Пояснительная записка к рабочей программе по математике Данная программа разработана на основе программы по математике «Учусь учиться», 1–4 образовательной системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…», автор: Л.Г.Петерсон, рекомендовано РАО и АПК и ППРО Министерства образования РФ, 2010 год, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (2004г.) В учебном плане МБОУ СОШ №24 с учётом годового календарного графика в 2012-2013 учебном году на изучение курса математики в 4 классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю, выделенных из инвариантной части учебного плана. Изучение курса математики в 4-ом классе направлено на достижение следующей цели: обучение учащихся построению, исследованию и применению математических моделей окружающего их мира, формирование у учащихся универсальных учебных действий. Для достижения поставленной цели изучения математики необходимо решение следующих практических задач: освоение начальных математических знаний –понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. В 4-ом классе в рамках числовой линии изучается деление многозначных чисел, что завершает изучение натуральных чисел (в пределах 12 разрядов). Систематизируются основные свойства натуральных чисел, которые записываются в буквенном виде. Учащиеся на предметной основе с обыкновенными дробями и смешанными числами: устанавливают смысл их введения, учатся записывать, выводят простейшие алгоритмы их сравнения, сложения и вычитания (для случая дробей с одинаковыми знаменателями). Одновременно с развитием числовой линии продолжается работа по обучению детей решению текстовых задач и уравнений, формированию способностей к выявлению закономерностей и описанию их на математическом языке. У учащихся развивается геометрические представления и вариативное мышление. Они встречаются с понятиями оценки и прикидки арифметических действий, решением неравенств (строгих, нестрогих двойных), учатся находить расстояние между точками координатного луча, измерять угол транспортиром, решать задачи на дроби (проценты), одновременное движение, строить графики движения, круговые и столбчатые диаграммы и др. Параллельно с изучением нового материала повторяется и закрепляется материал, изученный ранее: приёмы устных и письменных вычислений, решение текстовых задач, уравнений, решение примеров на порядок действий, свойства арифметических действий, геометрический материал и др.
Распределение часов по четвертям: Количество часов в году | I полугодие | II полугодие | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | 136 | 32ч | 32ч | 40ч | 32ч |
Формы контроля и возможные варианты его проведения
Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках, в тетрадях для самостоятельных и контрольных работ; используется тестовая форма контроля знаний обучающихся. В течение года проводится 10 контрольных работ, включающих в себя административные контрольные работы. Контроль уровня сформированности вычислительных навыков осуществляется по технологии В.Н.Зайцева. С целью получения информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы по математике в конце года в 4-ом классе проводится комплексная контрольная работа.
Прохождение практической части программы Четверть | Всего часов | Самостоятельные работы ( в рамках урока) | Контрольные работы |
| административные работы | 1 четверть | 32ч | 10 | 3 | 1(входной контроль), 1 (за I четверть) | 2 четверть | 32ч | 7 | 2 | 1 (за I полугодие) | 3 четверть | 40 ч | 11 | 2 | 1 (за III четверть) | 4 четверть | 32 ч | 5 | 3 | 1 (итоговый контроль) | год | 136 ч | 33 | 10 | 5 |
Учебно - тематический план № п/п | Наименование темы (раздела) | Общее кол-во часов |
| Решение неравенств. Множество решений Знаки ≥ и ≤. Двойное неравенство. | 5 |
| Оценка суммы. Оценка разности. Оценка произведения Оценка частного. Прикидка результатов арифметических действий. | 8 |
| Деление с однозначным частным. Деление на двузначное и трехзначное число. Оценка площади. Приближенное вычисление площадей. | 11 |
| Измерения и дроби. Из истории дробей. Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа. Проценты. Нахождение числа по доле. Решение задач. Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. | 14 |
| Решение задач. Площадь прямоугольного треугольника. | 3 |
| Деление и дроби. Нахождение части, которую одно число составляет от другого. | 4 |
| Сложение дробей. Вычитание дробей. Правильные и неправильные дроби. Задачи на части. | 7 |
| Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Запись смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел. Преобразование смешанных чисел. | 15 |
| Шкалы. Числовой луч. Координаты на луче. Расстояние между точками координатного луча. Движение по координатному лучу. | 8 |
| Скорость сближения и скорость удаления. Встречное движение. Движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Формула одновременного движения. Решение задач на движение. Движение вдогонку. Задачи на все случаи одновременного движения. | 19 |
| Действия над составными именованными числами. Новые единицы площади: ар, гектар. | 3 |
| Сравнение углов. Развернутый угол. Смежные углы. Измерение углов. Угловой градус. Транспортир. Построение углов. | 11 |
| Круговые диаграммы. Столбчатые и линейные диаграммы. | 5 |
| Координатный угол. Координаты на плоскости. Построение точек по их координатам. Точки на осях координат. Построение фигур по координатам. График движения. | 14 |
| Повторение. | 9 | | Итого | 136 часов |
Содержание курса математики в 4-ом классе Общие понятия | Неравенства. Решение неравенства. Множество решений неравенства. Строгие и нестрогие неравенства. Двойные неравенства. Оценка и прикидка. Доли. Дроби. Проценты. Координаты на луче и на плоскости. Движение точек по числовому лучу. График движения. Диаграмма. | Операции над числами и функциональная зависимость величин. | Оценка и прикидка суммы, разности, произведения, частного. Деление на двузначные и трёхзначные числа. Измерения и дроби. Из истории дробей. Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по доле. Проценты. Дроби. Наглядное изображение дробей. Сравнение дробей с одинаковыми числителями и знаменателями. Деление и дроби. Сложение и вычитание дробей. Правильные и неправильные дроби. Представление смешанных дробей в виде неправильной дроби. Решение стрёх типов задач на дроби. Нахождение процента числа и числа по процентам. Шкала. Координатный луч. Расстояние между точками координатного луча. Движение по координатному лучу. Скорость сближения и скорость удаления. Задачи на все случаи одновременного движения. Круговые, столбчатые и линейные диаграммы. Координатный угол. Графики движения. | Геометрические фигуры и величины. | Прямоугольный треугольник, его стороны и свойства. Оценка площади. Приближенное вычисление площадей. Новые единицы площади: ар, гектар. Действия над составными именованными числами. Измерение углов. Транспортир. Развёрнутый угол. Смежные и вертикальные углы. Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений. |
Планируемые результаты В результате изучения данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: должны знать | должны уметь | названия компонентов действий; алгоритмы выполнения письменных приёмов сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел; формулы пути, стоимости, площади и периметра прямоугольника, прямоугольного треугольника; соотношения между изученными единицами длины, площади, объёма, массы, времени. | читать, записывать числа в пределах триллионов; выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное и трёхзначное; правильно выполнять устные вычисления с многозначными числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; читать числовые и буквенные выражения, содержащие 1-2 действия, с использованием терминов сумма, разность, произведение, частное; решать выражения, содержащие 4-5 действий (со скобками и без них). На основе знания правил о порядке выполнения действий; выполнять прикидку, письменные действия с многозначными числами и устные вычисления, сводящиеся к действиям с числами в пределах 100; записывать в буквенном виде переместительное, сочетательное и распределительное свойства сложения и умножения, частные случаи действий с 0 и 1, а также использовать эти свойства для упрощения вычислений; находить числовые значения простейших буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв; решать задачи в 2-4 действия на все арифметические действия; решать простые и сложные уравнения; находить координаты точек числового луча и строить точки по координатам, вычислять расстояние между двумя точками числового луча; читать и записывать дроби и смешанные числа, наглядно изображать их в простейших случаях с помощью геометрических фигур и точками числового луча; сравнивать дроби с одинаковыми числителями и знаменателями; складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями; сравнивать, складывать и вычитать смешанные числа с одинаковыми знаменателями в дробных частях; решать задачи на дроби трех основных типов (нахождение части от числа, выраженной дробью; нахождение числа по его части, выраженной дробью; нахождение дроби, которую одно число составляет от другого); решать и анализировать задачи в 3-4 действия на все изученные случаи арифметических действий; находить скорость сближения и скорость удаления для всех случаев одновременного движения двух объектов, решать задачи в 2-3 действия для встречного движения и движения в противоположном направлении; сравнивать значения величин с помощью таблиц, круговых и столбчатых диаграмм; измерять и строить углы с помощью транспортира; определять координаты точек координатного угла и строить точки по их координатам; читать и, в простейших случаях, строить столбчатые и линейные диаграммы, графики движения. |
Программа предусматривает Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая и парная формы работы. Виды занятий: традиционная классно-урочная система, урок-практикум, урок-экскурсия, мультимедиа-уроки, урок-соревнование и др. Технологии. Основой является интегративная технология деятельностного подхода. Используются технологии проблемно-диалогического обучения, критического мышления, разноуровневое обучение, технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев), технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии.
Для реализации программного материала используются: УМК Программа по математике «Учись учиться», 1-4, образовательной системы «Школа 2000…», автор Л.Г. Петерсон. Рекомендована РАО и АПК и ППРО Министерства образования и науки РФ, 2010 Учебник «Математика». В 3 частях. Л.Г. Петерсон – М.: Ювента, 2012. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. Выпуск 3. В 2-х вариантах. / Л.Г. Петерсон и др.– М.: Баласс, 2012. – 96 с.: ил. Математика. 4 класс: Методические рекомендации для учителей. Изд. 4-е перераб. и доп. /Л.Г. Петерсон– М.: Ювента, 2012.- 320с.: ил.
Информационное обеспечение Сценарии уроков к учебнику с презентациями, демонстрационными и раздаточными материалами. СD.
Ресурсы сети Интернет http://school-collection.edu.ru www.uroki.ru Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
Литература для учащихся Узорова О.В., Е.А.Нефёдова. «Как научиться быстро считать». 3000 новых примеров по математике (внетабличное умножение и деление) 3-4 классы. Математика. Тесты. 2-й, 3-й, 4-й классы. Тренировка, контроль, диагностика, портфолио: учебное пособие / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2009.- 142,с - (Промежуточная аттестация. Математика.)
Своевременная корректировка рабочей программы осуществляется за счет компенсирующих мероприятий. |