Рабочая программа icon

Рабочая программа



НазваниеРабочая программа
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа



ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Факультет начальных классов


Утверждаю

Декан факультета

начальных классов

____________ /___________/

Подпись / Ф. И. О.

«____»______________2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Учебная дисциплина Ознакомление младших школьников

с художественной и музыкальной культурой мари


Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование


Профиль подготовки: начальное образование и информатика; начальное образование и иностранный язык (англ. язык); начальное образование и родной язык и литература (марийский язык и литература).


Квалификация (степень) выпускника: бакалавр


Кафедра педагогики начального образования


Курс 2 семестр 3


Форма обучения очная


Программа разработана Турченковой Р.Н., канд. пед. наук, доцентом кафедры педагогики начального образования


Рецензент (ы): Иванова З..К, кандидат филологических наук, доцент кафедры марийского языка


Йошкар-Ола

2011


Рекомендована к утверждению решением учебно-

методической комиссии/ учебно-методического Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

совета ________________________________________

__________________________________________ ________________________________________

(назв. факультета/института, направления (название кафедры)

подготовки)

протокол заседания № ________ от протокол заседания № ________ от


«______» _____________________ 20___ г. «________» ___________________20 ___ г.


__________________________________________ _______________________________________

(подпись, Ф.И.О. председателя) (подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)


СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой ________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________________________

(название кафедры)


протокол заседания № ______ от «_____» ________________20____ г. ___________________________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)


Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и

регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

Номер изменения



















































^ Пояснительная записка


Содержание курса «Ознакомление младших школьников с художественной и музыкальной культурой мари» составлено с учетом особенностей Республики Марий Эл, регионального компонента.

^ Целью данного курса является расширение кругозора студентов, знаний по истории марийской музыкальной культуры и через приобщение к марийскому народному художественному творчеству, народным песням, которые являлись средством народного воспитания, народной педагогики в эстетическом воспитании, раскрыть возможности использования положительного опыта в современной воспитательной практике школьников.

^ Основные задачи курса:

  • совершенствование эстетического воспитания студентов средствами народного музыкального творчества и современного музыкального искусства;

  • выявление идейно-эстетических богатств произведений народного художественного творчества, народных песен, раскрытие взаимосвязи музыкального фольклора и современного профессионального искусства марийского народа;

  • определение форм и методов использования народного национального музыкального искусства в современной воспитательной практике, ознакомление с программой "Клуба любителя народной песни", разработанной автором.

^ Место дисциплины в ООП: Дисциплина « Ознакомление младших школьников с художественной и музыкальной культурой мари» относится к факультативной части

профессионального цикла дисциплин (Б.7.2.). Для освоения дисциплины « Ознакомление младших школьников с художественной и музыкальной культурой мари» студенты используют знания, сформированные в процессе изучения курса « История и культура марийского народа».

^ Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

- готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

- способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организационной культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

^ В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- историю развития художественной и музыкальной культуры народа мари, труды ученых этнографов, представителей финно-угорского общества, Венгерской академии наук, русского географического общества (РГО), общества археологии, истории, этнографии (ОАИЭ), современных ученых;

уметь:

- воспринимать жанры марийской музыкальной культуры, пентатоническое

звучание марийской музыки, подготовить рефераты, доклады, проекты для ознакомления студентов и младших- школьников;

владеть:

- способами формирования этнической культуры у младших школьников,

- способами развития интереса к художественной и музыкальной культуре марийского народа у младших школьников;

- способами восприятия пентатонического звучания марийской музыки.


^ Структура и содержание учебной дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа: 36ч. - практические задания и 36ч. – на самостоятельную работу студентов.

Форма контроля – зачет в 3 семестре.


^ Тематический план учебной дисциплины


№ раздела

Наименование

разделов и тем

Семестр

Количество часов по учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Всего

Виды учебной работы

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия




1.

Из истории развития марийской художественной и музыкальной культуры, предпосылки для становления профессиональной марийской музыки.




5

-

2




3

Собеседование

2.

Художественно-эстетические традиции марийского народа. Марийское народное творчество дооктябрьского периода.




5

-

2




3

Устный опрос

по выявлению у студентов знаний народных художественных традиций

3.

Просмотр художественного фильма «Путевка в жизнь» (в главной роли – представитель марийской культуры, поэт и актер Йыван Кырля). Анкетирование студентов.




2

-

2







Анкетирование студентов

после просмотра худ.фильма

4.

Дореволюционные ученые – исследователи о марийской художественной и музыкальной культуре, искусстве, народных песнях.




6

-

2




4

Творческая работа с литературой

5.

Зарубежные ученые-исследователи о марийском народном песенном творчестве.




6

-

2




4

Творческая работа, эссе

6.

Современные марийские ученые-исследователи о марийской художественной и музыкальной культуре.




6

-

2




4

Творческая работа, реферат

7.

Развитие марийской художественной и музыкальной культуры в 20-30-е годы 20 века.




2

-

2







Реферат

8.

Расцвет профессиональной марийской музыки в 50-70-е годы.




2

-

2







Собеседование

9.

Современное состояние развития марийской музыки.




2

-

2







Контрольная работа по определению

музыкальныхпроизведений

10.

Оперное творчество марийских композиторов.




2

-

2







Прослушивание музыкальных фрагментов

11.

Симфоническое творчество марийских композиторов.




2

-

2







Прослушивание музыкальных фрагментов

12.

Творчество композиторов старшего поколения: И.С.Ключникова-Палантая, Я.А.Эшпая.




8

-

2




6

Творческий проект

13.

Творчество композиторов среднего поколения: Э.Сапаева, А.Луппова, К.Смирнова, И.Молотова, В.Яшмолкина, В.Куприянова




8

-

2




6

Творческий проект

14.

Творчество современных марийских композиторов: С.Макова, В.Захарова, Ю.Евдокимова, В.Кульшетова и др.




8

-

2




6

Творческий проект

15.

Урок-концерт по творчеству А.Эшпая.Просмотр проекта «Национальные корни музыки А.Эшпая» и телефильма ГТРК Марий Эл «Медитация на тему Родины»




2

-

2







Собеседование

16.

Посещение концертного зала колледжа культуры и искусств им. И.С.Палантая.




2

-

2







Анализ программ концерта

17.

Выход в театр оперы и балета им. Э.Сапаева.




2

-

2







Творческая работа - эссе

18.

Просмотр подготовленных проектов студентов




2

-

2







Подготовка к зачету



^ Тематический план практических (семинарских), лабораторных занятий:


№ п/п

Темы семинарских занятий

Кол-во часов

Формы текущего контроля успеваемости

1.

Из истории развития марийской художественной и музыкальной культуры, предпосылки для становления профессиональной марийской музыки.

2

Собеседование

2.

Художественно-эстетические традиции марийского народа. Марийское народное творчество дооктябрьского периода.

2

Устный опрос

по выявлению у студентов знаний народных художественных традиций

3.

Просмотр художественного фильма «Путевка в жизнь» (в главной роли – представитель марийской культуры, поэт и актер Йыван Кырля). Анкетирование студентов.

2

Анкетирование студентов

после просмотра худ.фильма

4.

Дореволюционные ученые – исследователи о марийской художественной и музыкальной культуре, искусстве, народных песнях.

2

Творческая работа с литературой

5.

Зарубежные ученые-исследователи о марийском народном песенном творчестве.

2

Творческая работа, эссе

6.

Современные марийские ученые-исследователи о марийской художественной и музыкальной культуре.

2

Творческая работа, реферат

7.

Развитие марийской художественной и музыкальной культуры в 20-30-е годы 20 века.

2

Реферат

8.

Расцвет профессиональной марийской музыки в 50-70-е годы.

2

Собеседование

9.

Современное состояние развития марийской музыки.

2

Контрольная работа по определению музыкальных произведений

10.

Оперное творчество марийских композиторов.

2

Музыкальная викторина по творчеству марийских композиторов

11.

Симфоническое творчество марийских композиторов.

2

Музыкальная викторина по определению симфонических произведений

12.

Творчество композиторов старшего поколения: И.С.Ключникова-Палантая, Я.А.Эшпая.

2

Творческий проект

13.

Творчество композиторов среднего поколения: Э.Сапаева, А.Луппова, К.Смирнова, И.Молотова, В.Яшмолкина, В.Куприянова

2

Творческий проект

14.

Творчество современных марийских композиторов: С.Макова, В.Захарова, Ю.Евдокимова, В.Кульшетова и др.

2

Творческий проект

15.

Урок-концерт по творчеству А.Эшпая.Просмотр проекта «Национальные корни музыки А.Эшпая» и телефильма ГТРК Марий Эл «Медитация на тему Родины»

2

Собеседование

16.

Посещение концертного зала колледжа культуры и искусств им. И.С.Палантая.

2

Анализ программ концерта

17.

Выход в театр оперы и балета им. Э.Сапаева.

2

Творческая работа, эссе

18.

Просмотр подготовленных проектов студентов

2

Подготовка к зачету



^ Тематический план самостоятельной работы:


№ п/п

Темы для самостоятельного изучения

Кол-во часов

Формы текущего контроля успеваемости

1

Из истории развития марийской художественной и музыкальной культуры, предпосылки для становления профессиональной марийской музыки.

3

Собеседование

2

Художественно-эстетические традиции марийского народа. Марийское народное творчество дооктябрьского периода.

3

Устный опрос

по выявлению у студентов знаний народных художественных традиций

3

Дореволюционные ученые – исследователи о марийской художественной и музыкальной культуре, искусстве, народных песнях.

4

Творческая работа

4

Зарубежные ученые-исследователи о марийском народном песенном творчестве.

4

Творческая работа

5

Современные марийские ученые-исследователи о марийской художественной и музыкальной культуре.

4

Творческая работа, реферат

6

Творчество композиторов старшего поколения

6

Творческий проект

7

Творчество композиторов среднего поколения

6

Творческий проект

8

Творчество современных марийских композиторов

6

Творческий проект


^ Образовательные технологии

При изложении каждой темы семинарских занятий указание на ее связь, как с современными проблемами науки, так и с практическими вопросами. Использование имеющихся в распоряжении преподавателя наглядных материалов (компьютерные презентации, портреты марийских композиторов). Чередование на семинарских занятиях практики регулярных опросов по выявлению знаний у студентов народных художественных традиций и творческих работ студентов. Использование принципов организации групповых дискуссий. Периодическое включение занятий по определению музыкальных произведений. Повсеместный акцент на необходимость систематического чтения литературы по определенным темам. Постоянное стимулирование самостоятельной работы студентов.

Также устраиваются встречи с представителями марийской музыкальной культуры, композиторами, народными артистами, исполнителями марийских песен, артистами театра оперы и балета им. Э.Сапаева, творческими коллективами колледжа культуры и искусств им. И.С.Палантая, проводятся мастер-классы учителями музыки школ республики Марий Эл, автором программы по музыке «К вершинам музыкального искусства» М.С.Красильниковой (г. Москва) и по мировой художественной культуре научным сотрудником НИИ художественного образования РАО Г.Москвы Е.С.Медковой.

Систематические консультации по специальному графику, особенно необходимые в период подготовки к зачету.

ФОНДЫ

^ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ


Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Темы рефератов:

  1. Роль дореволюционного издания "Марийский календарь" в собирании
    и распространении марийских народных песен.

  1. Жанровое многообразие марийских народных песен.

  1. Воспитательная роль произведений народного музыкального
    творчества.

  1. Народное творчество как средство народной педагогики.

  1. Сущность народного творчества, фольклора, современные ученые о
    фольклоре.

  2. Роль народного творчества в развитии просвещения марийского
    народа.

  3. Музыкальный марийский фольклор в творчестве советских
    композиторов.

  4. Научные исследования в области марийского музыкального искусства.
    Научно-исследовательская деятельность В.М.Васильева, Я.Эшпая,
    К.Четкарева.

  1. Развитие марийского хорового искусства.

10.Марийский национальный фольклор в творчестве советского

композитора А.Эшпая.

11. Развитие марийского хорового искусства.

12.Жизнь и творчество марийского композитора А.Искандарова.


Контрольные вопросы и задания:

  1. История развития марийской песенной культуры.

  2. Дореволюционные исследователи о марийском песенном творчестве.

  3. Зарубежные исследователи о марийском народном песенном творчестве.

  4. Прогрессивная роль музыкального народного творчества в развитии профессиональной музыкальной культуры.

  5. Развитие профессиональной марийской музыки после Октября.

  6. Музыкальный фольклор в творчестве марийских композиторов.

  7. Марийские народные музыкальные инструменты.

  8. Жизненный и творческий путь основоположника марийской профессиональной музыки И.С. Ключникова -Палантая.

  9. Творчество марийских композиторов старшего поколения: И.С.Палантая, Я.Эшпая, Н.Сидушкина.

  10. Творческий путь композитора Э.Сапаева.

  11. Творчество И.Молотова.

  12. Оперное творчество марийских композиторов. Опера Э.Сапаева "Акпатыр"

  13. Основные жанры народных марийских песен.

  14. Общества ученых, занимавшихся исследованием марийского народного творчества.

15.Основоположник профессиональной марийской музыки и представитель композиторов старшего поколения.

16.Русские и советские композиторы, обращавшиеся к марийским народным

песням, их произведениям.

17.Определить на слух произведения марийских композиторов:
А) Гусли - Кусле

Б) Маленькая сюита - Сахаров

В) Радуйся - Йывырте - И. Палантай

Г) Песня о Йошкар-Оле - А. Эшпай

Д) Торьяльская сюита – Э. Сапаев

18.Автор первой марийской национальной оперы.

19.Автор первого марийского национального балета.


20.Имя известного советского композитора, нашего земляка.

21.Фамилии современных марийских композиторов, их основные произведения.

22.Автор марийского гимна.

23.Ваше мнение о марийской музыке (небольшое эссе).








Похожие:

Рабочая программа iconПояснительная записка. «Рабочая программа»
«Рабочая программа» адаптирована для логопункта на основе принципов и содержания Программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Программа...
Рабочая программа iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (далее Рабочая программа)
Б. М. Неменского, Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских, М.: «Просвещение» 2011. Данная программа соответствует образовательному...
Рабочая программа iconПояснительная записка Рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в 10 классе
Рабочая программа iconРабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 11 классов
Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов
Рабочая программа iconПояснительная записка Рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в 11 классе в 2012 – 2013 году и составлена на основе
Рабочая программа iconРабочая программа дисциплины «Экономическая оценка сельскохозяйственных угодий и система платежей»
...
Рабочая программа iconРабочая программа по дисциплине «Информационная система в бизнес-реинжиниринге» специальности: «Прикладная информатика в экономике»
Рабочая программа составлена в соответствии с содержанием и требованиями Государственных образовательных стандартов
Рабочая программа iconРабочая программа по дисциплине «Информационная система в бизнес-реинжиниринге» специальности: «Прикладная информатика в экономике»
Рабочая программа составлена в соответствии с содержанием и требованиями Государственных образовательных стандартов
Рабочая программа iconПояснительная записка школьное математическое образование ставит следующие цели обучения
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых...
Рабочая программа iconПояснительная записка школьное математическое образование ставит следующие цели обучения
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых...
Рабочая программа iconПояснительная записка. Настоящая рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Она является междисциплинарной, интегративной
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Качкиной Т. Б., Качкина А. В
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты