|
Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта В соответствии с требованиями Стандарта раздел основной образовательной программы образовательного учреждения, характеризующий систему условий, содержит: описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов; обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения; механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий; систему оценки условий. ^ В совокупности Требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования стержневыми являются требования к кадровым ресурсам ввиду их ключевого значения. Кадровый потенциал начального общего образования составляют: педагоги, способные эффективно использовать материально-технические, информационно-методические и иные ресурсы реализации основной образовательной программы начального общего образования, управлять процессом личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного развития обучающихся (учащихся) и процессом собственного профессионального развития; школьные практические психологи, деятельность которых определяется потребностями создания психологически безопасной образовательной среды, проектирования зоны ближайшего развития, установления реальной картины и проблем личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного развития обучающихся (учащихся), психологического обеспечения деятельности учителя, других субъектов образования по достижению современных образовательных результатов в начальной школе; администраторы начального общего образования, ориентированные на создание (формирование) системы ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования, управляющие деятельностью начальной школы как единого социокультурного организма, ключевого звена развивающего образовательного пространства, способные генерировать, воспринимать и транслировать инновационные образовательные идеи и опыт. «Портрет» учителя Введение единых государственных образовательных стандартов предполагает единство требований к уровню сформированности профессиональных компетенций педагогов, единое понимание их содержания. При этом компетенцию мы рассматриваем как возможность установления связи между знанием и действием, подходящим для решения конкретной проблемы. В Федеральном государственном образовательном стандарте для высшей школы определены основные группы профессионально педагогических компетенций, на которых может базироваться деятельность педагога, ориентированного на достижение новых образовательных результатов: 1) общекультурные компетенции, включающие способности к обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей их достижения, пониманию значения культуры как формы осознанного существования человека в мире, использование знания научной картины мира в образовательной и профессиональной деятельности, умение анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы, готовность к работе в коллективе; 2) общепрофессиональные компетенции, предполагающие осознание педагогом социальной значимости своей профессии, умения использовать систематизированные теоретические знания гуманитарных, социальных, экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, владение современными видами коммуникаций; 3) профессиональные компетенции, включающие умения реализовать образовательные программы, применять современные технологии и методики обучения и воспитания; 4) компетенции в области культурно-просветительской деятельности, включающие способности к взаимодействию с её участниками и использованию при этом отечественного и зарубежного опыта такой деятельности. На основе этих базовых компетенций формируется профессионально-педагогическая компетентность учителя. Особенность профессионально-педагогической компетентности как готовности учителя к педагогической деятельности заключается в том, что она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения задач, постоянно возникающих в образовательном процессе школы. Учитель должен быть готов к организации и выполнению различных видов педагогической деятельности, которые в значительной степени определяют уровень сформированности профессионально - педагогической компетентности педагога. ^ Требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования являются: обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса; обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Достижение планируемых результатов, реализация содержания и организация образовательного процесса, ориентированных на формирование общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, саморазвития и самосовершенствования обучающихся, обеспечивающих их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья возможно только в ситуации создания развивающей образовательной среды. Содержательные характеристики образовательной среды школы определяются теми внутренними задачами, которые школа ставит перед собой. Набором этих задач определяются внешние характеристики образовательной среды. К ним можно отнести: критерии: содержательные (уровень и качество культурного содержания); процессуальные (стиль общения, уровень активности); результативные (развивающий эффект). Психолого-педагогические ресурсы и условия для создания образовательной среды, адекватной целям и задачам, содержат: 1. Портрет педагога, готового к осуществлению предложенных в основной образовательной программе совокупности педагогических задач, как основного условия реализации идей ФГОС второго поколения. 2. Предложения по формированию педагогической компетентности (возможности для профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников). 3. Предложения по формированию педагогической компетентности в условиях обеспечения преемственности. ^ Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на бесплатное и общедоступное общее образование. Объём действующих расходных обязательств отражается в задании учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных Стандартов общего образования. Задание учредителя обеспечивает соответствие показателей объёмов и качества предоставляемых образовательным учреждением услуг (выполнения работ) с размерами направляемых на эти цели средств бюджета. Финансовое обеспечение задания учредителя по реализации основной образовательной программы основного общего образования осуществляется на основе нормативного подушевого финансирования. Введение нормативного подушевого финансирования определяет механизм формирования расходов и доведения средств на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта. Применение принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения заключается в определении стоимости стандартной (базовой) бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении не ниже уровня фактически сложившейся стоимости в предыдущем финансовом году. Региональный расчётный подушевой норматив — это минимально допустимый объём финансовых средств, необходимых для реализации основной образовательной программы в учреждениях данного региона в соответствии с ФГОС в расчёте на одного обучающегося в год, определяемый раздельно для образовательных учреждений, расположенных в городской и сельской местности. Органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные нормативы финансирования образовательных учреждений за счёт средств местных бюджетов сверх установленного регионального подушевого норматива. ^ Материально-технические ресурсы – первичный, исходный компонент ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования. Материально-технические ресурсы обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования составляют: учебное оборудование (учебное оборудование для проведения учебных занятий (урок, самоподготовка, факультативное занятие, дополнительное занятие, индивидуальное занятие, другая форма занятий); учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (раздаточные материалы, наборы инструментов, конструкторы, объемные модели, мольберты, мячи, обручи и т.д.); компьютерные и информационно-коммуникативные средства; технические средства обучения (интерактивная доска, ноутбук, принтер, документ камера); демонстрационные пособия (демонстрационные числовые линейки, демонстрационные таблицы умножения, карточки и т. д.); игры и игрушки (настольные развивающие игры, наборы ролевых игр, театральные куклы); натуральные объекты (коллекции полезных ископаемых, коллекции плодов и семян растений, гербарии, муляжи); оборудование для проведения перемен между занятиями; оснащение учебных помещений (ученические столы, шкафы, настенные доски для объявлений и т.д.); оснащение административных помещений (компьютерные столы, офисные кресла, платяные шкафы, накопители информации на бумажных и электронных носителях и т.д.). Исходя из личностно-ориентированных целей современного начального общего образования, учебное оборудование призвано обеспечить (материально-технический ресурс призван обеспечить): наглядность в организации процесса обучения младших школьников; природосообразность обучения младших школьников; культуросообразность в становлении (формировании) личности младшего школьника; предметно-учебную среду для реализации направлений личностного развития младших школьников на деятельностной основе. Подчеркнем, что ФГОС ОО ориентирован на обеспечение реального перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к продуктивной самостоятельной познавательной деятельности, к поисково-исследовательским видам учебной работы, делает акцент на аналитический компонент учебной деятельности, формирование системы комптентностей. ^ Учебные и информационно-методические ресурсы занимают свое, только им присущее место в системе ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования. Это существенный, необходимый, неотъемлемый компонент инфраструктуры, инструментального сопровождения начального общего образования, без которого невозможен сколько-нибудь результативный образовательный процесс. Целевая ориентированность данного ресурса заключается в том, чтобы создать оптимальные с точки зрения достижения современных результатов образования в начальной школе информационно-методические условия образовательного процесса, означающие наличие информационно-методической развивающей образовательной среды на основе деятельностного подхода. Информационно-методические ресурсы обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования составляют: информационно-методические ресурсы обеспечения управленческой деятельности администраторов начального общего образования (ФГОС ОО, Базисный учебный план, примерные (базисные) учебные планы по предметам, образовательная(ые) программа(ы) ОУ, программа развития универсальных учебных действий, материалы о личностном развитии обучающихся, модели аттестации учащихся, рекомендации по проектированию учебного процесса и т.д.); информационно-методические ресурсы обеспечения учебной деятельности учащихся (обучающихся) (печатные и электронные носители учебной (образовательной) информации, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы и т.д.; информационно-методические ресурсы обеспечения образовательной деятельности обучающих (учителей начальных классов) (печатные и электронные носители научно-методической, учебно-методической, психолого-педагогической информации, программно-методические, инструктивно-методические материалы, цифровые образовательные ресурсы и т.д.). Условиями формирования и наращивания необходимых и достаточных информационно-методических ресурсов образовательных учреждений начального общего образования являются системные действия администраторов начального общего образования, органов управления образованием на муниципальном, региональном и федеральном уровнях в пределах своей компетенции по выполнению настоящих требований, по объективной оценке этих ресурсов и осуществлению в соответствующих случаях коррекционных мероприятий. Основными нормативными документами, определяющими требования к информационно-методическим ресурсам образовательного учреждения начального общего образования, являются: Перечень рекомендуемой учебной литературы (смотри выше в Учебном плане); Список цифровых образовательных ресурсов. Содержание информационно-методических ресурсов обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования представлена в таблице №1. Таблица 1.
Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы начального общего образования МОУ гимназии № 14 г. Ейска
^ В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года №2357«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373» в основную образовательную программу начального общего образования были внесены изменения. ООП НОО содержит 3 раздела: 1. Целевой, 2. Содержательный 3. Организационный Целевой раздел - определяет общее назначение, цели, задачи, планируемые результаты реализации ООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Данный раздел включает: 1. Пояснительную записку 2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО 3. Систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО Содержательный раздел – определяет общее содержание НОО и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: 1. Программа формирования УУД у обучающихся на начальной ступени образования 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности 3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования 4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 5. Программа коррекционной работы Организационный раздел – определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации ООП. 1. Учебный план начального общего образования 2. План внеурочной деятельности 3. Система условий реализации ООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта. В пояснительной записке раскрываются цели, принципы и подходы к формированию ООП НОО, общая характеристика программы и общие подходы к организации внеурочной деятельности. Ранее программа называлась «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». Сейчас ее название - «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». Поэтому в данную программу внесены дополнения связанные с экологической направленностью. Добавились пункты: «формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; соблюдение здоровьесозидающих режимов дня; формирование основ здоровьесберегающей учебнй культуры: умений организовать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях». План внеурочной деятельности – организационный механизм реализации ООП НОО. План внеурочной деятельности содержит 5 разделов: 1. спортивно-оздоровительное направление, 2. духовно-нравственное направление, 3. обще-интеллектуальное направление, 4. общекультурное направление, 5. социальное направление. |