|
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №1 Основная образовательная программа начального общего образования Содержание программы Раздел I (целевой) 3 Пояснительная записка 3 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 4 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 5 Программа формирования универсальных 6 учебных действий обучающихся на ступени 6 начального общего образования 6 Программы учебных предметов 8 Перечень рабочих программ по предметам 8 Программы разработаны на основе авторской программы В.И. Лях «Физическая культура». 10 Программа духовно-нравственного развитиия, 10 воспитания обучающихся 10 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 12 Учебный план начального общего образования 15 Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения лицей №1 города Тутаева Ярославской области разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерных программ начального общего образования, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность Учреждения. Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ^ МОУ лицей №1 имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности №76242510/0386 от 27.12.2010 года. С 1996 года ведется преподавание по развивающим системам обучения. Инновационная деятельность с 2001 года направлена на овладение педагогами современными педагогическими технологиями. Лицей имеет полностью укомплектованный штат педагогических работников. В начальной школе – 92% - учителя высшей и первой квалификационной категории. Ежегодно обучающиеся становятся победителями и призерами конкурсов и олимпиад различного уровня. Качество обучения на ступени начального общего образования за 3 года составляет 62,3%. Система воспитательной работы в лицее ориентирована на личностное развитие ребенка. Для реализации возможностей обучающихся в сфере дополнительного образования работают кружки и секции. 98% школьников отмечают положительное отношение к школе, 97% - к учителю, 96% - к одноклассникам. Целью реализации Основной образовательной программы является:
Задачи реализации основной образовательной программы:
Программа адресована педагогическому коллективу, обучающимся и их родителям (законным представителям). В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Основная образовательная программа содержит следующие три разделы: целевой, содержательный, организационный. Целевой раздел включает:
Содержательный раздел включает:
Организационный раздел включает:
Основная образовательная программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивает:
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: • личностные результаты — сформированность положительной «Я – концепции», опыта самопознания и личностной самооценки; сформированность основ российской, гражданской идентичности; начальная ориентация в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины; сформированность мотивации к учению и познанию; • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира (Приложение 1). В лицее реализуются: образовательная система «Школа 2100» и образовательная модель «Начальная школа XXI века». Они включают в себя предметные программы в рамках учебного плана. Данные программы обеспечивают соблюдение принципа преемственности в обучении школьников не только на содержательном уровне, но и на технологическом. Программы обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС второго поколения. В учебном процессе используются следующие образовательные технологии:
На основании Закона «Об образовании» осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения, и для осуществления этой деятельности в лицее разработана система контроля и оценки. Цель программы – сформировать основные направления оценочной деятельности. Система оценивания в лицее организована так, что с ее помощью можно:
В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей обучающимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – об успешности собственной педагогической деятельности. ^ В соответствии с Концепцией стандарта система оценивания строится на основе на следующих общих принципов:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных (Приложение 2). Раздел II (содержательный) ^ Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки программ учебных предметов. Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода. В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком - «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. ^
^ : создать условия для формирования системы универсальных учебных действий обучающегося, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение обучающими всех компонентов учебной деятельности, включая:
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования (Приложение № 3). В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяем четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный (Приложение № 4). Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В сфере личностных УУД будут сформированы:
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. В сфере регулятивных УУД ученики смогут:
^ включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. В сфере познавательных УУД ученики научатся:
^ обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:
Основное содержание деятельности и планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы лицея представлены в матрице (Приложение 5). Формирование универсальных учебных действий осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. ^
Любое задание по предмету рассматривается учителем как основание для формирования универсальных учебных действий. Типовые задания для формирования личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий предложены в Приложении № 6. При переходе от дошкольного к начальному общему образованию программа формирования УУД зависит от социально-педагогических характеристик первоклассников. На ступени предшкольного образования предпосылки для формирования учебных действий определяются личной готовностью ребенка к школьному учению. Диагностика личной готовности ребенка к школьному обучению (Приложение № 7), показывает основные проблемы, характерные для большинства первоклассников, и в соответствии с этим выстраивается система работы по преемственности. Результативность реализации программы формирования универсальных учебных действий на этапе промежуточного контроля и оценки осуществляется при помощи психологических методик, методом наблюдения учителем, получением информации от родителей (на родительских собраниях, с помощью организованных школой социологических опросов). Показателями эффективности работы является учебная самостоятельность в выполнении домашней работы, количество затрачиваемого времени на подготовительные и собственно учебные действия, сформированность навыка самоконтроля. ^ 1. Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (УМК «Гармония»). Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (УМК «Начальная школа XXI века»). Программы разработаны на основе авторских программ по русскому языку под редакцией М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко (УМК «Гармония») и под редакцией С.В. Иванова (УМК «Начальная школа XXI века») и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начальной школы. ^ по литературному чтению для 1 класса (УМК «Гармония»). Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса (УМК «Начальная школа XXI века»). Программы разработаны на основе авторских программ по литературному чтению под редакцией О.В.Кубасова (УМК «Гармония») и под редакцией Л.А. Ефросининой (УМК «Начальная школа XXI века») и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начальной школы. ^ по математике для 1 класса (УМК «Гармония»). Рабочая программа по математике для 1 класса (УМК «Начальная школа XXI века»). Программы разработаны на основе авторских программ по математике под редакцией Н.Б. Истоминой (УМК «Гармония») и программы по математике В.Н. Рудницкой (УМК «Начальная школа XXI века») и соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начальной школы.
Рабочая программа по математике для 1 класса (УМК «Начальная школа XXI века»). Программы разработаны на основе авторских программ по окружающему миру под редакцией О.Т. Поглазова (УМК «Гармония») и программы под редакцией Н.Ф. Виноградовой (УМК «Начальная школа XXI века») и соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начальной школы.
Рабочая программа по технологии для 1 класса (УМК «Начальная школа XXI века»). Программы разработаны на основе авторских программ по технологии под редакцией Н.М. Конышева (УМК «Гармония») и программы под редакцией Лутцевой Е.А. (УМК «Начальная школа XXI века») и соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начальной школы. ^ по русскому языку для 2 класса (УМК «Школа 2100 ...»). Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (УМК «Начальная школа XXI века»). Программы разработаны на основе авторских программ по русскому языку под редакцией Е.В. и Р.Н. Бунеевых (УМК «Школа 2100 ...») и под редакцией С.В. Иванова (УМК «Начальная школа XXI века») и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начальной школы. ^ по литературному чтению для 2 класса (УМК «Школа 2100...»). Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса (УМК «Начальная школа XXI века»). Программы разработаны на основе авторских программ по литературному чтению под редакцией Е.В. и Р.Н. Бунеевых (УМК «Школа 2100 ...») и под редакцией Л.А. Ефросининой (УМК «Начальная школа XXI века») и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начальной школы.
Рабочая программа по математике для 2 класса (УМК «Начальная школа XXI века»). Программы разработаны на основе авторских программ по математике под редакцией Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой (УМК «Школа 2100...») и программы по математике В.Н. Рудницкой (УМК «Начальная школа XXI века») и соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начальной школы.
Рабочая программа по математике для 2 класса (УМК «Начальная школа XXI века»). Программы разработаны на основе авторских программ по окружающему миру под редакцией А.А. Вахрушева (УМК «Школа 2100...») и программы под редакцией Н.Ф. Виноградовой (УМК «Начальная школа XXI века») и соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начальной школы.
Рабочая программа по технологии для 2 класса (УМК «Начальная школа XXI века»). Программы разработаны на основе авторских программ по технологии под редакцией Куревиной О.А. (УМК «Школа 2100...») и программы под редакцией Лутцевой Е.А. (УМК «Начальная школа XXI века») и соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начальной школы.
Программы разработаны на основе авторской программы по изобразительному искусству Л.А. Неменская \ под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начальной школы. ^ Программы разработаны на основе авторской программы по музыке Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка», соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начальной школы. 13. Рабочая программа по физической культуре для 1-2 классов ^ 14. Рабочая программа по английскому языку для 2 класса Программа разработаны на основе авторской программы М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева «Английский язык». ^ Программа составлена на основе Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, технологии саморазвития и самосовершенствования личности ребенка А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко. Основной акцент сделан на формирование умений целостного оптимального самоопределения личности на саморазвитие во всех сферах жизнедеятельности, на формирование универсальных умений – умений саморазвития и самосовершенствования. Организация воспитательной деятельности в лицее предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания, способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника с установкой на самоопределение и саморазвитие и его самосовершенствование. Задачи:
Воспитание – это управление (мягкое) процессом формирования и развития личности ребенка за счет создания благоприятных условий. Ведущей воспитательной идеей лицея является переход от воспитания к самовоспитанию, формирование доминанты на самовоспитание и самосовершенствование личности обучающегося, основанный на принципах гуманизма, ориентации на общечеловеческие ценности:
Организация духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по основным направлениям:
В основе программы духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат четыре подхода: аксиологический, системно-деятельностный, личностно-ориентированный, развивающий. (Приложение 9) Модель воспитательной деятельности основана на технологии саморазвития и самосовершенствования личности ребенка А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко. (Приложение10). В 1-4 классах ведется преподавание курса «Начала этики» (Приложение 11). Предмет «Начала этики» - это пропедевтическая ступень по отношению к систематическому изучению основ самосовершенствования. Он раскрывает значение и сущность этики поведения, основных нравственных понятий, формирует начальные критерии нравственные оценки ребенком себя и других, дает примеры и образцы для подражания, обеспечивая необходимые предпосылки управления своим поведением. В центре находится обучающийся с собственной «Я – концепцией». Он вправе выбирать сам или вместе с родителями направление деятельности. Цель этой деятельности – предоставить каждому ребенку возможность проявить себя. Различные виды деятельности МОУ лицея №1 по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников представлены различными формами урочной, внеурочной, внешкольной деятельности. Обучающиеся вовлекаются в широкую и многообразную деятельность по интересам, которая дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха (Приложение 12) ^ Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива. При этом используются различные формы взаимодействия:
Совместная деятельность школы и семьи в лицее осуществляется по программе «Семья». (Приложение 13). ^ В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов по трем уровням: Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. По каждому из направлений воспитания младших школьников достигаются воспитательные результаты (Приложение 14). ^ Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни составлена на основании следующих нормативных документов: Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», закона РФ «Об образовании», письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ», «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02». Цель и задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Цель – создание условий для формирования опыта здорового образа жизни, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся. Задачи:
Здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребёнка. Чтобы успешно справиться с этой задачей, необходимо иметь теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Наука предлагает следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:
Основные направления Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде четырех направлений:
- санитарно-гигиеническое обеспечение; В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. - создание условий здорового питания в лицее; В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Деятельность по созданию условий для обеспечения горячим питанием в лицее регламентирована подпрограммой «Здоровое питание» (Приложение16). - оптимизация режима и учебной нагрузки в лицее; 2. Учебное расписание составляется в соответствии с гигиеническими требованиями, объем учебной нагрузки, домашних заданий не превышает предельно-допустимых норм. - обеспечение двигательной активности обучающихся в течение учебного дня; В лицее работают оснащенные спортивные залы, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём. - улучшение материально-технического оснащения лицея. Регулярно проводить дооснащение столовой, медицинского кабинета и спортивных залов лицея. 3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися лицея. - полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья на уроках физической культуры, в секциях и кружках; - рациональная организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования; - организация занятий по лечебной физкультуре; 4. Осуществлять сотрудничество с учреждениями дополнительного образования по организации занятий лечебной физкультуры. - организация часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроком, динамических перемен, физкультминуток на уроках; - применение здровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности; - организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирование; - регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (по плану воспитательной работы лицея). 5. Повышение уровня культуры здоровья всех участников образовательного процесса. - повышение готовности педагогов к сохранению и укреплению собственного здоровья, комфортного психологического климата в школьном коллективе; - просвещение родителей и обучающихся в области здоровья и здорового образа жизни; - повышение активности родителей в формировании здорового образа жизни детей; - участие детей совместно с родителями, педагогами в проектной деятельности по данному направлению. 6.Создание условий для коррекции нарушений здоровья, реабилитации и оздоровления ослабленных обучающихся. - диагностика состояния здоровья и образа жизни детей; - ежегодные медицинские осмотры, диспансеризация обучающихся; - психолого-педагогические обследование обучающихся; - реализация и индивидуальных и групповых коррекционных и оздоровительных мероприятий совместно с учреждениями партнерами. (Приложение 17). Планируемые результаты Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обеспечивает:
Раздел III (организационный) ^ Нормативной базой, лежащей в основе разработки базисного учебного плана, являются следующие документы: -Конституция Российской Федерации (ст.43); -Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании"; -Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196; -Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года; -Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785); -Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373); -Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;
В ходе освоения образовательной программы при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе: • закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; • формируются универсальные учебные действия; • развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Содержание образования на этой ступени реализуется за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету. Базисный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть базисного учебного плана представлена семью предметными областями («Филология», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (окружающий мир)», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Искусство», «Технология», «Физическая культура»), каждая из которых направлена на решение основных задач реализации содержания учебных предметов, входящих в их состав. ^ представлена предметами Русский язык» (5 ч. в неделю), «Литературное чтение» (4 ч в неделю). Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика», который изучается в объёме 4 часа в неделю. Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» представлена предметом «Окружающий мир» (2 ч. в неделю). Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Изобразительное искусство» и «Музыка» (по 1 ч. в неделю). ^ представлена предметом «Технология» (1 ч. в неделю). Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая культура» (3 ч. в неделю). Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
^ обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся Содержание образования представлено тремя государственными системами:
Особенности вариативной части базисного учебного плана (части, формируемой участниками образовательного процесса) В 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями вариативная часть базисного учебного плана отсутствует. Во 2 классе реализуется интегрированный курс (информатика, логика, математика) О.А.Холодова «Юным умникам и умницам», Т.А. Ладыженская «Риторика». В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, будут формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. В лицее реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности. (Приложение 18). ^
^ Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования общеобразовательных учреждений, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, составляет в 1 классе — 33 недели, во 2 классе – 34 недели. Для учащихся 1-го класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 37 календарных дней, летом - не менее 3 месяца. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии; в середине учебного дня организуется динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; Продолжительность урока в 1 классе составляет в сентябре-декабре – по 35 минут каждый; январе – мае – по 45 минут каждый; Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1 классов - не превышает 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры, для обучающихся 2 классов не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе. В начале учебного года для первоклассников вводится постепенное увеличение учебной нагрузки: в сентябре – октябре проводить ежедневно по три урока продолжительностью 35 минут каждый, четвёртый урок – в нетрадиционной форме, с ноября по декабрь – четыре 35-минутных урока, с января по май – по четыре урока по 45 минут каждый. Таким образом, объем недельной образовательной нагрузки не превышает 21 час. ^ Разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования лицея; Нормативная база приведена в соответствие с требованиями ФГОС; Приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; Определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся; Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; Приложение19 ^ Лицей укомплектован педагогическим и иным персоналом, уровень квалификации соответствует современным требованиям. Всего 12 педагогов, из них: 4 имеют высшую квалификационную категорию, 7 – первую квалификационную категорию, 1 – вторую квалификационную категорию. Осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов. Всем педагогическим работникам, реализующие основную образовательную программу начального общего образования, дается возможность освоения дополнительных образовательных программ в объеме 72 часа, не реже чем каждые пять лет. Приложение 20 В лицее созданы условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями в целях обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения методической поддержки, получения консультаций, использование инновационного опыта других образовательных учреждений Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Обеспечивается непрерывность профессионального развития педагогических работников через:
Финансовые условия. Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; ^ Обучение и воспитание строится с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся. Приложение 21. Осуществляется вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:
|
![]() | Образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе п. 6,7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»,... | ![]() | Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы, Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего... |
![]() | Основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего... | ![]() | Образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа (ооп) ступени начального основного общего образования в соответствии со ст. 9 Закона РФ «Об образовании»... |
![]() | Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения лицея №90 г. Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего... | ![]() | 1. пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего... |
![]() | 1. пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего... | ![]() | Основная образовательная программа начального общего образования Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования |
![]() | Основная образовательная программа начального общего образования моу «Цилемская сош» Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования | ![]() | Основная образовательная программа начального общего образования моу «сош №19» Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования (ооп ноо) |