|
АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗА 2011-2012 учебный год Образовательный процесс в МОБУ «Черкасская СОШ», как и вся современная российская система образования, развивается в условиях осуществления приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Решение задач инновационного развития образования, достижения его современного качества, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям, осуществляется через обновление образовательных стандартов, новую систему оценки качества образования, информатизацию образования, создание системы предшкольного образования. Главным ресурсом является повышение эффективности кадрового потенциала, способного обеспечить принципиально новый уровень образования. На осуществление приоритетных направлений развития образовательной системы ориентирована деятельность методической службы школы. Система методической работы в школе формируется на диагностической основе. Развитие профессионально – педагогической культуры осуществляем через различные формы:
Основными направлениями деятельности методической службы школы являются аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная, информатизация системы образования, научное обеспечение системы образования. Деятельность школьной методической службы регламентируется документами федерального, регионального и муниципального уровней, а также нормативно-правовыми актами общеобразовательного учреждения. ^ В 2011/2012 учебном году коллектив школы продолжил работу над методической темой: «Увеличение познавательной активности учащихся при использовании современных педагогических и информационных технологий». Работа над темой ведётся третий год. Для решения главной задачи школы, заложенной в образовательной программе, в школе были созданы следующие условия: - составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий федеральному стандарту образования, дающий возможность для успешного продолжение образования выпускниками школы; - создана структура методической службы школы; - все МО имеют чёткие планы работы, вытекающие из общешкольного плана и методической темы школы; - мониторинг в основе ВШК – одно из условий эффективности работы школы; - работа по сохранению здоровья и здорового образа жизни. Созданы и претворяются в жизнь программа «Школа – территория здоровья», «Организация летнего отдыха »; - работа по улучшению материально-технического обеспечения; - работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе. Диагностика особенностей ученического и учительского коллективов была продолжена по блокам: - мониторинг результативности школы; - диагностика учебных достижений учащихся; - диагностика пед. мастерства педагогов; - диагностика пед. мастерства педагогов за 3 года; - динамика качества за 10 лет; - VIP- предметы; - результативность работы с одаренными учащимися; - рейтинговая таблица успешности; - рейтинг качества в «комфортных» и «дискомфортных» классах; - соответствие КО и IQ; - сводная ведомость рейтингов; - диагностика школьной среды; - неуспевающие учащиеся; - паспорт мониторинга обученности в выпускных классах; - динамика уровня профессиональной компетентности педагогов. В 2011/2012 учебном году пред методической службой школы была поставлена цель: непрерывное совершенствование профессиональной компетентности учителей школы как условие реализации цели информатизации образовательного пространства школы, способствующего повышению качества знаний учащихся. Для её реализации были сформулированы следующие задачи: - продолжить работу по повышению качества обучения; - продолжить работу, нацеленную на предупреждение неуспеваемости; - обеспечить внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий; - продолжить работу по отработке навыков тестирования как одного из видов контроля над ЗУН учащихся с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации; - продолжить работу по развитию исследовательской и проектной деятельности учащихся; - продолжить работу с мотивированными учащимися, направленную на участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах; - продолжить работу по созданию и внедрению элективных и предпрофильных курсов для развития склонностей и способностей учащихся; - продолжить работу по расширению единого образовательного пространства школы, используя новые технологии; - проводить работу по поиску новых методов в подготовке и проведению педсоветов; - продолжить работу по развитию материально- технической базы школы. В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности: - работа педагогического совета как коллективная методическая деятельность; - работа методического совета; - расстановка кадров; - повышение квалификации и педагогического мастерства; - работа с молодыми специалистами – консультативно-информационная деятельность; - работа с МО и творческими группами педагогов; - методическая и инновационная деятельность; - обобщение опыта работы; - обеспечение методической работы; - диагностико-аналитическая деятельность; - психолого-педагогическая диагностика. Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, а так же ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой. При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой. - не все педагоги активно включились в процесс обновления образовательной деятельности; - недостаточен охват учащихся научно-исследовательской деятельностью; - назрела необходимость расширения объектов обновления, в том числе включения педагогов в процесс разработки и внедрения в содержание образования элективных курсов. ^
В прошедшем учебном году было проведено пять педагогических советов, что соответствовало составленному плану методической работы. Все педагогические советы были подготовлены и проводились исходя из поставленной задачи «Педсовет как технология», в связи с чем, в их структуру были включены следующие технологии: - работа творческой группы по подготовке к педсовету; - работа творческих групп в рамках педсовета для решения поставленных задач и обоснования сделанных выводов; - анализ и самоанализ деятельности педагога; - анкетирование учащихся и родителей. В ходе работы педагогических советов рассматривались как теоретические вопросы по методической работе школы, так и практические наработки учителей. По результатам педагогических советов было принято решение о более широком внедрении в практику учителей активных форм обучения, на основе использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе для развития гармонично развитой личности.
Цель: выявление результативности деятельности методического совета в решении поставленных задач Состав МС: методический совет школы возглавляет зам. директора по учебной работе. В методический совет вошли:
Работа МС строилась по плану. Было проведено пять заседаний МС, на которых рассматривались следующие вопросы: Заседание МС № 1. 1.Итоги методической работы школы в 2011-2012 учебном году и задачи на новый учебный год. 2. Утверждение плана методической работы школы на 2011-2012 учебный год. 3. Коррекция плана работы по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА на 2011-2012 учебный год. Заседание МС № 2. 1.Анализ административных контрольных работ и пути повышения качества 2.Подготовка к методической неделе «Повышение качества образования на основе комплексного использования информационных технологий и ресурсов» 3. Переход на ФГОС начальной школы 4. Итоги проведения школьных олимпиад 5. Итоги проведения предметных недель 6. Посещение уроков и консультаций по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА. Заседание МС № 3. 1.Итоги мониторинга учебного процесса за первое полугодие. 2. Итоги проведения предметных недель 3. Посещение уроков и консультаций по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА. Заседание МС № 4. 1.Система работы учителей начальных классов по освоению ИКТ 2.Утверждение экзаменационного материала. 3.Изучение инструкции о проведении итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА 4.Подготовка к методической неделе «Современной школе – современный педогог» Особое место в работе методической службы школы по обобщению результатов деятельности педагогов является аттестация учителей. ^
^ Ляликов Д.В. Сафаров Р.С. Михайлова И.Н. ![]() ![]() Стаж До 1 года- 0 чел (0%) до 5 лет – 3 чел. (11 %): до 15 лет – 5 чел. (19 %); свыше 15 –19 чел. (70%)
Разъяснительная работа по вопросу аттестации велась через совещания при директоре, заседания ШМО. . Выводы: стимулировать педагогических работников повышать профессиональный уровень. Участвовать в аттестационных испытаниях. С целью повышения педагогического мастерства каждого педагога, в т.ч. молодых специалистов, методическим советом в течение учебного года координировались следующие мероприятия:
обучение методике и профессиональному мастерству в творческих группах, функционирующих в масштабе школы;
- педагогические советы, выступления из опыта работы; - индивидуальная работа члена администрации с педагогом по своему циклу; - творческий рост учителя через открытые уроки; -обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей; -микроотчёты аттестуемых учителей по работе над методической проблемой. Результативность работы педагога оценивалась по следующим направлениям: - мониторинг результатов контрольных срезов; - количество призовых мест в районных, городских олимпиадах; - качество обученности учащихся по предмету; - выступления с докладами на педсоветах, заседаниях ШМО - результаты аттестации; - работу по особым программам и альтернативным учебникам; - разработку дидактического, методического материала; -состояние учебного кабинета; - внеклассную работу по предмету. Большое внимание учителей среднего и старшего звена и администрацией школы уделялось внедрению в учебный процесс информационных технологий. Учителя Аксенова Ю.А.,Дедловский Ю.А.,Дедловская Г.А., Пилюшенко В.В., Зайцева И.Л., Сушко Л.В., Сидорчук С.Ю., Середина Т.Е., Шевцова И.Г., Теряева Е.А. применяли информационно-коммуникативные технологии на разных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении изученного, при проверке домашнего задания, при проведении контрольных, самостоятельных работ. Шевцова И.Г. часто применяла ИКТ при проведении консультаций в 8 классе. В своей работе учителя использовали:
К сожалению, лишь небольшая часть дисков, имеющихся в школе, использовались учителями на уроках. Несоответствие учебнику, уровню класса – все это осложняло применение готовых разработок на уроках. Наши педагоги создавали свои презентации по темам уроков, а это процесс творческий, требующий не только чисто технических умений, навыков, но и нетрадиционного подхода к проведению занятий, глубокого переосмысления материала. Следует отметить повышение активности учителей по использованию данной технологии, по сравнению с прошлым учебным годом. Но не все учителя школы стремятся использовать в своей работе информационно-коммуникативных технологии. Пассивное сопротивление педагогов процессу информатизации заключается:
Выводы: продолжить обучение учителей школы по использованию ИКТ, ЦОРов. В предстоящем учебном году необходимо продолжить работу по применению информационных технологий, так как они помогают вести обучение на новом качественном уровне. Для этого надо:
Большое внимание в течение всего учебного года уделялось сохранению здоровья учащихся. Использовали повышение двигательной активности, для снятия статического напряжения учащихся во время учебных занятий проводили физкультминутки на уроках, динамические паузы (музыкальные, танцевальные, игровые). Создавали благоприятный психологический климат в учебном процессе, применяли личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальных занятий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые позволяли раскрепощать ребенка, повысить уровень его познавательной активности, учебной мотивации. Эти методы позволили снизить тревожность и психическое напряжение учащихся. Формы здоровьесберегающей работы, используемые в течение года:
В течение учебного года заместителем директора по УР осуществлялся контроль за объемом выполнения учебных программ по всем предметам учебного плана. С целью своевременного выполнения программ по предметам была организована замена отсутствующих учителей, проводились дополнительные часы, кроме того, были использованы резервные часы, предусмотренные учителями при составлении календарно-тематического планирования, проведено уплотнение материала. Благодаря проведенным мероприятиям, программы по всем предметам учебного плана во всех классах в 2011-2012 уч.году выполнены. В течение года с педагогами, классными руководителями проводились совещания, на которых осуществлялись анализ успеваемости обучающихся, анализ ЗУН по итогам контроля, анализ выполнения программ, посещаемости обучающихся учебных занятий, анализ выполнения плана по организованному завершению учебного года, подготовки к региональному экзамену в 4,7,8 классах и государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9, 11 классов. Проведение совещаний позволило своевременно выявлять возникающие проблемы и осуществлять их коррекцию.
Цель: выявление результативности выполнения целей и задач, возложенных на методические объединения (МО) Одной из основных задач, сформулированных в результате анализа работы МО школы, была поставлена задача совершенствования педагогического мастерства (профессиональной компетентности), обучение педагогов технологии проектной и исследовательской деятельности на основе информационных технологий, привлечение учащихся средней и старшей школы к проектной и исследовательской деятельности, создание системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями. Над этой задачей работали методические объединения учителей: естественно-математического цикла, гуманитарного цикла, общеразвивающего и начальной школы. Все МО составили план работы, графики открытых уроков. В течении года учителя провели все запланированные открытые уроки. Руководители МО сделали подробный анализ работы своих секций. В системе методической работы каждым учителем выбрана проблема самообразования, вытекающая из проблемы МО, в успешном решении которой учитель видит путь к повышению качества успеваемости. Проблемы в основном выбраны актуальные и направлены на развитие личности. (Но проблемы (самоанализ) у некоторых учителей не совпадают с поданными в сентябре). Самоанализ сделали не все учителя. У каждого учителя имеются новые программы, проверочные тесты, литература для классных руководителей. Каждым учителем составлена картотека имеющихся цифровых образовательных ресурсов. В результате повышения квалификации учителей по темам самообразования, повысился уровень владения педагогов школы инновационными технологиями образования . В планировании методической работы МО школы старались отобрать тот комплекс мероприятий, который бы позволил наиболее эффективно решить проблемы и задачи, стоящие пред ними. НА МО обсуждались следующие вопросы:
3. Проведение предметных недель 4. Система работы с одарёнными учащимися: подготовка и проведение школьного тура олимпиад, участие в районных олимпиадах и интеллектуальных марафонах. 5. Обсуждение и утверждение тем рефератов и проектных работ учащихся. 6. Подготовка экзаменационного материала. 7. Проведение и анализ предэкзаменационных работ учащихся. 8. Система мер по предупреждению неуспеваемости и пробелов в знаниях учащихся. 9. Организация срезов с учётом дифференциации классов 10. Использование технологий открытого образования на уроках 11. Здоровьесберегающий аспект урока 12. Применение новых технологий обучения на уроках 19. Анализ работы МО за год 20. Выступления педагогов по темам самообразования на заседаниях МО служат обмену опытом и повышению профессиональной компетентности педагогов Традиционными видами работы МО школы являются предметные недели. В прошедшем учебном году были проведены предметные недели всеми МО школы. Все учителя приняли участие в предметной неделе, которая позволяет как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. Недостатком в работе является то, что педагогический коллектив не принял участие в районном конкурсе «Учитель года». Пассивное отношение педагогов школы, как имеющих большой педагогический опыт, так и молодых к обмену опытом и совершенствованию качества преподавания. Продолжена работа МО по наставничеству. Было спланировано взаимопосещение уроков всех учителей школы для обмена опытом, что, безусловно, послужило повышению квалификации педагогов.
Открытые уроки проводились учителями школы в рамках недели открытых уроков с использованием информационных технологий, а так же по планам работы МО школы. Практически все учителя дали открытые уроки для своих коллег по школе. На базе школы прошло 4 районных семинара. ^ в 2011-2012 учебном году
На последнем семинаре завучей были оценены уроки и самоанализы учителей Из 7 уроков 5 на оптимальном уровне и 2 на допустимом. В прошедшем учебном году была продолжена работа по формированию портфолио учителя. В настоящее время наиболее грамотно составлены портфолио у учителей: Сушко Л.В., Зайцевой И.Л., Сидорчук С.Ю.,Пересыпкиной Н.А., Аксеновой Ю.А.
Исходя из сформулированной в программе развития школы модели выпускника, основной упор был сделан на развитие у учащихся ключевых образовательных компетентностей. В частности, такие компетентности, как информационная, коммуникативная и социально-трудовая успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся. Число учащихся и учителей, занятых в проектной деятельности, незначительно возросло. Необходимо отметить, что в результате этой деятельности увеличилось не только количество участников проектно-исследовательской, но и существенно изменилось качество данных работ. Совместную с учащимися научно-исследовательскую работу вели педагоги Сушко Л.В., Шевцова И.Г.Зайцева И.Л., Середина Т.Е. Проекты учащихся, составленные учащимися под руководством этих учителей заняли призовые места Повышение интереса учащихся к проектной и исследовательской деятельности за счёт подбора и предложения, интересных тем для исследования. Но следует отметить, что недостаточно ведется с подготовка детей для участия в проектах, конкурсах. Необходимо спланировать внеурочную деятельность учителей и учащихся для качественной подготовки участников олимпиад. Анализируя результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011-2012 учебном году следует сделать вывод, что учащиеся школы стали активнее участвовать как в школьном этапе, так и в муниципальном. Школьников привлекают творческие задания, отступление от устоявшихся форм контроля знаний, необычная обстановка, желание проверить собственные силы. В текущем году в олимпиаде приняли 44 учащихся школы с 7 по 11 классы и 3 учащихся из 4 класса. 4 победителя: Грачева Таня, 11 класс – (обществознание), учитель Сушко Л.В. Семенова Регина, 8 класс – (технология), учитель Базарова Т.В. Кравцова Наташа,7 класс – (физика), учитель Зайцева И.Л. Кравцова Наташа,7 класс – (география), учитель Зайцева И.Л. 4 призера: Грачева Таня, 11 класс –(право), учитель Сушко Л.В. Максимова Надя, 10 класс – (обществознание), учитель Сушко Л.В. Яубасарова Тамара, 11 класс –(технология), учитель Базарова Т.В. Давлетова Алена,7 класс – (английский язык), учитель Дедловская Г.А. В сравнении с прошлым годом возросло качество. ^ ![]() 6. Диагностика, анкетирование и самодиагностика Главным способом отслеживания качества преподавания остаётся экспертиза реального учебного занятия. Ещё одним способом оценки качества преподавания или качества педагогической деятельности в целом является самоанализ, или рефлексия, собственной деятельности. Однако педагогический самоанализ без внешней оценки ограничен в своих возможностях. Все виды диагностик педагогических компетентностей, проведённые в прошедшем учебном году, базировались на научно обоснованных моделях, отталкивались не от субъективно значимых для одного эксперта критериев, а прежде всего от правовых норм и требований. С целью изучения владения педагогами различными методами мотивации учащихся было проведено обобщение материалов их самоанализа по данной проблеме. В результате анализа данных можно сделать вывод о сильных и слабых сторонах каждого педагога, выявить наиболее слабые места по данной проблеме всего коллектива в целом, дать рекомендации педагогам по определению тем самообразования на следующий учебный год для решения возникших проблем. Нами был проведен так же методический мониторинг. Таким образом, мы видим, что методическая работа направлена на достижение поставленных задач, она способствует созданию здорового микроклимата, формирует добросовестное отношение к делу, обеспечивает развитие творческого потенциала учителя и его педагогического мастерства, ориентирует на продуктивную деятельность МО. Прослеживается рост профессионализма учителей через систему самообразования, аттестационные и проблемные курсы, что положительно сказывается на деятельности школы: - качество обученности («5» и «4») по школе 39% ^ 4 школы нашего района участвуют в реализации проекта «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ». Одной из этих школ является МОБУ «Черкасская СОШ».Участвуют учащиеся 10,11 классов. В течении учебного года учителя –предметники готовили учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации. Работа была проведена большая, но результаты низкие. ^ ![]() Средний балл по обязательным предметам ЕГЭ ![]() ^
Выводы: Методическая тема школы и вытекающие из неё темы МО соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. Все учителя объединены в предметные МО, то есть, вовлечены в методическую систему школы. Тематика заседаний МО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. В основном поставленные задачи методической работы были выполнены. Повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. Выросла активность учителей, их стремление к творчеству, увеличилось число учителей, участвующих в инновационных процессах. В ходе предметных недель учителя проявили хорошие организаторские способности, разнообразные формы их проведения вызвали повышенный интерес у учащихся. Увеличилось число учащихся, которые участвовали в мероприятиях школы, требующих определённого интеллектуального уровня. Наряду с имеющимися положительными результатами в деятельности педагогического коллектива имеются серьёзные недостатки:
^
Нетрудно видеть, что практически все названные причины могли бы быть устранены, если бы удалось решить проблемы управления деятельностью методической службы. В действующей системе внутри школьного управления не хватает ориентации на проектирование и создание целостной системы методической службы с учётом особенностей и задач школы, нет оптимального включения методической службы в решение задач школы и управления ею. Краткий проблемный анализ методической службы создаёт необходимые предпосылки для поиска и обновления её деятельности с учётом растущих потребностей школы, учителей, общества. ^ Обозначенные проблемы определяют тенденции изменений в методической службе, которые заключаются в следующем:
В предстоящем учебном году необходимо решить следующие задачи: 1. Активизировать работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта (ответственные – рук. МО) 2. Провести обучающие семинары. 3. Возобновить взаимопосещения уроков. 4. В работе МО по повышению профессионального мастерства обратить внимание на следующие умения: технология подготовки урока и его анализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий, в том числе информационных. 5. Улучшить качество проведения предметных недель 6. Продолжить работу по изучению и внедрению проектной технологии. 7. Продолжить работу по формированию компетентностных качеств учителей через семинары, курсы, конференции, самообразование. 8. Более целенаправленно осуществлять индивидуальную работу с мотивированными учащимися, повысить уровень участия школьников в районных олимпиадах; 9. Направить работу М/О на развитие исследовательских навыков педагогов, их активное участие в конкурсах педагогического мастерства, областных конференциях. ![]() |
![]() | План методической работы на 2012-2013 учебный год Исходя из актуальности вопроса, диагностики методических затруднений педагогов, выводов и рекомендаций анализа работы школы за прошлый... | ![]() | Анализ работы методической службы школы за 2011-2012 учебный год Цель анализа ... |
![]() | Анализ методической работы мбоу сош №18 ст. Новомалороссийской за 2012-2013 учебный год Методическая работы школы в 2012-2013 учебном году строилась в соответствии с методической темой школы «Педагогическая поддержка... | ![]() | Анализ научно-методической работы мкоу «сош №3» за 2011-2012 учебный год Работа методической службы была ориентирована на реализацию стратегических направлений развития школы, задач, определённых в качестве... |
![]() | План работы методического объединения предметников на 2012-2013 учебный год Утверждение перечня учебно-методической литературы. Анализ работы мо предметников за 2011-2012 учебный год | ![]() | Анализ работы Методического объединения учителей-дефектологов за 2011-2012 учебный год В течение 2011-2012 учебного года работа методического объединения учителей-дефектологов строилась в соответствии с планом методической... |
![]() | Анализ работы школы за 2011-2012 учебный год Анализ деятельности школы, направленной на получение бесплатного основного и среднего общего образования | ![]() | Образовательная программа на новый 2011/2012 учебный год Голашевская Н. М. Октябрь Анализ работы школы за 2010/2011 учебный год, стратегия ее развития, образовательная программа на новый 2011/2012 учебный год |
![]() | Анализ работы школы за 2011/2012 учебный год Основой профессиональной деятельности педагогического коллектива является учебно – воспитательный процесс. В 2011 – 2012 уч году... | ![]() | Анализ состояния и эффективности методической работы мбоу сош с. Новый Актанышбаш мр краснокамский район рб за 2011-2012 учебный год Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в школе и ее роли в процессе включения педагогического коллектива... |