|
Программа «Экологические заповеди для детей» Форма занятий: беседы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель занятий: воспитание экологической культуры, формирование у детей поведенческих навыков в различных жизненных ситуациях: по отношению к себе, окружающим людям, животным и растениям. Задачи «заповедей»: формирование внимательного отношения детей к своему здоровью, уважительного – к родным, окружающим людям и старшему поколению, заботливому отношению к малышам, бережному отношению к природе, предметам и вещам, стремления к чистоте и порядку, уважения к труду, доброжелательного отношения к диким и домашним животным, птицам, насекомым, растениям. «Экологические заповеди для детей» включают 3 раздела: 1. Отношение к себе и окружающим людям. 2. Отношение к животным. 3. Отношение к растениям. 1. Отношение к себе и к окружающим людям. Вступление. Ведущий: Ребята, сегодня мы поговорим с вами об экологических проблемах. Вы знаете, что такое экология? (Это наука о нашем огромном доме, который называется планета Земля. На планете есть много прекрасного: реки и моря, горы и водопады, деревья, цветы и травы, птицы и звери, насекомые и рыбы – и всё это Природа. А ещё природа создала нас, людей. И всем нам хорошо бы помнить слова писателя В. П. Астафьева: «Кто живёт в обнимку с Природой – добры душой и лучше». Мы все – соседи по планете. Чтобы в нашем доме всегда было чисто и красиво, мы должны дружить и помогать друг другу наводить порядок. А какой самый главный враг чистоты? ^ (перед детьми стоит урна и лежат мешки для мусора). - Для чего нужны эти предметы? Всегда ли мы ими пользуемся ? - Что такое мусор? (это отходы быта и жизнедеятельности человека). Откуда он берётся? Из чего он состоит? - Где мусор можно увидеть? (на полу, в подъезде, на газонах, на тротуарах, в лесу, - одним словом, везде! Такая знакомая нам картина предстаёт в стихотворении С. Михалкова «Прогулка» (читаем его). Гора мусора после отдыха…Безобидна ли она? Совсем нет. Во-первых, мусор-источник инфекций и особенно опасен для детей. Во-вторых, в жаркую солнечную погоду кусочек разбитой в лесу стеклянной бутылки может вызвать лесной пожар. Он, как увеличительное стекло, может поджечь лес от солнечного луча. В-третьих, мусор отнимает у растений и животных место для жизни. Представьте: здесь бы цветку вырасти или молодому деревцу, здесь бы лесной мышке норку себе построить, но куча мусора мешает. Скоро лесным растениям, зверям, птицам и податься будет некуда – всюду ржавые банки, пустые бутылки и т. д. А как нарушает мусор красоту природы! Поэтому культурные люди нигде не бросают никакого мусора, ни в селе, ни в городе, ни в природе, понимая: это некрасиво и нецивилизованно! А пока мусор тут, мусор там…Свалки… Даже в наш красивый ларец попал он, не верите? Давайте проверим. Угадайте, что в нём лежит. - Его делают из песка. Чаще всего оно прозрачное. Когда падает, то разбивается. Не разлагается в земле сотни лет. (стекло, банка или бутылка вынимается из ларца) - Из неё делают много игрушек. Она бывает разноцветной, её трудно сломать. Предметы из неё мало весят. Если её поджечь, то появляется едкий дым. Её нельзя выбрасывать, т. к. в природе она не разлагается. (пластмасса, показать игрушку из неё). - Её изобрели китайцы. У нас её получают из древесины. Она легко горит. На ней обычно рисуют или пишут. (бумага) авторов поделок). - Из него делают трубы, гвозди, машины, банки для консервов. Его можно переплавить, сделать что-то новое. Бывает цветным. (металл, консервная банка) - Можно ли «подарить» мусору вторую жизнь? Оказывается, не только можно, но и нужно. Подтверждение этому – городской конкурс поделок «Вторая жизнь вещей и материалов». С ними можно познакомиться в холле нашей библиотеки. Участники конкурса – взрослые и дети, люди с богатой фантазией и творческим воображением. Вы можете выбрать самую понравившуюся поделку и проголосовать за неё, и участник получит приз зрительских симпатий. Добро пожаловать на выставку! (обратить внимание зрителей на девиз выставки, на возраст, на материал…) ^ (перед ведущим лежат носовые платки, салфетки, полотенца). - Вам, ребята, знакомы эти предметы? Расскажите, когда вы ими пользуетесь. Когда они появились в нашем обиходе? В связи с чем? (Известно, что во 2 веке в Китае уже существовали бумажные носовые платки, но только в 19 веке матерчатые платки становятся во всех странах необходимым предметом. На Руси носовые платки и просто женские головные платки появились примерно в 16 веке и назывались ширинками, т.к. отрезались от ткани по ширине. Их шили из тонкого полотна, батиста, кисеи, они были большими (45х45) или маленькими (18х18). Украшали их цветными каёмками, вышивкой и кружевом. - Чем пользовались наши предки до появления платков? (обходились рукавом) - Какими платками мы чаще всего пользуемся сейчас? - А что мы знаем о салфетке? (Были времена, когда еду брали руками, и тогда это считалось нормой и правилом хорошего тона. Руки вытирали кусочками хлеба… Самые первые салфетки появились во Франции… Сейчас мы ими вытираем рот, руки после еды. - Итак, представьте, что вас зовут к столу. Что нужно сделать перед тем, как сесть за стол? - Как нужно сидеть за столом? (прямо, локти на стол не класть, голову низко над тарелкой не наклонять, салфетку положить на колени и т. д.) - Как вы могли бы продолжить фразу: «Когда я ем, то …» Хлеб и булочки беру только руками и ломаю. От целого куска хлеб не кусаю, а отламываю от него небольшие кусочки. Ем и пью без звука, не чавкаю, не облизываюсь. Помню: быстро есть неприлично, даже если очень голоден. Нож держу в правой руке, а вилку - в левой. С полным ртом за столом не разговариваю, не поворачиваюсь спиной к соседу. Не тянусь за вкусным блюдом через весь стол, а прошу соседа передать мне его. За столом не скатываю хлебные шарики, не играю столовыми приборами, салфетками… - Послушайте, какой разговор за столом между мамой, папой и мальчиком Дениской произошёл в рассказе В. Драгунского «Гусиная шейка"(чтение отрывка). - Как называются правила поведения за столом? (этикет). Впервые эти правила были приняты во Франции, а у нас в России были описаны в 16 веке в знаменитом «Домострое». Несколько столетий назад Петр I определил правила поведения за столом для недорослей, т. е. подростков, и назвал их - «Юности честное зерцало». Правила гласили: - «Не храпеть носом, не сморкаться прилюдно, яко труба трубит, не дуть в суп, чтобы везде брызгало, не класть руки на тарелку и ногами везде не мотать, а также не ковырять ножом зубы, над едою не чавкай, как свинья, и головы не чеши». Правила тогда были настолько строгими, что комфортно поесть было трудно... - А что же происходит в наше время? Вот какой курьёзный случай произошёл однажды с нашим первым космонавтом Юрием Гагариным уже в 20 веке: Он после своего эпохального космического полета был приглашен во дворец на прием к английской королеве. Увидев огромное количество вилок, ножей, щипчиков и ложек вокруг своей тарелки, Гагарин смутился. Поборов робость, он обратился к королеве за помощью. На что Елизавета спокойно ответила, что выросла в Букингемском дворце, но сама до сих пор плохо разбирается в назначении всех этих приборов. И очень по-королевски стала кушать вместе с первым космонавтом паштет из омаров ложкой. Вывод: Не всегда можно освоить все правила этикета сразу. Если человек не знает, как есть то или иное блюдо, стоит внимательно понаблюдать за другими участниками трапезы или искренне признаться в том, что это блюдо вам неизвестно, и попросить помощи у собравшихся. В этом нет ничего предосудительного, и такое поведение тоже входит в правила этикета за столом. В следующий раз будет проще! ^ Для начала проведём разминку. - Назовите места для гуляния. Где вы гуляете с особым удовольствием? Почему? - Чем вы занимаетесь во время прогулок? - Вы всегда возвращаетесь с прогулки в хорошем настроении? Что может испортить ваше настроение? - Какие неприятные сценки можно увидеть на улице? - Вы боитесь улицы? Если да, то почему? - Вам купили во время прогулки мороженое или пирожное, как вы будете его есть? - Вы любите семечки, и вам купили их. О чём вы будете помнить, прежде чем станете их грызть? - Вы отправляетесь с родителями на шашлыки. Развели огонь, приготовили вкусное мясо, и теперь довольные возвращаетесь домой. Вы ничего не забыли? - Вам купили мороженое, а тут как раз подошёл ваш автобус или троллейбус. Как вы поступите? - Вы вошли в автобус, а там пассажиры громко разговаривают между собой или по телефону. Какое чувство вы испытываете при этом? - Почему нельзя толкаться в транспорте? - Вы сидите в автобусе. Входит пожилой человек. Ваши действия? - С вами на улице заговаривает незнакомый человек, предлагает угощение. Как вы поступите? - Во время экскурсии вы отстали от своей группы, заблудились. К кому вы обратитесь за помощью? - Позади у вас весёлые летние каникулы, когда «солнце, воздух и вода были вашими лучшими друзьями». Вы загорали на солнышке, дышали чистым свежим воздухом, наслаждались купанием в море или в реке…Сейчас вспоминаете об этих днях с удовольствием и лёгкой грустью. - Подумайте, а можем ли мы в родном городе сделать воздух более чистым? Что для этого нужно делать? (сажать деревья, растения и цветы, не бросать мусор и т. д.) - А откуда мы получаем воду? (из водопровода. Перед поступлением в водопровод вода проходит длительную многоступенчатую очистку, на которую затрачивается много труда, поэтому каждую каплю воды нужно беречь). - Как мы можем сберечь воду? (краны водопровода нужно всегда плотно закрывать. Представьте: при редком капании из крана выливается около 2-х стаканов в час, а при частом – до 2-х литров воды за час. - Правильно ли пить воду сразу из-под крана или из колодца? (нет, её сначала желательно пропустить через фильтр или прокипятить). Вывод: соблюдая эти нехитрые правила, вы можете обезопасить себя от неприятностей и сохранить здоровье. ^ ( Март-апрель) 1) - Кто они, «братья наши меньшие»? Назовите… Начнём с птиц. Каких птиц вы знаете? Чем они привлекают нас? Какую пользу они приносят? Нуждаются ли птицы в нашей помощи? Когда? Чем может обернуться наше вмешательство в жизнь птиц? (обратиться к рассказу Л. Н. Толстого, прочитать фрагменты из него). Правильно ли поступили дети? 2) Как называют в народе птенцов воробья, знаете? А называют их «желторотиками», слышали? Можете объяснить, почему? А среди людей бывают «желторотики?» - А какое насекомое сравнивают с прекрасным цветком? (это бабочка, она дарит человеку чувство радости, умиротворения, исцеляет красотой, а ещё опыляет цветы). Радуют нас и стрекозы, если вы их видели, то помните, какие они грациозные и трепетные (см. журнал «Муравейник»). Вас не удивляет, что фотография стрекозы помещена в этом журнале? Судя по названию, в нём главным «героем» должен быть Муравей, и вдруг – Стрекоза! Да на целый лист! Видно, со времён крыловской басни «Стрекоза и Муравей», когда труженик Муравей отказывает в помощи ветреной Стрекозе, говоря ей: «Ты всё пела – это дело, так поди же попляши!» - прошло много времени, и насекомые сумели подружиться. Тем более, что стрекозы тоже приносят пользу: они питаются личинками комаров, которые так больно нас кусают, да и просто они очень красивы… 3) А вот о Муравье разговор особый: этих насекомых называют «лесными санитарами», они участвуют в очистке леса, почвообразовании, являются друзьями леса и человека, их, как и стрекоз, нужно оберегать, не разорять их дома – муравейники. Если разорить муравейник, погибнет вся муравьиная семья. И тогда появится много вредных гусениц, которые могут погубить не только отдельные деревья и кустарники, но порой и целые леса. Муравьи живут большими дружными семьями по принципу: »Один за всех, и все за одного». Нам, людям, надо поклониться муравьям, тем более что есть у них чему поучиться: трудолюбию, взаимопомощи, самоотверженности, дружбе и верности. Если хотите подкормить маленьких тружеников, дайте им кусочек сахара… 4) . Животные в твоей жизни. - У кого из вас есть дома животные? Какие? Как вы ухаживаете за ними? Чем они вам дороги? - Почему же тогда появляются бездомные, уличные животные? Кто в этом виноват? (Да, действительно, некоторые люди, меняя квартиру, уезжая в отпуск или уезжая с дачи, выбрасывают на улицу кошек и собак. И тогда животные становятся бездомными, а это живой укор человеческому предательству.) - Как нужно относиться к таким животным? (их нельзя бить, дразнить, гладить, лучше к ним не подходить, т. к. они озлоблены, голодны, а, может быть, и больны. А вот взрослых можно попросить покормить их. 5) . Люди и растения. - Какие деревья вы знаете в нашем краю? Какие кустарники? Чем отличаются деревья от кустарников? Какие вы знаете цветы, какие любите? В каких местах нашего города разбиты цветники? Какой цветник вас особенно радует? - Вы бываете в нашей берёзовой роще? Что можно там собирать? Какие вы знаете съедобные грибы? А несъедобные? Почему нельзя пинать в лесу мухоморы и поганки? (они полезны для лесных растений, ими питаются лесные звери и даже лечатся). - Известно ли вам, ребята, что в лесу много лекарственных деревьев, кустарников, трав? Среди деревьев – берёза, ольха, сосна, дуб, черёмуха, липа; среди кустарников – крушина, калина, можжевельник, шиповник, боярышник, малина, черника, брусника, толокнянка; травы: зверобой, душица, чистотел, земляника, валериана, ландыш. 6) Деревья и растения – герои многих загадок, попробуйте их отгадать. А) Высока, стройна, душиста, В небо тянется она. Вся одежда золотиста, Только шапка зелена… (сосна) Б) В колыбельке подвесной Летом житель спит лесной. Осень пёстрая придёт – На зубок он попадёт… (орех) В) Все детки на ветках – С рожденья в беретках. С дерева упадут – Береток не найдут…(жёлудь) Г) На ветках – плотные комочки. В них дремлют клейкие листочки…(почки) Д) Летом рад я свежей Ягоде медвежьей; А сушёная в запас От простуды лечит нас…(плоды малины) Е) Ягоды – не сладость, Зато глазу – радость, И лесам – украшение, И дроздам – угощение…(рябина) Ё) Где-то в чаще дремучей, За оградой колючей, У заветного местечка Есть волшебная аптечка: Там красные таблетки Развешаны на ветки…(шиповник) Ж) Есть в лесу трава-краса: Листья – словно паруса, А в цвету красу траву Не увидишь наяву…(папоротник) З) Есть старуха вредная, На ней шляпа бледная, Кто к ней прикоснётся, Тот не проснётся…(бледная поганка) - У писателя Н. Осипова есть рассказ, который называется «Оруженосцы». О каких «оруженосцах» растениях в нём идёт речь? Не догадываетесь? Они способны отпугивать «врагов». (малина, у неё иголки, боярышник с шипами, шиповник, барбарис, ежевика, розы…) - Какие ещё приспособления для защиты от врагов используют растения? Вывод: Деревья, о которых мы вспоминали, травы, аромат которых мы вдыхали, маленький лесной ручей с самой вкусной на свете водой, узкая тропинка меж цветами, полная корзинка грибов или туесок ягод – всё это дарит тебе лес. Он очень добрый. И если он не истоптан, не изломан, не измучен недобрыми людьми, то и в дальнейшем будет радовать своими подарками и чудесами. Поэтому будь добрым к нему тоже! 7) В заключение давайте поиграем. Я предлагаю вам, ребята, игру «А что у вас?» (нужно угадать предмет в руках у ведущего. Подсказка: этот предмет можно найти в лесу, в парке. в саду. При этом все играющие по очереди задают ведущему вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет». Угадавший сам становится ведущим. (Среди предметов может быть кусок коры, листок, лепесток, ягода, перо, камень, шишка, жёлудь и т. д.) Возможные задания для детей:
|
![]() | Программа «Экологические заповеди для детей» Форма занятий Цель занятий: воспитание экологической культуры, формирование у детей поведенческих навыков в различных жизненных ситуациях: по отношению... | ![]() | Рабочая программа кружка «Юный краевед» реализуется во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями фгос ноо. Основными формами занятий являются... |
![]() | Программа кружка «Жизнь растений. Строение растительного организма» Программа предназначена для проведения внеурочных занятий с учащимися 6 классов в системе дополнительного образования, но также может... | ![]() | Образовательная программа по внеурочной деятельности «Театральное творчество» для детей 7-8 лет Одной из важнейших форм влияния на личностное развитие детей является художественное воспитание, в частности воспитание посредством... |
![]() | Программа Цикл занятий по развитию самопознания и уверенности в себе по артпсихопедагогике для детей 7-8 лет Рудненного психического развития детей младшего школьного возраста, обусловленного социально-психологическими и педагогическими причинами,... | ![]() | Программа по интеллектуально-творческому развитию направлена на обучение детей объёмному моделированию и для объяснения детям простых правил геометрии через технику «Оригами» Ят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму и является универсальным материалом для создания различных... |
![]() | Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста Проблемы, которые анализировались детьми в ходе групповых занятий, являются достаточно типичными для данного возраста | ![]() | Образовательная программа дополнительного образования детей «Футбол» Программа рассчитана на три года обучения, возрастная категория 9-12 лет. Учебный план составлен из расчета 76-114 занятий на учебный... |
![]() | Описание тренингов и мастер-классов Место сбора 24. 06 (пн) заезд в ол «полочанка» Знакомство детей с сеткой занятий познавательной программы «Экономикс», раздача расписания занятий | ![]() | Система занятий развивающих память дошкольников Цель занятий: с помощью мнемотехники добиться значительного улучшения показателей памяти детей старшего дошкольного возраста |