«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» Директор Прогимназии № 1723 ЗАО Председатель методического объединения __________________ Т.В.Ивакина ________________ Дзахова Т.В. «____»____________________2011 г. «____»____________________2011 г.
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Совёнок» 2 класс Учитель: Тодорова Т.В.
Методическое обеспечение: А.И.Савенков «Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания», 2002 Большая книга экспериментов для школьников «Росмен», 2008 Справочник для детей «Хочу всё знать/про всё на свете», 2001 Т.Тит Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения (физика без приборов, химия без лаборатории) «Дом Мещерякова», 2007.
^ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОВЁНОК» ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 КЛАСС НА 2010-11 УЧ.ГОД
Пояснительная записка
Ребенок – неутомимый исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Стремление ребенка к самостоятельному исследованию окружающего мира, наверное, предопределено генетически. Если этой активности не противодействовать, не пресекать многочисленными запретами, то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, и спектр детских исследований существенно расширяется. Ребенок, склонный к исследовательскому поведению, будет самостоятельно активно изучать окружающий мир, приобретая вместе с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя. Исследовательское поведение особенно ценно тем, что оно создает надежный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие. ^ следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Творчество выступает в качестве наиболее яркого проявления исследовательского поведения. Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, полученные в детских играх и на специализированных занятиях, детьми легко в дальнейшем переносятся на все другие виды деятельности. Как показывают психологические исследования и эксперименты, самые ценные и прочные знания были получены детьми и усвоены в процессе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно заметили, что умственная деятельность ученого, совершающего какое-либо открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, аналогичны по своему процессу. Исследовательское поведение ребенка универсально и может быть реализовано в любой предметной сфере: общении с природой, рисовании, конструировании, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в др.видах деятельности. Поэтому задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными для самого маленького исследователя. Проблемы коллективной учебной деятельности относятся к числу достаточно хорошо разработанных в зарубежной и отечественной педагогической психологии. Менее разработанной является проблема коллективного творчества и детского коллективного исследования. Тем не менее, хорошо известны следующие методы и приемы коллективной творческой или исследовательской деятельности: метод мозгового штурма (А.Осборн), метод учебных деловых игр (В.Ф.Комаров, В.Я. Поляков и др.), методика формирования умения творчески работать в процессе коллективной изобразительной деятельности (И.С.Турро, Т.С.Комарова, А.И.Савенков и др.) Для организации детской исследовательской деятельности в условиях массовой школы мы считаем оптимальными следующие условия: Определить уровень развития воображения и креативного мышления первоклассников; Выявить уровень развития познавательного интереса и исследовательской активности уч-ся; Создать малые группы учащихся для выполнения одного исследования, основанные на принципе взаимного дополнения участников этого процесса; Познакомить первоклассников с различными темами исследований, проведенные их ровесниками; В зависимости от стилей мышления детей-участников группы показать основные приемы работы в исследованиях; Составить индивидуальный план работы группы, где каждый участник мог бы выполнить посильную для него задачу, направленную на решение общей цели исследования. Выбрать форму представления полученных в процессе исследования, результатов (презентация, проект, опыт или др.) Создать Детское Научное общество ДНО «Совёнок», объединяющее учащихся, желающих расширять и систематизировать знания в определенной области науки, искусства, техники, приобретать исследовательские умения и опыт экспериментальной деятельности.
Содержание данной внеурочной деятельности предполагает следующие подходы к формированию исследовательской деятельности ребенка, способного применять умения и знания в жизненных ситуациях в виде следующих ключевых компетентностей: ^ - развитие инициативности, мыслительной деятельности ребенка, произвольности, способности к творческому самовыражению, стремлению к исследованию, интерес к новым ситуациям. ^ ребенка – воспитание и привитие устойчивого хорошего настроения, уверенности в себе, самоконтроля своего настроения и поведения. Коммуникативную компетентность - тренировать умение устанавливать дружеские отношения с другими детьми 7-летнего возраста, сверстниками. Языковая компетентность – формирование владения ребенком языковыми, нормами присущими деловому общению и обогащение лексического запаса ребенка научной терминологией. ^ обучать ребенка возможности грамотно использовать информационное интернет пространство и способности работать с компьютерными программами, доступными для 7-летнего учащегося. Для успешного отслеживания уровней развития компетентностей учащихся 1 класса предлагается следующая система индикаторов, позволяющая педагогу проводить диагностику и выявлять особенности личностного развития ребенка, занимающегося данной внеурочной деятельностью. ^ - умение мотивировать свою позицию по отношению к товарищам, демонстрировать уважение к взрослым, понимать необходимость сотрудничества с товарищами по данному виду деятельности, применять способность устанавливать устойчивые контакты с детьми и взрослыми. ^ – демонстрировать достаточно свободное владение родным языком, уметь распространенно отвечать на вопросы по теме исследования, давать оценочно-смысловую характеристику наблюдаемых явлений и фактов в сфере научного интереса ребенка, проявлять интерес к научно-популярной и энциклопедической литературе, выходящей за рамки тематического планирования занятий. ^ – проявлять активный познавательный интерес к содержанию своего и других исследовательских работ, понимать значимость научной и культурной ценности открытый, входящих в возможную или предполагаемую сферу научно-исследовательских интересов учащегося , проводить элементарное сравнение и обобщение на основе предлагаемых тем исследований, применять критическое мышление. ^ – воспроизводить информацию, полученную из разных источников, понимать необходимость новой информации, как средства получения знаний, применять элементарные навыки работы с ИКТ. ^ – демонстрировать позитивное отношение к себе и окружающим людям, воспроизводить правила общения с детьми и взрослыми, а также в общественных местах, понимать значение многообразия культуры, применять навыки «делового» сотрудничества в детском коллективе. ^ п/№ | Наименование тем | Кол-во часов | Теория | Практика | Применение | 1. | Понятие об исследовании как форме активного познания окружающего мира. | 3 | 1 | 2 | Презентация в программе POWER POINT + знакомство с научно-популярной литературой энциклопедического хар-ра. | 2. | Какие могут быть виды научных исследований в детской поисковой деятельности? | 3 | 1 | 2 | Работа с рабочей тетрадью «Я-исследователь». | 3. | Как выбрать тему исследования? | 1 | - | 1 | ИКТ – проекты уч-ся (2009-10гг.) в Power Point | 4. | Какими могут быть темы исследований? Как выбрать тему своего исследования? | 3 | 1 | 2 | Работа с рабочей тетрадью «Я-исследователь» + дополнительная энциклопедическая литература. | ^ | 5. | Постановка цели исследования. Пробная формулировка (индивидуально, парно и в группе). | 2 | - | 2 | Работа с рабочей тетрадью «Я -исследователь» | 6. | Выдвижение задач исследования. | 3 | 1 | 2 | Работа с рабочей тетрадью «Я-исследователь» + дополнительная энциклопедическая литература. | ^ уч-ся (2009-10гг.) в Power Point | 7. | Что такое гипотеза (происхождение слова). Выдвижение собственных гипотез. | 4 | 1 | 3 | Работа с рабочей тетрадью «Я - исследователь». | 8. | Составление плана работы (общие принципы и групповое собеседование) | 13 | 1 | 12 | Компьютерные проекты учащихся в Neo Office Экскурсия в музей минералогии | 9. | Методы сбора информации | 3 | 1 | 2 | Работа с рабочей тетрадью «Я - исследователь» + работа с дополнительными источниками (книги, интернет, аудио и видео информацией). | 10. | Методы лабораторного экспериментирования | 3 | - | 3 | Работа с электронным микроскопом + компьютерные проекты учащихся в Neo Office | 11. | Наблюдение как метод исследования. Виды наблюдений. | 5 | 1 | 4 | Работа с рабочей тетрадью «Я – исследователь» + презентация «Прорастание семян» (лонгитюдное наблюдение) + Работа с электронным микроскопом | 12. | Формы представления исследований: проект, презентация, опыт. | 6 | 3 | 3 | Работа с рабочей тетрадью «Я – исследователь» + Презентации в программе POWER POINT + ИКТ проекты уч-ся (2009-10гг.) в Power Point | 13. | Подготовка к защите исследования. | 3 | 3 | - | Работа с рабочей тетрадью «Я – исследователь» + Презентации в программе POWER POINT | 14. | Защита исследовательской работы. Выдвижение (обсуждение) выступлений-кандидатов на «Дне науки». | 10 | - | 10 | Представление результатов детских исследований (презентации, проекты, опыты). |
ТЕМАТИКА ДЕТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧАЩИХСЯ 1- б ^ | УЧАЩИЕСЯ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ | СОСТАВЛЕНИЕ ПИЛОТНОГО ПЛАНА | ПОДВЕДЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ИТОГОВ | ^ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАБОТЫ (март- апрель) | Почему кошки хорошо видят в темноте? | Веригина Юля Соколов Саша | 26 ноября 2010г. | 7 февраля 2011 г. | Выступление + презентация | ^ | Камышенко Петя Рютова Катя Клоков Мирон Боровец Коля Соколов Артем | 10 декабря 2010 г. | 11 февраля 2011 г. | Выступление на уроке окруж.мира + презентация | ^ | Угланова Катя Пилькина Арина | 14 января 2011 г. | 7 февраля 2011 г. | Выступление на уроке окруж.мира + презентация | ^ | Близнюк Настя Омельченко Тимофей | 17 января 2011 Г. | 25 февраля 2011 г. | ???? | ^ | Мацкевич Аня Исмунц Милана Сластных Аня Юн Ира Дробот Алеша Гурьянова Настя Дмитриева Соня | 17 декабря 2010 г. | 11 февраля 2011 г. | Оформление стенда | ^ | Петрова Лиза Козлов Алеша | 31 января 2011 г. | 21 февраля 2011 г. | Выступление с демонстрацией на уроке ОБЖ | ^ | Буряк Костя Фотиева Юля | 24 января 2011 г. | 25 февраля 2011 г. | Выступление на уроке математики | Две стороны одной монеты. | Лубовский Сережа | 31 января 2011 г. | 28 февраля 2011 г. | Выступление + демонстрация | ^ | Трушников Ваня | 28 января 2011г. | 4 марта 2011 г. | Выступление + презентация | ^ | Рзаев Антон | 28 января 2011 г. | 28 февраля 2011 г. | Доклад | ^ | Кичиков Даня | 4 февраля 2011 г. | 4 марта 2011 г. | Доклад | ^ | Казаков Илья | 14 января 2011 г. | 21 февраля 2011 г. | Доклад |
ТЕМАТИКА ДЕТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧАЩИХСЯ 1 - а ^ | УЧАЩИЕСЯ - ИССЛЕДОВАТЕЛИ | СОСТАВЛЕНИЕ ПИЛОТНОГО ПЛАНА | ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ИТОГОВ | ^ (март-апрель) | Как написать тайное послание? | Печерникова Женя Поветкина Маша Ионица Миша | 21 января 2011 г. | 21 февраля 2011 г. | Публичное выступление + демонстрация опытов | ^ | Опарин Сережа | 14 января 2011 г. | 25 февраля 2011 г. | Выступление с докладом + создание модели | ^ | Морозов Вася Лукьянов Илья | 20 декабря 2010 г. | 11 февраля 2011 г. | Презентация Power Point с докладом Планируется участие в конкурсе (март) | ^ | Яровая Тая | 24 января 2011 г. | 28 февраля 2011 г. | Презентация Power Point с докладом Планируется участие в конкурсе (март) | ^ | Мясоедов Максим | 24 января 2011 г. | 28 февраля 2011 г. | Выступление перед уч-ся 3-х классов на уроке ОБЖ | ^ | Богданова Аня Васильев Петя | 24 января 2011 г. | 25 февраля 2011 г. | Выступление на уроке математики в 3-х классах с презентацией Power Point | ^ | Ермолаева Аня Григорьева Оля Рудая Вероника Якушенков Коля | 19 ноября 2010 г. | 07 февраля 2011 г. | Доклад + презентации я в Power Point на уроке окружающего мира во 2-х классах | ^ | Сколько лет черепахе? | 14 января 2011 г. | 21 февраля 2011 г. | Сообщение на уроке окружающего мира Планируется выступление на конкурсе «Мы и биосфера» на Воробьевых горах (март) | ^ | Горбатюк Даня Волков Степа | 18 ноября 2010 г. | 04 марта 2011 г. | Выступление на кружке «Юные исследователи» В 3-х классах | ^ | Фокин Вова | 18 ноября 2010 г. | 04 марта 2011 г. | Выступление на кружке ЛЕГО | ^ | Шарвадзе Лена Полежаев Федя Визгалова Аня | 29 ноября 2010 г. | 11 февраля 2011 г. | Выступление + презентация в Power Point на уроке окружающего мира | ^ | Джанашия Нина | 14 января 2011 г. | 11 февраля 2011 г. | Доклад с иллюстративным материалом | ^ | Сталбо Арсений Коновалихин Саша Смольянинов Глеб | 17 января 2011 г. | 25 февраля 2011 г. | Доклад + моделирование??? |
^ № занятия | Тема | Теория | Практика | Ответственный преподаватель | 1 - 5 | Биофизика | Пять чувств человека: обоняние, осязание, слух, зрение, тактильные ощущения | Лабораторно-практические занятия «Дразнящий вкус», «Оптические иллюзии», «Далеко сижу-далеко гляжу» | Тодорова Т.В. | 6 - 8 | Физика | Движение и покой Звуковые волны Цвет и свет | Лабораторные опыты с равновесием, со звукопроводимостью предметов, радуга. ^ | Тодорова Т.В. | 9 - 11 | Биофизика | Реактивное движение Ультразвуковая локация Инфразвуки | Наблюдение за живыми организмами; Применение в жизни человека ^ | Сотрудник МГУ | 12 - 16 | Астрономия | Карта звездного неба и ориентирование Наши соседи – Луна и Солнце Полярные сияния Млечный путь Гиганты и карлики, Черная дыра
| ^ | Сотрудник планетария | 17 - 21 | Физика | Сила тяжести Сила воды Статическое электр-ство Магниты Давление воздуха | Лабораторные опыты «Закон Архимеда», «Магнитное поле», « Тяжелее воздуха – легче воды» | Тодорова Т.В. | 22 - 27 | Проведение самостоятельных детских исследований | Выбор темы, определение цели и гипотез исследования, утверждение научного руководителя. | Проведение индивидуальных занятий | Тодорова Т.В. + сотрудники др. научных учреждений | 28 - 31 | Проведение фестиваля детских исследований и проектов | Выступление в актовом зале | Выступление по классам | Тодорова Т.В. |
ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ УЧАСТИЕ В ФЕСТИВАЛЯХ И КОНКУРСАХ в 2011-12 уч.году | ^ | КОНКУРС «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ МОСКОВИИ». | ^ | ГОРОДСКОЙ КОНКУРС «МЫ И БИОСФЕРА». ГОРОДСКОЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС « Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ». Фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» (международный этап). |
^ Кудлаев Павел Эдуардович – МИРЭА, МПГУ им. Ленина каф-ра физики конт.тел.: 316-58-71; 8-926-327-37-81 Мишина Елена Алексеевна – МПГУ им. Ленина каф-ра физики, учитель гимназии № 1567 конт.тел.8-905-537-98-41
^ п/№ | Фамилия имя уч-ся | Название темы | Предполагаемая форма защиты | Руководитель исследования, консультации | 1. | Васильев Петя | Черные дыры | Выступление+ презентация POWER POINT | Тодорова Т.В. 02.02.; |
| Горбатюк Даниил Якушенков Коля | Как бороться с торфяными пожарами? | Выступление+ презентация POWER POINT | Тодорова Т.В. 02.02.; |
| Волков Степа | Влияет ли степень загрязнение воды на рост растений? | Выступление+ презентация POWER POINT | ^ 02.02; |
| Ермолаева Аня Рудая Вероника Яровая Тая | Инфра и ультразвуки | Выступление+ презентация POWER POINT | ^ |
| Коновалихин Саша | Какая вода чище? | Выступление + опыты | Тодорова Т.В. 09.02.; | 6. | Мясоедов Максим | Могут ли петь айсберги? | Выступление+ презентация POWER POINT | Тодорова Т.В. 02.02.; |
| Полежаев Федор | «Я прививки не боюсь, если НАДО уколюсь? | Выступление+ презентация POWER POINT | Тодорова Т.В. 26.01.; 09.02. |
| Пономаренко Денис | Могут ли роботы заменить учителя? | Выступление+ презентация POWER POINT | Тодорова Т.В. 26.01.; | 8. | Смольянинов Глеб | Эффект «танцующего моста» (резонанс) | Выступление+ презентация POWER POINT | Тодорова Т.В. Мишина Е.А. 02.02.; | 9. | Сталбо Арсений | Неньютоновская жидкость… Что это за штука? | Выступление на конкурсе + презентация POWER POINT | Кудлаев П.Э. аспирант МПГУ Тодорова Т.В. 09.02.; | 10. | Шакиров Эмиль | Самая известная буква. | Выступление на конкурсе + презентация в power point | Тодорова Т.В. 07.02.; | 11. | Шарвадзе Лена | Почему ящерица отбрасывает хвост? | Выступление + презентация в power point | Тодорова Т.В. 09.02; | 12. | Буряк Костя | Как появляются кристаллы? | Выступление + презентация в power point | Тодорова Т.В. 09.02. | 13. | Боровец Коля | Проектирование электронной схемы радиопреемника | Создание модели + выступление | Венза Д.Е. | 14. | Дробот Алеша Дмитриева Соня | Подъемная сила воздушных шаров | Выступление + презентация в power point | Тодорова Т.В. 31.01.; | 15. | Близнюк Настя | Исследование величины радиационного фона в различных районах Москвы и Московской области | Выступление на конкурсе + презентация в power point | Близнюк У. Канд.физ.наук 02.02.; | 16. | Козлов Алеша | Как пьют растения? | Выступление + презентация в power point | Тодорова Т.В. 09.02.; | 17. | Лубовский Сергей | Может ли белое стать цветным? | Выступление на конкурсе + презентация в power point | Тодорова Т.В. 30.01.; | 18. | Омельченко Тимофей | Почему на холоде изо рта идет пар? | Выступление + презентация в power point | Тодорова Т.В. 07.02. | 19. | Рзаев Антон | Наш друг - компьютер | Выступление + презентация в power point | Тодорова Т.В. Седых О.П. 26.01.; | 20. | Соколов Саша | Особенности органов чувств у хищных рыб ( на примере акул) | Выступление + презентация в power point | Тодорова Т.В. 09.02.;
| 21. | Трушников Коля | Где ты остров Буян? | Выступление на конкурсе + презентация в power point | Тодорова Т.В. 02.02.; | |