|
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве Виды оценочных шкал Школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребенка, должна: -осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, и о слабых сторонах усвоения программы. Учителю обратная связь должна давать информацию о достижении поставленных им целей; -стимулировать учение, использоваться как форма поощрения, а не наказания; -отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им обучаться в собственном темпе; -ориентировать ученика на успех; -содействовать становлению и развитию самооценки учащихся. Необходимым условием учебного процесса является оценочная шкала. Различают несколько их видов: -количественная шкала – это хорошо всем известная система школьных отметок; в качестве измерения выступает числовое множество; -абсолютная шкала – оценка знаний и усилий ученика выглядит как некий числовой символ, точка отсчета абстрактна. Примером могут служить привычные для нас контрольные работы и тесты, при оценивании которых осуществляется сопоставление результатов с абстрактными нормативными критериями, которым соответствуют цифровые отметки: безошибочно выполненное задание – "5", одна ошибка – "4" и т. д.; Относительная оценочная шкала – предполагает сравнение текущего состояния обученности школьника с его же состоянием обученности некоторое время назад; порядковая шкала – чаще используется в слабо структурированных областях, таких как искусство, или при оценке, например, личностного развития. Вариант порядковой шкалы, при котором каждому объекту присваивается ранг, номер в иерархии объектов, называется ранговым. Частный случай ранговой шкалы – рейтинговая система. По ряду признаков она имеет большое сходство с количественной шкалой, но таковой не является. ^ Рейтинг – это число; получается оно либо путем опроса субъективных мнений экспертов (как рейтинг политических лидеров), либо путем набора очков и баллов: ответил на уроке – получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов, и т. д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг. В ряде школ рейтинговая система промежуточных оценок уже действует. Обратиться к рейтингу заставляют недостатки школьной системы оценки знаний, а именно: -узкий диапазон школьных оценок; -большая субъективность оценки, расплывчатость ее критериев. Отсутствие самооценки; -негуманность системы, ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов; -незначительный объем контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам; -отсутствие учета весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы); -недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, написание научных рефератов и т. п.); -недемократичность системы. Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа. Для правильного построения рейтинговых систем существует технология с критериями согласования позиций экспертов, т. к. количество баллов за то или иное учебное достижение назначается экспертным способом довольно произвольно. По этой системе определяются: общий и предметный рейтинг учеников в классе; рейтинг классов в школе; динамика рейтингов учеников и классов в течение учебного года; рейтинг первой десятки учеников школы по учебным предметам. Анализ рейтинга учеников и классов ОУ позволяет: -индивидуализировать и дифференцировать учебную и воспитательную работу; -стимулировать познавательную работу учеников и классов; -конкретизировать работу классных руководителей с учениками и родителями; -более объективно проанализировать работу классов и школы в целом. Рейтинговое оценивание знаний – один из существенных способов: влияния на -успеваемость учащихся, формирования интереса к процессу обучения и его результатам; -расширения границы школьного балла, повышения его значимости; включения самих учащихся в активный поиск возможности повышения своего среднего балла и рейтинга. Система определения рейтинга ученика (по успеваемости): оценка за четверть и год определяется как среднеарифметическая всех оценок с учетом их веса (с точностью до 0,01); количество оценок в четверти должно быть не менее трех; ученику предоставляется право ответа для повышения оценки в конце четверти (или темы); рейтинг определяется: – по итоговой оценке за четверть (год); – по предметам в классе; – по каждому предмету в школе. Шкала перевода среднего балла в 4балльную систему: средний балл 2,49 и менее – отметка "2"; 2,50–3,49 балла – "3"; 3,50–4,49 балла – "4"; 4,50 и более – "5". Рейтинг определяется для учащихся, кто превысил минимальный норматив 3,4–3,5 балла, или для всех учащихся (по усмотрению педагогического коллектива). Подсчет среднего балла, рейтинга и оформления наглядности выполняет учебная комиссия под контролем завуча (по школе), классного руководителя (в классе), учителя- предметника (по предмету). В таблице приведены условия для начисления дополнительных баллов при определении рейтинга учащегося. ^ Количество дополнительных баллов 1. Участие в городских предметных олимпиадах: 1 место 1 2 место 0,8 3 место 0,6 участие 0,2 2. Участие в школьных предметных олимпиадах: 1 место 0,3 2 место 0,2 3 место 0,1 3. Наличие рефератов, докладов, научных исследований по учебным предметам до 0,3 4. Разработка и изготовление наглядных пособий, учебных приборов; оборудование учебных кабинетов, лабораторий до 0,3 5. Разработка учебных игр, тестов, блок-схем, опорных сигналов и других дидактических материалов до 0,5 6. Активное участие во внеурочной работе по предмету до 0,5 7. Участие в городских и областных спортивных соревнованиях: 1 место 1 2 место 0,8 3 место 0,6 участие 0,2 8. Участие в школьных спортивных соревнованиях: 1 место 0,3 2 место 0,2 3 место 0,1 Успех рейтинговой системы оценки знаний учащихся зависит от: -участия самих школьников в подсчетах среднего балла; -регулярного анализа динамики среднего балла и рейтинга; -от доброжелательности членов педагогического и ученического коллективов, -умения педагогов радоваться даже наименьшим успехам учеников, поддерживать их; -совершенствования форм и методов ее ведения; -гласности и наглядности. ^ Рейтинговая система оценки знаний имеет большое значение для учащихся, она: повышает гуманизацию и демократизацию процесса обучения: учащиеся сами определяют свой рейтинг, имеют возможность заработать дополнительные баллы, соревноваться в своей "весовой категории", видеть динамику своих результатов; воспитывает настойчивость, целеустремленность, волю; помогает учащимся определить и развить свои интересы, возможности, наклонности, укрепить чувство собственного достоинства; стимулирует повышение качества знаний, умений, навыков. Значение данной системы для учителя в том, что ее использование: повышает интерес учащихся к учебе, активизирует их познавательную учебную деятельность; -улучшает дисциплину на уроке за счет большей нацеленности учащихся на учебу; -стимулирует учеников к внеклассной работе по предмету; -облегчает условия для анализа результативности учебного процесса, его динамики как для отдельных учеников, так и для класса в целом (подсчетом рейтинга занимаются ученики); -улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе за счет индивидуального подхода к ученикам; -активизирует участие учителей в учебно-воспитательном процессе, повышает их заинтересованность в результате обучения. Данная система оценки, контроля и учета знаний нацелена на полноту, всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков учащихся Это обеспечивается не только за счет возможности ученика влиять на собственный результат, но и за счет возможности всех субъектов учебного процесса видеть и развивать малейший успех, осуществляя деятельность по принципу "Успех рождает успех". Данный вид оценки помогает расширить границы школьного балла, повысить его значимость. С помощью рейтинга появляется возможность включить самих учащихся в активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в классе и школе. Дополнительные баллы активизируют развитие способностей и навыков учащихся, привлекают их к участию в олимпиадах, в спортивных и внеклассных мероприятиях, мотивируют учеников к участию в исследованиях, проектной деятельности, разработке и созданию продуктов проектной и экспериментальной деятельности: пособий, приборов, игр, тестов и др. Доступность рейтинговой системы улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе, активизирует участие родителей в учебно- воспитательной работе; способствует всестороннему изучению и определению статуса личности учащегося в школьной жизни. |