Система бизнес-инкубирования в России еще делает первые шаги, несмотря на существующую сеть бизнес-инкубаторов icon

Система бизнес-инкубирования в России еще делает первые шаги, несмотря на существующую сеть бизнес-инкубаторов



НазваниеСистема бизнес-инкубирования в России еще делает первые шаги, несмотря на существующую сеть бизнес-инкубаторов
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество


ИНФРАСТРУКТУРА ИЛИ СТАРТОВАЯ КУЛЬТУРА?


Михайлова А.Н.

Руководитель отдела перспективных проектов

НП «Центо развития предпринимательства ЗелАО г. Москвы»


Система бизнес-инкубирования в России еще делает первые шаги, несмотря на существующую сеть бизнес-инкубаторов.


ТЕХНОЛОГИЯ ВСЕМУ ГОЛОВА


В 1997 году была создана организация "Национальное содружество бизнес-инкубаторов" (НСБИ). По данным этой организации в ее составе порядка 65 бизнес-инкубаторов и организаций, поддерживающих развитие малого предпринимательства.

Для сравнения: Национальная ассоциация инкубаторов бизнеса США (National Business Incubation Association – NBIA) объединяет 575 участников. Всего же в мире насчитывается, по разным оценкам, от 3000 до 4000 бизнес-инкубаторов.

Но даже не в малом количестве бизнес-инкубаторов главная причина слабости бизнес-инкубирования в России. Причина в отсутствии стартовой культуры (startup culture).

Бизнес-инкубирование очень тонкий процесс, требующий высокой компетентности сопровождающих структур, наличия институциональных решений на государственном уровне, системности в деятельности структур поддержки предпринимательства.

У нас же приоритеты определяются иначе: главное – инфраструктура, а остальное приложится. Но так ли все просто?

К примеру: сейчас в большой моде слово «кластеризация», хотя, что это такое и с чем его «едят», мало кто понимает. Под это понятие подводится специализация, отраслевое или территориальное объединение, то есть – формальные признаки. Хотя кластеризация, прежде всего, технология, которая функционирует при определенных условиях. Эти условия обеспечиваются институционально, на государственном и региональном уровнях, имеет причины и следствия, форму и содержание, цели и стратегию. Недостаточно произнести слово «халва», чтобы во рту стало сладко, Так же недостаточно произнести слово «кластер», чтобы эта технология волшебным образом возникла.

Еще менее повторение заветного слова даст эффект в бизнес-инкубировании. Большое относительно количество бизнес-инкубатров в России в сравнении с развитыми странами еще не означает наличия технологии.

В основе бизнес-инкубирования – стартовая культура, где бизнес-инкубирование занимает одну из полочек. Можно построить и 100, и 200 бизнес-инкубаторов, как во Франции или Германии, но если в стране нет стартовой культуры, они так и останутся архитектурными сооружения, где в лучшем случае начинающий предприниматель может получить помещения по приемлемой цене, технический сервис да малоквалифицированную, но очень дорогостоящую консалтинговую помощь.

^ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО МАЛЫЙ БИЗНЕС


Сказать, что в России стартовая культура пустила корни, было бы слишком самонадеянно. Швейцарии, например, потребовалось 20 лет на то, чтобы культивировать у себя стартовую культуру. Интересно, что в этом деле «швейцарские гномы» на первое место (!) среди проблем поставили уровень общественного признания предпринимательства. Это Швейцария-то, которая никогда не уклонялась от капиталистического пути.

В российской системе координат признание статуса малого бизнеса пока отмечается только долгом: «…должен обеспечить создание новых рабочих мест, рост налоговых платежей в бюджет, экономическую стабильность и, наконец, стать главным источником инноваций…» и т.д.

На самом деле малый бизнес – не «корова», а общественно значимая деятельность, весьма уважаемая и почтенная, поскольку ее результатом является и создание новых рабочих мест, и рост налоговых платежей, и экономическая стабильность, и много чего еще. Но, может быть, самое главное в том, что он обеспечивает рост благосостояния.

По данным той же NBIA только за 2001 год американские бизнес-инкубаторы содействовали 35000 стартовых компаний. Это – около 820000 рабочих мест с полной занятостью, 7 миллиардов долларов оборота. Каждые 50 рабочих мест создают еще 25.

В этом смысле наш путь далек и долог. Но движение надо начинать, прежде всего, с культивирования стартовой культуры.


ОТ СЛОВ К ДЕЛУ


Центр развития предпринимательства ЗелАО г. Москвы приступил к строительству бизнес-центра в 1-м микрорайоне, где 3000 кв.м. планируется предоставить под бизнес-инкубатор. Этот бизнес-инкубатор, возможно, станет прорывным с точки зрения условий для начинающих предпринимателей. Он будет встроен в существующую в Зеленограде развитую систему поддержки предпринимательства.

Его задача не просто предоставление площадей по льготной – 2 доллара – цене, но полное сопровождение начинающего предпринимателя в течение периода инкубирования.

Гарантией качества сервиса бизнес-инкубатора будет 10-летний опыт ЦРП в сфере поддержки и развития предпринимательства, наличие высококвалифицированных специалистов буквально во всех областях – от маркетинга, юриспруденции и безопасности до кросс-культурных коммуникаций и связей с общественностью.

На первый взгляд такой широкий набор сервисов может показаться избыточным для начинающей компании. О каких, например, связях с общественностью и кросс-культурных коммуникациях можно говорить, когда компания еще в эмбриональном состоянии? Дело в том, что такие знания вполне могут понадобиться, потому что планка бизнес-инкубатора будет высокая. Будут приветствоваться проекты по созданию конкурентоспособных продуктов, технологий, услуг, продвижение которых на внешние рынки будет необходимо обеспечить. Предприниматели вне «инкубатора», если и могут получить такие услуги, то по очень высокой цене. В бизнес-инкубаторе консультации по кросс-культурным проблемам, с чем неизбежно сталкивается всякий предприниматель, выходящий на внешние рынки, будут входить в пакет предоставляемых сервисов.

Что касается связей с общественностью, то одной из особенностей стартовой культуры развитых стран, – что, кстати, в первую очередь усвоили «швейцарские гномы», – является взаимодействие со СМИ.

Поддержка СМИ – важнейший фактор успеха начинающей компании.

Каждый бизнес-инкубатор стремится обеспечить стартовым компаниям информационную поддержку.


ПРОБЛЕМЫ


Другой важной проблемой является срок пребывания в инкубаторе. В самом деле, как долго должен длиться инкубационный период? Должен ли он ограничиваться? В США, например, есть бизнес-инкубаторы, где срок ограничивается 3 месяцами. С другой стороны есть бизнес-инкубаторы, которые не предлагают ограничения в сроке пребывания. Они говорят своим клиентам: «Не спешите покидать нас, выйдете, когда это будет вам удобно».

Вместе с тем, никто не заинтересован в бесконечной пролонгации договора со стартовой компанией. Технология бизнес-инкубирования четко ориентирована на успешный вывод компаний на рынок. Нередко с этой целью устанавливаются дифференцированные ставки аренды, возрастающие до рыночных к концу срока инкубирования.




Существующая практика для оптимальной устойчивости начинающей компании – три-пять лет.

Важным компонентом технологии бизнес-инкубирования является формирование управляющей команды. Как правило, ее состав не превышает 10 человек.

Полученные в 2001 году результаты опроса успешных бизнес-инкубаторов показывают, что решающую роль в успехе бизнес-инкубатора играет команда. 67% опрошенных отметили, что высокая квалификация, профессионализм и сплоченность коллектива являются наиболее сильной стороной их организации.

Среди них должен быть лидер, мобилизующий команду.

Команда управления должна определить цель инкубатора. Бизнес-инкубаторы могут иметь множество целей, среди которых, возможно, самые важные – экономический рост или деловой активности региона, диверсификация существующих промышленных производств, создание рабочих мест, трансфер технологий, использование новых научных открытий, получение прибыли и т.д.

Цель бизнес-инкубатора при ЦРП ЗелАО г. Москвы – формирование конкурентоспособных компаний в целях дальнейшего развития экономики Зеленограда, основанной на инновациях и знаниях.

Цели и определят условия для входа в бизнес-инкубатор.

В первую очередь будут учитываться видение предпринимателя о будущем своего бизнеса, наличие бизнес-плана. Проект должен быть основан на полном и объективном анализе.

В некоторых случаях бизнес-инкубатор ставит условием, чтобы клиент был новичком в бизнесе. Но как быть, если есть хорошая идея у предпринимателя с опытом? Отказать ему в реализации проекта?

Запуск бизнес-инкубатора – дело трудоемкое и деликатное. Деликатное в том смысле, что требует тщательного планирования. Бизнес-инкубатор тоже составляет свой бизнес-план и работает по нему по той простой причине, что – это тоже предприятие со своими задачами, финансовыми проблемами, рисками.

Практика показывает, что становление самого бизнес-инкубатора составляет от 2 до 3 лет.





^ Формула успеха


Эффективность бизнес-инкубаторов оцениваться по числу успешных компаний, которые достигают зрелости и продолжают заниматься своим бизнесом вне инкубатора. В США этот показатель достигает 87%.

Вместе с тем трудно переоценить роль, которую успешные компании оказывают на положительное восприятие предпринимательства и вклад в создание предпринимательской культуры.

Все эти проблемы и задачи должны сойтись в той точке, с которой начинается бизнес-инкубатор. Сейчас идет разработка концепции. С окончанием строительства в конце 2007 года все должно быть готово к началу проекта.


М. Щербаков,

Руководитель ЦРП ЗелАО г. Москвы




Похожие:

Система бизнес-инкубирования в России еще делает первые шаги, несмотря на существующую сеть бизнес-инкубаторов iconСистема управления бизнес-инкубатором на муниципальном уровне Понятие «бизнес-инкубатор»
Однако сама суть идеи, стоящей за этим термином, для многих остается малопонятной. Описанная ниже технология «инкубирования» прошла...
Система бизнес-инкубирования в России еще делает первые шаги, несмотря на существующую сеть бизнес-инкубаторов icon«Первые дни ребёнка в школе»
На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает...
Система бизнес-инкубирования в России еще делает первые шаги, несмотря на существующую сеть бизнес-инкубаторов iconБизнес-образование в туризме Сапожникова Елена Николаевна
Основу бизнес-образования в России составляют несколько базовых методических принципов построения программ. Анализ существующих программ...
Система бизнес-инкубирования в России еще делает первые шаги, несмотря на существующую сеть бизнес-инкубаторов iconБиВ №4, 2012-06-21 Главная тема
Ресторанный бизнес – один из самых динамично развивающихся секторов экономики в крупных городах. О его проблемах и перспективах рассказал...
Система бизнес-инкубирования в России еще делает первые шаги, несмотря на существующую сеть бизнес-инкубаторов iconАннотация программы «информационная бизнес-аналитика» Программа «Информационная бизнес-аналитика»
Программа «Информационная бизнес-аналитика» направлена на формирование знаний, умений и навыков в области поддержки принятия управленческих...
Система бизнес-инкубирования в России еще делает первые шаги, несмотря на существующую сеть бизнес-инкубаторов iconСергей Катырин: производство не может существовать без рабочих 23 мая 2011 г. В конгресс-центре тпп РФ 23 мая начала работу I всероссийская конференция «Корпоративное и бизнес-образование: кадры для инновационной экономики»
Пп РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию. В конференции принимают участие руководители и представители министерств...
Система бизнес-инкубирования в России еще делает первые шаги, несмотря на существующую сеть бизнес-инкубаторов iconВ бизнесмены я б пошел, пусть меня научат. Л. К. Воронова, директор фпп «Серпуховский бизнес-инкубатор»
Одним из инструментов содействия развитию предпринимательства в Серпухове является Фонд поддержки предпринимательства «Серпуховский...
Система бизнес-инкубирования в России еще делает первые шаги, несмотря на существующую сеть бизнес-инкубаторов iconА. Бугаёв Формирование портфеля проектов производственной компании с применением
А. А. Бугаёв студент магистратуры (магистерская программа «Бизнес – информатика», специализация «Информационная бизнес – аналитика»)...
Система бизнес-инкубирования в России еще делает первые шаги, несмотря на существующую сеть бизнес-инкубаторов iconПостроение системы управления маркетинговым блоком (закупки, сбыт, реклама и pr, маркетинг) вертикально-интегрированного холдинга «РусАгроПроект»
Веден аудит организационной структуры и бизнес-процессов, разработана система удаленного бизнес-администрирования подразделений:...
Система бизнес-инкубирования в России еще делает первые шаги, несмотря на существующую сеть бизнес-инкубаторов iconБизнес-план по предмету: Менеджмент туризма. Тема: "Сауна при отеле Надежда"
В данной работе рассчитывается бизнес-план общества с ограниченной ответственностью, работающего в сфере оказания услуг
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты