Перспективное планирование по образовательной области «Безопасность» в старшей группе
Раздел программы | Тема | Программные задачи | Методические приемы | Литература | Сентябрь | Ребенок и природа | Лето прибавило нам здоровье | Формировать представление о значении для здоровья природных факторов «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!». Воспитывать природоохранное и безопасное поведение во время отдыха на природе. | Беседа, рассматривание фотографий, рассказы детей об отдыхе, обсуждение опасных ситуаций | В.А.Деркунская Образовательная область «Безопасность»; Д.Орлова «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло» (стр. 104,117,119) | Ребенок и другие люди | Правило поведения с незнакомыми людьми | Формировать правила поведения (не садись в лифт с незнакомыми людьми, никогда не садись в машину к незнакомому человеку, не принимай от незнакомых никаких подарков) | Беседа, обсуждение различных ситуаций общение с незнакомыми людьми. Драматизация сказок «Волк и семеро козлят» «петушок золотой гребешок». Разучивание «Если незнакомый кто-то вдруг предложит мне чего-то или в гости позовет, не пойду без спроса. Вот!» (Н.Гурина) | В.В.Латюшин «Окружающий мир и твоя безопасность» (стр. 132,137) | Ребенок на улицах города | О правилах поведения в транспорте | Познакомить с правилами этичного и безопасного поведения в транспорте | Беседы «На чем люди ездят». «Как вести себя в транспорте». Рассматривание иллюстраций. Загадки. С.р.и. «Мы пассажиры» | С.Михалков «Скверная история»; А.Барто «Любочка» | Безопасность ребенка в быту | Опасности вокруг нас (дома и в детском саду) | Формировать представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту; научить соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов | Беседа, отгадывание загадок. Игра м / п «найди и промолчи». Д/и «опасные и безопасные предметы»
| В.А.Деркунская Образовательная область «Безопасность» (стр. 48,83); К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» (стр. 11) | Октябрь | Здоровье ребенка | «Овощи и фрукты – полезные продукты». «Чистота – залог здоровья» | Научить детей заботится о своем здоровье, избегать ситуаций приносящих вред здоровью. Дать элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. Воспитывать привычку с соблюдением правил личной гигиены | Рассматривание овощей, фруктов, составление описательных рассказов, загадок. Беседа «Где живут витамины». Д/и «Угадай на вкус». Заучивание правила «Ты всегда перед едой руки с мылом себе мой» | А.Авдеева (стр. 101, 102) | Ребенок на улицах города | Правила безопасного перехода через дорогу, поведение на остановках общественного транспорта | Закреплять правила безопасного перехода улицы и правила поведения на остановках | Рассматривание иллюстраций. Беседа «На остановках ждем транспорт», «Где безопасно переходить дорогу». Целевая прогулка к перекрестку. Обсуждение и обыгрывание ситуаций. Д/и «Угадай вид транспорта по описанию. Д/и «Умные машины» | В.А.Деркунская Образовательная область «Безопасность» «Правила дорожного движения» (стр. 95); В.М.Трофимов «Азбука маленького пешехода» | Ребенок дома | Пожарная безопасность | Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров. Формировать элементарные правила пожарной безопасности | Чтение С.Маршак «Кошкин дом». Д/и «Опасные предметы» Д/и «Горит - не горит» Рассматривание иллюстраций Опытно-исследовательская деятельность «Тонет, плавает, горит» | К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» (стр. 20); В.В.Латюшин «Окружающий мир и твоя безопасность» (стр. 22,23) | Ребенок и природа | Не все грибы съедобны | Формировать представление о съедобных и несъедобных грибах, познакомить с правилами сбора грибов | Беседа: «Какие бывают грибы». Загадки. Рассматривание иллюстраций. Д/и «Собери грибы в корзинку» | К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» (стр. 52) | Ноябрь | Ребенок дома | Правила поведения при пожаре | Формировать правила безопасности при пожаре, объяснять последствия неправильного поведения, углублять и систематизировать знания о причина пожара | Беседа. Обыгрывание, обсуждение ситуаций. Загадки, пословицы. Игра – эстафета «Дружно тушим». С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» | Сценарий по пожарной безопасности для дошкольников (стр. 91) | Ребенок и природа | Правила поведения при общении с животными | Повторить правила поведения во время общения с животными, объяснить, что иногда контакты с животными могут быть опасны | Беседа. Загадки. Словарная работа (ветеринар). Д/и «Что может сделать животное от испуга» (поцарапать, лягнуть, укусить) | К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» (стр. 56,58); И.Жуков Стих-е «Жалоба»; В.В.Латюшин «Окружающий мир и твоя безопасность» (стр. 117) | Ребенок на улицах города | Дорожные знаки - помощники | Познакомить детей с указательными знаками, их назначение | Загадки, стихотворения. Беседа. Продуктивная деятельность – рисование знаком для игры | К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» (стр. 43,44)
| Ребенок и иго здоровье | Забота о здоровье, профилактика заболеваний | Учить детей укреплять свое здоровье, соблюдая гигиенические правила, режим дня; закаляться, делать зарядку, заниматься спортом и правильно питаться | Беседа «Кать стать Неболейкой». Чтение А.Анпилов «Зубки заболели. С.Михалков «Про мимозу». Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»
|
| Декабрь | Ребенок на улице | Небезопасные зимние забавы | Обобщить и закреплять знания правил безопасного поведения, играя во дворе, на спортивных игровых площадках | Беседа. Чтение Д.Олова «Как Стобед качался на качелях» Т.Шарыгина «Волшебный мяч» |
| Ребенок на улицах города (ПДД) | Влиятельная палочка | Дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика, объяснить в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты | Беседа. Рассматривание иллюстраций с изображением регулировщика в разных положениях. Чтение С.Михалков «Дядя Степа милиционер» | Л.А.Вдовиченко «Ребенок на улице (стр. 21)
| Безопасность в быту | Острые предметы | Закрепить представление об острых колючих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту | Загадки о предметах (ножницы, нож, шило, иголка). Обсуждение ситуаций пользования острыми предметами |
| Ребенок и его здоровье | Кто заботится о нашем здоровье? | Закреплять представление о работе врача, обогащать знания о работе врача в д/с. Дать знание о простейших способах оказания медицинской помощи (холод на место ушиба, обработка зеленкой, йода) | Экскурсия в мед. кабинет. Опытно-исследовательская деятельность – измерение своего роста. Беседа. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» |
| Январь | Ребенок дома | Врачебная помощь | Формировать представление о профессии врача скорой помощи. Воспитывать уважение к их труду. Научить вызывать скорую помощь по телефону набирая 03 | Беседа. Рассматривание иллюстраций. Упражнения в наборе номера телефона 03 и вызова врача. С.Р.И. Скорая помощь | К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» (стр. 38) | Ребенок и другие люди | Несоответствие приятной внешности и добрых намерений | Помочь детям осознать важность знания своего адреса, домашнего телефона на примере сказок. Формировать предосторожность общения с незнакомыми людьми | Беседа «Красивый, хороший». Чтение Ш. Перро «Золушка», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» |
| Ребенок на улице (ПДД) | Дорожные знаки | Продолжать формировать знания дорожных знаков (запрещающие и предписывающие). Формировать навыки безопасного поведения на дорогах | Целевая прогулка к перекрестку. Макеты, дорожные знаки, загадки стихотворения | В.В.Латюшин «Окружающий мир и твоя безопасность» (стр. 55,56); К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» (стр. 45) | Здоровье ребенка | Изучаем свой организм | Уточнить знания детей о частях тела, рассказать о роли органов чувств, о том, как беречь свой организм | Рассматривание плаката «Части тела». Д/и «Отгадай, чей голосок?», «Отгадай по вкусу» | К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» (стр. 30); С.Е.Шукшина «Я и мое тело» |
Февраль | Ребенок и природа | Зимние забавы | Формировать правила безопасного поведения во время катания с горок, игры со снежками, контакта с металлическими предметами. Закреплять знания о времени года – Зиме | Беседа. Рассказы детей. Обсуждение ситуаций. Чтение стихотворений. Опытно-исследовательская деятельность | К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» (стр. 26)
| Ребенок на улице (ПДД) | Безопасность на дороге | Закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улице. Закрепить знания сигнала светофора, их значение, а так же об обозначении дорожных знаком. Повторить правила поведения на улице. Воспитывать внимание, сосредоточенность, отзывчивость, умение оказывать помощь другому | Загадки. Обсуждение ситуаций изображенных на картинках. Обыгрывание ситуаций | Л.А.Вдовиченко «Ребенок на улице (стр. 39) | Здоровье ребенка | Кожа или Живая одежда | Дать представление о том, что кожа – кожный покров тела человека выполняет много функций, основное – защита (от грязи, холода, жары). Подвести к пониманию зависимости чистоты и здоровья. Воспитывать положительное отношение к чистоте | Чтение А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр» Беседа | К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» (стр. 30); С.Е.Шукшина «Я и мое тело» | Ребенок быту | Лекарства и витамины | Учить детей принимать лекарства только от взрослых; формировать знания о пользе и вреде лекарств, витаминов. Заботиться о своем здоровье | Беседа «Как вести себя во время болезни», «Для чего нужны лекарства и витамины». Продуктивная деятельность – изготовления атрибутов для С.Р.И. | В.В.Латюшин «Окружающий мир и твоя безопасность» (стр. 35) |
Март | Ребенок и другие люди | Один дома | Формировать правильного безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми, когда ребенок находится один дома | Беседа. Обыгрывание конкретных ситуаций. Обсуждение правильного и неправильного поведения. Дидактическая игра «Знаешь ли ты номер вызова скорой помощи, пожарных, полиции, номера телефонов родителей?» | К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» (стр. 15) | Ребенок на улице (ПДД) | Маленький шофер | Познакомить с правилами передвижения на велосипеде. Учить обсуждать возможные опасные ситуации из личного опыта. Воспитывать уважение к окружающим людям | Чтение стихотворения В.Кожевникова «Моя машина» Чтение «Рассказ про Зайку – велосипедиста». Беседа | Л.А.Вдовиченко «Ребенок на улице (стр. 48) | Здоровье ребенка | О правильном питании и пользе витаминов | Рассказать, для чего нужно правильно питаться, объяснить, в чем разница между вкусным и полезным. Формировать знания о пользе витаминов (очень важных для здоровья веществах) | Беседа. Рассматривание плаката с изображением разных продуктов. Стихи, загадки. Д/и «Витамины» | К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» (стр. 37) | Пожарная безопасность | Огонь наш друг, огонь наш враг | Учить детей осторожному обращению с огнем, сформировать элементарные знания об опасных последствиях пожара | Беседа. Д/и «Горит, не горит». Чтение Е.Хоринский «Спичка невеличка». Экскурсия в прачечную (знакомство с работой электроутюга). Конкурс рисунков «Огонь друг, огонь враг» | К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» (стр. 18, 20) |
Апрель | Ребенок и природа | Наказание за незнание | Воспитывать природоохранное поведение, развивать представление о том, какие действия вредят природе, какие способствуют ее восстановлению. Формировать правила поведения на природе. Познакомить с ядовитыми растениями | Беседа. Слушание фонограммы. Чтение стихотворения М.Фисенко «Наказание за незнание». Д/и «Найди опасные растения» | К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» (стр. 49); Авдеева (стр. 773) | Ребенок и его здоровье | Правила оказания первой помощи | Научить оказывать первую помощь при ушибах и порезах | Беседа «чтобы не было беды». С.Р.И. «Травмпункт» |
| Ребенок на улице (ПДД) | Викторина «Что, где когда?» | Закрепить знания об элементах дороги, о средства регулирования движения, о группах дорожных знаков, о правила перехода проезжей части. Закрепить в игровой форме практические навыки поведения на улице пешехода и водителя.
| Решение проблемных ситуаций. Ответы на вопросы, отгадывание загадок, чтение стихотворений | Л.А.Вдовиченко «Ребенок на улице (стр. 50-55) | Ребенок на улице | Если ребенок потерялся | Формировать знание о правилах поведения в случае, если ты потерялся. Закрепить знание домашнего адреса, имени, отчества родителей | Обыгрывание конкретной ситуации. Беседа. | К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» (стр. 16) |
Май | Ребенок и природа | Правило поведения во время грозы | Познакомить с правилами поведения во время грозы | Беседа. Задки, стихи | К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» (стр. 539) | Ребенок на улице (ПДД) | Развлечение, путешествие в страну дорожных знаков | Закрепить знание о правилах безопасного поведения на дороге и правилах дорожного движения | Развлечение. Решение проблемных ситуаций. Чтение стихотворений детьми | Л.А.Вдовиченко «Ребенок на улице (стр. 57) | Здоровье ребенка | В стране легких или Путешествие воздушных человечков | Дать представление о том, что дыхание это одна из важных функций организма. Показать роль дыхания для жизни ребенка, познакомить с механизмом дыхания (вдох, выдох). Дать представления о том, что наше здоровье зависит от нас самих, так и от чистоты окружающей среды, познакомить с «Санитарами» - зелеными насаждениями | Беседа. Экспериментально-исследовательская деятельность. Составление правил безопасного дыхания | С.Е.Шукшина «Мое тело» (стр. 17) | Ребенок и природа | Праздник «Мы друзья природы» | Закрепить знания о правилах поведения в природе. Формировать природоохранное поведение | Театрализованное развлечение, отгадывание загадок, решение проблемных ситуаций | В.А.Деркунская Образовательная область «Безопасность» (стр. 122) |
| Мониторинг | Диагностика знаний, умение детей, обобщение полученных результатов диагностики | Наблюдение за детьми. Индивидуальные беседы. НОД (познания, коммуникация, художественно-творческая деятельность) | В.А.Деркунская Образовательная область «Безопасность» (стр. 63, 73); В.В.Латюшин «Окружающий мир и твоя безопасность» (стр. 27) |
Июнь-Август | Ребенок и его здоровье | В здоровом теле – здоровый дух | Обобщение знаний об охране и укреплении своего здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни | Беседы: «Что помогает быть здоровым», «Наш организм», «Витамины и здоровье», «Наша безопасность на улице и дома», «Физкультура и здоровье», «Мы – пешеходы». Дидактические игры по закреплению знания правил дорожного движения. Сюжетно-ролевые игры: «Транспорт», Поликлиника», «Семья». Продуктивная деятельность: «Мы занимаемся зарядкой», «Машины на нашей улице», «Опасные предметы». |
| Ребенок на улице города | Культура пешехода | Закрепления знаний правил дорожного движения | Беседы: «Азбука безопасности», «Как по улице шагать». Д/игры по желанию детей |
| Безопасность ребенка в быту | Опасности и их предупреждения | Воспитание безопасного поведения, развития чувства контроля и самоконтроля | Рассматривание альбома «Безопасность». Беседы: «В мире опасных предметов», «Опасная неосторожность», «Животные и растения – друзья и враги». Д/игры на закрепление правил безопасности в быту и при пожаре. С.Р.И : «Пожарные на учениях», «Аптека лекарственных растений», «Магазин электробытовых приборов» |
| Ребенок и другие люди | Я и другие люди | Закрепления знания правил поведения с незнакомыми людьми | Беседы: «Один дома», «Гуляю один». Обыгрывание и обсуждение ситуаций |
| |