Модель комплекса «Школа – социокультурный центр» icon

Модель комплекса «Школа – социокультурный центр»



НазваниеМодель комплекса «Школа – социокультурный центр»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Модель комплекса

«Школа – социокультурный центр»


Сельский социокультурный комплекс - социально-педагогическая система, нацеленная на обеспечение условий для разностороннего развития и образования детей, молодежи, взрослых. Это целостная многофункциональная образовательная система, «вырастающая» из сельской школы, имеющая широкие социальные связи с внешней средой – учреждениями, организациями, властными структурами, опирающаяся на тесное взаимодействие всех основных субъектов образовательного процесса.

Традиционно характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей «всем миром», т.е. забота о развитии ребенка лежит на плечах не только родителей и педагогов школы, но и сельского сообщества в целом. Ребенок естественным образом связан со своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его бытие и влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальной, духовно-нравственной и физической культуры.

Современное сельское образование представляет целостную систему, которая должна обеспечивать многофункциональную подготовку детей к успешной деятельности в важнейших сферах:

профессиональной, сельскохозяйственной, семейной, культурно-досуговой, духовно-нравственной, социальной, общественно-политической, по охране своего здоровья.

Основной базой и фактически единственным социальным институтом, способным возглавить работу по оздоровлению сельской среды и созданию целостной системы современного образования детей, является школа.

Объединение усилий учреждений культуры, дополнительного и дошкольного образования, учреждений здравоохранения с усилиями школы в этом направлении является перспективным и важным в свете комплексного решения проблем села.


^ Цель модели:

Создание целостной системы работы образовательного учреждения как социокультурного центра через вовлечение детей, молодёжи, взрослого населения, общественных организаций и административных структур в совместную воспитательно-образовательную деятельность, способствующую воспитанию культурного, высокообразованного, конкурентного на рынке труда, физически и психически здорового выпускника.


Стратегической целью модели «Школа – социокультурный центр», которая предполагает интеграцию имеющихся в селе культурно-образовательных ресурсов и создание благоприятной среды для становления индивидуальности сельского ребенка.

Направленность

модели заключается  в поиске внутренних источников  развития, рационального использования накопленного инновационного потенциала школы и потенциала социальных партнеров.


Задачи модели комплекса


  1. Создать единое воспитательное пространство, обеспечивающее оптимальные условия для полноценного и всестороннего воспитания и образования учащихся;

  2. Обновить содержание воспитания , направленного на получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям жизни на основе подходов, гарантирующих самоопределение учащихся;

  3. Позитивная социализация личности;

  4. Предоставить каждому ребёнку, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность;

  5. Создать условия для повышения перманентности образования: - обеспечить безопасные и здоровьесберегающие условия для всех участников образовательного процесса;

  6. Повысить роль и заинтересованности семьи в воспитании детей;

  7. Эффективно использовать кадровые , культурные , материальные возможности социального окружения школы;

  8. Привлекать социум к решению проблем школы и укреплять связи с окружающим социумом и родительской общественностью


^ Актуальность модели «Школа – социокультурный центр»

Актуальной остается на сегодняшний день проблема возрождения социального статуса сельского жителя. Школа, являясь инициатором деятельности по оздоровлению села, ставит задачу возрождения Человека созидателя через осознание потребности труда на Земле.

Главным принципом образовательного пространства является теснейшая связь с ближайшим окружением школы, которая позволяет развиваться образовательному учреждению как открытой социально-педагогической системе.

В содержательном аспекте открытость школы характеризуется, с одной стороны, тем, что внеурочная и внешкольная воспитательная работа осуществляется в системе социально-воспитательной деятельности села как ее органический компонент.

Педагогический коллектив школы, совместно с жителями, строит систему воспитательной работы не только со школьниками, но и со всем населением, осуществляя педагогизацию среды.

Необходимо серьезно подумать и о судьбе выпускников, остающихся после окончания школы в родном селе. Для работы на селе они должны обладать информационно-коммуникационными навыками, быть интеллектуально-грамотными, знать технологию выращивания картофеля, вести бухгалтерский учет и т.д.

Перспектива развития сельской школы в целом напрямую зависит от кадров.

Перед школой стоит задача - создать условия для доступности непрерывного образования педагогов и перспектив профессионального роста, а также закрепления молодых специалистов на селе и школе.

^ В школе накоплен достаточный опыт по развитию социокультурной модели:

1.Развиты социальные внешние связи:

Учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества, ветеранская организация, Дом культуры, дошкольное образовательное учреждение;

2. Созданы социальные проекты: «Деревенская семья», «Каникулы». «Школа социальной зрелости», «Пусть живые запомнят и пусть поколения знают».

3. Сформирована модель школьного самоуправления с собственной символикой (герб, флаг, гимн).

4. Создана модель системы самоуправления в классных коллективах;

5. Традиционное участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях: краевые, районные, конкурсы, качественный уровень подготовки мероприятий всех уровней.

6. Значительно сократилось количество учащихся группы «Риска», состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних с 9 до 2.

7. Увеличилась занятость учащихся во второй половине дня с 78% до 93%.

8. За 2007-2010 год снизился уровень заболеваемости в 2,7 раза.

9. Разработана эффективная система мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.


^ Характеристика социокультурной среды.


Население поселка Молодежный составляет 1350 человек. Градообразующее предприятие – ООО СХП «Комсомольское». В сельском поселении функционируют: 2 образовательных учреждения (школа и детский сад), отделение связи, дом культуры, сельская библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, участок ООО «ТЭК с. Хурба», 7 частных магазинов.

Количество семей школьников – 121, из них:

полных – 65;

неполных –56;

многодетных (3 ребёнка и более) – 14;

имеющих детей под опекой – 4;

семей «группы риска» - 12;

имеющих детей-инвалидов – 1;

малообеспеченных – 64;

имеющих детей-сирот – нет.

С семьями, подверженными социальному риску, организована и проводится целенаправленная работа, результатом которой явилось уменьшение количества семей данной категории с 18 в 2009/2010 учебном году до 12 в 2010/2011 учебном году, что позволило снизить социальную напряженность и нормализовать детско-родительские отношения в семьях.


^ Структура управления учреждением. Органы самоуправления


Управление школой осуществляется на основе действующих нормативных правовых актов всех уровней и строится на принципах единоначалия и самоуправления

Управляющий совет является коллегиальным органом управления Школы, реализующим принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием. Совет создает постоянные и временные комиссии. Постоянные комиссии создаются по основным направлениям деятельности Совета. Временные комиссии создаются для подготовки отдельных вопросов деятельности Школы, входящих в компетенцию Совета.

Государственно-общественное управление школой































Материально-техническая база школы


МОУ СОШ с.п. «Поселок Молодежный» занимает типовое здание постройки 1967 года. Школа располагает хорошей материально-технической базой, обеспечивающей качественное проведение лабораторной, предметной и межпредметной подготовки, практической и учебно-исследовательской работы учащихся, предусмотренной учебной программой школы и соответствующей действующим санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

В отчетном учебном году на укрепление материально-технической базы учреждения направлено 706 тыс.руб., в том числе:

  • за счет средств субвенции краевого бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ – 207 тыс.руб.;

  • за счет средств местного бюджета – 431 тыс.руб.;

  • за счет привлеченных средств – 68 тыс.руб.

Целенаправленная работа администрации школы в этом направлении позволила заменить мебель, оборудовать спортивно-игровую зону, установить мягкие модули в кабинетах начальных классов. Приобретена новая мебель для обеденного зала школьной столовой.


^ Учебно-методическое и информационное обеспечение педагогического процесса


Школой достигнут высокий уровень обеспеченности образовательного процесса специальной литературой, которая распределена по фондам:

  • учебный – 3011 экземпляров

  • методический -3218 экземпляров

  • художественный - 6194 экземпляров

  • медиатека – 347 экземляров

В отчетном году за счет средств субвенции краевого бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ в школьную библиотеку поступило 679 учебников на общую сумму 87 тыс.руб.

Информационное обеспечение также осуществляется посредством открытия доступа к сети Интернет, работы информационно-познавательного центра, в ресурсной базе которого имеется более 400 мультимедийных дисков, видеофильмы, энциклопедический материал.

В рамках мероприятий по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для школьников 1 класса приобретены нетбуки на сумму 78 тыс.руб. Исполнение в 2010 году целевой районной программы "Информатизация системы общего образования Комсомольского муниципального района на 2009-2011 годы" позволило приобрести для школы 2-ую интерактивную доску стоимостью 201 тыс.руб. за счет средств местного бюджета. Кабинет информатики оснащен современным компьютерным оборудованием, локальная сеть соединяет его с автоматизированными рабочими местами «директор», «завуч», «библиотекарь», другими предметными кабинетами. Учителями широко используются технические средства обучения: телевизоры, проигрыватели, проекторы, цифровые фото- и видеокамеры.


^ Кадровое обеспечение образовательного процесса


Анализ состояния внутренней среды позволяет отметить, что в настоящий момент педагогический коллектив школы представляет собой состав опытных творчески работающих педагогов, стремление педколлектива строить жизнедеятельность школы как открытого культурно-образовательного центра на селе что является хорошей основой для организации модели «Школа – социокультурый центр».

Для осуществления образовательной деятельности сформирован состав педагогических работников, имеющих необходимую профессионально-педагогическую квалификацию. В образовательном учреждении созданы условия роста и развития педагогов.

Образовательный процесс осуществляют 23 педагогических работника, из которых высшее образование имеют 82%, человек высшее непедагогическое – 4%, среднее специальное образование – 14%.

15% педагогов школы аттестованы на высшую квалификационную категорию, на первую – 47%, на вторую – 27%. Звание «Отличник народного образования» имеют 2 учителя. Почетной грамотой Министерства науки и образования Российской Федерации награждены 2 педагогов. За период с 2005 по 2010 год прошли аттестацию 95% педагогических работников учреждения. 100% педагогов начальной школы повысили квалификацию при подготовке к введению ФГОС НОО.

Педагоги школы активно обучаются на курсах повышения квалификации в Хабаровском краевом институте развития образования. В период 2007-2010гг. длительную курсовую подготовку прошли 95% учителей. На сегодняшний день уровень профессиональной компетенции педагогов отвечает задачам президентской национальной инициативы «Наша новая школа».


^ Финансовое обеспечение деятельности учреждения

Источниками финансового обеспечения деятельности общеобразовательного учреждения являются средства местного бюджета, субвенции и субсидии краевого бюджета, средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Расходы на содержание школы и организацию учебного процесса возрастают ежегодно.


Финансовое обеспечение школы

тыс.руб.

Источник средств

2008 год

2009 год

2010 год

1. Местный бюджет

2 680

2 273

3 015

2. Субвенции и субсидии краевого бюджета

7 507

8 430

9 588

3. Платные услуги

138

214

163

4. Добровольные пожертвования

55

11

-

ИТОГО:

10 380

10 928

12 766


Продолжается участие школы в Приоритетном национальном проекте "Образование" в части выплаты вознаграждения педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя. В отчетном году на выплату вознаграждения 11 классным руководителям направлено 275 тыс.руб. за счет средств федерального и краевого бюджетов.

Кроме того, через школу осуществляется реализация отдельных направлений районных целевых программ в области образования.

В соответствии с положениями федерального закона от 08 мая 2010 №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" учредителем определен тип школы: с 01 января 2011 года учреждение стало казенным, а с 01 июля 2011 года – бюджетным. Изменение типа учреждения на "бюджетное" должно положительно повлиять на самостоятельность администрации школы в принятии управленческих, в том числе при управлении финансовыми и хозяйственными ресурсами, решений, но одновременно налагает большую, чем ранее, ответственность за результаты управления.

С 2009 года школа получает от управления образования, как главного распорядителя бюджетных средств, муниципальное задание и отчитывается о его выполнении. Муниципальное задание за 2010 год выполнено в полном объеме.

Школа оказывает населению района муниципальную услугу "Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям государственной власти субъекта РФ". По итогам оценки соответствия качества оказываемой муниципальной услуги установленным учредителем требованиям за 2010 год организация оказания услуги в школе признана соответствующей высшему критерию со сводной оценкой 94%.

Продолжается совершенствование новой системы оплаты труда работников учреждения. В 2010 году в Положение об оплате труда школы внесены существенные изменения, улучшающие условия начисления заработной платы, а именно:

- с 01 сентября исключено ограничение, запрещающее начисление выплат по повышающим коэффициентам более чем на 1 ставку заработной платы;

- в те же сроки – с начала 2010/2011 учебного года – расширен перечень должностей молодых специалистов, которым в течение первых трех лет работы выплачивается надбавка в размере 35 процентов к окладу (ставке заработной платы). Если ранее такая ежемесячная выплата предусматривалась только для учителей, то сейчас на нее могут претендовать и другие молодые специалисты, работающие на педагогических должностях;

- с 01 января 2011 года повышающий коэффициент к окладу (ставке заработной платы) специалистам за наличие высшей категории увеличен с 0,25 до 0,5.

^ Обеспечение безопасности


В школе созданы безопасные условия пребывания всех участников образовательного процесса.

В образовательном учреждении реализуется Программа «Безопасность», в рамках которой ведется пропаганда знаний, обеспечивающих правильные действия в случае чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья участников образовательного процесса.

Система безопасности школы функционируют бесперебойно, развивается и находится под постоянным контролем органов государственного и общественного управления.

^ Учебный план общеобразовательного учреждения. Режим обучения


Учебный процесс осуществляется по учебным планам и программам, составленным на основе Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (от 09.03.2004 №1312), базисного учебного плана общеобразова­тельных учреждений РФ (приказ Министерст­ва общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 №322); Государственных образовательных стандартов (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089) и примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования, утвержденного Министерством образования РФ.

Реализация общеобразовательных программ в начальной школе осуществляется по учебно-методическому комплексу Л.В.Занкова.


^ Профильное обучение


Предпрофильная подготовка и профильное обучение в школе осуществляется посредством модели внутришкольного, сетевого обучения по агротехнологическому профилю. Во внутришкольной модели работают два класса с профильным изучением химии, биологии; в сетевой модели взаимодействие происходит с преподавателями педагогического и технического университетов.

Для реализации образовательных потребностей учащихся 5-9 классов в предпрофильном обучении используются предметные элективные и факультативные курсы, межпредметные курсы. В отчетном году школа совместно с отделением внутренних дел по Комсомольскому району приступили к внедрению образовательного курса «Юный помощник милиции» для учащихся 5 класса.

В рамках предпрофильной подготовки в школе составлена программа «Информационная работа в предпрофильных классах», цель которой – информирование учащихся о возможных путях продолжения образования в территориально-доступных образовательных, начальных профессиональных учреждениях, соответствующих интересам учащихся, выбираемому профилю обучения, выявление и обеспечение информационно-образовательных запросов учащихся.

Взаимодействие осуществляется с Профессиональными учебными заведениями №14 и №9 через краткосрочные элективные курсы и информационные встречи.


^ Организация питания


Питание в школе организовано с соблюдением всех санитарных требований, в соответствии с составленным и согласованным с органами санитарного надзора перспективным меню. Все учащиеся школы имеют возможность получать горячее питание. Для этого в школе оборудован пищеблок и столовая на 60 посадочных мест. Пищеблок оснащен современным технологическим оборудованием.

Анализ анкет «Питание глазами детей» и «Питание глазами родителей» показал, что и дети, и родители полностью удовлетворены качеством питания. Охват учащихся горячим питанием составляет 100%. В меню ежедневно включаются свежие фрукты, овощи, соки, молочные и кисломолочные продукты.

В работе школьной столовой используются различные формы:

  • школьный фитобар;

  • тематические, спортивные и социальные кафе;

  • школьный буфет.

В отчетном году бесплатное питание получали 68 детей из многодетных и малоимущих семей, расходы на компенсацию стоимости питания за счет средств краевого бюджета составили 130 тыс.руб., за счет средств местного бюджета по целевой программе "Школьное питание на 2008-2012 годы" – 89 тыс.руб.

Использование в рационе овощей и картофеля, выращенных на пришкольном учебно-опытном участке, школьном поле позволило удешевить в 2010 году стоимость обедов на 22%.


^ Дополнительные образовательные услуги, условия и порядок их предоставления


Выработанная за последние годы система дополнительного образования, направленная на развитие творческих способностей, в целом помогает детям реализовать себя. Школа привлекает учреждения культуры для организации целенаправленной воспитательной работы. С их помощью удается охватить большинство обучающихся  кружковой, клубной и секционной работой, а это частично решает проблему организации досуговой деятельности учеников

Школа имеет широкий набор объединений по интересам, в этом учебном году их насчитывается четырнадцать. Ими руководят специалисты: учителя и педагоги дополнительного образования. В их деятельности принимает участие 135 учащихся, что составляет 100 % списочного состава

Реализованы следующие программы дополнительного образования:

  • «Сад и огород»;

  • «Шахматы»;

  • «Рукодельница»;

  • спортивные секции «Волейбол», «Баскетбол», «Легкая атлетика»;

  • «Золотое перо»;

  • «Юные Пифагоры»;

  • хоровая студия «Палитра детских голосов»;

  • хореографическая студия «Ритмика».


На протяжении ряда лет школа сельского поселения «Поселок Молодежный» сотрудничает с музыкальной школой села Хурба. Ребята – постоянные участники торжественных мероприятий школы, поселка, района. В настоящее время в музыкальной школе обучаются 12 учащихся школы поселка Молодежный.

Многолетнее сотрудничество с МОУ ДОД центром развития творчества детей и юношества района, позволяет учащимся школы ежегодно выезжать в профильные лагеря с целью расширения знаний и прохождения исследовательской практики в экологической, спортивно-технической, туристско-краеведческой сменах.


^ Социальная активность и социальное партнерство учреждения


Школа – центр образовательной среды, который не является единственным источником образования, а строит свои взаимоотношения с социальными партнёрами для достижения современных образовательных целей.


^ Социальное партнерство МОУ СОШ с.п. «Поселок Молодежный»




Школа проявляет значительную социальную активность в обеспечении партнерства и сотрудничества с ВУЗами, учреждениями среднего профессионального образования, предприятиями и организациями.

Наша школа – открытая образовательная система.

Взаимодействие образовательного учреждения осуществляется с такими организациями социальной сферы как:

  • Отдел по молодежной политике и спорту администрации Комсомольского муниципального района

  • МОУ ДОД центр развития творчества детей и юношества Комсомольского муниципального района.

  • Профессиональные учебные заведения №9 и №14, АмГПГУ, КнАТУ

  • Медико-педагогический центр г. Комсомольска-на-Амуре

  • Детское дошкольное учреждение

  • Совет ветеранов

  • Дом культуры

  • ООО СХП «Комсомольское»


Инновационная деятельность

С 2003 года в школе успешно реализуется Программа развития «Агро», призванная возродить в человеке чувство хозяина через осознание потребности труда на земле.

Реализуемая с 2010 года Программа развития «Школа социальной зрелости» является логическим, концептуально связанным продолжением программы «Агро».

В течение 2003-2011гг. в школе осуществляла деятельность муниципальная экспериментальная площадка по теме «Деятельность образовательного учреждения в режиме развития».

Одним из направлений инновационной деятельности является цикл образовательных курсов «Школа социальной зрелости», это брендовая методическая разработка, обеспечивающая лучший стартовый «разгон» для академической и прикладной траектории развития учащихся.

Образовательным брендом школы являются «Родительские семинары» - это уникальная методическая разработка наших педагогов, позволяющая формировать ключевые образовательные компетенции не только у учащихся, но и у родителей.

В школе создано единое информационно-образовательное пространство: информационно-коммуникативные технологии интегрированы в образовательный процесс; в образовательный процесс введены элементы дистанционного образования, а также создана единая информационная среда для обмена информацией, администрирования и мониторинга образовательного процесса. Открытость образовательного пространства обеспечивает школьный сайт, в отчетном учебном году школа участвовала в проекте «Электронный дневник».


^ Результаты образовательной деятельности


Ежегодно выпускники школы подтверждают свои фундаментальные знания золотыми и серебряными медалями, продолжением образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Среди выпускников школы, награжденных медалями «За особые успехи в учении»: 6 - «золотых» медалистов, 17- «серебряных», в том числе в 2010/2011 учебном году – 1 «золотая» и 1 «серебряная» медаль.

В течение 2010/2011 учебного года процент успеваемости на всех ступенях обучения составляет 100%.

По результатам Единого государственного экзамена более 60% выпускников школы поступили в высшие учебные заведения г.Комсомольска-на-Амуре и г. Хабаровска, что подтверждает конкурентоспособность выпускников нашей школы.

Преподаватели ВУЗов положительно отзываются о наших выпускниках, отмечают высокий уровень их подготовки, ответственности, работоспособности, а самое главное – осознанное отношение к выбору образовательной траектории.

В рамках программы «Способные дети» организована работа с учащимися. Учащиеся школы получили дипломы призеров в районном этапе краевого конкурса «Край родной дальневосточный, приняли участие в Краевом конкурсе «Новые имена Азиатско-Тихоокеанского региона», краевом конкурсе «Веб-сайтов», на эти конкурсы было отправлено 13 лучших проектов.

Дипломы, грамоты и сертификаты учащиеся получили за победу в различных конкурсах, марафонах, олимпиадах.

Ученик школы Чернышов Руслан стал победителем ПНПО в номинации «Талантливая молодежь России». За достижения в чемпионате крае и районе по мотоциклетному спорту учащийся 11 класса Кошелев Игорь награжден стипендией губернатора края.

Ежегодно ученики школы принимали участие в муниципальном туре всероссийской олимпиады и занимали призовые места.


^ Принципы управления моделью

Принцип открытости образовательной среды.

Открытость школы, проявляется во взаимосвязи ее с окружающей средой. В силу этого взаимодействие школы с другими системами, которые являются также открытыми, создает особое «поле воздействия», в котором находится как школьник, так и другие участники образовательного процесса.

Мы видим школу как социокультурный центр, центр созидательных творческих инициатив, значимых не только для школьного сообщества, но и для всех жителей села, обеспечивающей эффективное  развитие каждой личности.

Принцип сочетания инновационности и стабильности.

Данный принцип предполагает, что рациональные изменения являются способом существования образовательной системы.

Он определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ,  технологий и форм работы школы. Вместе с тем эффективно работающие компоненты образовательной системы должны быть стабилизированы.

Принцип свободы выбора.

Он определяет целенаправленную деятельность педагогического коллектива по оказанию поддержки обучающимся в овладении ими умениями действовать в условиях свободы и делать правильный осознанный выбор.

Принцип гуманности предполагает:

  • создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога;

  • формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и местного сообщества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, пьянство);

  • формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности;

  • создание действенной службы социально-педагогической и психологической помощи школьникам.

Принцип педагогической поддержки.

Педагогическая поддержка рассматривается как особая сфера деятельности, направленная на самоопределение ребенка как личности. Она представляет собой процесс совместного со школьником определения его образовательного маршрута, путей совместного преодоления проблем и создания условий для самореализации в разных сферах жизнедеятельности.

Принцип природосообразности предполагает, что учащихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя.

Принцип личностного подхода

  • заключается в приоритете личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;

  • субъективности учебно-воспитательного процесса, ориентации на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни; самореализации – раскрытии и развитии природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей;

  • социализации – осознания и освоении человеком современных культурных ценностей, своей сопричастности к проблемам «малой родины».

Принцип демократичности,

  • предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности; создание отношений в коллективе на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей;

  • развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой;

  • развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах.  


Основные направления деятельности

сельского социокультурного комплекса


1.Образовательная деятельность :

  • совершенствование общеобразовательной системы обучения с учетом сельской специфики;

  • обеспечение образовательных потребностей различных категорий населения на основе имеющейся материально-технической базы

^ 2.Укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни:

  • создание системы физкультурно-оздоровительной работы на селе на основе единой программы.

  • формирование у детей и взрослых положительного отношения к разумной организации досуга, потребности в повседневных занятиях физкультурой и спортом;

  • оказание индивидуальной помощи наиболее способным детям, спортсменам;

  • создание и реализация программы работы с детьми, имеющими ослабленное здоровье;

З. Работа с семьёй:

  • повышение воспитательных возможностей семьи;

  • расширение культурных и духовных потребностей семьи.

^ 4. Подготовка культурных и предприимчивых хозяев:

  • вовлечение детей и взрослого населения в систему современных экономических, производственных, финансовых отношений, за счет ведения собственной системы хозяйствования;

  • оказание помощи жителям села в обучении передовым методам ведения экологического малого и среднего сельского хозяйства на низкозатратной основе;

^ 6. Социальная деятельность учреждений комплекса:

  • создание постоянно действующей системы службы социальной помощи различным категориям населения: оказание помощи престарелым, ветеранам войны и труда, организация концертных выступлений, тимуровская работа;

  • осуществление исследований сельского социума и разработка совместно с органами местной власти перспективы социально-экономического развития;

  • благоустройство сельского поселения;

^ 7.Эстетическое образование населения:

  • вовлечение различных категорий населения в художественную самодеятельность, народное творчество, культурный досуг и другие формы эстетической деятельности;

  • подготовка и проведение массовых образовательных и воспитательных мероприятий, обогащение содержания и методов культурно-воспитательной работы, осуществление эстетического воспитания молодежи

^ 8. Формирование важнейших гражданских качеств (инициативности, ответственности, организаторских способностей и др.):

  • формирование эффективной, самостоятельной системы школьного самоуправления;

  • развитие сети кружков, секций, клубов по интересам (музыкального, художественного и технического творчеств), освоение и пропаганда основ музыкальной культуры, развитие форм досуга подростков и молодежи;

  • обеспечение возможностей для успешной трудовой деятельности детей и подростков в молодёжных объединениях;


^ Реализация модели социокультурного центра позволила достичь определенных результатов:


  1. Повысить уровень образованности и творческое развитие личности, готовность выпускников к самостоятельному решению качественно значимых проблем;

  2. Усилить положительное воздействие школы на жизнь сельского социума, укрепить традиции сельского уклада жизни;

  3. Снизить уровень правонарушений;

  4. Сохранить и укрепить здоровье, формировать физическую культуру личности;

  5. Повысить коммуникативную культуру населения, расширить информационное поле;

  6. Развивать трудовые традиции, повысить уровень профессиональной ориентированности в современных социально-экономических условиях;

  7. Повысить экологическую культуру школьников.


В настоящее время школа является:


  • центром развития социально-педагогической помощи семье и детям;

  • информационно – просветительным центром села;

  • физкультурно-оздоровительным центром села;

  • центром патриотического воспитания детей;

  • центром сельскохозяйственного обучения;


Обновление и преобразование школы осуществлялось в соответствии с требованиями к образованию и с учетом социально-экономических условий, социального заказа родителей, учащихся и педагогов



Похожие:

Модель комплекса «Школа – социокультурный центр» iconСогласовано
Формирование концепции школы –«Школа муниципальный социокультурный центр. Ключевые компетенции школы»
Модель комплекса «Школа – социокультурный центр» iconПриложение 3 План деятельности региональной инновационной площадки
Тема проекта Школа как социокультурный центр развития личности в условиях сельского поселения
Модель комплекса «Школа – социокультурный центр» iconПротокол №1 от 19. 01. 2011г. Рассмотрена на заседании Педагогического совета
Формирование концепции школы – «Школа -муниципальный социокультурный центр. Ключевые компетенции школы»
Модель комплекса «Школа – социокультурный центр» iconОтчет о промежуточных результатах опытно-экспериментальной работы моу сош с. Заречное по программе «Модель сельской школы «Сельский социокультурный комплекс»
В настоящее время сельская школа является единственным интеллектуально-культурным центром села, и поэтому в прямой зависимости от...
Модель комплекса «Школа – социокультурный центр» iconБиблиотечио-информационный центр (биц)- новая модель библиотеки «мкоу колыванская средняя общеобразовательная школа»
...
Модель комплекса «Школа – социокультурный центр» iconМодель структуры цнс единицы поведенческого опыта
«Модель нейронной сети, способной осуществлять синтез информации о параметрах воздействующего на неё афферентного комплекса». Предложена...
Модель комплекса «Школа – социокультурный центр» iconФормирование информационного пространстваобразовательного учреждения на базе программного комплекса «1С: ХроноГраф Школа 5» Выступление директора моу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Формирование информационного пространстваобразовательного учреждения на базе программного комплекса «1С: ХроноГраф Школа 5»
Модель комплекса «Школа – социокультурный центр» iconРеализация долгосрочной целевой программы «Школа – системообразующий модуль социокультурного комплекса» с 2006 по 2012гг
Пензе началась с 2006 года. В 2008 году была принята Муниципальная целевая программа «Школа – системообразующий модуль социокультурного...
Модель комплекса «Школа – социокультурный центр» icon«Социокультурный аспект формирования целостной личности»
Прочитайте текст «Социокультурный аспект формирования целостной личности» по концепции А. Дж. Баама, изложенной в его работе «Why...
Модель комплекса «Школа – социокультурный центр» icon1. Образовательная программа, концепция развития учреждения Программа развития мобу сош с. Васильевки «Школа –око центр»
Программа развития мобу сош с. Васильевки «Школа –око центр» разработана на период с 2009 по 2012г.,содержит элементы концепции развития...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты