Отчет по первому этапу муниципальной инновационной площадки Направление инновационной деятельности icon

Отчет по первому этапу муниципальной инновационной площадки Направление инновационной деятельности



НазваниеОтчет по первому этапу муниципальной инновационной площадки Направление инновационной деятельности
Дата17.10.2016
Размер
ТипОтчет

Департамент образования администрации муниципального образования город Краснодар

Конкурс общественно-значимых инновационных проектов среди

образовательных учреждений муниципального образования

город Краснодар в 2011-2012 учебном году.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка – детский сад №110 «Теремок»

………………………………………………………………………………

Отчет по первому этапу муниципальной инновационной площадки


Направление инновационной деятельности:

Разработка концепции здоровьесбережения в образовательном учреждении (организация сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий, реализация профилактических программ, спортивных

мероприятий, индивидуальный мониторинг и программы развития здоровья).


Тема проекта:

^ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ПОДХОДА

К ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЕ ПИТАНИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


Руководитель проекта:

Болотова Ирина Николаевна - заведующий МБДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад №110»

Телефон/факс: 8(861)2752962, teremok110@yandex.ru, www.ds110.centerstart.ru

Адрес: 350029, г. Краснодар, ул. им. Жлобы 2

Руководитель проекта:

Аронова Елена Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшего образования, социальной работы Кубанского государственного университета

Телефон: 8(861)2219-95-46, aronova@bk.ru

Адрес: 350042, г. Краснодар, ул. Ставропольская 149


Краснодар 2011

^ Пояснительная записка.


Актуальность исследования. Повсеместное ухудшение показателей здоровья детского контингента населения ставит перед педагогами дошкольного учреждения проблему поиска новых, более современных, доступных и эффективных форм и методов работы, при которых образование будет способствовать формированию культуры здоровья, а не его потере. Поэтому в качестве основы нашей инновационной деятельности по здоровьесбережению стала разработка модели ДОУ, способствующего формированию культуры здоровья у дошкольников, обеспечению природосообразного подхода к организации жизни ребенка. Суть инновационной деятельности ДОУ, заключалась в разработке системы природосообразного дошкольного образования, способствующего формированию культуры здоровья у дошкольников, и определялась следующем.

Природособразная образовательная деятельность ДОУ, способствующее формированию культуры здоровья у дошкольников, – это такое образовательное учреждение, в котором в процессе обучения и воспитания на основе новых технологий, в условиях, благоприятных для сохранения здоровья детей и взрослых, педагогами, медицинскими работниками и родителями при активном участии самих детей осуществляется осознанное формирование культуры здоровья.

Основы здоровьесберегающей деятельности такого ДОУ составляют:

- определение образовательных и воспитательных задач с учетом особенностей состояния здоровья и возможностей детей;

- приведение содержания педагогической и медицинской практики в соответствие с этими особенностями;

- обеспечение воспитательно-образовательного процесса не только как процесса усвоения детьми необходимых знаний, умений и навыков, но и как комплекса мер по укреплению их здоровья;

- соблюдение принципа природосообразности при построении воспитательно-образовательного процесса (режим, двигательная активность, психологический комфорт, питание);

- использование педагогики оздоровления;

Таким образом, определилась приоритетная цель первого этапа эксперимента – организация системы деятельности, направленной на формирование культуры здоровья детей как основы для снижения воздействия на них негативных факторов (неблагоприятная экологическая ситуация, падение жизненного уровня большинства семей, снижение исходного уровня здоровья детей, поступающих в ДОУ и др.). Особое внимание было уделено организации природосообразной жизнедеятельности ребенка в ДОУ, а также организации и содержанию питания, а также организации валеологической познавательной деятельности дошкольников.

На основании выявленных противоречий определена проблема исследования: как, каким образом организовать природосообразный режим жизнедеятельности и системы питания ребенка дошкольного возраста как основы культуры здорового образа жизни ребенка в детском саду.

^ Цель экспериментальной работы - разработка содержания и методического обеспечения реализации педагогических условий природосообразного режима жизнедеятельности и питания дошкольника как основы культуры здорового жизни.

^ Объект исследования - культура здорового образа жизни дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования - процесс организации природосообразного режима жизнедеятельности и питания ребенка дошкольного возраста как основы культуры здорового образа жизни.


^ Задачи экспериментальной деятельности:

1. Провести диагностику дошкольников с целью выявления основных направлений здоровьесберегающей деятельности ДОУ.

2. Выявить условия, влияющие на создание природосообразного режима жизнедеятельности и системы питания дошкольников и внедрить их в практику работы ДОУ.

3. Разработать программу прородособразного режима жизни ребенка дошкольного возраста «Растим здоровье» и экспериментально проверить её эффективность.

^ Гипотеза исследования состоит в том, что природосообразный режим жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении будет возможным если:

  • проведено медико-психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста в соответствии с критериальными показателями состояния здоровья и его индивидуальными индивидными, личностными особенностями;

  • создан комплекс индивидуально направленных оздоровительных услуг для дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения;

  • осуществляется систематическое диагностирование и коррекция состояния их физического, психологического и нравственного здоровья;

  • разработана система образовательной работы, носящая оздоровительный характер;

  • в педагогическом взаимодействии с ребенком созданы условия для осознания дошкольником ценности здоровья, формируются навыки здоровой жизнедеятельности и системы питания.

^ Основные исполнители эксперимента: педагоги и администрация ДОУ, медицинские работники, психолог, родители.

Финансирование проекта осуществляется из средств заработной платы, в том числе его стимулирующей части.

^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Оздоровительный характер жизнедеятельности ребенка в ДОУ обеспечивается:

– направленностью на сохранение и укрепление здоровья детей всего воспитательно-образовательного процесса;

– образовательных программ и учебного плана, в том числе достижения оптимального природосообразного режима в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями дошкольника.

Как показал анализ образовательной деятельности ДОУ акцент в процессе обеспечения оздоровительной работы ДОУ делается преимущественно на формирование двигательной подготовленности – умениям, навыкам, двигательным качествам, но не всегда достаточно внимания уделяется элементарным навыкам личной и общественной гигиены, вопросам закаливания, а таким проблемам, как строение и функционирование организма, рациональному питанию, двигательная активность, сохранение здоровья в экстремальных ситуациях до последнего времени не уделялось внимания в образовательных программах для дошкольников. Это связано отчасти с недостаточной подготовленностью, дефицитом знаний в этой области у воспитателей, физкультурных руководителей и родителей, а также с неумением изложить эти вопросы детям доступно и занимательно.

Таким образом, объективные условия жизни и вытекающая из них необходимость многоплановых внутренних и внешних перемен в образовательно-воспитательном процессе ДОУ, требовали целенаправленно формировать знания о средствах и способах совершенствования здоровья у дошкольников путем использования естественных факторов природы, рационального питания, учета биологических ритмов и двигательной активности человека.

Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс воспитания. Разработка и внедрение физкультурно-оздоровительных программ, направленных на формирование культуры здорового образа жизни детей в условиях образовательного учреждения определялась следующими условиями:

1. Образовательная деятельность должна осуществляться на основе программ, реализующих интегрированный подход к обучению, предусматривающий взаимосвязь различных областей науки (педагогики, медицины, психологии) и культуры;

2. Программы физкультурно-оздоровительной направленности должны предусматривать активное участие родителей воспитанников в учебно-воспитательном процессе и специалистов, медиков, психологов.

По нашему мнению, только совместными усилиями родителей, педагогов можно формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, будет эффективно способствовать мерам социальной защиты здоровья детей.

  1. Организация питания детей в дошкольном учреждении, которое берет курс на оздоровление детей и учет природных потребностей детского организма, также потребовало определенной коррекции. Во-первых, сами продукты питания являются натуропатическим средством оздоровления и лечения детей и взрослых. Не случайно при разных заболеваниях назначают различные диеты и предлагают увеличить в меню количество определенных продуктов. Во-вторых, интеллектуальные и физические нагрузки, которые испытывает ребенок при правильных подходах к его воспитанию, приводят к определенным энергозатратам, которые требуется восполнять, в том числе и за счет питания. Поэтому были созданы необходимые условия для наилучшего усвоения ребенком пищи. Кроме санитарно-гигиенического и нормативного компонентов, также обращалось внимание на оздоровительный и психологический.

Санитарно-гигиенический компонент организации питания связан с правилами хранения продуктов питания, их приготовлением и выдачей, соблюдением требований к мытью посуды и содержанию пищеблока.

Нормативный компонент подразумевает выполнение ежемесячных номинальных норм питания в соответствии с инструктивными документами, регламентирующих выход готовой продукции при приготовлении блюд, нормирование порций и доведение норм питания до детей.

Оздоровительный компонент предусматривает:

- дополнительное питание для ослабленных детей;

- специальную диету для детей с превышением веса, аллергическими, гастроэнтерологическими и прочими заболеваниями, а также при карантинных мероприятиях в связи с инфекциями.

- введение в меню в качестве вечернего ужина кисломолочных продуктов, обогащенных бифидобактериями;

- приготовление по специальной рецептуре оздоровительных коктейлей (при согласовании с ЦГСЭН) и фитонапитков;

- обогащение меню натуральными соками, фруктами, свежей зеленью и овощами.

Психологический компонент связан с комфортными условиями приема пищи. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приема пищи.

Питание детей в дошкольном учреждении должно быть приближено к домашним условиям. За утренним чаем дети должны иметь возможность пообщаться со своими друзьями, поделиться принесенными из дома сладостями. У них должна быть возможность посещения мини-бара, где их ждут оздоровительные коктейли, а в обед – самостоятельно выбрать себе полезный фруктовый десерт со «шведского столика».

  1. ^ Диагностика здоровья дошкольников.

В рамках первого этапа эксперимента была проведена диагностика дошкольников с целью анализа их здоровья и разработки программ коррекции и оздоровления детей.


Нами было обследовано 180 дошкольников, посещающих дошкольное учреждение, на анализ состояние их здоровья.

Всего детей

Здоровые дети

Дети, страдающие различными заболеваниями

Из них

Лор-заболевания

Заболевания опорно-двигательной системы

Глазные заболевания

Заболевания нервной системы

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

180

100

81

45

99

55

48

37,5

16

8,8

7

3,8

31

17,2


Таким образом, большинство отклонений в здоровье связаны с заболеваниями Лор-Органов, что поставило перед педагогами и врачами необходимость разработки дополнительных мер укрепления здоровья детей.

На основе этого мы составили на каждого ребенка паспорт здоровья дошкольника каждого ребенка (см. Приложение).

На основании проведенной диагностики была определена оздоровительная стратегия деятельности ДОУ, в основу которой были положены профилактические и оздоровительные мероприятия направленности на: укрепления нервной системы и здоровья Лор-органов.

2. Также мы определили основные направления здоровьесберегающей деятельности коллектива ДОУ:

1. Комплектация кадрами (педагог-психолог, инструктор по физической культуре, врач-педиатр, медицинская сестра физиотерапевтического и массажного кабинета, педагог дополнительного образования по хореографии и т.д.).

2. Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий на педсоветах, заседаниях методических объединений по обмену прогрессивного опыта, заседаниях творческих групп при посещении открытых занятий, проведение практикумов.

3. Индивидуальные и групповые консультации для воспитателей, внедряющих в практику работы с дошкольниками здоровьесберегающие технологии.

4. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.

5. Двигательная активность дошкольников, включающая предусмотренные программой занятия физкультуры и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу.

6. Система воспитательной работы по формированию ценности здоровья и культуры здорового образа жизни.

7. Еженедельная газета для родителей, включающая информацию о здоровье «Газета для любознательных родителей».

8. Пропаганда культуры здорового образа жизни через информационные уголки для родителей.

В рамках обучающей деятельности были проведены следующие мероприятия:

1. Профилактика дорожного травматизма:

- профилактическая беседа перед началом учебного года;

- месячник профилактики дорожного травматизма;

- оформление уголков и стендов по правилам дорожного движения;

- беседы инспекторов ГИБДД;

- конкурс рисунков «Я соблюдаю правила дорожного движения».

2. Организация работы спортивных кружков: «Юные спортсмены» (элементы футбола, баскетбола); «Олимпия» (для одарённых детей).

3. Организация работы танцевального кружка.

1. Работа с воспитателями.

- Чтение микролекций по валеологической тематике, комплексно освещающие проблему валеологического воспитания и образования с разъяснением возможностей каждого предмета в преподнесении материала.

- Создание в методическом кабинете валеологического уголка, в котором были бы представлены книги по данной тематике, методические рекомендации и разработки, дидактические материалы для воспитателей и педагогов дополнительного образования.

- Консультация по индивидуальным особенностям воспитания детей с разными биоритмологическими профилями, с девиантным поведением, невротическими реакциями, минимальными мозговыми дисфункциями.

- Отбор тем для валеологического образования в группе (для воспитателей), с разработкой методических подходов к подаче материала с учетом возрастных и половых психофизиологических особенностей.

- Подбор корректирующих игр, упражнений, элементов гимнастик для работы в группах с часто болеющими детьми (дыхательная и звуковая гимнастика, комплексы упражнений для профилактики (исправления) нарушений опорно-двигательного аппарата), методов психокоррекции нарушений поведения, переутомления, профилактики неврозов (эмоциональная терапия, элементы релаксационной гимнастики, игротерапия, методика рисования страхов – как элемент арттерапии и т.д.)

- Отбор элементов и внедрения комплексной системы закаливания, применимой в условиях детского сада.

- Создание фито-среды в группах и на участке детского сада.

- Внедрение апробированных и новейших перспективных методик оздоровления в группах «обширное умывание» по Аксариной, закаливание по Плеханову, аэроионотерапия, игровая терапия по Захарову и т.д.).

- Методическое апробирование форм валеологнческой работы с детьми.

^ 2. Работа с родителями.

- На родительских собраниях – лекторий по валеологическим вопросам.

- Индивидуальная работа с родителями детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение питания, дефекты зрения, заболевания ЛОР органов, аллергические состояния, отклонения в поведении, патологические привычки) – консультации.

- Индивидуальные беседы, групповые лекции на основании гигиенического воспитания в семье

^ 3.Работа с детьми.

Основные направления: педагогическое, санитарно-гигиеническое, психогигиеническое, медико-социальное, административное.

1). Педагогическое направление можно условно разделить на образовательно-познавательную работу (тематические занятия по валеологии, формирование комплекса знаний и умений, составляющих здоровый образ жизни) и воспитательную работу (последовательное, преемственное, систематическое воспитание детей, начиная со 2-ой младшей группы, направленное на формирование установок на КЗОЖ, привычки заботиться о своем здоровье, воспитание потребности в двигательной активности и т.д.), т.е. воспитание здоровой, активной, гармоничной личности. Воспитатели проводят работу по валеологическому образованию и воспитанию в виде коротких бесед по тематике здорового образа жизни, безопасного поведения, связывая их с изучаемыми темами по развитию речи, ознакомлению с окружающим и т.д.

Специалисты ДОУ включают в структуру своего предмета материал валеологического характера (например: изготовление на занятиях по труду карточек - аппликаций с предметами личной гигиены, разучивание на занятиях в театральной студни элементов эмоциональной гимнастики, миогимнастики, происходит обучение детей способам выражать свои чувства, эмоции, развивать в детях чуткость к восприятию интонаций, умению слышать звуки природы – шелест листвы, журчание воды, скрип снега, колокольный звон на занятиях музыкальных, интегрированных).

Формы работы:

1). Предварительная работа с детьми – сообщение элементарных знаний детям на прогулках, в повседневной деятельности детей, чтение с ребятами соответствующей литературы («Букварь здоровья», «Румяные щёчки» и т.д.), закрепление полученных знаний на социальных занятиях - беседах.

2). Сюжетно-ролевые игры («Не боюсь лечить зубы», «Травмопункт»).

3) Настольные игры оздоровительного содержания.

4). Проверка усвоения знаний и применения их на практике при создании проблемных ситуаций в играх, в заданиях детям.

5) Создание постоянно действующего кукольного театра с любимыми героями («Айболит и обезьянка Микки», «Белоснежка и семь гномов» и другие по выбору детей), переходящими из представления в представление.

В течение года были показаны несколько сказок, посвященных темам «Правильная осанка», «Правильное питание», «Чистота – залог здоровья», «Береги зрение», «закаливание водой», «Как нужно загорать», «Правильное поведение при угрожающих здоровью ситуациях»), собрав несколько единовозрастных групп. (1 раз в 1-3 месяца).

6). Работа с наглядным материалом и пособиями (например, предварительно подготовив рисунки-схемы для темы «Как правильно чистить зубы»).

7). Прогулки, экскурсии с включение валеологической тематики (например, тему о лекарственных растениях можно связать с показом весной и летом самых простых и распространённых растений: одуванчика, подорожника, мать-и-мачехи, ромашки полевой, рассказами о лечебных свойствах листьев дуба, почек тополя, берёзовых сережек, липового цвета).

Экскурсии на школьный стадион, в парк.

8) Праздники и досуги на тему здоровья (физкультурной и оздоровительной направленности), «День здоровья», «Спортивная семья», «Проводы зимы» 1 раз в квартал.

^ 2. Санитарно-гигиеническое направление

Задачи: выработка санитарной грамотности и гигиенической культуры (гигиенические и культурно-бытовые навыки поведения), исправление вредных и выработка полезных для здоровья привычек. Гигиеническое воспитание детей заключается в рациональном использовании условий внешней среды, сообщения детям элементарных гигиенических сведений и формирований на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развития, а также воспитанию культуры поведения.

Для решения этих задач необходимы совместные усилия медицинского и педагогического персонала детского учреждения, а также родителей. В ДОУ гигиеническое воспитание и обучение проводится как индивидуально, с каждым ребёнком, так и коллективно, со всей группой в целом и подгруппами. Гигиеническое обучение и восстановление постоянно осуществляется в повседневной жизни группы, планируются специальные занятия по данному разделу работы.

В дошкольном возрасте важно обоснование требований, контроль (систематический и ежедневный) и самоконтроль за их выполнением, поэтому в процессе гигиенического обучения педагогами широко используются наглядные пособия, для того чтобы ребёнок лучше понимал и осмысливал гигиенические сведения. Объяснение и рассказ воспитателя подкреплены показом картинок, фотографий, иллюстраций. С этой целью используются также игры, организация праздников. Привитие гигиенических навыков должно идти на положительном эмоциональном фоне. Непременным условием является непрерывность воспитательного процесса. Только в таком случае сформированные у детей навыки становятся осознанным действием, а затем привычкой.

Другим обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычек к ЗОЖ является высокая санитарная культура дошкольного учреждения. Постоянный контроль за санитарно-гигиеническим содержанием детского учреждения осуществлялся медицинскими работниками д/сада. Они следили за продолжительностью и качеством выполнения отдельных режимных моментов (сон, прогулки, питание и т.д.) и режима дня в целом, за соответствием гигиеническим нормативам воздушного режима в помещениях, естественного и искусственного освещения, подбора и расстановки мебели и т.д. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания, – единство требований со стороны взрослых. В действиях воспитателя, помощника воспитателя должна быть строгая согласованность. Такая же согласованность в требованиях должна быть между воспитателем и родителями.

Гигиеническое воспитание осуществлялось совместными усилиями педагогов, медицинских, работников и родителей. Необходимо было проводить систематическую санитарно-просветительную работу среди родителей. Её задачи – разъяснение важности выполнения в семье режима дня, установленного в д/с, обучение приёмам правильного гигиенического воспитания и методикой закрепления гигиенических навыков, ознакомления с основами рационального питания детей, с мерами профилактики травматизма, детских инфекционных и неинфекционных заболеваний. Работа с родителями строится в форме бесед и инструктажей во время приема детей, посещения их дома, а также выступлений на родительских собраниях. Значительный объём работы по санитарному просвещению родителей возлагался на медицинский персонал дошкольного учреждения.

Медицинские работники принимали непосредственное участие в родительских собраниях, знакомили аудиторию с уровнем физического и нервно-психического развития детей, наличием или отсутствием заболеваний, уровнем основных функций организма. В отношении каждого ребенка были даны конкретные рекомендации. Врач и медсестра проводили индивидуальные и групповые обследования, консультации. Для пропаганды гигиенических знаний широко использовались средства наглядной агитации (уголки здоровья, санбюллетени, плакаты, выставки).

^ 3. Психологическое направление

1) Коррекция неправильного воспитания, ранних аномалий развития личности, девиантного поведения, патологических привычек, последствий учебной перегрузки и негативных отношений, профилактика невропатий и неврозов у детей.

2) Индивидуальная психолого-педагогическая работа с детьми отклоняющегося поведения, с невротическими дисфункциями.

3) Введение группы психокоррекции поведения детей, для родителей –группы тренинга общения с детьми

4). Создание благоприятного психологического климата в группах и в межличностном общении.

^ 4.Медико-социальное направление работы

- комплексная работа с группами «риска» (часто болеющие дети, с функциональными нарушениями и пограничными состояниями, с хроническими заболеваниями);

- оздоровление микросоциальной и макросоциальной среды;

– физкультурно-оздоровительная и лечебно-профилактическая работа в

детском саду строилась по следующему плану:

^ 1. Составление биологического портрета на каждого ребёнка (совы, голуби, жаворонки и т.д.)

2. Закаливающие мероприятия:

- Промывание носа;

- Утренняя гимнастика на улице;

- Оздоровительный бег перед заходом в группу;

- Дыхательная гимнастика;

- Закаливание носоглотки;

- Хождение босиком (по траве, песку и т.д.);

- Полоскание холодной водой носоглотки;

- Закаливание стоп.

^ 3. Лечебно-оздоровительная профилактика:

- Наблюдение педиатра;

- Осмотр специалистов (стоматолог, ЛОР, хирург, невропатолог);

- Лабораторные обследования;

- Антропометрические измерения;

- Профилактические прививки и Р-манту.

^ 4. Физкультурно – оздоровительные мероприятия:

- Корригирующая гимнастика;

- Оздоровительная гимнастика;

- Дыхательная гимнастика;

- Пальчиковая гимнастика;

- Оздоровительный бег;

- Физкультурно-массовые занятия;

- Спортивные развлечения;

- Мини-туризм;

- Самостоятельная двигательная активность.

^ 5.Сезонная профилактика:

- Поливитамины;

- Аскорбиновая кислота;

- Глюконат кальция;

- Йод-актив.

6. Сезонный подъём ОРВИ:

- Оксолиновая мазь (закладывание в нос)

- Фитоициды (лук, чеснок).

^ 7. Физические методы воздействия на организм (осуществлялись сезонно).

– Фитотерапия;

- Отвары трав;

- Чайный бальзам;

- Витаминный чай;

- Кислородный коктейль;

- Чесночное масло.

8. Физиолечение:

- Ингаляция зева, носа;

- Смазывание зева (люголь);

- УВЧ;

- Тубус-кварц.

9. ОФК:

- Гимнастика;

- Массаж;

- Точечный массаж.

10. Музыкотерапия:

- Психотерапия;

- Аутотреннинг;

- Логоритмика.

При планировании содержания занятий по физической культуре особое внимание обращается на взаимосвязь программного материала всех занятий, проводимых в течение года; на их повторяемость и постепенность усложнения.

Для прохождения программы по физической культуре намечаются разные типы занятий. На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.

Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности.

При разработке содержания воспитательных задач педагоги обращают внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.

Вместе с тем отличительной особенностью занятий в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Были внедрены следующие виды физкультурных занятий.

Занятие тренировочного типа направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Оно включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцированное двигательное задание на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости.

Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов.

Сюжетно-игровое занятие содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребёнка; оно состоит из разнообразных имитационных движений, упражнений и общеразвивающего воздействия («Путешествия», «Цирк», «Спортсмены», «Зоопарк», «Рыбки» и т.д.). Такое занятие может включать разные задачи по развитию речи.

Занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов включает разнообразные упражнения: висы, лазание по канату, шесту, гимнастической стенке, верёвочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с гантелями и т.д.

Занятие ритмической гимнастикой проводится под музыкальное сопровождение с включением разных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений.

Занятие по интересам направлено на развитие двигательных способностей и творчества детей, где им предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями в разных зонах зала.

Тематическое занятие проводится по специальной методике, посвящено одному виду физических упражнений элементы игры в баскетбол, бадминтон, футбол.

Занятие комплексного характера (синтезирование разных видов деятельности).

Контрольно-проверочное занятие – своеобразный итоговый зачет, направленный на выявление количественных и качественных результатов в основных видах движений и в развитии физических качеств.

При подборе программного содержания педагоги постепенно усложняют задачи, соблюдая принципы систематичности, последовательности и доступности.

Таким образом, можно говорить, что на первом этапе была выполнена задача: обеспечение комплексности в осуществлении оздоровительной работы дошкольного учреждения, формировании культуры здорового образа жизни дошкольников.


^ Календарный план работы МДОУ «Центр – детский сад № 110» на 2011-2012 учебный год.



Направление работы (вид мероприятия, форма проведения)

Наименование мероприятия, (публикации, другой формы работы)

Сроки (период или дата) и место проведения, представления

Категория участников

Форма представления итоговых материалов

Ф. И. О. ответственных (исполнителей)

1.

Мониторинг:



Оценка уровня здоровья дошкольников на втором этапе эксперимента

МДОУ №110

Ноябрь-Январь 2011г.


Лисина Л.А.

врач,

Хвичава Е.В., инструктор по физической клуьтуре

Цифровые и содержательные уровня здоровья дошкольников







Создание сводной таблицы показателей уровня культуры здорового образа жизни дошкольников динамике за два года

МДОУ №110

Ноябрь 2011 г.


Педагоги

База данных семей, имеющих детей раннего возраста







Диагностика ресурсов материально-технической базы ДОУ, кадровых и программно-методических ресурсов с целью расширения возможностей физкультурно-оздоровительной работы

МДОУ №110

в течение года»

Болотова И.Н.

заведующий


Формирование группы участников экспериментальной работы










Ведение паспорта здоровья ребенка

МДОУ №110в течение года

Чекашкина Н.В. педагог - психолог педагоги, специалисты МДОУ, мед. работники

Диагностические карты







Педагогические собрания

« Программно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности ДОУ»

«Развитие культура здорового образа жизни дошкольника во взаимодействии с семьей»

«Педагогическое мастерство воспитателя по формированию культуры здоровья»

«Психологическая помощь ребенку с проблемами здоровья».

«Валеологические технологии в образовательном процессе ДОУ»

МДОУ №110


Октябрь 2011г.


Январь2012г.


Февраль 2012 г.


март 2012г.


май 2012г.

Педагоги ДОУ, специалисты ДМЦ


Протокол педагогического совета, методические рекомендации






2.

Круглый стол



«Культура питания в сохранении здоровья ребенка»

МДОУ №110

декабрь 2011 г.

Педагоги, родители

Методические материалы




«Режим дня в жизнедеятельности ребенка в семье»

«Неврозы в детском возрасте и их профилактика»

МДОУ №110


февраль 2012 г.


март 2012 г.

Педагоги, родители


Педагоги, родители

Методические материалы


Методические материалы







Работа с общественностью

«Неделя здоровья»

МДОУ №110

Октябрь 2011 г

Родители, общественность, педагоги, администрация

Методическая разработка, фото




Работа с семьей

«Разработка и ведение паспорта здоровья ребенка»

МДОУ №110

в течение года

Педагоги, специалисты, медики

Паспорт здоровья ребенка










Лектории о здоровье ребенка для родителей

МДОУ №110

в течение года

Педагоги, психологи, специалисты, медики

Методические материалы










Издание газеты «Газета для любознательных родителей»

МДОУ №110

в течение года

Педагоги, психологи, специалисты, медики

Материалы газеты







Семинары


«Возможности и ресурсы работы педагогов в интенсификации оздоровительного процесса

МДОУ №110

май 2012г.

Педагоги ДОУ,


Родители

Методические материалы








Тренинги

Тренинг «Игровые упражнения в укреплении здоровья ребенка»

МДОУ №110

март 2012г

Педагоги ДОУ


Родители

Методические материалы








Освещение работы ДОУ в рамках МИП

Публикации в средствах массовой информации

МДОУ №110


Февраль 2012 г.


Апрель 2012 г.

Проектная группа

Статьи, тезисы конференций








Статьи на страницах сайта МДОУ,

Работа с родителями в on-line режиме



Публикации по теме раннего развития ребенка

МДОУ №110


Май 2012 г.

Проектная группа

Электронные статьи, организация родительского форума







^ Задачи дальнейшей деятельности:

  1. Внедрение программы «Растим здоровье» в образовательную деятельность ДОУ.

  2. Разработка диагностического инструментария изучения уровня развития культуры здоровья дошкольников и проведение диагностических замеров;

  3. Разработка инновационных форм работы с семьей и родителями, привлечение их к оздоровительной работе ДОУ.

  4. Расширение материально-технической базы ДОУ в направлении физкультурно-оздоровительной работы.

  5. Обеспечение распространения полученного инновационного опыта в практику образовательной деятельности дошкольных учреждений г. Краснодара.





Похожие:

Отчет по первому этапу муниципальной инновационной площадки Направление инновационной деятельности iconОтчет о деятельности муниципальной инновационной площадки в сфере образования Ртищевского района в 2012- 2013учебном году
Тема инновационной работы: «Система оценки качества и результативности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования...
Отчет по первому этапу муниципальной инновационной площадки Направление инновационной деятельности iconПлан инновационной деятельности муниципальной инновационной площадки мдоу «Детский сад комбинированного вида №136» на 2011/12 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №136»
Отчет по первому этапу муниципальной инновационной площадки Направление инновационной деятельности iconПоложение о краевой инновационной площадке
Кип в рамках инновационной инфраструктуры в сфере образования и науки Хабаровского края, цели, задачи, права, ответственность, условия...
Отчет по первому этапу муниципальной инновационной площадки Направление инновационной деятельности iconЗаявка на статус региональной инновационной площадки инновационной инфраструктуры департамента образования
Формирование системы оценки личностных и метапредметных результатов обучающихся начальной школы
Отчет по первому этапу муниципальной инновационной площадки Направление инновационной деятельности iconОтчет о деятельности муниципальной инновационной площадки в мдоу детский сад №1 комбинированного вида п. Вейделевка в сфере образования Белгородской области в 2010 2011 учебном году
Полное наименование оу муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Вейделевка
Отчет по первому этапу муниципальной инновационной площадки Направление инновационной деятельности iconПроект муниципальной инновационной площадки
Конкурс общественно-значимых инновационных проектов среди образовательных учреждений муниципального образования город Краснодар в...
Отчет по первому этапу муниципальной инновационной площадки Направление инновационной деятельности iconПоложение об инновационной деятельности в моу сош №62
Настоящее Положение об организации инновационной деятельности в образовательном учреждении (далее Положение) определяет порядок разработки,...
Отчет по первому этапу муниципальной инновационной площадки Направление инновационной деятельности iconИтоговый отчёт Инновационной площадки
Наименование учебного заведения: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» с....
Отчет по первому этапу муниципальной инновационной площадки Направление инновационной деятельности iconВопросы к экзамену цели и направления инновационной деятельности в современных условиях
Информационное обеспечение выбора приоритетных направлений инновационной деятельности
Отчет по первому этапу муниципальной инновационной площадки Направление инновационной деятельности iconВопросы к экзамену цели и направления инновационной деятельности в современных условиях Инновационные процессы в рыночной экономике
Информационное обеспечение выбора приоритетных направлений инновационной деятельности
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты