        ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «БОГОРОДСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Пояснительная записка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Богородская основная общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области» функционирует с 1964 года. Школа имеет свои сложившиеся годами традиции воспитания учащихся, занимает центральное место в социуме села. С 2002 года по 2009 год школа работала по воспитательной системе «Я – гражданин России». Работа по этой системе принесла свои результаты: уровень воспитанности обучающихся повысился, отсутствуют правонарушения среди учащихся, дети группы риска вовлечены в работу кружков и секций по интересам. В 2009 году творческая группа приступила к разработке воспитательной системы школы. В ходе работы были выявлены интересы, способности учащихся, проведён мониторинг мотивации педагогов. Воспитание трактуется как планомерное создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека в ходе его социализации. Эти условия создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов. Анализируя результаты деятельности за прошедшие годы, мы сделали вывод о том, что для нашей школы актуальной формой организации совместной деятельности педагогов с целью воспитания всесторонне развитой личности будет формирование групп по интересам. В каждой группе или классе деятельность будет осуществляться по семи направлениям – отсюда и название «Радуга». Воспитательная система «Радуга» основывается на принципах уважения к личности ученика, интереса к его внутреннему миру, креативности, толерантности, партнёрства и сотрудничества, воспитания на личном примере.
^ У Ч А Щ И Е С Я
Ш К О Л Ы
Концепция воспитательной системы «Радуга» МБОУ «Богородская ООШ»
Воспитание человека определяется неповторимостью его индивидуальности и условиями, в которых оно осуществляется. Взаимодействие этих двух факторов является источником формирования уникальной личности. Именно поэтому воспитание каждого человека в конкретное время и в конкретном месте имеет существенные различия и свою специфику и отличается задачами, видами деятельности, средствами и формами.
^ | Концепция воспитательной работы в МОУ «Богородская ООШ» строится на принципах, заложенных в Уставе школы, на основе личностно-ориентированного подхода, в соответствии с образом выпускника общеобразовательной школы Белгородской области. Концепция разработана на основе Конституции Российской Федерации, действующего законодательства по вопросам общего образования нормативных документов Министерства образования Российской Федерации, Устава школы, а также иных её нормативно-правовых актов. В концепции определяются основные направления, формы и методы воспитательной работы во время обучения в школе. Актуальность создания Концепции воспитательной работы определяется основными требованиями современного российского общества к выпускнику: Быть образованным, целеустремлённым, любознательным, умеющим получать знания и использовать их на практике, преумножать свои знания во благо, а не во зло. Бережно относиться к историческому и духовному наследию России. Уметь ориентироваться в общественной обстановке, обладать социальной ответственностью за свои поступки Уважать права и свободы других людей. Соблюдать Конституцию России, федеральные и региональные законы. Выполнять свой гражданский долг перед Отечеством. Уважать религию и религиозные чувства окружающих людей. Стремиться к познанию истины. Уметь трудиться и уважать труд других. Уметь противостоять негативным факторам социальной среды, вести здоровый образ жизни. Цель Концепции – воспитание личности: Мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей чётко сформулированными навыками учебной деятельности; Творческой, обладающей способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности; Духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни; Гуманной, стремящейся к миру и добрососедству, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи; Практичной, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни; Любящей свою малую и большую Родину.
Задачами Концепции являются: Создание условий для самоопределения учащихся в различных сферах жизнедеятельности Выявление индивидуальных особенностей личности. Воспитание граждан, способных к преобразовательной деятельности. Выявление и реализация личностного потенциала учащегося. Воспитание интеллектуальной культуры и здорового образа жизни. Воспитание навыков самоуправления.
| ^ | Ориентация всего воспитания на потребности семьи и ребёнка. Воспитание в процессе обучения. Целеустремлённость в выборе форм, методов, приёмов и средств воспитания. Безусловное уважение личности ребёнка, внимание к его индивидуальным и возрастным особенностям. Воспитание в коллективе и через коллектив. Индивидуальный подход в воспитании. Гражданственность, выражающаяся в соотнесении воспитательной работы с интересами общества и государства. Вариативность воспитательной системы. Опора на положительное в личности и коллективе, воспитание на примере. Единство, согласованность и преемственность в воспитании.
Воспитательная работа в школе проводится в соответствии с воспитательной системой. Концепция предполагает поэтапную реализацию данной Программы:
1 этап (2009 – 2010 гг.) – корректировка организации и содержания воспитательной работы в соответствии с современными требованиями.
2 этап (2011 – 2014 гг.) – доведение результатов функционирования системы воспитательной работы школы до уровня достижения основной цели, предусмотренной настоящей Концепцией. | ^ |
Система воспитательной работы в школе – это совокупность структурных, организационных и содержательных элементов, тесно связанных между собой и направленных на формирование личности школьника новой формации, гражданина нашего общества.
Система воспитательной работы включает в себя 3 взаимозависимых и взаимосвязанных блока:
Содержание воспитательной работы.
Под содержанием воспитательной работы в школе понимается совокупность научных идей, взглядов, общественных идеалов, решений государственных органов, исторического опыта народа и его традиций, которые необходимо передать учащимся, чтобы сформировать у них необходимые гражданские качества.
Объектами воспитательной работы в школе являются: - учащиеся; - учителя и воспитатели - родители обучающихся
Учащийся школы – это разносторонне образованный, нестандартно мыслящий, обладающий широким кругозором будущий гражданин, духовно и нравственно подготовленный к жизни. Он психологически подготовлен к работе, способен найти выход из сложных ситуаций, подготовлен строить межличностные отношения. Его главное ведущее качество – высокоразвитое чувство ответственности перед обществом, коллективом, перед самим собой, объективная самооценка личностных качеств. Система воспитательного процесса в школе предусматривает формирование у учащихся двух основных групп свойств и качеств:
Субъектами воспитательной работы в школе являются:
Формы воспитательной деятельности.
Основной формой реализации воспитательной работы школы является индивидуальный подход в образовательно-воспитательном процессе, базирующийся на следующих принципах: Установление и развитие творческого содружества учителя и ученика Уважение личности ученика, изучение его личностных качеств, психологического состояния. Вовлечение учащегося во все виды деятельности школы для выявления его характера и способностей. Выработка стимулов, направленных к самореализации и самовоспитанию. Обеспечение самоопределения учащихся в различных сферах жизнедеятельности.
|
№ п/п | Направление | Функциональная деятельность | Личностные качества | КРАСОТА | 1 | ^ Цели: формирование бережного отношения к природе; формирование качеств культуры поведения; воспитание умения видеть прекрасное и безобразное в жизни людей; воспитание культуры межличностного общения, чувства любви, дружбы и братства. | Наблюдение за явлениями природы и их описание средствами художественного слова (стихи), музыки (песни), живописи (пейзажи) | Усвоение понятий: • «прекрасное», «красивое», «уродливое», «безобразное»; • «экология», «природа», «гигиена», «атмосфера».
| • Беседы: «Кого мы называем добрым?», «Кого мы называем честным?», «Я и мы», «Мы все умеем сами». • ^
| Усвоение понятий: «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», «вежливость», «исполнительность», «инициатива».
| • ^ : «Лицо человека», «Фигура человека», «Душа человека», «Дела человека», «Как стать красивым и обаятельным?». • Занятия-практикумы: «Как помочь товарищу, если он попал в беду?», «Что такое красивый поступок?», «Как опрятно и красиво одеваться?».
| Усвоение понятий «эстетичность», «сдержанность», «управление собой», «настойчивость», «долг», «порядочность», «этикет».
| Повторение правил поведения на уроках, переменах. Организация походов и экскурсий. | Внимательность, уважение к окружающим | Программа реализации воспитательной системы «Радуга»
ОБРАЗОВАНИЕ |
| ^ Цели: воспитывать нравственные чувства к умственной деятельности; подготовка к труду и выбору профессии
| Анализ сформированности классного коллектива. | Сознательное воспитание школьников, сознательное отношение к учёбе. | Мотивация на успех в учёбе Формирование целевых жизненных установок и активной позиции | Интерес к знаниям, сообразительность, самосознание, самопознание, воспитанность. | Работа в предметных кружках, неделях, олимпиадах | Разумно распределять обязанности, принимать коллективное решение. | Организация коллективных творческих дел | Понимать ответственность перед другими, когда участвуешь в общем деле. | Работа элективных курсов «Выбор профессии», «Учись писать грамотно», «Политическая карта мира» и др. | Самоанализ, самопознание. | ЖИЗНЬ |
| ^ Цели: безопасное поведение человека в обществе; сохранение и улучшение безопасной, здоровой физической среды; предупреждение употребления психоактивных веществ.
| Беседы: «Как молодые люди втягиваются в преступную деятельность», «Как вести себя в конфликтных ситуациях?», «Что значит «быть болельщиком»?», «Необходимость соблюдения законов», «Как быстрее выздороветь при наступлении болезни?», «Если тебе очень плохо». Ознакомление с основами личной безопасности и профилактикой травматизма. | Устойчивые качества поведения направленные на уменьшение травмоопасных ситуаций на дороге, в школе, дома, на улице |
| Проведение практических занятий по ГО и ЧС | Умение действовать в ЧС различного характера |
| Проведение акций «Красный крест», «Белая ромашка», | Чувство долга и ответственности за порученное дело, трудолюбие, уверенность в собственной значимости |
| Создание и работа отряда ЮИД, ЮДПД |
№ п/п | Направление | Функциональная деятельность | Личностные качества | ЗДОРОВЬЕ |
| ^ Цели: пропаганда здорового образа жизни; формирование у ребёнка потребности быть здоровым; активизация физкультурно-оздоровительной деятельности; сохранение физического и психического здоровья учащихся | Раскрытие понятий «здоровье», «образ жизни», «режим дня». • Беседы: «Твой режим дня».
| Культура сохранения и совершенствования собственного здоровья |
| ^ : «Дорога к победе над собой». • Игра «Как стать нехворайкой?». • Конкурсы: «Звуки в природе», «Чудо-дерево».
| Адекватное отношение к своему здоровью, жизни и умение использовать знания в быту |
| Обсуждение вопросов: - гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний;
| Понимание взаимосвязи между средой, человеческим поведением и болезнями. |
| Конкурсы агитбригад, компьютерных презентаций, веб-сайтов на тему «Твой выбор», «Я выбираю здоровый образ жизни» | Формирование умения делать выбор, принимать решения |
| Проведение Дней здоровья | формирование потребности быть здоровым
|
№ п/п | Направление | Функциональная деятельность | Личностные качества | ГОСУДАРСТВО |
| ^ Цели: приобщение к русской национальной культуре; формирование гражданско-патриотиотических чувств, чувства ответственности и сопричастности к судьбе Отечества | •Проведение традиционных славянских праздников. •Исполнение русских частушек, народных песен. • Русские национальные игры | Любовь к своей малой и большой Родине |
| Деятельность ДЮО «Дружба» | Чувство долга и ответственности за порученное дело, трудолюбие, уверенность в собственной значимости |
| Деятельность Детской республики «Алые паруса» |
| Работа над социальными проектами, исследовательская деятельность | Гражданско-патриотические чувства, чувство сопричастности к судьбе отечества |
| Нравственно-правовая деятельность | Устойчивая привычка-потребность в постоянном совершенствовании своих качеств и способностей |
№ п/п | Направление | Функциональная деятельность | Личностные качества | СЕМЬЯ |
| ^ Цели: Формирование культуры поведения в отношениях между мальчиками и девочками; включение в деятельность школы родителей
| Беседы: «Мой дом», «Тепло отчего дома», «Мои семейные обязанности», «Что значит любить маму и папу?».
| Понимание взаимосвязи с родителями, положительный настрой на совместную деятельность, внимательность к себе и своей семье Толерантность в семье Партнёрские отношения между родителями и детьми |
| ^ : «Ласковые слова маме», «Приятное для братишки (сестренки)», «Игры с младшим братом (младшей сестрой)».
|
| ^ : «Праздник в семье», «Мамины помощники».
|
| Проигрывание сюжетов: «Как утешить плачущего малыша?», «Как поднять настроение маме?».
| Культура межличностного общения Сохранение и укрепление семейных традиций |
| ^ : «У нас гости», «Праздник вежливости». |
| Совместные праздники, утренники | № п/п | Направление | Функциональная деятельность | Личностные качества | ФАНТАЗИЯ |
| ^ Цели: организация дружной и интересной жизни в классах, вовлечение в эту жизнь детей и родителей, совместное планирование деятельности; развитие творческих способностей | Участие в традиционных школьных праздниках, коллективных делах школы, общественно-полезной деятельности в классах | Развитие творческих и коммуникативных способностей Взаимное доверие, положительный настрой на совместную работу Эстетическое восприятие мира. Дружеские отношения между детьми |
| Создание детско-родительских объединений по интересам |
| Работа кружков и секций |
| Участие в районных конкурсах |
| Культурно-просветительская деятельность | |