 установление фактического уровня знаний, умений, навыков по предметам базисной и инвариантной части учебного плана, соотнесение этого уровня с требованиями госстандарта; контроль за выполнением учебных программ и календарных планов изучения отдельных предметов; формирование мотивации, самооценки и помощь в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории учащегося; повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений учащегося. Основные разделы системы оценивания. Единые требования к отметке и оценке учебных достижений учащихся Оценивание — процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей. Система оценивания должна дать возможность определить насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык. Система оценивания должна показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности. В систему оценивания должен быть заложен механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся. Система оценивания должна предусмотреть связи учитель - ученик, родитель - классный руководитель, администрация - педагогический коллектив. Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит, и его целостность. Отметка — это результат оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах. Задачи школьной отметки: Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности. Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем. Принципы выставления школьной отметки: Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУН учащихся, известные ученикам заранее; Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы; Незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению каждой из сторон, но даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит. Своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля, если иное не определено в предметном приложении. Критерии выставлении отметок Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность: полнота и правильность - это правильный, полный ответ; правильный, но неполный или неточный ответ; неправильный ответ; нет ответа. При выставление отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество: грубые ошибки; однотипные ошибки; негрубые ошибки; недочеты. Шкала отметок В МОУ «Ярская СОШ» принята 5-бальная шкала отметок: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно. Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУН составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры). Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУН составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ). Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУН в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно). Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУН учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ). ^ Формы контроля школа определяет следующие: вводный контроль, текущий контроль, периодический контроль, промежуточный полугодовой и промежуточный годовой контроль, итоговая аттестация. Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года и осуществляет проверку знаний учащихся в соответствии с учебной программой. Тексты письменного текущего контроля хранятся у учителя или ученика в течение 3 дней с момента объявления оценки. При контроле педагогические работники школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний учащихся по своему предмету. Педагогический работник обязан ознакомить с системой текущего контроля по своему предмету учащихся на начало учебного года. Педагогический работник обязан своевременно довести до учащихся форму проведения текущего контроля на следующем уроке. Педагогический работник обязан своевременно и тактично довести до учащихся отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить оценку в классный журнал и дневник учащегося. Учащимся, освобожденным на основании медицинской справки от занятий по информатике и физической культуре, делается запись «освобожден». Обучающемуся, пропустившему 50 и более процентов учебных занятий в течение полугодия может быть выставлена промежуточная итоговая оценка только после успешной сдачи зачета (форму и дату зачета утверждает педагогический совет) или делается запись н/а (не аттестован). В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки по всем предметам учебного плана. Обучающийся, получивший в конце учебного года итоговую годовую запись н/а или «2» по одному предмету переводится в следующий класс условно. В течение следующего учебного года неуспеваемость по данному предмету ликвидируется в форме экзамена или собеседования. Решение по данному вопросу принимается педагогическим советом, закрепляется приказом по школе и доводится до сведения участников образовательного процесса. Четвертные, полугодовые и годовые отметки выставляется за три дня до окончания учебного периода. Годовая отметка выставляется на основании четвертных отметок или отметок за I, II полугодие. Права и обязанности учащихся при получении отметки Ученик имеет право на публичное или индивидуальное обоснование оценки. В случае неудовлетворённости учащихся или их родителей выставленной отметкой они имеют право заявить об этом письменно администрации школы в срок не позднее 3 дней с момента сообщения об оценке. Ученику, вышедшему после длительного пропуска (более 3 уроков) на тематический контроль, оценка в журнал выставляется по соглашению с учащимся. При необходимости пропущенные темы можно сдать в форме собеседования или зачёта. Отметка может быть поставлена за ответ учащемуся, который отсутствовал на предыдущем уроке, в случае, если урок приходится не на первый день его пребывания в школе после отсутствия. |