Формирование правильных артикуляционных движений через систему игр и упражнений кинестетического характера icon

Формирование правильных артикуляционных движений через систему игр и упражнений кинестетического характера



НазваниеФормирование правильных артикуляционных движений через систему игр и упражнений кинестетического характера
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

МБДОУ МО г.Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 173»


Формирование правильных артикуляционных движений через систему игр и упражнений кинестетического характера

(дети с ЗПР)


Материал подготовила

учитель-логопед

Михайловская Е.О.


г. Краснодар, 2010


Нарушения звукопроизношения у детей с задержкой психического развития (ЗПР) встречаются гораздо чаще, чем у детей без нарушений психического развития. Исследование речевой моторики детей с ЗПР показало, что у большинства дошкольников, имеющих нарушения звукопроизношения, отмечается недостаточность речевой моторики, которая особенно ярко проявляется в движениях языка.

Движения языка характеризуются неточностью, излишним напряжением, трудностью удержания позы, переключения от одного движения к другому. Например, в процессе выполнения задания «сделать язык чашечкой – иголочкой – лопатой» у детей часто наблюдается нарушение плавности и последовательности движений.

У некоторых детей движения языка хаотичны, неорганизованны, замедленны. Многие артикуляционные движения дети смогли выполнить только по подражанию после нескольких попыток. Часто речь таких детей напряженная, аритмичная.

Одно из направлений логопедической работы с детьми с ЗПР – коррекция нарушений артикуляционной моторики.

Необходимым условием успешности развития артикуляционной моторики является уточнение кинестетических ощущений положения и движения языка, губ, нижней челюсти. При уточнении кинестетических ощущений работа проводится без зеркала. При этом предлагается воспроизвести положение губ, языка по речевой инструкции, после их пассивного перемещения логопедом, а также определить положение артикуляционных органов при произношении артикуляционно простых звуков, прежде всего гласных. Умение кинестетически ощущать положение губ отрабатывается первоначально на гласных звуках и-у, так как различение в положении губ при произношении этих звуков зрительно хорошо воспринимается.

^ Рекомендуемые упражнения:

  1. Произнести звук и перед зеркалом и ответить на вопрос, в каком положении находятся губы при произношении данного звука. При затруднениях в ответе логопед может задать дополнительный вопрос: «Скажите, при произнесении звука и губы растянуты в улыбке или вытянуты трубочкой вперед?».

  2. Произнести звук у перед зеркалом и ответить, в каком положении находятся губы при произнесении данного звука.

  3. Произнести звуки иу слитно и определить, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.

  4. После самостоятельного произнесения звука и определить, в каком положении находились губы (без использования зеркала).

  5. Произнести звук у, определить положение губ при его произнесении (без использования зеркала).

  6. Произнести последовательно звуки и-у и ответить, при произнесении какого звука губы вытянуты вперед трубочкой.

  7. Произнести звуки у-и и ответить, при произнесении какого звука губы растянуты.

  8. Определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по положению губ логопеда.




  1. Определить первый (или последний) звук по беззвучной артикуляции в звукосочетаниях иу, уи.


Подобным же образом отрабатывается различение в положении губ при произнесении гласных звуков и-а, у-о, согласных звуков м (губы сомкнуты), н (губы раскрыты) и др.

В дальнейшем следует перейти к уточнению положения языка при произнесении различных звуков. Кинестетические ощущения положения языка (приподнят или опущен) воспитываются первоначально на резко различающихся по артикуляции звуках: и-д, а-д, и-т. Различие в способе образования звуков (смычка или щель) уточняется на звуках ш-т, ж-д, при этом определяется, прижимается ли кончик языка или не прижимается. Различие узкого и широкого кончика языка можно уточнить на звуках д и л. При произнесении звука д язык широкий, при произнесении звука л кончик языка узкий.

Участие голосовых складок при произнесении гласных, сонорных и звонких согласных уточняется вначале с помощью кисти руки, прижатой к вибрирующей гортани. Логопед предлагает детям приложить к гортани большой и указательный пальцы со стороны ладони или тыльную сторону ладони. Дети довольно быстро учатся определять наличие дрожания голосовых складок при произнесении звонких согласных.

В дальнейшем участие голосовых складок определяется детьми без использования тактильных ощущений руки.

Таким образом, если на начальных стадиях выполнения артикуляционных упражнений используется полимодальная афферентация (опора на зрительное, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), то на последующих стадиях правильность выполнения упражнений основывается преимущественно на кинестетических ощущениях.

Развитие артикуляционной моторики проводится в процессе артикуляционной гимнастики. При проведении артикуляционной гимнастики используются игровые приемы, например, «Сказка о Веселом Язычке», что обусловлено возрастными и психологическими особенностями дошкольников с ЗПР. Сначала логопед, используя игровой прием, показывает упражнение и описывает его. Затем упражнение выполняется всеми детьми, логопед контролирует выполнение упражнения каждым ребенком. С теми детьми, у которых упражнение не получается, проводится индивидуальная работа.


Рекомендуемые упражнения:

Гимнастика для губ и щек

  1. Надувание обеих щек одновременно.

  2. Надувание щек попеременно.

  3. Втягивание щек в ротовую полость.

  4. Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.



5. Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.

6. Чередование: оскал-хоботок (улыбка-трубочка).

7. Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.


Гимнастика для челюстей

  1. Опускание и поднимание нижней челюсти.

  2. Движение нижней челюсти вправо.

  3. Движение нижней челюсти влево.

  4. Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.


Гимнастика для языка

  1. Высовывание широкого языка «лопатой», своими боковыми краями язык касается углов рта. Если широкий язык не получается, то предлагается похлопать по спинке языка шпателем, «пожевать» язык (можно произносить при этом пя-пя-пя, мя-мя-мя), сильно подуть на высунутый язык, протяжно произнести звук и или улыбнуться.

  2. Высовывание языка жалом. Если это движение не сразу удается, предлагают просунуть кончик языка между сжатыми и вытянутыми губами, потянуть язык за отодвигаемым пальцем или карандашом, двигать кончик языка вправо и влево.

  3. Поочередное высовывание языка то «лопатой», то «жалом».

  4. Высунуть язык, сделать язык сначала «лопатой», а затем «жалом».

  5. Сильное высовывание языка изо рта, а затем наиболее возможное глубокое втягивание его вглубь ротовой полости так, чтобы кончик языка стал незаметным.

  6. Движения высунутого языка вправо и влево (маятник).

  7. Круговое облизывание губ кончиком языка (слизать варенье с губ).

  8. Облизывание зубов под верхней и нижней губой (почистить зубки).

  9. Поднимание и опускание широкого кончика языка на верхнюю, на нижнюю губу.

  10. Упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку, надавить на бугорок (пощелкать орешки).

  11. Почистить зубки с внутренней стороны.



^ Сказка о Веселом Язычке

Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

Первая дверь – это губы. Давай откроем ее (упражнение «Лягушки»).

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.


Потяну и перестану

И нисколько не устану.


Вторая дверь – зубы. Откроем и ее (упражнение «Окошко»).

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губа (упражнение «Лопаточка»).

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удерживать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»).

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

Потом увидел Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение «Лошадка»).

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко,

Стук копыт услышишь звонкий.

Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь – зубы (упражнение «Лягушки»), а затем первую – губы (сомкнуть губы).



Похожие:

Формирование правильных артикуляционных движений через систему игр и упражнений кинестетического характера iconУчитель-логопед Высшей категории
Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений
Формирование правильных артикуляционных движений через систему игр и упражнений кинестетического характера iconИгры на развитие слухового внимания. Развитие слухового внимания
Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые и...
Формирование правильных артикуляционных движений через систему игр и упражнений кинестетического характера iconРазвитие моторики у детей школьного возраста
Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает...
Формирование правильных артикуляционных движений через систему игр и упражнений кинестетического характера iconФормирование социальных компетенций у дошкольников (сборник игр и упражнений)
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Формирование правильных артикуляционных движений через систему игр и упражнений кинестетического характера iconВыступление на тему: «Стимуляция развития речи и коррекция координации движений и речи посредством логоритмических упражнений»
«Стимуляция развития речи и коррекция координации движений и речи посредством логоритмических упражнений»
Формирование правильных артикуляционных движений через систему игр и упражнений кинестетического характера iconТема мо начальных классов
Цель: Обеспечить условия для развития мышления, памяти, внимания, речи, познавательного интереса через систему дидактических игр,...
Формирование правильных артикуляционных движений через систему игр и упражнений кинестетического характера iconЦентр социализации. Назначение
Назначение: Осваивать первоначальные представления социального характера и включать детей в систему социальных отношений через решение...
Формирование правильных артикуляционных движений через систему игр и упражнений кинестетического характера icon«Система работы по развитию основных видов движений через организацию подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста»
Неоспоримо, что данные формы являются основным базисом физической культуры, но нельзя забывать и об огромном значении игры – которая,...
Формирование правильных артикуляционных движений через систему игр и упражнений кинестетического характера iconЦели: Укрепление здоровья дошкольного возраста посредством упражнений и игр, эстафет с использованием санок и лыж
Формирование представления детей о том, что спорт делают человека сильным, здоровым и бодрым
Формирование правильных артикуляционных движений через систему игр и упражнений кинестетического характера iconПаспорт предметно-развивающей среды в старшей группе №6 воспитатели: Гареева Г. Г. Сатлыкова Э. К. Центр социализации
Назначение: Осваивать первоначальные представления социального характера и включать детей в систему социальных отношений через решение...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты