

Разработка концепции здоровьесбережения в образовательном учреждении (организация сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий, реализация профилактических программ, спортивных мероприятий, индивидуальный мониторинг и программы развития здоровья).


Тема проекта:

^ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ПОДХОДА

К ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЕ ПИТАНИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


2010-2011 г

Администрация муниципального образования г. Краснодар

Управление образования

Конкурс общественно-значимых инновационных проектов среди образовательных учреждений муниципального образования город Краснодар в 2010/2011 уч. г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 110 «Теремок г. Краснодар


^ ПРОЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ


Направление инновационной деятельности:

Разработка концепции здоровьесбережения в образовательном учреждении (организация сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий, реализация профилактических программ, спортивных мероприятий, индивидуальный мониторинг и программы развития здоровья).

Тема проекта:

^ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ПОДХОДА

К ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЕ ПИТАНИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


Руководитель проекта: Болотова Ирина Николаевна,

заведующий МДОУ «Центр - детский сад №110».

Телефон/факс: 2752962, teremok110@yandex.ru

Адрес: 350029, г. Краснодар, ул. им.Жлобы,2



  1. ^ ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА.


Актуальность исследования. Здоровье ребенка представляет собой результат влияния множества факторов: генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, то есть является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом. Статистические данные системы здравоохранения, обобщение результатов научных исследований позволяют утверждать, что снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста приобретает стойкие тенденции. Не вызывает сомнения, что решение основной задачи, связанной с предотвращением негативной тенденции состояния здоровья дошкольников, необходимо связать с совершенствованием самой образовательной системы.

Реализация в системе дошкольного образования ведущего педагогического принципа природосообразности, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать ребенка с его конкретными особенностями и уровнем развития, связана с определенной культурой образовательной деятельности дошкольного учреждения – культурой здорового образа жизни.

Природосообразность, в нашем понимании, есть свойство, состояние взаимодействия с Природой, ее Законами на уровне осознания, понимания, чувствования, сохраняя гармонию внутреннего и внешнего Мира в процессе развития, ребенок учится жить природосообразно – то есть природосообразность жизни выступает как уровень личностной культуры.

Педагогическая энциклопедия трактует природосообразность как принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка. Поэтому понимание природных законов жизни и сохранения здоровья лежит в области воспитания растущего человека, становится значимой педагогической задачей.

Актуальность исследования в данном направлении актуализируется рядом противоречий между:

– необходимостью решения проблемы создания педагогических условий природосообразного режима жизнедеятельности дошкольника и недостаточной практической разработанностью педагогических технологий организации этого процесса в дошкольном учреждении;

– необходимостью разработки теоретических и практических основ организации культуры здорового образа жизни и системы питания дошкольного учреждения и недостаточной исследованностью практических: организационных и содержательных компонентов педагогической деятельности в данном направлении;

– необходимость соотнесения возможностей педагогического процесса с новыми требованиями к режиму жизнедеятельности и питания дошкольников Сан ПиН 2.4.1.2660-10.

На основании выявленных противоречий определена проблема исследования: как, каким образом организовать природосообразный режим жизнедеятельности и системы питания ребенка дошкольного возраста как основы культуры здорового образа жизни детского сада.

^ Цель экспериментальной работы - разработка содержания и методического обеспечения реализации педагогических условий природосообразного режима жизнедеятельности и питания дошкольника как основы культуры здорового жизни дошкольного образовательного учреждения.

^ Объект исследования - культура здорового образа жизни дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования - процесс организации природосообразного режима жизнедеятельности и питания ребенка дошкольного возраста как основа культуры здорового образа жизни ДОУ.

^ Задачи экспериментальной деятельности:

1. Выявить уровень культуры здорового образа жизни в образовательной деятельности детского сада.

2. Выявить условия, влияющие на создание природосообразного режима жизнедеятельности и системы питания дошкольников и внедрить их в практику работы ДОУ.

3. Разработать программу деятельности ДОУ«Природосообразный режим жизни ребенка дошкольного возраста» и экспериментально проверить её эффективность.

^ Гипотеза исследования состоит в том, что природосообразный режим жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении будет возможным если:

- проведено медико-психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста в соответствии с критериальными показателями состояния здоровья и его индивидуальными индивидными, личностными особенностями;

- создан комплекс индивидуально направленных оздоровительных услуг для дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения;

- осуществляется систематическое диагностирование и коррекция состояния их физического, психологического и нравственного здоровья;

- разработана система образовательной работы носящая оздоровительный характер;

–в педагогическом взаимодействии с ребенком созданы условия для осознания дошкольником ценности здоровья, формируются навыки здоровой жизнедеятельности и системы питания.


^ 2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАЦИИ.

1. Повышенная чувствительность организма ребенка к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в дошкольном возрасте создают «идеальные» условия для развития нервно-психических, соматических заболеваний, поэтому необходима коррекция образовательного деятельности ДОУ для снижения данных негативных проявлений.

2. Содержание сохранения и развития здоровья детей, основанное на принципе природосообразности, включает систему рациональной организации жизнедеятельности дошкольников с учетом его природных и личностных особенностей, развитие индивидуальной потребности в сохранении и укреплении здоровья у самого ребенка.

3. В основе педагогической технологии природосообразного режима жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста должно лежать формирование культуры здорового образа жизни в дошкольном учреждении и привитие её каждому ребенку.


3.^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

РАБОТЫ


Освоение окружающего мира и развитие в нем осуществляется ребенком дошкольником при прямом посредничестве взрослого. На этапе дошкольного детства начинает реализовываться принцип событийности, складываются особые детско-взрослые отношения, в дальнейшем влияющие на все жизненные программы человека. Будущее отношение к своему здоровью складывается из совокупности событий, которые происходят на дошкольном этапе жизни. Именно тогда ребенок начинает соотносить свои жизненные ощущения с теми требованиями, которые предъявляют ему взрослые и поступать относительно тех жизненных образцов, которые заявляются взрослыми как эталоны жизненного поведения.

Следовательно, миссия дошкольного образования состоит в организации специальной деятельности по переводу будущей социальной программы жизни ребенка в настоящую педагогическую ситуацию. Она связана с интеграцией воспитательных сил в целях образования и развития личности и здоровья ребенка.

Главная роль в этом процессе отводится педагогической деятельности ДОУ по созданию благоприятных условий развития ребенка, с учетом его природных особенностей и задатков. Единство природосообразности и культуросообразности в образовательной деятельности обеспечивает действительную центрированность на личности ребенка, создает основу гуманизации образовательного процесса..

Организация системы природосообразной жизнедеятельности дошкольников может быть представлена в виде взаимосвязанных, составляющих единый комплекс и вместе с тем достаточно самостоятельных структур, оформленных в модули по принципу ведущих форм и факторов развития воспитанников.

В каждом из них на основе общих целей выдвигаются специальные задачи, решение которых позволит развить индивидуальные возможности воспитанников и на основе этого оптимизировать образовательный процесс в ДОУ на основе принципа природосообразности.

Модуль - поле совместной деятельности специалистов ДОУ на основе координации и интеграции усилий педагогов. Это создает возможности для системной, комплексной, планомерной и контролируемой работы, как в ситуативной, так и перспективной деятельности.


^ Система организации природосообразного режима жизнедеятельности

1. Педагогический модуль (воспитатели, узкие специалисты, родители) направлен на:

– обеспечение условий для всестороннего и безопасного развития детей;

- организацию различных видов деятельности и общения в контексте развития индивидуальных жизненных сил ребенка и формирование опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающему.

^ 2. Управленческий модуль (временный творческий коллектив, научный руководитель, заведующая, методист, специалисты, попечительский совет) решает следующие задачи:

- создание единой стратегической линии экспериментального развития;

- анализ, планирование, организация, контроль и регулирование деятельности каждого модуля и системы целом;

- определение критериев эффективности, мониторинг деятельности системы.

^ 3. Модуль комплексной диагностики и консультации (психолог, дефектолог, невропатолог, логопед) осуществляет:

– диагностику состояния здоровья детей, уровня их психосоматического здоровья;

– выявление причин и степени задержек и нарушений физического, функционально-психического и личностного развития детей;

– определение индивидуальных планов коррекционно-педагогической и развивающей деятельности специалистов.

^ 4. Медицинский модуль (невропатолог, педиатр):

– выявление степени соматических, невротических расстройств детей;

– разработка индивидуализированной лечебной и лечебно-коррекционной программы;

- осуществление адекватной помощи детям, консультирование педагогов и родителей.

8. ^ Психологический модуль (педагог-психолог, психологически подготовленные воспитатели) связан с решением следующих задач:

- выявление степени сформированности психических функций;

- изучение личностных особенностей, негативно влияющих на психическое здоровье, развитие, поведение и обучаемость детей;

- прогнозирование развития и коррекции, соответствующих индивидуальной программе;

- психологическое консультирование и тренинг родителей, педагогов;

- создание условий для психологической комфортности ребенка

10. ^ Коррекционно-педагогический модуль (психолог, логопед, воспитатели) обеспечивает:

– раннее выявление трудностей в развитии, зоны неуспешности;

– разработку индивидуальных планов развития ребенка и реализация специальных программ по коррекции и оптимизации траекторий развития;

– подготовку документации для психолого-педагогического консилиума;

– необходимую помощь детям в учебной, игровой, творческой деятельности.

Детский сад, педагогический процесс которого способствует организации жизнедеятельности воспитанников в природосообразном режиме – это такое образовательное учреждение, где в процессе обучения и воспитания на основе новых технологий, в условиях, благоприятных для сохранения здоровья детей и взрослых, педагогами, медицинскими работниками и родителями при активном участии самих детей осуществляется осознанное формирование культуры здоровья. Основы такого ДОУ составляют: развивающее обучение и воспитание, педагогика оздоровления.

Разработана модель ДОУ построенная в соответствии со следующими принципами:

- определение образовательных и воспитательных задач с учетом особенностей состояния здоровья и возможностей детей;

- приведение содержания педагогической и медицинской практики в соответствие с этими особенностями;

- обеспечение воспитательно-образовательного процесса не только как процесса усвоения детьми необходимых знаний, умений и навыков, но и как комплекса мер по укреплению их здоровья;

- соблюдение принципа природосообразности при построении воспитательно-образовательного процесса (режим, двигательная активность, психологический комфорт, питание);

- мониторинг состояния здоровья детей как основа изменения воспитательно-образовательного процесса;

- приоритетными компонентами в воспитательно-образовательном процессе ДОУ должны выступать самореализация, саморазвитие и творчество ребенка, находящиеся в гармонии с двигательной активностью.

В качестве обобщенных целей для разработки модели ДОУ отмечены следующие:

- создание в ДОУ организационно-педагогических, материально технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья воспитанников;

- обеспечение ДОУ кадрами медицинских работников, усиление контроля за медицинским обслуживанием детей;

- создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения для работы по приобщению воспитанников к здоровому образу жизни;

- развитие организационного, программного и материально-технического обеспечения дополнительного образования воспитанников в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;

- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья;

- разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников ДОУ.

Таким образом, определилась приоритетная цель разрабатываемой модели ДОУ – формирование культуры здоровья детей как основы для снижения воздействия на них негативных факторов (неблагоприятная экологическая ситуация, падение жизненного уровня большинства семей, снижение исходного уровня здоровья детей, поступающих в ДОУ и др.).

Особое внимание необходимо уделить организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ, а также организации и содержанию образовательной деятельности, так как именно в ней формируется значительная часть факторов риска для здоровья детей.

Первая особенность состоит в том, что экспериментальная деятельность должна основываться на развитии общей культуры дошкольного учреждения по принятию культурных норм здоровья.

Этому могут способствовать:

- семинары для педагогов, рассматривающие проблемы духовности, культуры личности;

- родительские собрания о состоянии здоровья детей с участием научных работников образования и медицины;

- родительские конференции, рассматривающие роль семьи в сохранении и укреплении здоровья детей;

- педагогические советы по данной проблеме;

- психологические тренинги для детей и педагогов.

Вторая особенность, выявленная нами – необходимость интеграции познавательной и оздоровительной деятельности. Эта интеграция направлена на преобразование форм неправильной, неэффективной жизнедеятельности, ведущих к ухудшению здоровья детей в процессе воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.

Содержание оздоровительной деятельности составляют интегрированные курсы, которые проходят через все виды образовательной деятельности ДОУ.

Оздоровительный характер жизнедеятельности ребенка в ДОУ обеспечивается:

– направленностью на сохранение и укрепление здоровья детей всего воспитательно-образовательного процесса;

– материально-технической базой ДОУ;

– моделированием образовательных программ и учебного плана.

Третья особенность связана с той ролью, которую играет педагог, организующий образовательную деятельность в различных формах. Она выражается в понимании педагогами необходимости включать проблематику здоровья в свою деятельность, как на занятиях, так и вне их, в возникновении потребности в специальных научных знаниях и овладении современными технологиями проведения занятия, позволяющими сохранять здоровье и формировать культуру здоровья дошкольников.

Четвертая особенность связана с определением ее содержания в аспекте «здоровье через образование». Поэтому есть необходимость внести коррективы в содержание учебного плана, добавить комплекс модульных интегрированных курсов и парциальных программ, базовыми компонентами которых являются: формирования ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни.

^ Таким образом, образовательная деятельность принимает оздоровительную направленность.

Пятое – особенности организации воспитательно-образовательного процесса (насыщенность второй половины дня занятиями в различных кружках, секциях, и т. д.), неблагоприятные тенденции здоровья детей, заключения специалистов о необходимости приближения медицинской помощи к месту пребывания ребенка определили еще одно направление развития модели ДОУ – улучшение материальной базы медицинского блока ДОУ.

Таким образом, основная идея заключается в переходе от спонтанного подхода к здоровью воспитанников как к чему-то среднестатистическому, к ориентации на реально существующие типы детей, уровень их здоровья, максимальное развитие имеющихся у них способностей, учет основных психофизических характеристик.

^ Здоровьесберегающая модель образовательного учреждения включает следующие компоненты:

- терапевтические мероприятия в организованных формах обучения (музыкотерапия, игротерапия, ароматерапия, арттерапия, эстетотерапия, ритмотерапия, релаксопедия), использование их на занятии стабилизирует здоровье детей, снижает уровень невротизации, создает гармонию разума и чувств ребенка, повышает выносливость к нагрузкам и др., о чем указывали в своих исследованиях петербургские коллеги: Е.К. Павлова (1994), Т.А. Ильина (1994).

– использование интегрированных занятий, в результате которых дети чувствуют себя в комфортном психологоэмоциональном состоянии, позволяет повысить мотивацию к обучающей деятельности, уверенности в себе, своих возможностях.

– создание разнообразных стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка. Личностно-ориентированное образование дошкольников, в результате которого снижается закомплексованность детей. Педагогическое направление также включает организацию здоровьесберегающей развивающей среды ДОУ.

– семейная психотерапия, установление благожелательных отношений с родителями, организация «Школы здоровья для родителей» с целью

1) обследования семьи; 2) семейных обсуждений; 3) совместной психотерапии детей и родителей.

– изменение стиля работы воспитателя на основе альтруизма, эмпатии и адекватной здоровью и культуре рефлексии.

– изменение системы питания дошкольников, переход на вариативные формы питания с учетом факторов риска и заболеваемости дошкольников.

– медико-психолого-педагогическое сопровождение личности ребенка осуществляет ^ Коррекционный Совет в который входят воспитатели, педагоги-специалисты, педагоги-специалисты, социально-психологическая служба. Основная цель в деятельности Коррекционного Совета аналитико-диагностическая деятельность.

Схематично модель деятельности дошкольного учреждения в режиме здорового образа жизни можно представить в следующей схеме.


^ МОДЕЛЬ ПРИРОДОСООБРАЗНОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ




3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Эффективность экспериментальной работы отслеживается по состояния здоровья детей. В связи с этим необходимо проводить мониторинг развития, где используются следующие показатели:

– уровень физического развития (соответствие весо-ростовых показателей биологическому возрасту);

– уровень физической подготовленности (соответствие развития физических качеств возрастным нормативам);

– оценка функционально состояния основных систем организма;

– уровень психического развития (комплекс показателей, обеспечивающих гармонию психического и физического развития).

Результаты этих показателей заносятся в карту индивидуального развития ребенка. Схема обследования детей состоит:

– медицинских показателей (диагноз при поступлении в детский сад, группа здоровья, анализ заболеваемости);

– данных физического развития (весо-ростовые показатели, пропорциональность развития, соматический тип ребенка); данных физической подготовленности (скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость, быстрота, равновесие);

– данных состояния основных систем организма (реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку, состояние сердечно-сосудистой системы, возможности дыхательной системы, состояние нервной системы, опорно-двигательного аппарата, лор-органов, стоматологические заболевания;

– данные психического развития (соответствие уровню возрастного развития мышления (сформированность наглядно-образного мышления, наличие элементов словесно-логического мышления), речь, внимание (устойчивость, объем), память (объем, прочность), воображение, эмоционально-волевая сфера (тревожность, гиперактивность, гипоактивность и др.), общительность);

– данные об образе жизни (состояние семьи, познавательная, двигательная активность, уровень самостоятельности, склонности и увлечения).

В обследовании здоровья детей принимают участие педагоги, дефектологи, врачи различных специальностей. На основании диагностических данных определяется стратегия развития и укрепления здоровья каждого ребенка, соотносятся показатели развития, полученные в течении и в конце учебного года.

Другая цель диагностики: изучить особенности культуры здоровья детей дошкольного возраста в связи с особенностями личностно-социального развития.

1. Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.

2. Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, особенности их знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».

3. Изучить особенности компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать: задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях; задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

4. Изучить особенности личностно-социального развития ребенка в связи с культурой здоровья.

Для решения обозначенных задач используется комплекс диагностических методов: наблюдение; беседы с детьми; диагностические игровые задания; проблемные ситуации; анализ продуктов детской деятельности; контентанализ; личностно-социальные характеристики детей; индивидуальные профили социального развития ребенка; тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); анкетирование родителей и воспитателей.


^ 4. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ ПО КАДРОВОМУ, ЭКОНОМИЧЕСКОМУ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ, МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТА:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Центр развития ребенка -детский сад №110 «Теремок» построен по типовому проекту, соответствует санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. В учреждении функционирует 9 дошкольных групп для детей с 3-7 лет .

Материально-техническая база учреждения превышает нормативы, предназначенные для ДОУ, кроме специально предназначенных помещений для дневного пребывания и сна детей, создана кабинетная система для ведения образовательной деятельности, а также помещения для студийной и секционной работы с детьми. Это:

• Кабинет изобразительной деятельности, художественная мастерская,

• Кабинет информатики, компьютерных технологий,

• Кабинет логопеда,

• Кабинет психологической разгрузки,

• Кабинет музыкального руководителя.

• Детский мини-театр ,

• Музыкальный зал,

• Спортивный зал, тренажерный зал,

• Зимний сад,

• Стадион, спортивная площадка.

Кроме этого в учреждении оснащены и функционируют следующие помещения для оказания медицинских услуг:

• Кабинет врача,

• Кабинет старшей медицинской сестры,

• Кабинет физио-электропроцедур ( амплипульс, УФО),

УВЧ, ингаляторы «Вулкан», ионизаторы воздуха- люстры Чижевского);

• Фитобар для употребления лечебных настоев,

• Кабинет массажа,

• Процедурный кабинет,

• Изолятор.

ДОУ использует разработки научно-экспериментальных технологий Всероссийского научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений Российской академии сельскохозяйственных наук (ВИЛАР). В помещениях учреждения установлены аэрофитомодули - растения, подобранные таким образом, чтобы как можно лучше очищать и оздоравливать воздух.

В учреждении функционирует социально-психологическая служба, а также специалисты, ведущие коррекционно-развивающую и оздоровительную деятельность, это: логопеды - 2 человека, социальный педагог, психолог, медицинская сестра ЛФК, массажист, врач-педиатр, невропатолог, физиотерапевт.

Кроме этого в ДОУ имеются нестандартные ставки воспитателей:

• Воспитатель театрализованной деятельности;

• Воспитатель информатики.

• Воспитатель по физической культуре,

• Воспитатель изодеятельности, ,

• Воспитатель хореографии.

В педагогическом коллективе сложилась творческая, мобильная, активная атмосфера, способствующая внедрению, разработке и апробации новых технологий ведению экспериментальной деятельности,

Все это определяет необходимые ресурсы для успешной экспериментальной деятельности в данном направлении.

  1. ^ ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА С ПРОГНОЗИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ И ФОРМАМИ ПО КАЖДОМУ ЭТАПУ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.






Название этапа

Сроки

Основные задачи

Прогнозируемые результаты

Формы представления отчетности

1 этап

Аналитико-прогностический













Аналитико-диагностический

Ноябрь 2010 - -февраль 2011 г.

Провести диагностику образовательных ресурсов ДОУ по организации экспериментальной работы, сформировать рабочую группу проекта, определить основные действия по подготовке в реализации диагностических и организационных мероприятий.

Формирование состава основных модулей экспериментальной деятельности, построение функционала по каждому модулю экспериментальной работы

Аналитический отчет, протоколы заседаний Координационного совета

2

Диагностический

Январь-март 2011


Провести систему диагностический мероприятий по мониторингу состояние здоровья воспитанников, обозначить основные критерии перехода в природосообразный режим жизнедеятельности ДОУ

Мониторинг уровня здоровья воспитанников, уровень культуры здорового образа жизни субъектов образовательного процесса

База диагностических данных

2 этап

Организационный этап
















Организационно-моделирующий

Апрель 2011 - Октябрь 2011-

Организовать деятельность педагогов и специалистов ДОУ в режиме оздоравливающей педагогики . Обеспечить программно-методическое наполнение этого процесса



Программы оздоравливающей образовательной деятельности


Методические материалы




Организационно-аналитический

Ноябрь 2011-сентябрь2012

Провести системную апробацию экспериментальной модели, опубликовать наиболее существенные результаты эксперимента, выявить его существенные положительные стороны и недостатки, проблемы в осуществлении, разработать стратегические шаги по устранению возможных проблем


Система образовательной деятельности по формированию культуры здорового образа жизни

Программно-методическое обеспечение инновационной деятельности

3 этап


^ Контрольный этап
















^ Аналитико-экспериментальный, с элементами контроля

Сентябрь 2012 - Май 2013

Продолжить экспериментальное исследования, проводя системный анализ, дополнение и контроль проведенной работы, обеспечивающий дальнейшее развитие эксперимента, провести работу по распространению результатов исследования

Расширение модели в использовании методов и приемов деятельности, рассмотрение возможностей психологической и коррекционной поддержки детей

Отчет по второму этапу эксперимента. Результаты мониторинга




^ Итоговый анализ и подведение итогов эксперимента

Июнь2013 –Сентябрь 2013

Провести системный обобщающий анализ проведенной экспериментальной деятельности с определением дальнейших задач и перспектив её развития

Анализ эффективности модели в различных содержательных и процессуальных аспектах

Публикации в научной периодической печати, методические пособия



^ Календарный План инновационной деятельности
Муниципальной инновационной площадки на 2010/11 учебный год




Направление работы (вид мероприятия, форма проведения)

Наименование мероприятия, (публикации, другой формы работы)

Сроки (период или дата) и место проведения, представления

Категория участников

Форма представления итоговых материалов

Ф. И. О. ответственных (исполнителей)

1.

Мониторинг:



Оценка качества жизни воспитанников и уровня их здоровья.

МДОУ №110

Ноябрь-Январь 2011г.


Родители, педагоги


Цифровые и содержательные показатели успешности образовательной деятельности

Коваль Г.Б., зам. зав по ВМР

Хвичава Е.В. инстр. по физ. культуре






Создание банка данных здоровья воспитанников дошкольного учреждения.


МДОУ №110

Февраль 2011 г.


Педагоги, администрация

База данных о состоянии здоровья дошкольников

Болотова И.Н., заведующая

Коваль Г.Б., зам. зав по ВМР





Диагностика программно- методического обеспечения образовательной деятельности ДОУ с целью приведения в соответствие с задачами проекта.

МДОУ №110

в течение года»

Администрация МДОУ №110



Формирование группы участников экспериментальной работы, формирование плана деятельности на квартал


Проектная группа.







Медико-психолого педагогическая диагностика детей от 3 до 7 лет.


МДОУ №110в течение года

Психолог педагоги, специалисты МДОУ

Диагностические карты здоровья и физического развития

Рудь М.В. вос-ль

Носонова О.И. вос-ль

Кончакова Е.А. вос-ль

Вакарова Л.А. врач

Качалова И.М. педагог психолог




Педагогические собрания

«Здоровьесберегающая среда ДОУ, как условия физического и психического развития детей»


«Оптимизация валеологических характеристик образовательного процесса ДОУ»


«Педагогическая деятельность воспитателя по формированию культуры здоровья дошкольников»



МДОУ №110

ноябрь 2010


Февраль 2011 г.


май 2011

Педагоги ДОУ, специалисты ДМЦ


Педагоги ДОУ, специалисты ДМЦ

Педагоги ДОУ, специалисты ДМЦ


Протокол педагогического совета , методические рекомендации

Протокол педагогического совета , методические рекомендации

Протокол педагогического совета , методические рекомендации


Болотова И.Н., заведующий

Коваль Г.Б. зам.зав по ВМР

2.

Круглый стол



«Учет природных особенностей ребенка в семейном воспитании»

МДОУ №110

декабрь 2010 г.

Педагоги, родители

Методические материалы

Качалова И.М.,педагог-психолог

«Психологические проблемы и их решения в системе укрепление здоровья ребенка»

«Учебные нагрузки в дошкольном возрасте»

« Закаливание и здоровое питание детей дошкольного возраста»

МДОУ №110

февраль 2010 г.


март 2011 г.


Май 2011 г.

Педагоги, родители


Педагоги, родители

Педагоги, родители

Методические материалы


Методические материалы

Методические материалы

Коваль Г.Б.,зам. зав по ВМР


Коваль Г.Б.,зам. зав по ВМР

Хвичава Е.В. инст. по физ культуре




Работа с общественностью

«Неделя здоровья»;

МДОУ №110

ноябрь 2010 г

Родители, общественность, педагоги, администрация

Методическая разработка, фото

Коваль Г.Б. зам зав по ВМР

Работа с семьей

«Разработка и ведение карт индивидуального развития здоровья ребенка в семье»

МДОУ №110

в течении года

Педагоги, психологи, специалисты, медики

Разработка карты индивидуального развития здоровья ребенка

Качалова И.М. педагог психологРудь М.В. вос-ль




Семинары



«Организация питания детей в дошкольном учреждении, проблемы и их пути решения.»

«Немедикаментозные средства оздоровления дошкольников»Главные условия воспитания детей. Какие мы родители?»

« Арттерапия в образовательном процессе ДОУ»


МДОУ №110

январь 2011г.

Февраль 2011г.


Апрель2011 г.



Педагоги ДОУ


Педагоги ДОУ


Педагоги ДОУ

Педагог-психолог

Методические материалы


Методические материалы


Методические материалы


Вакарова Л.А. врач


Вакарова Л.А.. врач


Рудь М.В. Вос-ль

Качалова И.М. педагог психолог




Самостоятельная работа педагогов по моделированию содержания воспитательно – образовательного процесса.»

Обогащение валеологическим содержанием образовательного процесса в группах.

МДОУ №110

В течении года

Педагоги ДОУ



Новое программно методическое содержание педагогической деятельности, программа «Здоровый малыш».

Воспитатели всех групп, Коваль Г.Б. зам зав по ВМР




Тренинги

Тренинг телесно ориентированной психотерапии «Создай самого себя»

МДОУ №110

март 2011г

Педагоги ДОУ



Методические материалы


Качалова И.М.педагог психолог




Освещение работы ДОУ в рамках МИП

Публикации в средствах массовой информации « Как правильно закаливать ребенка»

МДОУ №110


Февраль 2011 г.


Апрель 2011 г.

Проектная группа

Статьи, тезисы конференций


Болотова И.Н. заведующий





Статьи на страницах сайта МДОУ,

Работа с родителями в on-line режиме



Публикации по теме «Развитие здоровья ребенка дошкольника»

МДОУ №110


Май 2011 г.

Проектная группа

Электронные статьи, организация родительского форума




Рудь М.В., вос-ль

^ Обоснование устойчивости результатов. Результаты экспериментальной работы могут выступить как практическое и методическое основание организации оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Полагаем, что в дальнейшем разработанная модель и опубликованы материалы программы могут быть использованы муниципальными образовательными учреждениями при создании собственной модели оздоровительной работы.

^ Устойчивость полученных результатов обоснована системным, последовательным характером проектируемой работы, обоснованностью проективных шагов с методологических и практических позиций, устойчивостью и оснащенностью материально-технической базы экспериментальной площадки, высоким уровнем кадрового обеспечения инновационного проекта.

^ Список научно-методических разработок.

  1. Азарных Т.Д., Тартышников И.М. Психическое здоровье /вопросы валеологии/. Учебное пособие. - Москва: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство ИПО «МОД», 2002.

  2. Алямовская В. Физкультура в детском саду: Теория и методика организации физкультурных мероприятий -М.: Чистые пруды, 2005.

  3. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. -М., 1993.

  4. Бабенко Т.И., Каминский И.И. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания: Методические рекомендации. Ростов - на - Дону: Издательство обл. ИУУ, 1995.

  5. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. -М. : Просвещение, 2007.

  6. Вавилова Е.П. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1996.

  7. Валеология. Программа для учителей, воспитателей дошкольных учреждений и студентов высших учебных заведений /Под ред. Р.И. Айзмана, А.Г.Щедриной, Г.П.Жарова. - Новосибирск, 1996.

  8. В страну знаний - по маршруту «Здоровье». Ставрополь, ИРО,1996. 46. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: Программа и программные требования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  9. Деркунская В.А. Что думают современные дошкольники о здоровье .//Петербургский научно-практический журнал для педагогов и родителей «Дошкольная педагогика») 2004. №4(19) (июль-август.

  10. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. Под ред. Бересневой З.И. М.: «ТЦ Сфера», 2003.

  11. Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. №2.

  12. Кузнецова М.П. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2002.

  13. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. - М.:АРКТИ, 2000.

  14. Никитин Б.П. Первые уроки естественного воспитания, или детство без болезней. - Л.: Лениздат, 1990.

  15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М. : Народное образование, 1998.

  16. Справочник по детской лечебной физкультуре / под. ред. М.И. Фонарева. -Д.: Медицина, 2003.

  17. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале. Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.



Похожие:

Проект муниципальной инновационной площадки iconОтчет по первому этапу муниципальной инновационной площадки Направление инновационной деятельности
Муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка – детский сад №110 «Теремок»
Проект муниципальной инновационной площадки iconОтчет о деятельности муниципальной инновационной площадки в сфере образования Ртищевского района в 2012- 2013учебном году
Тема инновационной работы: «Система оценки качества и результативности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования...
Проект муниципальной инновационной площадки iconПлан инновационной деятельности муниципальной инновационной площадки мдоу «Детский сад комбинированного вида №136» на 2011/12 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №136»
Проект муниципальной инновационной площадки iconАналитическая справка
По итогам VIII конкурса инновационных проектов среди образовательных учреждений муниципального образования г. Краснодара мдоу «Детский...
Проект муниципальной инновационной площадки iconПоложение о краевой инновационной площадке
Кип в рамках инновационной инфраструктуры в сфере образования и науки Хабаровского края, цели, задачи, права, ответственность, условия...
Проект муниципальной инновационной площадки iconЗаявка на статус региональной инновационной площадки инновационной инфраструктуры департамента образования
Формирование системы оценки личностных и метапредметных результатов обучающихся начальной школы
Проект муниципальной инновационной площадки iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №3 Проект областной инновационной площадки по проблеме «Формирование
«Формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса в условиях реализации фгос»
Проект муниципальной инновационной площадки iconОтчет о деятельности муниципальной инновационной площадки в мдоу детский сад №1 комбинированного вида п. Вейделевка в сфере образования Белгородской области в 2010 2011 учебном году
Полное наименование оу муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Вейделевка
Проект муниципальной инновационной площадки iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Жирновский детский сад «Ивушка» общеразвивающего вида, художественно-эстетического приоритетного направления развития воспитанников. Проект инновационной площадки
Поэтому, мы полагаем, что управление художественно эстетическим развитием должно строиться на основе создания предметно развивающей...
Проект муниципальной инновационной площадки iconПлан деятельности региональной инновационной площадки
Наименование оу: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Видновская гимназия
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты