Составитель: Кугушева Ирина Васильевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе icon

Составитель: Кугушева Ирина Васильевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе



НазваниеСоставитель: Кугушева Ирина Васильевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КУРАГИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

КОРДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14





ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РАЙОННОЙ ПЛОЩАДКИ








КУРАГИНО 2012


СОСТАВИТЕЛЬ:


Кугушева Ирина Васильевна – заместитель директора

по учебно-воспитательной работе



Оглавление


I.

1

Оглавление 3

2.Система организации внеурочной деятельности учащихся 10

3.Документация классного руководителя, способствующая эффективному планированию деятельности классного коллектива и включению учащихся во внеурочную деятельность: 12

Примерные формы оформления документации 12

a.Включенность учащихся во внеурочную деятельность. 12

b.Система организации внеурочной деятельности учащихся 14

c.Карта анализа деятельности учащегося 15




  1. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования




  1. ^ Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.



  1. ^ Организационные модели внеурочной деятельности

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через:

  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

  • организацию деятельности групп продленного дня;

  • классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

  • деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

  • инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

  • модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

  • модель «школы полного дня»;

  • оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

  • инновационно-образовательная модель.




  1. Модель дополнительного образования. Связующим звеном междувнеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

  1. ^ Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы

полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Данную модель характеризует:

  • создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;

  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

  • создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

  • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении; опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

  1. ^ Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на

основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

  1. ^ Инновационно-образовательная модель. Инновационно

образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.



  1. ^ Модель организации внеурочной деятельности учащихся через оптимизацию всех внутренних ресурсов образовательного учреждения


Условия реализации модели:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

^ Нормативное обеспечение:

локальные акты образовательного учреждения обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

  • руководители предметных лабораторий,

  • руководитель спортивного клуба,

  • руководитель творческих объединений,

  • библиотекарь,

  • психолог,

  • педагог организатор,

  • социальный педагог,

  • родительская общественность.

Научно-методическое обеспечение

  • методические пособия,

  • интернет-ресурсы,

  • мультимедийный блок.

Информационное обеспечение

  • проведение мониторинга профессионального общественного мнения среди педагогов школы, обучающихся и родительской общественность;

  • создание и ведение методической базы данных;

  • информационно - коммуникационные технологии для организации взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образовании;

  • информационно - коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности.

Материально-техническое обеспечение:

  • создание условий для организации внеурочной деятельности в соответствии с направлениями;

  • материальное обеспечение реализации программ внеурочной деятельности учащихся в соответствии с направлениями;

  • аудиоматериалы и видеотехника,

  • компьютерная техника


Координирующую роль работы с классным коллективом выполняет классный руководитель, который:

  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

  • взаимодействует с педагогами школы;

  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

  1. Направления организации внеурочной деятельности:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

  • оказание помощи в поисках «себя»;

  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении

  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширение рамок общения с социумом.



  1. ^

    Система организации внеурочной деятельности учащихся


Направление внеурочной деятельности

Вид внеурочной деятельности

Образовательные

формы

Уровень результатов

внеурочной деятельности

Преимущественные формы достижения результата

Спортивно-оздоровительное

Спортивно-оздоровительная

деятельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты

Общекультурное

Культурологическое

Предметные лаборатории.

Школьный музей.

Детские творческие объединения.

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

Социальные проекты

Семейный клуб

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Кружки художественного творчества.

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

Социальные проекты на основе художественной деятельности




Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Школьные благотворительные концерты, выставки

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали

Общеинтеллектуальное

Познавательная

Школьное НОУ.

Предметные лаборатории.

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)


Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия


Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.


Дидактический театр, общественный смотр знаний


Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции

Духовно-нравственное

Патриотическая



Предметные лаборатории.

Образовательная экскурсия

Туристический поход

Краеведческая экспедиция

Туристско-краеведческая экспедиция

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия



Образовательная экскурсия

Туристический поход

Краеведческая экспедиция

Туристско-краеведческая экспедиция

Социальное

Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Волонтерское движение.

Детская организация.

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

КТД (коллективно-творческое дело).

Социальный проект.


Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия


Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

КТД (коллективно-творческое дело).

Социальный проект.




  1. Документация классного руководителя, способствующая эффективному планированию деятельности классного коллектива и включению учащихся во внеурочную деятельность:


  • план воспитательной работы классного руководителя по направлениям воспитательной деятельности;

  • воспитательный проект классного руководителя направленный на решение воспитательного процесса;

  • сводная таблица развития индивидуальных склонностей и способностей учащихся;

  • система организации внеурочной деятельности учащихся;

  • карта анализа деятельности учащегося;

  • портфолио классного коллектива.
^

Примерные формы оформления документации

  1. Включенность учащихся во внеурочную деятельность.


Сводная таблица развития индивидуальных склонностей и способностей учащихся.

Фамилия,

имя ученика

Учебные курсы

Дополнительное образование

Общешкольные проекты

Классное самоуправление

Воспитательная система класса

Общеинтеллек

туальное

Духовно-нравственное

Общекультурное

Социальное

Спортивно-оздоровительное

Общеинтеллек

туальное

Духовно-нравственное

Общекультурное

Социальное

Спортивно-оздоровительное

Общеинтеллек

туальное

Духовно-нравственное

Общекультурное

Социальное

Спортивно-оздоровительное

Общеинтеллек

туальное

Духовно-нравственное

Общекультурное

Социальное

Спортивно-оздоровительное

Общеинтеллек

туальное

Духовно-нравственное

Общекультурное

Социальное

Спортивно-оздоровительное






























































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































  1. ^

    Система организации внеурочной деятельности учащихся








Общеинтеллектуальное

Духовно-нравственное

Общекультурное

Социальное

Спортивно- оздоровительное

Учебные курсы
















Дополнительное образование
















Общешкольные проекты
















Классное самоуправление
















Воспитательная система класса















  1. ^

    Карта анализа деятельности учащегося





I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

название

результат

название

результат

название

результат

название

результат

Учебные курсы

























Дополнительное образование

























Общешкольные проекты и мероприятия

























Классное самоуправление

























Участие в делах класса

























Рефлексия

Мои достижения

Мои планы на будущее

Мои достижения

Мои планы на будущее

Мои достижения

Мои планы на будущее

Мои достижения

Мои планы на будущее







Похожие:

Составитель: Кугушева Ирина Васильевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе iconРазвитие творческих способностей учащихся посредством информационно – коммуникационных технологий и электронных средств обучения шестерикова Олеся Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе гуо «сш №2 имени Ф. Я. Кухарева г. Добруша»
Заместитель директора по воспитательной работе гуо «сш №2 имени Ф. Я. Кухарева г. Добруша»
Составитель: Кугушева Ирина Васильевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе iconПрограмма экспериментальной работы
Белоусова Галина Леонидовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе мкоу"Восходская сош"
Составитель: Кугушева Ирина Васильевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе iconКарачурина Е. М. заместитель директора по воспитательной работе Кунашакской начальной школы, с
Карачурина Е. М. – заместитель директора по воспитательной работе Кунашакской начальной школы, с. Кунашак Челябинской области
Составитель: Кугушева Ирина Васильевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе iconДеловая игра Тема «Что такое экологическое воспитание в школе?» Цели педсовета
Галиева Гульназ Муллагалиевна заместитель директора по учебно- воспитательной работе Изминской средней общеобразовательной школы...
Составитель: Кугушева Ирина Васильевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе iconРассмотрено утверждаю на заседании Совета Учреждения И. о директора Училища Протокол от «6»
Контролируют и организуют методическую работу в учебном заведении заместитель директора по ур, заместитель директора по увр и заместитель...
Составитель: Кугушева Ирина Васильевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе iconКоррупция со времен Гоголя и до наших дней…- явление неискоренимое?
Мозговая-Гирянская Наталия Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе
Составитель: Кугушева Ирина Васильевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе iconСогласовано Утверждаю Заместитель директора Директор муниципального бюджетного по воспитательной работе общеобразовательного учреждения
Цель: Включение подрастающего поколения в жизнь общества, формирование образа жизни достойного человека
Составитель: Кугушева Ирина Васильевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе iconТема: «Проектная деятельность на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся»
Автор: Л. Г. Михалкина, заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории и обществознания
Составитель: Кугушева Ирина Васильевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе iconДуховно-нравственное воспитание на уроках физики Татаринова Галина Евгеньевна Заместитель директора по учебной работе гбоу спо мо «Коломенский аграрный колледж»
Заместитель директора по учебной работе гбоу спо мо «Коломенский аграрный колледж»
Составитель: Кугушева Ирина Васильевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе iconТема проекта: «Разработка системы формирования транспортной культуры обучающихся как фактор успешной профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»
Организатор проекта: заместитель директора по воспитательной работе Дюкова Лариса Андреевна
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты