|
Западный внутригородской округ, город Краснодар, муниципальное общеобразовательное учреждение - гимназия №87 УТВЕРЖДЕНО Решение педсовета протокол № 1 от 30.08.2010 года Председатель педсовета А.Г. БотвиновскаяРАБОЧАЯ ПРОГРАММА По литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс Количество часов 102 Уровень базовый Учитель __________________________________________________ Программа разработана на основе государственной программы «Литературное чтение», автор Н.А. Чуракова, Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2009г., Рекомендовано МО РФ ^ 4 класс Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы Н.А.Чураковой «Литературное чтение» («2010), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система общего развития Л.В.Занкова) с учётом стандарта начального общего образования по русскому языку. Рабочая программа разработана в полном соответствии с авторской программой и учебно-методическим комплектом. Ц е л и о б у ч е н и я литературному чтению: – развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; – овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; – воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России. Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся. На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению и с учетом системы обучения класса, реализуется программа базисного уровня. С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже. Общие учебные умения, навыки предполагают повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературного чтения. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления лингвистических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков и т. д. На ступени начальной школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др. Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка. При развивающем обучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника. Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма. ^
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4-года обучения Иметь общее представление о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму; о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования. Знать наизусть 15–20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта. У м е т ь: – читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90–100 слов в минуту; – выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения; – находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке; – выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор); – воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении; – находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке; – практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования; – рассказывать о любимом писателе, поэте; – устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему. Читательские умения: – правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту); – заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту); – ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги; – самостоятельно читать текст большого объема; – кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе; – Знать наизусть 15–20 стихотворений разных авторов. Литературоведческая пропедевтика: – отличать художественный текст от научно-популярного; – давать самую элементарную характеристику литературного произведения: народное или авторское произведение, вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея; – давать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных и популярных писателях и поэтах): прозаик, поэт; общее представление о времени жизни – наш современник или чей-то современник, можно описательно; о чем пишет; – давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение; – полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения; – полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественный музей. Развитие творческих способностей. К концу четвертого класса учащиеся д о л ж н ы: – пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности; – участвовать в конкурсах чтецов; – писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений; – писать небольшие по объему сочинения по картине; – устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему; – научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме. В л а д е т ь к о м п е т е н ц и я м и: коммуникативной; рефлексивной; ценностно-ориентированной; смыслопоисковой; личностного саморазвития. С п о с о б н ы р е ш а т ь следующие жизненно-практические задачи: – самостоятельно читать книги; – высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии); – самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам; – работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях). ^ для учащихся: – Чуракова, Н. А. Литературное чтение : учебник для 4 класса / Н. А. Чуракова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008; для учителя: – Чуракова, Н. А. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение» / Н. А. Чуракова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Азбука от Кирилла и Мефодия»; CD «Детский энциклопедический словарь», «Шедевры русской живописи»; энциклопедия для детей «История России и ее ближайших соседей». Согласовано протокол заседания МО учителей НШ от 25.08.2010г №1 Руководитель МО ОУ ______Мухина М.Ю. Согласовано Заместитель директора по УВР Добренко С.И. _____________ ^ Согласовано Заместитель директора по УВР Добренко С.И. _____________ 26 августа 2010 года Западный внутригородской округ, город Краснодар, муниципальное общеобразовательное учреждение - гимназия №87 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По литературному чтению Класс 4 Учитель _________________________________________ Количество часов: всего 102 часа; в неделю 3 часа; Планирование составлено на основе рабочей программы , утвержденной решением педсовета протокол №1 от 30. 08. 2010 года
|
![]() | Рабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное образование,2 класс Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Образовательная система «Школа 2100»,Москва, издательство «Баласс», 2009 год,... | ![]() | Рабочая программа по русскому языку Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс Программа разработана на основе государственной программы «Русский язык», автор А. В. Полякова. Сборник программ для четырёхлетней... |
![]() | Рабочая программа по русскому языку Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 2 класс Программа разработана на основе государственной программы «Русский язык», автор А. В. Полякова. Сборник программ для четырёхлетней... | ![]() | Рабочая программа по окружающему миру Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс Программа разработана на основе государственной программы «Окружающий мир», авторы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Сборник программ... |
![]() | Рабочая программа по изо ступень обучения (класс) начальное образование,2 класс Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Образовательная система «Школа России»,Москва, издательство «Просвещение», 2009... | ![]() | Рабочая программа по русскому языку Ступень обучения (класс) начальное образование,2 класс Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Образовательная система «Школа 2100»,Москва, издательство «Баласс», 2009 год,... |
![]() | Программа по предмету «Литературное чтение» (фгос ноо 1 4 класс) пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования... | ![]() | Программа по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов |
![]() | Программа по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | ![]() | Программа по литературному чтению дл 4 класса пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе программы по литературному чтению умк «Гармония» |