Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве Виды оценочных шкал icon

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве Виды оценочных шкал



НазваниеРейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве Виды оценочных шкал
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве


Виды оценочных шкал

Школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребенка,

должна:

-осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь,

давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он

продвинулся вперед, и о слабых сторонах усвоения программы. Учителю обратная

связь должна давать информацию о достижении поставленных им целей;

-стимулировать учение, использоваться как форма поощрения, а не наказания;

-отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им обучаться в

собственном темпе;

-ориентировать ученика на успех;

-содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.

Необходимым условием учебного процесса является оценочная шкала. Различают

несколько их видов:

-количественная шкала – это хорошо всем известная система школьных отметок; в

качестве измерения выступает числовое множество;

-абсолютная шкала – оценка знаний и усилий ученика выглядит как некий числовой

символ, точка отсчета абстрактна. Примером могут служить привычные для нас

контрольные работы и тесты, при оценивании которых осуществляется

сопоставление результатов с абстрактными нормативными критериями, которым

соответствуют цифровые отметки: безошибочно выполненное задание – "5", одна

ошибка – "4" и т. д.;

Относительная оценочная шкала – предполагает сравнение текущего состояния

обученности школьника с его же состоянием обученности некоторое время назад;

порядковая шкала – чаще используется в слабо структурированных областях, таких

как искусство, или при оценке, например, личностного развития.

Вариант порядковой шкалы, при котором каждому объекту присваивается ранг, номер в

иерархии объектов, называется ранговым. Частный случай ранговой шкалы – рейтинговая

система. По ряду признаков она имеет большое сходство с количественной шкалой, но

таковой не является.

^ Построение рейтинговой системы оценки

Рейтинг – это число; получается оно либо путем опроса субъективных мнений экспертов

(как рейтинг политических лидеров), либо путем набора очков и баллов: ответил на уроке

– получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов, и т. д. В конце учебного

периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. После

этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов, и каждому

может быть присвоен тот или иной ранг. В ряде школ рейтинговая система

промежуточных оценок уже действует.

Обратиться к рейтингу заставляют недостатки школьной системы оценки знаний, а

именно:

-узкий диапазон школьных оценок;

-большая субъективность оценки, расплывчатость ее критериев. Отсутствие

самооценки;

-негуманность системы, ученик не всегда может претендовать на высшую оценку,

отвечать, когда хочет, когда готов;

-незначительный объем контролируемого учебного материала у каждого ученика.

Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам;

-отсутствие учета весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат

итоговой контрольной работы);

-недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не

учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, написание

научных рефератов и т. п.);

-недемократичность системы. Учащимся не предоставляется право выбора времени,

формы ответа.

Для правильного построения рейтинговых систем существует технология с критериями

согласования позиций экспертов, т. к. количество баллов за то или иное учебное

достижение назначается экспертным способом довольно произвольно.

По этой системе определяются:

общий и предметный рейтинг учеников в классе;

рейтинг классов в школе;

динамика рейтингов учеников и классов в течение учебного года;

рейтинг первой десятки учеников школы по учебным предметам.

Анализ рейтинга учеников и классов ОУ позволяет:

-индивидуализировать и дифференцировать учебную и воспитательную работу;

-стимулировать познавательную работу учеников и классов;

-конкретизировать работу классных руководителей с учениками и родителями;

-более объективно проанализировать работу классов и школы в целом.

Рейтинговое оценивание знаний – один из существенных способов: влияния на

-успеваемость учащихся, формирования интереса к процессу обучения и его результатам;

-расширения границы школьного балла, повышения его значимости; включения самих

учащихся в активный поиск возможности повышения своего среднего балла и рейтинга.

Система определения рейтинга ученика (по успеваемости):

оценка за четверть и год определяется как среднеарифметическая всех оценок с

учетом их веса (с точностью до 0,01);

количество оценок в четверти должно быть не менее трех;

ученику предоставляется право ответа для повышения оценки в конце четверти

(или темы);

рейтинг определяется:

– по итоговой оценке за четверть (год);

– по предметам в классе;

– по каждому предмету в школе.

Шкала перевода среднего балла в 4балльную систему:

средний балл 2,49 и менее – отметка "2";

2,50–3,49 балла – "3";

3,50–4,49 балла – "4";

4,50 и более – "5".

Рейтинг определяется для учащихся, кто превысил минимальный норматив 3,4–3,5 балла,

или для всех учащихся (по усмотрению педагогического коллектива).

Подсчет среднего балла, рейтинга и оформления наглядности выполняет учебная

комиссия под контролем завуча (по школе), классного руководителя (в классе), учителя-

предметника (по предмету). В таблице приведены условия для начисления

дополнительных баллов при определении рейтинга учащегося.

^ Содержание деятельности ученика для начисления дополнительных баллов

Количество дополнительных баллов

1. Участие в городских предметных олимпиадах:

1 место 1

2 место 0,8

3 место 0,6

участие 0,2

2. Участие в школьных предметных олимпиадах:

1 место 0,3

2 место 0,2

3 место 0,1

3. Наличие рефератов, докладов, научных исследований по учебным предметам до 0,3

4. Разработка и изготовление наглядных пособий, учебных приборов;

оборудование учебных кабинетов, лабораторий

до 0,3

5. Разработка учебных игр, тестов, блок-схем, опорных сигналов и других

дидактических материалов

до 0,5

6. Активное участие во внеурочной работе по предмету до 0,5

7. Участие в городских и областных спортивных соревнованиях:

1 место 1

2 место 0,8

3 место 0,6

участие 0,2

8. Участие в школьных спортивных соревнованиях:

1 место 0,3

2 место 0,2

3 место 0,1

Успех рейтинговой системы оценки знаний учащихся зависит от:

-участия самих школьников в подсчетах среднего балла;

-регулярного анализа динамики среднего балла и рейтинга;

-от доброжелательности членов педагогического и ученического коллективов,

-умения педагогов радоваться даже наименьшим успехам учеников, поддерживать

их;

-совершенствования форм и методов ее ведения;

-гласности и наглядности.

^ Значение рейтинговой системы для учащихся, учителей

Рейтинговая система оценки знаний имеет большое значение для учащихся, она:

повышает гуманизацию и демократизацию процесса обучения: учащиеся сами

определяют свой рейтинг, имеют возможность заработать дополнительные баллы,

соревноваться в своей "весовой категории", видеть динамику своих результатов;

воспитывает настойчивость, целеустремленность, волю;

помогает учащимся определить и развить свои интересы, возможности,

наклонности, укрепить чувство собственного достоинства;

стимулирует повышение качества знаний, умений, навыков.

Значение данной системы для учителя в том, что ее использование:

повышает интерес учащихся к учебе, активизирует их познавательную учебную

деятельность;

-улучшает дисциплину на уроке за счет большей нацеленности учащихся на учебу;

-стимулирует учеников к внеклассной работе по предмету;

-облегчает условия для анализа результативности учебного процесса, его динамики

как для отдельных учеников, так и для класса в целом (подсчетом рейтинга

занимаются ученики);

-улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе за

счет индивидуального подхода к ученикам;

-активизирует участие учителей в учебно-воспитательном процессе, повышает их

заинтересованность в результате обучения.

Данная система оценки, контроля и учета знаний нацелена на полноту, всесторонность,

систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков учащихся Это обеспечивается не только за счет возможности ученика влиять на собственный результат, но и за счет возможности всех субъектов учебного процесса видеть и развивать малейший успех, осуществляя деятельность по принципу "Успех рождает успех".

Данный вид оценки помогает расширить границы школьного балла, повысить его

значимость. С помощью рейтинга появляется возможность включить самих учащихся в

активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в классе и

школе.

Дополнительные баллы активизируют развитие способностей и навыков учащихся,

привлекают их к участию в олимпиадах, в спортивных и внеклассных мероприятиях,

мотивируют учеников к участию в исследованиях, проектной деятельности, разработке и

созданию продуктов проектной и экспериментальной деятельности: пособий, приборов,

игр, тестов и др.

Доступность рейтинговой системы улучшает условия и эффективность проведения

воспитательной работы в классе, активизирует участие родителей в учебно-

воспитательной работе; способствует всестороннему изучению и определению статуса

личности учащегося в школьной жизни.



Похожие:

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве Виды оценочных шкал iconРейтинговая система оценивания как средство контроля и учёта знаний учащихся первого класса в условиях безотметочного обучения

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве Виды оценочных шкал iconМодуль Виды, формы и организация контроля качества обучения мониторинг, рейтинговая система оценивания

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве Виды оценочных шкал iconПервухина Наталья Владимировна учитель истории и обществознания Рейтинговая система как оценка качества знаний учащихся по истории и обществознанию в старших классах
Лема в современном образовании, о которой говорят уже давно. Но, не смотря на множество предложений, по решению этой проблемы она...
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве Виды оценочных шкал icon"vi международная научно-практическая конференция Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве"
В системе дополнительного технологического образования и научно-технического творчества
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве Виды оценочных шкал iconПоложение о системе оценивания в гбоу прогимназии №1781 зоуо до
Оценка обучения в прогимназии представляет собой систему, в которой присутствует и 5 бальная система оценивания и качественный анализ...
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве Виды оценочных шкал iconФормы и методы альтернативного оценивания на уроках
Система оценивания знаний и умений учащихся позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество...
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве Виды оценочных шкал iconФонд оценочных средств как система оценивания учебных достижений студентов
Проанализирован опыт создания и использования фондов оценочных средств (фос) преподавателями тпу, установлены недостатки педагогического...
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве Виды оценочных шкал iconПоложение о рейтинговой системе оценки знаний обучающихся по дисциплинам, профессиональным модулям
Рейтинговая система оценки знаний обучающихся по дисциплине, профессиональному модулю (далее – рейтинговая система) представляет...
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве Виды оценочных шкал iconВ. Н. Дерюшева > Организовать процесс освоения педагогами способов формирования метапредметных и личностных результатов образования и их оценивания в контексте фгос
Тема: Системно-деятельностный подход в образовательном пространстве школы в рамках введения фгос нового поколения
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве Виды оценочных шкал iconРейтинговая система оценки знаний, умений и навыков обучающихся, основанная на методике полного усвоения программного материала. В начале обучения ставится общая установка: «Все обучающиеся способны увеличить усвоение необходимого учебного материала,
Рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков обучающихся, основанная на методике полного усвоения программного материала
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты