Формирование орфографической зоркости у младших школьников формирование орфографической зоркости icon

Формирование орфографической зоркости у младших школьников формирование орфографической зоркости



НазваниеФормирование орфографической зоркости у младших школьников формирование орфографической зоркости
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

   Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

Что недостает в орфографической подготовке учащихся начальных классов?

    Для ответа на поставленный вопрос обратимся к школьной практике, к той орфографической теме, которая доставляет учителю больше всего хлопот, - к теме «Правописание безударных гласных в корне слова , проверяемых ударением». Мысленно проверим знания и умения детей различными способами.

    1.Сначала проведем традиционный опрос. Смогут ли ученики повторить изученное правило и провести примеры? Наверное, да.

2. Теперь предложим им карточки со словами, в которых пропущены буквы. Решат ли они поставленные задачи? Скорее всего, да. Большая часть учеников вставит пропущенные буквы.

3.Третий способ проверки – диктант. Он, конечно, будет написан, но вероятность появления ошибок возрастает.

4.И вот настает момент, когда ученикам потребуется применить полученные знания и умения при создании собственных письменных высказываний… чаще всего детские тексты будут испорчены  ошибками на изученное правило.

    В чем же дело? Правило знают, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки…

    Сегодня ответ уже очевиден: наши ученики не замечают «ошибкоопасных» мест и потому не применяют известные им правила, «орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок.

   Часто можно услышать от родителей фразу: «все правила мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять. Поэтому и необходимо применять систему «ошибкоопасных» мест.

Ученику нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места, какие буквы являются «минами». Ребёнок должен уяснить, что проверить слово нужно до того, как оно будет написано!

    Поэтому, умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.

    Таким образом, необходимость достроить существующую систему обучения орфографии недостающим звеном – формирование у учащихся орфографической зоркости – становится очевидной.

    Посмотрим, определение орфографической зоркости.


^ Орфографическая зоркость –

это умение замечать орфограммы,

то есть те случаи при письме,

где при едином произношении возможен выбор написания.

    В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
    Теперь давайте попробуем ответить на вопрос:   какие орфографические умения следует формировать у учащихся начальных классов?

    Для этого надо рассмотреть структуру осознанно выполняемого орфографического действия.

Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника, работу над которыми начинаю на ранних этапах.

  1. ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);

  2. устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;

  3. применять правило

  4. осуществлять орфографический самоконтроль.



    Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:

во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;

во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм,

 в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.

    Поскольку опознавательные признаки орфограмм непосредственно связаны со звуками, точнее, с оценкой позиции звуков, становится понятным, почему ведущей целью фонетической работы является формирование у детей умения слышать звучащее слово

    От того, насколько прочно первоклассники овладевают этими умениями, в значительной мере будет зависеть успех  в становлении их орфографической зоркости.

  Поэтому, работу по развитию зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

Приведу пример задания, где дети легче усваивают понятие позиции звука.


Задание «Сильный – слабый».

  1. Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?

  2. Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.

    • Гласные буквы одинаковые.

     3.Произнесите слова, что можете сказать про звуки?

    • Гласные звуки разные.

4.Поможем слабому!

    • В слове кОт гласный под ударением – сильный.

    • В слове кОтенок гласный безударный – слабый.

       5.Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».

    Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота – он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную.

На данном этапе эффективны следующие упражнения:

 «Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место».
«Светофор». Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».
«Зажги маячок». Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».                                                                                   

Приемы по выработке орфографической зоркости

    В практической работе использую следующие приёмы и виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости у младших школьников.

1. Списывание.

  Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п.

    Поэтому уже на начальных этапах письма совместно с детьми был составлен алгоритм списывания, который включает в себя следующие действия:


Алгоритм списывания:

1. Прочитай слово /предложение/.
2. Повтори слово / предложение/, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
3. Выдели орфограммы в списываемом слове /тексте/.
4. Прочитай слово /предложение/ так, как оно написано. 
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз.
7. Проверь написанное:


а) читай то, что написал по слогам;

б) подчеркни орфограммы в написанном слове /предложении/;

в) сверь каждую орфограмму с исходным словом /текстом/.


    Я увидела, что если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно , но и его осознанности.

В классе этот алгоритм  висит на видном месте, имеется он и у каждого ученика в виде памятки. На первых порах выработки орфографической зоркости, т. е. в конце 1-го года обучения, проводится такая форма списывания в виде игры: "Как птичка зернышки клюет?"

    Задаю этот вопрос классу перед списыванием. Дети показывают движением головы: вверх - вниз, вверх - вниз. А на вопрос: - "А как мы будем зернышки-слоги клевать?" - хором отвечают: "В книгу - в тетрадь, в книгу - в тетрадь!".

- А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет самой лучшей "птичкой". - продолжает учитель.

- Самой лучшей "птичкой" будет тот, кто все задания выполнит быстрее, красивее, грамотнее, - отвечают дети.

    Чтобы дети не теряли время на поиски списываемого слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги (лучше желтого, зеленого цветов), которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Спиши слова определённой части речи  и т.п.


  2. Письмо с проговариванием  (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

     Анализируя процесс письменной речи, Л. С. Выготский писал: "Мы очень часто скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик". Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны как раз с процессом перевода внутренней речи в письменную. Следовательно, один из путей выхода из этих затруднений – озвучить речь.

Приучаю детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения. Роль такого озвучивания внутренней речи при письме нельзя недооценивать и в плане обучения орфографии. Произнесение записываемых слов так, как они пишутся. Способ проговаривания зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка.

3. Комментирование (объяснение написания).

    Эффективным считаю письмо с комментированием отгадок  на орфограммы в загадках, так как детям это интересно. При письме также иногда использую следующий прием: отгадку сопровождаю картинкой, на обратной стороне которой написано  слово. После письма с комментированием идет самопроверка.

4.Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Обязательно на каждом уроке!
    Алгоритм проведения:

  1. Прочитать текст.

  2. Найти в каждом слове «опасные места».

  3. Объяснить их написание.

  4. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.

  5. Списать.

Часто проработанный текст записываем по памяти.

5.Скоростное письмо.

     Считаю, что самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного. 
6Звуковой анализ слов.

Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.

^ 7.Письмо с простукиванием.

     Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.

8. Использование словарей.

    Уже на первых уроках я познакомила учащихся с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе стал «настольной» книгой, часто используемой на уроках. Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.

^ 9. Кроме этого, для выделения орфограммы и запоминания её правописания в своей практической работе применяю «Запоминалки».

 

1.Элла, Нонна, ванна, класс,

ссора, теннис и рассказ,

миллион, шоссе, программа,

грипп, аллея, телеграмма.

Мы слова такие слышим

и с двойной согласной пишем.

   Многократное чтение «запоминалок», а иногда и заучивание их создаёт благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила.

    Я считаю, что «запоминалки»  не подменяют правила учебника и читаются задолго до знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений.

  ^ 10.Также одним из примеров повышения грамотности считаю развитие  зоркости при работе над ошибками. Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. При проверке работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку, а у более слабых учащихся неверно написанную букву зачеркиваю или подчеркиваю все слово с ошибочным написанием.

^ Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них.

Чтобы заставить ребенка серьезно относиться к своим ошибкам и возбудить желание избавиться от них, при проверке тетрадей, в которых допущено много ошибок, ставлю точку вместо отрицательной оценки. Дети знают, что надо в работе найти и исправить ошибки, сделать работу над ошибками, повторить правила правописания.

Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для работы над обучением орфограмм, я очень часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи.

 

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.

Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать

Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.



Похожие:

Формирование орфографической зоркости у младших школьников формирование орфографической зоркости iconРазвитие орфографической зоркости младших школьников. Батраченко Ирина Петровна
Формирование орфографической зоркости у учащихся это одна из актуальных проблем, стоящих перед школой на протяжении всего её исторического...
Формирование орфографической зоркости у младших школьников формирование орфографической зоркости iconФормирование орфографической зоркости у младших школьников удк 372. 31 Ббк74. 200. 5 Выпускная квалификационная работа
Теоретические аспекты формирования орфографической зоркости у младших школьников
Формирование орфографической зоркости у младших школьников формирование орфографической зоркости iconФормирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников
В статье предложена система работы, направленная на формирование у младших школьников навыка словообразовательного анализа, которая...
Формирование орфографической зоркости у младших школьников формирование орфографической зоркости iconСолодковой Аллы Владимировны по проблеме Развитие орфографической зоркости учащихся на урок
Я, Солодкова Алла Владимировна, работаю над данной проблемой, так как считаю, что формирование орфографической зоркости одна из главных...
Формирование орфографической зоркости у младших школьников формирование орфографической зоркости iconТема: Развитие орфографической зоркости
Орфографическая грамотность является составной частью общей языковой культуры человека
Формирование орфографической зоркости у младших школьников формирование орфографической зоркости iconРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Совершенствование орфографических навыков при использовании активных форм обучения
Формирование орфографической зоркости у младших школьников формирование орфографической зоркости iconЭффективные методы развития орфографической зоркости
Уровень грамотности учащихся средней школы – одна из острейших проблем народного образования
Формирование орфографической зоркости у младших школьников формирование орфографической зоркости iconТема: «Обобщение знаний о местоимении как части речи». Цель: Образовательная
Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления и памяти на
Формирование орфографической зоркости у младших школьников формирование орфографической зоркости icon«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе»
Мельникова Елена Петровна, боу г. Омска «сош №17», учитель начальных классов, 55 регион
Формирование орфографической зоркости у младших школьников формирование орфографической зоркости iconПонятие об имени существительном. Цели
Способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления, речи, самоконтроля за осанкой...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты