|
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Котова Ирина Николаевна, студент Научный руководитель: к.п.н., доцент Чучалина Александра Ивановна ФГБОУ ВПО Сибирский государственный университет физической культуры и спорта Актуальность исследования В последнее время, все чаще говорят о физической культуре не только как о самостоятельном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Вместе с тем, у выпускников школ слабо сформированы такие важные личностные качества, как инициативность, выдержка, самостоятельность, коммуникативность, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, которые могут характеризовать лидера. Большим потенциалом в формировании лидерских качеств обладает учебный предмет «Физическая культура». Разнообразные физические упражнения не только совершенствуют физическую подготовку учащихся, но и воспитывают эмоционально-волевую сферу, личностные качества необходимые лидеру. Проблема исследования заключается в поиске средств формирования лидерских качеств учащихся на занятиях физической культуры. ^ является разработка и экспериментальная проверка методики формирования лидерских качеств у обучающихся среднего школьного возраста в процессе занятий физической культурой. ^ послужило предположение о том, что использование методики, включающей в себя: - современные диагностические методики для мониторинга динамики формирования лидерских качеств у детей среднего школьного возраста с целью воспитания внутренне свободной личности; - эффективные педагогические технологии управления развитием личности в процессе занятий физической культурой, основанных па педагогике сотрудничества, способствующих созданию деловой активности, уважительного отношения, эстетической насыщенности учебно-воспитательного процесса, совместного переживания успехов и неудач; - обогащение содержания вариативной части программы, ориентированных на формирование лидерских качеств, позволит формировать лидерские качества учащихся среднего школьного возраста в процессе занятий физической культурой. ^ 1. Изучить состояние проблемы формирования лидерских качеств у обучающихся среднего школьного возраста в процессе занятий физической культурой. 2. Выявить лидерские качества детей среднего школьного возраста и обосновать их формирование в процессе занятий физической культурой. 3. Разработать методику и выявить ее эффективность для развития лидерских качеств у обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры. ^ учебно-воспитательный процесс по физической культуре обучающихся среднего школьного возраста. Предметом исследования является методика формирования лидерских качеств обучающихся среднего школьного возраста в процессе занятий физической культурой. ^ Исследования проводились с сентября 2007 г. по май 2010 г. на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 145» города Омска. В исследование приняло участие 51 подросток, учащиеся 6/А и 6/Б классов. Оба класса занимались по «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха и А.А. Зданевича. Содержание программного материала состоит из 2 основных частей: базовой – 50 часа, вариативной 18 часов. При реализации базового компонента на каждом уроке были использованы методы и приемы по формированию лидерского потенциала. Задания и упражнения были направлены на выявление учащихся с лидерским потенциалом: выявление группы лидеров, которые легко вступают в игру, проявляют активность. Учащиеся, которые не проявляли лидерского потенциала, выполняли задания более простого характера, например, искусственно создавались группы, где учащимся с низким проявлением лидерского потенциала приходилось брать на себя ответственность: провести ОРУ в группе, распределить очередность выполнения упражнений, оценить своих товарищей, выбрать команду и т.д. Основное внимание уделялось разнообразию опыта межличностного взаимодействия. Поэтому в процессе обучения не было постоянного, фиксированного состава групп, каждый подросток имеет опыт работы в разных группах – гомогенных (где все участники, например, равны по уровню развития) и гетерогенных (где есть участники сильные и наоборот, слабые). Что позволяло учащимся занимать разные позиции в межличностном взаимодействии. При реализации вариативного компонента использовалась экспериментальная методика основанная на общепедагогических принципах: доступности, наглядности, системности, научности, последовательности. Широко использовались интерактивные методы обучения: коммуникативная атака, разбор ситуаций, мозговой штурм, работа по учебным картам, карточкам-заданиям, ролевые игры, рефлексия, которые были ориентированы на широкое взаимодействие учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры как с учителем, так и друг с другом и на доминирование активности подростков в процессе обучения. Специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, позволяла вовлекать учащихся в процесс обучения. Кроме того, активно использовалось проблемное обучение. В контрольной группе использовались традиционные методы обучения, вариативный компонент был распределен по разделам учебной программы. Сравнительный анализ результатов диагностических методик («КОС -1», социометрия, педагогическое наблюдение) показал наличие положительных сдвигов в формировании лидерских качеств у обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры в экспериментальной группе. В экспериментальной группе не выявлено учащихся с низким уровнем коммуникативных и организаторских способностей, что свидетельствует о переходе учащихся на более высокий уровень. В два раза увеличилось количество подростков, которые перешли на высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей. Данные педагогического наблюдения так же, позволяют говорить о значительном росте в экспериментальной группе проявления коммуникативности и инициативности. В контрольной группе произошел лишь небольшой прирост показателей из-за естественного педагогического процесса. Уровень обученности на уроках физической культуры в течение учебного года в экспериментальной и контрольной группах примерно на одном уровне. Несмотря на то, что в экспериментальной группе 18 часов вариативной части учебной программы были направлены на формирование лидерских качеств у обучающихся среднего школьного возраста, это не помешало им освоить базовый компонент, который составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и продемонстрировать успеваемость 100%, качество обучения 96%, уровень обученности 84%. Это дает основание утверждать об эффективности использования данной методики. |