Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка icon

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка



НазваниеФормирование ключевых компетенций на уроках английского языка
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка


«Компетентностный подход в обучении иностранному языку или как добиться того, чтобы наши ученики стали практическими пользователями языка»


В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция ориентирована на

достижение практического результата в овладении английским языком,

на образование, воспитание и развитие личности школьника.


Стандарт основного общего образования по иностранному языку ставит задачи на достижение качественно новых целей в изучении иностранного языка, а именно: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:


  • речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

  • языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

  • социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

  • компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

  • учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы.

Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Однако, некоторые формы сами по себе не работают на развитие ключевых кометенций:

1) монолог учителя;

2) фронтально-индивидуальный опрос;

3) информирующие беседы;

4) самостоятельные работы с учебником по заданиям учителя;

5) демонстрация фильма;

6) традиционная контрольная работа.


^ Компетентностными методами и формами являются такие, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование.

Например,

а) метод проектов;

б) развитие критического мышления;

в) метод дебатов;

г) игровая технология (языковые, ролевые игры, драматизация);

д) кейс-стади;

е) проблемные дискуссии;

ж) парная и групповая работы;

з) языковой портфелъ;

и)использование аудио-визуальных средств, мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов.

За счет использования данных методов поддерживается положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке, атмосфера на уроке становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения.


О некоторых методах, которые я использую в своей работе, хотелось бы рассказать поподробнее.

  1. ^ Игровые технологии.

Например, communication games (коммуникативные игры):

  1. picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера, - matching tasks);

  2. ext gap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить- jig-saw reading);

  3. knowledge gap (у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить complete-the-table tasks);

  4. belief gap (у обучаемых имеются разные убеждения, а нужно выработать единое мнение); reasoning gap (у школьников имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и сопоставить).


Методы обучения, результатом применения которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п. называются эвристическими.

  1. ^ Метод эмпатии (вживания) означает "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной форме.

Например,

Teacher: Imagine yourself that you are 'Tornado". How can you describe yourself? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.

Student: I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.


  1. ^ Метод "Brain Storming"(Мозговой штурм)

Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя - роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Например,

Teacher: What comes to mind when you hear the expression: What is a calendar?



SEASON

WEEK




DATE



WEEKDAYS



CALENDAR




MONTHS

HOLIDAY




YEAR

NUMBERS




  1. ^ Метод “Знаем /хотим узнать / узнали”

Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: “Знаем /хотим узнать / узнали”. Такая же таблица находится и на доске.

  • В колонку “Знаем” заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).

  • В колонку “ Хотим узнать” заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.

  • В колонку “ Узнали” учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.

Например, таблицы, созданные учащимися при работе с текстами: «Easter», «Air pollution»:

We know

We want to know

Now I know how to

The symbols of Easter are

  • painted eggs

How to paint and decorate eggs

paint and decorate eggs

  • spring cakes

to bake springs cakes

bake springs cakes

  • paskha

to make paskha

make paskha

We know

We want to know

Now I know how to

Factories, cars cause air pollution

What else causes air pollution?

We cause air pollution using cleaning products; dust, paint, insect sprays, cigarette smoke, steam from cooking



  1. Метод “Учимся вместе” (Learning Together)

Общеизвестно, что легче научиться, обучая других.

Возможности использования:

  • при работе с текстом;

  • при изучении грамматики.

^ Как это делать при работе с текстом

Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, “ учитель” делает следующее:

  • суммирует содержание абзаца;

  • придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;

  • растолковывает то, что для других осталось неясным;

  • даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;

  • даёт задание на чтение следующего абзаца.

Как это делать при работе с грамматическим материалом

Например, при изучении темы The Past Simple Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами:  “Случаи употребления”/ “Указатели” / “Схемы”.

Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.

Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме.

  • Первая группа выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия;

  • Вторая — находит указатели, слова-помощники;

  • Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.

Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.

  1. Приём - таблица “ Кто? Что? Когда? Где? Почему?

5-W” — Method

^ Возможность использования

Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией

Например, Text “The Lost World”.

Who?

What?

When?

Where?

Why?

Professor

Challenger,

Professor

Summerlee,

Reporter Edward Malone,

Hunter Lord John Roxton

During the

expe –

dition

they

encountered

prehistoric

animals

August

28 th

The Amazon

Rainforest

In

South

America

They invented Time Machine


Эффективным методом в рамках компетентностного подхода при формировании коммуникативной компетенции школьников является просмотр видеоматериалов, которые не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.

Видео на уроке представляет язык в живом контексте. Оно связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии. Это обучающее средство, которое обогащает уже имеющиеся в арсенале учителя материалы.

При просмотре можно проводить следующие виды работ:

а) проверка предсказаний, сделанных учащимися до просмотра;

б) информационный поиск. После первого просмотра учащимся предлагаются упражнения на поиск информации, и сюжет просматривается снова, по сегментам или целиком, в зависимости от уровня класса и задач урока;

в) работа с отдельным сегментом. Учащиеся просматривают какой-либо отдельный сегмент видеосюжета и выполняют одно (или более) из предложенных видов упражнений.

Иногда можно убрать изображение, чтобы остался только звук. Сюжет проигрывается по частям и ученикам задаются вопросы, кто говорил, где происходило действие, что делали герои, куда пошли, о чем беседовали и т.д. Когда они собрали всю возможную информацию, они смотрят еще раз, уже с изображением и проверяют свою интерпретацию.

Самоконтроль - неотъемлемая часть развития ученика, заставляющая ребенка думать о своих успехах и проблемах и не зависеть только от оценки учителя. Такое умение ученика помогает сделать процесс обучения более сознательным и развивает мотивацию к учению. Считаю, что учащихся нужно приучать к самоконтролю, учету своих знаний еще с начальной школы. В этом эффективную помощь оказывает использование карт самоконтроля, которые дети создают сами. Например, Rainbow flower (Цветик-семицветик). Он состоит из 7 разноцветных лепестков, соответствующих разным аспектам речевой деятельность, знанию лексики, грамматики и прилежанию(attitude). Оценка за прилежание выставляется за оформление проекта, сотрудничество в классе и т.д. Ученик заносит полученные оценки в нужный лепесток. В конце четверти он сам выставляет себе общую оценку в середине цветка. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Поэтому в школе учителю надо уделять большое внимание вопросам формирования самооценки. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с другими людьми.

Для подготовки к письменным работам используется метод проверки заданий, широко распространенный за рубежом. Основная его цель – это дать возможность самим учащимся исправить ошибки, выделенные учителем. Ошибки выделяются, зеленой, синей или черной пастой, но не красной, но не исправляются.

Например,

T Tense временные формы глагола

P Punctuation

WO Word order

Prep Preposition

WW Wrong word

Gr Grammar

Y Word missing

S Spelling


Dear Kate,

How are you? I’m well. I came in (Prep) London two weeks ago for (Gr) to study at a language school. I want (Y) learn english (P) because (Y) is a very important language. I’m stay (Gr) with a (Gr) English family.

Этот метод можно использовать не только для создания условий и возможности самообразования, но и для самоконтроля учащихся. Если учащиеся понимают стоящие перед ним задачи, то включается не только самоконтроль но и самокоррекция, что является важнейшим завершающим контролем, умением ученика исправить совершенную и осознанную ошибку. Ошибка не должна считаться чрезвычайным происшествием в учебном процессе. В ней есть не только отрицательный момент, но и положительный опыт, т.к. исправляя ошибку, учащиеся корректируют собственную учебную деятельность. Наступает такой период в обучении, когда учителю нет необходимости каждый раз восстанавливать внешний образец – учащиеся сами могут его воспроизвести. В качестве такого образца могут выступать и ключи.

Взаимоконтроль широко применяю в процессе текущего контроля. Это парная работа учащихся, которые одновременно тренируют и контролируют друг друга. При таком опросе один ученик задает вопросы другому, затем они меняются ролями. Такая форма опроса особенно эффективна для развития диалогической речи. При взаимном контроле усиливается и воспитывающая его функция, повышается интерес к овладению языка.

Есть много практических приемов самоконтроля и взаимоконтроля:

- выбор всех возможных сочетаний с заданным словом; Which adjectives in the box go with the nationalities?

- выбор синонимов и антонимов; Match a verb in A with its opposite in B

- исключение из списка слов, не соответствующих теме; Which of the surrounding words cannot go with the noun?

- получение заданий на группу/ пару равнозначных по сложности заданий, а затем обмен и исправление неточностей, ошибок другой группы, добавление новой информации;

- создание кроссвордов по теме.

Кроме того для снятия утомления и скуки можно использовать такие психологические приемы как намеренная ошибка учителя (оговорился, перепутал буквы, слова, повесил плакат вверх ногами); при ответе одних учеников остальным давать задание на запись ошибок или подсчет слов, употребляемых по теме. Для развития самоконтроля учащиеся могут проверять свою работу, сверяя с образцом. Нужно давать возможность учащимся самостоятельно исправить свою ошибку. Научившись видеть ошибки в речи других, школьники лучше смогут контролировать свою речь и деятельность.

Во время учебных занятий большое внимание необходимо уделять организации рефлексивной деятельности, пользуясь методикой самоопределения учащихся. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. На одном из этапов урока предложим учащимся проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определённого вида деятельности, задания, упражнения.

what you have just done and how you’ve done it.

I have just

· read an extract from the fairy-tale "…”;

· acted out the dialogue;

· practiced grammar;

· asked and answered different questions;

· played a game;

· written a test;

· retold the story…;

· reviewed the words.

В конце урока я подвожу итоги, вовлекая учащихся в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Сначала анализ проводится в парах, затем один из учеников анализирует результаты урока перед всем классом (на каждом уроке этот анализ делает другой ученик). Finish the sentences: We have reached the aim (achieved the goal) of the lesson. Таким образом, учитывая возможности и интересы каждого ученика, стимулируя его познавательные способности, учитель поможет не только усвоить ребенком те или иные знания, но и познать самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, т.е. не только проявлять, но строить себя как личность.



Похожие:

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка iconТема «Специфика реализации фгос на уроках английского языка в 5 классе» Гончарова А. В., учитель английского языка мбоу «Гимназия» г. Моршанск
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей...
Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка iconЦель: формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка iconФормирование метапредметных умений на уроке английского языка
Современное качество образования по иностранному языку предполагает формирование ключевых компетенций: коммуникативную, речевую,...
Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка iconФормирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка
Каждая из ключевых компетенций основывается на определенных видах деятельности и выступает в качестве ведущей в отдельных учебных...
Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка iconОтчёт по теме самообразования «Формирование ключевых компетенций при обучении английскому языку»
Подготовила учитель английского языка мкоу сош №60 Т. В. Богданова I кв категория
Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка iconСамостоятельный предприимчивый
Формирование ключевых компетенций в ходе групповой работы на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка iconФормирование ключевых компетенций обучающихся средствами географии. Гладкова Любовь Тарасовна, учитель географии, мкоу «Восходская сош»
Одним из перспективных направлений развития ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках географии является использование...
Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка iconПрограмма по использованию икт на уроках английского языка руководитель оэп гиту : Н. Ю. Андронова
«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на основе реализации информационных технологий современным учителем английского...
Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка iconФормирование ключевых компетенций через систему работы научного лицейского общества корабельникова Т. А
Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование ключевых компетенций современного человека
Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка iconМаслова Анна Юрьевна моу лицей формирование ключевых компетенций на уроках русского языка
Общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты