|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад «Рябинушка» Тема: Рычаги активизации творчества педагогов путем самообразования Аверченко Галина Владимировна Заведующая МДОУ ЦРР - д/с «Рябинушка» Специалист высшей категории Отличник народного просвещения г. Абакан, 2008г. Цель: предложить рекомендации по выработке устойчивого интереса личности к процессу самообразования Задачи:
Развитие личности педагога непрерывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать их ,овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы: - обучение на курсах ( один раз а 5 лет) ; - самообразование; - участие в методической работе д/с города ,республики . В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания , полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных качеств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания человеком высокой личной ответственности, познавательной активности и самосовершенствования. Самообразование – это процесс личностного роста и формирования богатого мировоззрения. В условиях педагогической деятельности – это непрерывный процесс совершенствования профессиональных знаний, умения и навыков. ^ : - всеобщность - непрерывность - целенаправленность - интегративность - единство общей и профессиональной культуры - индивидуализированность - преемственность - доступность - опережающий характер - компенсаторность - переход от низких ступеней к высшим - вариативность Руководителю необходимо так организовать работу , чтобы самообразование стало потребностью педагогов и воспитателей. В нашем д/с созданы условия ,при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. При этом планируются последовательность действий и постепенность в решении задач. Система методических мероприятий подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Вопросы самообразования включены в тематику экспериментальной деятельности д/с . Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который представлен в форме следующей таблицы:
У каждого педагога имеется индивидуальный план по самообразованию, который представлен следующими разделами: - тема самообразования; - участие в семинарах, научно-практических конференциях; - участие в смотрах-конкурсах; - посещение занятий и др. мероприятий коллег; - изучение опыта других педагогов.; - проведение открытых мероприятий; - разработка методических материалов для представления коллегам; - публикации; Рассматривая целостный процесс самообразования, мы вывели следующую схему: ![]() Так как процесс самообразования строится на основе потенциала человека, который формируется психологическими и социальными факторами – то это основа и база любой деятельности, куда входит и мотив( имеются ввиду потребности, интересы, ценностная ориентация, познавательная сфера и т.д.) Это функция психолога и руководителя. Итак, потенциал - это почва питающая процесс самообразования (синтез работы всех элементов, он имеет свои формы, методы, стадии). Качество и эффективность этого процесса зависит от методического фактора. Роль этого фактора – контроль, анализ результатов и последующая корректировка процесса. Это - непосредственная функция заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе. Основа процесса самообразования, как и любого другого - это мотив. Наша задача – его стимулирование посредством классических рычагов: ^ ![]()
На первый взгляд кажется неуместным вмешательство администрации в образовательный процесс, но практика показывает, что грамотное и тактичное участие руководителей не только благоприятно, но и необходимо. Миссия руководства состоит в том, чтобы формировать у педагога устойчивую потребность в самообразовании, непрерывно побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования: ^ ![]()
^ ![]()
Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм повышает информационную насыщенность, способствует переходу внешних воздействий на осознание необходимости постоянного обучения к внутренним стимулам развития личности (потребностям, мотивам, интересам, установкам). Участие руководителя и заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе являются главным как в процедуре анализа и оценки педагогической деятельности. Можно привести лишь небольшой перечень организационно-методических мероприятий администрации по отношению к педагогу: привлечение специалиста к сотрудничеству, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных данных, опытно-эксперементальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований. Важно не только определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, но и применить приобретенные знания на практике. Задача администрации не в том, чтобы учить человека всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам. ^ – это контроль и помощь воспитателю в работе по самообразованию. Представляем алгоритм данной работы или программу самообразованию педагога:
Формы работы:
Руководство и контроль за самообразованием:
Основные принципы в самообразовании педагога:
В процессе самообразования решаются следующие задачи:
Этот процесс имеет двунаправленный характер. Он развивается вширь и вглубь, т.е. можно пополнять свой профессиональный и образовательный багаж новой информацией или же совершенствовать и отрабатывать уже известные формы работы. Интересна одна гипотеза о том, что, чем больше человек узнает нового, чем больше он расширяет свой кругозор, тем больше он осознает необходимость своего совершенства. Объясняется это тем, что человек обладающий небольшим объемом знаний, имеет меньшую площадь соприкосновения с окружающим его незнанием. Ему, естественно, кажется, что он знает достаточно, и наоборот, человеческое знание растет, площадь соприкосновения с незнанием увеличивается, человеку кажется, что он не знает ничего. Это вынуждает его постоянно сомневаться в себе и совершенствоваться. Проиллюстрируем это простым рисунком. ![]() ![]() ![]() ![]() Площадь соприкосновения с незнанием маленькая Площадь соприкосновения с незнанием большая В завершении вышеизложенного, необходимо сделать вывод о том, что самообразование тесно связано с образованием: не может быть самообразования без образования, и наоборот. Мы рассматривали его как вид деятельности, ведущей и базовой социальной функцией которого является самореализация личности. Список используемой литературы:
Приложение 1 Изучение человека и человеческих отношений ^ ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() внешние факторы Характеристики личности
Приложение 2 Формы работы:
Приложение3 Руководство и контроль за самообразованием:
Основные принципы в самообразовании педагога:
В процессе самообразования решаются следующие задачи:
|
![]() | План работы библиотеки на 2011-2012 уч год Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания... | ![]() | План работы школьной библиотеки Октёмской средней школы на 2009-2010 учебный год Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания... |
![]() | Положение о работе педагогов над темами самообразования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Настоящее Положение регулирует деятельность педагогов над темами самообразования, которая является одной из основных форм методической... | ![]() | Тема. «Использование икт как основной компонент активизации познавательнойдеятельности учащихся начальных классов» Слайд 3 Цель проекта: повышение качества знаний и уровня коммуникативных компетенций учащихся через интеграцию педагогических и информационных... |
![]() | Система работы педагогов над темами самообразования I. Общие требования Настоящее Положение регулирует деятельность учителей, читателей и других участников образовательного процесса над темами самообразования,... | ![]() | Положение о районом слете друзей природы Формирование экологической культуры школьников путем активизации детского экологического движения в районе и городе |
![]() | П о л ожени е о районном слете юных друзей природы Ленинский район г. Нижний Новгород Формирование экологической культуры школьников путем активизации детского экологического движения в районе и городе | ![]() | З., Шарипова Э. Р. Элементы технического творчества как основа проектной деятельности в обучении будущих инженеров-педагогов постановка проблемы ... |
![]() | Планирование форм отчетности по теме самообразования на 2012-2013 у г Доу, самоанализ педагогической деятельности (обязателен для аттестующихся педагогов) и др) | ![]() | Прика з С целью активизации педагогов и учащихся в использовании ресурсов портала Система электронных дневников и журналов и в соответствии... |