Программа для детской школы искусств «Фламинго» Адаптированная к примерной программе утвержденной Министерством культуры РФ для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств icon

Программа для детской школы искусств «Фламинго» Адаптированная к примерной программе утвержденной Министерством культуры РФ для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств



НазваниеПрограмма для детской школы искусств «Фламинго» Адаптированная к примерной программе утвержденной Министерством культуры РФ для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ


Программа для детской школы искусств «Фламинго»

Адаптированная к примерной программе утвержденной Министерством культуры РФ для детских художественных школ

и изобразительных отделений детских школ искусств

(углубленный курс)


Москва 2003г


Пятилетнее обучение


Пояснительная записка


Программа по предмету «История искусств» включает основные этапы истории и ориентирована на предпрофессиональную ориентацию учащихся с 1 по 5 классы.

Преподавание истории изобразительного искусства

в художественной школе направлено на всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование их мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств.

Занятие историей изобразительного искусства способствует развитию у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать действительность «по законам красоты».

Программа включает основные разделы из истории западноевропейского, русского искусства и искусства советского периода, историю искусства Китая, Японии, Африки, Америки.

Одна из основных задач курса - постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства. В связи с этим необходимо знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, беззаветно преданных своему делу, отстаивающих в борьбе идеалы своего времени.

Основой изучения истории изобразительного искусства является развитие навыков восприятия художественного образа. Отсюда основная учебная задача - развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу, преподаватель обязан


-2-

заботиться об общей гуманитарной и художественной эрудиции своих питомцев. Развивая художественное восприятие у учащихся

педагог должен воспитать у них отзывчивость на идейно-эстетическое воздействие искусства, на единство содержания и формы произведения. Особо следует сформировать оптимальный уровень личного отношения к произведению искусства, который предполагает понимание общественного значения данного произведения, объективную и самостоятельную оценку авторской позиции, активную связь содержания искусства с собственным жизненным опытом.

У учащихся должны быть выработаны навыки анализа произведения искусства. Давая представление о развитии искусства, как на протяжении всей истории, так и в пределах одной эпохи, педагогу необходимо рассматривать каждое явление в связи с конкретной исторической обстановкой, в которой оно возникло.

Методику занятия следует направить на решение основных задач: целенаправленного развития творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности. Освоению этих задач наиболее соответствует проблемное обучение. Виды занятия могут быть разнообразными (рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар, киноурок, экскурсия, и т.д.), как и формы работы учеников (работа с книгой, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение задания на классификацию произведений и т.д.)

Большего развития требуют самостоятельные суждения учеников об увиденных произведениях. Для этого полезно вводить задания на атрибуцию, на классификацию произведений, тренировочные колористические и композиционные упражнения.

Настоящая программа определяет объем и содержание знаний и учебно-воспитательных задач предмета. При этом за педагогом сохраняется право творческой организации материала: перестановка отдельных тем, сравнение произведений из разных разделов, особенностей художественного языка, различных видов изобразительного искусства, рассмотрение единой линии развития одного из видов изобразительного искусства.

С целью дальнейшего развития активности учащихся, более глубокого и специализированного изучения истории искусства материал программы может быть расширен на факультативных занятиях.

Большое значение для творческого овладения предметом имеют тетради учеников. В них отражается самостоятельная работа учащихся как в рамках курса, так и вне его. Тетради должны систематически проверяться преподавателем.


-3-

При проведении занятий по истории изобразительного искусства необходимо широко использовать технические средства обучения. Они расширяют возможности преподавателя, в частности, в создании и раскрытии проблемных ситуации, осуществлении межпредметных связей (сравнение нескольких произведений на полиэкране, сравнение произведений изобразительного искусства с произведениями литературы, музыки, киноискусства и т.д.).


^ Учебно-тематический план


п/п

Наименование частей, разделов и тем

Кол-во часов

1

2

3




1-й год обучения







Введение

2




^ Искусство Древнего Мира







Раздел 1. Искусство Древнего Мира




1.

Искусство первобытного общества

2

2.

Искусство Древнего Египта

6

3.

Искусство Передней Азии

3

4.

Искусство Древней Индии

2

5.

Искусство Древней Греции

12

6.

Искусство Древнего Рима

5




Повторение

2




Итого:

34




^ 2-й год обучения







Искусство Средневековья







Раздел 2. Искусство Византии




7.

Искусство Византии

3




Раздел 3. Древнерусское искусство




8.

Искусство Древних славян. Искусство Киевской Руси IX-XI вв.

4

9.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

XII в.

2

10.

Искусство Новгорода и Пскова XI-XV вв.

2

11.

Искусство Москвы XIV-XV вв.

3

12.

Искусство Москвы XVI-XVII вв.

2



-4-

1

2

3




Раздел 4. Искусство Западной Европы

в X-XIV вв.




13.

Романское искусство X-XII вв.

3

14.

Искусство мусульманского мира

3

15.

Готическое искусство XII-XIV вв.

3




Раздел 5. Искусство Возрождения




16.

Искусство эпохи Возрождения в Италии

7

17.

Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе

2




Итого:

34




^ 3-й год обучения







Искусство Средневековья







^ Раздел 6.Искусство Стран Дальнего Востока

в средние века




18.

Искусство Китая и Японии в ХV-ХVII вв.

4













Искусство Нового времени







Раздел 7. Искусство западноевропейского барокко




19.

Итальянское барокко

2

20.

Садово-парковое искусство (парки итальянские, франц., англ.)

2

21.

Золотой век испанской живописи (Эль Греко, Д. Веласкес и др.)

3

22.

Жанр натюрморта в живописи

2

23.

Фламандское барокко. П.П.Рубенс

3

24.

Голландское барокко. Рембрандт и «малые голландцы»

5




Раздел 8. Искусство русского барокко.




25.

Петр I и начальный Петербург

2

26.

Архитектура русского барокко. Д.Трезини, В.Растрелли и др.

3




Раздел 9.Классицизм в искусстве Западной Европы.




27.

Принципы классицистической архитектуры

1

28.

Особенности живописи классицизма и рококо. Н.Пуссен, А.Ватто

2



-5-

1

2

3




Раздел 10. Искусство русского классицизма.




29.

Мастера русского архитектурного классицизма.

4

30.

Русская классическая дворянская усадьба

1




Итого:

34




^ 4-й год обучения







Раздел 11. Искусство эпохи Просвещения




31.

Расцвет английской живописи. У.Хогарт, Г.Гейнсборо.

1

32.

Жанр портрета в русской живописи. Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский и др.

3

33.

Мастера русского скульптурного портрета

2




Раздел 12. Романтизм в мировом искусстве.




34.

Романтическая литература

1

35.

Академизм и романтизм в живописи и скульптуре

2

36.

О.Кипренский, А.Венецианов, И.Тропинин.

2

37.

Жанр пейзажа в живописи.

2




Раздел 13. Искусство Западной Европы 2-й половины XIX в.




38.

Эклектизм как стиль архитектуры.

2

39.

Реализм в западноевропейской живописи.

2

40.

Импрессионизм во французской поэзии, живописи, музыке.

4




Раздел 14. Русское искусство второй половины XIX в.




41.

Развитие русской архитектуры

1

42.

Жанр бытовой картины в живописи

1

43.

Академизм и антиакадемизм в русской живописи. «Передвижники».

4

44.

Разнообразие жанров в русской живописи

7




Итого:

34




^ 5-й год обучения







Искусство ХХ века







Раздел 15. Архитектура ХХ века.




45.

Стиль модерн

3

46.

Конструктивизм в архитектуре.

2




Раздел 16. Изобразительное искусство ХХ века




47.

Разнообразие жанров в русской живописи начала ХХ века

10

48.

«Мир искусства»

4

49.

Скульптура А.С.Голубкиной и С.Т.Коненкова.

1

50.

Постимпрессионизм.

6

-6-

1

2

3

51.

Основные направления зарубежного модернизма в начале ХХ в.

2

52.

Абстракционизм как особый способ видения мира

2

53.

Сюрреализм

2




Раздел 17. Театральная культура ХХ века




54.

«Русские сезоны» С.Дягилева и русский балет начала ХХ века.

2




Итого:

34


Содержание предмета

Искусство Древнего Мира

Раздел 1 Искусство Древнего Мира.

Тема 1. Искусство первобытного общества.

Происхождение искусства. Его функции и связь с трудовой деятельностью человека. Космогонические представления древнего человека, отраженные в произведениях первобытного общества. Очаги первобытной культуры на территории России. Наскальные изображения на берегах Ангары, Ладожского озера. Памятники первобытной культуры на территории Европы, Африки.

Пещеры Ласко и Фон-де-Гом во Франции и Альтамира в Испании.

Наскальная живопись Тассилин-Аджера в Африке.

Возникновение сооружений:

менгиры (СССР-Армения, Франция-Бретань;

дольмены (Западная Европа, Северная Африка);

кромлехи (Англия-Стоунхендж).


^ Тема 2. Искусство Древнего Египта.


Эволюция искусства древнего мира. Монументальный характер искусства древнего мира. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в искусстве древнего мира. Географические и исторические условия, в которых развивалось древнеегипетское искусство. Мифология Древнего Египта. Стилевая эволюция Древнего Египта и связь искусства с религиозными представлениями и заупокойным культом.


-7-

Синтез искусств в Древнем Египте.

Архитектура Древнего Египта и сила ее воздействия. Эволюция типов гробниц:

мастаба, ступенчатая пирамида,

скальная гробница (пирамида Джосера, пирамиды в Гизе,

усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри)

Основные принципы композиции египетских храмов.

Заупокойный храм Хефрена, храмы в Карнаке, Луксоре, Абу-

Симбеле.

Развитие египетского скульптурного портрета:

Большой сфинкс. Рахотеп и Нофрет,

статуи фараона Хефрена, писца Каи, царевича Каапера,

скульптурные портреты Сенусерта III, царицы Нефертити, фараона Эхнатона, статуэтки жреца Аменхотепа и его жены Раннаи.

Канон в Египетской скульптуре.

Специфический характер изображения в рельефе и живописи Древнего Египта: плоскостность, повествовательность, фризовое членение плоскости, масштаб фигур (плита Нармера, «Зодчий Хесира», стела Хунена, «Плакальщицы»; росписи из Медиума, Бени-Хасана и из гробницы Менены в Фивах).

Шедевры художественного ремесла из гробницы Тутанхамона.

Жизнь и сохранность памятников Древнего Египта в условиях современной цивилизации.


^ Тема 3. Искусство Передней Азии.


Символизм в искусстве Передней Азии.

Клинопись Шумера.

Белый Храм и Красное здание в Уруке.

Зиккурат.

Скульптура: адорант, рельефы, глиптика.

Предельная строгость в изображении сцен из жизни богов и живость, яркость в изображениях на бытовые темы в искусстве Старовавилонского царства.

Дворец Навуходоносора II с висячими садами царицы Семирамиды и Зиккурат Этеменанки, ворота богини Иштар из Вавилона.

Архитектурный ансамбль в искусстве Ассирии. Натуралистичность ассирийских рельефов. Зороастризм. Самобытность и восприимчивость культуры скифских народов по произведениям декоративно-прикладного искусства.


-8-


^ Тема 4. Искусство Древней Индии


Буддизм. Буддийские и индуистские храмы и монастыри.

Понятия: глиптика, мелкая пластика, ступа, мандала, чайтья.

Произведения; Ступа в Санчи, Скальный Храм в Аджанте (любой), Чайтья в Карли, статуи Будды (по выбору преподавателя), «Рамаяна».


^ Тема 5. Искусство Древней Греции


Исторические и социальные условия становления, расцвета и упадка древнегреческой цивилизации. Этапы развития искусства Древней Греции. Гражданская сущность древнегреческого искусства. Единство духовной и физической красоты человека в классическом древнегреческом искусстве. Гуманистический характер древнегреческого искусства («человек-мера всех вещей»). Мифология Древней Греции.

Сложение и эволюция ордера как эстетической конструктивной системы. Три типа ордера. Сложение классического типа древнегреческого храма. Ведущая роль экстерьера в древнегреческой архитектуре.

Ансамбль Афинского акрополя как высшая точка в развитии классического искусства Древней Греции.

Значение акрополя в жизни Афин. Современная международная кампания по спасению памятников Афинского акрополя.

Эволюция древнегреческой скульптуры - Скульптура периода архаики и ранней классики:

«Курос» (из Метрополитен-музея в Нью-Йорке).

«Кора» с акрополя в Афинах; фронтон храма на острове Эгине.

Искусство высокой классики. Ведущая роль демократических Афин. Высокий гуманизм и реализм искусства. Господство героических гражданских идеалов. Создание гармонического прекрасного образа свободного человека:

Мирон-«Дискобол»,

Поликлет - «Дорифор».

Соединение гуманистического идеала с совершенной пластической формой:

Фидий- ансамбль Афинского акрополя, скульптуры фронтонов Парфенона,

Синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Поздняя классика. Реалистические искания в скульптуре:

Скопас - «Менада»,


-9-

Пракситель-«Гермес с Дионисом»,

Лисипп – «Апоксиомен»,

Леохар – «Аполлон Бельведерский».

Эллинизм. Возрождение монументального героического искусства:

«Ника Самофракийская».

Продолжение традиций высокой классики:

Агесандр(?) - «Афродита Милосская».

Стремление к патетике, внешним эффектам, виртуозность исполнения в родосской школе:

«Лаокоон». Пергамская школа: «Борьба Афины с гигантами».

Чернофигурная и краснофигурная вазопись и ее сюжеты.

Очаги античной культуры на территории России.

^ Тема 6: Искусство Древнего Рима.


Краткие сведения по истории республиканского Рима и Римской империи. Традиции, воспринятые искусством Древнего Рима и своеобразие древнеримского искусства. Применение греческого ордера в декоративных целях. Вклад римлян в историю архитектуры и разнообразие типов архитектурных сооружений в Древнем Риме (форумы, базилики, купольные постройки, термы, акведуки, виадуки, триумфальные арки, театры, амфитеатры.) Помпеянский дом.

Развитие художественных традиций Древней Греции в древнеримской монументальной живописи (росписи и мозаики в Помпеях).

Фаюмские портреты.

Эволюция древнеримского скульптурного портрета, его реалистичность, психологизм

скульптурные портреты предков,

статуя римлянина в тоге,

статуя Августа из Прима Порта,

конная статуя Марка Аврелия,

портрет Каракаллы,

портрет Филиппа Аравитянина.

Повествовательность рельефа на колонне Траяна.

Значение искусства Древнего Рима.


^ Ученик должен:

- запомнить основные этапы развития искусства Древнего Мира;

- усвоить понятие «каноны»;

- знать ордерную систему в древнегреческой архитектуре (дорический,

ионический, коринфский ордер);

- понимать образное содержание ордерной системы;

-10-

- понимать эмоциональную выразительность архитектурных сооружений

Древнего Рима;

- знать черты, характерные для древнеегипетской, древнегреческой и

древнеримской скульптуры.


^ Искусство Средневековья.


Раздел 2 Искусство Византии.


Тема 7. Искусство Византии

Эллинистические традиции в искусстве Византии. Стремление искусства Византии к воспроизведению целостной картины мира.

Архитектура Византии. Сложение типа крестово-купольного храма. Значение интерьера в архитектуре Византии. Введение естественного света в композицию и идейную структуру декораций византийского храма.

Храм св. Софии (конструкция, интерьер).

Великолепие мозаичных ансамблей Равенны. Сила эмоционального воздействия монументального искусства Византии.

Канон в византийской живописи как отражение незыблемости христианской идеи. Художественные ремесла в Византии.

^ Раздел 3 Древнерусское искусство.

Тема 8. Искусство древних славян. Искусство киевской

Руси IX-XI вв.

Многообразие и богатство художественного наследия Древней Руси. Культовые сооружения: языческие святилища, идолы. Предметы быта, ювелирные изделия, украшения. Славянские художественные традиции в искусстве Древней Руси.

Образование и расцвет Киевского государства. Культурные связи с Византией.

Деревянное зодчество Древней Руси.

Киевская София - символ могущества и величия Киевского государства. Архитектурная композиция Киевской Софии - главного собора Киевской Руси. Монументальность архитектурных памятников Чернигова IX-XI вв.


-11-

Мозаики и фрески Киевской Софии. Светские бытовые сюжеты во фресках башен собора.

Мозаики церкви Михаила Архангела Михайловского монастыря.

Одухотворенная человечность, высокое мастерство исполнения иконы «Владимирская богоматерь»; ее история.

Высокий уровень прикладного искусства и книжной миниатюры.

^ Тема 9. Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII вв.


Феодальная раздробленность Древней Руси в XII в. Сложение местных художественных школ. Своеобразие Владимиро-Суздальской художественной школы.

Крепостные и дворцовые сооружения Владимира:

Золотые ворота.

Дворцовый ансамбль в Боголюбове.

Гармоничная связь русской архитектуры с пейзажем.

Церковь Покрова на Нерли.

Успенский собор и Дмитриевский собор во Владимире.

Символический смысл скульптур Дмитриевского собора.

Монументальность, выразительность, высокое совершенство формы в русской иконописи XII в.

Богоматерь Великая Панагия («Ярославская Оранта»).

Ущерб, нанесенный русской культуре монгольским нашествием.

^ Тема 10 Искусство Новгорода и Пскова XI-XV вв.


Своеобразие общественной жизни в Новгородской феодальной республике. Самобытные черты в архитектуре и живописи Пскова.

Лаконизм, суровая простота и богатырская мощь сооружений Новгорода в ХIIв, Новгородский Кремль.

Псковский Кремль.

Новгородская София.

Развитие типа небольшого четырехстолпного храма.

Церковь Спаса на Нередице,

Николы на Липне,

Федора Стратилата на Ручье,

Спаса Преображения на Ильине улице.

Псковская звонница.

Фрески Спаса на Нередице.

Росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения - шедевр средневековой живописи. Внутренняя экспрессия

-12-

и драматическая напряженность образов Феофана Грека. Своеобразие новгородской школы иконописи.

«Св. Георгий» («Чудо Георгия о змие»), XV в., ГТГ;

«Битва суздальцев с новгородцами».


^ Тема 11 Искусство Москвы ХIV-ХV вв.


Отражение роста самосознания русского народа, идеи создания централизованного государства в искусстве Московской Руси.

Перестройка Московского Кремля и укрепление монастырей вокруг Москвы. Новый тип московского храма.

Собор Успения Богоматери на Городке в Звенигороде.

Спасский собор Андроникова монастыря,

Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре,

Успенский собор (архитектор Аристотель Фиоваранти) - центральное сооружение Московского Кремля.

Архангельский собор (архитектор Алевиз Новый),

Благовещенский собор,

Грановитая палата,

Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле.

Воплощение традиций владимирского, новгородского и псковского зодчества в постройках Московского Кремля.

Значение творчества А. Рублева для древнерусской живописи. Мир душевного согласия и взаимной любви - мир произведений Рублева. Одухотворенность и философская глубина его творчества.

Иконостас Благовещенского собора в Москве и роспись Успенского собора во Владимире (совместно с Даниилом Черным)

«Спас Звенигородский».

Совершенство композиций и цветов строя «Троицы».

Творчество Дионисия. Фрески Ферапонтова монастыря.

Особенности изобразительной системы древнерусской живописи.

Книжная миниатюра и декоративно-прикладное искусство Московской Руси.

^ Тема 12. Искусство Москвы XVI-XVII вв.

Завершение образования единого централизованного государства. Возникновение книгопечатания и оживление культурной жизни. Разнообразие конструктивных решений

-13-

и декора в русской архитектуре XVI-XVII вв. Создание шатровых храмов.

Церковь Вознесения в Коломенском. Совершенство ее форм и связь с окружающим пейзажем.

Собор Василия Блаженного (Покрова «на рву»), возведенный Бармой и Посником. Его план, композиция, декоративное решение.

Семнадцатый век - время острых социальных конфликтов в России. Возрастающее значение светского начала в искусстве; жизнеутверждающий характер, декоративное великолепие русского искусства XVII в.

Ростовский Кремль.

Теремной дворец Московского Кремля.

«Крутицкий теремок».

Дворец в селе Коломенском.

Особенности русского деревянного зодчества.

Церкви: Никольская в Панилове,

Преображения в Кижах,

Покрова в Филях,

Знамения в Дубровицах.

Барочные тенденции в русской архитектуре конца XVII в.

Новый характер изображения в иконах XVII в. Строгановская школа. Значение Симона Ушакова как художника переходного времени. Парсуна как отражение светских и реалистических тенденций в русской живописи XVII в.

Народная роспись по дереву. Народная картинка.


^ Ученик должен:

- знать основные этапы развития древнерусского искусства;

- иметь навыки анализа отличительных особенностей древнерусской архитектуры и живописи разных эпох, школ.


^ Раздел 4 Искусство Западной Европы X-XIV вв.

Тема 13. Романское искусство Х-ХII вв.

Средневековое искусство - искусство эпохи феодальной формации. Сложность взаимодействия религии и искусства. Господство религиозного мировоззрения в середине века. Место художника в феодальном обществе. Одухотворенность, глубина выражения чувств в произведениях средневекового искусства.

Ведущая роль архитектуры в синтезе искусств средневековья. Значение городов и монастырей как культурных центров.

-14-

Романский стиль. Строительство замков феодалов, крепостей, монастырей, церквей. Конструктивные и образно-художественные особенности романских сооружений. Выразительность скульптуры романских соборов.


^ Тема 14. Искусство мусульманского мира.


Ислам. Основные особенности мусульманской архитектуры.

Понятия: глинобитная стена, саман, айван, мечеть, минарет, муэдзин, михраб,кааба, коран, сура, орнамент, каллиграфический.

Произведения: Фрагмент любого азиатского средневекового города, Мекка, кааба мавзолей Тадж-Махал (Агра).


^ Тема 15. Готическое искусство XII-XIV вв.


Готика - искусство расцвета средневековых городов-коммун. Синтез искусств в готическом соборе (архитектура, скульптура, живопись, витражи, музыка, мистерия, декоративно-прикладное искусство). Конструктивные особенности готических соборов. Усиление роли скульптуры в архитектурном ансамбле. Внутренняя динамика, отражение жизненных наблюдений в готической скульптуре. Витражи.

Светские и реалистические тенденции в книжной миниатюре XV в.

Искусство Франции:

собор Парижской Богоматери,

соборы в Реймсе, Шартре и Страсбурге,

капелла Сент. Шапель.

Искусство Германии:

Кельнский собор,

собор в Фрейбурге,

скульптура в Наумбурге.


^ Раздел 5 Искусство Возрождения.

Тема 16. Искусство эпохи Возрождения в Италии.


Основные черты эпохи Возрождения. Возрождение как «величайший прогрессивный переворот» (Ф. Энгельс). Борьба за новую культуру, за духовное раскрепощение личности. Формирование гуманистического мировоззрения в эпоху возрождения. Периодизация искусства Возрождения.

-15-

Высокий авторитет искусства и художника в эпоху Возрождения. Создание гуманистического идеала. Борьба за реализм в искусстве. Теоретические и практические искания художников. Возникновение новой станковой формы живописи. Характер композиции в живописи Возрождения. Рисунок.

Раннее Возрождение. Реалистическая реформа Джотто и ее распространение в итальянской живописи треченто.

Росписи капеллы дель Арена в Падуе.

Утверждение реальной ценности человека. Воспроизведение трехмерного пространства, передача пластического объема.

Новаторство в понимании объема и пространства в архитектуре:

творчество Брунеллески. Новаторская сущность творчества Донателло:

«Давид» и «Кондотьер Гаттамелата».

Воплощение гуманистического идеала в скульптуре. Сочетание монументальной декоративности реалистического портрета в скульптуре.

Реалистические новаторские искания в живописи.

Творчество Мазаччо-овладение средствами линейной и воздушной перспективы.

Фрески капеллы Бранкаччи.

Пьеро делла Франческа.

Фрески церкви Сан Франческо в Ареццо.

Утонченность образов Боттичелли:

«Весна», «Рождение Венеры».

Высокое Возрождение. Гармоничное сочетание научного и художественного подхода к трактовке действительности у великих мастеров Возрождения.

Значение Леонардо да Винчи как ученого, мыслителя и художника. Творческий путь Леонардо. Характерные черты: философское осмысление жизни, создание обобщенного типа человеческой красоты, синтетического образа природы:

«Мадонна Бенуа»,

«Мадонна Литта».

Одухотворенность и высокая земная человечность «мадонн».

Философская широта и композиционное решение темы «Тайной вечери».

Глубина портретов Леонардо:

«Портрет Моны Лизы»,

«Автопортрет».

-16-

Поиски в творчестве Рафаэля идеала гармонически развитого совершенного человека. Эволюция излюбленного образа мадонны от «Мадонны Конестабиле» до «Сикстинской мадонны».

Монументальные композиции Рафаэля.

Значение творчества Рафаэля в развитии классического рисунка, композиции, портрета и монументальной живописи Высокого Возрождения.

Творчество Микеланджело как наиболее яркое пластическое выражение идеалов Высокого Возрождения и трагизма позднего периода эпохи, Высокий гражданский пафос. Философское отражение важнейших идейных и политических событий современности:

«Пьета»,

«Давид»,

«Рабы».

Ансамбль капеллы Медичи.

Величайший монументальный фресковый цикл - роспись Сикстинской капеллы.

Архитектурные работы Микеланджело.

Значение творчества Микеланджело.

Творчество Тициана. Особенности развития венецианской школы, сохранение ренессансного портрета. Тема страдания и гибели героя в позднем творчестве Тициана как следствие общего кризиса Возрождения.

Сравнение флорентийской и венецианской школ живописи. Значение искусства Возрождения для дальнейшего развития мирового искусства.


^ Тема 17. Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе.


Гуманистические тенденции в разработке проблем духовной жизни и острый интерес к окружающей жизненной среде в искусстве Нидерландов и Германии в эпоху Возрождения.

Реалистическая реформа Яна ван Эйка.

Роль П. Брейгеля, за которой стоят злободневные проблемы современности.

А. Дюрер - один из крупнейших гуманистов Возрождения. Его роль в создании общенационального направления немецкого реализма. Типические характеры представителей эпохи возрождения. Их роль в создании общенационального направления немецкого реализма. Типические характеры представителей эпохи Возрождения в портретном творчестве Г. Гольбейна.


-17-

Сравнение искусства итальянского Возрождения с искусством северного Возрождения. Темы и сюжеты; изобразительная система.


^ Раздел 6 . Искусство стран Дальнего Востока в средние века.


Тема 18. Искусство Китая и Японии в ХV - ХVII вв.


Искусство Китая. Живопись, Картина-свиток. Императорские академии искусств. Живописность китайской поэзии и поэтичность живописи. Полихромная и монохромная живопись тушью (Ван Вэн «Просвет после снегопада»;

Дтан Дзэ дуань: «Праздник цансиин на реке Бяньхэ»).

Китайский пейзаж «шэнь-шуй - «горы и воды».

Символы Инь-Ян.

Искусство Японии. Идеи дзен-буддизма в искусстве Японии.

Сад камней монастыря Рёандзи в Киото.

Символика сада.

Чайная церемония.

Живопись. Утамаро, Кайко Юсо, Сэссю

^ Ученик должен:

уметь различать памятники романтические и готические;
иметь понятие о синтезе искусств;

знать о значении средневекового искусства в истории развития искусства.


^ Искусство Нового времени.


Раздел 7. Искусство западноевропейского барокко.


Тема 19. Итальянское барокко (архитектура, интерьеры, скульптуры, фонтаны)


Понятия: барокко, архитектурные формы барокко, павильон, коллонада, полуциркульное окно, балкон, архитектурный орнамент, плафон, плафонная перспектива, гризайль, зеркала в архитектуре.

Произведения:

Виньола, Дж. Делла Порта: «Церковь Иль-Джезу в Риме»;

Л. Бернини: «Давид»,

«Экстаз св. Терезы»


-18-

Площадь св. Петра в Риме,

фонтан «Четыре реки» в Риме;

М. Караваджо: «Лютнист».


^ Тема 20. Садово-парковое искусство (парки итальянские, франц. англ.).


Понятия: священная (храмовая) роща, терраса, террасный (итальянский) парк, лестница и пандус, каскад, парковая скульптура, регулярный фр. парк., портер, боскет, аллея, ландшафтный (англ.) парк, парковые «сюрпризы», грот.

Произведения: ЛЛево, Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр. Версаль (дворец и парк). Петергоф (дворец) верхний «французский» парк, нижний «английский» парк, фонтаны).


^ Тема 21. «Золотой век» испанской живописи (Эль Греко.,

Д. Веласкес»).


Понятия: «вертикальная» композиция картины», «глубинная» композиция картины, колорит в живописи, основные характеристики цвета (цветной тон, насьпценность, светлота).

Произведения:

Эль Греко: «Погребение графа Оргаса»,

«Сошествие св. духа на апостолов»,

«Вид Толедо»;

Д.Веласкес: «Менины»,

«Венера перед зеркалом»,

«Пряхи»,

«Эль Примо»;

X. Рибера: « Св. Инесса».


^ Тема 22. Жанр натюрморта в живописи.


Понятия: натюрморт, эмблема, эмблематика,эмблематические сборники, живописная аллегория, типы натюрморта («завтраки», цветочные букеты, гирлянды»), живописная «обманка», символика предметов, растений и животных в натюрморте.

Произведения:

Ф. Снейдерс: «Рыбная лавка»;

натюрморты П. Класа, В. Хеды, В. Калфа, С. Шардена,

натюрморты русских художников (по выбору учителя).


-19-

^ Тема 23. Фламандское барокко (П.П. Рубенс).


Понятия: «холодные и теплые», «далекие и близкие», цветовые тона.

Произведения:

П.П. Рубенс: «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»,

«Автопортрет с женой Изабеллой Брандт»,

«Пейзаж с радугой»,

«Портрет Елены Фоурмен с детьми»;

А. Ван Дейк: «Автопортрет»,

Я. Йорданс: «Бобовый король».


^ Тема 24. Голландское барокко (Рембрандт и «малые голландцы»).


Понятия: групповой портрет, валеры.

Произведения:

Ф. Хальс: «Цыганка»,

Рембрандт: «Анатомия доктора Тулпа»,

«Ночной дозор»),

«Даная»,

«Автопортрет с Саскией на коленях»,

«Портрет старика в красном»,

«Возвращение блудного сына»;

П. Де Хох: «Хозяйка и служанка»;

А. Ван Остаде: (любая картина по выбору учителя);

Г. Терборх: «Бокал лимонада»;

Я. Вермеер: «Девушка с письмом»,

«Искусство живописи».


^ Раздел 8. Искусство русского барокко.


Тема 25. Петр I и начальный Петербург.


Понятия: регулярная архитектура, проспект, «красная линия» улицы, город крепость, бастион, редут.

Произведения:

Ансамбль Петропавловской крепости,

Невский проспект (общий вид),

Летний сад в Санкт-Петербурге;

А. Зубов, гравюры (проспекты) (по выбору учителя).


-20-

^ Тема 26. Архитектура русского барокко (Трезини, Растрелли, Ухтомский и др.).


Понятия: метод проектирования «снаружи внутрь», «архитектурная команда», передача движения в архитектуре, «живописность» и «иллюзорность» архитектурных форм барокко.

Произведения:

Д. Трезини: «Собор Петра и Павла Петропавловской крепости» (Петербург);

М. Чоглоков: «Сухарева башня» (Москва);


И. Зарудный: «Церковь Архангела Гавриила» («Меншикова башня») (Москва);

Д. Ухтомский: «Колокольня Троице Сергиевого монастыря»,

«Красные ворота» (Москва),

Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города (Москва),

Палаты Аверкия Кириллова (Москва);

Б. Растрелли: «Зимний дворец» (Петербург),

«Собор Воскресения Христова Смольного монастыря» (Петербург).

^ Раздел 9. Классицизм в искусстве Западной Европы.


Тема 27. Принципы классической архитектуры


Понятия: классицизм, классический, образец и образ в архитектуре, соотношений деталей и целого в классицизме, вертикальное и горизонтальное членения здания в классицизме, примеры акцентировки помещения в анфиладе, фасад как самостоятельная архитектурная форма, ризалит.


Произведения: Фрагменты классицистических архитектурных сооружений (по выбору учителя).


^ Тема 28. Особенности живописи классицизма и рококо

(Н. Пуссен, А. Ватто).


Понятия: миф в искусстве, картина-аллегория, классицистическая система цвета («трехцветка»), классицистическая композиция.


-21-

Произведения:

Н. Пуссен: «Царство Флоры»,

«Аркадские пастухи»,

«Пейзаж с Полифемом»

А. Ватто: «Жиль»,

«Вывеска лавки Жерсена»;

«Отплытие на остров Киферу»

«Затруднительное предложение»,

«Отдых в парке» (по выбору учителя);

О. Фрагонар: « Поцелуй украдкой»;

С. Шарден: «Молитва перед обедом».


^ Раздел 10. Искусство русского классицизма.


Тема 29. Мастера русского архитектурного классицизма.


Понятия: городской архитектурный ансамбль, функциональные центры города (административный, религиозный театральный и т.д.), типовой портрет.

Произведения:

А. Кокоринов и Ж.Б. Вален-Деламотт «Здание академии художеств» (Петербург);

А. Ринальди: «Мраморный дворец» (Петербург),

«Проект большого Кремлевского дворца» (Москва);

М. Казаков: «Петровский (подъездной дворец» (Москва),

«Здание Сената в Московском Кремле»;

М. Казаков и Д. Жилярди: «Здание Московского университета на Моховой»;


Т. де Томон: «Ансамбль стрелки Васильевского острова» (Петербург);

А. Захаров: «Здание Адмиралтейства» (Петербург);

А. Воронихин: «Казанский собор» (Петербург);

К. Росси: «Михайловский дворец»,

«Ансамбль дворцовой площади»,

«Ансамбль улицы Зодчего Росси» (Петербург);

О. Де Монферран: «Исаакиевский собор» (Петербург);

О. Бове: «Ансамбль театральной площади» (Москва).


-22-

^ Тема 30. Русская классическая дворянская усадьба.


Понятия: усадьба, курдонер, флигель, главный и парковые фасады, парковый Парнас, символика цвета в усадебных постройках, символика усадебных растений, парадные комнаты усадьбы, комнаты «для фамилии», мужской кабинет, «голландский» и «английский» кабинеты, гостиная (зала), «антик», женский кабинет, салон, дамский альбом, бисер, театральная зала, роговой оркестр, столовая, сервиз, сервировка (французская, английская, русская), буфет.

Произведения:

Б. Растрелли: «Екатерининский (Большой) дворец» (Царское село);

Ч. Камерон: «Большой дворец в Павловске»;

В. Баженов: «Дом П.Е. Пешкова» (Москва),

усадьба «Останкино», «Кусково» или «Архангельское» под Москвой (по выбору учителя).


^ Раздел 11. Искусство эпохи Просвещения.


Тема 31. Расцвет английской живописи (Хогарт, Гейнсборо).


Понятия: повествовательное полотно, живописная серия, сюжет в изобразительном искусстве.

Произведения:

У. Хогарт: серия «Модный брак» или «Похождение повесы» (отдельные полотна по выбору учителя);

Т.Гейнсборо: «Утренняя прогулка,

«Дама в голубом».


^ Тема 32. Жанр портрета в русской живописи, портрет парадный и интимный (Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В Боровиковский).


Понятия: портрет, проблема сходства, личность и индивидуальность, портрет и маска, ракурс в портрете, бытовая среда портрета, «чтение» портрета, портретная миниатюра, портретная галерея, «портрет-демонстрация» (парадный портрет), «портрет-поза», «портрет-жест» (интимный портрет), «портрет-выражение», «интерьерный портрет».

Произведения:

И. Никитин: «Портрет канцлера Г.И. Головкина»;

А. Матвеев «Портрет супругов»;


-23-

А. Андропов: «Портрет статс-дамы А. И. Измайловой»;

И. Вишняков: «Портрет Сарры Фермер»;

И. Аргунов: «Портрет неизвестной в русском костюме»;

Ф. Рокотов: «Портрет А. П. Струйской»;

Д. Левицкий: «Портрет П.А. Демидова»,

«Портрет Е.Н. Хованской и Е, Н. Хрущовой»,

«Екатерина II -законодательница в храме богини Правосудия»;

В. Боровиковский: «Портрет М.И. Лопухиной»,

«Портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагариных».


^ Тема 33. Мастера русского скульптурного портрета.


Понятия: жанры скульптуры: монументальная (круглая и рельефная), садово-парковая, скульптурный портрет, медаль, взаимосвязь произведений скульптуры и архитектуры, бюст.

Произведения: скульптуры летнего сада в Петербурге (по выбору учителя),

Б.К. Растрелли: «Памятник Петру I" (Петербург),

«Императрица Анна Иоанновна с арапчонком»;

Ф. Шубин, любой (бюст по выбору учителя);

М. Козловский «Памятник А.В. Суворову» (Петербург);

Э. Фальконе: «Памятник Петру I («Медный всадник») (Петербург).

^ Раздел 12. Романтизм в мировом искусстве.


Тема 34. Романтическая литература.


Понятия: жизнь как художественное произведение, романтическое стремление, романтическая ирония, двоемирие, детектив.

Произведения:

фрагменты произведений Э.Т.А. Гофмана, В. Одоевского, Э.По (по выбору учителя). Отдельные произведения Г. Гейне, У. Водсворта, С. Кольриджа, П.-Б. Шелли, П. Беранже, Э. По, У, Уитмена, А. Мицкевича, М. Лермонтова (по выбору учителя).


^ Тема 35. Академизм и романтизм в живописи и скульптуре.


Понятия: Академия и академизм, художественная норма, образец в искусстве, романтическая тематика в живописи (народная культура,

-24-

средневековье, Восток, экстремальные состояния человека), контраст в живописи, статическая и динамическая композиция.

Произведения:

Ж.Л. Давид: «Клятва Горациев»,

«Смерть Марата»

, «Портрет мадам Рекамье»,

«Портрет Наполеона»;

Д. Энгр: «Эдип и сфинкс»;

Ф. Гойя: «Продавец посуды («Гончарный рынок»)»,

«Портрет Ла Тираны»,

«Портрет семьи Карла IV»,

«Расстрел повстанцев»;

К. Д. Фридрих: (любое полотно по выбору учителя);

Э. Делакруа: «Дант и Вергилий («Ладья Данте»)»

«Свобода на баррикадах, ведущая народ»,

«Портрет Паганини»;

Т. Жерико: «Плот Медузы»;

А. Канова и Б. Торвальдсен: (любая скульптура по выбору учителя).


^ Тема 36, О.Кипренский, А.Венецианов, В.Тропинин.


Понятия: автопортрет, национальное в живописи.

Произведения:

О. Кипренский «Портрет мальчика А.А. Челищева»,

«Портрет Е.В. Давыдова»,

«Портрет А.С. Пушкина»,

В. Тропинин: «Автопортрет на фоне Московского Кремля»,

«Кружевница»;

А. Венецианов: «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».


^ Тема 37. Жанр пейзажа в живописи.


Понятия: пейзаж, типы пейзажа (сельский, морской, городской, индустриальный, архитектурный, фантастический), условность иконного пейзажа (горки, растения, пещеры), стаффаж, пейзаж-сцена, пейзаж-настроение, ведута, пленэр.

Произведения:

Дж. Констебл: «Телега сена, переезжающая брод»,

С. Щедрин: (пейзаж по выбору учителя),

А. Саврасов: «Грачи прилетели»,

К. Коро: (пейзаж по выбору учителя),


-25-

И. Левитан: «Золотая осень», «Март»;

К. Моне: (городской пейзаж по выбору учителя).


^ Раздел 13 Искусство Западной Европы 2-й половины XIX века.


Тема 38. Эклектизм как стиль архитектуры.


Понятия: эклектика, новые материалы в архитектуре и их выразительные возможности, железо (чугун, сталь) как строительный материал, железобетон, основные элементы железобетонной конструкции (опора, балка, плита), ленточные окна, конструктирование в архитектуре, функционализм в архитектуре, пуризм, дизайн..

Произведения:

Ч. Барри и О.-Ч. Пьюджин: «Здание Парламента в Лондоне»;

Л. Салливан «Здание универмага в Чикаго»;

Дж. Пакстон: «Хрустальный дворец в Лондоне» (реконструкция);

А. Эйфель: «Эйфелева башня»,

Ш. Гарнье: театр «Гранд-Опера» (Париж).


^ Тема 39. Реализм в западноевропейской живописи.

Понятия: реализм, социальные проблемы в искусстве, «Крестьянский жанр», «Барбизонская школа».

Произведения:

Ж. Милле: «Анжелюс», «Сборщицы колосьев»;

К. Коро: «Воз сена»;

О. Домье: «Законодательное чрево», «Дон Кихот».


^ Тема 40. Импрессионизм во французской поэзии, живописи, музыке.


Понятия: «Салон отверженных», импрессионизм, искусство впечатления, движение и изменение в импрессионизме, эскиз и эскизность, цветовой круг Гете, теория цвета импрессионистов, «новая» техника живописи, свободная композиция картины, тема города в искусстве, фортепьянная прелюдия.

Произведения:

Э. Мане: «Олимпия», «Бар в Фоли-Бержер»;

К. Моне: «Впечатление. Восход солнца»,

«Лягушатник»,

«Бульвар капуцинок»,


-26-

«Стог сена», «Руанский собор»;

Э. Дега: «Голубые танцовщицы»;

О. Ренуар: «Портрет актрисы Жанны Самари»,

«Мулен де ла Галетт»,

«Девушка с веером»;

Ж. Сера: «Цирк»;

П. Синьяк: «Сосна»;

О. Роден: «Иоанн Креститель»,

«Мыслитель»,

«Врата Ада»,

«Граждане Кале»,

«Портрет Оноре де Бальзака»;

К. Дебюсси: «Бергамасская сюита» №2 «Лунный свет» - 5.14; прелюдия для фортепиано (любая по выбору учителя);

М. Равель «Болеро» -15. 46.


Раздел 14. Русское искусство 2-й половины XIX века.


Тема 41. Развитие русской архитектуры


Понятия: историзм, урбанизм, национальное в архитектуре, ампир, монумент, эклектика.

Произведения:

К. Тон: «Храм Христа Спасителя» (Москва)

«Большой Кремлевский дворец» (Москва);

В. Шервуд «Исторический музей» (Москва);

А. Померанцев «Верхние торговые ряды» (Москва);

Д. Чичагов: «Здание Московской городской думы»;

А. Опекушин: «Памятник А.С. Пушкину» (Москва).


^ Тема 42. Жанр бытовой картины в живописи.


Понятия: бытовая картина, быт в изобразительных и неизобразительных искусствах, «чтение» бытовой картины, «программная» картина.

Произведения:

П. Федотов: «Свежий кавалер»,

«Сватовство майора»,

«Завтрак аристократа»,

«Вдовушка»,

«Анкор, еще анкор!»


-27-

^ Тема 43. Академизм и антиакадемизм в русской живописи. «Передвижники».


Понятия; общественно-типическое в живописи, «передвижники», художественная выставка, художественная галерея.

Произведения:

К. Брюллов: «Последний день Помпеи»,

«Всадница»;

А. Иванов: «Явление Христа народу»,

«Аппиева дорога»;

В. Перов: «Тройка»,

«Сельский крестный ход на Пасху»,

«Портрет Ф.М. Достоевского»,

«Охотники на привале»,

«Чаепитие в Мытищах»;

И. Крамской: «Христос в пустыне», «Портрет Л.Н. Толстого»,

«Портрет П.М. Третьякова».


^ Тема 44. Разнообразие жанров в русской живописи.


Понятия: исторический факт и искусство, историческое полотно, «чтение» исторической картины, смысловая композиция исторической картины, «психологический» пейзаж, «философский» пейзаж, маринизм.

Произведения:

И. Репин: «Крестный ход в Курской губернии»,

«Бурлаки на Волге»,

«Не ждали»,

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,

«Иван грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»,

«Портрет М.П. Мусорского»;

В. Васнецов: «Богатыри»,

«Аленушка»,

«Царь Иван Васильевич Грозный»;

В. Суриков: «Утро стрелецкой казни»,

«Боярыня Морозова»,

«Меньшиков в Березове»;

Н. Ге: «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»,

«Голгофа»;


-28-

В. Верещагин: «Двери Тамерлана»,

«Апофеоз войны»,

«Мавзолей Тадж-Махал в Агре»;

И Левитан: «Владимирка»,

«У омута»,

«Над вечным покоем»;

И. Шишкин: «Рожь»,

«В сосновом лесу»;

Ф. Васильев: «Мокрый луг»;

А. Куинджи; «Березовая роща»,

«Ночь на Днепре»;

В. Поленов: «Московский дворик»;

И. Айвазовский: «Девятый вал»,

«Черное море».


^ Искусство XX века


Раздел 15. Архитектура XX века.


Тема 45. Стиль модерн.


Понятия: модерн, иррациональное в искусстве, художественная интуиция, противоречие конструкции и декора, «нордическая» история художественных стилей, прием проектирования «изнутри наружу», элитарность в искусстве.

Произведения:

Ф. Шехтель «особняк СП. Рябушинского» (Москва),

«Здание Ярославского вокзала» (Москва);

В. Валькотт гостиница «Метрополь» (Москва);

Р. Клейн: универсальный магазин «Мюр и Мерелиз» (Москва),

«Музей изящных искусств» (ГМИИ им. А.С. Пушкина) (Москва);

А. Гауди: «Дом Мииля» (Барселона),

«Церковь Саграда Фамилия» (Барселона);

О. Бердсли и Г. Климт: (любое произведение по выбору преподавателя).


^ Тема 46. Конструктивизм в архитектуре.


Понятия; конструктивизм, «бумажное проектирование», пять принципов Ле Корбюзье, небоскреб, оболочки, вантовые покрытия, «органическая архитектура» и неоконструктивизм.

-29-

Произведения:

Ф. Райт: «Вилла Кауфмана («Дом над водопадом»);

Ле Корбюзье: «Здание Центросоюза» (Москва),


«Капелла Нотр-Дам-дю-О»;

И. Утцон: «Оперный театр» (Сидней);

А. Щусев: «Мавзолей В.И. Ленина» (Москва);

К. Мельников: «Дом культуры им. И.В. Русакова» (Москва),

«Собственный дом архитектора на Арбате»;

В. Татлин: «Проект памятника Ш. Интернационала»;

Л. Руднев, С. Чернышев, П. Абросимов: «Здание МГУ на Ленинских горах» (Москва);

М. Посохин: «Ансамбль проспекта Калинина» (Москва).


^ Раздел 16. Изобразительное искусство XX века.


Тема 47. Разнообразие жанров в русской живописи начала века.


Понятия: «психологический» портрет, «исторический» портрет, сказка и фантастика в живописи.

Произведения:

В. Серов: «Девочка, освещенная солнцем»,

«Девочка с персиками»,

«Петр I»,

«Портрет княгини O.K. Орловой,

«Портрет М.Н. Ермоловой»;

М. Нестеров: «Видение отроку Варфоломею»,

«Философы»,

«Портрет И.П. Павлова»;

К. Коровин: «Париж. Бульвар Капуцинок»;

В. Борисов-Мусатов» «Водоем»;

М. Врубель: «Демон» (любое произведение по выбору учителя),

«Царевна-лебедь»,

«Пан»,

«Портрет С.И. Мамонтова»;

К. Юон: «Мартовское солнце»;

И. Грабарь: « Мартовский снег».


-30-

^ Тема 48. «Мир искусства».


Понятия: «Мир искусства», художественный журнал, художественная выставка, символизм в живописи.

Произведения:

К. Сомов: «Осмеянный поцелуй»;

А. Бенуа «Итальянская комедия. Нескромный Полишинель»;

Е. Лансере: «Петербург начала XVIII века»;

А. Остроумова-Лебедева: «Петербург. Нева сквозь колонны Биржи»;

М. Добужинский: «Омнибус в Вильно»;

Л. Бакст: «Ужин»;

И. Билибин: иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»;

Н. Рерих: «Заморские гости»;

Б, Кустодиев: «Купчиха»;

3. Серебрякова: «За туалетом. Автопортрет»,

«Карточный домик».


^ Тема 49. Скульптура А.С, Голубкиной и С.Т. Коненкова.


Понятия: глина как материал скульптора, движение в скульптуре, пропорции в скульптуре, конструкция в скульптуре, скульптурный эскиз, инструменты скульптора.

Произведения:

А. Голубкина: «Пловец» (рельеф на здании МХАТ в Москве),

«Березка»,

скульптурные портреты (по выбору учителя); С.

Коненков: «Сон», деревянная скульптура (по выбору преподавателя).


^ Тема 50. Постимпрессионизм.


Понятия: постимпрессионизм, геометрическая и живописная форма, локальный цвет, живописный плакат, примитивизм.

Произведения:

П. Сезанн: «Автопортрет»,

«Пьеро и Арлекин»,

«Курильщик»;

В. Ван Гог: «Терраса кафе ночью»,

«Красные виноградники в Арле»,


-31-

«Прогулка заключенных»;

А. Де Тулуз-Лотрек: «В цирке Фернандо. Наездница»,

«Клоунесса Ша-Ю-Као в Мулен-Руж»;

П. Гоген: «Пейзаж с павлинами»,

«Таитянка с плодом».


^ Тема 51. основные направления зарубежного модернизма в начале века.


Понятия:авангард, манифест, фовизм, экспрессионизм, кубизм, аналитический кубизм, синтетический кубизм, живописный коллаж, футуризм, футуристический вечер.

Произведения:

П. Филонов: «Формула весны»;

Э. Мунк: «Крик»;

А. Матисс: «Танец»,

«Музыка»;

П. Пикассо: «Авиньонские девицы»,

«Портрет А. Воллара»,

«Старый еврей с мальчиком»,

«Девочка на шаре»,

«Герника»;

Ж. Брак: «Натюрморт со скрипкой и кувшином»;

К. Малевич: «Черный квадрат», любое из супрематических полотен (по выбору преподавателя).


^ Тема 52. Абстракционизм как особый способ видения мира.


Понятия: абстрактное и конкретное в искусстве, абстракционизм, геометрический абстракционизм, лирический абстракционизм, ташизм, компьютерная графика, дадаизм.

Произведения:

П. Мондриана, М. Дюшана, В. Кандинского, Дж. Поллока,

Л. Поповой, В. Вазарелли (по выбору преподавателя).


^ Тема 53. Сюрреализм.


Понятия: сюрреализм, структура человеческого сознания по 3. Фрейду (id-оно, подсознание; ego - я, сознание; super ego - сверх я, сверхсознание), эрос и танатос, сублимация, живописная техника «психического автоматизма».


-32-

Произведения:

С, Дали: «Постоянство памяти»,

«Распятие», «Христос Иоанна Крестителя»,

«Высшая скорость Мадонны Рафаэля»,

«Открытие Америки Христофором Колумбом»,

«Натюрморт розы».


^ Тема 54. «Русские сезоны» С. Дягилева и русский балет начала века.


Понятия: «русский классический балет» (М. Петипа), пластика бытовая, актерская и танцевальная, свободная пластика «Нового русского балета» (В. Нижинский), «Русские сезоны» в Париже, сценическая пластика и театральный костюм, сценическая пластика и организация сценического пространства.

Произведения: эскизы декораций и костюмов художников «Русского балета»

С.Дягилева (по выбору преподавателя).


-33-

Литература

  1. Алексеева А.В., Что такое искусство? - М: Советский художник.- Вьш. 1 1973; 2,1979

  2. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977.

  3. Волков Н.Н. Цвет в живописи, - М.; Искусство, 1984.

  4. Всеобщая теория искусства. Т.1 - 6. -М.: Искусство, 1956-1966.

  5. Гольдштейн А.Ф, Зодчество. - М.: Просвещение, 1979.

  6. Дмитриева Н.А. краткая история искусства. - М.: Искусство.

  7. История зарубежного искусства. / Под. Ред. Н.Л. Мальцевой. -М : изобразительное искусство1985.

  8. История русского. /Под. Ред. И.Э. Грабаря. Т. 1-13. -М.: Наука, 1954-1968.

  9. История советского искусства. Т. 1-2. -М.: Искусство, 1965-1968.

  10. Мастера искусства об искусстве. Т. 1-9. -М.: Искусство, 1970-1977.

  11. Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть. - М.: Просвещение, 1969.

  12. Полунина В.Н. искусство и дети. - М.: Просвещение, 1982.

  13. Советское изобразительное искусство, 1917-1941. ~М.: Искусство, 1981.

  14. Советское изобразительное искусство, 1941-1960. -М.: Искусство, 1981.

  15. Фаворский В.А. рассказы художника гравера. - М.: Детская литература, 1965.

  16. Эстетическое воспитание школьников. / Под ред. А.И. Бурова и Б.Т. Лихачева. - М.:педагогика, 1974.



Похожие:

Программа для детской школы искусств «Фламинго» Адаптированная к примерной программе утвержденной Министерством культуры РФ для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств iconПрограмма для детской школы искусств «Фламинго» Адаптированная к примерной программе утвержденной Министерством культуры РФ для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств
Программа «Художественная вышивка» представляет 2-х летний курс предпрофессиональной подготовки учащихся
Программа для детской школы искусств «Фламинго» Адаптированная к примерной программе утвержденной Министерством культуры РФ для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств iconПрограмма для детской школы искусств «Фламинго». Адаптированная к программе по специальности
«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», утверждена Министерством образования и науки
Программа для детской школы искусств «Фламинго» Адаптированная к примерной программе утвержденной Министерством культуры РФ для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств iconПрограмма для детской школы искусств «Фламинго». Адаптированная к программе по специальности
«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», утверждена Министерством образования и науки
Программа для детской школы искусств «Фламинго» Адаптированная к примерной программе утвержденной Министерством культуры РФ для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств iconРабочая программа для детской школы искусств «Фламинго»
Программа «Изобразительное искусство для подготовительных групп» направлена на художественно-эстетическое развитие детей 7 летнего...
Программа для детской школы искусств «Фламинго» Адаптированная к примерной программе утвержденной Министерством культуры РФ для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств iconПлан работы городского методического объединения детских школ искусств города Магнитогорска на 2012 2013 учебный год
...
Программа для детской школы искусств «Фламинго» Адаптированная к примерной программе утвержденной Министерством культуры РФ для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств iconЕ. А. преподаватель класса скрипки скрипка. Содержание курса пояснительная записка
В последнее десятилетие XX века в России существенно изменились условия деятельности детских школ искусств
Программа для детской школы искусств «Фламинго» Адаптированная к примерной программе утвержденной Министерством культуры РФ для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств iconКонцепция развития детских школ искусств в Российской Федерации
Дши среднее профессиональное высшее профессиональное учебное заведение соответствующего профиля, признанная всем мировым профессиональным...
Программа для детской школы искусств «Фламинго» Адаптированная к примерной программе утвержденной Министерством культуры РФ для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств iconКонцепция развития детских школ искусств в Российской Федерации
Дши среднее профессиональное высшее профессиональное учебное заведение соответствующего профиля, признанная всем мировым профессиональным...
Программа для детской школы искусств «Фламинго» Адаптированная к примерной программе утвержденной Министерством культуры РФ для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств iconПроект концепция развития детских школ искусств в Российской Федерации
Дши среднее профессиональное высшее профессиональное учебное заведение соответствующего профиля, признанная всем мировым профессиональным...
Программа для детской школы искусств «Фламинго» Адаптированная к примерной программе утвержденной Министерством культуры РФ для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств iconПроект концепции развития детских школ искусств в Российской Федерации
Дши среднее профессиональное высшее профессиональное учебное заведение соответствующего профиля, признанная всем мировым профессиональным...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты