Пояснительная записка Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования icon

Пояснительная записка Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования



НазваниеПояснительная записка Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Дата17.10.2016
Размер
ТипПояснительная записка

Окружающий мир

(1 – 4 классы)


Пояснительная записка

Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Освоение содержания начального образования направлено на достижение следующих общих целей:

- овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета;

- воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремления к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность;

- формирование умений учебного сотрудничества, воспитание желания принимать участие в учебном диалоге, коллективно обсуждать предположения, проблемы и т.п.

^ Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего обобщенного содержания образования.

Способы изучения окружающего мира

-умение рассматривать предметы окружающего мира в соответствии с предложенной целью, выделять их признаки и свойства; замечать изменения, происходящие с объектом.

мение соотносить результаты наблюдения с поставленной целью (отвечать на вопрос "Удалось ли выполнить цель наблюдения?")

- умение использовать измерения разными способами (шаги, рулетка, глазомер, термометр, линейка) для решения учебных и практических задач.
- умение использовать готовые модели (глобус, карта, рисунок, чертеж и др.) для изучения свойств и качеств предметов. - умение выявлять отдельные признаки предметов с помощью сравнения; высказывать суждения на основе сравнения (отвечать на вопросы "Чем похожи?", "Чем не похожи?")

Владение способами объединения предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как.., такой же, как…и др.). ^ Определение общих свойств, признаков предметов (по результатам наблюдений, опытов, объяснений учителя, высказываний сверстников).

Речь. Общение.

Чтение текста разного типа (художественный, научно-популярный, учебный) вслух и про себя и выделение главной его мысли. Участие в диалоге: умение ставить вопрос, строить ответ, подавать реплики, искать доказательства (объяснять). Умение элементарно обосновывать высказываемое суждение. Умение строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу).

^ Организация деятельности.

Умение планировать деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания; определять последовательность действий (отвечать на вопрос "Как я это делаю?"). Владеть способами контроля и оценки деятельности: отвечать на вопрос "Правильно ли я это делаю?"; определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.

^ Пытаться предвидеть трудности. Учебное сотрудничество: умение работать в группе (договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад); правила и культура взаимодействия.

^ Окружающий мир (человек, природа, общество)

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;

- воспитание эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, чувства удивления красотой природы, человеческих отношений, экологической и духовно-нравственной культуры, воспитание патриотических чувств;

- развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, сравнивать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, описывать, рассуждать, поддерживать учебный диалог;

- формирование желания и умение участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме; сохранение и укрепление своего физического и психического здоровья.


^ Содержание курса


Человек и природа

Методы познания окружающей природы (опыт практической деятельности). Наблюдение, сравнение, опыт (эксперимент): постановка цели, план наблюдения (опыта), анализ результатов. Определение с помощью ощущений (зрения, осязания, обоняния и др.) свойств объектов природы. Использование разных способов измерения при решении практические и учебных задач. Развитие глазомера как способ определения свойств наблюдаемых объектов. Моделирование: работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.), самостоятельное конструирование простых моделей. Ориентирование на местности: горизонт, стороны горизонта, компас, план. Элементарные приемы чтения карты, масштаб (практический опыт).
Средства дополнительной информации (книги о природе, энциклопедии и словари, телевидение, интернет и др.)

^ Природные тела и явления. Осознание природы как важнейшего условия существования человека. Восприятие красоты окружающей природы, правила поведения в природной среде. Природа живая и неживая (различение, краткая характеристика, тел живой и неживой природы, отличие от изделий). Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях). Понимание зависимости изменений живой природы от неживой. Выявление особенностей времен года (в процессе наблюдений), характерные признаки периодов времени года. Погода, предсказания погоды, народные приметы. Различение горных пород и полезных ископаемых, (распространенных в данной местности, 2–3 названия), использование человеком. Определение отдельных свойств твердых, жидких, газообразных веществ (растворяются, являются растворителями, горят и др.). Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета жизни. Общее представление об основных формах земной поверхности. Равнины, горы, овраги, холмы (узнавание в природе, на рисунке, карте; различия и сходство). Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и др. Воздух и его отдельные свойства. Значение для жизни на Земле, использование, охрана. Определение отдельных свойств воды (текуча, бесцветна, без вкуса и запаха, занимает форму любого сосуда, растворяет вещества и др.). Наблюдения разных состояний воды. Вода в природе: водоемы, использование человеком, охрана. Почва: состав (общее представление) и отдельные свойства (способность пропускать воду, воздух; плодородие), значение для жизни растений и животных, защита почв.

Организмы. Особенности живого организма: дыхание, питание, движение, размножение (общие представления).

Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдение и описание передача в рисунке особенностей строения). Культурные и дикорастущие растения (различение, описание внешнего вида на основе наблюдения,). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека; охрана растительного мира. Красная книга (отдельные представители).

Грибы: названия (4-5 шляпочных грибов), особенности внешнего вида, условия жизни. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание), правила сбора грибов.
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Название (3-4 представителя каждой группы), особенности внешнего вида, питания, движения, размножения (краткая характеристика). Повадки, среда обитания (сравнение представителей разных групп). Использование человеком. Домашние и дикие животные (различия). Животные в жизни человека: возможность общения. Охрана животных. Красная книга (отдельные представители). Понимание взаимосвязи растений и животных (общие представления). Сообщества (2-3), природные зоны России (2-3), название, краткая характеристика.
^ Опыт практической деятельности. Отражение в рисунке, лепке, сочинении и др. результатов наблюдений в природе. Уголок природы в классе: труд по уходу за растениями, животными, выращивание растений. Работа на пришкольном участке, участие в элементарной экологической деятельности.

^ Человек – часть природы. Основные системы органов человека, их роль в организме, охрана. Понимание важности укрепления здоровья и безопасности жизни человека, усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки.

^ Опыт практической деятельности Личная гигиена, физическая культура, охрана и укрепление здоровья, правила организации учебной и трудовой деятельности; безопасное поведение в окружающей среде (на дорогах, в лесу, на водоеме и др.), правила поведения при пожаре. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.

^ Окружающий мир.

Знать и понимать:

- особенности живой и неживой природы; различия тел живой и неживой природы, различия между телом природы и изделием;

- основные свойства воды, воздуха;

- особенности и условия, необходимые для жизни живого организма;

- правила охраны и укрепления здоровья; правила дорожного движения;

- достопримечательности родного края (не менее трех);

- государственные праздники (не менее двух);

- права ребенка (не менее трех).

^ Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

- проводить наблюдения природных тел, явлений природы и общественной жизни по предложенному плану;

- опытным путем определять свойства воды (текуча, прозрачна, является растворителем, занимает форму сосуда);

- используя наблюдение, выделять общие и особенные признаки деревьев, кустарников и трав;

- передавать в рисунке (схеме) части растений;

- используя наблюдение, описывать растение, его внешние признаки и пользу для человека;

- читать карту: показывать на карте (глобусе) основные формы поверхности Земли (горы, равнины, моря, реки – без названия); некоторые города России (родной город, столицу. еще 1-2 города), границы государства, места отдельных исторических событий;

- использовать термометр для измерения температуры воды и воздуха;

- с помощью ощущений устанавливать свойства различных объектов природы (определять цвет и оттенки цвета, форму, запах, материал);

- с помощью глазомера сравнивать расстояние до объекта и между объектами, свойства объектов (больше-меньше, выше-ниже, уже-шире, круглый-квадратный и др.);

- используя сравнение, давать краткую характеристику некоторых этических и эстетических понятий (например, добро-зло, трудолюбие-леность, красивое-безобразное).


^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- описывать сезонные изменения в природе;

- устанавливать связи между жизнью живых организмов и сезонными изменениями в природе;

- приводить примеры представителей разных групп животных (не менее 3 представителей из изученных);

- различать и сравнивать растения культурные и дикорастущие;

- раскрывать особенности внешнего вида, движения, питания представителей разных групп животных (2-3 представителя каждой изученной группы);

- кратко характеризовать основные системы органов человека, их значение для организма;

- устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; кратко характеризовать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное) и меры по ее охране;

- кратко характеризовать особенности жизни домашних и диких животных;

- применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;

- рассказывать о родном крае, родной стране, столице;

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России.

^ Выпускник получит возможность научиться :

-использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ(фото-и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

-моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора ;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту , (раздельный сбор мусора , экономия воды и электроэнергии);

-пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены ;

-выполнять правила безопасного поведения в доме ,на улице ,природной среде , оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей;

-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами ;

-ориентироваться в важных для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее , преобретая тем самым чувство исторической перспективы ;

-наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи , в интересах образовательного учреждения ; профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде ;

-определить общую цель в современной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей , осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


^ Оценка знаний и умений

Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, справившись с заданиями самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит школьников планировать свои действия. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:
- таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с
помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие
развитие соответствующих умений (Например (2 кл.), отметка за задание: «Какое
вещество придаёт твёрдость и упругость этим предметам? (нарисованы мяч,
надувной круг, надувной матрас)» ставится в графу умения «объяснять отличия
твёрдых, жидких и газообразных веществ»;

- портфель достижений школьника - папка, в.которую помещаются оригиналы
дли копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

^ Место учебного предмета в учебном плане .

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

^ Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

^ Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

^ Контроль образовательных результатов. Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Ещё раз повторим требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по окружающему миру.

-важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому прежде всего разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.

-важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим необходимо оценивать учащихся следующими двумя способами:
- оценка усвоения знаний и умении осуществляется через выполнение школьником
продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и
итоговых работах (1-2 кн.), в проверочных и контрольных работах (3-4 кл.).
Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько
применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого
рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной
действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник,
полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в
учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он
не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько
будет уметь их применять в жизни.

- оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение
важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед
началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос
важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для
правильного понимания новой темы. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Важную роль в проведении контроля имеют тетради для самостоятельных и итоговых работ (1-2 кл.) и тетради для проверочных и контрольных работ (3-4 кл.). При этом акцент самостоятельных (проверочных) работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс). А материал итоговых (контрольных) работ целиком сориентирован на обязательном минимуме знаний.



Похожие:

Пояснительная записка Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка Основная образовательная программа гимназии №1591начальное образование разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ
Целостность учебно-воспитательного процесса. Единство обучения, воспитания, развития
Пояснительная записка Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения села Русская Борковка разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (
Составлено на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]....
Пояснительная записка Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Льной школе является двигательная деятельность человека с обще развивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью...
Пояснительная записка Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Пояснительная записка Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРусский язык пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом...
Пояснительная записка Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по математике, примерной программы начального общего образования по математике, авторской программы Л.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Пояснительная записка Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 4 классов разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской «Изобразительное искусство»,...
Пояснительная записка Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 2е изд., перераб....
Пояснительная записка Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной образовательной программы начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа №1 р п.
«Физическая культура» на основе авторской программы В. И. Лях, А. А. Зданевич «Комплексная программа физического воспитания учащихся...
Пояснительная записка Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка к учебному плану начального общего образования
Базисного учебного плана Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Федерального государственного...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты