|
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает: • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения; • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования; • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Основная образовательная программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» содержит следующие разделы: • пояснительную записку; • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; • базисный учебный план образовательного учреждения; • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; • программы учебных предметов, курсов; • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; • программу коррекционной работы; • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования является главным стратегическим документом, обусловленным образовательными потребностями всех участников воспитательно-образовательного процесса и выражающим объективную заинтересованность обучающихся и родителей, рассчитана на 4 года. Программа принята на педагогическом совете школы.
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13». Юридический адрес: 425430; г. Альметьевск, ул.Чернышевского, дом 44 «А». Телефон: 32-05-04. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» (город Альметьевск) основано в 1962 году. В школе 353 обучающихся, скомплектовано 14 классов, средняя наполняемость - 25,2 человек. Образовательное учреждение работает в одну смену в режиме шестидневной недели со 2 – 11 класс и пятидневной недели для 1-х классов. Здание школы типовое. Имеются актовый зал, библиотека, кабинет технологии, медицинский кабинет, два спортивных зала, столовая, 32 учебных кабинета. Техническое состояние школы удовлетворительное. Воспитательно-образовательный процесс осуществляют 26 педагогов, 3% имеют высшую квалификационную категорию, 23% - первую, 40% - вторую, 34% - -другие разряды. Из них работают в начальном звене:
Воспитанием, обучением и развитием обучающихся занимаются педагоги с высшим образованием – 97%, с незаконченным высшим-3%. За последние три года 87% педагогов прошли курсы повышения квалификации. В школе работают методический совет, 4 методических объединения учителей–предметников. Итоговая аттестация образовательного учреждения в 2010 году показала, что качество знаний обучающихся за курс основной школы составляет 100%, за курс средней (полной) школы от 53% до 100%. Промежуточная аттестация в 5-8,10-х классах показывает качество знаний по различным учебным дисциплинам от 53% до 100%; качество знаний обучающихся 1-4 классов составляет от 69% до 100%. Школа ориентирована на формирование у обучающихся здорового образа жизни через физическое, психическое, умственное (интеллектуальное) развитие, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей, духовно-мировоззренческих и нравственных позиций. Анализ работы педагогического коллектива показывает, что состояние управления и организация внутришкольного контроля (формы, методы, приемы), кадровое, материально-техническое обеспечение воспитательно-образовательного процесса, состояние воспитательной работы, итоговая аттестация выпускников и результативность работы образовательного учреждения в различных аспектах соответствует статусу МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13». Учреждение является школой, содействующей здоровью серебряного уровня. ^ Школа расположена на северо – западе города Альметьевск (90% детей живут в домах с удобствами, 10% в малообеспеченных). Большинство составляют семьи с двумя детьми, многодетных – 3, неблагополучных – 8. Два ребенка находятся под опекой, детей из неполных семей – 86, из детского дома – 14 человек. По социальному составу – родители в основном рабочие и служащие. Школа находится на территории ТОСМС – 17. При нём работает подростковый клуб «Ротор», основанной задачей которого является организация досуга детей в свободное от школьных занятий время. На территории микрорайона работает крытый футбольный манеж, стадион «АЛНАС», учащиеся имеют возможность посещать спортивные секции в школе и вблизи со своим домом, развиваясь в физическом плане. Возможности культурно – спортивных центров школа использует при организации внеклассной и внешкольной работы. Таким образом, воспитательная система школы ориентируется на воспитательный потенциал окружающей школу социальной среды. Миссия школы – воспитание человека как первоценности мира, способного определять верные жизненные ориентиры и самореализовывать себя в обществе. Философия школы основана
^ Социальная ситуация сегодня диктует потребность в выпускнике начальной школы, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, способном реализовать свои индивидуально-личностные запросы, решать проблемы общества. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик получает возможность самореализоваться, самоопределиться, найти себя в социально-полезном деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций. Целенаправленное изучение склонностей и интересов обучающихся, запросов родителей, социального заказа общества показало необходимость введения предпрофильной подготовки на II ступени обучения и профильного обучения на III ступени, создание механизмов развития новой модели школы, ориентируемой на реальную жизнь, обеспечивающей условия для формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, соответствующей социальному и региональному заказу. Учитывая характеристику социума и стремление учительского и ученического коллективов школы к разносторонней творческой реализации своих потенциальных возможностей, образовательное учреждение приступило к созданию и апробации новых учебных программ, исследованию оптимальных вариантов учебных планов, освоению новых педагогических технологий, созданию благоприятных условий для обеспечения каждому ребенку возможности самореализации, к созданию здоровьесберегающей среды и внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Работая в инновационном режиме, педагоги школы внедряют в практику современные технологии обучения и воспитания: развивающее обучение, проектную деятельность, индивидуальное и дифференцированное обучение и др. В основу основной образовательной программы школы положено разностороннее развитие личности. Оно предусматривает создание благоприятной среды в учебном процессе для каждого ребёнка. Ежегодное проведение научно – практических конференций обучающихся, на которых ребята выступают с результатами самостоятельных исследований, сообщениями, проектами, защитой рефератов. На научно - практических конференциях обучающиеся представляют свои работы: компьютерные программы, создание собственных сайтов, авторские поэтические работы, выставки художественного творчества. |