|
ИСТОРИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. Тема I. Жилище. Двор. Надворные постройки. Литература и источники Подготовительный этап. Строительный материал, инструмент и технологии.
Крестьянское жилище. Конструкция, типология, интерьер.
План. Введение в курс история материальной культуры. I. Подготовительный этап. Строительный материал, инструмент и технологии. ^ Введение в курс история материальной культуры. В кризисные эпохи, когда зыбко настоящее и неясно будущее, общество начинает пристально вглядываться в прошлое. Откуда мы? кто мы? почему мы такие? — ответы на эти вопросы может дать только прошлое. А зная ответы на них, можно судить о будущем. Вот почему необходимо точное знание о прошлом, знание своей истории. Но история — это не та «наука», которую все мы изучали в средней школе. Школа, да, к сожалению, по большей части и вуз, знакомят нас, очень поверхностно и не точно, с историей государства. А для ответов на «роковые» вопросы нужно знать историю народа, которая далеко не исчерпывается политической историей. Необходимо знание истории людей в их повседневной жизни, во всей полноте и многообразии. Это необычайно сложное, многогранное, многоуровневое явление, где тысячи и тысячи явлений находятся в сложнейшей взаимосвязи. Историки только ищут подходы к такому знанию, всматриваясь лишь в отдельные сюжеты — в социальную, экономическую историю, историю культуры всей нации, а не только ее элиты, и в культуру не только художественную или гуманитарную. Один из таких сюжетов — история материальной культуры нации. История материальной культуры включает разнообразнейшие явления всей жизни прошлого, получившие материальное воплощение: жилище, хозяйственные постройки, орудия труда и инструменты, транспортные средства, мебель, посуду и предметы домашнего обихода, одежду и ее аксессуары, оружие и т.д. Как неотъемлемая часть всей культуры сообщества, история материальной культуры детерминирована условиями его исторического обитания, включающими не только природную среду, но и экономические, социальные и политические обстоятельства его исторического бытия. В результате она находится в связи с национальным характером, формирующемся в этой среде обитания, с историей быта и нравов различных социокультурных групп, их верованиями, традициями, привычками и господствующими вкусами и оценками, а также с характерным для каждой данной эпохи художественным стилем. Задача исторической науки заключается в реконструкции прошлого, в том числе и музейными средствами, в воссоздании мира человека прошлого. И этому должно служить знание истории материальной культуры в связи с жизнью этого человека. ^ Естественными строительными материалами на Руси издавна служили дерево и глина. И того, и другого было в изобилии. И то, и другое начали использовать в хозяйстве довольно рано. Но если кирпичи из глины появляются лишь к середине X века, то дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня и кирпича. Многие художественные и строительные приемы, отвечающие условиям быта и вкусам народа, вырабатывались в течение тысячелетий в деревянном зодчестве. Мы привыкли к тому, что густые еловые северные леса называются тайгой. Однако так называли дремучий лес лишь в Восточной Сибири. В центральной же Руси его называли тайболой, а в Западной Сибири - урманом. Опушка леса - это раменье. И сосна в разном лесу разная. Сосновый лес в болотистой низменности - мяндач. А на сухой возвышенности - бор. И сама сосна в бору - конда. Это самое лучшее дерева для всякого строительства - и легкое, и стройное, и на корню просмоленное. Вот только вызревают кондовые сосны долго - 350 лет и более. С реками и болотами тоже не все просто. Пойменные леса на берегах рек - уремы. Там, где болото выходит на твердую почву расположились березовни. А хвойные сухие чащобы среди болот, полные всякого зверья - колки. Привычная нам роща - это сухой лиственный лес близ жилья. Лес на невысокой длинной возвышенности - грива. Глухие, всегда темные, неприступные лиственные леса - дебри. А самое их ядро, где даже зверь не водится - калтусы. И это все разнообразие и богатство мы, многое забывшие сегодня, называем одним словом лес. ^ О данном этапе можно составить достаточно точное представление по описанию быта страрообрядцев Сибири. Старообрядцы-старожилы устойчиво сохраняли издавна бытовавшие знания о природе. Об этом говорит тот факт, что лес для строительства старожилы-старообрядцы заготавливали по особым правилам. Например, считалось важным отнять дерево от корня зимой в полнолуние: если это сделать раньше, то бревна будут отсыревать, а позже — трескаться. Допускалась заготовка леса на старый месяц. Эти условия полностью совпадают с рекомендациями «Назирателя», литературного памятника, который является переводом с латинского сочинения Петра Кресценция, написанного около 1305 г. на основе античных и средневековых источников: «Дерево для построения дома нужно срубить в ноябре-декабре или чуть позже, да лучше на ущербе месяца, потому что об эту пору по морозу выходят из дерева всякие смолы и лишние соки, особенно из-за стылого воздуха, который стужей своей изгоняет из дерева свойственное ему тепло до самого корня и даже в земную глубь, молодой же месяц умножает всякую влагу, а на ущербе ее убавляет» [2]. Устройство поселений на реках и использование природных условий для естественной защиты являлось одним из принципов градостроительства средневековой Руси. Благодаря особенностям старообрядческого быта он долгое время сохранялся в Сибири. П. Е. Бардина пишет, что даже в XX в. поселения старообрядцев нередко располагались на муче — крутой излучине реки, где поселение с трех сторон ограждалось высоким и обрывистым берегом, а с четвертой сооружался непроходимый забор из колючих кустарников. Большое внимание уделялось выбору места для дома. Благоприятным считалось его расположение на открытом месте, на некотором возвышении, но не на гриве, или же в низинке, но не в овраге. Эти приметы перекликаются с советами «Назирателя»: «Нужно еще беречься, дом не ставить туда, где может быть сильный ветер, поэтому лучше всего под горой в низине ставить, а не на самой горе, не в самой низине и уж не в темном овраге, но на месте таком, где дом овевает здоровый воздух и очищает все так, чтобы не было бед; да лучше бы место такое, где солнце стоит целый день, потому что тогда и черви, если они зародятся и нездоровая сырость распространится, ветер такой разнесет их, а солнечный жар уничтожит и высушит»[3]. Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили и особую форму деревянных сооружений. Бревно - его толщина - стала естественной единицей измерения всех размеров постройки, своеобразным модулем. На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу. Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) - снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя - гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость ^ Дерево, основной строительный материал регионов прекрасно поддается обработке и не требует сложного инструментария. Для всех видов работ требовался ограниченный набор инструментов. Первоначально при обработке строительного леса применялись различные виды топоров. Так, при рубке деревьев использовался специальный древосечный топор с узким лезвием, при дальнейших работах плотничий топор с широким овальным лезвием и так называемый "потес". Вообще же владение топором было обязательным для каждого крестьянина. "Топор всему делу голова", говорили в народе. Без топора не были бы созданы замечательные памятники народного зодчества деревянные церкви, колокольни, мельницы, избы, без этого простого и универсального инструмента не появились бы многие орудия крестьянского труда, детали сельского быта, привычные предметы домашнего обихода. Умение плотничать (то есть "сплачивать" бревна в постройке) из повсеместно распространенного и необходимого ремесла превратилось на Руси в подлинное искусство - плотничье дело. В русских летописях мы находим не совсем обычные сочетания - "срубить церковь", "рубить хоромы". Да и плотников часто называли "рубленниками". А дело здесь в том, что дома в старину не строили, а "рубили", обходясь без пилы и гвоздей. Хотя пила и была известна на Руси с глубокой древности, ее обычно не применяли при возведении дома - пиленые бревна и доски гораздо скорее и легче впитывают влагу, чем рубленые и тесаные. Мастера-строители не опиливали, а обрубали топором концы бревен, поскольку опиленные бревна "дерет ветром" - они трескаются, а значит, быстрее разрушаются. Кроме того, при обработке топором бревно с торцов как бы "закупоривается" и меньше гниет. Доски же делали вручную из бревен - в торце бревна и по всей его длине намечали зарубы, вгоняли в них клинья и раскалывали на две половины, из которых и вытесывали широкие доски - "тесницы". Для этого применялся специальным топор с широким лезвием и односторонним срезом - "потес". Вообще же плотницкий инструментарий был довольно обширен - здесь соседствовали, наряду с топорами и скобелями, особые "тесла" для выбирания пазов, долота и просеки для пробивания отверстии в бревнах и брусьях, "черты" для нанесения параллельных линий. Таким образом до начала XX века имелось для выполнения строительных работ инструменты, виды и форма которых были подобны орудиям, известным в России с древности и, видимо, повторявшиеся без значительных изменений с времени первоначального заселения региона. В составе обязательного инструментального набора были пазник для выборки пазов в бревнах, черта для отметок и причерчивания, рубанок, нож-косарь для расколки бревен на дрань и тес, молоток, стружок (стамеска), напарии (сверла) различных диаметров и, наконец, универсальный инструмент, традиционно использовавшийся в плотничьем деле с глубокой древности — топор, которым можно было сделать пазы, обтесать бревна и выполнить тонкую работу. Специальный топор, формой напоминавший секиру, применялся до распространения пилы для валки деревьев. Для колки дров в хозяйстве имели топор-колун клиновидной формы. Область применения пилы была ограничена, этот инструмент был известен издавна, но стал широко использоваться только с начала XX в. Если к строительству предъявлялись особые требования, например, при возведении церкви или дома по заказу какого-либо зажиточного человека, способного оплатить трудоемкую работу и желавшего получить качественную постройку, то для разделки бревен сруба пила не использовалась, так как преимущества ускорения работы не компенсировали недостаток снижения долговечности материала конструктивных элементов. Известно, что большинство значительных построек средневековой Руси построено именно без применения пилы. Полукруглыми стамесками, называемыми стружками, выполняли «дорожение» (желобление) кровельного теса. В наборе инструментов крестьян имелись фуганки, стамески, шерхебели, применявшиеся в России с XVII в. В Табл.1 представлено, какими строительными инструментами пользовались крестьяне в XIX — начале XX в. [4] Таблица 1. Инструментальный набор
Ограниченность инструментария не означала некачественности выполнения работ, напротив, распространенность и общеизвестность знаний по выполнению плотницких работ, совершенствование мастерства владения имеющимися в распоряжении инструментами, учет природных свойств дерева, как основного строительного материала, позволяли выполнять работы на высоком уровне, обеспечивать большую долговечность постройки. ^ Процесс постройки сруба Основу деревянной постройки на Руси составлял "сруб". Это скрепленные ("связанные") между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли "венцом". Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание - "ряж", который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше. По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб "в режь" (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен "в лапу" концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой. Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен "в обло", при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова "оболонь" ("облонь"), означающего наружные слои дерева (ср. "облекать, обволакивать, оболочка"). Еще в начале XX в. говорили: "рубить избу в оболонь", если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости - "выскабливались в лас" (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин "обло" относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом. Сами ряды бревен /венцы/ связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой. В плане срубы делали в виде четырехугольника /"четверик"/, либо в виде восьмиугольника /"восьмерик"/. Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы. Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался "клетью". "Клеть клетью, поветь поветью", - говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом - поветью. Обычно сруб ставился на "подклете"- нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз -"повал". Это интересное слово, происходящее от глагола "повалиться", часто использовалось на Руси. Так, например, "повалушей" называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать (повалиться) из натопленной избы. Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы. Крыша Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая (из тонких досок хвойных пород), гонтовая (польское gont - дранка; небольшие дощечки длиной 50 - 60 см; тонкий край входит в паз толстой кромки соседней дощечки) или из дранки (дрань - очень длинные колотые сосновые дощечки, по крыше располагались горизонтальными рядами с напуском). В 16 и 17 веках кровлю часто покрывали сверху березовой корой от сырости; это придавало ей пестроту. Иногда на кровлю клали землю и дерн для предохранения от пожара. Обычно крыши имели два ската на длинных сторонах и щипцы (верхняя часть стены в форме угла, ограниченная скатами крыши, не отделенная, в отличие от фронтона, от низа особым горизонтальным карнизом ) на коротких. Иногда разные помещения дома имели отдельные крыши. В богатых домах крыши могли быть более сложной формы - бочечной или епанечной (от "епанча" - плащ - крутая четырехскатная кровля с горизонтальным ребром наверху). Крыши украшались резными деревянными деталями. По краям ската прибивались резные доски над очельем (фронтон деревянного дома, ударение на "е"), называвшиеся причелинами, с конька на стыке двух причелин свешивалась короткая вертикальная резная доска - полотенце (кисть или ветреница). Причелина заканчивалась резной кистью. Часто в русских избах крыши были безгвоздевые или самцовые. Основа кровли - слеги. Слега - продольное бревно, несущее часть крыши. Эти горизонтальные бревна врубаются через бревно по скату щипца (очелья) с остатком, образующим свес кровли. Они обеспечивают связь самцов (бревен щипца) и обрешетины. Верхняя слега называлась коньковой, т.к. находилась под коньком крыши, или князевой, нижняя - повальной слегой. Торцы самцов обрубались заподлицо с наружной поверхностью слег. Разновидностью самцовой крыши была крыша "на потоках и курицах". В таких крышах в слеги врубались курицы, т.е. срубленные с одним из корневищ тонкие ели. Комлевая часть ствола (их корни) загибаются в виде крюка перпендикулярно стволу так называемой кокоры (ударение на втором "о"). Крюки поддерживают потоки (водоспуски, застрехи, сливы или водотечники), т.е. выдолбленные в виде желоба бревна, укладываемые на кокоры куриц. Тесины кровли одним концом входят в паз водотечника, другим прижимаются верхним бревном - охлупнем. Охлупень (ударение на "о"), шолом - бревно с треугольным желобом, укладывающееся по коньку (назывался также конь, князь, князек) тесовой кровли и прижимающий сверху концы положенных на слеги тесин. Охлупенем покрывали гребень кровли для большей прочности. Конец охлупня часто имел резное украшение в виде коня, птицы и т.п. На севере крестьяне говорили: "Конь на крыше - в избе тише", считая эти изображения "оберегами", добрыми силами, охранявшими от всякого несчастья. Иногда конек был одновременно и князевой слегой (слега на верхнем углу кровли, в крыше на потоках под охлупнем, который крепится к ней стамиками), неся двойную конструктивную функцию. Тогда концы охлупня лежат прямо на верхних бревнах - самцах очелья, упрощая конструкцию крыши. Охлупень удерживается на месте собственной тяжестью или с помощью стамиков (в разных районах стамики называются по-разному - столбики, солдатики, шарики, птички, бабайки, сороки) деревянных стержней, соединяющих охлупень и князевую слегу (коньковый брус) и проходящих сквозь них через отверстия прямоугольной формы. Верхний конец стамика декоративно обрабатывается сочетаниями конуса, цилиндра, шара. Издали они были похожи на сидящих на крыше птиц, отсюда их названия "сороки" и "птички". Тесины укладываются внахлест двумя рядами, верхний называется красным тесом, а нижний подтеском. Между рядами теса была прокладка бересты (два теса со скалой). Под курицами находятся подкурятники - верхние венцы сруба продольной стены. Доски на фасаде имели разные названия. Кисть - выступающий нижний конец причелины, украшенный резьбой. Сопля - вертикальная доска на фасаде избы, закрывающая стык причелин. Огнива (ударение на "и") - короткая вертикальная доска с прихотливым силуэтом, свисающая от конька самцовой кровли на главном фасаде крестьянского дома и соединяющая гнеты, могла быть украшена резьбой. Существует несколько видов и разновидностей деревянной крыши избы. Крыша с "гнетами и огнивами" имела ту же конструкцию, что и самцовая. Но для большей прочности ниже конька укладываются продольные бревна (гнеты), врезанные концами в доски (огнива) со стороны щипца. При усыхании древесины вся конструкция сжимается, приобретая монолитность. Полусамцовая кровля - покрытие деревянной постройки, при котором его продольные балки неглубоко врезаны в неплотно расположенные бревна щипцов над торцовыми стенами. Крыша в жёлоб: - древнейший вид тесовой кровли, в котором тесины, спускаясь от конька, упираются нижними концами в желоб, укрепленный на курицах; - вид деревянной кровли, в которой вместо тесин уложены продольные половинки бревен с выдолбленной сердцевиной, поочередно обращенные то вниз, то вверх, перекрывая промежутки. Крышa взакрой - покрытие горизонтально уложенными тесинами в один слой, с напуском. каждой верхней тесины на нижнюю. Шатер - пирамидальное покрытие с крутыми скатами, очень часто применялся в церковной архитектуре, но встречался и в жилищной. Епанча - крутая четырехскатная кровля с горизонтальным ребром наверху. Сквозной щипец вверху епанчи, освещающий чердак, назывался огузок. Тип избы Тип избы зависел от способа отопления, от количества стен, расположения клетей между собой и их количества, от расположения двора. По способу отопления избы делили на "черные" и "белые". Более древние избы, долго сохранявшиеся как дома более бедных крестьян, были "черными" избами. Изба черная (курная, рудная - от "рудный": замаранный, затемненный, дымник) - изба, топящаяся "по-черному", т.е. с печью каменной или глинобитной (а раньше с очагом) без дымохода. Дым при топке проходил не непосредственно из печки через дымоход в трубу, а, выйдя в комнату и согрев ее, выходил через окно, открытую дверь, или через дымницу (дымарь) в кровле, дымволок, дымник. Дымница или дымарь - это отверстие или деревянная труба, часто резная, для выхода дыма в курной избе, обычно находилась над отверстием в потолке избы. Дымволок: 1. отверстие в верхней части стен курной избы, через которое выходит печной дым; 2. дощатая дымовая труба; 3.(боров) лежачий дымовой канал на чердаке. Дымник: 1. деревянная дымовая труба над кровлей; 2.отверстие для выхода печного дыма в потолке или стене курной избы; 3 декоративное завершение дымовой трубы над кровлей. Изба белая или белокурная изба, топящаяся "по-белому", т.е. печью, имеющей свой дымоход с трубами. Согласно археологическим данным, дымоход появился в 12-м веке. В курной избе люди часто жили вместе со всеми животными и домашними птицами. Курные избы в 16-м веке были даже в Москве. Иногда в одном и том же дворе были и черные, и белые избы. По количеству стен дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки. Четырехстенная изба. Простейшее четырехстенное жилище - временная постройка, поставленная рыбаками или охотниками, когда они на долгие месяцы уходили из деревни. Капитальные четырехстенные дома могли быть с сенями или без них. Огромные двускатные крыши на самцах с курицами и коньками выступают далеко от стен, предохраняя от атмосферных осадков. Стремление сохранить тепло, особенно в северных районах, выразилось в устройстве в жилище холодных прирубов-сеней (прируб - клеть, пристроенная к основному объему здания). Изба-пятистенка или пятистенок - жилая деревянная постройка, прямоугольная в плане, имеющая внутреннюю поперечную стену, делящую все помещение на две неравные части: в большей - изба или горница, в меньшей - сени или жилая комната (если есть прирубленные сени). Иногда здесь устраивалась кухня с печью, обогревающей оба помещения. Внутренняя стена, как и четыре наружных, идет от самой земли до верхнего венца сруба и торцами бревен выходит на главный фасад, членя его на две части. Первоначально фасад делился асимметрично, но позднее появляются пятистенки с симметричным членением фасада. В первом случае пятая стена разделяла избу и горницу, которая была меньше избы и имела меньшее число окон. Когда у сыновей появлялась своя семья, и по традиции все продолжали жить вместе в одном доме, то пятистенок состоял уже из двух смежных изб со своими печами, с двумя отдельными входами и сенями, пристроенными сзади изб. Изба крестовая, крестовик или крестовый дом (в некоторых местах ее называли также шестистенком) - деревянная жилая постройка, в которой поперечная стена пересекается продольной внутренней стеной, образуя (в плане) четыре самостоятельных помещения. На фасаде дома виден переруб (ударение на "у") - внутренняя поперечная бревенчатая стена, пересекающая наружную стену сруба, рубленая одновременно с избой и врубленная в стены с выпуском концов. План дома часто имеет вид квадрата. Кровля четырехскатная. Входы и крыльца устраиваются в прирубах, иногда поставленных перпендикулярно стене. Дом может иметь два этажа. Изба-шестистенка или шестистенок означает дом с двумя поперечными стенами. Все здание покрыто одной крышей. Избы могли состоять только из жилых помещений, или из жилых и хозяйственных помещений. Дома стояли вдоль улицы, внутри делились переборками, по фасаду была сплошная лента окон, наличников и ставень. Чистая стена почти отсутствует. Горизонтальные бревна не прерываются только в трех-четырех нижних венцах. Правая и левая избы обычно симметричны. В центральной комнате окно более широкое. Крыши обычно невысокие двускатные или четырехскатные. Часто срубы ставятся на большие плоские камни, чтобы избежать неравномерной осадки большого дома с несколькими капитальными стенами. По расположению клетей между собой и их количеству можно выделить избы-клетью, дома двухсрубные, избы в два жилья, избы двойные, избы тройные, избы со связью. Изба-клетью означала деревянную постройку, со сторонами, соответствующими длине бревна 6 - 9 м. Она могла иметь подклет, сени и быть двухэтажной. Дом двухсрубный - деревянный дом с двумя венцами под одной общей кровлей. Изба в два жилья - крестьянское жилище из двух срубов: в одном с печью жили зимой, в другом - летом. Изба со связью. Это тип деревянной постройки, разделенный сенями на две половины. К срубу пристраивали сени, образуя двухклетный дом, к сеням прирубали еще клеть, и получался трехчленный дом. Часто в прирубаемой клети ставили русскую печь, и жилище получало две избы - "переднюю" и "заднюю", соединенные сквозными сенями. Все помещения располагались по продольной оси и крылись двускатными крышами. Получался единый объем дома. Изба двойная или двойня - избы соединенные по клетям так, что каждая изба, каждый объем сруба имеет свою кровлю. Так как каждая кровля имела своего конька, дома называли еще "дом о два коня" ("дом под два коня"), иногда такие дома называли еще "дом с оврагом". В местах примыкания срубов получаются две стены. Обе клети могли быть жилыми, но с разной планировкой, или одна жилой, а другая хозяйственной. Под одной или обеими мог быть подклет, одна могла сама быть избой со связью. Чаще всего соединялись жилая изба с крытым двором. Изба тройная или тройня состоит из трех отдельных клетей, каждая из которых имеет свою кровлю. Поэтому такие дома называют также "дома о три коня" (встречаются и дома "о пять коней"). На главный фасад выходят торцы построек. Назначение клетей могло быть разным: все три клети могли быть жилыми, в середине мог быть крытый двор, расположенный между двумя жилыми клетями. В ансамбле тройных домов обычно все три объема дома были одинаковой ширины с крышами одинаковых высоты и наклона, но там, где средняя часть - двор был шире избы и сарая, крыша, естественно, была шире и при одинаковом уклоне с остальными - выше. Такую высокую и тяжелую крышу было трудно строить и ремонтировать, и строители на Урале нашли выход: вместо одной большой они строят две меньшие одной высоты. Результат - живописная композиция - группа построек "под четыре коня". Из-под скатов крыш на большую длину, доходящую до двух метров, вперед дома выступают огромные желоба-водотечники на курицах. Силуэт дома получается необычайно выразительным. По типу двора дома делятся на дома с открытым и закрытым двором. Открытый двор мог располагаться по любую сторону от дома или вокруг него. Такие дворы применялись в средней полосе России. Все приусадебные постройки (сараи, хлевы, конюшни и другие) стоят обычно поодаль от жилья, на открытом хозяйственном дворе. На севере жили большие патриархальные семьи, включающие несколько поколений (деды, сыновья, внуки). В северных районах и на Урале из-за холодного климата дома имели обычно крытые дворы, примыкающие к жилой избе с какой-нибудь одной стороны и позволявшие зимой и в плохую погоду попадать во все служебные, хозяйственные помещения и на скотный двор и выполнять все повседневные работы, не выходя на улицу. В ряде описанных выше домов - двойнях и тройнях двор был крытым, примыкающим к жилью. По расположению крытого двора по отношению к дому избы делятся на дома "кошелем", дома "брусом", дома "глаголем". В этих домах жилище и крытый двор объединялись в единый комплекс. Изба "брусом" (ударение на "у") - тип деревянного дома, где жилые и хозяйственные помещения расположены друг за другом по одной оси и образуют в плане вытянутый прямоугольник - "брус", покрытый двускатной кровлей, конек которой расположен по продольной оси. Это самый распространенный на севере тип крестьянского дома. Так как двускатные крыши всех частей комплекса - избы, сеней, двора, сарая - обычно образуют одно покрытие, такой дом называют "домом об один конь" или "домом под одним конем". Иногда коньковые бревна бывают расположены не на одном уровне, тогда конек идет с уступами по высоте. С уменьшением длины брусов, идущих от главной жилой избы, у которой самый высокий конек, соответственно, понижается уровень коньков их крыш. Создается впечатление не одного дома, а нескольких объемов, вытянутых один из другого. Дом брусом напоминает избу со связью, но вместо горницы сзади сеней расположены хозяйственные постройки. Изба "кошелем" (ударение на "о") - наиболее древний тип жилой деревянной постройки с примыкающим крытым двором. Кошель означал большую корзину, телегу, лодку. Все помещения сгруппированы в квадратном (в плане) объеме. Хозяйственные помещения примыкают к боковой стене жилья. Все находится под общей двускатной кровлей. Т.к. изба по фасаду меньше двора, то кровля несимметрична. Конек кровли проходит над серединой жилой части, поэтому скат крыши над жилой частью короче и более крутой, чем над двором, где скат более длинный и пологий. Чтобы выделить жилую часть как главную, обычно устраивают еще один симметричный скат жилой части, выполняющий чисто декоративную роль (такие дома распространены в Карелии, 3аонежье и Архангельской области). На Урале, помимо домов с асимметричными крышами, часто встречаются и дома с симметричными крышами и с встроенными в общий симметричный объем двором. У таких домов широкий приземистый торцовый фасад с пологими скатами крыши. В доме под одним скатом крыши находится жилая часть, под другим скатом - двор. Смежная продольная рубленая стена расположена посередине объема под коньком крыши и служит конструктивным элементом для опоры пола, потолка и для связи длинных бревен поперечных стен. Изба "гоголем" или "сапогом" - тип жилого деревянного дома, в котором жилые избы поставлены под углом друг к другу, а хозяйственный двор отчасти вмещается в образуемый ими угол, отчасти продолжается дальше по линии торцевых стен дома. Таким образом, план напоминает букву "г", которая раньше называлась "глаголь". Подклет и двор образуют хозяйственные помещения, жилые комнаты располагаются на втором этаже. На Урале встречается и своеобразное расположение избы под высоким сараем - подсарайная изба. Изба устроена внизу у самой земли в высоком двухэтажном срубе, как бы в подклете, а над ней находится огромный сарай. В холодные зимы жилье было защищено сверху сараем с сеном, сбоку - крытым двором с пристройками, сзади - хлевом, а у земли - глубоким снегом. Обычно она входила в комплекс построек тройного двора или двора кошелем. ^ Двоенка - два сруба, соединенные сенями. Зимница - изба без трубы и сеней, построенная за хозяйственным двором крестьянской усадьбы или сбоку от него, обычно углублялась в землю на 0,7 - 1,25 м. Зимовка - изба в задней части крестьянской усадьбы, предназначенная для содержания скота, а иногда и для жилья. Зимовник (зимовье) - кухня или людская, возведенные в стороне от других построек. Хоротинка - небольшая изба с единственным помещением. Непряха - русская изба, в которой расположение печи слева от входа определяет планировку, мешающую прясть у окна. Одноколок - простейшая русская изба в четыре стены. Озадок - зимняя изба с сенями, примыкающая к двухъярусному двору в составе дома-двора или дома брусом. Ординарка - четырехстенная изба с сенями, перекрытая на два ската. Перед - летняя изба на высоком подклете, входящая в состав дома-двора или дома брусом. Полудомок (ударение на второе "о"): 1.небольшой дом, у которого нижний этаж - каменный либо кирпичный, а верхний - деревянный; 2. дом, занимающий половину участка, отведенного под его строительство. Поземная постройка - изба или иная постройка, возведенная без подклета; обычно - с земляным полом. 3амшенник (замшенка) - строение с бревенчатыми стенами, проконопаченными мхом. Круглый дом - рубленый из бревен квадратный крестьянский двор без перерубов под четырехскатной крышей. Однорядная связь - дом брусом. Связь - тип русской избы, при котором два жилых помещения объединяются через сени в прямоугольный объем. Двухрядная связь - русское крестьянское жилище, которое состоит из двух примыкающих друг к другу построек (изба и хозяйственный двор) под параллельными двускатными кровлями. Клеть на стае - в деревянном зодчестве Севера простая клеть для жилья с хлевом под ней. Планировка избы очень традиционна (известна по раскопкам с 11-12 веков): собственно изба (в узком смысле, т. е. отапливаемое помещение), клеть и сени, их соединяющие. С 16-го века и до начала 20-го века план избы оставался неизменным: печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу, челом повернутая к окнам. На печи спало все семейство, а от печи под потолком устраивались полати (нары для спанья, устроенные под потолком, между русской печью и стеной избы или настил для хранения вещей, устроенный под потолком). Другой задний угол назывался куть (или кут) и служил местом для сна, здесь стояла лавка - коник (короткая широкая скамья в виде длинного ящика с крышкой, иногда украшенная резным изображением конской головы) или оконник. Передний или "красный" угол, где стоял стол, находился по диагонали от печи. ^ В южных областях печь помещали у стены, чело печи было повернуто к входу или к окнам. Передний угол нередко помещался у двери. Место против печи - упечь, предназначалось для стряпни и часто отделялось занавеской или дощатой перегородкой. Вдоль стены стоял длинный залавник. Полавочник означал полку над лавками, непрерывно огибающую стены в избе. В избе мог находиться и залавок: 1 - рундук, глухая лавка : с подъемной крышкой, в крестьянской избе или в прихожей; 2 - заложенное глухой доской или решеткой пространство под лавкой, в котором куры несут и высиживают яйца; 3 - длинный и низкий шкаф в крестьянской избе, примыкающий к стене или к перегородке у печи; 4 - лавка, вытянутая вдоль стены от печи и заменяющая стол для стряпни; 5 - прилавок, длинный глухой стол со шкафчиками). Лаз в подпол закрывался западней. Спуск в подполье из-под гольца назывался лазня. тепенно комнат и служебных помещений в жилом строении становилось больше, и они имели разные названия. Имели свои названия и части помещений. В основном, состав и наименования помещений не менялся с 11 - 12 веков: изба, клеть, сени, горница, подклет, чулан, чердак (в крестьянских избах встречался редко). Главным помещением была уже многократно упоминавшаяся изба с русской печью (изба может означать и весь дом). Часто бывали две избы: летняя и зимняя. Иногда дом состоял из трех частей: перед (лицевой торец для летнего жилья), середка (крытый двор) и зад или озадок (с зимним жильем). Крестовая (моленная) - комната в богатом доме, использовалась как домашняя церковь Крестовая комната во дворцах русских царей и знати служила для совершения утренних и вечерних молитв, иногда церковных служб. Одна из стен представляла собой иконостас в несколько ярусов. На других стенах над окнами и дверями ставились иконы в малых иконостасах или киотах. Сцены расписывались на библейские сюжеты. Кроме того, там хранились священные предметы. Комната царицы обычно служила местом, где она рожала, убранство отличалось большим великолепием. Крестовые комнаты в домах светской и духовной знати использовалась и для торжественных приемов и праздничных трапез. Прируб - небольшая деревянная пристройка, конструктивно связанная с более крупной частью здания. Горница могла быть не отдельным строением, а парадной комнатой в доме, стоящей на подклете. Она служила для приема гостей, освещалась красными окнами и отапливалась изразцовой печью. Горище - верхняя часть хором или крестьянского дома. Верхница - надстроенные над основным объемом деревянного дома теремок, горница или чердачок. Взрубок - надстройка над избой или хоромами: вышка, светелка, горенка. Светлица, светёлка - светлое просторное помещение хором, предназначенное для рукоделия и других чистых домашних занятий. Устраивалась в женской половине, преимущественно в верхней части. Голубица - подполье крестьянской избы, ход в него. Горенка - помещение чердака или светелки, возвышающейся над хоромами или богатым крестьянским домом или отдельный сруб с окном над воротами в нижний ярус крестьянского двора. Гульбица - подклет, подызбица. Чертог - в древнерусском языке - палата, большое, богатое помещение, брачная комната, спальня. Гридница, гриня, грыдня - обширный зал в княжеских хоромах, служивший помещением для гридей (княжеской дружины) и пиров с дружиной. Потолок поддерживался столбами или колоннами. Иногда в ней помещался и княжеский трон. Вышка - летнее жилое помещение на чердаке. Одрина - спальня в древнерусском доме. Выход: 1. сухой погреб перед домом - небольшой сруб, на треть или половину углубленный в грунт, покрытый на два ската и утепленный снаружи землей; 2. балкон или галерея, связанные с чердачным помещением избы или хором. Глухой подклет - полуподвал под клетью (летним неотапливаемым помещением крестьянской избы), в котором содержался скот и размещалась кладовая. Белая казна - хранилище белья в богатом древнерусском доме. Закут - чулан, отгороженная кладовая. Чулан - небольшое подсобное помещение, обычно хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой. Задняя изба - задние помещения в крестьянской избе, предназначенные под жилье батраков и хранилище домашней утвари. Задец - небольшой прируб к сеням, имеющий подсобно-хозяйственное значение. Заклеть - задний отсек разделенной надвое клети, либо вторая клеть позади первой. Зазадорога (ударение на втором "а") - узкое пространство между печью и стеной. Изобка: 1. небольшая изба; 2. светёлка, горенка над основным объемом деревянного дома. Исподние сени (подсение) - ярус в основании деревянных сеней. Исподница - подызбица, нижний ярус клети. Истебка - подклет, подызбица. Истобка - изба (помещение в доме). Истопка: 1. истобка; 2. чердак; З. постройка для мытья, баня, лазня. Голбец (ударение на "о"): 1. в деревянных избах деревянная пристройка к печи с дверкой над лестницей - спуском в подвал или в подклет. Представлял собой нечто вроде шкафа с дверью, ведущей на лестницу вниз, или длинный ящик вдоль боковой стенки печи, покрытый съемной крышкой, под которой находилась лестница; 2. загородка или чулан между печью и полатями; 3. припечье со ступеньками для всхода на печь и на полати. В избе отделялся стенкой, не доходящей до потолка и укрепленной на брусе, идущем от печи до стены. Если он был расположен перед печью, то использовался как кухня, а если позади - для спанья. Подвал - помещение под летней избой, имел обычно вход через голбец, использовался как хозяйственная кладовая. Подполье - подсобное помещение под зимней избой с входом только через голбец, использовался для хранения продуктов. Людская - помещение для прислуги в помещичьем доме. Лазня: 1. постройка для мытья; 2. спуск в подполье из-под голбца. Бабий кут - угол, где хозяйка дома занимается своими делами, находится у печи. Красный кут (красный угол, большой угол, верхний угол) - парадная часть со столом, иконами и лампадой над встроенными лавками, находится по диагонали от печи. Стряпной кут (бабий кут, заполье) - отгороженная занавеской часть избы, предназначенная для готовки пищи. Стряпущая изба - поварня, кухня в крестьянской усадьбе. Белая половина - чистая половина избы, горница. Приспешня - перегородка в избе, примыкающая к печи и отделяющая пространство для стряпни. Подбор - стенка из вертикальных обрубков бревен, ограждающая подполье под срубом. Погребица - надстройка над погребом. Напогребница - хозяйственное помещение над погребом, ледником. Полица - широкая полка для вещей, примыкающая ребром к стене. Полати: 1. нары для спанья, устроенные под потолком, между русской печью и стеной избы; 2. настил для хранения вещей, устроенный под потолком. Западня - подъемная крышка над лазом в подпол. Гульбище - открытая узкая галерея с перилами, опоясывающая всю жилую часть дома, на уровне перекрытий подклета. Гульбище - типичная особенность северных домов. Когда-то их устраивали для того, чтобы по ним можно было пройти и закрыть наружные оконные ставни на ночь (зимой - чтобы защитить избу от холодного ветра, а летом - от света белых ночей). Рундук - ларь с подъемной крышкой, используемый как скамья. Наряд - матерчатые элементы для праздничного убранства древнерусского интерьера: занавеси, полавочники, наокошечники, ковры, покровы, наволоки, одеяла, пологи, скатерти. Вот описание интерьера избы уральского крестьянина середины 18-го века: В избе пространство от порога почти до самой середины занимает русская печь; над дверями, около печи, находятся полати, под печью голбец, а подле печи шкафчик для посуды. От него до окошек делается длинная полка, на которую ставят посуду и другие вещи, а кругом избы, около стен, устраивают лавки. Печи в избах делаются из глины, к ним прилаживают чугунный шесток (площадка перед устьем печи) и железный дымоволок (труба), а с потолка на крышу выводят кирпичную трубу; в некоторых местах на крыше ставят железную трубу, покрывая ее большим горшком без дна. Окна, как в избах, так и в горницах, делаются стеклянные, створчатые и обычно с форточками. Но зимой во избежание сырости стеклянные рамы вынимали и заменяли высушенной брюшиной; т.к она не прозрачна, в ней делали дырочки, через которые смотрели на улицу. Над устьем черной печи находился напыльник - брус, на который клались дрова для сушки. К черной печи пристраивали голбец из досок, немного ниже печи, чтобы на крышке можно было сидеть детям и старикам во время топки печи. На полатях женщины зимой, когда на полу было холодно, занимались домашней работой, пряли, шили. Залавок (полка) на стене с печью используется для хранения мелкой деревянной посуды, а у кого есть, то и медной. Часто бревна были стесаны только до уровня полок А выше оставались круглыми. Вдоль стены шла черная полица - доска для сушки горшков, перекинутая с полатей на русскую печь. На столе стояли светец (железный прут с зажимом, в который вставлялась горящая лучина) и светильня (деревянное корыто рядом со светцом, в которое падал нагар с лучины). Огромная печь, расположенная в задней половине избы, делит помещение на жилые зоны направо и налево от входа, Пособразуя "углы": "подпорожье" - место у дверей под полатями, расположенными между печью и продольной стеной избы; "кутный угол" или "середа" для стряпни, куда выходит устье печи, обращенное к одному переднему углу; возле печи - "залавок" - шкафчик для посуды; "красный угол", в котором стоит стол и висит божница. Красный угол отделяется от середы занавеской или дощатой "заборкой". Вдоль стен врублены сплошные лавки - "мужская", "бабья", "красная" - с полками. |
![]() | Схема процесса регистрации лекарственного средства в РФ подготовительный этап Подготовительный этап: подготовка административных документов и регистрационного досье на препарат для подачи на регистрацию в Министерство... | ![]() | I этап –подготовительный (апрель-сентябрь 2005 г.) Разработка проекта II этап – основной |
![]() | Часть вторая. Алгоритм подготовки и проведения многодневных соревнований на бурной воде. Подготовительный этап Записки заместителя главного судьи по судейству и технического директора соревнований по рафтингу | ![]() | 0. Подготовительный этап Словарные слова (выписать на доске и задать на дом): побег, почка, почечные чешуи, генеративная почка, вегетативная почка, верхушечная... |
![]() | Работа выполнена Бабиной Н. М. и Зайченко Л. А., использовался диагностический материал Мешковой Т. В. и Соколовой Т. Б Мониторинг как инструмент управления учебно-воспитательным процессом школы моу сош №11 | ![]() | Литература и источники Борунков А. Ф. Дипломатический протокол в России. М.: Международные отношения, 1999 |
![]() | Литература и источники Стародубский Б. А. Политические режимы европейских буржуазных стран. Свердловск, 1989 | ![]() | «Играем – речь развиваем» Демонстрационный материал: картинки на артикуляционные упражнения, видеоролик, игрушки-самоделки на повышение мотивации к занятиям,... |
![]() | Литература и источники Зонтхаймер К. Федеративная Республика Германия сегодня: Основные черты политической системы. М., 1996 | ![]() | Методические рекомендации по фэмп, по программе «Школа 2100» «Игралочка» Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. Материал к нод Наглядный: демонстрационный материал, раздаточный материал, показ, рассматривание |