|
Панеш Б.Х., к.п.н., доцент кафедры естественно-математических дисциплин Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания Основы экологического воспитания закладываются в начальной школе, поэтому полноценное, эффективное использование средств и методов развития экологической культуры у детей этого возраста имеет особо важное значение. Именно на этой ступени образования и воспитания ребенка происходит знакомство с общей целостной картиной мира и начинается целенаправленное формирование нравственного и эстетического отношения к нему. В экологическом воспитании известно несколько действенных подходов к формированию экологической культуры у подрастающего поколения. Соответствующий уровень экологической культуры как органической части общей культуры человека может быть достигнут через усиление развития интеллектуальной стороны личности ребенка (деятельно-рационалистический подход). Широкое распространение в научной и практической сфере получил подход, в котором формирование экологической культуры личности рассматривается через призму развития личности ребенка, его мотивационной, интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер. Многие специалисты экологического воспитания отмечают, что проблема формирования экологической культуры у детей решается не только за счет передачи биологических знаний, сколько за счет развития духовно-нравственных начал личности. Как показывают исследования Е.В.Яковлевой, воспитание экологической культуры у младших школьников в современной ситуации приобретает специальную направленность и включает в себя: - научение экологически направленному образу жизни, умению сотрудничать с окружающими, понимать их, воспринимать мир во всей полноте красок, звуков, ценить жизнь свою, других людей, всего существующего на Земле; - обеспечение условий для интеллектуального развития и для развития системы чувств и отношений; - формирование у детей высокого уровня социальной ответственности; - привитие новой системы ценностей, рожденных социальными и природными изменениями современной эпохи; - воспитание высоких моральных устоев, которые позволять понимать окружающий мир и находить в нем свое место (4). В связи с этим решение проблемы формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте определяется не только сформированностью у детей системы экологических знаний, но и в лучшем познании себя, установлении экологически оправданных взаимоотношений с природным и социальным миром. Б.Т.Лихачев трактует экологическую культуру в русле данного подхода как психическое образование, органично связанное с личностью в целом, ее различными сторонами и качествами (10). Теория и практика свидетельствуют, что нравственное и экологическое воспитание представляют неразрывную целостность, единство которых выступает важнейшим принципом в формировании экологической культуры подрастающего поколения (3,5,6,12). Основные положения концепции экологического образования и воспитания школьников, разработанные в трудах И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного, И.Т.Суравегиной, А.П.Сидельского, Э.А.Турдикулова и другие показывают, что проблема экологического образования и воспитания носит междисциплинарный, комплексный, системный характер и требует для своего решения вовлечения в этот процесс всех учебных предметов. Одной из важнейших сфер, имеющих самое непосредственное отношение к всестороннему воспитанию личности, является физическая культура, включающая в себя многочисленные формы и методы реализации воспитательных задач. Физическое воспитание – составная часть общего воспитания. Его цель состоит не только в оздоровлении учащихся, сообщении им определенных знаний, выработке двигательных умений, навыков и развитии физических качеств, но и, прежде всего, как отмечено в программе по физической культуре, «…гармонизации физического и духовного развития в соответствии с гуманистическим идеалом физически современной личности» (7). По мнению Л.И.Егоренкова, в культуроведческой практике все еще преобладает односторонний подход к предмету воспитания – человеку. Специалисты-культуроведы акцентируют внимание чаще всего на социокультурной стороне личности человека, а специалисты в области физической культуры – соматопсихической, слабо используя в своей деятельности теоретические разработки общей теории культуры. «И в том, и в другом случае, - отмечает ученый, - явственно просматривается разрыв целостности и единства человека, всех его проявлений, что, несомненно, приводит к издержкам в воспитательном процессе и негативно сказывается на всесторонности развития личности» (5). Возможно, поэтому среди «экологолизированных» школьных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов, а также других форм и методов, активно содействующих решению различных задач экологического воспитания, физическая культура своего места пока не заняла. Между тем формы организации учебного и внеучебного процесса, средства и методы, используемые в процессе решения основных задач физического воспитания, могут эффективно содействовать решению различных задач экологического воспитания: расширять и формировать экологические знания; развивать нравственно-экологические качества; прививать навыки правильного поведения в природе; формировать эко-отношения (к себе, другим людям, к окружающему социальному и природному миру) и др. В многочисленных трудах прошлого и настоящего времени подчеркивается роль игры в жизни детей как формы деятельности, создающей условия для всесторонней подготовки и гармоничного развития личности. Развивающий потенциал игры находит эффективное применение в экологическом воспитании и образовании подрастающего поколения. Игры являются стимулирующим и наиболее эффективным средством процесса экологического развития личности младшего школьника, поскольку соответствуют его психологическим особенностям. Об этом свидетельствуют исследования, успешно внедрившие игры в практику экологического воспитания детей данного возраста (2,8,9). Игры с экологической направленностью – сравнительно новый метод в педагогике, возникший с появлением проблем организации экологического воспитания и решения задач, связанных с формированием у школьников экологической культуры. Игровой метод широко используется при проведении различных экологических конкурсов, викторин, деловых игр, сценических представлений, праздников, при изучении учебного материала различных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов. Через игровую форму дети успешно усваивают экологические знания, перевоплощаясь в различные образы живой и неживой природы, моделируют экологически целесообразные действия и поступки, которые формируют у них экологические чувства, экологическое отношение к себе и ко всему, что их окружает. В сущности, как отмечают специалисты, развитие экологической культуры у детей младшего школьного возраста есть не что иное, как процесс накопления личного опыта ребенка в отношениях к самому себе, социальному и природному окружению (1,6,11). «В игре, - отмечает Т.П.Южакова, - школьники находят как бы «рабочую площадку» для своего духовного развития» (12). В играх экологической направленности (или экологических играх) основное содержание, как правило, выглядит в виде изображения сцен из жизни общества и окружающей природы, имитации природоохранительных действий, воспроизведении диалогов, конкурсов в игровой форме, индивидуальных и командных вопросов, задач, кроссвордов на экологическую тематику и др. В этих играх ярко выражена познавательная деятельность с присутствием, в отдельных случаях, элементов практической деятельности, т.е. двигательная активность здесь отсутствует или имеет место как дополнение. Характерной особенностью подвижных игр является то, что в основе их содержания лежит ярко выраженная двигательная деятельность. По существу двигательная деятельность и связанная с ней педагогическая задача (развитие определенных физических качеств) является в подвижной игре ведущей. Поэтому применяемые в практике физической культуры подвижные игры уже сами по себе выступают как средства экологического воспитания, поскольку развивающе могут воздействовать на те качества и стороны личности младшего школьника, которые органически входят в экологическую культуру личности. К примеру, такие подвижные игры как: «Мир природы», «Жаворонки и вредные жуки», «Не тронь птенца», «Пауки и мухи», «Змейка», «Хитрый воробей» и.д. Таким образом, в заключении можно отметить следующее. Исследования ученых - педагогов убедительно свидетельствуют, что у физической культуры есть все предпосылки для единовременного решения в учебно-воспитательном процессе задач физического и духовного (целостного) развития личности. Подвижные игры как одно из уникальных средств физического воспитания при комплексном подходе в реализации своих педагогических возможностей (оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности) активно воздействуют не только на физическое развитие и физическую подготовленность ребенка, но и в равной степени на его сознание, интеллект, чувства, поведение и психику в целом. Подвижная игра может влиять на формирование различных социально-психологических проявлений: ценностных ориентаций, интересов, потребностей, мотивов поведения, отношения к окружающей действительности. В процессе формирования экологической культуры личности школьника важно, чтобы эти проявления приобретали экологически оправданную сущность. Экологически продуманная подвижная игра является эффективным упражнением в нравственных поступках, где дети воспроизводят образцы поведения экологически культурного человека. Иными словами, подвижные игры приобретают подлинно воспитательно-образовательную направленность, в том числе экологическую, лишь тогда, когда они специально отбираются, уточняются по содержанию и оформляются в конкретных педагогических целях. Литература: 1. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей/ Л.А. Бойко//Начальная школа.- 2005.- №6.- С.79-82. 2. Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников/Г.В.Буковская. – М.: Владос, 2002.- 89 с. 3. Грехов Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми/Л.И.Грехов. - 2-е издание. - М.: ПРОЭКСМО, 2000.-289с. 4. Дежникова Н.С. Экология и культура: Методика воспитания младших школьников /Н.С.Дежникова.- Учебное пособие. –М: Академия, 1995. 5. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников/Л.И.Егоренков. - М.: АРКГИ, 2000.- 128 с. 6. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе / Т.С.Иванова.- Учебно-методическое пособие.- М.:ВЛАДОС, 2003.–56с. 7. Лубышева Л.И. Введение в социологию физической культуры и спорта (курс лекций)/ Л.И.Лубышева.- М: Беларусская энциклопедия, 1998. 8. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми/Л.П.Молодова.– Минск: Асар, 1996.-86с. 9. Новицкая А.И., Минаева В.М., Новицкий П.И. Экологическое воспитание. Подвижные игры/ А.И.Новицкий, В.М.Минаева, П.И.Новицкий.- Минск: Беларусская энциклопедия. 2003. 10. Цветкова И. В. Экологическое воспитание младших школьников/И.В.Цветкова– М.: Педагогическое общество Россия,2000.-176 с. 11. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты/И.В.Цветкова. – Ярославль: Академия развития, 1997. 12. Южакова Т. П. Нравственно-экологическое воспитание младших школьников /Т.П.Южакова// Учебное пособие. – Екатеринбург:Урал, 1992. 13. Яковлева Е.В. Развитие экологической культуры личности младших школьников/Е.В.Яковлева. – М: Мозаика-синтез, 2003. |
![]() | Формирование экологической культуры средствами иностранного языка В статье даётся определение «экологического воспитания»; анализируются возможности иностранного языка в формировании экологической... | ![]() | «Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности» Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся начальных классов |
![]() | Формирование экологической культуры у младших школьников Экологическое воспитание на современном этапе развития школы проблема актуальная. Особое место в решении общей проблемы занимает... | ![]() | Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности |
![]() | Совершенствование физического воспитания в образовательных учреждениях Цель физического воспитания студентов университета – формирование физической культуры личности | ![]() | Сохраним природу Алтайского края Цель экологического образования и воспитания формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление... |
![]() | В 2012 2013уч г. воспитатель Марченко Н. А «Формирование экологической компетентности школьников в ходе обучения решению экологических проблем». Работа по экологическому воспитанию... | ![]() | Отчет Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников средствами современных образовательных технологий Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников средствами современных образовательных технологий |
![]() | Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности | ![]() | Тема: «Система работы по формированию экологической культуры у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием в процессе кружковой деятельности» Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования |