Сведения о системе образования в муниципалитете (дошкольное, общее, дополнительное образование состояние, проблемы, перспективы) icon

Сведения о системе образования в муниципалитете (дошкольное, общее, дополнительное образование состояние, проблемы, перспективы)



НазваниеСведения о системе образования в муниципалитете (дошкольное, общее, дополнительное образование состояние, проблемы, перспективы)
Дата17.10.2016
Размер
ТипСведения

ПРОЕКТ

муниципального комплексного плана

модернизации системы общего образования города Райчихинска


Сведения о системе образования в муниципалитете

(дошкольное, общее, дополнительное образование – состояние, проблемы, перспективы)

Муниципальная система городского округа города Райчихинска включает: пять общеобразовательных школ и одна гимназия, где обучается 2477 учащихся; восемь дошкольных образовательных учреждений, где пребывают 1011 детей; четыре учреждения дополнительного образования детей, где занимаются 1742 учащихся.

Особенностями нашей муниципальной системы образования являются:

совершенствование программно-целевого метода управления с выходом на целевые программы нового поколения;

совершенствование системы управления качеством образования, ориентированной на реализацию заказа общества;

развитие государственно-общественного характера управления и социального партнёрства;

развитие инновационного потенциала образовательных учреждений.

Важным элементом обеспечения доступности и качества образовательных услуг на территории города Райчихинска остаётся совершенствование инфраструктуры образовательной сети.

На базе 18 образовательных учреждений работает 9 муниципальных опытно-экспериментальных площадок:

- МДОУ д/с №31 «Формирование гендерной толерантности у детей дошкольного возраста»;

- МДОУ ЦРРДС №1 «Развитие креативности дошкольников через нетрадиционные виды ИЗО деятельности», «Модель интегрированного обучения как фактор сохранения здоровья дошкольников»;

- МДОУ д/с №32 «Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации»;

- МОУ гимназия №8 «Развитие познавательных интересов младших школьников средствами тьюторского сопровождения»;

- МОУ СОШ №1 «Неизведанный край мой родной. Занков+.»;

- МОУ СОШ №15 «Я выбираю…»(Активизация познавательного интереса старших школьников с помощью дистанционных курсов и олимпиад);

- МОУДОДМЦДОД «Моделирование воспитательной системы МЦДОД»;

- МОУДОД ДЮСШ №3 «Реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, осанки средствами адаптивного спорта».

Два общеобразовательного учреждения МОУ СОШ №15, МОУ гимназия №8. активно внедряющие инновационные образовательные программы, стали победителями в в приоритетном национальном проекте «Образование».

Мы стремимся к тому, чтобы каждое образовательное учреждение имело свою особенность, свою визитную карточку.


^ Состояние, проблемы и перспективы развития дошкольного образования

на территории города Райчихинска

Система дошкольного образования города Райчихинска представлена 8 муниципальными дошкольными образовательными учреждениями. Дошкольным образованием в городе охвачено 1011 детей, что составляет 59% в возрасте от 1,5 года до 7 лет и 72,3% в возрасте от 5 до 7 лет.

С целью создания условий и механизмов развития системы дошкольного образования в городе реализуется муниципальная целевая программа «Развитие дошкольного образования в городском округе города Райчихинск».

По итогам аккредитации 1 дошкольное учреждение является центром развития ребёнка (МДОУ ЦРР д/с № 1), 5 детских садов общеразвивающего вида (МДОУ д/с № 2, МДОУ д/с № 25, МДОУ д/с № 28, МДОУ д/с № 31, МДОУ д/с № 32), 1 детский сад комбинированного вида (МДОУ д/с № 19) и 1 детский сад (МДОУ д/с № 14). В МДОУ д/с №19 функционируют 2 компенсирующие группы различной коррекционной направленности: 1 группа для детей с нарушение речи, 1 группа – логопедическая.

Дошкольные учреждения работают по новым программам и педагогическим технологиям, что способствует развитию инициативы и творчества педагогов и повышению качества дошкольного образования.

Демографическая ситуация в городе привела к тому, что в детских садах образовался дефицит мест, возникла очередь на определение детей в дошкольные образовательные учреждения. Необходимо отметить сохранение высокой потребности в местах в детские сады для дошкольников в нашем городе. По состоянию на 1.06.2001 года очередность в дошкольные образовательные учреждения детей в возрасте от 1,5 до 7 лет составляет 385 человек (2007г.р. – 77 человек, 2008 г.р. – 89 человек, 2009 г.р. – 119 человек, 2010 г.р. – 100 человек)), от 0 до 1,5 лет – 80 человек. Общая численность детей, стоящих в очереди на получение путевки в детский сад, составляет 465 человек. Для решения проблемы дефицита мест разработана муниципальная целевая программа «Развитие дошкольного образования в городском округе городе Райчихинске на 2009-2013 годы», в которой предусмотрена реконструкция бывшего здания муниципального центра дополнительного образования детей (МЦДОД) под детский сад на 110 мест по ул. Победа, 67, плановое введение в действие 01.09.2011года.

В 2011 году увеличилась численность мест в дошкольных учреждениях на 38 мест за счет открытия дополнительной группы на 20 мест для детей от 1,5 до 3 лет в МДОУ д/с № 25 и одной разновозрастной группы на 18 мест в МДОУ д/с № 14.

Ведётся работа по открытию 1.09.2011 г. дополнительной группы на 20 мест в МДОУ д/с №19.

Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан решается сегодня за счет развития различных форм дошкольного образования. В практику дошкольных образовательных учреждений активно внедряются группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста. Однако это направление развивается медленно, а внедрения новых форм дошкольного образования не наблюдается. Отчасти это связано с отсутствием в ДОУ свободных помещений и нехваткой кадров. С 1.09.2011г. мы планируем дополнительно открыть группы кратковременного пребывания детей в МДОУ №2 следующих направленностей: ранняя социализация, с дневным пребыванием (на время занятий, праздников, прогулок), с вечерним пребыванием, присмотр «на один час» и др.

Во всех общеобразовательных школах открыты «Школы будущих первоклассников», где осуществляется подготовка дошкольников к школе. В городе увеличивается спрос на услуги детского сада среди населения. Все ДОУ города имеют лицензию на право ведения дошкольного образования и государственную аккредитацию. Одной из ярко выраженных тенденций развития образования в городе является переход от унифицированной образовательной системы к вариативной. Эта тенденция четко видна на примере дошкольного образования. Наряду с 12-часовым и 10-часовым режимом функционирования в ДОУ д/с № 32 работает группа с круглосуточным пребыванием. Введение новых режимов позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан. Продолжается дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам, позволяющая обеспечивать право выбора форм и направленности содержания дошкольного образования в соответствии с личностными особенностями ребенка.

Еще один качественный показатель системы дошкольного образования – ее обеспеченность квалифицированными кадрами.

В муниципальной системе дошкольного образования работают 128 педагогических работника, в том числе с высшим образованием-24, средним специальным-88. Курсовую подготовку прошли 81% педагогов.

Аттестацию прошли 93 ( 67%) педагога дошкольного образования, из них 1 квалификационную категорию имеют 50 человек (39%), 2 категорию- 26 человек (20%), высшую-8 человек (6%).

Как никогда остро в последнее время обозначилась проблема нехватки педагогических кадров в ДОУ.

Однако эта проблема решается руководителями ДОУ в основном за счет внутреннего совместительства сотрудников. Многие воспитатели работают на 1,5 и более ставок. В настоящее время в ДОУ имеются вакантные должности 6 воспитателей. Прежде всего, дефицит кадров связан с низкой заработной платой.

Мы стремимся ежегодно улучшать материально-техническое состояние ДОУ. Но следует отметить, что не в полном объеме выделяются средства местного бюджета на пополнение и укрепление материально-технической базы ДОУ. В дошкольных образовательных учреждениях требуется замена технологического, прачечного оборудования, приобретение современной компьютерной техники и современного музыкального оборудования. Частично данная проблема решается за счет средств муниципальной целевой программы «Развитие дошкольного образования в городском округе городе Райчихинске на 2009-2013 годы», в которой предусмотрено так же приобретение оборудования для медицинских кабинетов ДОУ. В первом полугодии 2011 года было приобретено медицинское оборудование для ДОУ на 180 тыс.руб.

^ В дошкольных учреждениях города организована работа по оказанию дополнительных образовательных услуг за пределами определяющих их статус образовательных программ. Система дополнительного образования в дошкольных учреждениях представлена работой студий, кружков и секций. На базе МДУ д/с № 19 и № 32 оказываются платные услуги различной образовательной направленности.

^ Создание развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим направлением деятельности ДОУ. В большинстве детских садов города созданы условия для полноценного развития ведущих видов деятельности детей. В ряде детских садов современные формы организации среды предусматривают также оборудование и использование участка для разнообразных форм педагогической работы с детьми и реализации разных видов их активности. В учреждениях успешно функционируют спортивные залы и бассейны (в летний период). Оборудование основных помещений соответствует возрастным показателям детей, гигиеническим и педагогическим требованиям. В детских садах реализуются физкультурно-оздоровительные технологии. Технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, формирование элементов здорового образа жизни.


^ Состояние, проблемы и перспективы развития дополнительного образования

на территории города Райчихинска

Важная роль в повышении качества образования отводится дополнительному образованию детей.

Стабильность сети, контингента обучающихся, количество объединений по основным видам деятельности в системе дополнительного образования подтверждает востребованность этого вида образования, его современный статус. Свыше 40% обучающихся занимаются в свободное время разными видами образовательной деятельности. Наибольшее число учащихся занимается в учреждениях дополнительного образования: Центр дополнительного образования детей (14 объединений – 569 воспитанника), Дом детского творчества (18 объединений – 620 учащихся), ДЮСШ № 1 (21 объединений – 305 учащихся), ДЮСШ № 3 (21 объединений – 289 учащихся), где функционируют объединения различных направлений:

  • художественно-эстетическое;

  • эколого-биологическое;

  • культурологическое;

  • социально-педагогическое;

  • туристско-краеведческое;

  • спортивно-техническое;

  • спортивное.

Анализ контингента обучающихся в учреждениях дополнительного образования показывает, что в большей степени услугами данных учреждений пользуются учащиеся 7-14 лет, а вот подростки из «группы риска» в досуговую деятельность вовлечены недостаточно (146 человека), из них 29 человек, состоящих на внутришкольном учете, 6 человек, состоящих на учете в ОВД.

Занятия в учреждениях проводятся в основном во второй половине дня. Стремясь оказать более широкий спектр услуг, учреждения дополнительного образования открывают объединения на базе школ, детских садов - в МОУ СОШ № 1,22 (легкая атлетика, футбол), МДОУ д/с №1,25 (шахматы), МДОУ д/с 1,2 (изостудия «Радуга»), МДОУ д/с №19 («Рукоделие»).

В 2002 году в связи с актуальностью проблемы профилактики девиантного поведения, с целью профилактики правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, участившимися случаями аддиктивного поведения среди детей и подростков, увеличивающегося числа проблемных семей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, психопрофилактике и психокоррекции на базе учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» создан Центр психолого-медико-педагогической помощи семье и детям. Ежегодно возрастает число детей и родителей (лиц их заменяющих), обратившихся за помощью. Так, по итогам 2010-2011 учебного года квалифицированную и специализированную помощь в Центре получили 2017 человек, а по итогам 2009-2010 учебного года помощь была оказана 1950 обратившимся. Вся проводимая работа специалистами Центра направлена на обеспечение безопасности и сохранения психологического и соматического здоровья клиентов (детей, родителей). С 1 июня 2010 года в Центре работает телефон доверия «Горячая линия», в целях оказания психологической, педагогической, правовой и социальной помощи семье и детям, для проведения первичных психологических консультаций, оказываемых специалистами центра: практическим психологом, психоневрологом, социальным педагогом (номер телефона 2-20-26).

В УДОД создана сеть с широкой дифференциацией видов дополнительных образовательных услуг, позволяющая наиболее способным и талантливым детям получить соответствующее их склонностям и возможностям образование. Наряду с типовыми, модифицированными (с учетом условий и наличия материальной базы) образовательными программами успешно реализуются авторские программы педагогов (ДДТ - Д.Г. Черепанов, МЦДОД - С.В. Кувшинов).

В 2010 году в рамках социального партнерства МОУ ДОД «ДДТ» и городского телевидения «ГТС» (Городские Телевизионные Сети) начал реализовываться совместный проект «Детская телевизионная передача «Мы – не взрослые», цель которого создание детского телевидения как информационного средства освещения детских и молодежных проблем нашего города.

В 2010 году ансамбль «Карамелька» Дома детского творчества получил звание «Детский образцовый коллектив».

В течение года в спортивных мероприятиях приняло участие около 600 учащихся.

Благодаря усилиям администрации города в 2010-2011 учебном году улучшились условия для занятий спортом в детских юношеских спортивных школах №1, №3.

В УДОД учебно-воспитательную работу осуществляют 58 человек. 60 % педагогов дополнительного образования города имеют высшее педагогическое образование, высшую и первую квалификационную категорию имеют 70,6 % педагогических кадров. Работа по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей требует постоянного личностного роста всех участников образовательного процесса – педагогов, психологов, родителей. Но ее успех гарантирован только в том случае, когда руководят этим непростым процессом такие же одаренные взрослые-педагоги: ведь только талантливый учитель может воспитать талантливого ученика.

В системе проводятся городские конкурсы и фестивали, направленные на развитие творческого потенциала учащихся и воспитанников. В течение учебного года учащиеся участвуют в областных и Всероссийских конкурсах, соревнованиях с охватом более 600 детей, и достигают хороших результатов.

Неоднократные победы юных спортсменов, экологов, художников, музыкантов свидетельствуют об эффективности системы дополнительного образования, обладают значительным инновационным потенциалом, позволяющим создавать и апробировать новые образовательные модели. Вместе с тем для нас остается актуальным обновление материально-технической базы учреждений дополнительного образования.

Каждое учреждение дополнительного образования детей сталкивается с проблемами, которые решаются как за счет внутренних резервов, так и в 2011 году за счет средств муниципальной целевой программы «Развитие дополнительного образования»

^ Основными проблемами являются:

- недостаточная материально-техническая база;

-ограничение в использовании информационных технологий в связи с недостаточным оснащением компьютерной техникой;

-ограничение действующим объемом финансирования возможности участия победителей региональных конкурсов, спортивных соревнований в мероприятиях общероссийского уровня;

-ограничение действующим объемом финансирования прохождения курсов повышения квалификации педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей.


Состояние, проблемы, перспективы начального общего, основного общего,

среднего (полного) общего образования

на территории городского округа города Райчихинска

Важным элементом обеспечения доступности и качества образовательных услуг на территории города Райчихинска остаётся совершенствование инфраструктуры образовательной сети.

В 2010-2011 учебном году в шести общеобразовательных учреждениях города обучалось 2477 учащихся, 111 классов-комплектов. Средняя наполняемость классов по городу составляет 22 человека при норме 25 человек. Выше городского этот показатель в МОУ СОШ №№ 1(23,8 чел.), 15(23,8 чел.), гимназии № 8 (24,1 чел.), ниже городского показатель в МОУ СОШ №№ 3(14,6 чел.), 5(12,2 чел.), 22 (17,6 чел.). Проблема снижения количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях по-прежнему является актуальной для нашей территории.

Предстоит дальнейшая работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений. Одним из направлений развития муниципальной образовательной сети с целью обеспечения качественного образования в перспективе в 2012 году должна стать реорганизация МОУ СОШ № 5 в основную общеобразовательную школу.

В целях обеспечения доступного качественного образования в общеобразовательных учреждениях муниципального образования в 2010 году обучалось 30 детей-инвалидов, в том числе 11 учащихся – на дому. Из них 2 человека являются участниками областного проекта дистанционного обучения детей-инвалидов.

В текущем учебном году в общеобразовательных учреждениях реализуются иные формы получения среднего (полного) общего образования: в МОУ СОШ № 1 пять учащихся (из одной семьи) обучаются в форме семейного образования, в гимназии № 8 одна ученица обучается в форме экстерната.

По итогам учебной деятельности в 2010-2011 учебном году отмечается незначительная положительная динамика уровня успеваемости учащихся, однако качество обучения ниже уровня предыдущих лет:

показатели

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

Контингент


2489

2437

2477

Число учащихся, оставленных на повторный год обучения

12

11




Успеваемость

99,5

99,7




Качество обученности

44

41,7




Оценка качества образования становится актуальной на всех этапах обучения. В течение ряда лет выпускники 9-х классов участвуют в апробации новой модели государственной (итоговой) аттестации с использованием территориальных экзаменационных комиссий. В условиях введения независимой оценки качества образования выпускники 9 классов выбирают все предметы из перечня предметов по выбору, определенных Рособрнадзором. Предпочтение для сдачи предметов по выбору выпускники отдают обществознанию. По сравнению с 2010 годом выросло число сдающих обществознание – на 37 человек, биологию, географию на 13 человек.

Качество предметной подготовки выпускников 9 классов по итогам ГИА в 2010 году составило по русскому языку – 47%, по математике – 49%.

Распоряжением Правительства Амурской области от 10.08.2010 № 87-р «О проведении в 2010/11 учебном году эксперимента по введению ФГОС начального общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Амурской области» в Амурской области с 1 сентября 2010 года начат эксперимент по введению ФГОС.

Приказом Министерства образования и науки Амурской области от 19.04.2010 № 635 «О введении ФГОС начального общего образования» определены пилотные общеобразовательные учреждения по введению ФГОС начального общего образования. В эксперимент вошли 31 общеобразовательное учреждение, 65 классов из 29 территорий области, в их числе 4 класса МОУ СОШ № 15. В соответствии с приказом управления образования от 30.08.2010 № 137 «О введении ФГОС начального общего образования» с 1 сентября 2010-2011 учебного года МОУ СОШ № 15 включилась в эксперимент по введению ФГОС. Возможность апробации ведения ФГОС в МОУ СОШ № 15 была определена методическим, кадровым материально-техническим потенциалом учреждения.

Опыт первого года апробации условий ведения ФГОС второго поколения показал, что такого рода изменения в системе работы школы давно назрели и оправданы. 2010-2011 учебный год является последним этапом подготовки к внедрению ФГОС второго поколения в начальной школе. В общеобразовательных учреждениях определены учителя для организации образовательного процесса в первых классах. Все планируемые учителя с высшим образованием, 100% имеют курсовую подготовку по введению ФГОС в объеме не менее 72 часов. В числе педагогов 8 человек имеют первую квалификационную категорию, 2 - высшую.

В гимназии № 8, школах № 1, 15 имеются кадры для психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социальные педагоги есть лишь в двух учреждениях (МОУ СОШ №№ 1, 15).

В малых школах (МОУ СОШ №№ 3, 5, 22) психолого-педагогическое сопровождение затрудняется отсутствием ставок педагогов-психологов. Но данная проблема в 2011-2012 учебном году будет решаться через привлечение педагогов-психологов городского психолого-медико-педагогического центра «Гармония».

Профильным обучением в текущем учебном году охвачены 339 старшеклассников (93%). В школах города реализуются шесть профилей: социально-гуманитарный (МОУ СОШ №№ 1, 15, гимназия № 8), информационно-технологический (МОУ СОШ №№ 3, 22), оборонно-спортивный (МОУ СОШ № 5), индустриально-технологический (МОУ СОШ № 1, 5), физико-математический (МОУ СОШ № 15), физико-химический (гимназия № 8).

В профильных классах на профильном уровне изучаются предметы: математика, информатика и ИКТ, физика, технология, русский язык, литература, история, физическая культура, ОБЖ и др. Важную роль в самоопределении школьников играют элективные учебные предметы: «Экология общения», «Секреты хорошей речи», «Практическая химия», «Основы исследовательской деятельности», «Ориентир в лабиринте закона», «Основы экономических знаний», «Технология программирования» и др.

В пяти общеобразовательных учреждениях реализуется модель внутришкольной профилизации (2 школы – однопрофильные, 3 – многопрофильные).

Сетевая модель реализация профильного обучения действует в МОУ СОШ № 1 (индустриально-технологический профиль, с направлением – электротехника/электроника). Между общеобразовательным учреждением и ГОУ СПО «Райчихинским индустриальным техникумом» 30.08.2010 года заключен договор о совместной образовательной деятельности. Взаимодействие учреждений построено на паритетной кооперации. На базе техникума преподавателями СПО ведется профильный предмет (технология, включая электротехнику и электронику) – 4 часа в неделю.

В каждом общеобразовательном учреждении в учебном плане предусмотрены часы на ведение обязательных профориентационных курсов «Я и моя профессия», представлен широкий перечень элективных курсов.

Предпрофильная подготовка и допрофессиональное обучение посредством сетевого взаимодействия школ города и учреждения дополнительного образования осуществляется на базе МЦДОД, где учащиеся посещают 4 элективных курса, овладевают основами допрофессиональной подготовки по направлениям: городской педагогический класс – 15 человек, автодело – 127 человек, оператор ЭВМ – 24 человека.

С целью решения проблемы обеспечения условий для получения качественного профильного образования учащимися из малых школ (МОУ СОШ №3, МОУ СОШ №5, МОУ СОШ №22) Постановлением главы № 551 от 08.10.2008 МОУ СОШ № 15 присвоен статус базовой школы. Однако, следует отметить еще «робкие шаги» в осуществлении перехода на разноуровневые программы и рациональном использовании возможностей базовой школы. Позиция управления образования: малочисленные школы (МОУСОШ №3, МОУСОШ №5), находящиеся на небольшом удалении от города в поселках, входящих в состав городского округа,, должны существовать, но формы учебных занятий с детьми в этих школах могут быть более разнообразными, в том числе индивидуальные, дистанционные и другие формы обучения, через использование возможностей базовой школы.

В перспективе предстоит организовать сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений города с целью развития предпрофильной подготовки старшеклассников, совершенствовать работу по реализации задач базовой школы по организации профильного обучения, реализуемого, в том числе, посредством дистанционного обучения, разработки индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Мерилом независимой оценки уровня подготовки выпускников средней школы является единый государственный экзамен.

В 2009-2010 учебном году обучение в 11 классе в трех общеобразовательных учреждениях завершили 85 выпускников. Качество предметной подготовки выпускников по результатам ЕГЭ показало, что 100% выпускников дневных школ сдали ЕГЭ по литературе, английскому и немецкому языкам, информатике и ИКТ.

Средний балл по городу по русскому языку вырос на 2,5 %, по математике уменьшился на 4,5 %. (46,7 и 27, 2 соответственно). Однако данные результаты на 8,2 % по математике и на 7,4 % по русскому языку ниже областных показателей.

Увеличение среднего балла по городу в сравнении с 2009 годом наблюдается по физике, обществознанию, истории, литературе, немецкому языку.

С целью достижения более высокого качества образования выпускников в текущем учебном году управлением образования и образовательными учреждениями проведена работа по подготовке всех участников образовательного процесса к использованию механизмов внешней оценки качества образования на государственной (итоговой) аттестации выпускников.

В условиях малого города, каким является Райчихинск, особенность общеобразовательных школ состоит в разнородности контингента учащихся: обучаются дети и с повышенной и с пониженной готовностью к обучению, в том числе одаренные дети. Отсюда встает проблема: как обучать таких детей в условиях общеобразовательного учреждения?

^ Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования в городе.

Для интеллектуально-творческой самоактуализации и самореализации одаренных детей в рамках единого городского образовательного пространства с 2009 года реализуется муниципальная целевая программа «Одаренные дети на 2009-2011 годы». В рамках муниципальной целевой программы систематически выявляются одаренные дети, пополняется банк одаренных школьников. Городской банк данных об одаренных детях включает 27 учащихся. Банк данных об участниках регионального этапа всероссийской олимпиады школьников за 2010 год пополнился на 14 человек, за 2 года составил 26 школьников.

На базе образовательных учреждений города создаются условия для самореализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся, школьники вовлекаются в различные дистанционные конкурсы и олимпиады. Растет число школьников с высоким уровнем информационно-коммуникационных компетенций: значительно увеличилось число школьников – участников дистанционных эвристических олимпиад, конкурсов (увеличение по сравнению с 2009 годом на 240 человек). В образовательных учреждениях города ведется работа по эффективному выявлению и развитию интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка.

Школьники вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность. В настоящее время в 3-х общеобразовательных учреждениях города действуют научные общества учащихся:

В гимназии № 8 в НОУ «Эрудит» вовлечено 64 школьника 8-11 классов, для младших школьников работает научный клуб «Импульс», для среднего звена – «Всезнайка.ru» с общей численностью участников – 48 человек. В открытых Академических чтениях, организованных гимназией с 2008 года, участвуют не только гимназисты, а и учащиеся школ города и школ п. Архара, п. Прогресс, г. Завитинск, и др. Число участников открытых Академический чтений за 5 лет выросло с 48 до 127 человек.

Гимназисты активно участвуют в конкурсах, где представляют исследовательские работы, и научно-практических конференциях различного уровня. За последние 5 лет гимназисты приняли участие в областных научно-практических конференциях: «Человек. Природа. Общество» - 54 участника; «Человек в современном образовательном пространстве» – 43 участника; областных научно-практических конференциях, организованных областным эколого-биологическим центром – 10 участников. Свои исследовательские работы гимназисты представляли на всероссийских конкурсах: «Первые шаги», «От качества образования к качеству жизни», «Инфознайка», молодёжном предметном чемпионате учащихся России по биологии, химии, географии, математике, психологии, русскому языку, истории (84 участника – 3 региональных победителя, 5 – городского уровня). Гимназисты – призеры конкурса юных зоологов России и сопредельных государств им. Мантейнфеля (2007 г.), лауреаты Международного конкурса литературных сценариев, организованного институтом им. Гёте г. Мюнхен (2008 г.) и международной олимпиады студентов и школьников «Эрудиты планеты» (2008, 2009 годы).

В МОУ СОШ № 15 в научных обществах «Эврика» и «Первоцвет» участвует 350 школьников. В рамках общества работают секции общественных наук, филологии русского и иностранного языков, физики, химии и др. В 2010-2011 учебном году на конференциях различного уровня свои работы представили 42 учащихся 1-4 классов, 68 учащихся 5-11 классов. В МОУ СОШ № 1 в научное общество для младших школьников «Первые шаги в науку» вовлечены 18 учащихся. Ребята участвуют в городских и областных конференциях.

Расширяется число участников олимпиадного движения. В 2010 году в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 655 учащихся, по сравнению с 2009 годом рост составил 249 человек, число участников школьного этапа увеличилось на 1127 учащихся.

Ежегодно за счет средств программы осуществляется поддержка одаренных школьников: по итогам заочного конкурса "Лучший ученик года г. Райчихинска 2010", проведенного в апреле-мае 2010 года, победителю и призерам конкурса выплачены разовые стипендии на общую сумму 11 тыс. рублей. По итогам заочного конкурса среди воспитанников учреждений дополнительного образования детей шесть воспитанников получили премии "Признание" на общую сумму 6 тыс. рублей. Всего по итогам года 11 школьников получили поощрительные стипендии и премии на общую сумму 17 тыс. рублей.

В декабре 2010 года проведен городской бал молодых дарований. За счет средств программы призы, на общую сумму 7 тысяч рублей, получили 196 учащихся – победители и призеры муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. Всего в 2010 году в рамках программы реализовано 24 тысячи рублей.

Вместе с тем, недостаточно отслеживается на диагностической основе развитие потенциала личности ребёнка, отсутствует специализированная подготовка педагогических кадров, что заметно сказывается на результатах участия школьников в областных олимпиадах.

Недостаточное финансирование затрудняет приобретение диагностических материалов по выявлению одаренных детей, проведение массовых творческих конкурсов, марафонов одаренных детей, выпуск изданий творческих работ одаренных школьников, их участие в международных исследовательских проектах.

^ Материально-техническое оснащение учреждений, работающих с одарёнными детьми, требует значительных материальных вложений.

Слабо решаются вопросы развития исследовательских, проектировочных умений старшеклассников через привлечение к решению данной проблемы научных кадров высших учебных заведений области.

^ Для решения этих проблем в сентябре 2010 года на базе гимназии №8 был создан городской ресурсный центр «Центр исследовательской деятельности обучающихся».

Перспективным направлением в работе с одарёнными детьми в работе педагогов должно стать использование дистанционных форм: обучение в заочных школах, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах, что создаст больше возможности для учащихся проявить свои способности.

^ Одним из приоритетных направлений работы учреждений образования нашего города является сохранение и укрепление здоровья детей. Все школы города в 2010-2011 учебном году, а гимназия №8 с 2008 года, работают по новой модели годового календарного учебного графика – модульно-триместровый режим работы.

Разработана и выполняется в 2011 году муниципальная целевая программа «Здоровье детей», целью которой является создание в образовательных учреждениях оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников. В первом полугодии 2011 года в образовательные учреждения закуплено оборудование для медицинских кабинетов на 500 тыс.руб.

^ Проблема здоровья детей сегодня приобретает особую значимость для нашего города:


  • Высокий уровень хронических заболеваний учащихся (на 3% увеличилось число детей с патологией почек, на 7% с заболеваниями органов пищеварения, на 12% с патологией органов зрения, на 4% с сердечно-сосудистой патологией).

  • Тенденция к увеличению школьных заболеваний (заболевания органов зрения с 4% до 9%; , заболевания опорно-двигательного аппарата с 7% до 13%).

  • Психоэмоциональное состояние учащихся на уроках (присутствие состояний страха, тревоги, беспокойства и огорчений - 29%).

  • Отсутствие глубоких знаний, умений и навыков по формированию здорового образа жизни участников образовательного процесса, недостаточный уровень валеологической культуры (44%).

  • 25% учащихся 8-11-х классов оценивают состояние своего здоровья как удовлетворительное и плохое.

  • По результатам мониторинга учащихся уроки физкультуры не помогают сохранить здоровье у 88% девочек и 40% мальчиков 11-х классов.

  • Очевидна тенденция к сокращению занятий по укреплению своего здоровья с возрастом учащихся от 5-го к 11-му классу (от 11% до 56%).

  • Только 20% учеников 5-11-х классов признают, что знания о здоровье они получают в школе от учителей.

  • 72% учащихся 5-11-х классов считают, что необходима программа здорового образа жизни в школе и соответствующие занятия.

Таким образом, наши исследования подтвердили необходимость создания муниципального проекта «Здоровый ребёнок – здоровая нация», срок реализации которого 2011- 2013 гг., а главная цель: совершенствовать среду обучения и воспитания, гарантирующую охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.

Большую роль в сохранении и укреплении здоровья играет физкультурно– оздоровительная работа в образовательных учреждениях города. Однако преподавание физической культуры сегодня далеко от идеала. Ежегодно уменьшается количество детей с I медицинской группой (с 4% до 7%), зато увеличивается количество детей со специальной медицинской группой (2010 год – 31 человек, 2011 год – 42 человека, т.е. рост на 26%). По программе «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов» под редакцией В.И. Ляха предусмотрены следующие виды: лёгкая атлетика, гимнастика с основами акробатики, спортивные игры, лыжные гонки, плавание, но ни в одном общеобразовательном учреждении города не ведётся гимнастика, плавание, лыжные гонки, так как нет спортивного оборудования и инструментария, даже по лёгкой атлетике не во всех школах имеется специальное спортивное оборудование. Проблемы в городе и оснащением спортивных залов и спортивных стадионов: они, практически, все не соответствуют современным требованиям. Проблема и в том, что у нас есть школьники, отнесённые к специальной медицинской группе, которым нужны кабинеты реабилитации и профилактики заболеваний, специальное оборудование, кабинеты ЛФК и массажа, однако это всё отсутствует.

Удаленность малочисленных общеобразовательных учреждений (МОУ СОШ №3, МОУ СОШ №5) от города делает проблематичным занятия учащихся этих школ в учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности. Кроме этого в МОУ СОШ №3, МОУ СОШ №5 отсутствует современная спортивная база. В перспективе мы планируем создать в этих школ физкультурно-оздоровительные комплексы. На решение этих проблем и направлен проект «Здоровый ребенок – здоровая нация».

^ Особенно актуальна и проблема улучшения школьного питания. Поэтому в 2009 году в городе была разработана муниципальная целевая программа «Совершенствование школьного питания на основе внедрения новых технологий», в рамках которой проводится обновление материально-технической базы школьных столовых.

Сейчас перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в мире «третьей волны», устройство которого мы не до конца себе представляем. Нужно научить их жить в информационном обществе. Одной из отличительных особенностей новой школы становится готовность к изменениям, а ведущим направлением работ по построению новой школы является информатизация.

Замечательно, что компьютеры есть в каждой школе нашего города, и все школы подключены к Интернету. Однако, что это в действительности значит для ребенка, учителя, образовательного процесса? Какие ресурсы необходимы, чтобы информатизация школы привела к достижению качественно новых результатов?

Сегодня нельзя назвать современной школу без единой общешкольной компьютерной сети, которая поддерживает единое общешкольное цифровое информационное пространство, позволяет применять ИКТ при решении любых образовательных задач. В гимназии №8, школах № 1,3,15, 22 установлены и работают локальные сети учреждений.

В школах нашего города накоплен положительный опыт внедрения ИКТ в образовательную деятельность.

Растет уровень ИКТ-компетенстности педагогических работников.

Внедряются ИНТЕРНЕТ-технологии и развивается дистанционное обучение.

Растет число учащихся – участников различных дистанционных турнирах, конкуров, ИНТЕРНЕТ-проектов. В 2010-2011 учебном году число школьников – участников дистанционных эвристических олимпиад и конкурсов составило 340 человек.

С 2008 года гимназия №8 является активным участником Всероссийского проекта «Гимназический союз России», реализуемым Фондом поддержки образования совместно с Санкт-Петербурским государственным университетом. Проект является составной частью национального проекта «Образование» и направлен на развитие гимназического образования в России. Участие в видеконференциях принимают не только педагоги и учащиеся гимназии, но и представители всех образовательных учреждений нашего города. Работая в режиме открытых студий педагогическому сообществу г.Райчихинска стало доступной технология видеоконференцсвязи. Видеоконференции стали платформой для сетевого взаимодействия педагогов, учащихся, руководителей образовательных учреждений с разных уголков нашей страны. Предметом диалога на видеконференциях являются актуальные вопросы современного образования.

Педагоги и учащиеся участвуют в ИНТЕРНЕТ-конференциях, вебинарах. Все школы имеют WEB-сайты.

Для совершенствования образовательного процесса используются мультимедиапроекторы, интерактивные доски, ноутбуки, цифровые блокноты, iPod и другое новейшее оборудование.

^ Следует отметить, что для развития ИКТ-насыщенной информационной образовательной среды сегодня необходимо

- проводить открытый анализ успешной и неуспешной практики внедрения ИКТ в образовательный процесс школы;

- увеличить требования к ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей);

- правильно организавывать ИКТ-насыщенную образовательную среду, включающую АРМ учителя, электронную учительскую, АРМ учащихся, зоны свободного доступа к компьютерам в школе;

- проводить мониторинг состояния и эффективности информатизации образовательного процесса (определив параметры, планируемые результаты, индикаторы эффективности);

- использовать сетевые технологий в образовательной деятельности;

- внедрять постоянно и надежно работающие современные программно-технические комплексы;

- изменить управляемую систему школы (создание творческих групп и введение в штат кадров системного администрирования).

В настоящее время в нашем городе на 1 компьютер приходится 20 учащихся. Новая школа должна работать по модели информатизации 1:1 (каждому школьнику – по ноутбуку), чтобы в результате сложились условия, при которых дети могут «учиться везде и всегда».

^ Кадровое обеспечение образовательного процесса

(% обеспеченности, привлечение молодых специалистов, средняя заработная плата)

В 18 образовательных учреждениях городского округа города Райчихинска работает 316 педагогов.

В 2010-2011 учебном году укомплектованность педагогическими кадрами образовательных учреждений города составляла 97% (по сравнению с 2009-2010 учебным годом - 100%).

В образовательных учреждениях города имеются вакансии педагогических работников: воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя физической культуры, иностранного (английского) языка, педагоги-психологи, учителя математики, учителя начальных классов.

Руководителями образовательных учреждений принимаются необходимые меры по обеспечению преподавания всех предметов за счет привлечения педагогов-совместителей, увеличения нагрузки учителей, привлечение молодых специалистов.

Одними из основных причин текучести педагогических кадров является падение престижа педагогической профессии, а также значительное отставание заработной платы работников муниципальной системы образования от заработной платы работников внебюджетной сферы.

С сентября 2008 года все общеобразовательные учреждения нашего города перешли на новую систему оплаты труда работников образования. В сентября 2009 года новая система оплаты труда была введена в 4 учреждениях дополнительного образования детей и 8 дошкольных образовательных учреждениях.

Результаты мониторинга по введению новой системы оплаты труда работников образования представлены в следующей таблице:




2008 год

2009 год

2010 год

Общеобразовательные учреждения

Средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений, руб.

9332

11463

11426

в том числе по категориям персонала:










-административно-управленческий

18272

18329

19520

-учителя

12806

14281

14922

-прочий непедагогический персонал

3868

5271

4900

Средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений, руб.










-по 10% самым высокооплачиваемым учителям

13500

18500

25460

-по 10% самым низкооплачиваемым учителям

6816

7500

9316

Средняя нагрузка на одного учителя, часы в неделю

18

18

22

Соотношение административно-управленческого и педагогического персонала

68%

65%

53%

^ Дошкольные образовательные учреждения

Средняя заработная плата работников дошкольных учреждений, руб.




7380

8044

в том числе по категориям персонала:










-административно-управленческий




9819

15736

-воспитатели




9380

9898

-прочий непедагогический персонал




5845

6068

Соотношение административно-управленческого и педагогического персонала




57%

54%

^ Учреждения дополнительного образования детей

Средняя заработная плата работников учреждений дополнительного образования детей, руб.




6600

6872

в том числе по категориям персонала:










-административно-управленческий




9340

14300

-педагоги дополнительного образования детей




7272

7501

--прочий непедагогический персонал




4223

5370

Соотношение административно-управленческого и педагогического персонала




81%

79%


Анализ заработной платы учителей муниципальных общеобразовательных учреждений города определяет, что средняя заработная плата учителей в 2010 году составила 14922 руб., в первом полугодии 2011 года (после повышения на 6,5%) составляет 15891,9 руб..

Анализ кадровой базы муниципальных общеобразовательных учреждений города показывает, что увеличивается количество учителей пенсионного возраста:

Учебный года

Количество учителей пенсионного возраста

2008-2009

17%

2009-2010

14%

2010-2011

19%

Средний возраст учителей в нашем городе – 45 лет.

Следует отметить уменьшение количества молодых специалистов, трудоустраивающихся в муниципальные образовательные учреждения: 2008 год – 3 человека, 2009 год – 11 человек, 2010 год - 6 человек.

Поступили в педагогические ВУЗы на условиях городской целевой подготовки в 2008 г. - 4 человека, в 2009 г. – нет, в 2010 г. – нет.

Профессиональная адаптация молодых специалистов, начинающаяся в период их обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального педагогического образования в процессе педагогической практики, продолжается после их трудоустройства в образовательные учреждения. В связи с этим мы стремимся обеспечить совместную деятельность педагогического сообщества города по созданию условий для профессионального общения молодых специалистов с целью формирования их профессиональных качеств и опыта. Меры социальной гарантии также должны быть приоритетными в обеспечении поддержки данной категории работников.

Анализ уровня образования педагогических кадров в образовательных учреждениях города показывает, что имеют высшее образование 69,5% педагогических работников, среднее специальное - 22,4%, среднее – 2,8% и не имеют педагогического образования - 5,2%.

Управлением образования создаются условия для повышения профессионализма педагогических работников. Так, обеспечено повышение квалификации работников системы образования по образовательным программам ИПК и ППК за пределами города: в 2008 г – 135 человек (39%); 2009 г. – 87 человек (25%); 2010 г. – 165 человек (45%). За 4 месяца 2011 года курсы повышения квалификации прошли 115 педагогов (37%).

Последний опрос педагогических работников учреждений образования нашего города, проводимый мониторинговой службой управления образования в сентябре 2010 года, показал, что из 148 педагогов, участвующих в анкетировании, слабо владеют IT-технологиями – 39% педагогов (большинство педагогов ДОУ), курсовую подготовку по ИКТ прошли 25% педагогов, отсутствует компьютерная техника в учебном кабинете у 36% педагогов, не могут пользоваться медиаресурсами 38% педагогов.

Поэтому главный аспект в 2010-2011 учебном году мы сделали на проектировании индивидуальной программы профессионального роста педагога и включении его в исследовательскую деятельность.

Совершенствуется работа по профессиональной переподготовке руководителей и резерва руководящих кадров. 15 руководителей имеют профессиональную переподготовку по направлению «Менеджер в образовании», в 2011 году такую переподготовку проходят 3 руководителя и 6 заместителей руководителя.

Огромнейшая ответственность возлагается на руководителя образовательного учреждения. Если нет руководителя с высоким уровнем профессионализма в образовательном учреждении, и нет педагогов, и нет определенного механизма, постоянно действующего профессионального развития педагогов, то нет и успешной школы.

С целью развития профессионализма работников муниципальной системы образования, управлением образования отрабатываются механизмы их аттестации, совершенствуется система профессиональных коммуникаций:

-аттестованы на высшую квалификационную категорию 49 человек (14%);

-аттестованы на первую квалификационную категорию 151 человек(45%).

В быстро меняющихся социально-экономических условиях необходимо сохранение и дальнейшее развитие условий социальной поддержки работников, развитие социальных гарантий и льгот, стимулирования труда работников муниципальной системы образования для закрепления их в образовательных учреждениях. Обозначенные проблемы нельзя рассматривать и решать изолированно друг от друга, поэтому в нашем городе в 2011 году муниципальная целевая программа «Педагогические кадры».


Несмотря на накопленный опыт, наработок в системе общего образования, в городе имеются проблемы, требующие решения в рамках реализации комплексного плана модернизации общего образования города Райчихинска.

Мониторинг удовлетворенности родителей работой общеобразовательных учреждений нашего города в 2010-2011 учебном году выявил следующие проблем:

- недостаточное количество кружков, секций, клубов для развития способностей детей – 49%;

- неудовлетворенность состоянием школьных помещений – 48%;

- недостаточная спортивно-оздоровительная работа – 42%;

- недостаточное материально-техническое обеспечение школ – 69%;

- несбалансированное питание – 49%;

- мало заботятся о здоровье ребенка и физическом развитии – 38%.

^ Какой должна быть среднестатистическая школа города Райчихинска?

Среднестатистическая школа нашего города:

в первую очередь это дом, в который каждое утро с хорошим настроением спешит ребенок, ему интересно на уроках, он создает своими руками интересные проекты, может заниматься интересным делом после уроков, проводить эксперименты, заниматься исследовательской деятельностью, творчеством, спортом; это школа, в которой созданы безопасные условия для всех детей, а родители знают, что их ребенок получает здоровую пищу. Какой бы прекрасной не была материально-техническая база учреждения, без особого педагогического духа ребенку не будет комфортно учиться и развиваться, а соответственно мы не получим личностных результатов, которые определены ФГОС. Мы должны создать все условия для работы педагогов, а каждый педагог должен быть профессионалом и личностью. Ведь только личность может воспитать личность.

Мы определили главную цель модернизации образования городского округа города Райчихинска:

Развитие сети образовательных учреждений:

обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места проживания и социального положения.

Задачи:

  1. Обновление содержания общего образования через поэтапное введение ФГОС нового поколения.

  2. Совершенствование системы профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников, в том числе через реализацию индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, рациональное использование возможностей базовой школы, организацию дистанционного обучения.

  3. Совершенствование системы мероприятий по выявлению, поддержке и развитию одарённых школьников.

  4. Совершенствование деятельности общеобразовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры.

  5. Развитие системы оценки качества общего образования.

  6. Развитие самостоятельности общеобразовательных учреждений.



^ Основные направления модернизации на 2011-2013 гг.,

включая финансирование


Модернизация системы общего образования г.Райчихинска должна создать лучшие условия для реализации следующих показателей:

  1. Обеспечение психофизической безопасности учащихся и комфортных условий образовательного процесса: обеспечение соответствующих возрасту безопасных санитарно-гигиенических, здоровьесберегающих условий образовательного процесса.

  2. Обеспечение пространственной доступности услуг, предоставляемых сетью образовательных учреждений.

  3. Реализация возможности выбора индивидуальной образовательной траектории в образовательном учреждении.

  4. Профилизация образования на старшей ступени общеобразовательной школы.

  5. Организация дистанционного обучения учащихся.

  6. Обеспечение необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов. Функционирование сети образовательных учреждений должно исходить из требования максимально эффективного использования человеческих, материальных, финансовых ресурсов. Это требование …….



Похожие:

Сведения о системе образования в муниципалитете (дошкольное, общее, дополнительное образование состояние, проблемы, перспективы) icon«об образовании в российской федерации» Система образования
В рамках системы образования осуществляются общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование (дополнительное...
Сведения о системе образования в муниципалитете (дошкольное, общее, дополнительное образование состояние, проблемы, перспективы) iconУчебный план (дополнительное образование)
Сегодня дополнительное образование детей – реально действующая подсистема образования. Деятельность системы дополнительного образования...
Сведения о системе образования в муниципалитете (дошкольное, общее, дополнительное образование состояние, проблемы, перспективы) icon«Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование, общее и профессиональное)» Цель учебной дисциплины
Дисциплина «Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование, общее и профессиональное)» относится к специальным дисциплинам...
Сведения о системе образования в муниципалитете (дошкольное, общее, дополнительное образование состояние, проблемы, перспективы) iconЗакон №273 от 29. 12. 2012 "Об образовании в Российской Федерации". Глава 10. Дополнительное образование Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку...
Сведения о системе образования в муниципалитете (дошкольное, общее, дополнительное образование состояние, проблемы, перспективы) iconЗакон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" Глава 10. Дополнительное образование Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку...
Сведения о системе образования в муниципалитете (дошкольное, общее, дополнительное образование состояние, проблемы, перспективы) iconДополнительное образование учащихся как система саморазвития и самореализации личности ребенка
Именно с 1992 года дополнительное образование детей включено Законом Российской Федерации "Об образовании" в государственную систему...
Сведения о системе образования в муниципалитете (дошкольное, общее, дополнительное образование состояние, проблемы, перспективы) iconПрограмма тема дня: Состояние и перспективы технологического образования в условиях
Мастер-класс победителя приоритетного национального проекта «Образование» 2007 г
Сведения о системе образования в муниципалитете (дошкольное, общее, дополнительное образование состояние, проблемы, перспективы) iconПеречень учебных программ по предметам согласно учебным планам по ступеням (начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование)
Наименование предмета (в т ч наименование интегрированных курсов, элективных курсов (при профильном обучении)
Сведения о системе образования в муниципалитете (дошкольное, общее, дополнительное образование состояние, проблемы, перспективы) iconПеречень учебных программ по предметам согласно учебным планам по ступеням (начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование)
Наименование предмета (в т ч наименование интегрированных курсов, элективных курсов (при профильном обучении)
Сведения о системе образования в муниципалитете (дошкольное, общее, дополнительное образование состояние, проблемы, перспективы) iconМоу дод цртдиЮ. «Мониторинг результатов образовательного процесса в объединении»
В современной системе образования дополнительное образование детей признается важной составной частью образовательного процесса,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты