Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации Введение icon

Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации Введение



НазваниеИнформационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации Введение
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации


Введение

Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период подготовки и проведения избирательных кампаний была направлена на достижение цели, обозначенной в Федеральном законе «Об основных гарантиях…»: способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.

Система включала в себя всех уполномоченных субъектов: органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица.

Информационно-разъяснительная деятельность является одним из основных направлений деятельности, определенном в Программе Избирательной комиссии Свердловской области «Повышение правовой культуры избирателей, обучение организаторов выборов, совершенствование и развитие избирательных технологий в Свердловской области».

Элементами системы ИРД выступали: совокупность норм законодательства о выборах, информационные материалы (аудиовизуальные, печатные, электронные, наглядные), информационные каналы (каналы СМИ, информационные и телекоммуникационные каналы и средства связи), программы обучения организаторов и участников избирательной кампании, информационные технологии и методики, а также информационные правоотношения между субъектами информационно-разъяснительной деятельности.

Информирование со стороны Избирательной комиссии Свердловской области представляло собой систематическую деятельность по доведению до сведения участников и организаторов избирательного процесса объективной, беспристрастной и достоверной информации, связанной с выборами. Вся деятельность строилась на базовых принципах, обозначенных в действующем Федеральном законе: открытость, гласность, объективность, достоверность, соблюдение равенства прав кандидатов, избирательных объединений, свобода деятельности организаций, осуществляющих выпуск СМИ, по информированию избирателей.

Информационное обеспечение выборов является составной частью общей информационной политики комиссий. Целями этой политики являются не только донесение конкретных сведений до избирателей, но и формирование в обществе позитивного восприятия выборов, убежденности избирателей в том, что голосование - это эффективный инструмент выражения гражданской позиции и воздействия на власть, кроме того, формирование позитивного восприятия обществом самих избирательных комиссий и их деятельности.

В силу своего статуса, полномочий и обязанностей, Избирательная комиссия Свердловской области выступала координатором, посредником, уравновешивающим интересы других участников процесса информационного обеспечения выборов в части гарантий прав граждан, кандидатов, избирательных объединений, средств массовой информации и контролировала исполнение ими своих обязанностей, положений действующего законодательства.

Информационная структура Свердловской области, а также налаженная система взаимодействия с организациями СМИ позволяет осуществлять информирование избирателей, в основном, на безвозмездной основе. В такой работе участвовали на областном уровне: 6 телеканалов, 3 радиовещательных канала, 5 редакций газет. На муниципальном уровне были задействованы 38 телеканалов, 19 радиовещательных каналов, 47 редакций муниципальных газет.

Программа информационно-разъяснительной деятельности Комиссии претерпевала изменения в части усиления акцентов с учетом оценки уровня информированности граждан Свердловской области о предстоящих выборах, отношения граждан к деятельности избирательных комиссий, применения на выборах Президента Российской Федерации технических средств (видеонаблюдение, массовое использование КОИБов), проведения мониторинговых исследований информационных материалов о выборах, размещенных в средствах массовой информации.

Кроме того, Комиссией был принят ряд нормативных актов, регулирующих информационно-разъяснительную деятельность, среди которых постановления «О Плане основных мероприятий по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами», «О проведении пятого областного конкурса средств массовой информации на лучшее освещение подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, депутатов Законодательного Собрания Свердловской области и выборов Президента Российской Федерации» «О КОМПЛЕКСНОМ ПЛАНЕ по обеспечению законности избирательных действий при подготовке и проведении на территории Свердловской области выборов 4 марта 2012 года» и др.


^ Практическая часть


1. Региональная программа информационно-разъяснительной деятельности в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации


Программа информационно-разъяснительной деятельности Избирательной комиссии Свердловской области утверждалась Постановлением Комиссии до начала каждой из двух избирательных кампаний. Источниками для ее формирования послужили: аналитические материалы по итогам реализации программы «Повышение правовой культуры избирателей, обучение организаторов выборов, совершенствование и развитие избирательных технологий в Свердловской области» в 2011 году, аналитические итоги избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого и шестого созывов, Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области 2010 года, Законодательного Собрания Свердловской области 4 декабря 2011 года, концепция информационно-разъяснительной деятельности Комиссии, медиакарты ведущих СМИ области, а также календарные планы мероприятий по подготовке и проведению выборов.

Кроме того, содержание информационно-разъяснительной деятельности в рамках избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации было скорректировано с учетом уроков и выводов избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, прошедших 4 декабря 2011 года.

Мероприятия информационно-разъяснительного характера спланированы в Программе поэтапно: до назначения выборов, в ходе избирательной кампании, в период непосредственно перед днем голосования, при установлении его итогов и результатов выборов. В программе определены задачи каждого этапа, содержание, способы и формы их реализации, субъекты информационно-разъяснительной деятельности, объекты воздействия.

Так, например, на первом этапе были определены задачи, связанные с разъяснением избирателям основных положений законодательства о выборах, значимости избирательных кампаний для каждого гражданина, города, области, страны, разъяснение положений о том, что участие граждан в выборах – единственный механизм формирования власти. На этом этапе Комиссия запланировала знакомство избирателей с потенциальными участниками избирательных кампаний, основными положениями их предвыборных программ, позициями по ключевым социальным, общественно-политическим проблемам.

В ходе избирательных кампании необходимо было обеспечить своевременное, объективное информирование избирателей об основных событиях календаря кампаний, о кандидатах, списках кандидатов политических партий, разъяснить порядок, правила осуществления избирательных действий, возможности, формы голосования для различных категорий, в том числе для избирателей с ограниченными возможностями здоровья.

Накануне и в день проведения выборов были запланированы задачи по системному информированию граждан о необходимости прийти на избирательные участки, о порядке голосования, его ходе и подведении предварительных итогов выборов и итогов голосования на территории Свердловской области. В этот период ставились задачи доведения до сведения избирателей всей «кухни» организации голосования и подведения его итогов с тем, чтобы развенчать мифы о предопределенности результатов выборов.

Таким образом, накануне старта избирательной кампании была сформирована единая структура управления процессом повышения информационной культуры избирателей, где каждый субъект наделен своей компетенцией и полномочиями по реализации программы. На организационном этапе были сконцентрированы финансовые, кадровые, организационные, программно-методические ресурсы для их оптимального и максимального использования в период избирательных кампаний.


2. Итоги реализации мероприятий по информационно-разъяснительной деятельности в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации


^ 2.1 Проведение организационных и информационно-разъяснительных мероприятий (семинаров и совещаний, конференций, круглых столов, выставок, экскурсий и др.)

Система правового просвещения избирателей в Свердловской области складывалась более 15 лет. Работа строится в соответствии с Программой повышения правовой культуры избирателей, организаторов и других участников избирательного процесса в Свердловской области. В системе работают 10 межтерриториальных Центров повышения правовой культуры, их советы, 69 территориальных избирательных комиссий со статусом юридического лица, территориальные центры повышения правовой культуры и Советы этих центров.

В период избирательных кампаний 2011 – 2012 годов избирательными комиссиями были проведены территориальные и межтерриториальные этапы областного семейного конкурса «Избирательный процесс глазами российской семьи». Этот конкурс рассматривался как новый способ вовлечения в избирательный процесс широкого круга избирателей и воспитания активной гражданской позиции у будущего поколения. Конкурс вызвал неподдельный интерес на местах. В территориальных этапах приняли участие около 1000 семей – бабушек, дедушек, мам, пап, детей. В апреле будут подведены итоги областного этапа.

В период избирательных кампаний особое внимание было уделено работе с категориями потенциальных избирателей: впервые голосующими, работающей молодежью, избирателями среднего возраста и старшего поколения. Кроме того, в качестве особой категории, требующей специального внимания, была выделена категория граждан – инвалидов.

Наряду с традиционными формами работы с избирателями, голосующими впервые, молодыми избирателями, в период прошедших избирательных кампаний нашли широкое распространения такие формы общения с будущими избирателями, как муниципальные форумы органов, организаций студенческого и молодежного самоуправления в рамках областного конкурса социально-политических проектов «Будущее – за нами!», учебно-деловые игры для студентов и школьников «Выборы депутатов» (прошедшие во всех муниципальных образованиях Свердловской области с охватом участников оболе 10 тысяч человек, в г.Екатеринбурге в такой игре приняли участие студенты девяти ВУЗов, а количество участников составило около полутора тысяч ребят), студенческие и молодежные форумы, научно-практические конференции в рамках областного конкурса среди студентов и аспирантов высших учебных заведений на лучшую научно-исследовательскую работу по вопросам избирательного права, законодательства о референдуме, взаимосвязи выборов с политическими, социальными и иными процессами в обществе в 20011-2012 учебном году, информационные дни для учащейся и работающей молодежи в трудовых коллективах, образовательных учреждениях по разъяснению избирательного законодательства, о ходе избирательной кампании и многие другие. Как пример инновационного подхода к работе с молодежью, можно выделить работу территориальных комиссий города Нижний Тагил, которые совместно с Нижнетагильским технологическим институтом УрФУ провели две сетевые конференции по избирательному праву и технологиям политического управления в социальной сети «В контакте». Ее участниками стали студенты и молодежь города, одновременно свыше 500 человек имели возможность наблюдать за ходом проведения он-лайн конференции. Практику вовлечения студенчества в обсуждение социально-политических проблем через социальные сети уже не первый год использует Тагилстроевская ТИК, создавшая «В контакте» две группы по обсуждению проблем избирательного права и избирательного процесса.

Всего в различных мероприятиях такого рода приняли участие более 300 тысяч молодых избирателей Свердловской области.

Кроме того, 16 - 17 октября во всех городах и районах прошли первые выборы Молодежного парламента Свердловской области. Создание Молодежного парламента и проведение избирательной кампании в сентябре-октябре 2011 года, имели своей целью повышение правовой культуры молодых и будущих избирателей, вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь, увеличение интереса молодежи к социально-политическим процессам и активизацию участия молодых избирателей в выборах 4 декабря 2011 года и 4 марта 2012 года. В выборах приняло участие более 100 тысяч молодых людей возрастом от 14 до 30 лет. Практику работы в 868 участковых избирательных комиссиях получили более 5 с половиной тысяч ребят. Еще 610 человек прошли практику организации и проведения выборов в молодежных территориальных избирательных комиссиях.

Работа по повышению правовой культуры работающей молодежи проводится территориальными избирательными комиссиями в тесном взаимодействии с имеющимися в трудовых коллективах общественными организациями, органами самоуправления.

Так, например, Верхнепышминская ТИК организовала клубы молодых избирателей на ОАО «Уралэлектромедь», Верхнесалдинская ТИК взаимодействует с лидерами ОМО «ВСМПО-АВИСМА», Качканарская городская ТИК – с молодежным активом ОАО «Ванадий», Лесная городская – с активом молодежной организации комбината «Электрохимприбор», Первоуральская городская – с молодежью ОАО «Первоуральский новотрубный завод». Каменск-Уральская городская ТИК провела совместно с руководителями органов местного самоуправления, представителями СМИ «круглый стол» «Молодежь во власти».

В качестве примеров организации информационно-разъяснительной деятельности с категорией работающих граждан можно привести работу территориальных избирательных комиссий по проведению единых информационных дней в трудовых коллективах на предприятиях, в учреждениях и организациях. За период двух избирательных кампаний проведено более 7 тысяч информационных встреч с участием более 250 тысяч человек. Темы информационных дней были разбиты по этапам избирательной кампании и содержали полную информацию о ее ходе с акцентом на использовании новых технических средств на выборах (КОИБ, видеонаблюдение), важность участия в выборах Государственной Думы и, особенно, главы государства, гласность и открытость в работе избирательных комиссий.

Особое место в системе правового просвещения избирателей занимает работа с пенсионерами, ветеранами, инвалидами. В рамках избирательных кампаний Комиссией было организовано тесное взаимодействие с областными общественными организациями инвалидов, ветеранов по обеспечению реализации их избирательных прав. Через эти организации был организован учет этой категории избирателей, адресная рассылка информационно-разъяснительных материалов, а также через местные отделения общественных организаций были организованы встречи с избирателями в различных формах. Территориальные избирательные комиссии регулярно участвуют в заседаниях местных отделений советов ветеранов, информируя об изменениях избирательного законодательства и ходе избирательных кампаний.

Верхнесалдинская районная ТИК взаимодействовала с городским обществом слепых, регулярно проводила мероприятия с этой категорией населения, Ленинская районная ТИК г. Екатеринбурга практиковала встречи с населением по месту жительства с участием органов территориального общественного самоуправления района, Каменск-Уральская городская ТИК провела ролевую игру «Мой выбор» с избирателями пенсионного возраста, регулярно проводила мероприятия с пенсионерами на базе Университета 3-го возраста, в Алапаевске проведена конкурсная программа среди ветеранских организаций под названием «Передаем эстафету молодым. Мы идем голосовать, а вы?» и многое другое.

Избирательная комиссия Свердловской области, а также территориальные избирательные комиссии тесно взаимодействуют с областными общественными организациями инвалидов и их местными отделениями на местах. При Избирательной комиссии Свердловской области создана рабочая группа по вопросам обеспечения и реализации избирательных прав граждан, являющихся инвалидами, куда вошли представители Министерства социальной защиты населения Свердловской области, Главного бюро медико-социальной экспертизы Свердловской области, СОО Всероссийского общества слепых (ВОС), СООО Всероссийского общества глухих; Свердловской региональной организации ООО Инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «Инвалиды войны».

Конкурсы среди людей с ограниченными физическими возможностями проводятся как на территориальном, так и на межтерриториальном уровнях. Так, в муниципальных образованиях, входящих в Красноуральский межтерриториальный центр повышения правовой культуры проведены конкурсы для инвалидов под общим названием «Мы и выборы». В городе Качканар в таком конкурсе приняли участие более 70 человек, были представлены и коллективные и индивидуальные работы, по итогам работы жюри была оценена каждая работа, и все участники были поощрены памятными призами. В Кушве результатом проведения конкурса «Мы и выборы» стала выставка работ участников, выполненных в различной технике: вязание, вышивка, поделки из различных материалов. В Алапаевске проведена конкурсная программа для избирателей с ограниченными физическими возможностями «Мы идем голосовать!» и многое другое.

Избирательная комиссия Свердловской области рассматривает выставочную деятельность как необходимое условие формирования у участников избирательного процесса доверительного отношения к избирательной системе и избирательным комиссиям, обеспечения открытости избирательных комиссий для всех общественных, политических и государственных институтов. Для реализации этих целей в период избирательных кампаний были организованы три постоянно действующие передвижные выставки: «Хроника избирательной кампании».

В зданиях органов государственной власти Свердловской области были размещены информационные стенды с ежедневно обновляющейся аналитической и статистической информацией о ходе избирательной кампании. Ежедневная информация в виде пресс-релизов, планов предстоящих событий, фото - материалов с прошедших событий передавалась в территориальные избирательные комиссии и размещалась на информационных стендах ТИК

Кроме этого, в большинстве городов и районов (Алапаевский, Артемовский, Ирбитский, Каменский, Новолялинский, Камышловский районы, г.Красноуральск, г.Первоуральск, г.Сухой Лог и др.) выставки организованы в учреждениях библиотечной системы, а также библиотеках образовательных учреждений. Тематика выставок была посвящена полномочиям, структуре, порядку формирования Государственной Думы ФС РФ, полномочиям и порядку избрания Президента Российской Федерации, ходу избирательных кампаний, в том числе информации о выдвинутых и зарегистрированных кандидатах. Например Арамильская ТИК разместила выставку «Выбираем Государственную Думу», Слободо-Туринская ТИК оформила выставку по теме «Структура и полномочия Государственной Думы», Ирбитская районная - выставку «Президент России», Новоуральская ТИК - выставку-экспозицию «История выборов в Новоуральске» и др. В целом за две избирательные кампании избирательными комиссиями было организовано 949 выставок.

В результате этой работы расширилось количество учреждений – центров для организации правового просвещения, информационно-разъяснительной деятельности, проведения массовых мероприятий территориальными избирательными комиссиями; территориальные избирательные комиссии в лице армии библиотечных и клубных работников, в том числе и библиотекарей системы образования, приобрели добровольных, компетентных помощников в организации работы по информированию избирателей, будущих участников избирательного процесса.

^ 2.2 Содействие в осуществлении сотрудничества СМИ с Интернет-изданиями общественных организаций, входящих в Координационный совет по защите избирательных прав граждан

Избирательная комиссия Свердловской области уделяет большое внимание вопросам развития, совершенствования системы общественного контроля за выборами в Свердловской области. С этой целью до руководителей всех ведущих СМИ региона регулярно доводилась информация о деятельности общественных организаций, входящих в Координационный совет по защите избирательных прав граждан. В региональных СМИ размещалась информация о деятельности Ассоциации «Гражданский контроль», «Российский фонд свободных выборов», «МедиаСоюз» и др.

Особое внимание было уделено информированию широкой общественности о работе системы общественной «Горячей линии» и контактах ее регионального и Центрального пунктов, как инструмента социального аудита проводимых в стране выборов, с целью обеспечения полноты реализации избирательных прав граждан, и как средства правового просвещения населения.

В ходе избирательной кампании 4 марта 2012 года, с учетом уроков прошлых выборов, в Свердловской области была выстроена система конструктивного взаимодействия институтов гражданского общества с организаторами выборов, представителями органов власти и местного самоуправления и правоохранительными органами для принятия мер реагирования на обращения избирателей с целью предотвращения возможных нарушений избирательного законодательства и ущемления прав граждан в избирательной и социальной сферах.

В качестве примера можно привести работу по реализации проекта «За чистые выборы». В рамках этого проекта работал корпус наблюдателей, студентов Уральской государственной юридической академии и других ВУЗов г. Екатеринбурга, созданный по инициативе Ассоциации юристов Российской Федерации. Всего в рамках этого проекта в Свердловской области было подготовлено и работало более 1400 наблюдателей. Все студенты прошли обучение в Школе наблюдателей, организованной Избирательной комиссией Свердловской области. В частности, председатель Комиссии В.Д. Мостовщиков провел для студентов практикум по процедуре подсчета голосов избирателей, технологии составления итогового протокола участковой избирательной комиссии.

Все наблюдатели 4 марта работали более чем на 1 300 избирательных участках Свердловской области. Наибольшее количество общественных наблюдателей было в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском. По итогам прошедших президентских выборов Свердловский областной наблюдательский корпус «За чистые выборы» признан одним из лучших в России. Об этом 12 марта на встрече с бригадирами-наблюдателями сообщил первый заместитель руководителя Администрации Губернатора Свердловской области, председатель регионального отделения Ассоциации юристов России С. В. Пересторонин.

По итогам работы состоялся обмен мнениями, впечатлениями, о том, каким увидели избирательный процесс студенты Свердловской области. Собравшиеся констатировали, что данные полученных ими копий протоколов «один в один» соответствуют официальным данным Избирательной комиссии Свердловской области. Легитимность процедуры выборов подтверждена и признана абсолютным большинством наблюдателей.

Представители корпуса «За чистые выборы» зафиксировали порядка 70 незначительных нарушений на избирательных участках. В конце марта наблюдатели сформируют полный перечень замечаний. Аналитическая справка по итогам работы корпуса будет направлена в Москву для совершенствования законодательства в сфере избирательного права.

Кроме того, с 6 февраля, в территориальных избирательных комиссиях Свердловской области также состоялись занятия в Школах наблюдателей. Информация о работе «Школ…» размещалась в местной печати, доводилась до сведения кандидатов, руководителей региональных, местных отделений политических партий, которые вправе назначить наблюдателей на выборах, назначенных на 4 марта 2012 года. Занятия были организованы в вечернее время или в выходные дни. Программа обучения предусматривала вопросы организации и проведения голосования, в том числе в труднодоступных и отдаленных местностях, вне помещения для голосования; порядок установления итогов голосования, составления протоколов, проверки контрольных соотношений и другие вопросы организации наблюдения за ходом голосования и подведением его итогов, разбор практических ситуаций, возникающих на избирательных участках.

За истекший период в занятиях приняли участие 4168 граждан, наблюдателей от партий «ЕДИНАЯ РОССИЯ», ЛДПР, КПРФ, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», выдвинувших кандидатов на выборах Президента Российской Федерации, а также от кандидатов и избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов на выборах органов местного самоуправления.

В городе Екатеринбурге был создан и работал комитет «Екатеринбург ЗА честные выборы!». По оценке экспертов этого комитета выборы Президента РФ в Свердловской области прошли честно. «Наше объединение предприняло попытку использовать все доступные нам современные технологии для мониторинга и выявления возможных нарушений. 4 марта работал ситуационный медиацентр комитета — прием звонков на «горячую линию», прием сообщений через сайт, постоянное информирование избирателей о ходе голосования в интернете. Как можно заключить по итогам дня голосования, наше объединение несколько переоценило возможный масштаб нарушений. В связи с этим волонтеры в медиацентре, например, не столько пресекали противозаконные действия, сколько разъясняли гражданам порядок реализации их прав», — отметил председатель правления СО «МедиаСоюз» Александр Андреев.

^ 2.3.Организация и проведение пресс-конференций, брифингов, интервью, создание информационных поводов для публикаций и подготовки новостных сюжетов


Важнейшим направлением деятельности Комиссии до начала избирательной кампании было повышение уровня политико-правовой культуры избирателей, поскольку отсутствие таковой могло стать препятствием в достижении целей информационно-разъяснительной деятельности.

Целью этой деятельности до назначения выборов было создание условий для осознанного вхождения избирателей и организаторов выборов в избирательные кампании.

В этот период выступления на телеканалах были посвящены доведению до избирателей существа положений избирательного законодательства, разъяснению системы органов государственной власти Российской Федерации, их роли в решении социальных, экономических и других вопросов, стоящих перед страной, областью, актуализации представлений избирателей о деятельности региональных отделений политических партий.

В этот период были достигнуты договоренности со всеми ведущими телевизионными и радиоканалами, а также с редакцией газеты «Областная газета» о постоянном взаимодействии по информированию избирателей. Например, выступления в еженедельных итоговых новостных программах на телевизионном и радиоканалах ГТРК –Урал и в итоговой программе «Областного телевидения», еженедельных выступлениях в информационно-аналитических программах, таких как «Акцент» и «Прямая линия. Право» на ОТВ, «Гость Дня» на ТРК «Ермак», 10+ на 10 канале. Причем, содержание передач планировалось с учетом целевой аудитории канала.

В период выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов до сведения телезрителей и радиослушателей была доведена полная и достоверная информация обо всех политических партиях, списках кандидатов, о кандидатах, выдвинутых политическими партиями, кандидатах-самовыдвиженцах, участвующих в процедуре выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов. Всего по этой тематике за две избирательные кампании состоялось более 80 выступлений председателя Комиссии на ведущих телевизионных и радиоканалах города Екатеринбурга.

Серьезное внимание было уделено информированию по различным вариантам голосования: по открепительным удостоверениям, вне помещения для голосования, по заявлению в избирательную комиссию по месту временного нахождения избирателя. Давались разъяснения возможных вариантов голосования студентам, инвалидам, гражданам, не имеющим регистрации по месту жительства, гражданам, работающим на предприятиях с непрерывным циклом работы и др. Избиратели были проинформированы об избирательных участках на вокзалах, в аэропорту, в крупных торговых центрах.

Программы: «Прямая линия. Право» на Областном телевидении и «Послесловие» на 41 канале выходили в прямом эфире. В рамках этих программ был предусмотрен интерактивный опрос избирателей о намерениях участия в голосовании, а также была предоставлена возможность задать вопрос по телефону или на пейджер передачи председателю Избирательной комиссии Свердловской области В.Д. Мостовщикову. В течение одной передачи поступали десятки звонков и сообщений на пейджер, которые обязательно фиксировались с последующим ответом по адресу или телефону заявителя. Все поступившие вопросы и ответы на них размещались на сайте Комиссии. Основная масса вопросов была связана со способами голосования граждан пожилого возраста, студентов, граждан, не имеющих регистрации по месту жительства по той или иной причине, что убеждало Комиссию в необходимости снова и снова информировать избирателей о вариантах голосования по всем возможным каналам передачи информации.

На заключительном этапе избирательной кампании Комиссией был использован арсенал методов, побуждающих избирателей к участию в голосовании: направленные обращения, убеждение, диалог в прямом эфире.

В последних перед днем голосования выпусках телевизионных и радиопрограмм были даны разъяснения того, что происходит на избирательном участке в день голосования: что за люди там работают, чем регламентируются все их действия, возможны ли нарушения порядка и правил голосования, как осуществляется подсчет голосов избирателей, установление итогов голосования (участвовали руководители Избирательной комиссии Свердловской области, председатели территориальных, участковых избирательных комиссий).

Состоялось шесть часовых интервью председателя Комиссии на каналах радиостанции «Эхо Москвы в Екатеринбурге» и «КП-Урал».

Кроме того, все телеканалы информировали избирателей о работе «горячей линии» Комиссии, о возможности получить информацию о ходе и результатах голосования на сайте избирательной комиссии, посредством SMS сообщения или сообщения автоответчика по бесплатному звонку по телефону.

Территориальные избирательные комиссии использовали возможности муниципальных, негосударственных каналов телерадиовещания для организации информирования избирателей. На телевидении по договоренности с местными телеканалами в эфире размещались собственные программы территориальных избирательных комиссий, посвященные ходу подготовки и проведения выборов. Так, например, председатели Первоуральской и Серовской ТИК регулярно (не реже 1 раза в неделю, а чаще дважды в неделю) информировали телезрителей в программах местного телевидения «Актуальное интервью», «Наши диалоги», «Итоги недели» и др. В городе Алапаевск с августа 2011 по март 2012 года еженедельно выходила в эфир программа «Мы выбираем завтра!» с информацией о ходе избирательных кампаний. Подобная еженедельная программа с названием «ГОЛОС ИЗБИРКОМА» выходила и в Талицком районе. Всего с августа 2011 по март 2012 года вышло в эфир 78 таких программ.

Кроме того, председатели избирательных комиссий информировали граждан через обычные программы теле и радио каналов. Всего за период двух избирательных кампаний состоялось более 2600 выступлений председателей ТИК на каналах ТВ и радио.

В г. Новоуральске еженедельно выходили в эфир две радиопрограммы, посвященные избирательной тематике. В некоторых муниципальных образованиях (Красноуфимский район, г.Лесной, г.Нижняя Тура) избиратели ежедневно получали информацию о ходе избирательной кампании в новостных блоках на местных радио.

В ходе информационно-разъяснительной деятельности у комиссий появилась целевая аудитория – радиослушатели, телезрители, причем четко обозначилась специфика избирательных интересов, запросов различных категорий избирателей, а, следовательно, появилась возможность доведения адресной информации.

Результатами взаимодействия избирательных комиссий с организациями электронных СМИ считаем высокий уровень активности, заинтересованности СМИ в освещении избирательных кампаний, отсутствие серьезных нарушений ведения предвыборной агитации на каналах электронных СМИ.

Необходимо отметить системную работу избирательных комиссий области со СМИ на протяжении избирательных кампаний: семинары, совещания, пресс-конференции, интервью, консультации, брифинги, «круглые столы» с редакциями и другие формы взаимодействия.

Постоянное взаимодействие с представителями СМИ имело и обучающий характер. Традиционно в период после старта избирательных кампаний проводились семинары- совещания с руководителями организаций СМИ всех видов собственности на территории Свердловской области. На этих семинарах участникам в очередной раз разъяснялись положения избирательного законодательства и особенности предстоящей избирательной кампании. Такие семинары проводились совместно с председателями территориальных избирательных комиссий, в них принимало участие более 200 руководителей организаций СМИ. В течение избирательных кампаний было проведено четыре встречи руководителей Комиссии с ведущими журналистами Свердловской области, имеющие целью проанализировать совместно итоги взаимодействия по информированию граждан и обозначить приоритеты этой деятельности на предстоящий период.

Представители организаций СМИ своевременно информировались о содержании нормативных актов Избирательной комиссии Свердловской области, касающихся подготовки и проведения выборов, обеспечения избирательных прав граждан. Пресс-релизы о их содержании размещались на сайте Комиссии, а также официально опубликовывались в «Областной газете».

Если информация, которую необходимо было довести до избирателей, имела срочный характер и требовала скорейшего отображения в СМИ, то она формулировалась в виде пресс-релиза и отправлялась по специальной рассылке во все СМИ посредством электронной почты.

Для распространения в СМИ срочного сообщения, заявления Комиссии, оно записывалось на электронный носитель и доставлялось в организации СМИ, с которыми достигнута предварительная договоренность о возможных вариантах экстренного размещения информации ИКСО.

В целях предоставления и комментирования информации о деятельности Комиссии традиционно использовались такие формы взаимодействия со СМИ, как пресс-конференции, брифинги.

Пресс-конференции и брифинги Комиссии проводились как в Доме Правительства Свердловской области, так и в информационно-аналитических агентствах г. Екатеринбурга. Пресс-конференции, как правило, проводились в первой половине дня для того, чтобы необходимая информация появилась в вечерних новостных сюжетах, в утренних номерах газет и в вечерних публикациях электронных СМИ. На пресс-конференции для журналистов готовились пресс-папки с символикой Комиссии, в которые помещались относящиеся к теме документы, статистические и другие данные, подготовленные аппаратом Комиссии, а также свежая издательская продукция ИКСО. Всего за две избирательные кампании состоялось 19 пресс-конференций Председателя Комиссии, на которых присутствовали представители более чем 20 организаций СМИ. Кроме того, по окончании заседаний Комиссии, практиковалось проведение мини-пресс-конференций для СМИ. На уровне территориальных избирательных комиссий так же регулярно проводятся пресс-конференции и брифинги для представителей СМИ. Всего было проведено более 280 встреч для журналистов местных печатных изданий и теле, радио каналов.

В организации взаимодействия со средствами массовой информации широко использовалась такая форма, как интервью. В течение избирательных кампаний руководителями Комиссии было дано 12 интервью редакциям ведущих печатных изданий и 39 интервью журналистам теле и радиокомпаний. Помимо информативности и представления компетентного мнения интервью способствовали формированию имиджа руководителей Комиссии и избирательной системы в целом.

Для выстраивания эффективных взаимоотношений со СМИ Комиссия пользовалась объективной информацией о них, получаемой из медиакарты СМИ.

Целью выстраивания цивилизованных отношений со СМИ служила и аккредитация журналистов при Избирательной комиссии Свердловской области. Аккредитация позволила не столько выстроить формальные отношения со СМИ, сколько способствовала созданию при Избирательной комиссии Свердловской области корпуса журналистов, надежных партнеров в освещении деятельности избирательных комиссий и формировании их положительного имиджа.

При формировании журналистского корпуса учитывалось мнение по его составу представителей профессиональных общественных организаций, в частности, Свердловского творческого союза Журналистов, журналистской науки.

Немаловажную роль в повышении интереса СМИ к деятельности избирательных комиссий сыграли объявленный Комиссией областной конкурс среди электронных и печатных СМИ на лучшее освещение избирательных кампаний по выборам Государственной Думы ФС РФ и Президента России.

Практика взаимодействия Избирательной комиссии Свердловской области со средствами массовой информации показывает, что улучшению отношений с представителями СМИ и формированию круга лояльных журналистов в наибольшей степени способствовало регулярное приглашение журналистов на заседания и мероприятия, проводимые Комиссией, проведение с ними специальных встреч, семинаров, «круглых столов» по вопросам избирательного процесса, другим направлениям деятельности Комиссии, регулярное предоставление информации журналистам в виде пресс-релизов, а также проведение областных конкурсов среди СМИ на лучший материал по вопросам избирательного процесса.

^ 2.4 мониторинг информационных материалов о выборах, размещенных в СМИ

Избирательная комиссия Свердловской области проводила ежедневный мониторинг информационных материалов о выборах, размещенных в СМИ. Дайджесты ежедневных публикаций представляло по договору с Комиссией информационное агентство АПИ. Сотрудниками аппарата полученная информация изучалась, анализировалась для принятия мер оперативного реагирования на нарушения избирательного законодательства со стороны СМИ и других участников избирательного процесса.

Одним из направлений реагирования была информация, искажающая представления избирателей о деятельности избирательных комиссий Свердловской области, а также информация, порочащая деловую репутацию государственного органа. Такая информация, как правило, размещалась на интернет-сайтах информационных агентств. В каждом случае Избирательная комиссия Свердловской области предлагала руководителю такого СМИ написать соответствующее опровержение и извинения в адрес Комиссии.

В тех случаях, когда опубликованные материалы содержали признаки экстремизма, редакциям предлагалось немедленно удалить данные материалы, а также Комиссией направлялись представления в прокуратуру Свердловской области и в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области для проведения проверки и принятия мер по пресечению нарушений законодательства о выборах в отношении средства массовой информации.

Всего за 2 избирательные кампании направлено таких обращений в адрес СМИ – 15, в прокуратуру Свердловской области – 12 и в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области - 14

Нарушения правил ведения агитации на выборах пресекались организаторами дебатов – телеканалами ОТВ и ГТРК – Урал. Приведем фрагмент таких дебатов.


^ ОТВ. Дебаты – 30.11.2011

Кандидат в депутаты ГД РФ от «Политической партии «Либерально-демократическая партия России», региональная группа №67 И. Торощин

Понятно, почему правящая партия выигрывает…

Ведущая: Игорь, ведите агитацию…

Кандидат в депутаты ГД РФ от «Политической партии «Либерально-демократическая партия России», региональная группа №67 И. Торощин: Она запугивает народ, мы – единственная партия, которая говорим правду. Нас нельзя запугать, Россией должны управлять честные политики. Особо остро на Урале правящая партия обеспокоена спасением своих толстых правительственных задов. Губернатор и его московская команда…

Ведущая: Ещё раз предупреждаю вас…

В связи с тем, что выступающий кандидат нарушает требования, установленные статьёй 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-Ф3 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» микрофон кандидата выключен.


Ежедневный мониторинг информационных материалов о выборах позволил Комиссии выявлять наиболее проблемные вопросы, ситуации, события, требующие разъяснений самой широкой аудитории избирателей. На этой основе ежедневно составлялся перечень вопросов для информирования, который рассылался в СМИ и использовался журналистами в информационно-разъяснительной деятельности.

В день голосования на выборах Президента Российской Федерации Избирательная комиссия Свердловской области оперативно реагировала на сообщения, появляющиеся в сети Интернет о якобы имеющих место нарушениях на избирательных участках Свердловской области. Это были пресс-релизы Комиссии, содержащие фрагменты таких сообщений и комментарии того, что имеет место в действительности.

Такая же работа была продолжена и после дня голосования. Вот один из примеров такого пресс-релиза.

ПРЕСС-РЕЛИЗ

^ О недостоверности информации, размещенной на сайте https://svodnyprotokol.ru/


Избирательная комиссия Свердловской области, проанализировав информацию, размещенную на вышеуказанном сайте, о якобы имеющих место расхождениях данных копий протоколов об итогах голосования, выданных наблюдателям и данных, введенных в ГАС «Выборы», сообщает следующее.

Отчет члена УИК с правом совещательного голоса Оводова Александра Юрьевича с избирательного участка № 1487 (г. Екатеринбург, Ленинский район) якобы содержит информацию о расхождении данных копий протокола и данных, введенных в ГАС «Выборы» по этому избирательному участку. В действительности, вышеуказанный член УИК с правом совещательного голоса работал на избирательном участке № 1484 и данные, опубликованные в отчете, относятся именно к этому избирательному участку. Никаких расхождений в данных копии протокола об итогах голосования, выданных А.Ю. Оводову с данными, введенными в ГАС «Выборы», нет.

Отчет наблюдателя Юзефовича Яна Михайловича с избирательного участка № 1359 (г. Екатеринбург, Железнодорожный район) якобы содержит информацию о расхождении данных копий протокола и данных, введенных в ГАС «Выборы» по этому избирательному участку. В действительности, такого наблюдателя на указанном избирательном участке не было. Сведения о руководителях участковой избирательной комиссии указаны неверные (такие граждане на этом избирательном участке не работали). Указано неверное время подписания копии протокола об итогах голосования.

Отчет наблюдателя Подковырова Александра Владимировича с избирательного участка № 1386 (г. Екатеринбург, Кировский район) якобы содержит информацию о расхождении данных копий протокола и данных, введенных в ГАС «Выборы» по этому избирательному участку. В действительности, такого наблюдателя на указанном избирательном участке не было. Сведения о руководителях участковой избирательной комиссии указаны неверные (такие граждане на этом избирательном участке не работали). Указано неверное время подписания копии протокола об итогах голосования.


^ 2.5 Проведение социологических исследований по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов

Избирательная комиссия Свердловской области не заказывала специальных социологических исследований по вопросам, связанным с подготовкой и проведением избирательных кампаний декабря 2011 года и марта 2012 года. Однако Комиссией давались поручения территориальным избирательным комиссиям, связанные с получением информации о социально-политической обстановке в конкретных муниципальных образованиях. Такая информация есть в Избирательной комиссии Свердловской области по состоянию на апрель и июнь 2011 года. Эти сведения позволили сформировать карту социальных проблем, характерных для всех территорий (рост тарифов на услуги ЖКХ, дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, плохое качество дорог и др.), а также проблем по конкретным населенным пунктам, требующим незамедлительного решения (нет горячей воды, обрушился мост через реку и т.п.). Кроме того, территориальные избирательные комиссии проводили собственные опросы среди различных категорий избирателей о их желании (нежелании) участвовать в выборах. Данная информация сопоставлялась, анализировалась и трансформировалась в конкретные предложения, которые озвучивались на совещаниях руководителей государственных органов и организаций при Губернаторе Свердловской области.

^ 2.6 Подготовка информационно-аналитических и статистических материалов о ходе подготовки и проведения выборов, применении на них технических средств

В течение избирательных кампаний вышло 6 тематических спецвыпусков газеты Избирательной комиссии Свердловской области «Уральский ВЫБОР!» общим тиражом 180 000 экземпляров, 2 номера журнала Комиссии «Выборы и референдумы», темы номера – инновации в работе избирательных комиссий, применение технических средств на выборах, итоги выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Законодательного Собрания Свердловской области. Готовится к печати третий номер журнала, тема которого – итоги выборов 4 марта 2012 года.

49 территориальных избирательных комиссий имеют собственные печатные издания – газеты, вестники, информационные листки, спецвыпуски которых выходили в период избирательных кампаний увеличенным тиражом (в целом более 172 тысяч экземпляров).

^ 2.7 Участие в проведении конкурса среди библиотек

Библиотеки являются важными и активными социальными партнерами избирательных комиссий. На базе библиотек в городах и районах Свердловской области образуются мини-центры правового просвещения и информационно-разъяснительной деятельности – размещаются передвижные выставки «Хроники избирательных кампаний», выставки методической и информационно-разъяснительной литературы по вопросам проведения выборов, оформляются «Уголки избирателя», устанавливаются информационные стенды, работают клубы избирателей, проводятся различные мероприятия. Например, Пригородная районная ТИК совместно с библиотеками района провела Час неформального общения с депутатами Думы Горноуральского городского округа, в г.Екатеринбурге в библиотеке им.Горького ежемесячно проводятся выставки на избирательную тематику, так в декабре 2011 года там прошла выставка «Мы доверяем вам!» (по итогам выборов в ГосДуму), в Тавде при всех библиотеках района действуют клубы избирателей, и т.д. Практически во всех муниципальных образованиях области в период избирательных кампаний прошли конкурсы библиотек. Так, Ачитской, Дегтярской комиссиями проведен конкурс среди библиотек «Наш читатель – избиратель»; а Белоярской, Артинской, Арамильской и еще 50 другими комиссиями – конкурс среди библиотек на лучшую работу по организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию и правовому просвещению избирателей.

^ 2.8 Организация работы информационных центров ИКСО, освещающих ход подготовки и проведения выборов

4-5 декабря 2011 года, 4-5 марта 2012 года при Избирательной комиссии Свердловской области работал информационный центр для представителей средств массовой информации. Журналистам, аккредитованным для работы в информационном центре, каждые два часа выдавалась табличная информации о ходе и предварительных итогах голосования в сравнении с результатами области аналогичного периода на выборах 2007 и 2008 годов. На большом экране транслировалась картографическая информация о ходе и предварительных итогах голосования. В промежутках между выступлениями, пресс-конференциями и брифингами был организован показ документальных фильмов о работе избирательных комиссий и видеороликов.

В эти же сроки для жителей области работала «горячая линия» по бесплатному телефонному номеру 8-800-300-11-50, а также автоматический информатор по бесплатному номеру 8-800-300-11-60. В день и ночь голосования осуществлялось информирование избирателей о ходе и предварительных итогах голосования посредством SMS-сообщений: для подписки необходимо было направить SMS на короткий номер: 5128. Постоянно обновлялась информация на сайте Комиссии.

Необходимо отметить, что данные номера не меняются для избирателей, начиная с 8 октября 2008 года, что приводит к увеличению числа пользователей информацией, поступающей из Комиссии.


^ 2.9 Обучение организаторов выборов и других участников избирательного процесса

В ходе избирательных кампаний Комиссия провела 27 семинаров-совещаний с председателями, секретарями, бухгалтерами и системными администраторами территориальных избирательных комиссий. Повестки семинаров имели практическую направленность и включали обсуждение насущных проблем, ситуаций как организационного, так и содержательного характера. В соответствии с тематикой семинаров-совещаний, для участия в них приглашались представители региональных отделений политических партий, средств массовой информации. Совместное обсуждение проблем проводилось за «круглым столом». Среди вопросов, обсуждаемых на совещаниях: контроль за ходом предвыборной агитации, рассмотрение обращений граждан, организация работы по информированию граждан, использование инновационных информационных технологий и многие другие. Участники делились опытом взаимодействия с администрациями муниципальных образований, отделениями политических партий, общественными объединениями по организации и проведению кампаний. Территориальные избирательные комиссии обменивались результатами социологических исследований по изучению электоральной активности различных категорий избирателей и прогнозами их участия в выборах.

Аналогичная работа по обучению организаторов и участников избирательного процесса проведена территориальными избирательными комиссиями. На этом уровне проходило обучение членов ТИК, УИК. Ряд семинаров проводился совместно с представителями политических партий, организаций СМИ, наблюдателей. Обучение носило практический характер и проходило в форме тренингов, деловых игр, мастер-классов. Всего за две избирательные кампании было проведено 1328 семинаров-практикумов для членов ТИК, 1433 – для членов УИК.

Кроме того, по отдельному плану проводилось обучение работе с комплексами обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) председателей, системных администраторов территориальных избирательных комиссий, председателей и членов участковых избирательных комиссий. Обучение прошли 80 председателей и 89 системных администраторов теркомов, 2400 членов УИК (1200 операторов КОИБ, 600 резервных операторов, 600 председателей УИК).

Избирательная комиссия Свердловской области в период избирательных кампаний периодически проводили обучение представителей региональных отделений политических партий. На семинарах актуализировались и подробно разъяснялись: порядок выдвижения списков кандидатов, кандидатов на выборах в органы местного самоуправления и порядок организации избирательными комиссиями проверок соответствия выдвижения требованиям законодательства, проверок достоверности сведений, указанных кандидатами, избирательными объединениями при выдвижении; порядок создания избирательных фондов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, а также вопросы контроля за соблюдением порядка формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатами и избирательными объединениями.

По теме совещания выступали представители государственных органов и организаций, взаимодействующие с избирательными объединениями в ходе избирательной кампании.

Для наблюдателей и работали Школы наблюдателей (раздел 2.2).


^ 2.10 Подготовка, издание и распространение необходимых справочных, методических, информационных и иных материалов

Методическое обеспечение организации и проведения избирательных кампаний осуществлялось по нескольким направлениям.

Содержание официальных изданий Избирательной комиссии Свердловской области в этот период имело методическую направленность. Так, например, тема четвертого номера научно-популярного журнала Комиссии «Выборы и референдумы» - «Итоги выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В журнале представлены статистические, аналитические материалы по итогам состоявшихся выборов. В газете Комиссии «Уральский ВЫБОР!» содержалась информация как для организаторов, так и для участников избирательного процесса.

Избирательной комиссией Свердловской области, территориальными избирательными комиссиями были выпущены информационные плакаты для избирателей: о порядке голосования на выборах, порядок заполнения избирательного бюллетеня, использования открепительных удостоверений.

Комиссия издала в помощь участковым избирательным комиссиям «Журнал работы УИК» в двух томах, буклеты для голосующих впервые.

Межтерриториальными центрами повышения правовой культуры были изданы пакеты методических материалов для органов государственной власти, местного самоуправления, избирателей, политических партий, организаторов выборов: памятка избирателю (как можно проголосовать на выборах), памятка избирателю, голосующему вне помещения для голосования, информационный сборник в помощь участковым избирательным комиссиям, методические материалы по организации мероприятий повышения правовой культуры избирателей старшего возраста, сборник информационных материалов «Выборные органы власти в Российской Федерации», сборник методических материалов к деловой игре «Организация работы участковой избирательной комиссии в день голосования», информационно-методическое пособие «Правовые основы участия политических партий в выборах» и многие другие.

Особо следует отметить творчество территориальных избирательных комиссий по подготовке буклетов-обращений к избирателям, сувениров для голосующих впервые, приглашений для избирателей.

Эта работа позволила на качественном уровне организовать обучение организаторов выборов, участников избирательной кампании, а также повысить информированность избирателей и создать условия для осознанного участия в выборах.

2.11Доработка макетов информационно-разъяснительных материалов для размещения и размещение их с использованием наружных средств информирования с учетом региональных особенностей

Избирательные комиссии Свердловской области широко использовали наружные средства информирования, подготовленные как Центральной избирательной комиссией Российской Федерацией, так и собственные информационные материалы. Эти материалы размещались поэтапно в соответствии с календарным планом мероприятий избирательных кампаний. Избирательной комиссией Свердловской области были подготовлены макеты крупноформатных информационных материалов, на основе этих макетов территориальными комиссиями были изготовлены и размещены более 1000 растяжек, баннеров, билбордов. В течение всей кампании размещались растяжки, баннеры, транспоранты, билборды «4 декабря 2011 года – Голосуем сегодня – выбираем будущее!», «4 марта – выборы Президента Российской Федерации».

Комиссия разместила в местах наибольшего скопления граждан плакаты ЦИК тиражом 30 000 экземпляров. Дополнительно было изготовлено 24 видов плакатов общим тиражом 70 000 экземпляров: «Голосуем сегодня – выбираем будущее!», «Голосуй, а то проиграешь!».

Было подготовлено и размещено 5 видов информационных листков для наружной рекламы общим тиражом 160 000 экземпляров: обращение к избирателям прийти на выборы, об открепительных удостоверениях, о работе «горячих линий», о правилах голосования и другие.

Территориальные избирательные комиссии в микрорайонах разместили 2 700 указателей месторасположения избирательных участков.

Видео и аудио ролики ЦИК РФ и Избирательной комиссии Свердловской области транслировались не только через СМИ, но и на видеоэкранах во всех вагонах екатеринбургского метрополитена (35 тысяч выходов ежедневно). Информация о выборах размещалась «бегущей строкой» в общественном транспорте г.Екатеринбурга.

Также, видео, аудио ролики размещались в общественном транспорте в муниципальных образованиях (г.Краснотурьинск, г.Полевской), перед показами фильмов в кинотеатрах (п.Арти, Железнодорожный район г.Екатеринбурга), на видеоэкранах на улицах городов (г.Верхняя Пышма, г.Нижний Тагил), по радио или видеоэкранам на крупных предприятиях (г.Волчанск, г.Кировград) и в торговых центрах (Ленинский, Верх-Исетский районы г.Екатеринбурга).

Кроме того, слайд-фильмы, изготовленные Ленинской территориальной комиссией г.Екатеринбурга и посвященные выборам выходили 15 раз в сутки на видео экране на территории ОАО «Уралмеханобр», в здании администрации Ленинского района, в четырех учебных корпусах Уральского государственного горного университета. В г. Сухом Логу информация о выборах транслировалась «бегущей строкой» на экране ДК «Кристалл» на центральной площади города с периодичностью 1 раз в 15 минут.

Таким образом, работа избирательных комиссий по размещению наглядной информации и наружной рекламы способствовала повышению уровня информированности избирателей, побуждала к осознанному участию в голосовании.


2.12-13 Размещение в Свердловской области информационно-разъяснительных аудио- и видеороликов на телеканалах и радиоканалах региональных государственных организаций телерадиовещания, взаимодействие с региональными негосударственными и муниципальными организациями телерадиовещания по вопросам размещения на их каналах информационно-разъяснительных аудио- и видеороликов


Основные события календарных планов (сроки выборов, получения открепительных удостоверений, участники избирательных кампаний, голосование с использование КОИБ, видеонаблюдение на выборах) освещались в информационных роликах ЦИК РФ и Избирательной комиссии Свердловской области, размещенных на 7 ведущих телеканалах области (включая региональную государственную организацию телевещания ОАО «Областное телевидение»), а также на каналах муниципальных и негосударственных СМИ. Всего было размещено 6 информационных роликов ЦИК РФ и 8 роликов Избирательной комиссии Свердловской области. В течение двух избирательных кампаний состоялось 15 500 выходов в телевизионном эфире информационных роликов ЦИК РФ и ИКСО.

Кроме того, «бегущая строка» с информацией об автоинформаторе и номере бесплатной «горячей линии» Избирательной комиссии Свердловской области транслировалась на четырех областных телеканалах (ОТВ, 4 канал, 41 канал, 10 канал).

Также, видео и аудио ролики были переданы в территориальные избирательные комиссии для размещения в местных средствах массовой информации. В 48 муниципальных образованиях эти ролики транслировались на местных теле, радио каналах. Еженедельно осуществлялось более 6 тысяч выходов видео и аудио роликов.


^ 2.14 информирование избирателей через региональные государственные периодические печатные издания

В течение двух избирательных кампаний осуществлялись еженедельные публикации в «Областной газете» статей председателя Комиссии под общими названиями: «Выбор за нами». Всего было опубликовано 16 статей, занимающих половину газетной полосы формата А2, содержание которых строилось с учетом задач каждого этапа избирательной кампании. Тираж газеты - 127 161. Жанр публикаций – разговор с избирателями о текущих событиях избирательных кампаний с размещением в рамках статей необходимой информации: выдвижение кандидатов, списков кандидатов, сведения о первых «тройках», о кандидатах, виды избирательных бюллетеней, правила голосования и т.д.


^ 2.15 взаимодействие с муниципальными периодическими печатными изданиями по вопросам содействия избирательным комиссиям в информировании избирателей

Территориальные избирательные комиссии максимально использовали возможности муниципальных, негосударственных печатных СМИ для информирования избирателей. Информация размещалась в специальных рубриках «Главные выборы страны», «Голосует вся Россия», «Избирателям о выборах», «Выборы - 2011», «Выборы – 2012» и др. Всего в течение двух избирательных кампаний состоялось более 3500 публикаций территориальных избирательных комиссий информационно-разъяснительного характера.

Кроме того, получила широкое распространение практика издания специальных тематических страниц территориальных избирательных комиссий в местных газетах. Размещение полной и разнообразной информации о выборах в специальных вкладках в популярных местных изданиях позволило информировать большое количество избирателей о ходе избирательных кампаний. В период избирательных кампаний тематические страницы регулярно издавались в 34 муниципальных образованиях. Совокупное количество выпусков составило более 330 тематических страниц.

Целенаправленное взаимодействие с редакциями печатных СМИ обеспечило информированность широкого круга читателей, открытость и гласность деятельности избирательных комиссий. Избиратели были вооружены достаточным объемом знаний о кандидатах, списках кандидатов, политических партиях, правилах голосования, установления его итогов и определения результатов выборов.


^ 2.16 создание и регулярное информационное наполнение специальных разделов на Интернет-сайте Избирательной комиссии Свердловской области

Избирательная комиссия Свердловской области активно использовала возможности Интернет. На главной странице были сделаны специальные баннеры со ссылками на вид выборов. Ежедневно обновлялась информация в разделах по каждому из видов выборов. В течение двух избирательных кампаний на сайте Комиссии было размещено более 80 пресс-релизов о событиях избирательной кампании. Постоянно обновлялись рубрики «Доклады, выступления, статьи председателя Комиссии», «Видеоматериалы Комиссии», «Задай вопрос председателю Комиссии и получи ответ», «Объявления».

На сайте Комиссии были организованы он-лайн трансляции заседаний, совещаний, «круглых столов».

Информирование об основных событиях кампании через систему пресс-релизов, работу сайта Комиссии способствовало тому, что информационные агентства региона, такие как «Урал. Полит.ру», «Европейско-азиатские новости», «Новый регион», «Накануне.ру» и другие практически ежедневно информировали своих пользователей о ходе избирательной кампании, а это достаточно большой круг избирателей. Например, среднемесячная аудитория сайта «Урал. Полит.ру» - более 350 000 посещений.

За две недели до каждых выборов работали сервисы «Найди свой участок», «Автоинформатор», «Обращения граждан», «Горячая линия».

Благодаря возможностям Интернет удалось обеспечить информированность широкого круга избирателей и иных участников выборов.

Использование современных информационных технологий позволило избирательным комиссиям оперативно реагировать на настроения избирателей, их отношение к событиям избирательных кампаний, выявлять негативные тенденции, препятствующие реализации избирательных прав граждан Свердловской области, осуществлять работу по координации деятельности избирательных комиссий, органов государственной власти, местного самоуправления и других заинтересованных ведомств и организаций.


Эффективность информационно-разъяснительной деятельности в ходе избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и Президента Российской Федерации


Таким образом, в ходе избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, решая задачи информационно-разъяснительной деятельности, избирательными комиссиями была проведена масштабная информационная работа, которая осуществлялась системно, адресно, гласно, открыто, с использованием новых информационных технологий, с учетом особенностей информируемой аудитории, в соответствии с задачами каждого этапа избирательной кампании.

Созданная система работы позволяла оперативно реагировать на возникающие проблемы, корректировать стратегию и тактику информационно-разъяснительной деятельности на предстоящий период, что позволило достичь высоких результатов выборов.

  1. Если явка избирателей Свердловской области на выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва была в 2011 году ниже, чем на аналогичных выборах 2007 года, но выше, чем в 2003 году, то на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года явка была такой же высокой, как и в две предыдущие избирательные кампании.

Государственная Дума

Президент

2007 год

2011 год

2008 год

2012 год

60,6%

51,13%

58,95%

58,8%




  1. Возросла явка впервые голосующих избирателей на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года.

Государственная Дума

Президент

2007 год

2011год

2008 год

2012год

61,52%

53,15%

62,16%

64,77%



  1. Возросла явка трудоспособных избирателей (мужчины от 36 до 59 лет, женщины от 36 до 54 лет) на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года.

Государственная Дума

43,91%

Президент

62,19%




  1. Увеличилось число проголосовавших избирателей с ограниченными возможностями здоровья.

Количество проголосовавших граждан с ограниченными возможностями здоровья

Государственная Дума

Президент

2007 год

2011 год

2008 год

2012 год

55033 чел.

108397

58334 чел.

110420 чел.




  1. Увеличилось число избирателей, желавших проголосовать не по месту своей регистрации и получивших открепительные удостоверения

Количество выданных открепительных удостоверений

Государственная Дума

Президент

2007 год

2011 год

2008 год

2008 год

50763

55109

42504

53200




  1. Отсутствовали какие-либо жалобы на деятельность избирательных комиссий при проведении голосования, организации подсчета голосов избирателей и подведения итогов голосования.




ИНФОРМАЦИЯ

о работе пунктов "Горячих линий" в Избирательной комиссии Свердловской области и территориальных избирательных комиссиях




^ Наименование избирательной комиссии

Обращения:

По вопросам:

п/п

всего

из них анонимных

социально-бытового характера

информационно-справочного характера (о сроках и участниках выборов, телефонах и адресах избирательных комиссий, дислокации избирательных участков и пр.)

обращения, требующие разъяснения положений избирательного законодательства

информация о нарушениях избирательного законодательства

1

2

3

4

5

6

7

8

По выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

2 декабря 2007 года

ВСЕГО:

5848

1604

1266

3543

1030

9

в процентах

100

27,4

21,6

60,6

17,6

0,2

в том числе:

 

Избирательная комиссия Свердловской области

480

11

54

398

28

0

в процентах

100

2,3

11,3

82,9

5,8

0,0

 

Территориальные избирательные комиссии


5368

1593

1212

3145

1002

9

в процентах

100

29,7

22,6

58,6

18,7

0,2

По выборам Президента Российской Федерации, депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области и органов местного самоуправления 2 марта 2008 года

ВСЕГО:

3482

505

804

2135

530

13

в процентах

100

14,5

23,1

61,3

15,2

0,3

в том числе:

 

Избирательная комиссия Свердловской области

368

19

5

319

43

1

в процентах

100

5,2

1,4

86,7

12,0

0,0

 

Территориальные избирательные комиссии


3114

486

799

1816

487

12

в процентах

100

15,6

25,7

58,3

15,6

0,4




  1. Значительно повысилась практическая составляющая профессиональной компетентности организаторов избирательного процесса.


^ Общие выводы и рекомендации по дальнейшему планированию информационно-разъяснительной деятельности


Значение института выборов как одного из наиболее эффективных механизмов формирования органов власти всех уровней трудно переоценить. В рамках этой процедуры граждане реализуют свое конституционное право на участие в политике и государственном управлении, осуществлении ими контроля за деятельностью органов власти и управления, депутатов и должностных лиц. С другой стороны – выборы, их результаты служат своеобразным индикатором общественных настроений, политических ориентаций избирателей и являются основанием для корректировки деятельности органов власти и организаторов выборов.

Вышеобозначенную миссию выборы могут выполнить лишь при условии развитой правовой культуры граждан, выражающей единство правовых ценностей и норм, правовых институтов и учреждений, правового сознания и поведения.

Осознавая свою ответственность в реализации и защите избирательных прав граждан, ответственность перед настоящим и будущим поколением избирателей, Избирательная комиссия Свердловской области убеждена в необходимости осуществления работы по повышению правовой культуры избирателей, организаторов и участников избирательного процесса постоянно.

    Ежегодно организуя работу по реализации Программы повышения правовой культуры избирателей, Избирательная комиссия Свердловской области, межтерриториальные, территориальные центры исходят из того, что политико-правовая культура это не только культура участия в голосовании, но и культура реального включения граждан в процесс выработки и реализации государственной политики развития в период между выборами. Это не только знание законодательства и его понимание, но и готовность защищать права и свободы граждан. Именно здесь и лежит проблемное поле: не эпизодическое, а постоянное поддержание на должном уровне ответственного восприятия и понимания прав и свобод граждан России, политико-правовой ценности выборов как института формирования органов управления в демократическом государстве.

Основы правовой культуры формируются с самого раннего возраста, с детства. Именно поэтому наша программа рассчитана на все возрастные категории граждан, начиная с дошкольного возраста. В программе определены задачи, содержание, способы и формы их реализации на весь календарный год.

При разработке программы информационно-разъяснительной деятельности на следующие избирательные кампании Комиссия намерена:

- включить в программу деятельность по всем направлениям с использованием всех возможных каналов коммуникаций;

- активно использовать в ее реализации современные средства компьютерных коммуникаций и сетей, информационных технологий и систем управления информационными ресурсами;

- обеспечить организацию и управление избирательным процессом, координацию деятельности всех его участников, анализ и обобщение избирательной практики, выработку рекомендаций и предложений;

- направлять свои усилия на создание атмосферы взаимного доверия между всеми участниками избирательного процесса, на создание благоприятной общественной атмосферы и установление позитивных и долговременных связей с общественными и государственными институтами, социальными группами и отдельными гражданами.



Похожие:

Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации Введение iconИнформационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и Президента Российской Федерации Введение
Ционно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период подготовки и проведения избирательных кампаний...
Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации Введение iconМуниципальное казенное учреждение культуры централизованная библиотечная система
«Массовая работа по освещению хода подготовки выборов депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации,...
Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации Введение iconСхема избирательных округов для проведения выборов депутатов Молодежного парламента Свердловской области
Наименование избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии
Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации Введение iconСхема избирательных округов для проведения выборов депутатов Молодежного парламента Свердловской области
Наименование избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии
Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации Введение iconСхема избирательных округов для проведения выборов депутатов Молодежного парламента Свердловской области
Наименование избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии
Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации Введение iconОсуществлялось информирование полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, вышестоящих органов
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Государственной Думы Российской Федерации, правовыми актами Правительства Российской...
Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации Введение iconУважаемые организаторы выборов Белгородской области!
Примите самые теплые поздравления с 20-летием избирательной системы Российской Федерации, проведения первых демократических выборов...
Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации Введение iconВыступление на семинаре-совещании с председателями территориальных избирательных комиссий по вопросам подготовки и проведения выборов депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области 20 января 2010 года.
Тема выступления: Об информационно-разъяснительной деятельности среди избирателей (в том числе молодежи)
Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации Введение iconФормирование законодательного органа Свердловской области
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года, субъекты Российской Федерации получили возможность...
Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации Введение iconО реализации первого этапа пилотного проекта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Дорога на избирательный участок» (октябрь 2010 – март 2012 гг.)
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации считают своей важнейшей...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты