Памятка для учителей по определению уровней сформированности ученических компетенций icon

Памятка для учителей по определению уровней сформированности ученических компетенций



НазваниеПамятка для учителей по определению уровней сформированности ученических компетенций
Дата17.10.2016
Размер
ТипПамятка

Анализ

4-го года реализации Программы развития МОУ гимназии №87

по теме «Формирование различных видов компетенций у учащихся как ресурса повышения качества образования» .


Реализация четвертого года Программы развития гимназии проходила в соответствии с годовым планом работы по осуществлению основных задач УВП и развития гимназии, сформулированных по направлениям национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:

1. Обновление образовательных стандартов

Активнее внедряются технологии, позволяющие реализовать идеи компетентностного подхода (информационно- коммуникационные, проектные и др.).

Проведена теоретическая подготовка педагогического коллектива по вопросам компетентностного обучения, ведется разработка организационных форм включения учащихся в освоение комплекса компетенций, дидактических материалов на основе компетентностного подхода. Разработана памятка для учителей по определению уровней сформированности ученических компетенций.

Шесть уровней сформированности ученических компетенций

^ 6-й уровень (самый высокий)

Учащиеся, компетенции которых соответствует этому уровню, мо­гут обобщать и использовать информацию, полученную ими на основе исследования моделей сложных проблемных ситуаций. Они могут связывать и использовать ин­формацию из разных источников, пред­ставленную в различной форме, и успешно оперировать с ней. У этих школьников про­двинутое научное мышление, они могут использовать интуицию и понимание наряду с мастерским владением символами, операциями и зависи­мостями при разработке новых подходов и стратегий для решения проблем в новых для них условиях. Они могут формулиро­вать и точно выражать свои действия, раз­мышления, интерпретацию и аргументы, соотнося их с предложенной ситуацией.

^ 5-й уровень

Учащиеся могут создавать и работать с мо­делями сложных проблемных ситуаций, распознавать их ограничения и устанавли­вать соответствующие допущения. Они мо­гут выбирать, сравнивать и оценивать со­ответствующие стратегии решения ком­плексных проблем, которые соответствует

созданной модели. Эти школьники могут работать целенаправленно, используя при рассмотрении предложенной ситуации хо­рошо развитое умение размышлять, рас­суждать и интуицию. Они способны размы­шлять над выполненными ими действиями, формулировать и излагать свою интерпре­тацию и рассуждения.

^ 4-й уровень

Учащиеся способны эффективно работать с точно определёнными моделями сложных ситуаций, которые могут иметь определён­ные ограничения или требуют формулиров­ки некоторых допущений. Эти школьники могут выбрать и интегрировать информа­цию, представленную в различной форме, использующую и симво­лы, и связывать её напрямую с различны­ми аспектами предложенных реальных си­туаций. Они обладают хорошо развитыми умениями и гибким мышлением, а также некоторой интуицией. Эти учащиеся могут, опираясь на свою интерпретацию, аргумен­ты и действия, сформулировать и записать свои объяснения.

^ 3-й уровень

Эти учащиеся способны выполнять чётко описанные процедуры, которые могут со­стоять из нескольких шагов, требующих принятия решения на каждом из них. Они в состоянии выбирать и применять простые методы решения, могут интерпретировать и использовать информацию, представлен­ную в различных источниках, и рассуждать на этой основе, кратко описать свою интер­претацию, рассуждения и полученные ре­зультаты.

^ 2-й уровень

Эти учащиеся могут интерпретировать и распознать ситуации, в которых согласно условию требуется сделать только прямой вывод. Они способны извлечь информа­цию, представленную в одной форме в единственном источнике. Могут исполь­зовать стандартные алгоритмы, формулы, процедуры или соглашения, проводить прямые рассуждения и грамотно интерпре­тировать полученные результаты.

^ 1-й уровень

Эти учащиеся способны ответить на вопро­сы в знакомой ситуации, когда вопросы яс­но сформулированы и представлена вся необходимая информация. Могут опреде­лить нужную информацию и выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в чётко определён­ной ситуации, способны выполнить дейст­вия, которые явно следуют из описания предложенной ситуации.


Анализ описания шести иерархических уровней сформированности компетенций позво­ляет уточнить, чем именно определяется различие деятельности, характерной для каждого из них:

сложностью интерпретации и рассужде­ний, необходимых для решения проблемы, которая зависит от описания ситуации, от того, насколько явно видна проблема, а так­же насколько учащимся знаком способ её решения и насколько при этом требуется применить интуицию, сложные рассужде­ния и обобщение;


формой представления информации, ко­торая варьируется в зависимости от ситуа­ции, где для решения поставленной про­блемы необходимая информация может быть представлена в единственной форме, до ситуации, когда для решения поставлен­ной проблемы нужно интегрировать ин­формацию, представленную в нескольких формах, или требуется самому создать форму представления полученного реше­ния поставленной задачи;


сложностью способа решения, который варьируется от одношагового решения, когда требуется воспроизвести известные базовые факты и выпол­нить простые вычисления, до многошаго­вого решения, когда требуется применить более продвинутые зна­ния, разработать модель предложенной си­туации и самостоятельно создать способ решения;


сложностью аргумента­ции, которая варьируется в зависимости от предложенной ситуации, т.е. может вообще не потребоваться или нужно будет привес­ти только хорошо известные аргументы, либо самому создать необходимую аргументацию, либо понять аргументацию, предложенную другими, либо высказать суждение относительно корректности этой аргументации.


К сожалению, формированию практико-ориентированных знаний и умений в практике работы российской школе до настоящего времени не уделялось должно­го внимания. Сравнение результатов России с другими странами явно показывает отличие приори­тетов отечественного об­разования от приоритетов, которые прояви­лись в исследовании PISA и TIMSS и характерны для многих стран. Уровень предметных знаний и уме­ний российских учащихся ниже уровня учащихся многих стран, которые показали существенно более высокий уровень умения применять свои знания в близких к реальным ситуаци­ях. Это говорит о том, что, обеспечивая уча­щихся значительным багажом знаний, рос­сийская система обучения не способствует развитию у них умения выхо­дить за пределы учебных ситуаций, в кото­рых формируются эти знания.

Одна из при­чин этого явления — крайности в реализа­ции академической направленности школьных предметов, что привело к отсутствию должного внимания к практи­ческой составляющей содержания обуче­ния в основной школе. Новые ФГОС, в которых выделено специаль­ное требование к подго­товке: «использовать приобретённые зна­ния и умения в практической деятельности и повседневной жизни» направлены на усиление практической направ­ленности в обучении.

Идет работа над созданием условий эффективного формирования метапредметных компетенций, которые с введением ФГОС, называются универсальными учебными действиями (УУД) . Основными из них являются:

- обязательное включение в ткань урока или внеурочной работы по предмету с тем, чтобы напоминать ученикам те мыслительные инструменты, с помощью которых они и могут учиться (разумеется, при наличии мотива);

- обеспечение единства всех работников образовательного учреждения в понимании важности этой проблемы.

Разработана памятка для родителей по оценке формирования УУД.

^ Уважаемые родители, оцените, чему научился Ваш ребенок за прошедший год в школе.


УУД

Хорошо

Удовлетворительно

Слабо

Не могу оценить

1: Ребенок умеет планировать собственную деятельность

в соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации и искать средства её осуществления













2: Ребенок умеет контролировать и оценивать свои

действия, вносить коррективы в их выполнение на основе

оценки и учёта характера ошибок













3: Ребенок умеет ставить и формулировать проблему,

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при

решении проблем творческого и поискового характера













4: Ребенок может осуществлять выбор наиболее

эффективных способов решения задач в зависимости от

конкретных условий













5: Ребенок умеет работать в малой группе: может

учитывать позиции других людей, обосновывать собственную

позицию, а также координировать в ходе сотрудничества

разные точки зрения













6: Ребенок умеет работать в малой группе: задавать

партнерам по деятельности вопросы, необходимые для

совместного решения задачи













7: Ребенок может работать в малой группе: осуществлять

'взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве'

необходимую взаимопомощь партнеру













8: Ребенок может записывать, фиксировать информацию

об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ и

обмениваться ею в образовательном процессе (через

электронную почту, чат, видеоконференцию, форум, блог)













9: Ребенок умеет осуществлять расширенный поиск

информации с использованием ресурсов библиотек и

Интернета













10: Ребенок может представлять информацию средствами

ИКТ в графическом виде: как таблицы, графики и прочее















Восьмой год осуществляется предпрофильная подготовка и профильное обучение старшеклассников согласно концепции профильного обучения гимназии.

Повышается качество взаимодействия учителя и учащихся на уроке, определяемого квалификацией педагога, что подтверждается результатами внешней аттестации.

Развивается системы дополнительного образования детей посредством предоставления платных образовательных услуг.

Идет работа в качестве пилотных площадок по темам:
- внедрение новых ФГОС в первых и вторых классах начальной школы, в 2012-2013 учебном году планируется внедрение ФГОС в пятых классах основной школы;
- внедрение системы электронного правительства в деятельности ОУ.


2. Система поддержки талантливых детей.

Развивается система поддержки сформировавшихся талантливых школьников посредством участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, различных интеллектуальных конкурсах.

Расширяется среда для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят:

работает НОУ гимназии «ЛоМиВас», которое в этом году отметило свое 10-летие,

продолжается реализация инновационного проекта по теме «Интеграция основного и дополнительного образования как путь формирования научного мышления учащихся» посредством осуществления сетевого сотрудничества с ЦДОД «Малая академия» и краевым эколого-биологическим центром.

Составлены опросные листы для учащихся и учителей по диагностике уровня сформированности общеучебных умений и навыков в школе по темам:

«Интеллектуальные умения и навыки»,

«Организационные умения и навыки»,

«Коммуникативные умения и навыки».

По результатам опроса составлены рекомендации учителям по повышению уровня компетенций.

«Интеллектуальные умения и навыки»


^ Описание результатов диагностики

Рекомендации учителям

«Слабая» группа

- Практически не в состоянии действовать самостоятельно, воспринимая учебную информацию.

- Особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме.

- Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации.

- Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность явно снижены.

- Результат работы чаще всего получает методом «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения.

- Ответы, как правило, приходиться «вытягивать», не может объективно оценить свою работу, т.к. часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем, что у него не сформировано представление об эталоне работы.

- Освоение школьной программы затруднено.

- Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения.

- При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя.

- Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представление об эталоне работы и критериях их оценки.

- Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий.

«Средняя» группа

- Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях.

- При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь.

- Темп интеллектуальной деятельности средний.

- Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя иногда действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем.

- Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения.


- Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки.

- Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь.

- Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат.

- Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.

«Сильная» группа

- Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления.

- Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала.

- Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся.

- Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом.

- Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию.

- В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, т.к. понимает суть ошибок.


Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.



«Организационные умения и навыки»



^ Описание результатов диагностики

Рекомендации учителям

«Слабая» группа

• Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности.

• Приступает к работе, не имея плана.

• Уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях. Действует импульсивно, хаотично.

• Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого.

• Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит.

• Не способен обратиться за необходимой помощью, и если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться

• Необходимо обучать умению

ставить цель деятельности, разрабатывать шаги ее достижения, пошагово сверять свои действия с имеющимся планом.

• По завершении работы следует

побуждать ребенка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать

самооценку.

• Желательно показывать

ребенку, где можно получить

помощь и как ею

воспользоваться

«Средняя» группа

• В целом ряде случаев способен осмыслить

учебную задачу как цель своей деятельности. Планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы

• Имея целый ряд сформированных алгоритмов

работы, не всегда способен выбрать

оптимальный.

• При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий.

• Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата.

• Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности, или потому, что довольствуется любым результатом.

• В случае необходимости может обратиться за

помощью, но не всегда может ею воспользоваться



• Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь.

• Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы.

• Следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки

«Сильная» группа

• Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности.

• В большинстве случаев, при ступая к работе, планирует свои действия или успешно использует уже сформированные алгоритмы работы.

• В случае необходимости уточняет детали до начала работы.

• Осуществляя работу, четко придерживается имеющегося плана

или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий.

• Завершая задание, обязательно добивается запланированного

результата.

• Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки.

• В случае необходимости может обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею

Следует развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные способы организации собственной работы



«Коммуникативные умения и навыки»


^ Описание результатов диагностики

Рекомендации учителям

«Слабая» группа

• Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику.

• В ходе дискуссии, как правило, не корректен.

• Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и менять её, т.к. не понимает необходимость этого шага.

• При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы.

• Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения

Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения с взрослыми и сверстниками.

«Средняя» группа

• Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением или ограниченным словарным запасом и при попытках самостоятельно сформулировать вопросы собеседнику.

• Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменить её, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела.

• Возражая оппоненту, бывает неконкретен.

• В ходе общения может нарушать социальную дистанцию

• Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы.

• Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять её.

• Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении.

«Сильная» группа

• Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту.

• Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять её в случае необходимости.

• Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела.

• Всегда удерживает социальную дисциплину в ходе общения.

Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков.

3. Развитие учительского потенциала.

Мотивируется и поддерживается ежегодное участие в конкурсах педмастерства: «Лучший учитель РФ», «Учитель года», «Образование: взгляд в будущее» г. Обнинск, «Открытый урок» фестиваль педагогических идей г. Москва.

Проводятся психолого-педагогические тренинги, повышение квалификации по освоению ИКТ.

Внедряется новая системы оплаты труда.

Осуществляется периодическое подтверждение квалификации педагога и ее соответствие современным и перспективным задачам стоящим перед школой.

Повышаются профессиональные педагогические компетентности учителей, чему были посвящены три педсовета: «Роль ИКТ в современной школе», «Отметка и оценка в практике учителя», «Разработка субтестов по различным предметам для диагностики уровня сформированности метапредметных компетенций» .

4. Современная школьная инфраструктура.

Совершенствуется работа управляющего совета как основы осуществления государственно-общественного управления.

Третий год идет реализация инновационного проекта по теме: «Трансформация экономической модели гимназии как основы повышения качества образовательных услуг и конкурентоспособности ОУ в процессе перехода ОУ в АОУ». Осуществлен переход гимназии из ОУ в АОУ.

Осуществляется строгое соблюдение правил техники безопасности.

Расширяется взаимодействие гимназии с организациями социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, досуга, спорта и д.р.

5. Здоровье школьников.

Реализация программы «Здоровье и развитие»

Реализация целевой программы «Питание школьников»

Расширение сети спортивных секций, участие в спортивных соревнованиях.

Улучшение медицинского обслуживания, диспансеризация, реализация профилактических программ.



Похожие:

Памятка для учителей по определению уровней сформированности ученических компетенций iconФормирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Методики для определения уровней сформированности универсальных учебных действий у детей
Методики для определения уровней сформированности универсальных учебных действий у детей
Памятка для учителей по определению уровней сформированности ученических компетенций iconБелясникова Альвина Николаевна гоу спо «Региональный политехнический колледж», г. Буденновск особенности оценивания сформированности компетенций у студентов колледжа
В данной статье рассмотрены особенности оценивания сформированности компетенций у студентов колледжа, сущность изменения в системе...
Памятка для учителей по определению уровней сформированности ученических компетенций iconЕ. В. Воевода Формирование и контроль сформированности профессионально значимых компетенций
Фгос впо и Стретегической карты мгимо и эффективность критериально-оценочного комплекса, позволяющего определить сформированность...
Памятка для учителей по определению уровней сформированности ученических компетенций iconСистема уровней владения языком
Схема уровней построена по принципу последовательного разветвления и начинается с разделения системы уровней на три крупных уровня...
Памятка для учителей по определению уровней сформированности ученических компетенций iconС. В. Кузнецова, зам директора по увр, моу гимназия №2 «Квантор», г о. Коломна Диагностика уровней сформированности деятельностных навыков у обучающихся
В спартанских школах для мальчиков уже существовал набор дисциплин, по которым шло обучение, и было жестко прописано, какими навыками...
Памятка для учителей по определению уровней сформированности ученических компетенций iconФормирование групп профессиональных компетенций и выявление уровня сформированности профессионально-технологической культуры студентов в образовательном пространстве
Профессионального и технологического образования института повышения квалификации
Памятка для учителей по определению уровней сформированности ученических компетенций iconМоу «Цаган-Челутайская средняя общеобразовательная школа» Могойтуйский район модельные задания для проверки уровня сформированности ключевых компетентностей
Отслеживая уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся в ходе выполнения проекта, мы применяем внутреннюю и внешнюю...
Памятка для учителей по определению уровней сформированности ученических компетенций iconОценивание уровня сформированности ключевых компетенций на урок
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано...
Памятка для учителей по определению уровней сформированности ученических компетенций iconЛядова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы моу «сош №22 с углублённым изучением иностранных языков» города Перми
Проектная технология как способ измерения сформированности компетенций учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе
Памятка для учителей по определению уровней сформированности ученических компетенций iconПамятка по подготовке к экзамену
Но все-таки будет полезнее и правильнее отнестись к заучиванию материала с умом. Во многих случаях ребенку поможет мнемоника — особая...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты