Пути достижения нового качества образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Выступление из опыта работы МАОУ – лицея №2 г.Альметьевск Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» состоит из шести направлений:
Сама школа из этих направлений может и должна прежде всего работать по 4 основным: - поддержка талантливых детей - совершенствование учительского корпуса - сохранение и укрепление здоровья - расширение самостоятельности школы. Говоря о повышении качества обучения в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», особое внимание следует обратить на развитие системы поддержки талантливых детей. Определенный опыт по выявлению и поддержке таких детей в лицее уже сложился. Прежде всего – эта система участия в олимпиадах и конкурсах, система дополнительного образования. Учащиеся лицея участвуют во многих проектах национальной образовательной программы «Интелектуально-творческий потенциал России». Лицей вошел в число 100 лучших образовательных учреждений этой программы в 2010 и 2011 году, а также в 2011 году присвоено звание «Образовательное учреждение года» и «Учреждение – лидер образования XXI века» национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Немаловажную роль в поиске талантливых детей играет созданное со дня основания лицея ученическое научно-исследовательское общество учащихся (УНИО). Члены УНИО неоднократно становились призерами Всероссийских конференций в Ярославле, Гаграх, Обнинске, Москве, Кирове, на Байкальской научно-практической конференции, обменивались знаниями и опытом исследований в научной школе-семинаре «Академия юных» при МВТУ им.Баумана. Более 6 лет лицей №2 является инициатором городских и региональных конференций ученических и научных обществ «Школьники – науке XXI века», собирая ежегодно (под патронажем Благотворительного фонда «Одаренные дети» ОАО «Татнефть») более 200 юных исследователей из школ Юго-Востока Татарстана. Лицей – ассоциированный участник Российской программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее», являющейся составной частью государственной политики в области кадрового обеспечения российской науки. Учащиеся лицея ежегодно принимают участие и добиваются высоких результатов в Поволжской научно-практической конференции школьников, научно-практической конференции школьников им.Л.Н. Толстого. Ежегодно, благодаря поддержке благотворительного фонда «Одаренные дети» ОАО «Татнефть», учащиеся принимают участие в международных интеллектуальных марафонах и тест-рейтинговых олимпиадах, проводимых международным Интеллект-клубом «ГЛЮОН» международной программы «Дети. Интелект. Творчество».За последние 4 года команда лицеистов занимала первые командные места по математике и физике, завоевав международные кубки 17-20 интернациональных марафонов в Греции, а также индивидуальные награды по физике и математике и наградные знаки «Лучший учитель математики» (Набережнова, Даешева) и «Лучший ученик математик» (Хусаенов Тимур,2009 г) В рамках дополнительного образования для старшеклассников работает геологическая школа при Альметьевском государственном нефтяном институте под руководством д.г.н. Р.Н.Бурханова, старший преподаватель АГНИ Л.В.Дубовик ведет спецкурс по черчению с элементами начертательной геометрии. Кроме того, многие учащиеся получают дополнительное образование индивидуально или в группе «Коллективный ученик» в заочных школах: ЗФТИ при МФТИ и ВЗМШ при МГУ. Учащиеся лицея становятся ежегодно победителями муниципального и республиканского туров различных предметных олимпиад. Это говорит о том, что в лицее на высоком уровне поставлено преподавание не только предметов естественно-математического цикла. Учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, английского и татарского языков стараются расширить содержание своих предметов за счет использования современных педагогических технологий, что позволяет лицеистам ежегодно становится призерами республиканских олимпиад не только по точным предметам, но и гуманитарным. Так, Седельникова Ирина в 2007 году стала победителем Всероссийской олимпиады школьников по литературе, Рахимова Алсу в 2011г. по МХК. В лицее №2 уделяется серьёзное внимание всестороннему развитию личности ученика. Хореографический коллектив «Настроение» под руководством заслуженного работника культуры Т.А. Соломкиной удостоен звания «Образцовый детский коллектив РФ», является лауреатом российских и международных конкурсов, обладателем 7 гран-при. В нем занимается около 100 детей разного возраста. Воспитанники коллектива покорили своими выступлениями зрителей Польши, Болгарии, Венгрии, Франции, Италии, Мальты, Хорватии, Греции, Китая. Две выпускницы этого коллектива, продолжая обучение в экономических вузах, танцуют в профессиональных коллективах «Раш стайл» (г.Москва), «Эксклюзив» (г.Казань). В лицее издаётся своя малотиражная газета «Зеркало». Подбор материалов и верстку полностью осуществляют учащиеся. Бессменным консультантом является учитель русского языка и литературы высшей категории Л.Т.Кузнецова. Юные журналисты 2 раза получали гран-при фестиваля «Алтын калям». Двенадцать спортивных секций способствуют формированию здорового образа жизни и успешному выступлению команд лицеистов на муниципальных и зональных соревнованиях. Десять лет лицей прочно удерживает звание чемпиона по итогам спартакиады школьников города Альметьевска. В этом несомненная заслуга учителей физической культуры: Самойлова С.М. – отличника физической культуры и спорта Республики Татарстан, Бобровой Ю.В., Батушевой Е.Е., Мирзаяновой А.А. Организовать качественно качественно учебно-воспитательный процесс невозможно без хорошего кадрового потенциала. В лицее создан работоспособный и высококвалифицированный педагогический коллектив из 86 учителей. Ни для кого не секрет, что в современной школе высока доля учителей пенсионного и предпенсионного возраста. Поэтому основной из задач администрации школы является работа с кадрами. Мы стараемся всячески поддерживать опытных учителей, помогая им в освоении новых технологий, в работе с системой «Электронное образование в РТ». Немаловажную роль отводим и работе с молодыми, а их в коллективе лицея – 10 чел., что составляет 12%. Они активно перенимают опыт у старших товарищей через систему наставничества, методические недели. Для них мы стараемся найти возможность участия в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, создаем ситуацию успеха. Два молодых учителя – обладатели гранта «Алгарыш», одна «Наш новый учитель». Учителя лицея активно участвуют в научно-практических конференциях, где делятся своим опытом работы и перенимают опыт других. Многие публикуются в профессиональных изданиях. Так прошлом учебном году 36 учителей выступили на различных конференциях, 31 учитель публиковались в различных профессиональных изданиях. В современной школе, говоря о качестве обучения, нельзя обойтись без мониторинга. На наш взгляд самое главное при проведении различного рода мониторинга убедить учителя в том, что для его работы с данным контингентом учащихся важен не сиюминутный результат, а реальная картина уровня обученности того или иного ребенка. Только в этом случае учитель сможет правильно спланировать работу по устранению пробелов в знаниях учащихся, правильно построить систему работы над ошибками. Так, проведенное в прошлом году тестирование учащихся 4,6,8,10 классов наглядно показывает, что текущие знания учащихся требуют доработки. По ряду предметов нет 100% успеваемости. Это стало предметом обсуждения на заседаниях ШМО, позволило учителям спланировать свою дальнейшую работу. Немаловажную роль мы отводим проведению различных работ, требующих независимой оценки. Огромную помощь в этом оказывает работа с МИОО в системе Статград. Если в прошлые годы мы работали только по математике и русскому языку, то с этого года учащиеся пишут контрольные работы по предметам естественно-научного цикла. Это очень удобно в том плане, что у учителей нет претензий по содержанию и критериям оценивания. Наши учителя не ленятся проводить тренировочные работы в формате ЕГЭ и дают их не менее, чем 4 варианта, с последующим подробным анализом работ и работой над ошибками. Повышению качества способствует и то, что учителя лицея сами активно работают в предметных комиссиях по проверке олимпиадных работ, проверке части С единого государственного экзамена, ведут с учащимися дополнительные занятия. Это и кружки и группы учащихся, заочно обучающиеся в ВЗМШ и ЗФТШ, это и участие вместе со своими учащимися в турнирах, научных школах, мастер-классах. Наши ребята ежегодно выезжают на мастер-классы преподавателей различных вузов. Неоднократно на базе лицея проводятся мастер-классы ученых из Москвы, авторов учебников, составителей олимпиадных задач. Так и в декабре планируется такой семинар в рамках зимнего лагеря для одаренных детей. Такая работа позволяет как учителю, так и ученику чувствовать себя уверенно, не боятся нестандартной постановки вопроса. Учащиеся лицея показывают стабильные результаты на ЕГЭ. Нас радуют 100 балльные результаты на ЕГЭ по математике в 2005 и 2007 году, по русскому языку в 2007 и двух выпускниц в 2010 году. Отрадно, что в этом году наши учащиеся набрали 100 баллов по фундаментальным наукам: химии, биологии, физике и русскому языку. 6 учащихся – 98 баллов, 53 чел. – 80 и более баллов. Результаты ЕГЭ – 2011 Четверо учащихся сдали ЕГЭ на 100 баллов по биологии, химии, физике, русскому языку. Причём Ахмадуллина Диляра по двум предметам (биология, русский язык).
80 и более баллов получили 53 выпускника, 33 чел. более 90 баллов. ^
Учебно-воспитательный процесс в лицее построен таким образом, что дети имеют возможность попробовать себя в различных направлениях. Это разнообразные кружки: предметные, художественно-творческие, спортивные. Так, например, школьная газета «Зеркало» дала путевку в жизнь своим воспитанникам. Выпускница 2007 года, победитель всероссийской олимпиады по литературе Седельникова Ирина стала студенткой факультета журналистики МГИМО. Гайсина Ильмира победитель республиканской олимпиады по литературе, еще обучаясь в 11 классе была принята в Союз журналистов РТ и сейчас студентка журфака МГУ. Три наших девятиклассника поступили в СУНЦ при МГУ на отделение математики и один на отделение химии. Воспитанники образцового хореографического коллектива «Настроение» продолжают обучение в университете культуры и танцуют в профессиональных коллективах Казани и Москвы. Наш выпускник Норкин Владислав включен в состав молодежной баскетбольной команды «Химки». Сохранению и укреплению здоровья способствует хорошо поставленная внеклассная работа по физической культуре и пропаганда ЗОЖ. В лицее работают секции волейбола, баскетбола, каратэ. Лицеисты принимают активное участие в спортивных соревнованиях по различным видам спорта и на протяжении уже более 10 лет команда лицея прочно удерживает I место в спартакиаде школьников г.Альметьевска. Лицей является школой, содействующей здоровью «Серебряного уровня». Переход в режим автономии дал возможность расширению самостоятельности. Мы имеем возможность командировать учителей на курсы, приглашать преподавателей вузов, вывозить, правда на наш взгляд мало, учащихся на олимпиады и конкурсы. Подводя итог своего выступления хочу остановится на следующих основных моментах: качество обучения нельзя повысить без кропотливого труда как учителя, так и ученика и его родителей. Необходимо четко определить приоритеты для каждого ребенка, прежде всего через систему предпрофильного и профильного обучения и хорошо организованной индивидуальной работы. Невозможно что-либо изменить, если учитель не захочет меняться сам, если он не будет находиться в постоянном развитии и поиске. А самое главное, если он будет работать на результат, а не на показуху. А для этого необходимо четко и конкретно разработать систему поощрения и стимулирования учителя, дать возможность для его профессионального роста. «Дорогу осилит идущий». |
![]() | Кадровое обеспечение образовательных учреждений города Ижевска в 2011 году Одним из ключевых направлений работы в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Одним из ключевых направлений работы в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» выступает развитие кадрового... | ![]() | «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010 год В своем Послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев сказал, что настала пора кардинально изменить жизнь российской средней школы.... |
![]() | Выступление педагога Макушиной Л. В. на городской августовской педагогической конференции «Проект модернизации региональной системы образования – средство достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Выступление педагога Макушиной Л. В. на городской августовской педагогической конференции «Проект модернизации региональной системы... | ![]() | Тема работы школы в 2012-2013 учебном году: «Реализация основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Цель образования в школе: Создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса в соответствии ключевым... |
![]() | Система физкультурно-оздоровительной работы в школе как залог формирования основ здорового образа жизни у обучающихся Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» реформирует школу в 5 направлениях. Одним из направлений является... | ![]() | Об изменении функциональных задач Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области рамках образовательной инициативы «Наша новая школа» В рамках образовательной инициативы «Наша новая школа», провозглашённой Д. А. Медведевым, особый акцент сделан на качество современного... |
![]() | План работы мкоу унерская сош в рамках реализации проекта «наша новая школа» в течение 2013-2014 учебного года Цель: Создание условий для реализации Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» | ![]() | Роль родителей в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В россии принята Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» В россии принята Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», направленная на модернизацию и развитие системы общего... |
![]() | «Основные направления реализации национальной образовательной стратегии – инициативы «Наша новая школа» в мо «Боханский район» в 2010 2011 учебном году» В мо «Боханский район» состоялась традиционная конференция работников образования. Тема августовского совещания «Основные направления... | ![]() | Основные направления развития образования города Волжска в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» |