Рабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс icon

Рабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс



НазваниеРабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа


Западный внутригородской округ, город Краснодар,

муниципальное общеобразовательное учреждение - гимназия №87



УТВЕРЖДЕНО

Решение педсовета протокол № 1

от 30.08.2010 года

Председатель педсовета

А.Г. Ботвиновская




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По литературному чтению

Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс

Количество часов 102 Уровень базовый

Учитель __________________________________________________

Программа разработана на основе государственной программы «Литературное чтение», автор Н.А. Чуракова, Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2009г., Рекомендовано МО РФ


^ Пояснительная записка
к рабочей программе
по литературному чтению


4 класс

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы Н.А.Чураковой «Литературное чтение» («2010), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система общего развития Л.В.Занкова) с учётом стандарта начального общего образования по русскому языку. Рабочая программа разработана в полном соответствии с авторской программой и учебно-методическим комплектом.

Ц е л и о б у ч е н и я литературному чтению:

– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению и с учетом системы обучения класса, реализуется программа базисного уровня.

С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Общие учебные умения, навыки предполагают повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературного чтения.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления лингвистических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

На ступени начальной школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.

Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка.

При развивающем обучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.

Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

^ Распределение учебного материала произведено следующим образом



Название раздела

Количество часов в

авторской программе

Количество часов в рабочей программе

^ Устное народное творчество

11




Волшебная сказка, былина

6


6

Социально-бытовая сказка

2


2

Природа и происхождение жанра пословицы

3



3

^ Жизнь жанров фольклора во времени

18

18

Возможности разных видов повествования:

69




проза

24


24

драма

8


8

поэзия

37


37

^ Творческий портрет

4


4



Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4-года обучения

Иметь общее представление о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму; о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.

Знать наизусть 15–20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта.

У м е т ь:

– читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90–100 слов в минуту;

– выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;

– находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;

– выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);

– воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;

– находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;

– практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;

– рассказывать о любимом писателе, поэте;

– устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.

Читательские умения:

– правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);

– заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);

– ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;

– самостоятельно читать текст большого объема;

– кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;

– Знать наизусть 15–20 стихотворений разных авторов.

Литературоведческая пропедевтика:

– отличать художественный текст от научно-популярного;

– давать самую элементарную характеристику литературного произведения: народное или авторское произведение, вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;

– давать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных и популярных писателях и поэтах): прозаик, поэт; общее представление о времени жизни – наш современник или чей-то современник, можно описательно; о чем пишет;

– давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение;

– полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;

– полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественный музей.

Развитие творческих способностей.

К концу четвертого класса учащиеся д о л ж н ы:

– пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;

– участвовать в конкурсах чтецов;

– писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;

– писать небольшие по объему сочинения по картине;

– устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;

– научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.

В л а д е т ь к о м п е т е н ц и я м и:

 коммуникативной;

 рефлексивной;

 ценностно-ориентированной;

 смыслопоисковой;

 личностного саморазвития.

С п о с о б н ы р е ш а т ь следующие жизненно-практические задачи:

– самостоятельно читать книги;

– высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

– самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;

– работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).


^ Список рекомендуемой учебно-методической литературы


 для учащихся:

Чуракова, Н. А. Литературное чтение : учебник для 4 класса / Н. А. Чуракова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008;

 для учителя:

Чуракова, Н. А. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение» / Н. А. Чуракова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

 CD «Азбука от Кирилла и Мефодия»;

 CD «Детский энциклопедический словарь», «Шедевры русской живописи»;

 энциклопедия для детей «История России и ее ближайших соседей».



Согласовано

протокол заседания МО учителей НШ

от 25.08.2010г №1


Руководитель МО ОУ ______Мухина М.Ю.



Согласовано

Заместитель директора по УВР

Добренко С.И. _____________

^ 26 августа 2010 года




Согласовано

Заместитель директора по УВР

Добренко С.И. _____________

26 августа 2010 года



Западный внутригородской округ, город Краснодар,

муниципальное общеобразовательное учреждение - гимназия №87


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


По литературному чтению

Класс 4

Учитель _________________________________________

Количество часов: всего 102 часа; в неделю 3 часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы , утвержденной решением педсовета протокол №1 от 30. 08. 2010 года



№ урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во

час.

Дата проведения

Оборудование

план

факт

1

Проникновение элементов истории в жанры устного народного творчества

1

1.09




Мультимедийная презентация «Жанры устного народного творчества»

2

Волшебная сказка. «Морской царь и Василиса

Премудрая»

1

3.09




Учебник,

В. Даль «Пословицы русского народа»


3

Элементы истории в сказке. «Морской царь и Василиса Премудрая»

1

7.09




Картина «Иван цревич на сером волке»

4

Элементы истории в былинах. «Садко»

Кубан. Народные загадки о природе Кубани.

1

8.09




Мультимедийная презентация


5

Связь былины с волшебной сказкой «Садко»

1

10.09




Н. Рерих «Заморские гости»


6

Былинные герои

1

14.09




Мультфильм о былинных героях

7

Способы вынесения нравственной оценки в пословицах и поговорках

1

15.09




Мультимедийная презентация

8

Популярность пословиц в современной жизни.

Пословицы различных народов.

1

17.09




Книга «Пословицы и поговорки»

9

Природа и происхождение жанра пословиц

1

21.09







10

Популярность пословиц в произведениях авторской литературы. Дж. Родари «Старинный календарь...»

1

22.09







11

Особенности поэзии. Ф.Тютчев «Весенние воды»

1

24.09




Репродукции картин на тему «Весна»

12

Н. Матвеева «В лощинах снег…»

Кубан. Пословицы и поговорки о природе Кубани.

1

28.09




Ф. Тютчев, словарь литературных терминов


13

Разница картин мира, создаваемых поэтами Б. Пастернак, и А. Ахматова

1

29.09




Мультимедийная презентация о поэтах

Картина
В. Серова «Зимой»


14

Наблюдение за особенностями прозы на материале

рассказа Л. Андреева «Петька на даче»

1

1.10







15

Л. Андреев «Петька на даче»

Кубан. Произведения выдающихся литераторов Кубани Т.Голуб.

1

5.10







16

Сложность характера героя. Л. Андреев «Петька на даче»

1

6.10







17

Развитие характера во времени. Л. Андреев «Петька на даче».

1

8.10







18

Литературный герой и реальный человек. Исторический документ.

1

12.10







19

А. Чехов «Ванька»

1

13.10







20

Драматизм рассказов. А. Чехов «Ванька»

1

15.10




Мультфильм «Ванька»

21

Общее представление о лирическом герое. В. Берестов «Драконил», «Разлука»

1

19.10







22

В. Берестов «Лапта», «Плащ»

Кубан. Произведения выдающихся литераторов Кубани. В.Нестеренко.

1

20.10







23

Образ поэта в лирике. В. Берестов «Семейная

фотография».

1

22.10







24

Авторская волшебная сказка

Э. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»

1

26.10




Мультимедийная презентация о творчестве Э.Гофмана.


25

Э. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»

1

27.10







26

Сходство авторской сказки с народной. «Щелкунчик и Мышиный король»

1

29.10







27

Различия авторской сказки и народной. «Щелкунчик и Мышиный король»

Кубан. Произведения выдающихся литераторов Кубани. Л. Мирошникова.

2 четверть

1

2.11.







28

Сходства и различия авторской и народной сказки. «Щелкунчик и Мышиный король»

1

10.11







29

Э. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»

1

12.11







30

Волшебное пространство в сказке «Щелкунчик и Мышиный король»

1

16.11




Иллюстрации к сказке разных художников

31

Волшебное время в сказке «Щелкунчик и Мышиный король»

1

17.11




Мультфильм «Щелкунчик»

32

Переход из реального времени в волшебный.

«Щелкунчик и Мышиный король»

1

19.11




Мультфильм «Щелкунчик»

33

Художественные приемы автора в сказке «Щелкунчик и Мышиный король»

1

23.11




Мультимедийная презентация

Викторина по сказке «Щелкунчик…»

34

Образы и характеры главных героев в сказке

«Щелкунчик и Мышиный король»

1

24.11







35

Характеристика главных героев сказки Э. Гофмана

1

26.11







36

Логика волшебной сказки. Э. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»

1

30.11







37

Создание волшебной атмосферы автором сказки «Щелкунчик и Мышиный король»

1

1.12







38

Описание волшебного мира в народном и авторском творчестве.

1

3.12







39

Реальный и волшебный мир в сказке

Э. Гофмана

«Щелкунчик и Мышиный король»

1

7.12







40

Использование выразительных средств. М Волошин «Зеленый вал»

1

8.12







41

Представление о связи смысла стихотворения со

стихотворной формой. Д. Самойлов «Красная осень»

1

10.12







42

В. Маяковский «Тучкины штучки»

Кубан. Произведения выдающихся литераторов Кубани.

1

14.12







43

А. Пушкин «Зимняя дорога». Знакомство с «онегинской строфой».


Кубан. Картины родной природы в произведениях Кубанских писателей.

1

15.12




Мультимедийная презентация о творчестве Пушкина и его произведении «Евгений Онегин»


44

Ф. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь…»

1

17.12




Аудиозапись:

А. Пушкин «Зимняя дорога», СD «Шедевры русской живописи»


45

С. Маршак «Как поработала зима…»

1

21.12




Репродукции картин на тему «зима»

46

А. Пушкин «Зима...»

Кубан. Картины родной природы в произведениях Кубанских писателей.

1

22.12




Репродукции картин на тему «зима»

47

А. Фет «Это утро ...» Использование повтора для создания образа

1

24.12







48

В. Хлебников «Заклятие смехом»


3 четверть

1

28.12







49

Японские трехстишия. Исса Хокку

1

12.01







50

Мастерство перевода. Японские Хокку

1

14.01







51

Жизнь древнего жанра гимна во времени «Гимн природе»

1

18.01







52

М Лермонтов «Бородино»

1

19.01




Мультимедийная презентация о войне 1812 года

53

Использование повтора для создания образа. М. Лермонтов «Бородино»

1

21.01







54

Образ поэта в лирике. В. Берестов «Прогулки с Чуковским»

1

25.01







55

В. Берестов «Сиротская зима»

Кубан. Картины родной природы в произведениях Кубанских поэтов.

1

26.01







56

В. Берестов «В эвакуации»

1

28.01







57

Использование контраста в стихотворениях В. Берестова

1

1.02







58

Использование выразительных средств в стихотворениях.

В. Берестов «Мир»

1

2.02







59

Наблюдение за особенностями драмы. М. Метерлинк «Синяя птица»

1

4.02







60

Особенности драмы. Деление текста на действия.

М. Метерлинк «Синяя птица»

1

8.02







61

«Синяя птица». Особенности драмы. Деление действий на картины

1

9.02







62

Особенности драмы, ремарки. М. Метерлинк «Синяя птица»

1

11.02







63

Способы выражения авторского отношения к изображаемому. М. Метерлинк «Синяя птица»

1

15.02




Кинофильм «Синяя птица»

64

М. Метерлинк «Синяя птица». Сказочная феерия.

1

16.02




Кинофильм «Синяя птица»

65

Картины мира, создаваемые поэтами. К. Бальмонт «Аромат солнца»

1

18.02







66

Отличие авторской точки зрения от точки зрения героя.

А. Чехов «Гриша»

Кубан. Обзор Кубанской детской периодической печати.

1

22.02







67

А. Чехов «Белолобый». Мир глазами ребенка

1

23.02







68

А. Чехов «Белолобый». Мир глазами волчицы

1

25.02







69

С. Черный «Дневник Фокса Микки»

1

1.03







70

Художественная правда - правда мира чувств. С. Черный «Дневник Фокса Микки»

1

2.03







71

Богатство художественного языка С. Черный «Дневник Фокса Микки»

Кубан. К. Обойщиков «посвящение матери» - стихи.

1

4.03







72

Разнообразие художественного языка С. Черный «Дневник Фокса Микки»

1

8.03







73

Особенности поэзии. А. Вознесенский.

1

9.03







74

А. Вознесенский «Астра»

1

11.03







75

Н. Асеев «Июнь».

Кубан. Кубанские пословицы, поговорки.

1

15.03







76

К. Некрасова «Весна» Выражение внутреннего мира автора

1

16.03







77

Н. Заболоцкий «Весна в лесу» Разнообразие выразительных средств

1

18.03







78

Ф. Тютчев «В небе тают облака...». Разница картин мира, создаваемых автором


4 четверть

1

22.03







79

С. Козлов «Если меня совсем нет»

1

1.04




Мультфильмы по сказкам С.Козлова

80

С. Козлов. «Если меня совсем нет» Особенности художественного языка

1

5.04







81

А. Куприн «Слон»

1

6.04







82

А. Куприн «Слон». Характерные приемы

1

8.04







83

А Куприн «Слон» Композиция рассказа

1

12.04







84

М. Карем «Ослик». Выражение внутреннего мира автора.

1

13.04







85

А. Фет «Воздушный город». Разница картин мира, создаваемых поэтами.

1

15.04







86

Б. Заходер «Воздушные замки». Разнообразие выразительных средств

1

19.04







87

Ю. Мориц «Большой лошадиный секрет». Образы в поэзии

1

20.04







88

Ф. Искандер «Рассказ о море»

1

22.04







89

Лирический герой в рассказе Ф. Искандера

1

26.04







90

Особенности повествования. Ф. Искандер «Рассказ о море»

1

27.04







91

С. Козлов «Теплым тихим утром»

1

29.04







92

В. Маяковский «А вы могли бы?»

1

3.05







93

Творческий портрет любимого писателя. Тематика и проблематика

1

4.05




Мультимедийные презентации

94

Творческий портрет любимого поэта. Особенности языка.

Кубан. «Слава нашим хлеборобам» К. Обойщиков.

1

6.05







95

Особенности прозы. Богатство и разнообразие художественного языка.

Кубан. «Страна детства» В.Неподоба, И. Беляков.

1

10.05







96

Особенности драмы. Отличие зрителя от читателя.


1

11.05







97

Особенности поэзии. Разница картин мира, создаваемых поэтами.

1

13.05







98

Урок-путешествие по страницам любимых сказок.

1

17.05




Выставка книг

99

Сочинение на основе литературного произведения «Мой любимый герой»

1

18.05




Рисунки детей на тему «Мой любимый герой»

100

Творческий портрет любимого писателя.

Кубан. Обзор Кубанской детской периодической печати.

1

20.05




Мультимедийные презентации

101

Творческий портрет любимого поэта.

1

24.05




Мультимедийные презентации

102

Посещение театральной постановки.

1

25.05









Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс iconРабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное образование,2 класс
Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Образовательная система «Школа 2100»,Москва, издательство «Баласс», 2009 год,...
Рабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс
Программа разработана на основе государственной программы «Окружающий мир», авторы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Сборник программ...
Рабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс iconРабочая программа по русскому языку Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 2 класс
Программа разработана на основе государственной программы «Русский язык», автор А. В. Полякова. Сборник программ для четырёхлетней...
Рабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс iconРабочая программа по русскому языку Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс
Программа разработана на основе государственной программы «Русский язык», автор А. В. Полякова. Сборник программ для четырёхлетней...
Рабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс iconРабочая программа по изо ступень обучения (класс) начальное образование,2 класс
Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Образовательная система «Школа России»,Москва, издательство «Просвещение», 2009...
Рабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс iconРабочая программа по русскому языку Ступень обучения (класс) начальное образование,2 класс
Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Образовательная система «Школа 2100»,Москва, издательство «Баласс», 2009 год,...
Рабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс iconПрограмма по предмету «Литературное чтение» (фгос ноо 1 4 класс) пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования...
Рабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс iconПрограмма по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс iconПрограмма по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс iconПрограмма по литературному чтению дл 4 класса пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы по литературному чтению умк «Гармония»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты