Формирование икт-компетентности учащихся начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования icon

Формирование икт-компетентности учащихся начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования



НазваниеФормирование икт-компетентности учащихся начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он учитывает потребности формирующегося информационного общества.

Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому младших школьников необходимо не только знакомить с  ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них  ИКТ-компетентности.

ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

Одним из основных положений стандарта является формирование универсальных учебных действий как важнейшего результата его реализации. ИКТ принципиальным образом увеличивают возможности для формирования УУД. Можно даже утверждать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, определенных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе.

Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит раздел по формированию ИКТ-компетентности, которая описывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные УУД и соответствующие им технологические навыки, которые формируются в контексте изучения различных учебных предметов. Таким образом, формирование ИКТ-компетентности учащихся должно проходить во всех предметных областях начальной школы.

Так в предметной области «Филология» преимущественно должны формироваться те элементы ИКТ-компетентности, которые относятся к языковой, читательской, речевой компетентности.

В предметной области «^ Математика и информатика» преимущественно должны формироваться элементы ИКТ-компетентности, относящиеся к логической, знаково-символической компетентности, а также происходить овладение метапредметными информационными понятиями.

В предметной области «Окружающий мир» преимущественно должны формироваться элементы ИКТ-компетентности, связанные с различными способами изучения природы и общества (в частности, получением, фиксацией, представлением и обобщением информации).

В предметных областях «Искусство» и «Музыка» – элементы ИКТ-компетентности, связанные с созданием и преобразованием звуковых и графических объектов, а в предметной области «Технология» – связанные с созданием и применением информационной среды для решения учебных, практических и творческих задач.

Новый ФГОС относит приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности к образовательной области «Математика и информатика», но первичные навыки использования средств ИКТ являются предметом изучения образовательной области «Технология. Отработка полученных навыков должна происходить во всех предметных областях, а области «Математика и информатика» должна принадлежать ведущая интегрирующая роль.

В нашей школе в учебный план в течение многих лет введен предмет информатика, как одночасовой цикл, в рамках целостности УМК «Школа 2100», как факультатив в других УМК, в 1-2 классах в рамках внеурочной деятельности.. и даже несколько лет назад (когда не было возможности включить в учебный план) в рамках платных услуг. Также введен курс «Основы проектной деятельности» начиная с 1 класса. Конечно, это расширяет горизонт для формирования ИКТ компетенций.

Сегодня существует четыре основных формы работы учащихся с применением средств ИКТ:

  • работа в адаптированных обучающих программных средах,

  • проектная деятельность,

  • работа с предметными тренажерами,

  • коммуникация на учебных сайтах.

Проектная деятельность заключается в решении практических, интересных и значимых для ребенка задач с применением информационных и коммуникационных технологий, в том числе, с помощью средств ИКТ. Чаще всего проекты представляют собой интегрированную деятельность и относятся к нескольким предметным областям.

В рамках предметной области «Математика и информатика» удобно работать с программной средой, которая включает в себя комплексы предметных (математических и информатических) задач, в ходе решения которых осваивается и предметный материал и формируются основные навыки компьютерной грамотности. Математические тренажеры позволяют учащимся закрепить необходимые навыки (например, вычислительные), уделив этому процессу не слишком много учебного времени. Проекты на уроках математики и информатики позволяют выйти за рамки чисто математических вопросов, увидеть, как полученные знания можно применить в других областях и при решении практических задач. При работе в таком проекте учащиеся получают возможность научиться работе в коллективе, распределять роли в решении одной задачи (тем самым формируются и коммуникационные элементы ИКТ-компетентности).

Формирование навыка клавиатурного письма происходит в основном в рамках предметной области «Филология». Овладение клавиатурным письмом дает ребенку свободу изложения мыслей, которой не хватает ему при письме рукой. В ходе решения предметных задач учащийся постепенно осваивает работу с текстовым редактором (сначала адаптированным, а затем и универсальным), и к средней школе становится уверенным пользователем. Проектная деятельность в области «Филология» должна включать и коммуникационные задачи (например, переписку со сверстниками на русском и иностранном языке), которые позволят детям научиться пользоваться различными средствами коммуникации (электронной почтой, чатом, IP-телефонией и пр.). В каждом таком проекте решаются предметные задачи (например, обучение правилам составления письма), и формируются необходимые элементы ИКТ-компетентности (использование нужных сред и оборудования, а также освоение необходимых правил письменного и устного общения). Для организации такой работы необходимо создавать общешкольные или предметные сайты, где ребята могут общаться между собой или с учителем в разных формах. Такая работа кроме повышения уровня компьютерной грамотности, приводит к повышению уровня информационной и коммуникационной культуры, которая в свою очередь является частью общей культуры учащихся.

Специфика предмета «Окружающий мир» позволяет успешно использовать технологию фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе. Инструментами ИКТ в данном случае являются фото- и видеокамеры, микрофон, школьные переносные лаборатории, цифровые датчики, цифровой микроскоп. С помощью этих инструментов может осуществляться планирование и проведение несложных наблюдений, опытов, сбор числовых данных. Практически каждая тема курса «Окружающий мир» может изучаться в процессе создания соответствующих ей информационных объектов. Для этой цели могут быть использованы технологии.

  • Технология сбора данных

  • Технология графического представления данных

Технологии динамического представления данных

  • Технология наблюдений за микрообъектами и микропроцессами

  • Технология цифровых измерений

  • Ленты времени

На сегодняшний день одним из общедоступных инструментов в области картографии являются цифровые карты и космические снимки. Многие учащиеся, передвигаясь с родителями на автомобилях, наблюдают работу GPS-навигатора. Велика вероятность того, что сегодняшние ученики начальной школы будут жить в мире цифровых, а не бумажных карт и планов.

На уроках «Музыки» и «Изобразительного искусства» средства ИКТ могут использоваться как в ходе проектной деятельности, так и при решении учебных задач для фиксации результатов деятельности. Например, дети могут записать фрагмент выступления и сохранить его в виде аудио- или видео- файла. В ходе выполнения проектов, включающих создание изображений, учащиеся могут использовать возможности компьютерной графики и компьютерной аппликации. Таким образом, дети могут создавать красивые поздравительные открытки, в том числе музыкальные и с элементами мультипликации.

Формирование ИКТ-компетентности не должно ограничиваться работой со средствами ИКТ. В частности, необходимо формировать у учащихся начальной школы представление о различных технологиях коммуникации и информационной деятельности, не связанных напрямую с техническими средствами: интеллектуальных, предметных, символических и т. д. Таким образом, повышение уровня ИКТ-компетентности должно происходить всегда, когда дети работают с информацией или происходит коммуникация, то есть практически на протяжении всей урочной и внеурочной деятельности.


Особенным в смысле освоения ИКТ и начала формирования ИКТ-компетентности является адаптационный период в начале первого года обучения в школе. Именно в это время происходит знакомство учащихся с большинством инструментов деятельности, с которыми они будут работать в течение всего года, а, скорее всего, и до конца начальной школы. Опыт сегодняшнего первоклассника позволяет ему начать использовать ИКТ для образовательных задач уже на начальной стадии обучения в школе. Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более привлекательной. Сегодняшние первоклассники, большинство из которых уже умеют пользоваться мобильной связью и делать фотоснимки и видеозаписи встроенной в телефон камерой, многие из которых учились читать дома не по книжкам, а используя компьютерные диски, с удовольствием будут выполнять задания и в тетради, и на компьютере, с помощью цифрового фотоаппарата или микроскопа. Открытие нового, в том числе и новых средств обучения, – большая радость для ребенка. Применение ИКТ в рамках адаптационного периода обеспечивает системно-деятельностный подход и вместе с тем позволяет раскрыть и зафиксировать (с целью дальнейшего мониторинга) особенности каждого учащегося, увидеть сильные и слабые стороны дошкольной подготовки. В соответствии с информацией, полученной в ходе адаптационного периода, учитель имеет возможность спланировать образовательный процесс основного курса обучения и продолжить формирование ИКТ-компетентности учащихся средствами различных учебных предметов.

Самый главный вопрос в любом деле – «С чего начать?».

Работа может начаться уже в первой четверти первого класса и предполагает знакомство учащихся с цифровыми технологиями:

  • фиксации (записи) информации;

  • извлечения записанной информации;

  • переноса и прямого ввода информации в компьютер;

  • именования (предалфавитного) объектов; использования имен информационных объектов;

  • фиксации событий и коммуникации;

  • создания не-алфавитных и алфавитных информационных объектов.

Освоение данных технологий происходит в проектной деятельности. Начиная с самого первого минипроекта «Бэдж», в котором есть место и компьютерному вводу, и извлечению информации в виде распечатки, и понятию о создании информационного объекта, а также имеется практический результат применения компьютерных и некомпьютерных технологий в виде готовой карточки-бэджа, дети приучаются подбирать и использовать ИКТ для решения имеющейся проектной задачи. Круг подобных задач достаточно широк, он включает в себя как минипроекты одного урока, так и длительные интегрированные проекты.

Для учащихся - это начало долгого и увлекательного пути!

Несмотря на то, что ни Стандарт, ни основная образовательная программа не указывают конкретные технологии, которые необходимо включить в данную предметную область, их наличие можно рассматривать с точки зрения адекватности средств обучения предметным образовательным задачам. Их очень-очень много.

  • Технологии фиксации (записи) информации

  • Технологии извлечения записанной информации

  • Технологии переноса и прямого ввода информации
    в компьютер

  • Предалфавитные технологии именования и использования имен информационных объектов

  • Фиксация событий и коммуникации

  • Технологии создания информационных объектов

  • Технологии создания не-алфавитных информационных объектов

  • Пред-алфавитная технология создания видеоцепочек

  • Технология видеоредактирования

  • Технологии компьютерной графики и анимации

  • Технологии обработки фотографий

  • Технология создания алфавитных информационных объектов

Сегодня не было цели раскрыть каждую из них. Вы можете познакомиться с ними в пособии для учителей общеобразовательных учреждений Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Булина-Соколова, Рудченко из серии «Работаем по новым стандартам».


^ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ

Невозможно переоценить роль учителя. Современный учитель отличается от того, который входил в класс десять или даже пять лет назад. Прежде всего, качественно изменились требования к его квалификации. Сегодня квалификация учителя складывается в том числе из следующих компонентов:

  • знание содержания предмета;

  • владение современными методами проведения урока и контроля знаний;

  • достаточно высокий уровень ИКТ-компетентности, подразумевающий владение общедоступными программными средствами на уровне грамотного пользователя, знание цифровых образовательных ресурсов и источников по предмету, умение отбирать их в соответствии с образовательной задачей, владение инструментами информационной среды ОУ, а также наличие навыков работы с таким периферийным оборудованием, как сканер, цифровая камера (фото и видео), цифровой микроскоп, проекционное оборудование.

Совокупность этих компонентов позволяет говорить об изменении традиционного урока и системы преподавания в целом.

Учитель начальной школы во многом является более универсальным специалистом, чем любой другой работник образования, в число его задач входит и обучение чтению и письму, и формирование основ математических понятий, и представлений об окружающем мире. Кроме того, учитель начальной школы решает задачи формирования общеучебной и коммуникативной компетентности учащихся. Решение всех перечисленных задач требует разносторонней подготовки специалистов начального образования в области общей и возрастной педагогики и психологии, а также специальной подготовки в области предметного обучения, которая позволит учителю осуществлять преподавание различных предметов. Поскольку в последние годы идет активная интеграция предметов начального обучения, возрастает роль учителя начальной школы как носителя целостного содержания начального образования и организатора образовательного процесса. Сегодня в понятие «знание содержания предмета» вкладывается не только владение содержанием предметов начальной школы в рамках основной образовательной программы, но и наличие представлений об изучаемых образовательных областях в целом и понимание перспектив развития знаний, получаемых в начальной школе на других ступенях обучения. Так, в начальной школе можно научить ребенка считать, опираясь исключительно на запоминание, но при этом не дойти в изучении этого материала до понятийного уровня. Это значит, что ребенок на каком-то этапе, когда учебная задача потребует оперирования понятиями, а не несколькими известными цифрами, непременно столкнется с трудностями, с невозможностью найти решение и образовательный процесс надо будет начинать заново, с тех самых основ, часть которых наверняка можно было заложить в начальной школе.

Помимо названного, в сегодняшнее понимание «предметного содержания» включаются еще и современные технологии, необходимые для овладения предметными знаниями. Образовательный стандарт указывает такие технологии для каждой предметной области. Их освоение становится предметом изучения в начальной школе. Не случайно многие из них основаны на использовании компьютера и цифровой техники. В настоящее время это наиболее доступные и легко осваиваемые средства обучения. Даже технологически неподготовленный учитель понимает, какие преимущества имеют цифровые образовательные ресурсы и источники по различным предметам. У учителя появляется возможность демонстрации всевозможных цифровых учебных материалов, которые значительно повышают наглядность образовательного процесса. Несмотря на то что об объемах использования и целесообразности обучения с помощью ЦОР ведется множество споров, положительный эффект их включения в образовательный процесс очевиден.

Длительное время применение компьютера в массовой начальной школе ограничивалось именно использованием отдельных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Сегодня требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и к кадровому обеспечению и техническому оснащению образовательного процесса обязывают учителя пересмотреть свое отношение к использованию средств ИКТ и потратить достаточное время и силы на формирование собственной ИКТ-компетентности.

Только в этом случае учитель может решать профессиональные задачи на уровне представителя современного информационного общества, в том числе организовывать образовательную деятельность по формированию ИКТ-компетентности учащегося.


Как реализует на практике МО у3чиелье 1 ступени Вас познакомит его руководитель 1 ступени Зайцева Н.В.


Три вещи никогда не возвращаются обратно - Время, Слово, Возможность. Поэтому не теряйте времени, выбирайте слова, не упускайте возможность!




Похожие:

Формирование икт-компетентности учащихся начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПлан работы мо учителей начальных классов мбоу «Дырестуйская сош» на 2012-2013 уч год
Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного...
Формирование икт-компетентности учащихся начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов на 2013/ 2014 учебный год
Методическая тема мо повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного...
Формирование икт-компетентности учащихся начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconОтчет о работе мо учителей начальных классов
Методическая тема, над которой работал коллектив учителей: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях...
Формирование икт-компетентности учащихся начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПлан работы Методических объединений План работы мо учителей начальных классов на 2012-2013 учебный год
«Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного...
Формирование икт-компетентности учащихся начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной образовательной программы начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа №1 р п.
«Физическая культура» на основе авторской программы В. И. Лях, А. А. Зданевич «Комплексная программа физического воспитания учащихся...
Формирование икт-компетентности учащихся начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПлан деятельности рабочей группы по реализации фгос начального и основного общего образования в 2013-2014 учебном году
Тема мо: «Повышение эффективности и качества образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта...
Формирование икт-компетентности учащихся начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования пояснительная записка
Ных рекомендаций обусловлена необходимостью определения единого подхода к оснащению образовательного процесса в образовательных учреждениях...
Формирование икт-компетентности учащихся начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconМкоу «Поспелихинская сельская средняя общеобразовательная школа»
«Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного...
Формирование икт-компетентности учащихся начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПлан работы гмо учителей начальных классов в 2013 – 2014 учебном году. Тема: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактора повышения качества образования в условиях введения и реализации фгос начального общего образования» Цель
Тема: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактора повышения качества образования в условиях введения и реализации...
Формирование икт-компетентности учащихся начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение»
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой (Концепция и программы для начальных классов, Москва, «Просвещение»- 2008 г)...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты