Величко Александр Анатольевич Управление образования администрации муниципального района «Новооскольский район Белгородской области» Формирование информационной и учебно-познавательной компетентности учащихся через личностно-ориентированный подход на уроках профессионального обучения Автор опыта: Величко Александр Анатольевич, учитель профессиональной подготовки МОУ « Ярская СОШ Новооскольского района Белгородской области» г. Новый Оскол 2012 г. Содержание
Тема опыта: «Формирование информационной и учебно-познавательной компетентности учащихся через личностно - ориентированный подход на уроках профессиональной подготовки». Условия возникновения и становления опыта. Опыт сформировался в старшей ступени образования на базе МОУ «Ярская СОШ», в которой автор работает с 2004г., придавая большое значение формированию личностных качеств у учащихся через уроки профессиональной подготовки. Здесь он сделал свои первые шаги в направлении выбранной темы. С этой целью им был спроектирован и оборудован комбинированный кабинет авто-тракторного дела для преподавания, обучения учащихся и выдачи свидетельств водителей категорий «В» и трактористов категории «С». С 2004 по 2011 год было подготовлено 78 водителей категории «В» и трактористов категории «С». Процент сдачи экзамена по автоделу составляет: 2008-2009 учебный год - 75%; 2009-2010 учебный год – 80%; 2010-2011 учебный год 85%, а по тракторному делу 2008-2009 учебный год - 80%; 2009-2010 учебный год – 90%; 2010-2011 учебный год 100%, что обуславливает познавательную значимость предмета для всех учащихся школы. На становление и формирование данного опыта повлияла социальная среда родителей обучающихся школы: преобладают семьи со средним специальным и средним техническим образованием, то есть, рабочие. На основе существующей в школе материальной и теоретической базы автором была разработана технология развития информационной и учебно-познавательной компетентности учащихся через личностно-ориентированный подход на уроках. Актуальность опыта не вызывает сомнений, поскольку позволяет решить противоречия, возникающие между целями традиционной педагогики, ориентированной на передачу знаний и целей, которые ставит перед собой ученик, способный достичь высоких результатов обучения, полезные практические навыки в самореализации; между базой знаний, умений и навыков и современными требованиями, предъявляемыми к личности. С целью разрешения противоречий возникла необходимость повышения эффективности профессионального образования, которая позволит поставить во главу угла педагогического развития личности непосредственное участие школьников в выработке стратегии и тактики учебной деятельности, обеспечить индивидуальное продвижение учащихся, создать исследовательскую атмосферу урока, позволит развивать творческие способности личности. Современная жизнь и развитие научно-технического уровня общества диктуют свои требования и к изменению процесса обучения в средней школе. В соответствии с Концепцией информатизации общего образования в качестве одной из главных задач утверждается развитие информационной компетенции. Однако на сегодняшний момент имеется ряд противоречий между констатацией адаптивной функции школы как социального института, призванного подготовить человека к жизни, максимально содействовать самовыражению личности, способствовать становлению социальной мобильности своих выпускников, адекватности их возможностей требованиям окружающей действительности, с одной стороны, и реальной образовательно-экономической ситуацией с другой стороны. Новое качество образования предполагает развитие у обучающихся ключевых компетенций, в частности, компетенций в сфере учебно-познавательной деятельности. Анализ образовательной практики и статистики дорожно-транспортных происшествий показывает, что на сегодняшний день существует противоречие между требованиями информатизации учебного процесса в средней общеобразовательной школе и неразработанностью соответствующих форм учебной деятельности. Кроме того, очевидны противоречия между непрерывно пополняющимися, развивающимися образовательными запросами школьников в получении информации и реальной педагогической деятельностью школы, слабо ориентированной на индивидуальные потребности учащихся в новых источниках информации, а так же между необходимостью подготовки пользователей информации, владеющих эффективными навыками самообразования в условиях информационного общества и низким уровнем их информационной культуры. Формирование информационной, учебно-познавательной компетентности учащихся как направление деятельности учителя на современном этапе развития общества становится актуальным еще потому, что «содержание образования состоит из четырех основных структурных элементов, каждый из которых представляет собой определенный специфический опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний, осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу, творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях, установления эмоционально-ценностных отношений – форме личностных ориентаций» [3]. ^ является методика, разработанная Ю. К. Бабанским. В основу которой входят следующие способы оптимизации обучения: комплексное планирование задач, конкретизация всех компонентов учебного процесса, выделение главного, существенного, дифференцированный подход к ученикам, сравнительная оценка возможностей различных вариантов обучения с целью выбора наиболее подходящего для данной ситуации, оперативная коррекция методов, средств и форм обучения, ориентация на экономное расходование времени, условий и средств. Однако достичь наивысших результатов при наименьших затратах времени возможно лишь при наличии высокого познавательного интереса. Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, стоит только «от случая к случаю» провести интересный урок. Здесь, как и во всем остальном, необходим комплексный подход. Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, обеспечивается за счет деятельного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач. Структура учебной деятельности в общей структуре деятельности (А.Н. Леонтьев) представлена тремя основными компонентами: учебная задача; учебные действия и операции; действия оценки и контроля (А. К. Маркова). Учебная задача представлена как цель учебной деятельности, сформулированная перед учащимися в виде обобщенного задания на предметной основе. Учитывая, что использование приемов исследовательской и учебной деятельности в обучении способствует развитию учащихся и овладению методами познания, оптимизации процесса обучения по времени, а также формирует у школьников навыки учебного труда – предполагаю, что сочетание этих двух видов деятельности будет способствовать повышению эффективности процесса обучения учащихся профессиональной подготовки «Водитель автомобиля категории «В». Применение компьютерных технологий на уроках профессиональной подготовки повышает качество образования через оптимизацию организации учебно-познавательной деятельности, индивидуализацию обучения, возможность организовать самообразование учащихся, экономию времени за счет ускорения процесса отбора и систематизации информации, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе средств мультимедиа. На смену формально-значимой пришла современная личностно- деятельная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. С этой точки зрения, главная задача современного образования состоит не в том, чтобы передать учащимся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию высокоразвитого человека, социума, предметной области. Идеи модернизации образования на компонентной основе активно обсуждаются и разрабатываются в научных кругах В.А. Болотовым, Е.В. Бондаревской, А.Н. Дахиным, Э.М. Депровым, И.А. Зимней, В.А. Кальпей, С.В. Культвичем, О.Е. Лебедевым, Е.А. Ленской, А.А. Пинским, В.В. Сериковым, А.П. Тряпициной, И.Д. Фрулиным, В.Д. Шадриковым, С.Е. Шишовым. А.В. Хуторским, Б.Д. Элькониным и др. В процессе формирования личностно-ориентированной педагогической системы автор опирается на технологию личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской. ^ Информационная компетентность - это интегрированное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющие вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. А владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий позволит данной личности применять свои способности в производстве наиболее эффективно. Это и будет технологической компетентностью. Учебно-познавательная компетентность - это совокупность компетенций ученика, в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности, умение отличать факты от домыслов, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставиться личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъективный опыт каждого сначала раскрываться, а затем согласовывается с содержанием образования. То есть в образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъективного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор индивидуального развития». При личностно-ориентированной педагогике, особую важность приобретают деятельностный, личностный и индивидуально-творческий подходы. Под формированием информационной компетентности понимается комплекс различных видов деятельности (когнитивной, ценностно-мотивационной, коммуникативной, технико-технологической, рефлексивной) в процессе которой формируются навыки, способствующие развитию личности учащегося. С точки зрения деятельного подхода в структуре информационной компетентности автор данного опыта руководствуется следующими разделами:
В зависимости от развития показателей информационной компетентности он особо выделяет репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровни. При формировании учебно-познавательной компетентности применяет созидающие и исследовательские методы обучения. Новизна опыта. Одним из методов разрешения противоречий описанных ранее является создание содержательно-деятельной модели формирования информационной и учетно-познавательной компетентности учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении. Автором данного опыта рассмотрена сущность педагогических категорий «информационная компетентность», «учебно-познавательная компетентность», определены их структура и функции, анализируются современные технологии и методы личностно-ориентированной педагогики, определены критерии и показатели ее сформированности, разработана функциональная модель процесса развития информационной и учебно-познавательной компетентности, разработана и внедряется технология развития информационной и учебно-познавательной компетентности на уроках профессионального обучения водителей категорий «В» и трактористов категории «С». Новизна опыта состоит ещё и в комбинации известных методик и в усовершенствовании некоторых сторон процесса обучения, в том, что он позволяет увидеть пути повышения эффективности преподавания профессиональной подготовки путем включения информационных технологий в каждый урок. В целом опыт носит репродуктивно-рационализаторский характер. Ведущая педагогическая идея опыта. Построение личностно-ориентированной педагогической системы в школьной информационной среде, сформированной в соответствии с образовательной парадигмой информационного общества на основе использования информационных технологий, как результат – будет способствовать развитию ключевых компетентностей учащихся, в том числе информационной и учебно-познавательной. Длительность работы над опытом. Длительность работы над опытом можно разделить на три этапа. Начальный этап (сентябрь 2008/09 гг.- май 2008/09 гг.) – обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня мотивации к учебно-познавательной деятельности школьников10 и 11 классов, выбор методов и средств достижения целей. Основной этап (сентябрь 2009/2010 гг. – май 2009/2010 гг.) – На втором этапе учитель продолжал апробирование различных форм и методов учебной и деятельности, направленных на формирование личности учащихся и формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности. Заключительный этап (2010/2011 гг.) – анализ опыта работы, оценка результатов. Диапазон опыта. Опыт работы реализуется через систему уроков, на базовом уровне в 10-11 классах. Имеет большие возможности в решении задач, как обучения, так и воспитания будущего водителя. Диапазон опыта – единая система педагогических технологий в рамках современного урока профессиональной подготовки направленная на формирование личности учащихся. В тоже время, являясь составной частью учебно-воспитательного процесса с учётом универсального обучения на базе ресурсного центра МОУ «Ярская СОШ», опыт тесно связан со школьным образовательным процессом в целом. ^ Цель работы: Изучение проблемы формирования информационной и учебно-познавательной компетентности учащихся через личностно ориентированный подход на уроках профессионального обучения водителей категории «В» и трактористов категории «С». Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач:
Главной целью автора опыта является повышение познавательной активности учащихся и как следствие улучшение качества знаний по профессиональной подготовке за счет применения информационных технологий. Результатом чего является 100% сдача квалификационного экзамена. ^ Эффективность формирования информационной и учебно- познавательной компетентности обеспечиваются выполнением определенных педагогических условий. Организационные условия состоят в ознакомлении учащихся и родителей с целями и задачами экспериментальной деятельности, проведении начального, промежуточного и конечного тестирования, организации взаимодействия педагогов школы с целью трансляции педагогического опыта и единообразия педагогических требований. На содержательном уровне автор выделяет компоненты содержания предмета, ориентированные на формирование информационной и учебно-познавательной компетентности, акцентирует внимание на процесс усвоения информационных аспектов, разрабатывает и апробирует методику развития информационной и учебно-познавательной компетентности на уроках автодела. Материально-технические условия включают постоянное совершенствование материальной базы кабинета профобучения водителей категорий «В» и трактористов категории«С» (мультимедийный проектор, высокоскоростной интернет), обеспечение связи с другими автошколами и другими учреждениями этого профиля. Технологическое обеспечение предполагает обучение учащихся методам информационной деятельности, характеризуется включением учеником в деятельность, способствующую закреплению полученных навыков и формированию информационной и учебно-познавательной компетентности. На учебных занятиях автор регулярно используют такие учебные пособия как учебники, задачники и папки-накопители. Данные в папках по темам входящим в образовательную область «Устройство и ТО автомобиля и трактора», «Основы безопасности дорожного движения», «Правила дорожного движения». В папках-накопителях могут содержаться материалы, позволяющие изучить, закрепить и обобщить учебный материал, а так же вспомогательные и информационные материалы, а именно:
Работа с папкой-накопителем осуществляется на уроке. Материал контролирующего характера (тесты и контрольные работы) содержатся в отдельных папках учителя и выдаются учащимся по мере необходимости (Приложение 2, 3). Использование компьютерных учебников мультимедийные гипертекстовые продукты являются мощным средством индивидуализации обучения. Работа с мультимедийной гипертекстовой системой формирует способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений. Мультимедийные гипертекстовые продукты применяются автором опыты как на учебных занятиях для изучения нового материала или закрепления изученного, так и для самообразования (самостоятельное изучение темы, подготовка докладов, поиск информации при подготовке проекта):
Активные методы обучения. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство развития устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности с применением материалов мультимедиа, ресурсов Интернета, тематических компакт-дисков. Создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью. Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применение старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Однако трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, поэтому необходимо научить ребенка пользоваться имеющимися ресурсами, помочь ему приобрести необходимые учебно-информационные навыки, навыки работы с различными программами и различными ресурсами, элементарные навыки создания собственных ресурсов. На основе информационных технологий провожу уроки-практикумы. Урок-практикум проводится с целью показать, что учащиеся могут применять полученные знания при проведении технического обслуживания автомобиля. Нетрадиционная форма урока дает ряд преимуществ, как для ученика, так и для учителя. Суть их заключается в следующем: электронная форма материала по ПДД снижает психологическое напряжение, вызванное условиями работы с новым источником, даже в некотором смысле расслабляет учащегося, и он приступает к работе в более спокойном и уравновешенном состоянии, чем во время обычного практикума (Приложение №4). Учитель, со своей стороны, во время практикума только направляет учащихся, помогая им формулировать ответы на поставленные в начале урока вопросы. Таким образом, происходит значительная экономия физических и душевных сил, а так же времени, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Повысить интерес к предмету «Профессиональная подготовка» и эффективность обучения удается через создание мультимедийных презентаций. В основном все эти направления основаны на использовании программы Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?
Презентации создаются для подведения итогов пройденного материала, при изучении нового материала, как подбор медиаресурсов к определенной теме урока, при помощи которых можно «конструировать» урок профессиональной подготовки, создавать контрольные тесты. Для создания презентаций учащиеся объединяются в микрогруппы, что дает возможность работать в сотрудничестве. При создании таких групп, конечно же, учитывается уровень общеобразовательной подготовки учащихся по предмету и взаимные симпатии и антипатии детей, чтобы дети чувствовали себя комфортно. В процессе работы дети учатся сотрудничать, сосредотачиваться над работой, сопоставлять свои знания и умения с тем, что знают и умеют товарищи, согласовывать свои действия, созидать. Подобные уроки по профессиональной подготовке помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самоконтроля; сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности; оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. Методика использования компьютерных технологий предполагает:
Урок профессиональной подготовки с использованием мультимедиа можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. При использовании на уроке профессиональной подготовки компьютерных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. С помощью средств мультимедиа можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Таким образом, мультимедиа наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока: Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала по профессиональной подготовке, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся. Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи. Формы и место использования мультимедиа на уроке профессиональной подготовки зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения:
Использование мультимедиа на уроках профессиональной подготовки превращает их в творческий процесс, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Таким образом, мультимедиа существенно помогают педагогу в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок и т.д. Тренажёр - контроль за умениями, навыками учащихся. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера на уроках по подготовке водителей автомобиля категории «В" предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание учащихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации. Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития личностного, творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Таким образом, использование ИКТ на уроках профессиональной подготовки значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Использование Интернет-ресурсов: данный способ деятельности используется для поиска информации при подготовке творческих работ, проектов, знакомства с информационными ресурсами электронных библиотек. Таким образом, приобщение учащихся к такому полисистемному пространству как глобальная сеть Интернет, обеспечивает формирование общей культуры на качественно новом уровне, вооружает их более культуроемкими технологиями обучения, способными обеспечить развитие и социальную адаптацию ребенка в современном информационном обществе. Использование тестовых и автоматизированных систем контроля Тест - это система структурированных и унифицированных кратких вопросов и заданий, лимитированных во времени поиска ответа и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуальных различий учащихся, характеристик процесса обучения, достижений учащихся и учителя. Использование данной технологии обусловлено следующими целями и функциями:
Введение в практику преподавания автодела и описанных выше технологий, методик и разработанных методических приемов оказывает позитивное влияние на формирование ключевых компетентностей школьников. Компетентность, прежде всего, обозначает уровень образованности, степень сформированности которого можно определить по нескольким критериям, а именно: уровень мотивации учения (методика А.Герасимова, А.Е. Богоявленской), качество знаний учащихся, информационная культура учащихся (методика П.И.Третьякова). Результаты изучения мотивация учения представлены в таблице и диаграмме:
Сравнительный анализ качества знаний учащихся по автоделу по всем разделам за три года показал, что достигнуты устойчивые положительные результаты. Сформированность показателей информационной культуры характеризуется следующими результатами
Выводы: наблюдается повышение количества учащихся с высоким, средним и уровнем мотивации учения выше среднего. Положительную динамику характеризует уровень обученности и сформированности информационной культуры учащихся старших классов. Библиографический список
3.Краевский В. В., Хуторский А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. № 3. – С. 3 – 10. 4. Лебедев О.Е. Комплексный подход в образовании. Школьные технологии - 2004 г. № 4 с. 3-12 5. Плашенчук В.Ф. «Школа учит мыслить» М., Просвещение, 1987 г. - 157 с. 6. Роговцев В. Л., Пузанков А. Г., Олдфильд В. Д. «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств» М., Транспорт, 1994 г. – 430 с. 7. Румянцев С. И., Синельников А. Ф., Штоль Ю. Л. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» М. Машиностроение, 1989 г. – 272 с. Список приложений:
|
![]() | - Автор опыта: Старшова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Строитель... | ![]() | «Оскольская основная общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области Воспитатель гпд «моу оскольская оош» Оскольская основная общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области |
![]() | Протокол №1 от 16. 09. 2008 г. Программа развития Управляющим советом общеобразовательного учреждения «сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Новый Оскол Белгородской... | ![]() | Отчет по реализации кпмо моу стрелецкая сош красногвардейского района Белгородской области В рамках комплексного проекта модернизации образования в моу стрелецкая сош красногвардейского района Белгородской области определен... |
![]() | Тема опыта: «Использование коллективного способа обучения для формирования самостоятельной деятельности и коммуникативных навыков учащихся». Автор опыта: Цебро Надежда Васильевна, учитель математики моу «сош №4 г. Нарьян-Мара Автор опыта: Цебро Надежда Васильевна, учитель математики моу сош №4 г. Нарьян-Мара | ![]() | Тема материалов из опыта работы: «Интерактивная доска как средство интенсификации процесса обучения иностранному языку». Автор опыта: Попова Анна Николаевна, учитель английского языка моу «сош №1 г. Нарьян-Мара» Автор опыта: Попова Анна Николаевна, учитель английского языка моу «сош №1 г. Нарьян-Мара» |
![]() | Тема материалов из опыта работы: «Приобщение школьников к национальной культуре через работу с текстом на уроках русского языка». Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу «сош №5 г. Нарьян-Мара Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу сош №5 г. Нарьян-Мара | ![]() | Сведения о состоянии кадрового обеспечения мбоу «Великомихайловская сош новооскольского района Белгородской области» «Управление образовательным процессом в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,... |
![]() | Протокол № от 20 г Мбоу «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области» | ![]() | Положение о мониторинге качества образования в мбоу «сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Новый Оскол Белгородской области > I. Общие положения Одним из ведущих направлений совершенствования системы образования на современном этапе является формирование системы управления... |