Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Двухуровневая банковская система Российской Федерации icon

Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Двухуровневая банковская система Российской Федерации



НазваниеСоциально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Двухуровневая банковская система Российской Федерации
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество





Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Двухуровневая банковская система Российской Федерации


1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовыхсредств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов властии имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовойсистемы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовымправом. Внебюджетный фонд – один из методов перераспределения национального доходагосударством в пользу определенных социальных групп населения. Государствомобилизует части доходов населения для финансирования своих мероприятий.Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процессавоспроизводства. Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единогоцентрального денежного фонда государства – бюджета – в виде специальныхфондов и особых счетов. Государство с расширением деятельности нуждалось вовсе новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особыхфондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили, какправило, временный характер. С выполнением государством намеченныхмероприятий и прекращением их финансирования они заканчивали своесуществование. В связи с этим количество специальных фондов постоянноменялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдаласьтенденция к увеличению количества и объема фондов. Множественность специальных фондов создавала определенные финансовыенеудобства ( в одних фондах наблюдалась нехватка средств, а в других –избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. Сукреплением централизованного государства начинается период унификациифондов. На базе объединения различных фондов был создан государственныйбюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом сталзаконом, обязательным к исполнению. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значениевнебюджетных фондов. Количество и объем этих фондов объясняется рядомпричин. Во-первых, у органов государственной власти появляютсядополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь ифинансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильнойэкономики. Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначены длярешения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороныгосударства. Именно появление внебюджетных фондов со строго целевымиспользованием средств обеспечивает более эффективный государственныйконтроль. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях, то есть приналичии активного сальдо, использоваться для покрытия бюджетного дефицита. Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь – это выделение избюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, и второй –формирование внебюджетных фондов с собственными источниками доходов. Так,во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенныйдля социальной поддержки определенных групп населения. Другие фондыпоявляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов,которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае попредложению правительства законодательный орган принимает специальноерешение об образовании данного внебюджетного фонда. Так возникли в рядегосударств экономические внебюджетные фонды. Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования.Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. Материальнымисточником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы,является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается впроцессе перераспределения национального дохода. Главными методами мобилизации национального дохода в процессеперераспределения при формировании фондов, выступают специальные налоги исборы, средства из бюджета и займы. Основной метод – это специальные налогии сборы, установленные законодательной властью. Значительное количествофондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий илиопределенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондовмогут выступать и заемные средства. В тех случаях . когда внебюджетныефонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано дляприобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов илипроцентов. Разнообразие внебюджетных фондов обуславливает сложные многоступенчатыесвязи. Они возникают между внебюджетным фондом и другими звеньямифинансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонниефинансовые связи. При односторонних связях денежные средства идут в одномнаправлении: от финансовых звеньев внебюджетному фонду. Такая связьвозникает при формировании фондов или при использовании ими средств. Кпримеру, валютные фонды многих стран образуются за счет средствцентрального бюджета в форме безвозмездных субсидий. Односторонняя связьпоявляется в том случае, когда внебюджетный фонд перечисляет часть своихресурсов другим финансовым звеньям. Так, дорожный фонд США, создаваемый засчет специальных налогов при наличии излишков, предоставляет займыфедеральному бюджету. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетнымифондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так,фонды социального страхования образуются не только за счет страховыхвзносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно они при наличииактивного сальдо приобретают государственные ценные бумаги и становятсякредитором бюджета. При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно соединяетсяс разнообразными финансовыми звеньями, то есть деньги движутся в разныхнаправлениях между ними. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации. В финансовой системе Российской Федерации государственные внебюджетныефонды возникли в соответствии с законом РСФСР «Об основах бюджетногоустройства и бюджетного процесса в РСФСР» ( от 10 октября 1991г.) Главнаяпричина возникновения внебюджетных фондов – необходимость выделениячрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечениеих самостоятельными источниками доходов. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собраниеРоссийской Федерации, а также государственные представительные органысубъектов Федерации и местного самоуправления. Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи. Во- первых, обеспечитьдополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики( фонды НИОКР). Во-вторых, расширить социальные услуги населению с помощью различносоздаваемых специальных фондов. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являютсяавтономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение. Обычнонаименование фонда отражает направление использования средств. К доходам внебюджетных фондов относятся: - специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; - отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; - средства бюджета; - прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; - займы, полученные фондом в Центральном банке или коммерческих банках. С 1992г. в России начали действовать социальные и экономическиевнебюджетные фонды. К социальным относятся: Пенсионный фонд, Фондсоциального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фондобязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населенияи др. К экономическим фондам: дорожные фонды, фонд воспроизводстваминерально-сырьевой базы Российской Федерации, фонды финансовогорегулирования и др. По Указу Президента Российской Федерации (от 22 декабря 1993г.) всевнебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировалисьа счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций,объединяются с республиканским бюджетом Российской Федерации. Однакосохраняется целевая направленность консолидируемых фондов. Рекомендовано иорганам государственной власти субъектов Федерации включить аналогичныевнебюджетные фонды в бюджеты административно-государственных и национально-территориальных образований. Необходимость объединения внебюджетных фондовс бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за использованием ихресурсов, поскольку налоговые органы по существу за поступление этихсредств ответственности не несут. Рассмотрим подробнее отдельные фонды.1 Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с Постановлением ВерховногоСовета РСФСР от 22 декабря 1990г. как самостоятельное финансово-кредитноеучреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии сзаконодательством в целях государственного управления финансами пенсионногообеспечения. Средства Пенсионного фонда формируются за счет трех главных источников:страховых взносов работодателей и работающих, ассигнований изреспубликанского бюджета РФ. Часть средств поступает за счет капитализации(вложения в коммерческие структуры) временно свободных средств. Кроме того,Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц, может использоватькредиты банков. В 1994г. страховые тарифы взносов установлены в следующих размерах: для работодателей (по отношению к начисленной оплате труда по всемоснованиям)28% - предприятия, учреждения, организации20,6% - предприятия по производству сельскохозяйственной продукции; а также5% - от дохода крестьянских хозяйств;1% - от дохода работающих.Пенсионный фонд используется на выплату: государственных трудовых пенсий,пенсий военным, инвалидам, компенсаций пенсионерам, пособий для детей ввозрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим отаварии на Чернобыльской АЭС. Руководство Фондом осуществляет Правление и его постоянно действующийорган – исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения внационально-государственных и административно-территориальных образованиях.На местах (в городе, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделенияобеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальноестрахование, по финансированию расходов органов социального обеспечения,региональных программ социального обеспечения, а также контролю зарасходованием средств. Бюджет Пенсионного фонда и смета расходов (включая фонд оплаты труда), атакже отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждаетсязаконодательным органом. В законе о бюджете Пенсионного фонда Россииутверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая суммарасходов – по направлениям.2. Вторым по значимости социальным внебюджетным фондом является Фондсоциального страхования Российской Федерации, действующий в соответствии сУказом Президента РФ от 7 августа 1992г. Создан в целях обеспечениягосударственных гарантий в системе социального страхования и повышенияконтроля за правильным и эффективным расходованием средств. Фонд является автономным строго целевым. Предназначен для финансированиявыплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, прирождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет,санаторно-курортного лечения – оздоровления трудящихся и членов их семей,а также других целей. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерацииутверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994г. К основнымзадачам Фонда кроме обеспечения гарантированных государством пособийотносятся участие в разработке и рационализации государственных программохраны здоровья работников и мер по совершенствованию социальногострахования. Фонд социального страхования образуется за счет: - страховых взносов предприятий, учреждений, организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности; - доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда; - добровольных взносов граждан и юридических лиц; - ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями. Норматив отчислений юридических лиц в Фонд установлен с 1 июля 1994г. вразмере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.Работающие в этот фонд ничего не платят. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат, а врегиональных и центральных отраслевых отделениях – аппараты органов Фонда.При Фонде образуется Правление, а при региональных и центральных отраслевыхотделениях – координационные советы. Руководство деятельностью Фондаосуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.3. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации образованв соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991г. Он создан дляфинансирования мероприятий, связанных с реализацией государственнойполитики занятости населения. Порядок образования и расходования средствопределяется Положением о Государственном фонде занятости от 6 июля 1993г.Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов работодателей,обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований изреспубликанского бюджета РФ и бюджетов субъектов Федерации.Дополнительными источниками поступлений могут быть добровольные взносыюридических физических лиц, а также другие средства. Страховой тарифвзносов в Фонд для юридических лиц установлен в 1994г. в размере 2% поотношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. УправлениеГосударственным фондом занятости населения РФ осуществляетсяГосударственным комитетом РФ по занятости, а также центрами занятости припредставительных органах власти. Непосредственное руководство Фондомвозложено на Правление фонда.4.Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерацииобразован в соответствии с Законом «Об обязательном медицинском страхованииграждан в РСФСР» (от 28 июня 1991г.) Закон определяет правовые,экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через негосредства должны направляться страховым компаниям, учредителями которыхвыступает местная администрация. Страховые компании могут работать толькопри наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинскоестрахование. По закону такая компания должна в открытой печати публиковатьежегодный балансовый отчет. Страховые компании, отбирая дееспособныемедицинские учреждения, оплачивают их услуги. Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемыхгражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другиецели. Двухуровневая банковская система Российской Федерации. Банковская система Российской Федерации, соответствующая рыночнойэкономике, начала формироваться в 1990г. после принятия основополагающихзаконов «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 2 декабря 1990г. №394-1 и «О банках и банковской деятельности в РСФСР», а также нормативныхактов Центрального банка, регулирующих деятельность коммерческих банков натерритории России. В настоящее время функционирует двухуровневая банковская система. Первыйуровень – Центральный банк Российской Федерации. Второй уровень состоит изтрех звеньев. К первому звену относятся Сберегательный банк РоссийскойФедерации, Внешторгбанк и Внешэкономбанк, контрольные пакеты акций которыхпринадлежат государству, т.е. они по статусу полугосударственные. Врезультате этого деятельность данных банков гораздо теснее связана сдеятельностью Банка России. Во второе звено входят различные коммерческиебанки, в третье звено – прочие кредитные учреждения. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации, его права иобязанности определены Федеральным законом «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)» в редакции Федерального закона от 26 апреля1995г. №65-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями. Банк России является юридическим лицом, однако не регистрируется вналоговых органах. Как юридическое лицо он осуществляет свои расходы засчет собственных доходов, но получение прибыли не является целью егодеятельности. Банк России самостоятельно выполняет свои функции и в текущейдеятельности независим от органов государственного управления экономикой,однако подотчетен законодательным и исполнительным органам государственнойвласти. Высшим органом Банка России является совет директоров, в которыйвходит председатель Банка России и 12 членов, которые должны работать вбанке на постоянной основе. Совет директоров выполняет следующие функции: - во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; - осуществляет оперативное руководство денежной системой страны; - определяет структуру Центрального банка, формы и размеры оплаты труда служащих банка; - утверждает смету расходов и отчет о годовой деятельности банка; - определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России; - принимает решение об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций, о величине резервных требований, об изменении процентных ставок Банка России, о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России, о выпуске в обращение новых банкнот и др. Возглавляет совет директоров председатель Банка России, которыйназначается Государственной Думой на четыре года. Центральный банк является главным банком государства и признаетсяединственным на территории на территории страны органом денежно-кредитноговалютного регулирования экономики. Следующим уровнем управления Банком России является центральный аппарат,который состоит из главных управлений и департаментов, например: финансовыйдепартамент, департамент исследований и информации, департамент внешних иобщественных связей или главное управление безопасности и защиты информациии т.д. Следующий уровень – это территориальные учреждения, вычислительныецентры, расчетно-кассовые центры, учебные заведения, подразделениябезопасности, полевые учреждения и др. Основными целями Банка России являются: защита и обеспечение устойчивостирубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению киностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России,обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системырасчетов.



Похожие:

Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Двухуровневая банковская система Российской Федерации iconСтатья Понятия и термины, применяемые в бк РФ
Российской Федерации основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами...
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Двухуровневая банковская система Российской Федерации iconТретья Международная конференция
Российской Федерации, не может дать максимальных гарантий по обеспечению финансирования проектов строительства дорог ввиду отсутствия...
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Двухуровневая банковская система Российской Федерации iconБанковская система России в условиях мирового финансового кризиса Причины напряженности в банковской системе России
Показатели социально-экономического развития Российской Федерации (итоги I полугодия 2008)
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Двухуровневая банковская система Российской Федерации iconСодержание Введение Введение 2 История развития банковского дела 2 Банки и банковская система 8 Современные представления о сущности банка 8 Глав Современная банковская система: сущность и структура 10
Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых капиталистических государствах 30
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Двухуровневая банковская система Российской Федерации iconЗадание к семинарскому занятию по теме «Бюджет и бюджетная система страны» (30 марта 2010 года)
А социально-экономическая сущность бюджета и принципы построения бюджетной системы государства
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Двухуровневая банковская система Российской Федерации iconТема Социально-экономическая сущность инновационных инвестиций. Их роль в современной экономике

Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Двухуровневая банковская система Российской Федерации icon1. Социально-экономическая сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода
Социально-экономическая сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Двухуровневая банковская система Российской Федерации iconОсновы государственной политики российской федерации в арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу
Российской Федерации в Арктике, а также система мер стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны...
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Двухуровневая банковская система Российской Федерации iconЗакон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития российской федерации
Настоящий Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской...
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Двухуровневая банковская система Российской Федерации iconТема Экономическая сущность страхования Рис. 1 Страховые резервы в системе страховых резервов и фондов общества (срфо)
Срфо являются материально-вещественным носителем специфических отношений между людьми, субъектами рыночного хозяйства и государства...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты