Программа элективного курса по черчению в 8 классе «Кристаллы минералов родного края» icon

Программа элективного курса по черчению в 8 классе «Кристаллы минералов родного края»



НазваниеПрограмма элективного курса по черчению в 8 классе «Кристаллы минералов родного края»
программы
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма



Программа элективного курса по черчению в 8 классе


«Кристаллы минералов родного края»


Составитель программы

Мершеева Татьяна Владимировна-

учитель черчения

Муниципального образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №50

г.Слюдянки»

.


2008год


Пояснительная записка.


Содержание программы «Кристаллы минералов родного края» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.

Оптимальным условием обучения является гармония политехнической, эстетической и гуманитарной направленности обучения графике, реализация творческих способностей личности учащегося.

^ Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние склонности и способности учащихся, что является стержнем в предпрофильной подготовки.

Элективный курс «Кристаллы минералов родного края выполняет комплекс функций:

Прогностическая функция программы выявляется вследствие углублённого изучения геометрических форм кристаллов минералов и изучения алгоритмов построений развёрток геометрических тел.

^ Функция оперативного изменения заключается в побуждении, поддержке и развития у учащихся интереса к миру графики, её технологиям и возможностям.

Функция целеполагания способствует развитию творческого потенциала учащихся при выполнении малоизвестных, трудных, наиболее важных элементов для изготовления имитируемых кристаллов и готовит к дальнейшему определению профиля.

Информационная функция позволяет изучить устройство кристаллов различных минералов, практическое применение в жизни человека. Чем ярче, впечатлительнее убедительнее примеры, тем сильнее интерес учащихся к изучению материала.

Контрольно – диагностическая функция направляет работу учителя и учащихся на конечный результат. Итоговое занятие даёт возможность учащимся полностью раскрыть свои знания, умения и навыки, чем определяется соответствующий уровень обученности.

Оценочная функция необходима для определения профиля ученика. Если работы учащихся заслуживают высокой оценки, то по завершению проекта и элективного курса они получают свидетельство о прохождении курса.

1.Основным содержательным материалом является базовый курс предмета «Черчение» 1 час в неделю. Для глубокого изучения предмета и выполнения всех практических работ этого времени недостаточно. Учащимся необходимо уметь анализировать геометрические тела . развивать пространственное мышление для более успешного выполнения чертежей. Чтобы наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки. Во время обучения на данном курсе учащиеся могут проявить себя в различных формах работы (подготовке сообщений, докладов, составлении кроссвордов, презентаций и др.)

^ Актуальность данной программы обусловлена её практической значимостью.

Большая часть кристаллов минералов, с которыми знакомятсяучащиеся на курсе имеет форму геометрических тел. Потому, курс с использованием интеграции, окажет эффективное влияние на процесс обучения в школе так, как тема кристалловизучается параллельно:

^ В географии в 8 классе, всего 2 часа «Рельеф и полезные ископаемые России», и в 10 классе 2 часа по теме «Мировые природные ресурсы стран;

В химии в 9,10 классах при изучении темы «Кристаллические решётки», учащиеся вскользь знакомятся с некоторыми видами кристаллов. На эти темы отводится по одному часу в год. В 9 классе знакомятся с минералом апатитом при изучении темы «Фосфор».

^ В технологии, юноши в 9 классе знакомятся с геометрическими телами пир изучении темы «Технология обработки конструкционных материалов».

В геометрии в программе 10 класса вообще не отводится времени на построение геометрических те, а в течение 4 часов решают задачи с додекаэдрами, икосаэдрами и т.п.

2. В черчении в программе общеобразовательной школы учащиеся строят цилиндр, шестиугольную призму, пирамиду и конус, на построение которых отводится всего один час в 8 классе. На элективном курсе, они узнают не только о новых геометрических телах, но построят и Платоновы тела: тетраэдр, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр. Данный курс даст возможность не только решить образовательные задачи, но поможет учащимся в выборе будущего профиля обучения.

3. Логика подачи материала выстроена в направлении от теории к практике потому, что необходимо преподнести учащимся яркий теоретический материал, чтобы заинтересовать их и тем самым вызвать желание работать пракически.

4. Материал сгруппирован по занятиям в одной теме.

5. Для изучения материала потребуется 12 часов.

^ 6. Литература, используемая для проведения данного курса:

1) Павлова А.А., Корзинова Е.И.

Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя графики – учебного модуля образовательной области «Технология» в средней общеобразовательной шлоле .-М.: Гуманит Изд. Центр «Владос», 1999.-96с.:ил.

^ 2)Ботвинников А.Д и др.

Черчение: Учеб. Для7-8 кл.общеобразоват. учреждений/А.Д.Ботвинников,

В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский.-7-изд.-М.:Просвещение. 2006.-222с.:ил.

3)Методическое пособие по черчению: к учебнику А.Д.Ботвинникова и др. «Черчение. 7-8-е классы».

4)ПолтавецС.М.

Черчение. Для учащихся 9 класса и поступающих в ВУЗы (ответы на вопросы билетов и программы).Издательство «Учитель-АСТ»,2002-305.

^ 5)Бетехтин А.Г.минералогия: Учеб. Для высших учебных заведений.-Госгеолтехиздат. -19-…стр.:ил.

6)Дёмина Т.:»Страницы Слюдянской истории».- Слюдянка6 «Славное море»,2006.

7) Видеоматериалы:

«Эрмитаж» -2006. фильм№13 «Особая кладовая»(изделия из драгоценных металлов и камней).

«Самоцвет Байкала» комп. диск о частном музее минералов Валерия Жигалова.

«Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2010.комп.диск.


^ 7. Виды деятельности учащихся разнообразные: групповые и индивидуальные.

1 занятие. Вводная беседа о актуальности элективного курса. Просмотр фрагмента фильма»Эрмитаж. Особая кладовая. Галерея драгоценностей»;

Просмотр фрагмента презентации «Самоцвет Байкала»

2 занятие. Знакомство с геометрическими телами. Анализ геометрической формы предмета.

3 занятие. Знакомство с Платоновыми телами – куб, тетраэдр, икосаэдр, октаэдр, додекаэдр; запись в рабочую тетрадь описания Платоновых тел.; закрепление названий Платоновых тел.

4 занятие. Повторение алгоритма построения куба; построение чертежа развёртки правильной пирамиды – тетраэдра.

5 занятие. Знакомство со сведениями о геологических исследованиях Южного Прибайкалья( в частности слюдянских недр) Э.Г.Лаксманом; распределение учащимся тем для докладов, презентаций, поисковой работы /индивидуально – групповые задания/.

6 занятие. Знакомство с формой кристалла золота – октаэдром; Построение чертежа развёртки октаэдра.

7 занятие. Знакомство с историческими материалами добычи слюды(флогопита) в Слюдянке и формой кристалла слюды – в виде шестиугольной призмы; построение развёртки данного кристалла.

8 занятие. Знакомство с кристаллом апатита – шестиугольной призмы с пирамидальными торцами; построение чертежа развёртки апатита.

9-10 занятия. Знакомство с кристаллами пирита – додекаэдром и икосаэдром;

Построение чертежей развёрток данных геометрических тел.

11 занятие. Экскурсия в музей минералов В.Жигалова, с целью обозрения и анализа геометрической формы кристаллов минералов.

12 занятие. Слушание докладов учащихся по результатам поисковой работы, просмотр презентаций. Реклама элективного курса «Кристаллы минералов родного края» для 7 классов.

8 Для подтверждения успешности в профильном обучении учащиеся представят макеты геометрических и Платоновых тел, проведут внеклассное мероприятие «Отчёт – рекламу элективного курса» для учащихся 7 классов.

9. Учащимся предоставляется возможность проявлять инициативу при выполнении практических работ(например, использовать вместо бело цветную бумагу. Из готовых Платоновых тел смастерить новогодние игрушки, находить интересный поисковый материал, кроме заданного учителем, составлять презентации, задания для интерактивной доски;

^ 10. При возможности работать более чем 12 часов (например, 16). Можно участвовать в проекте для конкурса проектов,

11.Работы выполненные учащимися должны быть аккуратными и соответствовать заданным размерам, поисковые материалы, доклады в виде связного рассказа с указанием источников, посещение занятий без пропусков.

12. Многие школьники с удовольствием занимаютс бумажным моделированием, аппликацией, оригами. Можно поддержать их интерес, предложить игровые ситуации, устроить соревнования, выставки работ т.п. Педагогическая практика многих учителей показывает, что школьники с большим интересом выполняют геометрические фигуры даже самых сложных многогранников. Параллельно с развитием интереса, до сведения учащихся необходимо донести актуальность курса в дальнейшем изучении мататик в 10-11 классах(профильное обучение) и обучение в технических ВУЗах.

^ 13. По окончании курса учащиеся получат свидетельство , заверенное администрацией школы для поступления в профильный класс.


В процессе реализации данного курса решаются следующие образовательные цели и задачи:

*способствовать выбору профиля обучения;

* развивать мотивацию собственной учебной деятельности;

* уметь анализировать форму и конструкцию предметов и воссоздавать их образ по чертежу;

*владеть приёмами построения развёрток изображаемых предметов.

*развивать наглядное образное мышление;

*формировать рациональные приёмы мыслительной деятельности в процессе решения графических задач;

* создавать необходимые предпосылки для тесной связи обучения с жизнью на примере изучения минералов слюдянских недр.

* способствовать нравственному воспитанию учащихся.


Структура элективного курса

«Кристаллы минералов родного края»









Закрепление.

Способствовать выбору профиля обучения.

Геометрические и Платоновы тела.

Уметь анализировать

форму и конструкцию предметов и воссоздавать их образ по чертежу.

^ Кристаллы минералов.

Создавать необходимые предпосылки для тесной связи обучения с жизнью на примере изучения минералов слюдянских недр.

^ Теоретическая часть (3 часа)

Формировать приёмы мыслительной деятельности в процессе решения графических задач.

Практическая часть

(7 часов)

Изучение кристаллов: золота, слюды, апатита, пирита, построение их развёрток.

^ Посещение музея минералов В.Жигалова. Способствовать нравственному воспитанию учащихся

Обобщение тем курса.

Слушание докладов учащихся по результатам поисковой работы, просмотр презентаций, реклама элективного курса для 7 классов.



^ Содержание курса и учебная деятельность


/№

Ссылка на цели

Ча

сы

Тема занятий

Деятельность учащихся.

1

*способствовать выбору профиля обучения;

* уметь анализировать форму и конструкцию предметов и воссоздавать их образ по чертежу;

* создавать необходимые предпосылки для тесной связи обучения с жизнью на примере изучения минералов слюдянских недр.

* способствовать нравственному воспитанию учащихся.

1

Введение

Занятие – беседа;

15 – минутный просмотр фильма «Эрмитаж».

Просмотр фрагмента презентации «Самоцвет Байкала»

Знакомство с геометрическими телами.

2,3

* развивать мотивацию собственной учебной деятельности;

* уметь анализировать форму и конструкцию предметов и воссоздавать их образ по чертежу;

*развивать наглядное образное мышление;

2

Геометрические тела. Платоновы тела.

Знакомство с Платоновыми телами – куб, тетраэдр, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр; запись в рабочую тетрадь описания Платоновых тел.; закрепление названий Платоновых тел.

4

* уметь анализировать форму и конструкцию предметов и воссоздавать их образ по чертежу;

*владеть приёмами построения развёрток изображаемых предметов.

*формировать рациональные приёмы мыслительной деятельности в процессе решения графических задач;

* создавать необходимые предпосылки для тесной связи обучения с жизнью на примере изучения минералов слюдянских недр.

1

Развёртывание поверхностей Платоновых тел.

Куб.

Тетраэдр.

Повторение алгоритма построения куба; построение чертежа развёртки правильной пирамиды – тетраэдра.


5

*способствовать выбору профиля обучения;

* уметь анализировать форму и конструкцию предметов и воссоздавать их образ по чертежу;

* создавать необходимые предпосылки для тесной связи обучения с жизнью на примере изучения минералов слюдянских недр.

* способствовать нравственному воспитанию учащихся.

1

Исследование Южного Прибайкалья.

Э.Г.Лаксман.

Знакомство со сведениями о геологических исследованиях Южного Прибайкалья( в частности слюдянских недр) Э.Г.Лаксманом; распределение учащимся тем для докладов, презентаций, поисковой работы /индивидуально – групповые задания/.

6

*владеть приёмами построения развёрток изображаемых предметов.

*формировать рациональные приёмы мыслительной деятельности в процессе решения графических задач;

* создавать необходимые предпосылки для тесной связи обучения с жизнью на примере изучения минералов слюдянских недр.

* способствовать нравственному воспитанию учащихся.

1

Природный кристалл золота – октаэдр.

Знакомство с формой кристалла золота – октаэдром; Построение чертежа развёртки октаэдра.


7

* развивать мотивацию собственной учебной деятельности;

*владеть приёмами построения развёрток изображаемых предметов.

* создавать необходимые предпосылки для тесной связи обучения с жизнью на примере изучения минералов слюдянских недр.


1

^ Добыча слюды в Слюдянке.

Кристалл слюды – шестиугольная призма.

Знакомство с историческими материалами добычи слюды(флогопита) в Слюдянке и формой кристалла слюды – в виде шестиугольной призмы; построение развёртки данного кристалла.

8

*способствовать выбору профиля обучения;

*владеть приёмами построения развёрток изображаемых предметов.

*формировать рациональные приёмы мыслительной деятельности в процессе решения графических задач;

* создавать необходимые предпосылки для тесной связи обучения с жизнью на примере изучения минералов слюдянских недр.

* способствовать нравственному воспитанию учащихся.

1

Прирдный кристалл апатита – шестиугольная призма с пирамидальными торцами.

Знакомство с кристаллом апатита – шестиугольной призмы с пирамидальными торцами; построение чертежа развёртки апатита.


9,10

*способствовать выбору профиля обучения;

*владеть приёмами построения развёрток изображаемых предметов.

*формировать рациональные приёмы мыслительной деятельности в процессе решения графических задач;

* создавать необходимые предпосылки для тесной связи обучения с жизнью на примере изучения минералов слюдянских недр.

* способствовать нравственному воспитанию учащихся.

2

Природные кристаллы пирита – додекаэдр, икосаэдр.

Знакомство с кристаллами пирита – додекаэдром и икосаэдром;

Построение чертежей развёрток данных геометрических тел.


11

*способствовать выбору профиля обучения;

* создавать необходимые предпосылки для тесной связи обучения с жизнью на примере изучения минералов слюдянских недр.

* способствовать нравственному воспитанию учащихся.

1

^ Посещение музея минералов В.Жигалова.

Экскурсия в музей минералов В.Жигалова, с целью обозрения и анализа геометрической формы кристаллов минералов.

12

*способствовать выбору профиля обучения;

* уметь анализировать форму и конструкцию предметов и воссоздавать их образ по чертежу;

* создавать необходимые предпосылки для тесной связи обучения с жизнью на примере изучения минералов слюдянских недр.

* способствовать нравственному воспитанию учащихся.



1

Обобщение темы элективного курса «Кристаллы минералов родного края».

Слушание докладов учащихся по результатам поисковой работы, просмотр презентаций. Реклама элективного курса «Кристаллы минералов родного края» для 7 классов.




Похожие:

Программа элективного курса по черчению в 8 классе «Кристаллы минералов родного края» iconПрограмма элективного предмета в 11 классе
Хронологические рамки изучаемой в рамках элективного курса литературы 1985 -2007 (включая произведения написанные в конце 1960-1970...
Программа элективного курса по черчению в 8 классе «Кристаллы минералов родного края» iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Программа элективного курса по черчению в 8 классе «Кристаллы минералов родного края» iconУчебное пособие для учащихся начальной школы «Природа и история родного края». Составители Астапенко М. С., Сухаревская Е. Ю., «Хрестоматия для чтения младших школьников. Край родной» Составители Бутенко Т. А. и Небратенко В. Б
Цель данного курса – формирование гражданской ответственности, духовной, нравственной и экологической культуры, толерантности посредством...
Программа элективного курса по черчению в 8 классе «Кристаллы минералов родного края» iconЭлективный курс в 9 классе Функции и их графики
Программа данного элективного курса включает вопросы, которые часто встречаются в заданиях экзаменов и вызывают затруднения
Программа элективного курса по черчению в 8 классе «Кристаллы минералов родного края» iconПрограмма «Доноведение» Цели курса: Основной целью курса «Доноведение»
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине...
Программа элективного курса по черчению в 8 классе «Кристаллы минералов родного края» iconФормирование интереса к истории родного края через исследовательскую деятельность школьников
Отечеством. Изучение истории родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской...
Программа элективного курса по черчению в 8 классе «Кристаллы минералов родного края» iconПрограмма факультативного курса «Друзья по переписке» (30 ч) пояснительная записка
Образовательная программа элективного курса составлена на основе учебного пособия Successful writing, Эванс В., Дули Дж., Express...
Программа элективного курса по черчению в 8 классе «Кристаллы минералов родного края» iconРазработка программы интегрированного курса «Торообут дойдум – Сииттэм нэьилиэгэ»
В последнее десятилетие в России резко возрос интерес к проблеме изучения родного края
Программа элективного курса по черчению в 8 классе «Кристаллы минералов родного края» iconПрограмма курса предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на
Хронологические границы изучаемой в рамках элективного курса новейшей литературы – 1985 – 2010 гг включая рассказы А. Битова 1960-х...
Программа элективного курса по черчению в 8 классе «Кристаллы минералов родного края» iconПрограмма элективного курса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты