  №12, Декабрь 2010г. / К сведению / Справочник | Изменения уходящего года. Обзор важнейших поправок и новых законов |
| Уходящий 2010 год можно назвать годом новых правил работы. Он был богат как принципиально новыми федеральными законами (см. таблицу 1), так и революционными поправками в действующее законодательство (см. таблицу 2). В этом справочнике собраны основные нововведения, которые помогут юристам компаний сориентироваться во всем многообразии изменений и вспомнить те поправки, которые вступят в силу в следующем, 2011 году. | ^
Федеральный закон от 28.12.09 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (вступил в силу 1 февраля 2010 года)
|
^
| Значение
|
Ритейлеры и поставщики обязаны до заключения договора информировать друг друга об условиях отбора контрагентов, существенных условиях договора через интернет либо по письменному запросу контрагента в течение 14 дней (п. 1, 2, ст. 9).
| 1. Цена не является существенным условием договора поставки. Поэтому поставщики и ритейлеры формально могут ограничиться сведениями о самом товаре и его количестве 2. Отсутствуют какие-либо санкции за отсутствие соответствующей информации на сайте или непредставление письменного ответа на информационный запрос
|
В договор запрещается включать условие об уступке поставщиком права требования долга с торговой сети иному лицу (ст. 9).
| При этом нет формального запрета прописывать в договоре обязательность получения согласия ритейлера на нового кредитора
|
Не допускается включение в цену договора оплаты услуг торговой сети, направленных на продвижение товара (п. 11, 12 ст. 9)
| К ним относятся, например, рекламные и маркетинговые услуги. В этом случае теперь придется заключать отдельный договор об оказании соответствующих услуг
|
Перечислены условия договора поставки, которые запрещается навязывать контрагенту (п. 2 ч. 1 ст. 13)
| Определения термина «навязывание» закон о торговле не содержит. Можно руководствоваться разъяснением ФАС России из письма от 12.11.08 № АГ/29484
|
Федеральный закон от 30.04.10 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (вступил в силу 4 мая 2010 года)
|
^
| Как получить компенсацию
|
Компания может обратиться в суд с иском о взыскании компенсации за затягивание процесса или исполнения решения (если компания – истец, ответчик, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, или взыскатель).
| 1. Подать исковое заявление о присуждении компенсации в арбитражный суд высшего звена. Заявление подается через арбитражный суд, который принял решение
2. Срок подачи заявления – 6 месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, по которому было допущено нарушение
3. В заявлении указывается сумма компенсации на усмотрение заявителя, конечную сумму по аналогии с моральным вредом определяет суд.
4. Суд рассматривает дело о компенсации в 2-месячный срок с момента подачи иска. Если решение принято в пользу компании, то компенсация должна быть выплачена в 3-месячный срок со дня вынесения решения
|
Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (вступает в силу 1 января 2011 года)
|
^
| Значение
|
Споры, которые можно передать на медиацию
| Споры из гражданских, трудовых и семейных правоотношений. Ограничение: такие споры не затрагивают и не могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в медиации, и публичные интересы (ч. 2, 5 ст. 1)
|
Возможность передачи дела на рассмотрение в суд
| Наличие соглашения о медиации и даже непосредственное проведение процедуры медиации не мешает сторонам обратиться в суд или третейский суд (ч. 3 ст. 7)
|
Обжалование итогов медиации
| Можно требовать в суде признания медиативного соглашения недействительным или незаключенным
|
Федеральный закон от 27.07.10 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Вступит в силу 27 января 2011 года (нормы, касающиеся ведения списка инсайдеров, – 30 июля 2011 года)
|
^
| Значение
|
Дано определение инсайдерской информации (ст.2)
| Это информация о компании – эмитенте ценных бумаг, вращающихся на организованном рынке, которая способна влиять на котировки этих ценных бумаг, если она недоступна неограниченному кругу лиц
|
Для компаний установлена обязанность вести список инсайдеров (подп.1 п. 1 ст. 9)
| О включении в список нужно будет уведомить самих инсайдеров, а также представить список организаторам торгов и по требованию ФСФР
|
Введена ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации
| УК РФ был дополнен статьей 185.3 «Манипулирование рынком» и статьей 185.6 «Неправомерное использование инсайдерской информации» (поправки вступят в силу 30 июля 2013 года). КоАП РФ дополнен статьями 15.21, 15.30, а также статьей 15.35 «Нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»
|
^
Поправки в часть первую Налогового кодекса (поправки внесены Федеральным законом от 27.07.10 №229-ФЗ). Вступили в силу 2 сентября 2010 года (за исключением отдельных положений)
|
Поправка
| Значение
|
Установлены конкретные основания признания недоимки безнадежной ко взысканию (ст. 59 НК РФ)
| Среди них – принятие судом акта, в соответствии с которым инспекция утрачивает право взыскания в связи с истечением установленного срока
|
Изменен порядок получения отсрочки, рассрочки уплаты налога или инвестиционного налогового кредита (гл. 9 НК РФ)
| Появилась возможность получить отсрочку, рассрочку уплаты или инвестиционный налоговый кредит в отношении суммы штрафа. Ни отсрочка, ни рассрочка, ни налоговый кредит невозможны в отношении налогов, уплачиваемых налоговым агентом
|
Налогоплательщик освобождается от уплаты пеней, которые он не мог заплатить не по своей вине (п. 3 ст. 75 НК РФ)
| Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить из-за ареста имущества по решению инспекции или из-за обеспечительных мер, принятых по решению суда
|
За незаконную блокировку счета налоговые органы будут платить проценты (п. 9.1 ст. 76 НК РФ)
| Если инспекция неправомерно приняла решение о приостановлении операций по счетам, то за каждый день незаконной блокировки вплоть до ее отмены начисляются проценты по ставке рефинансирования, действовавшей в дни блокировки счета
|
Компания вправе ознакомиться с документами, по которым ей доначислены налоги по итогам проверки (п. 3.1 ст. 100, п. 2 ст. 101 НК РФ)
| Налоговики обязаны прикладывать к акту проверки документы, подтверждающие факты выявленных нарушений, а налогоплательщик вправе с ними ознакомиться. Это касается тех документов, которые были получены не от самой проверяемой компании, а от других лиц
|
Изменены санкции за налоговые правонарушения (ст. 116, 119, 119.1, 120, 123, 126, 129.1 НК РФ)
| Увеличен размер минимальных штрафов и изменен порядок расчета суммы штрафа. Кроме того, появились штрафы за два новых состава налоговых нарушений – нарушения установленного способа представления декларации и невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов
|
^
|
Поправка
| Значение
|
Новые правила уведомления сторон: стороны теперь самостоятельно отслеживают движение дела (ч. 1 ст. 121 АПК РФ)
| У арбитражного суда больше не будет обязанности извещать участников процесса о каждом предстоящем судебном заседании. Обязанность суда по надлежащему извещению считается исполненной, как только участники процесса получат определение о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу
|
Введение «Электронного правосудия»
| Участники процесса вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде (абз. 2 ч. 1 ст. 41 АПК РФ, абз. 2 ч. 1 ст. 41, п. 3 ст. 126 АПК РФ) и участвовать в судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи
|
Новые правила обжалования решений суда
| 1. Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции лишь при условии, что оно было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции или апелляция отказала в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы (ч. 2 ст. 181, ст. 273 АПК РФ) 2. Статья 206 АПК РФ дополнена частью 4.1, ограничивающей возможность кассационного обжалования решений по делу о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа, если сумма штрафа незначительна (для компаний –100 тыс. руб.)
|
Федеральный закон от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и Земельный кодекс РФ (поправки внесены Федеральным законом от 22.07.10 № 167-ФЗ)
|
Поправка
| Значение
|
Новый критерий оценки кадастровой стоимости земельного участка
| Кадастровая стоимость земельного участка теперь устанавливается равной его рыночной стоимости (а не в процентах от рыночной стоимости, как раньше)
|
Новый порядок кадастровой оценки недвижимости
| Кадастровая оценка недвижимости будет проводиться не реже чем один раз в пять лет (как раньше кадастровая оценки земли) по решению исполнительного органа субъекта или органа местного самоуправления
|
Новый порядок оспаривания кадастровой стоимости
| Оспорить кадастровую стоимость можно будет не только в суде, но и в специальных комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которые должны быть созданы на территории каждого субъекта РФ
| | Мурашкина Дарья, эксперт журнала «Юрист компании», |  |