Практикум по русскому языку с использованием икт для учащихся 11 класса с целью подготовки выполнения части «С» егэ icon

Практикум по русскому языку с использованием икт для учащихся 11 класса с целью подготовки выполнения части «С» егэ



НазваниеПрактикум по русскому языку с использованием икт для учащихся 11 класса с целью подготовки выполнения части «С» егэ
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрактикум

Орлова Н.О., учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ№11»


Практикум по русскому языку с использованием ИКТ для учащихся 11 класса с целью подготовки выполнения части «С» ЕГЭ.

Тема: От художественной детали к художественному образу (анализ текста). Совершенство и гармония руки человека.

Цель: отработка умения интерпретировать текст на основе художественной детали.

Задачи: закрепить умения:

выявлять замысел автора и его позицию;

понимать идейный смысл текста, извлекать из него урок;

излагать собственное мнение и его аргументировать;

выполнять задание, используя компьютер;

формировать ИКТ-компетенции.

Содержание урока.

  1. Орг.момент. Слайд (детали: глаза, улыбка, руки) О чём рассказывают эти детали?

  2. Слово учителя.

  • Что такого удивительного в обыкновенной руке человека?

  • Почему при виде одной руки сердце наполняется восторгом и лёгкостью, а при виде другой приходишь в уныние и смятение?

^ Метафора «Всё в твоих руках»

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет: живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт; а если он скажет: мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил: «О мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках…»

  • Как вы думаете, есть ли у рук свой язык?

  • Могут ли руки плакать, страдать, радоваться, быть счастливыми?

III. Анализ текстов. Самостоятельная работа в парах (для каждой пары задание предложено выполнить на компьютере)

  1. Рембрант «Портрет Старика». Опишите руки старика: историю его жизни, судьбу, черты характера.



Портрет рук

Портрет начинается с рук. Рук сложенных и сомкнутых над коленями. Таких рук не дал ни один художник, это не руки, это замкнутая, необычайно сложная и уже завершившаяся человеческая судьба, жизнь со всеми её потерями, со всеми предчувствиями и осознаниями, это совершенная и покорно угасающая плоть.

Эти руки старика, здесь, на живописном полотне, превосходят по своей выразительности и обобщённости любые встречающиеся в быту руки человека.
Ю.Куранов


  • Согласны ли вы с тем, что «эти руки превосходят по своей выразительности любые естественные, встречающиеся в быту руки»?

  • Укажите средства выразительности, цель применения. Список терминов:

1. лексический повтор

2. метафора

3. инверсия

4. гипербола

5. ряды однородных членов

6. антитеза

7. оксюморон

8. цитирование

9. эпитеты

10.парцелляция

Клише.

Данный текст Ю.Куранова «Портрет рук»__________________стиля. Тип речи

__________________________________________________.

В тексте выделены два абзаца. В первом абзаце размышления автора о _________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Глядя на руки старика, можно рассказать о __________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Во втором абзаце автор убеждает читателя в том ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Изобразительно-выразительные средства помогают лучше понять _____________

__________________________________________________________________________

и воздействуют на читателя __________________________________________________

__________________________________________________________________________ Это такие средства _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В заключение не могу не высказать _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


^ 2) Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Руки Джоконды

Руки Джоконды! Нельзя представить себе более тонкой живописи, более правдоподобной иллюзии при взгляде на эти восхитительные руки. После лица руки – самая одухотворённая часть человеческого тела.

Таких других рук я не встречал ни на одной картине. В них можно прочесть целую биографию этой женщины, её характер, её бездеятельно-созерцательный дух. Джоконда только что положила одну руку на другую – легко, несколько лениво, неплотно. Посмотрите на эти руки в целом: тёплые, мягкие, с лёгкою припухлостью у основания большого пальца, они кажутся выхоленными. Именно такие руки, способные на поверхностную ласку, которая выражает не нежность сердца, а любовь к эгоистическим нервным ощущениям.

А.Волынский

  • Что в описании поразило вас больше всего?

  • Согласны ли вы с утверждением автора, что «после лица руки – самая одухотворённая часть человеческого тела»?

  • Укажите средства выразительности, цель применения. Список терминов:

    1. метафора

    2. риторическое восклицание

    3. эпитеты

    4. литота

    5. гипербола

    6. лексический повтор

    7. фразеологизм

    8. олицетворение

    9. ряды однородных членов

Клише.

Текст А.Волынского «Руки Джоконды»____________________стиля. Тип речи ______________

___________________________.

В тексте автором выделены два абзаца. В первом он восхищается__________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ С ним нельзя не согласиться ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Во втором абзаце в описании рук больше всего поразило______________________________

________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Изобразительно-выразительные средства помогают_______________________________________

________________________________________________________________________________________

подчёркивают____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

Это такие средства _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В заключение хочется сказать______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ^ 3) Подведение итога самостоятельной работы в парах. Обсуждение.


IV. Анализ текста. Фронтальная работа.

Руки человека

Всё, что окружает нас, что построено, возведено, добыто, всё сделали человеческие руки.
Они управляются пером и молотом. Они способны бережно положить кусочек сахару в чашку чаю и увесистый кирпич в фундамент нового дома, извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из пальца.


Руки человека, подчиняясь его разуму и воле, превратили дикие земли в богатые поля. Они раздвинули дремучие леса, заставили расступиться горы, осушили комариные болота, напоили влагой сухие пустыни. Они перегородили реки, чтобы могучей силой воды, ринувшейся на турбины, гнать сильный ток на тысячи километров. Руки человека по зову его сердца создали удивительной красоты картины и статуи, которыми будут вечно любоваться люди.
Всё могут, всё умеют, со вcем справляются человеческие руки. Только надо приучить их к хорошему делу. Чтобы стали они сноровистыми, умелыми, послушными доброму сердцу и точному уму.
Л.Кассиль


  • Какова основная мысль текста?

  • Какими средствами выразительности пользуется автор, чтобы подчеркнуть широкие возможности творчества человека?

  • Раскройте смысл выражения «чтобы они были послушными доброму сердцу и точному уму».

  • Что объединяет все эти тексты?

V. Творческая работа. Напишите сочинение по прочитанному тексту Л.Кассиля. Сформулируйте проблему, поставленную автором, его позицию. Выскажите свою точку зрения. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

VI. Подведение итога урока.

  • Итак, что такого удивительного в обыкновенной руке человека? Посмотри на свои руки.

  • Может быть, рука – это восхитительное орудие труда, создание особое и ни с чем не сравнимое?

  • Может быть, поэтому так трудно изобразить человеческую руку во всём её совершенстве и гармонии?

Всё, что есть в мире прекрасного, красивого, идеального, сделано человеком, умом человека, руками человека.

Ги де Мопассан



Похожие:

Практикум по русскому языку с использованием икт для учащихся 11 класса с целью подготовки выполнения части «С» егэ iconЭлективный курс «Система подготовки к егэ по русскому языку» предназначен для работы в 11 выпускном классе. Курс учитывает содержание занятий по русскому языку «Грамматика, текст, стили речи»
С одной стороны, это позволит повысить общую грамотность учащихся, восполнить те пробелы, которые могли возникнуть во время учебы...
Практикум по русскому языку с использованием икт для учащихся 11 класса с целью подготовки выполнения части «С» егэ iconПрактикум по финансово-экономическому анализу 2009 г 11. Коропец А. А. а Математика. Тематические задания для подготовки к егэ; б Математика. Практикум для подготовки к егэ
Галкина Е. В.: а Анализ финансовой отчетности: объекты, методика прогностическая ценность результатов
Практикум по русскому языку с использованием икт для учащихся 11 класса с целью подготовки выполнения части «С» егэ iconКонотоп Александр Вячеславович программа разработана на основе учебного пособия Система подготовки к егэ по русскому языку: программа
Программа разработана на основе учебного пособия «Система подготовки к егэ по русскому языку: программа, теория, практика». Автор:...
Практикум по русскому языку с использованием икт для учащихся 11 класса с целью подготовки выполнения части «С» егэ iconРабочая программа по русскому языку для 3 класса (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова) Составила
«Русский язык» для 3 класса разработаны на основе примерной программы по русскому языку в рамках фгос, авторской программы Поляковой...
Практикум по русскому языку с использованием икт для учащихся 11 класса с целью подготовки выполнения части «С» егэ iconСистема подготовки к егэ по русскому языку учащихся старшей профильной школы
На протяжении нескольких лет я преподаю русский язык в старших профильных классах и готовлю учеников к сдаче обязательного для всех...
Практикум по русскому языку с использованием икт для учащихся 11 класса с целью подготовки выполнения части «С» егэ iconПрограмма по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих целей
Программы по русскому языку положены образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку, обязательное...
Практикум по русскому языку с использованием икт для учащихся 11 класса с целью подготовки выполнения части «С» егэ iconПрограмма элективного курса «Практикум по русскому языку» составлена на основе программы по русскому языку 10-11 класс Москва «Русское слово», 2005 год, под редакцией Н. Г. Гольцовой

Практикум по русскому языку с использованием икт для учащихся 11 класса с целью подготовки выполнения части «С» егэ iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе программы основного общего образования по русскому языку М. Т баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского

Практикум по русскому языку с использованием икт для учащихся 11 класса с целью подготовки выполнения части «С» егэ iconРабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования по русскому языку
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности...
Практикум по русскому языку с использованием икт для учащихся 11 класса с целью подготовки выполнения части «С» егэ iconПрограмма курса «Система подготовки к егэ по математике» для учащихся 11 класса
Таким образом, для подготовки к сдаче егэ необходимо повторить не только материал курса алгебры и начал анализа, но и некоторых разделов...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты