|
«Утверждено» «Согласовано» на заседании методист ОМК педагогического совета ___________ протокол №___ от «__»_______200__г. Программа развития Государственного образовательного учреждения детский сад №969 Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы на 2009-2014 г. г. Москва Программа воспитания и обучения в детском саду РФ под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Цель «Программы»: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. ^
отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самодеятельности и творчеству;
обучения;
Программа развития Государственного образовательного учреждения детский сад № 969 Западного окружного управления образования Информационная справка ГОУ д/с № 969 является государственным образовательным учреждением. Возрастной состав детей с трёх до семи лет. По плану детский сад рассчитан на 6 групп, функционирует 6 групп с количеством детей 127 человек. Здание детского сада построено в 1976году. Типовое панельное 2-х этажное здание. На I этаже находятся 3 групповые комнаты, кабинет заведующей, пищеблок, медицинский блок, прачечная, на 2 этаже находятся 3 групповые комнаты, кабинет логопеда, кабинет психолога, методический кабинет, кабинет завхоза и кладовщика, музыкально-физкультурный зал, кабинет музыкального руководителя, и воспитателя по физической культуре, кастелянская. Режим дошкольного учреждения - 12 часов, рабочая неделя - 5 дней. В детском саду имеется необходимое оборудование. Проектная численность детей - 120 человек, пропуск по заболеваемости за год на одного ребенка 16,9 Педагогическими кадрами детский сад укомплектован полностью. В настоящее время детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду РФ» под редакцией М.А Васильевой, В.В. Гербовой. Т.С. Комаровой. Изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни, в том числе, в народном образовании, обуславливают необходимость соответствующей коррекции социального заказа и образования в целом и его базовому общеобразовательному звену - детскому саду. Процесс адаптации этого заказа - в ведущих компонентах учебно-воспитательной деятельности, выдвигает новые существующие проблемы. Это касается Концепции образования, особенность которой определила цель, и главные тенденции к новому; разнообразию, гибкости, вариативности, к усилению гуманизации демократических начал в воспитании ребенка. По результатам наблюдений за работой воспитателей и специалистов мы выявили, что основным методом работы воспитателей с детьми (как того и требует программа) является педагогика сотрудничества, когда воспитатель и ребенок общаются и действуют на равных. Педагоги обращают особое внимание на создание проблемных ситуаций, экспериментально-поисковой и строительно-конструктивной деятельности, в которой ребенок может ярко проявить себя, выявить свое истинное отношение к тем или иным явлениям. Широко используются ими игровые методы, активизирующие самостоятельность и инициативу ребенка, его творческие способности. В результате правильно построенного образовательного процесса, созданных условий и знания технологий дошкольное учреждение систематически и объективно отслеживает динамику развития детей. ^ В нашей работе с детьми преобладают гуманные отношения между педагогами и детьми в результате правильно построенного процесса, созданий условий и знания технологий, дошкольное учреждение систематически и объективно отслеживает динамику развития детей. Воспитательно-образовательная работа в ГОУ Д/с № 969 рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет, строится на основании «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и дополнена современными педагогическими технологиями. Работа ведется по следующим направлениям:
Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей. По результатам заболеваемости за 2008-2009 учебный год был проведен контроль за физкультурно-оздоровительной работой. На административно-производственном совещании и профсоюзном собрании был дан глубокий анализ физкультурно-оздоровительной работы и профилактических мероприятий, сделаны выводы о необходимости:
здоровья с воспитателями и родителями. Анализируя состояние здоровья детей, мы обратили внимание на то, что при поступлении в дошкольное учреждение с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем. При рассмотрении данных проблем по возрастам можно проследит, что по всем показателям низкий уровень имеют дети ясельной и младшей групп, тогда как в средней старшей и подготовительной группах в основном - средний и высокий уровень. ^ за 2007- 2009 годы Анализ заболеваемости
^
По результатам уровня развития физических навыков и умений мы видим, что показатели по физическому развитию возросли до 85% Для решения этой задачи в детском саду постоянно проводятся закаливающие и оздоравливающие процедуры и мероприятия. Улучшилось качество проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики. Учитываются индивидуальные особенности детей.
Развитие речи в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: учебной, игровой, художественно-театральной, во всех режимных моментах. Во всех возрастных группах создана развивающая среда, способствующая успешному овладению речи детей каждого возраста. Методический кабинет и группы постоянно пополняются новыми дидактическими развивающими играми, детской художественной литературой, демонстрационным материалом, пособиями, альбомами, иллюстративным материалом, методической литературой. В зоне юных книголюбов постоянно меняется детская литература. Анализируя работу по развитию речи, следует отметить следующие проблемы:
Коллективу необходимо уделить особое внимание проблеме развития речи. Необходимо в каждой группе улучшить качество проведения занятий развитию речи за счет использования разнообразных методов и приемов, развивающих игр, дидактических пособий. Обучение дошкольников элементарным математическим представлениям проводится педагогами в игровой деятельности, в повседневной жизни. Для этого в группах имеется наглядность, которая позволяет детям посчитать предметы, составить и решить задачу. Воспитатели создают ситуации, где необходимо применять полученные знания. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала помогает выработать у детей умение логически мыслить, воспринимать познавательные задачи. Занятия по развитию элементарных математических представлений у дошкольников являются наиболее интересными и познавательными. Анализируя работу по этому направлению, следует отметить следующие проблемы:
^ Система организации учебно-воспитательного процесса по художественно-эстетическому развитию, осуществляется в таких видах деятельности, как: ИЗО, музыкально-творческое развитие, игра, конструирование. Воспитатели и специалисты ГОУ, постоянно работают над созданием в детском саду творческой атмосферы, которая обеспечивает все предпосылки для развития творческой активности детей. Воспитательно-образовательная работа изостудии предполагает систему художественно-творческих заданий, направленных на работу по развитию творческих способностей у детей, воображения, фантазии; воспитание художественной культуры у детей, приобщение их к миру искусств, национальным ценностям через их собственное творчество, через созерцание, любви к природе; формирование у дошкольников готовности к самостоятельному духовному освоению художественных ценностей, развитие их творческого потенциала. ^
Анализируя работу по этому направлению, следует сделать следующие выводы:
Для исправления ситуации необходимо:
На основании полученных результатов развития детей в ДОУ, мы можем сделать следующие выводы:
1) физкультурно-оздоровительная работа со старшими дошкольниками; 2) интеллектуальное развитие детей через все виды деятельности; 3) умственное развитие детей в процессе ознакомления с природой; 4) взаимодействие детей и родителей по проблеме интеллектуального развития детей. ^ 2.2.1. Анализ материально-технической и методической базы дошкольного учреждения детский сад № 969. Детский сад находится в здании, рассчитанном по проекту на 6 групп. Общая площадь - 1840 кв. м Земельный участок - 6589 кв. м. Площадь физкультурно-музыкального зала - 68,1 кв. м. Основными помещениями ДОУ являются: 1. помещения (группы) - 6 групп; 2. медицинский блок (кабинет медицинской сестры, прививочная, изолятор); 3. пищеблок; 4. прачечная; 5. кабинет логопеда и психолога; 6. методический кабинет; 7. музыкально-физкультурный зал; 8. кабинет воспитателя по физической культуре и музыкального руководителя. Сведения о состоянии материально-технической базы ГОУ (% обеспеченности).
Из таблицы видно, что детский сад оборудован для своего полного функционирования на 94%. В 2007 году был проведен выборочный капитальный ремонт с заменой плитки в группах, на пищеблоке, в прачечной. Но из-за того, что есть проблемы с состоянием сантехнического оборудования (гибкая подводка), то состояние групп и помещений, где были протечки, требует постоянного косметического ремонта. Необходимо переоснастить физкультурную площадку, произвести ремонт малых форм, а также приобретение новых. ^
Если сравнить результаты состояния учебно-методической базы ГОУ за 2 года, то видно, что намного возросла оснащённость игрушками, детской литературой, методической литературой. Несмотря на то, что было сделано, задача оснащения предметно-развивающей среды ГОУ остается одной из главных. В группах необходимо продолжать расширять и пополнять строительные уголки, дидактические и развивающие игры. 2.2.2. Анализ педагогического коллектива. Педагогический коллектив состоит из 19 педагогов, среди них: воспитателей - 14 человек. Специалистов:
Характеристика квалификационных критериев педагогов: ^
^
^
^ Медалью 850 лет г. Москвы - 1 человек Средний возраст педагогического состава: до25 лет - 3; до 35лет -3 до 50 лет – 7; до 55 лет - 2; свыше 55 - 4. Для получения наиболее полной и объективной картины профессиональной деятельности воспитателей в детском саду был проведен проблемный анализ их работы, который выявил: - все воспитатели в своей работе используют личностно-ориентированный подход к детям, демократический стиль отношений; - 47 % воспитателей (это воспитатели которые работают менее 3-х лет в ГОУ) испытывают затруднения при проведении занятий по развитию речи; - 20% воспитателей испытывают трудности при организации трудовой деятельности детей, в том числе и изодеятельности (работают первый год и 1 не имеет педагогического образования) - 47 % воспитателей испытывают затруднения при организации сюжетно-ролевой игры, 2 воспитателя испытывают затруднения при проведении занятий по ФЭМП. Таким образом, мы видим, что для получения хороших педагогических результатов необходимо поднимать и развивать профессиональный уровень педагогов. Для этого надо направить для получения педагогического образования в педагогический колледж №6 - двух воспитателей. В следующем году необходимо направить на курсы повышения квалификации - 6 человек. Продолжает получать высшее образование – 2 воспитателя. Один воспитатель имеет высшее непедагогическое образование. Анализируя полученные результаты, мы ставим перед собой следующие задачи по улучшению работы педагогического коллектива: 1. Нацелить коллектив, на активное участие в его планомерном, поэтапном развитии; 2. Развивать потребность, интерес и мотивацию к повышению уровня своих профессиональных знаний и умений (прежде всего психолого-педагогических), к овладению современными технологиями; 3. Повышать результаты образовательного процесса - создание и развитие гуманной воспитательной системы детского сада; 4. Создание сплоченного, работоспособного, перспективного, квалифицированного педагогического коллектива. На данный момент дошкольное учреждение укомплектовано педагогическим составом на 90%, коллектив объединен едиными целями и задачами и имеет благоприятный психологический климат. 2.2.3. Анализ социально-педагогической характеристики внешней среды. Дошкольное учреждение №969 находится по адресу: г. Москва, улица 26 Бакинских комиссаров, дом 6, корпус 3. Недалеко от детского учреждения находится ГОУ Детский сад № 1137, Детская музыкальная школа, Дом творчества «Созвездие», ГОУ СШ №807, ГОУ СОШ №875 , дошкольные учреждения № 1137 , Детская поликлиника №119 с которыми ГОУ д/с № 969 сотрудничает. УТВЕРЖДАЮ Заведующая ГОУ д/с №969 _____________ О.В. Гугнина «___»______________200___г. Режим дня в детском саду № 969 Холодный период года
УТВЕРЖДАЮ Заведующая ГОУ д/с№969 _____________ О.В. Гугнина «___»______________200___г. Режим дня в детском саду № 969 теплый период года
2.2.4. Анализ уровня состояния семей. Социальный статус семей, дети которых посещают Государственное образовательное учреждение Детский сад № 969 на 01 января 2010г.
Большое внимание в ГОУ уделяется изучению контингента родителей - жителей микрорайона. Анализ социального и образовательного статуса членов семей воспитанников ГОУ дал следующие результаты: ГОУ № 969 посещает 127 детей, общее количество родителей - 221, из них неполных семей – 24,6% Работающих родителей - 198 человек, не работающих - 23 человека. По уровню доходов: высокий имеют - 2 семьи, средний - 184 семей, низкий уровень - 86 семей. По социальному статусу: Рабочие - 14,5% Служащие - 81%. Безработные - 0 Предприниматели - 10 человек (4,5%) Студенты – 12 человек (5,4%) По образовательному уровню: Высшее образование имеют -121 родитель (54,7%) Незаконченное высшее – 12 человек (5,4%) Среднее специальное – 69 человек (31,22%) Среднее - 19 человек (8,6%). Для основного контингента родителей характерны: средний уровень жизни и доходов, высокие требования к образованию, большое желание дать ребенку хорошее образование. Большое внимание в ГОУ уделяется изучению образовательных потребностей родителей. Исходя из имеющихся данных, можно уверенно сказать, что перечень воспитательно-образовательных услуг предлагаемых в нашем дошкольном учреждении, в целом соответствует потребностям родителей. Однако, по результатам опроса родителей по проблеме обучения детей в ГОУ, мы видим, что многие из них выражают желание, чтобы в детском саду были следующие виды услуг: 27% родителей желают получать дополнительное образование для детей по подготовке детей к школе; 45% родителей с большим удовольствием водили бы детей на спортивные игры и пластическую или ритмическую гимнастику. В целом родители считают, что воспитатели обеспечивают ребенку всестороннее развитие способностей, хорошую подготовку к школе, и укрепляют здоровье детей. Родители прислушиваются к мнению педагогов и реализуют их советы в воспитании детей. Родители имеют возможность присутствовать на занятиях, принимать участие на занятиях и других мероприятий ГОУ, вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса. Таким образом, результаты показали, что контингент родителей не однороден, имеет различные цели и ценности. На основе полученных результатов мы выявили, что актуальные для нас проблемы - повышение требований к детям, налаживание взаимоотношений с детьми и родителями требуют более качественного подхода. Остается проблемой привлечь родителей к участию образовательного процесса. В связи с этим мы планируем построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ГОУ в создании необходимых для этого условий. Коллектив ГОУ готов к планомерному, поэтапному переходу в следующую фазу развития, но для этого необходимо отметить, что существуют следующие проблемы:
^ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД № 969 Концепцию развития нашего дошкольного учреждения мы будем строить, базируясь на педагогических идеях и трудах Л.С Выготского, П.Н.Блонского, А.В.Запорожца, на богатейшем опыте науки и передовых технологиях. ^ развития ДОУ это создание адаптивного дошкольного учреждения, работа в котором будет строиться с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, в том числе и детей, с нарушением речи (фонемо-фонетическое недоразвитие речи), с целью сохранения их здоровья. Исходя из этой задачи, ключевыми понятиями, будут «здоровье» и «развитие речи». Здоровье - это состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствие каких - либо отклонений. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, всестороннее развитие. Еще одно важное понятие, на которое мы будем опираться в своей Концепции,- понятие «Индивидуальность». В своей педагогической практике мы будем реализовывать идеи и технологии, согласно которым ребенок должен прожить каждый день своей жизни максимально активно, удовлетворяя свои потребности в разнообразных видах деятельности (самоутверждение, игры, познание, общение). Следующее ключевое понятие, которое будет использоваться в нашей Концепции,- это «развитие». Развитие - это изменение, представляющее собой процесс движения, от простого к сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений, приводит к наступлению качественных. С понятием «развитие» тесно связано другое понятие «личность», каковой можно считать человека, являющего продуктом определенных социально-исторических отношений, имеющего определенные индивидуальные качества, формируемые под влиянием самых разнообразных взаимодействий с социальной средой. Мы придерживаемся мнения, что «личность может воспитать личность». Дошкольная педагогика считает, что развитие личности человека - не просто количественное изменение унаследованных и заложенных от рождения качеств, а прежде всего, качественные изменения в организме и психике, происходящие под воздействием окружающей действительности. Общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, т. к. развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, а любая из сторон развития личности содействует развитию речи Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, процесс его освоения, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Поэтому речевое развитие дошкольника не может ограничиваться лишь формированием речевых навыков, сколь бы точно они не соответствовали языковым нормам. Оно должно обеспечить формирование у ребенка осознанного владения средствами родного языка. Важное значение в этом смысле, имеет формирование представление о звуковой стороне слова. Именно поэтому речевое развитие детей дошкольного возраста должно осуществляться по следующим направлениям:
Все эти направления взаимосвязаны и должны осуществляться во всех видах деятельности детей: на занятиях по обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим и с художественной литературой, а также на других занятиях, в игре, в труде и повседневной жизни. Однако на специальных занятиях развитие речи, обучение языку должно быть доминирующим. Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из важнейших элементов формирования личности, является приоритетным в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. ^ 1. Обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста, постепенно расширять и обновлять их социальные связи; 2. Обеспечивать детям условия, содействующие их сенсорному развитию; 3. Создать детям обстановку, которая содействовала бы развитию их восприятия и накоплению представлений; 4. Использовать игру как наиболее значимый фактор в деле развития речи; 5. Организовывать специальные занятия по формированию структуры речи и ее фонетических проявлений; 6. Поддерживать в детях чувство удовлетворения и радости от процесса обучения и общения; 7. Помнить, что ребенок - это маленький человек, может быть, «большой человек» в будущем, таящий в себе задатки многих способностей, развитие которых во многом зависит и от педагогического воздействия. 8. Улучшить работу учителя-логопеда. 9. Улучшить работу педагога-психолога. Основными принципами, на которых будет строиться деятельность нашего ДОУ, являются;
Вышеперечисленные принципы ориентированы:
Главными компонентами нашей системы являются:
Личностные «компоненты» нашей образовательной системы - дети, родители, воспитатели. Объектом нашей системе рассматривается ребенок. Ребенок в нашей системе рассматривается одновременно и объектом, и активным субъектом образовательного процесса, целью и результатом деятельности. Мы считаем, что решить задачи развития неповторимой индивидуальной личности можно только в процессе разносторонней деятельности детей, «внутри» которой каждый ребенок будет испытывать удовольствие, ощущать себя индивидуальностью, чувствовать себя защищено и уверенно. Реальные природные и вещественные компоненты мы будем целенаправленно, структурно организовывать и развивать так, чтобы развивающая среда обеспечивала развитие ребенка не « в деятельности», а «деятельностью». Основным средством развития индивидуальности каждого воспитанника является специально созданная развивающая среда. Она направлена на развитие следующих видов деятельности:
Исходя из необходимости их обеспечения, была выбрана тема, над решением которой ГОУ будет работать в ближайшие 5 лет. |