|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() «Компетентностный подход в обучении иностранному языку или как добиться того, чтобы наши ученики стали практическими пользователями языка» В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция ориентирована на достижение практического результата в овладении английским языком, на образование, воспитание и развитие личности школьника. Стандарт основного общего образования по иностранному языку ставит задачи на достижение качественно новых целей в изучении иностранного языка, а именно: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы. Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Однако, некоторые формы сами по себе не работают на развитие ключевых кометенций: 1) монолог учителя; 2) фронтально-индивидуальный опрос; 3) информирующие беседы; 4) самостоятельные работы с учебником по заданиям учителя; 5) демонстрация фильма; 6) традиционная контрольная работа. ^ являются такие, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование. Например, а) метод проектов; б) развитие критического мышления; в) метод дебатов; г) игровая технология (языковые, ролевые игры, драматизация); д) кейс-стади; е) проблемные дискуссии; ж) парная и групповая работы; з) языковой портфелъ; и)использование аудио-визуальных средств, мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов. За счет использования данных методов поддерживается положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке, атмосфера на уроке становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. О некоторых методах, которые я использую в своей работе, хотелось бы рассказать поподробнее.
Например, communication games (коммуникативные игры):
Методы обучения, результатом применения которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п. называются эвристическими.
Например, Teacher: Imagine yourself that you are 'Tornado". How can you describe yourself? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather. Student: I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.
Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя - роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения. Например, Teacher: What comes to mind when you hear the expression: What is a calendar? SEASON WEEK DATE WEEKDAYS CALENDAR MONTHS HOLIDAY YEAR NUMBERS
Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: “Знаем /хотим узнать / узнали”. Такая же таблица находится и на доске.
Например, таблицы, созданные учащимися при работе с текстами: «Easter», «Air pollution»:
Общеизвестно, что легче научиться, обучая других. Возможности использования:
^ Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, “ учитель” делает следующее:
Как это делать при работе с грамматическим материалом Например, при изучении темы The Past Simple Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: “Случаи употребления”/ “Указатели” / “Схемы”. Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию. Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме.
Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.
“5-W” — Method ^ Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией Например, Text “The Lost World”.
Эффективным методом в рамках компетентностного подхода при формировании коммуникативной компетенции школьников является просмотр видеоматериалов, которые не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка. Видео на уроке представляет язык в живом контексте. Оно связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии. Это обучающее средство, которое обогащает уже имеющиеся в арсенале учителя материалы. При просмотре можно проводить следующие виды работ: а) проверка предсказаний, сделанных учащимися до просмотра; б) информационный поиск. После первого просмотра учащимся предлагаются упражнения на поиск информации, и сюжет просматривается снова, по сегментам или целиком, в зависимости от уровня класса и задач урока; в) работа с отдельным сегментом. Учащиеся просматривают какой-либо отдельный сегмент видеосюжета и выполняют одно (или более) из предложенных видов упражнений. Иногда можно убрать изображение, чтобы остался только звук. Сюжет проигрывается по частям и ученикам задаются вопросы, кто говорил, где происходило действие, что делали герои, куда пошли, о чем беседовали и т.д. Когда они собрали всю возможную информацию, они смотрят еще раз, уже с изображением и проверяют свою интерпретацию. Самоконтроль - неотъемлемая часть развития ученика, заставляющая ребенка думать о своих успехах и проблемах и не зависеть только от оценки учителя. Такое умение ученика помогает сделать процесс обучения более сознательным и развивает мотивацию к учению. Считаю, что учащихся нужно приучать к самоконтролю, учету своих знаний еще с начальной школы. В этом эффективную помощь оказывает использование карт самоконтроля, которые дети создают сами. Например, Rainbow flower (Цветик-семицветик). Он состоит из 7 разноцветных лепестков, соответствующих разным аспектам речевой деятельность, знанию лексики, грамматики и прилежанию(attitude). Оценка за прилежание выставляется за оформление проекта, сотрудничество в классе и т.д. Ученик заносит полученные оценки в нужный лепесток. В конце четверти он сам выставляет себе общую оценку в середине цветка. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Поэтому в школе учителю надо уделять большое внимание вопросам формирования самооценки. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с другими людьми. Для подготовки к письменным работам используется метод проверки заданий, широко распространенный за рубежом. Основная его цель – это дать возможность самим учащимся исправить ошибки, выделенные учителем. Ошибки выделяются, зеленой, синей или черной пастой, но не красной, но не исправляются. Например, T Tense временные формы глагола P Punctuation WO Word order Prep Preposition WW Wrong word Gr Grammar Y Word missing S Spelling Dear Kate, How are you? I’m well. I came in (Prep) London two weeks ago for (Gr) to study at a language school. I want (Y) learn english (P) because (Y) is a very important language. I’m stay (Gr) with a (Gr) English family. Этот метод можно использовать не только для создания условий и возможности самообразования, но и для самоконтроля учащихся. Если учащиеся понимают стоящие перед ним задачи, то включается не только самоконтроль но и самокоррекция, что является важнейшим завершающим контролем, умением ученика исправить совершенную и осознанную ошибку. Ошибка не должна считаться чрезвычайным происшествием в учебном процессе. В ней есть не только отрицательный момент, но и положительный опыт, т.к. исправляя ошибку, учащиеся корректируют собственную учебную деятельность. Наступает такой период в обучении, когда учителю нет необходимости каждый раз восстанавливать внешний образец – учащиеся сами могут его воспроизвести. В качестве такого образца могут выступать и ключи. Взаимоконтроль широко применяю в процессе текущего контроля. Это парная работа учащихся, которые одновременно тренируют и контролируют друг друга. При таком опросе один ученик задает вопросы другому, затем они меняются ролями. Такая форма опроса особенно эффективна для развития диалогической речи. При взаимном контроле усиливается и воспитывающая его функция, повышается интерес к овладению языка. Есть много практических приемов самоконтроля и взаимоконтроля: - выбор всех возможных сочетаний с заданным словом; Which adjectives in the box go with the nationalities? - выбор синонимов и антонимов; Match a verb in A with its opposite in B - исключение из списка слов, не соответствующих теме; Which of the surrounding words cannot go with the noun? - получение заданий на группу/ пару равнозначных по сложности заданий, а затем обмен и исправление неточностей, ошибок другой группы, добавление новой информации; - создание кроссвордов по теме. Кроме того для снятия утомления и скуки можно использовать такие психологические приемы как намеренная ошибка учителя (оговорился, перепутал буквы, слова, повесил плакат вверх ногами); при ответе одних учеников остальным давать задание на запись ошибок или подсчет слов, употребляемых по теме. Для развития самоконтроля учащиеся могут проверять свою работу, сверяя с образцом. Нужно давать возможность учащимся самостоятельно исправить свою ошибку. Научившись видеть ошибки в речи других, школьники лучше смогут контролировать свою речь и деятельность. Во время учебных занятий большое внимание необходимо уделять организации рефлексивной деятельности, пользуясь методикой самоопределения учащихся. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. На одном из этапов урока предложим учащимся проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определённого вида деятельности, задания, упражнения. what you have just done and how you’ve done it. I have just · read an extract from the fairy-tale "…”; · acted out the dialogue; · practiced grammar; · asked and answered different questions; · played a game; · written a test; · retold the story…; · reviewed the words. В конце урока я подвожу итоги, вовлекая учащихся в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Сначала анализ проводится в парах, затем один из учеников анализирует результаты урока перед всем классом (на каждом уроке этот анализ делает другой ученик). Finish the sentences: We have reached the aim (achieved the goal) of the lesson. Таким образом, учитывая возможности и интересы каждого ученика, стимулируя его познавательные способности, учитель поможет не только усвоить ребенком те или иные знания, но и познать самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, т.е. не только проявлять, но строить себя как личность. |
![]() | Тема «Специфика реализации фгос на уроках английского языка в 5 классе» Гончарова А. В., учитель английского языка мбоу «Гимназия» г. Моршанск Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей... | ![]() | Цель: формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы |
![]() | Формирование метапредметных умений на уроке английского языка Современное качество образования по иностранному языку предполагает формирование ключевых компетенций: коммуникативную, речевую,... | ![]() | Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка Каждая из ключевых компетенций основывается на определенных видах деятельности и выступает в качестве ведущей в отдельных учебных... |
![]() | Отчёт по теме самообразования «Формирование ключевых компетенций при обучении английскому языку» Подготовила учитель английского языка мкоу сош №60 Т. В. Богданова I кв категория | ![]() | Самостоятельный предприимчивый Формирование ключевых компетенций в ходе групповой работы на уроках русского языка и литературы |
![]() | Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами географии. Гладкова Любовь Тарасовна, учитель географии, мкоу «Восходская сош» Одним из перспективных направлений развития ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках географии является использование... | ![]() | Программа по использованию икт на уроках английского языка руководитель оэп гиту : Н. Ю. Андронова «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на основе реализации информационных технологий современным учителем английского... |
![]() | Формирование ключевых компетенций через систему работы научного лицейского общества корабельникова Т. А Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование ключевых компетенций современного человека | ![]() | Маслова Анна Юрьевна моу лицей формирование ключевых компетенций на уроках русского языка Общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт... |