Программа опытно- экспериментальной работы «Система проектно – сетевого взаимодействия в школе» icon

Программа опытно- экспериментальной работы «Система проектно – сетевого взаимодействия в школе»



НазваниеПрограмма опытно- экспериментальной работы «Система проектно – сетевого взаимодействия в школе»
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

Администрация муниципального района « Петровск- Забайкальский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Тарбагатай.


.


Программа опытно- экспериментальной работы

« Система проектно – сетевого взаимодействия в школе»

Заместитель директора по УВР

МОУ СОШ п. Тарбагатай

Шишмарёва С.Л.


2010


Паспорт проекта.

1 Проект « Создание проектно - сетевого взаимодействия в школе»

Цель проекта: Формировать образовательное пространство школы, обеспечивающее условия для реализации личностных, субъектных и учебных возможностей учащихся, педагогов и родителей на основе проектно - сетевого взаимодействия.

Задачи: а) проанализировать внешние условия школы, состояние образовательного процесса; б) выделить проблемы школы; в) разработать концепцию развития школы; г)определить стратегию перехода в новое состояние; д) наметить тактические шаги перехода..

4Сроки реализации программы : 2010-2015г

5 Основные разделы программы:

- а) Паспорт программы

- б) Информационная справка о школе.

- в) Аналитическое обоснование программы.

- г) Этапы реализации программы

- д) Концепция развития школы.

- е) Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние.

6 Исполнители программы: Учащиеся МОУ СОШ п. Тарбагатай « Сияющая радуга», педагогический коллектив школы, родители.

7 Источники финансирования: бюджетное, внебюджетное ( спонсорская помощь родителей, попечителей, выпускников школы)

8 Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

Для учащихся: реализация и развитие проектной инициативности на новой деятельностной основе; реализация принципа свободной инициативности как способа развития креативности; реализация принципа ответственного проектирования как мощного инструмента воспитания и самовоспитания.

Для родителей: плотное взаимодействие со школой в рамках проектно- сетевых проектов, деятельный диалог и содержательное партнёрство, активное проектное участие в реализации новых воспитательных сред.

Для учителей: освоение новых форм профессионального диалога, развитие креативного потенциала, реализация проектной инициативности основы воспитательной среды, основанной на самореализации детей и взрослых

9 Система организации контроля за исполнением реализации проекта.

ВШК, система мониторинга.


^ 2 Информационная справка о школе.

1 Качественная характеристика.

Школа построена в 1864г. В 1924 году было 5 классов с обязательным начальным обучением. В 1935 году школа стала называться семилетней школой № 71. В 1975 году переименована в общеобразовательную политехническую школу с трудовым обучением №5. Постановлением Правительства №235 от 7 марта 1995г., приказом начальника Забайкальской арбагатай Забайкальской железной дороги передана в собственность Администрации муниципального образования Петровск – Забайкальского района Читинской области. Модель школы- адаптивная. Достоинства школы: В школе 100% успеваемость учащихся, уровень качества обученности составляет – 48-49 % % Процент поступления в вузы стабилен и составляет 40%, от общего количества выпускников. Школа выпустила – 11 золотых медалистов и 39 серебряных. Победитель ПНПО в 2007 году. 2 педагога школы - Почётные работники общего образования РФ, 7 – Заслуженные работники образования Читинской области, 5 – награждены Почётной грамотой Министерства образования, 4 – Почетной грамотой Губернатора Читинской области. 4 педагога – обладатели Гранта Президента РФ Изучаются и внедряются инновационные технологии: технологии развивающего обучения на начальной ступени школы, технология постановки учебной проблемы, ТРИЗ, интерактивные технологии, способствующие полноценному развитию личности через положительное отношение к себе и другим, технология проектов, модульная подача учебного материала, способствующая восприятию ребёнком целостной карты, ТРИЗ, ТИОТ., Обобщается передовой опыт учителей. Стало традиционным проведение внутришкольного конкурса « Твой лучший учитель, школа!», « Самый классный, классный», « Ученик года», « За честь школы». Достоинством школы является то, что 24 педагога из 30 являются её выпускниками!. В школе 13 учительских династий. За три последних года из 94 выпускников школы в педагогические учебные заведения поступило-39 выпускников. В школе обучаются дети, проживающие в посёлке и 30 человек – воспитанники детского дома « Надежда». Всего учащихся – 335. Организована работа 20 классов- комплектов; Учебные занятия ведутся в 2 смены. Школа работает в режиме шестидневной недели. Продолжительность уроков-40 минут.На базе школы работает дополнительное образование. Это различные кружки, клубы по интересам. Всего 87% учащихся школы посещают кружки, клубы и студии. Школа в течение многих лет тесно сотрудничает с ДЮСШ. На её базе работают различные спортивные секции, в которых занимаются 60 % от общего количества учащихся школы. Во вторую половину дня организована работа индивидуальных консультаций, спецкурсов, факультативов, творческих лабораторий по особому расписанию , общешкольные творческие дела, дела класса, проектно – исследовательская деятельность. В нашей школе каждый ребёнок имеет возможность реализовать свои способности, поэтому дети назвали её « Сияющая радуга». Она имеет свою символику: эмблему, гимн школы, гимн учителей, флаг, девиз.

Характеристика педагогического коллектива.

Общее количество педагогов: 31;

Уровень образования педагогов:

высшее образование -25 ( 80,6%); в том числе педагогическое -24 ( 74,4%)

среднее специальное образование – 6 ( 19,4%), в том числе педагогическое – 6 ( 19,4%)

^ Уровень квалификации :

Высшая квалификационная категория -12 (40 %), 1 квалификационная категория -17(54%), 2 квалификационная категория -2 (6%)

Стаж педагогической работы:

до 2-х лет - 1 от 10 до 20 - 5

от 2-х до 5 лет – 2 свыше 20 лет - 20

от 5 до 10 лет - 3

в) обеспеченность кадрами и возможность вакансий: Кадрами обеспечены.

г) аттестация учителей:


^ Год аттестации

Всего аттестовано

на высшую категорию

на первую

на вторую

2006-2007г

8




7

1

2007-2008г

5




5




2008-2009г

4

3

1




2009-2010г

5

1

4





Вывод: Наблюдается динамика развития профессионализма учителей, стремление к самообразованию и повышению квалификации.

Уровень обучаемости учащихся.

Процент успеваемости по школе

2004-2005г

2005-2006г

2006-2007г

2007-2008

2008-2009

2009-2010

100%

99%

100%

100%

99,9%

99,5 %


Качество обучения учащихся по ОУ.

Процент качества обучения

2004-2005г

2005-2006г

2006-2007г

20072008г

20082009г

2009-2010

46%

53%

48%

48,5%

49,5%

50%


Наблюдается позитивная динамика качества обучения за три года. Увеличение процента качества обучения в 2005-2006г связано с внедрением профильного обучения на старшей ступени, резкого увеличения качества обучения в профильных классах. Понижение качества обучения в 2006-2007 году до 48 % и 48, 5% связано с тем, что в школе не было 10-х и 11 –х классов, в которых за счет внедрения профильного обучения качество обучения высокое

^ 3 Аналитическое обоснование проекта.

3.1 Анализ состояния и прогноз тенденций изменения, значимой для школы внешней среды.

На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её расположение в посёлке, где очень серьёзная демографическая ситуация. Но несмотря ни на что, осуществляется творческая самореализация учащихся, в том числе и через деятельность различных кружков, студий дополнительного образования в школе, ДДТ, Центра Досуга и Творчества, ДЮСШ, музыкальной школы, библиотеки. Происходит расширение внешних связей. Это связь с больницей, детским домом « Надежда», педагогическим колледжем, медицинским училищем г. Петровск –Забайкальского и музеем декабристов, шефской организацией « Читаэнерго» и пожарной частью, заключение договоров с ТУСУРом. Таким образом, воспитательная система школы ориентируется на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно – эстетической и природной среды.

3.2 Анализ состояния и прогноз тенденций изменения образовательных потребностей, адресуемых школе. Деятельность школы осуществляется с учётом ориентации на конкретный социально – профессиональный состав родителей учащихся школы. В школе изучается социальный спрос населения на образовательные услуги. По мнению 85% опрошенных родителей школа должна давать глубокие и прочные знания, умения и навыки, 97 %-сохранять и обеспечивать здоровье детей, 95 % способствовать социализации обучающихся, 87 % -обеспечивать базовое образование и подготовку к выбору профессии, 100% -обеспечивать развитие обучающихся; интеллектуальное, физическое, нравственное, способствующее самореализации учащихся, их адаптации в современном обществе, то есть назрела необходимость организации открытого образовательного пространства, обеспечивающего условия для реализации личностных, субъектных и учебных возможностей учащихся, педагогов и родителей на основе проектно- сетевого взаимодействия.

3.3 Анализ состояния и прогноз тенденций изменения ресурсных возможностей внешней среды в свете нового социального заказа.

Возможности: Система олимпиад, интеллектуальные конкурсы различного уровня, НПК, экологический и туристический районный слёт, районные и областные соревнования, военно – спортивный конкурс « Зарница», сохранение в штатном расписании группы « Здоровье», организация летнего отдыха детей, районный и областной фестиваль детского творчества, детских команд « КВН», развитая структура дополнительного образования, музыкальная школа, работа ЦДиТ, квалификация при ЗабКРО, наличие Интернета/

Ограничения и риски: Удалённость от научных и культурных центров, социальный заказ региона ограничивает реализации интеллектуальных способностей, недостаточно высокий уровень медицинского обслуживания в посёлке ( нет специалистов), отсутствие художественной школы в посёлке, неблагополучная ситуация в социуме по наличию вредных привычек, низкий культурный уровень социума. Итак, имеются все ресурсные возможности внешней среды для формирования школы открытой школы на основе проектно – сетевого взаимодействия. Имеются и ограничения, и риски, поэтому важное значение нужно уделить внутренней среде организации школы, оптимально использовать потенциал школы.

3.4 Анализ и оценка достижений передового опыта, конкурентных преимуществ школы за период, предшествующий нынешнему инновационному состоянию школы.

Работа школы по развитию интеллектуальных способностей детей, развитие физических способностей учащихся и учителей, развитие творческих способностей учащихся и учителей, эстетическое оформление школы ( зимний сад, фонтан), большое количество творческих учителей. Учителя Шишмарёва СЛ ( 2005-2006г), Никитенко ЗД (2006-2007г), Ерёмин ПА, Игначенко ГГ( 2007-2008г) –победители ПНПО. Никитенко ЗД - победитель районного конкурса « Самый классный классный» , Колесникова ИД – обладательница номинации в 2006-2007г. В 2008-2009г МО начальных классов заняли 3-е место в районном конкурсе МО, 1 место программа школы заняла в районном конкурсе программ НОУ.В 2009-2010 г Кутузова Е.О- призёр краевого конкурса « лучший – медиа – педагог». .В школе традиционно происходит награждение учителей по номинациям « Учитель – исследователь», « Учитель- новатор», « Учитель- профессионал». В 2006-2007г школа стала обладателем Президентского Гранта. В 2008-2009г участвовала в краевом конкурсе инновационных образовательных инициатив и получила статус краевой экспериментальной площадки, работающей по теме « Формирование исследовательской культуры всех участников образовательного процесса»

В школе реализуется программа « Профессиональное развитие педагога в условиях личностно – ориентированного обучения», разработана модель научно -методической службы. Координирует работу научно - методический совет. Научно- методическая работа осуществляется через работу методических объединений и проблемных групп. Используются наиболее эффективные при разноуровневой организации учебного процесса формы работы. Наставничество. Самостоятельная работа учителя. Открытые уроки. Педагогический совет.В школе проводятся проблемные педсоветы. Школа педагогического мастерства. Основные направления школы пед мастерства:информационно – аналитическое; консультативно – информационное; диагностико -аналитическое; статистико- аналитическое. В научно- методической работе используется разноуровневый подход. Коллектив условно разделён на три группы педагогов. Группа высшего пед. мастерства -12 педагогов , 40%; Группа совершенствования пед мастерства 16 педагогов, 42 %; группа становления- 6 педагогов, 18 %

Направления научно – методической работы. Они разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональными возможностями, образовательными потребностями и интересами учителей. Их объединяем в шесть блоков. Это: Поисковая работа и научные исследования учителей; руководство поисковой работой учащихся; разработка методической документации; подготовка учебных аудио – и видеозаписей; повышение квалификации учителей; обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.

Педагогический коллектив школы работает над внедрением стратегической идеи – формирование открытой школы, способной к сотрудничеству и диалогу на основе проектно – сетевого взаимодействия

Введены курсы регионального компонента, внедряется предметно – уровневая дифференциация в 9-ом классе, профильная дифференциация на старшей ступени.ю

^ Элективные курсы по русскому языку, истории, обществознанию, МХК, литературе, химии, биологии, математике, физике – практически направленные, осуществляющие проектную, исследовательскую деятельность.

^ Индивидуальные групповые занятия Работа в творческих лабораториях НОУ « Эрудит», предвузовская подготовка по математике, русскому языку и литературе, химии, биологии, истории, обществознанию, физике, английскому языку, информатике.

Традицией стало заключение соглашений с медицинским училищем г. Петровск – Забайкальска, лицейским классом ЧГМА, ТУСУРом и НГУ. Учащиеся школы активно посещают курсы этих учебных заведений, а также участвуют в олимпиадах ЗАБИЖТ, обучаются заочно.

При организации педагогического используются альтернативные формы: лекции, семинары, зачёты научно – практические конференции, деловые игры, защита курсовых работ. На второй и третьей ступени интеллектуальные марафоны, олимпиады, тестовые мониторинги В школе разработана технология формирования профильных классов. Она заключается в осуществлении ряда последовательных действий администрации, психолога и педагогического коллектива Введены дополнительные единицы: Педагог- психолог, педагоги – организаторы дополнительного образования, руководители клубов, студий, секций, творческих лабораторий. При организации аттестации учащихся в 4-ом классе в конце года введён малый ЕГЭ, в 9-х классах учащиеся сдают предметы, соответствующие выбранному профилю по форме ГИА. В 11 классе Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ. На третьей ступени учащиеся сдают зачёты в ходе первой сессии в декабре и второй – в мае. В конце учебного года введены переводные экзамены по русскому языку и математике в 5-10 классах. Таким образом у каждого учащегося школы разработан индивидуальный образовательный маршрут, который он выбирает сам.

Школа активно работает с родителями и поступающими учащимися Процедура выбора; информационный стенд в вестибюле школы; нормативные документы РФ, МО, РУО, школы; план работы школы на год; родительский лекторий; родительская конференция.

В образовательную систему школы включены восемь направлений деятельности всех субъектов образовательного процесса

« Образовательная программа на 2009-2010 уч. г стр. ) Направление нравственно – эстетическое, интеллектуальное, физическое, коммуникативно – речевое, экологическое, психологическое, социально – адаптивное, краеведческое.

В школе разработан компетентностный подход ко всем образовательным областям .

.« Содержание элементарной грамотности», « Содержание функциональной грамотности», « Содержание компетентности»

В школе осуществляется психолого – педагогическое и медико – педагогическое сопровождение образовательного процесса через социально – психологическую службу, которая является структурным подразделением школы Большая работа ведётся коллективом по сохранению здоровья школьников.

Основные направления работы:

Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей,коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса и в летний период, поддержка санитарно – гигиенического режима, профилактика травматизма, усиление двигательного режима, включение в активную проектно - исследовательскую деятельность, валеологическое и психологическое сопровождение учебного процесса:

Еженедельно выводится образовательный рейтинг учащихся школы и классных коллективов, два раза в год выводится рейтинг педагогов школы. 15 лет функционирует детское самоуправление на второй и третьей ступени. Это детская организация « Багульник». Она имеет свою чётко отработанную структуру, символику, кодекс чести. Большинство общешкольных мероприятий проводится под руководством Совета школы, который организует творческую деятельность ребят. В школе имеется парламент, которым руководит президент. Президент выбирается путём демократических выборов. Деятельность детской организации очень насыщенная. Это контроль за посещаемостью учебных занятий, своевременным выполнением домашних заданий, сдачей зачётов, организация научно – практических конференций, защиты курсовых, организация тематических вечеров, концертов, проведение спортивных мероприятий, шефство над младшими классами, ветеранами, памятниками, постоянная связь с общественными организациями и администрацией школы, с учителями, социальное проектирование.

В школе реализуется воспитательная система «Быть гражданином с детства» В школе большое внимание уделяется созданию такого социально- психологического климата, в котором смогла бы разворачиваться позитивная групповая деятельность, определяемая отношением к Человеку, к делу, событиям, социальным ценностям. Мы создали Центр по туризму, состоящий из различных кружков, отрядов следопытов, поисковых групп, музея, восстановили школьный радиоузел, создали школьный музей, работаем над созданием истории школы в рамках проекта « Золотой кадр», осуществляем деятельность по оформлению школы в рамках проекта « Зелёный наряд школы», активно работаем по созданию системы профилактики вредных привычек в рамках проекта « Твоё здоровье в твоих руках», открыли « Клуб выходного дня». Всё это способствует созданию условий для формирования личности свободной и творчески мыслящей, имеющей активную гражданскую позицию, по хозяйски относящейся к своей школе, дому, посёлку. Мы разработали и внедрили модель ученического самоуправления детской организации « Солнечный город» в начальной школе. Деятельность организации осуществляется через коллективную творческую деятельность детей над различными проектами. Таким образом, в школе большое внимание уделяется созданию условий для: создания социально здорового, организованного, дисциплинированного, интеллектуально развитого творческого коллектива; воспитания интеллектуально развитой и социально здоровой, творческой личности. Осуществляется мониторинг уровня сформированности коллектива. Таким образом у школы есть интересное содержание, о котором бы она хотела рассказать и предъявить его таким образом, чтобы другие школы хотели и могли не только услышать, но и отнестись к нему в некоем диалогическом взаимодействии.

3.5 Анализ и оценка инновационной обстановки в школе.

Система мониторинга, создание здоровьесберегающей среды в школе, информационные технологии, проектная деятельность, профильное обучение на старшей ступени, разработка и внедрение «портфолио» учителя и учащихся, использование « рейтинговой » оценки учащихся профильных классов, внедрение УМК нового поколения в связи с профильностью, обновление нормативно – правовой базы школы ( создание локальных актов), привлечение общественных форм управления.( Создание Попечительского совета, Совета школы), выведение рейтинга учащихся и педагогов школы, альтернативные формы организации образовательного процесса, модель управления качеством образовательного процесса на основе информационных технологий, привлечение внебюджетных средств, психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса, детское самоуправление, обобщён инновационный опыт педагогов школы. 40 % учителей имеют статус «учитель- исследователь» различного уровня. Эти инновации оказывают положительное влияние на развитие школы. В них участвует большая часть коллектива школы ( 90%), из них все поддерживают внедрение инноваций. 10 % нейтрально относятся к этому процессу. Учителей, относящихся отрицательно нет, Итак, назрела необходимость в развитии школы.

3.6 Проблемно – ориентированный анализ состояния деятельности школы, субъектных, личностных и учебных возможностей коллектива школы через организацию сетевого взаимодействия, способствующего формированию ключевых компетенций всех частников образовательного процесса

В школе имеется высокий педагогический потенциал. Но сегодня школа не умеет решать вопрос опрозрачивания своей деятельности. Необходимо запустить процесс описания реального содержания деятельности на уровне того, что реально происходит на уроке, описывать индивидуальность урока , индивидуальность каждого педагогического взаимодействия с детьми. Накопленный педагогический опыт так и остаётся индивидуальной и относительно суверенной территорией, которым могли бы воспользоваться педагоги для повышения своей профессиональной компетентности, но происходит это редко. Неизбежно возникает потребность в описании и предъявлении своего уникального опыта, потребность диалога с иными педагогическими уникальностями. Главный же ресурс взаимодействия - это предметно – методические объединения, которые способны эффективно работать в узкопредметных сферах, не позволяющих построить качественный диалог и взаимодействие между педагогическими мирами разных предметностей и реализовать потребность в надпредметном проектном взаимодействии. Отсюда возникает противоречие между традиционной формой представления педагогического опыта и реальным процессом индивидуализированного педагогического творчества, требующим поиска новых, открытых и свободных форм педагогического взаимодействия.

Помимо индивидуально – личностных территорий, создаваемых каждым педагогом, в педагогическом пространстве школы сформировалось несколько коллективных инновационных территорий: многосубъектное классно – урочное пространство– основное пространство школы; пространство экспериментальной краевой площадки «Формирование исследовательской культуры всех участников образовательного процесса»; пространство творческих лабораторий ШНОУ « Эрудит»»; пространство творческой мастерской «Моя малая Родина» на первой ступени»; пространство дополнительного образования.

Но потенциальный сетевой ресурс пространств используется слабо. Отсюда противоречие между инновационным потенциалом территорий и существующими традиционными формами взаимодействия( педсоветы, совещания и т.д.)Педагоги школы реализуют свои педагогические идеи, вырабатывают свой собственный стиль, моделируют различные образовательные возможности, которые входят в противоречие со слабым информационным описанием

Традиционная классно – урочная система – одна из наименее исследованных пространств, где активизируется педагогический творческий потенциал учителя, который описать не хватает сил и времени. И поэтому возникает противоречие между реальным содержанием индивидуальной педагогической деятельности и её формальным описанием. Каждый педагог школы реализует свои педагогические идеи и принципы, создаёт свою палитру педагогических приёмов, моделирует различные образовательные возможности. Но они не являются предметом свободного выбора со стороны учащихся, родителей потому, что в школе доминирует классно – урочная система. Всё это входит в противоречие с потребностью в информационной открытости, позволяющей сделать более гибкими межурочные, межпредметные и межвозрастные перегородки.

Опытно – экспериментальная работа школы по формированию исследовательской культуры всех участников образовательного процесса показала о необходимости вовлечения их в проектную деятельность в условиях интеграции и информатизации современного общества.

Отсюда одной из ключевых проблем школы стала проблема создания условий для реализации личностных, субъектных и учебных возможностей учащихся, педагогов и родителей на основе проектно - сетевого взаимодействия.

^ Цель программы: Формировать образовательное пространство школы, обеспечивающее условия для реализации личностных, субъектных и учебных возможностей учащихся, педагогов и родителей на основе системы проектно -сетевого взаимодействия.

^ Объект исследования: образовательное пространство школы.

Предмет исследования: система проектно -сетевого взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Задачи исследования:

1 Разработать организационные механизмы проектно сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса.

2 Создать новые организационные формы педагогического общения, учащихся и их родителей.

3 Обеспечить социально – психологическое и научно – методическое сопровождение сетевого взаимодействия.

4. Модернизировать учебно – материальную базу, обеспечивающую внедрение новых технологий, способствующих обмену информации, сотрудничеству и диалогу всех участников образовательного процесса как в школе так и с другими учреждениями.

5 Создать модель целостного описания всей совокупности инновационного педагогического опыта

6. Проверить эффективность сетевого взаимодействия на практике.

^ Методы исследования:

1 Эмпирические: анкета, наблюдение, экспертная оценка, опрос, интервью, методы самооценки, методы психодиагностики, социометрия, педагогические ситуации.

2. Теоретические: анализ, синтез, аналогия, моделирование, обобщение, вывод.

Гипотеза: Проектно - сетевое взаимодействие будет эффективным если: будут разработаны организационные механизмы сетевого взаимодействия, создана нормативно – правовая база, модернизирована учебно – материальная база, будут созданы новые формы взаимодействия между педагогами школы, другими педагогическими коллективами, педагогами и учащимися и их родителями, будет создана система социально – психологической поддержки всех участников сетевого взаимодействия, система их стимулирования, разработана и обеспечена система работы по повышению педагогической компетентности учителя, осуществлён мониторинг образовательного процесса в условиях модернизации школьного образования

^ 4 Этапы реализации проекта

1 этап-( сентябрь2010г– август 2011г)

Цель: Выявить ключевые проблемы школы и разработать инновационную образовательную модель.

Задачи:

1 Проанализировать состояние инновационной деятельности школы, причины информационной закрытости.

2 Выявить проблемы готовности к сотрудничеству, открытости и диалогу как основы мобильности образовательного пространства.

3 Разработать проект « Создание сетевого взаимодействия в школе»

4 Разработать организационные механизмы сетевого взаимодействия.

5 Составить план реализации проекта.

6 Организовать презентацию проекта в школе.

7 Проинформировать родителей учащихся о целях, содержании и предполагаемых результатах ОЭР

8 Создать модель управления подготовкой педагогов к инновационной деятельности.ании современной отечественной школы на основе основных подходов в орган

8 1 Определить состояние инновационной компетентности педагогов школы.

8 2 Разработать пакет документов : локальных актов, регламентирующих инновационную деятельность педагогов школы, методик и рекомендаций по внедрению инновационных технологий.

9 Модернизировать учебно – материальную базу, обеспечивающую внедрение новых технологий, способствующих обмену информации, сотрудничеству и диалогу всех участников образовательного процесса как в школе так и с другими учреждениями.

10 Разработать психолго – педагогическое сопровождение сетевого взаимодействия.

11 Разработать проекты: « Сетевое взаимодействие педагогов школы»,« К сетевому диалогу через создание сайта школы», « Локальная связь – основа единого информационного поля школы», « Клубно – проектное пространство – зона открытости и свободного общения» « Взаимодействие с вузами как условие социализации личности», « Родительский дом – начало начал», « Быть гражданином с детства»,

« Здоровье каждого – богатство нации», « Социально – психологическое сопровождение сетевого взаимодействия», « Создание НОУ», « Талантливые дети – гордость школы и страны», « Мониторинг как условие развития школы». « Медиа – центр « Сияющая радуга»

12 Создать карту инновационного опыта педагогов школы.

2 этап -( сентябрь 2011- июнь2012г)

Цели: Внедрение модели открытой школы – школы сотрудничества и диалога.

Задачи: 1 Создать новые организационные формы общения педагогов, учащихся, родителей, других педагогических и детских коллективов.

2 Создать модель целостного описания всей совокупности инновационного педагогического опыта.

3 Осуществлять систему организационного обучения педагогов по данной теме.

4 Создать систему открытого педагогического и психологического консультирования и обсуждения « трудных» педагогических случаев и проблем

5 Провести серию проектно – аналитических семинаров по инновационным зонам педагогического опыта школы и создать систему группового психолого – педагогического консультирования по проблемным ситуациям.

6 Интегрировать проектную технологию в образовательные программы и внеурочную деятельность всем направлениям.

7 Создать систему стимулирования членов образовательного пространства, участвующих в сетевом взаимодействии

8 Начать полную реализацию целевых программ и проектов.

9 Создать систему «образовательных миров» в информационном пространстве школы.

10 Разработать систему оценивания учащихся - участников сетевого взаимодействия.

11Организовать взаимодействие с родителями на сайте школы через электронные журналы и дневники.

12 Создать сетевое взаимодействие как основу мобильности образовательного пространства школы.

3 этап( сентябрь 2012- май 2013г).

^ Цель: Отработать механизмы освоения новшеств, внести коррективы по ходу реализации программы с учётом новых реальностей образовательного процесса.

Задачи:

1 Осуществлять сбор информации.

2 Создать информационный банк данных по всем направлениям экспериментальной деятельности.

3 Создать архив надпредметного педагогического опыта по значимым для педагогов школы проблемам.

4 Создать психолого – педагогический архив школы через создание открытых проектов.

5 Создать архив достижений и совместного творчества через создание открытых проектов учащихся, родителей и педагогов школы.

5 Выявлять затруднения в реализации образовательных технологий, осуществлять методическую помощь.

4 этап( сентябрь 2013 – май 2014г)

^ Цель: Подведение итогов реализации программы.

Задачи:

1 Обработать данные экспериментальной деятельности.

2 Соотнести результаты реализации программы с поставленными целями и задачами.

3 Подготовить презентацию полученных результатов на сайте школы для внешней экспертизы.

^ 5 Модель проектно - сетевого взаимодействия в школе.

5.1 Выбор и обоснование основного стратегического подхода.

Стратегическая идея проекта - формирование открытой школы, способной к сотрудничеству и диалогу на основе сетевого взаимодействия клубного типа

Основная идея - реализация личностных, субъектных и учебных возможностей учащихся, педагогов и родителей на основе сетевого взаимодействия клубного типа.

Особенности и условия формирования образовательного пространства школы на основе сетевого взаимодействия.

В Концепции модернизации Российского образования говорится о развитии образования как открытой государственно – общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса- обучающегося, педагога, родителя, о том, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, .способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за страну. Чем выше доля участия в реальной, «живой» деятельности школы, чем выше интерес к опыту других педагогических уникальностей, тем значительнее роль всех участников в образовательном процессе. Именно в совместной, творческой, проектной деятельности, в деятельности сотрудничества и диалога возможно формирование ключевых компетенций личности.

Под сетевым взаимодействием мы понимаем педагогическую взаимодополнительность педагогов, которые работая в разных предметных областях, выходят на идентичную проблематику и это становится основой возможности их сетевого взаимодействия в работе над общими проектами совместно с учащимися и их родителями. Таким образом одна из основных идей проекта – сотрудничество. В отличие от жёстких методических объединений, в которые учитель входит не по своему субъектному выбору, а по своей принадлежности к тому или иному предмету, сетевое взаимодействие строится на основании свободного выбора тех партнёров, деятельность которых важна для развития собственной педагогической практики, сотрудников, которые могут оказать влияние, повести за собой. Следовательно, ещё одна из основных идей - постоянная смена лидеров.

Под проектным взаимодействием мы понимаем работу над педагогической проблемой, результатом которой становятся новвоведения. Сетевое взаимодействие не является чисто информационным. У него должна быть проектная предметность. Только в этом случае у участников педагогического процесса будет мотивация к сетевому взаимодействию. Наиболее продуктивным фактором педагогического развития школы может быть формирование сетевого проектного надпредметного пространства- педагогического клуба как свободного пространства профессиональной коммуникации ( информационного и деятельностного взаимодействия всех участников педагогического процесса.) В клубно - проектной форме работают не только педагоги, но учащиеся и их родители, где господствует принцип открытости и добровольности, свобода вхождения и « выхождения», свобода путешествия, где нет возрастных рамок. Это не просто клуб, в котором происходит необязательное общение со слабыми деятельностными связями, а проектно – деятельностный клуб, в котором происходит моделирование разных типов содержательного взаимодействия.

Сетевое мышление предполагает преодоление субъектного « обучающего» монологизма. Сеть принципиально диалогична. Развитие в ней возможно только, если входящий туда субъект строит свой диалог с сетью. И любой участник – это лишь « точка на карте» , а не подавляющая и не подчиняющая себе чужое сознание педагогическая монологичность.

Чтобы создать успешное и эффективное сетевое взаимодействие, требуется, чтобы модель этого взаимодействия реализовала несколько взаимосвязанных принципов:

  • принцип увлекательности, образовательного азарта- требуется, чтобы участники испытывали состояние азарта, желание слышать, понимать и развивать позиции друг дуга;

  • принцип навигационной прозрачности и содержательной упорядоченности- требуется, чтобы содержание сетевого взаимодействия обретало презентационные устойчивые формы, позволяющие эффективно подключаться к данному взаимодействию всё новым и новым участникам, но при этом грамотно и корректно систематизировать и упорядочивать прошлые взаимодействия;

  • принцип открытости. Любое локальное сетевое взаимодействие будет потенциально жизнеспособным, если оно будет открыто к саморазвитию, саморасширению, что должно обеспечиваться особыми формами организации этого сетевого взаимодействия;

  • принцип добровольности;

  • принцип языковой адекватности. Язык сетевого взаимодействия должен быть языком понимания, а не деструктности;

  • принцип свободной импровизации;

  • принцип теоретической и информационной корректности;

  • принцип образовательной ответственности и эффективности;

  • принцип свободного диалога.

Процесс реализации данной программы ориентирован на реализацию следующих инновационных технологий: проектную- деятельность проектирования и реализации новых способов и форм организации образовательного пространства школы – как пространства на основе мобильного проектно – сетевого взаимодействия клубного типа; коммуникационную, технологию сотрудничества, сетевого взаимодействия, в результате реализации которых в рамках данной программы прогнозируется возникновение новых форм педагогического взаимодействия как внутри педагогического коллектива школы, так и с другими коллективами, а также между педагогами, учащимися и родителями; проблемную, в результате реализации которой прогнозируется существенное повышение в педагогическом коллективе школы уровня педагогической рефлексивности и исследовательской аналитики, уровня понимания и содержательного описания собственной педагогической деятельности; информационную, в результате реализации которой прогнозируется овладение искусством качественной презентации своей индивидуальной педагогической деятельности, возможность педагогического самообразования, диалог с коллегами других школ.В процессе реализации данной программы будут задействованы все подходы, реализуемые в школе в рамках личностно – ориентированной парадигмы: системный подход; гуманистический ; деятельностный подход.: Сеть не моносубъектна, сеть полисубъектна. И поэтому в пределе она может стать основой для принципиально новой формы образования. Это форма, которая предполагает совершенно иное представление о том, что является содержанием образования. Не выложенная нами априорная информация, а некая новая образовательная деятельность, когда содержанием образования всё больше становится индивидуальная деятельность ученика, а не то, что заранее придумано учителем или составителем программы. В самом общем виде – это деятельность субъектного путешествия

^ 5.2 Основные области и направления обратимых изменений.

Модель методической службы: Схема 1

В результате сетевого взаимодействия существенно меняется функция методической службы школы. В клубно – проектной форме педагогического взаимодействия нет жёсткой предметно – ролевой закреплённости, свойственной методическим объединениям, где обсуждение педагогической проблематики идёт исключительно в рамках учебной предметности. Здесь господствует принцип открытости и добровольности, выявляются стратегические направления, в которых по факту развивается опытно – экспериментальная и методическая работа ( из интересов и потребностей педагогов школы). Обмен опытом происходит в свободной клубной обстановке по принципу круглого стола. Выявленные направления – основа деятельности проектно – сетевых, конференц- групп. Конференц - группы носят открытый характер, их состав подвижен. Деятельность таких групп проводится только на инициативной основе. Конференц – группа собирается под заявленную идею и занимается описанием разного педагогического опыта в рамках заявленной проблемы, создаёт « копилку» опыта педагогов школы в рамках проектно – сетевого направления. Таким образом, результатом деятельности являются проекты. Заявляется определённое направление надпредметного семинара, в рамках которого проводятся круглые столы, дискуссии, экспресс- конференции, диспуты, в результате которых накапливается конкретный материал, который идёт в «копилку» педагогического опыта. Большое значение имеет обучение педагогов и деятельность по их индивидуальной образовательной программе.

Происходят изменения и в управлении.

Системный интегратор создаёт временные союзы ( рабочая группа по выявлению субъектных приоритетов, « зон ближайшего педагогического развития», ресурсов, проектно – сетевых групп, конференц – групп».

Назначаются координаторы, которые координируют работу групп, следят за обсуждением, организуют консультации по некоторым методическим вопросам, вызывающими затруднения, консультации с психологом. В каждой проектной группе, конференц- группе выявляются лидеры, ведущими группу за собой. Безусловно в результате работы групп может происходить смена лидерства, как и смена обсуждаемых проблем.

Большое значение здесь должно отводится социально – психологической службе, которая будет поддержкой для педагогов. Это консультации, беседы, тренинги. Органично сюда входит система организационного обучения педагогов, которое находится внутри системы и осуществляется в процессе решения задач деятельности. Это система мероприятий по определённым проблемам и вопросам, индивидуальные образовательные маршруты педагогов, его индивидуальные образовательные программы. Итак важное значение имеет создание условий данной инновационной деятельности: нормативно – правовых ( программ, положенией), организационных ( выделение специалистов, наделёнными специальными полномочиями, служб, групп), научно – методических ( система организационного обучения), социально – психологических ( социально – психологическое сопровождение, мотивационных ( поощрение учителей, проведение конкурсов, выставление лучших проектов на сайт школы




Похожие:

Программа опытно- экспериментальной работы «Система проектно – сетевого взаимодействия в школе» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа с. Лозное чернянского района белгородской области»
...
Программа опытно- экспериментальной работы «Система проектно – сетевого взаимодействия в школе» iconОтчёт об опытно-экспериментальной работе в моу «сош №12» г. Братска за 2008-2009 учебный год Актуальность, новизна, значимость проблемы эксперимента. Противоречия и проблемы, которые предполагается решить в ходе экспериментальной работы
Стремительное изменение базовых ценностей в России определяет становление новой философии образования, гуманитарных исследований
Программа опытно- экспериментальной работы «Система проектно – сетевого взаимодействия в школе» iconПлан опытно-экспериментальной работы гоу сош №332 по теме
Создание рабочей группы и творческого коллектива педагогов и родителей по реализации программы оэр
Программа опытно- экспериментальной работы «Система проектно – сетевого взаимодействия в школе» iconМодуль «Создание системы работы с талантливыми и одарёнными детьми»
...
Программа опытно- экспериментальной работы «Система проектно – сетевого взаимодействия в школе» icon«Повышение профессиональной компетентности учителя через участие в работе сетевых сообществ»
Нтности профессиональной деятельности любого педагога. Привычная всем форма сетевого взаимодействия посредством электронной почты,...
Программа опытно- экспериментальной работы «Система проектно – сетевого взаимодействия в школе» iconАналитическое обоснование программы
Для этого была создана схема мониторинга Центра, разработана программа мониторинга. Программа реализуется в рамках методической темы...
Программа опытно- экспериментальной работы «Система проектно – сетевого взаимодействия в школе» iconИндивидуальный план опытно-экспериментальной работы по проблеме: «Художественное мышление, как неотъемлемая часть повышения эффективности изучения предметов базового цикла»
...
Программа опытно- экспериментальной работы «Система проектно – сетевого взаимодействия в школе» iconАнализ результатов сетевого взаимодействия Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
От того, как будет устрое6на школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении...
Программа опытно- экспериментальной работы «Система проектно – сетевого взаимодействия в школе» iconОтчет о промежуточных результатах опытно-экспериментальной работы моу сош с. Заречное по программе «Модель сельской школы «Сельский социокультурный комплекс»
В настоящее время сельская школа является единственным интеллектуально-культурным центром села, и поэтому в прямой зависимости от...
Программа опытно- экспериментальной работы «Система проектно – сетевого взаимодействия в школе» iconПлан работы по опытно экспериментальной деятельности (старший дошкольный возраст)
Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты