|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Программа по внеурочной познавательной деятельности в 1 классе Курс: «Эрудит» Разработали учителя Дементьева С.А., Левченко О.В. Уфа-2011 Содержание стр. Информационная карта программы 3 Описание программы 5 Информация о реализации программы 11 Литература 17 Приложение к программе 18 ^ Название программы: «Эрудит». Программа рассчитана на 4 года обучения (1-4 классы) детей младшего школьного возраста (7-11 лет). ^ развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся. ^
^ 2011–2015 учебные годы. Территория реализации программы: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Программа представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся младших классов, проводимых во внеурочное время. Курс включает 36 занятий в год – один час в неделю. Программа может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся. ^ К реализации программы привлечены следующие материально-технические ресурсы:
Кадровый ресурс:
Информационно-методические ресурсы:
Нормативные документы, использованные при создании программы:
^ Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Появление курса «Эрудит» связано с тем, что:
^ определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у младших школьников, пришедших в первый класс, слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции. Программа курса разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Одним из главных лозунгов новых образовательных стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Реализация данной программы позволит учащимся развивать познавательные интересы, творческое мышление и творческие способности, формировать и развивать общеучебные умения и навыки, применять полученные знания при решении нестандартных задач и задач повышенной сложности. Учащиеся смогут ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активной мыслительной деятельности, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника. Содержание соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Виды заданий, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету. Курс математики включает целенаправленно выстроенную систему содержательно – логических заданий, дидактических игр, нестандартных задач, заданий, направленных на развитие познавательных интересов младших школьников, формирование логического мышления, творчества, развитие памяти, внимания. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данный проект построен так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, решают, считают, составляют. При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно – мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить , в какой мере ребенок нуждается в тренировке памяти, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. Курс включает в себя следующие направления: - формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов; развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.); - развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти); - развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации; - формирование учебной мотивации; - развитие личностной сферы. Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально – личностно–деятельностное развитие младших школьников. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов. Данная программа направлена на развитие логического мышления школьников, формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к олимпиадам по математике. Формы занятий:
^ игровая, познавательная. Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей (РПС) задач и упражнений позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий и воспитывающий. Познавательный аспект.
Развивающий аспект.
Воспитывающий аспект.
Основные принципы распределения материала:
Принципы программы: Актуальность Создание условий для повышения мотивации к освоению программ естественно-математического направления, развитие интеллектуальных возможностей учащихся. Научность Математика – учебная дисциплина, развивающая умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. ^ Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, необходимой в образовании детей по предметам естественно-математической направленностию ^ Развитие интереса к математике как науке естественно-математического направления, успешное усвоение учебного материала на уроках. ^ Он осуществляет учебно – практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине. ^ «Эрудит» В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
Метапредметные результаты: Регулятивные УДД:
Познавательные УДД:
Коммуникативные УДД:
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
Содержание программы (1 класс) Задания на развитие внимания. К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения. ^ Упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. ^ . Развитие воображения построено на материале, включающем задания геометрического характера:
^ Предлагаемые задания, направлены на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания). ^
Литература 1. Айзек Г. «Проверьте свои способности», СПб., 1996. 2. ВинокуроваН.Г. «Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания», Москва, «РОСТ», 1999. 3. Семченко П. «399 задач для развития ребёнка», Москва, «ОЛМИ – ПРЕСС», 1999. 4. Бесова М. «Познавательные игры для младших школьников», Ярославль,2004. 5. Жикалкина Т. «Игровые и занимательные задания по математике», Москва, 1989. 6. Мищенкова Л. «25 развивающих занятий с первоклассниками», Ярославль, 2005. 7. Чилингирова Л., Спиридонова Б. «Играя, учимся математике», М., 1993. 8. Ефремушкина О.А. «Школьные олимпиады для начальных классов», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007. 9. Быкова Т.П. «Нестандартные задачи по математике», М., «Экзамен», 2010. 10. Русанов В.Н. «Математические олимпиады для младших школьников», Москва, «Просвещение», 1990. 11. Труднев В.П. «Считай, смекай, отгадывай», СПб., «Лань», 1997. 12. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика», Москва, «РОСТкнига», 2010. 13. Жикалкина Т.К. «Система игр на уроках математики», Москва, «Новая школа», 1995. |
![]() | Программа по внеурочной познавательной деятельности Курс: «Эрудит» Цель программы: развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти,... | ![]() | Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе Курс: «Ступеньки успеха» Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности... |
![]() | Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «познавайка» | ![]() | Программа внеурочной деятельности в 1 классе «Школьный калейдоскоп» Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся |
![]() | Программа внеурочной деятельности «Азбука добра» Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления... | ![]() | Образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности Направление духовно-нравственное Ступень обучения 1класс Тип программы образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности |
![]() | Программа по внеурочной деятельности "Тренировка для ума" для 5 классов Данная программа внеурочной деятельности построена на основе программы «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)»... | ![]() | План внеурочной деятельности на 2012-2013 учебный год План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего... |
![]() | Проектирование программы внеурочной деятельности Проектирование программы внеурочной деятельности Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | ![]() | Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального... |