|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ ПРОЕКТ примерной программы по учебному предмету ПО.02.УП.02.НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО Москва 2012 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка
^
^
^ VII. Списки рекомендуемой методической и учебной литературы
^ 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Народное музыкальное творчество» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор». Учебный предмет «Народное музыкальное творчество» является одним из основных предметов предпрофессиональной образовательной программы «Музыкальный фольклор». Содержание предмета «Народное музыкальное творчество» непосредственно связано с содержанием таких учебных предметов, как «Фольклорный ансамбль», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», что дает возможность обучающимся воспринимать явления традиционной музыкальной культуры в комплексе специальных знаний, умений и навыков, развивает их эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление, творческую фантазию. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества; воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы; воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации. Программа ориентирована на: воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного творческого процесса; осуществление самостоятельного контроля над своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в учебном процессе. Программа реализуется в процессе обучения детей в детской школе искусств, и помимо образовательных задач решает задачи возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры. 2. Срок реализации учебного предмета и возраст обучающихся Срок реализации учебного предмета «Народное музыкальное творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 4 года. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Народное музыкальное творчество»:
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий Учебный предмет «Народное музыкальное творчество» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Для учащихся 1 -4 классов занятия по предмету «Народное музыкальное творчество» предусмотрены один раз в неделю по 1 часу. 5. Цель учебного предмета Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать произведения народного музыкального творчества. Задачами предмета являются: - освоение различных жанров народного устного и музыкального творчества, формирование круга представлений о народных традициях и устоях; - обучение навыкам восприятия фольклорного материала; - обучение разнообразным видам художественной деятельности как воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному, театральному; - приобщение детей к совместным формам творческой деятельности; 6. Обоснование структуры учебного предмета «Народное музыкальное творчество» Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 7. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала); - наглядный (показ, демонстрация музыкального материала);
^ Этапы обучения
Учебно-тематический план Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов. Максимальная учебная нагрузка представлена из расчета аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающегося.
^ ОБУЧАЮЩИХСЯ Результатом освоения программы «Народное музыкальное творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: - знание жанров отечественного народного устного и музыкального творчества, обрядов и народных праздников;
- умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор; - владение навыками записи музыкального фольклора; - умение применять теоретические знания в исполнительской практике. ^ 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого и коллегиальность (для промежуточной аттестации). В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться устные и письменные опросы, олимпиады, тематические праздники, классные вечера и др. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в целях определения достижений учащихся на определенном этапе обучения. Форму, время и виды проведения промежуточной аттестации по предмету «Народное музыкальное творчество» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Формой промежуточной аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также - участие в каких-либо других творческих мероприятиях. В случае, если по предмету «Народное музыкальное творчество» промежуточная аттестация проходит в форме творческого показа, его можно приравнивать к зачету или контрольному уроку. Видами промежуточной аттестации также являются: устный ответ, письменная работа, творческие просмотры. График текущей и промежуточной аттестации: текущая аттестация проводится в форме контрольных уроков в 1, 3, 5 и 7 полугодии по учебному материалу согласно календарно-тематическому плану. Промежуточная аттестация проводится в форме зачётов во 2, 4, 6 и 8 полугодии согласно календарно-тематическому плану. Содержание аттестации - приметы народного календаря, -народные обычаи и обряды календарно-земледельческого цикла, -семейно-бытовые обычаи и обряды, -жанры устного и музыкально-поэтического творчества, -классификация народных музыкальных инструментов, -быт и уклад жизни русского народа. 2. Критерии оценки
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. ^ Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и учащихся по теме урока, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающихся. Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Народное музыкальное творчество»: - рассказ/беседа на одну из тем (народный календарь, жанры русского фольклора, традиционный русский быт и уклад жизни); - слушание и восприятие музыки, видео просмотр обрядовых действ; - практическое освоение различных жанров устного, песенного, инструментального и хореографического фольклора;
Аудиторные занятия по предмету «Народное музыкальное творчество» должны быть построены на сочетании различных видов деятельности, включающих практические и творческие задания (слушание, видео просмотр, пение, игра на народных инструментах и др.). Частая смена видов деятельности позволит сохранить работоспособность обучающихся, остроту восприятия материала. Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня подготовки. Особенности программы «Народное музыкальное творчество» связаны с цикличностью народного земледельческого календаря, с повторностью и периодичностью обрядов и приуроченных песен; с повторностью передаваемых из поколения в поколение семейно-бытовых обрядов и песен. Таким образом, на протяжении четырёх лет дети изучают одни и те же обряды, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Методика работы, предложенная в программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме на протяжении нескольких лет комплексно изучить традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством фольклора. Содержание уроков, основанное на изучении традиционного фольклора, позволяет учащимся не только освоить необходимый учебный материал, но и осознать себя наследниками национальных традиций. ^ ПРОГРАММЫ Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Материально-технические условия реализации программы «Народное музыкальное творчество» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, установленных федеральными государственными требованиями. Минимально необходимый для реализации программы учебного предмета «Народное творчество» перечень аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает: учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий с роялем/фортепиано; учебные парты/столы; звукотехническое оборудование (проигрыватель пластинок и компакт дисков, магнитофон, видеомагнитофон (DVD проигрыватель), персональный компьютер); библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал/класс). Учебные аудитории должны быть оформлены наглядными пособиями. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. ^ ЛИТЕРАТУРЫ Список рекомендуемой методической литературы Андреева М., Шукшина 3. Первые шаги в музыке. - М.,1993 Аникин В., Гусев В., Толстой Н. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1-10. - М., 1991-1994 Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. - М., 1986 Величкина О., Иванова А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. - М., 1992 Картавцева М. Школа русского фольклора. - М., 1994 Куприянова Л.Л. Русский фольклор, учебник (1-4 классы). «Мнемозина», 2002 Куприянова Л.Л. Русский фольклор, рекомендации к учебнику. «Мнемозина», 2002 Некрылова А. Круглый год. - М., 1991 Фольклор-музыка-театр. Под ред. Мерзляковой С. М., Владос, 1999 ^ Алексеев А. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Сибирское предприятие РАН. Серия книг «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Новосибирск, «Наука», 2005 Ананичева Т. Песенные традиции Поволжья. М.: «Музыка», 1991 Анисимова А.П. Песни и сказки Пензенской области. Пенза,1953 Богданов Г. Несколько шагов к фольклорному танцу. - М., 1996 Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. - М., 1996 Гилярова Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. - М., 1987 Гилярова Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. - М., 1985 Григорьева Н. Народные песни, игры, загадки. Для детских фольклорных ансамблей. - СПб, 1996 Костюмы Курской губернии. Курск, 2008 Науменко Г. Фольклорная азбука. - М., 1996 Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия. Издание центра Планетариум. М., 1994 Пушкина С. Мы играем и поём. Инсценировки русских народных игр, песен и праздников. - М., Школьная Пресса, 2001 Шамина Л. Музыкальный фольклор и дети. - М., 1992 Дополнительные дидактические материалы Видео- и аудиоматериалы:
|
![]() | Программа курса «Музыкальный грамотей» для кадетских классов «Музыка и история». Первый и второй раздел курса включают в себя основные вопросы музыкального искусства, связанные с исполнительскими... | ![]() | Пояснительная записка в первом полугодии 7 класса мы вплотную подходим к темам «Музыкальный образ» За основу берутся «вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом... |
![]() | Музыкальный калейдоскоп. Проект по внедрению регионального содержания в образовательную практику педагогов музыки «Музыкальный калейдоскоп» Его межведомственный характер /совместное творчество учителей профессионального и массового музыкального образования | ![]() | Пояснительная записка в программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Умк по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные... |
![]() | Программа в области изобразительного искусства «декоративно-прикладное творчество» Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства | ![]() | Программа в области изобразительного искусства «живопись» Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной... |
![]() | Образовательный стандарт основного общего образования по искусству Специфика музыкального языка. Мелодия, ритм, темп, тембр, гармония, фактура. Роль выразительных средств в создании и исполнении музыкального... | ![]() | Программа п о дисциплине «Литература и фольклор изучаемого региона» Для специальности: «Культурология» Рабочая программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
![]() | Рабочая программа по литературному краеведению «Фольклор и литература Зауралья» Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования... | ![]() | Программа в области изобразительного искусства «живопись» Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись» |