Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и Президента Российской Федерации Введение Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период подготовки и проведения избирательных кампаний была направлена на достижение цели, обозначенной в Федеральном законе «Об основных гарантиях…»: способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов. Система включала в себя всех уполномоченных субъектов: органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица. Элементами системы выступали: совокупность норм законодательства о выборах, информационные материалы (аудиовизуальные, печатные, электронные, наглядные), информационные каналы (каналы СМИ, информационные и телекоммуникационные каналы и средства связи), программы обучения организаторов и участников избирательной кампании, информационные технологии и методики, а также информационные правоотношения между субъектами информационно-разъяснительной деятельности. Информирование со стороны Избирательной комиссии Свердловской области представляло собой систематическую деятельность по доведению до сведения участников и организаторов избирательного процесса объективной, беспристрастной и достоверной информации, связанной с выборами. Вся деятельность строилась на базовых принципах, обозначенных в действующем Федеральном законе: открытость, гласность, объективность, достоверность, соблюдение равенства прав кандидатов, избирательных объединений, свобода деятельности организаций, осуществляющих выпуск СМИ, по информированию избирателей. Информационное обеспечение выборов является составной частью общей информационной политики комиссий. Целями этой политики являются не только донесение конкретных сведений до избирателей, но и формирование в обществе позитивного восприятия выборов, убежденности избирателей в том, что голосование — это эффективный инструмент выражения гражданской позиции и воздействия на власть, кроме того, формирование позитивного восприятия обществом самих избирательных комиссий и их деятельности. В силу своего статуса, полномочий и обязанностей, Избирательная комиссия Свердловской области выступала координатором, посредником, уравновешивающим интересы других участников процесса информационного обеспечения выборов в части гарантий прав граждан, кандидатов, избирательных объединений, средств массовой информации и контролировала исполнение ими своих обязанностей, положений действующего законодательства. Региональная программа информационно-разъяснительной деятельности в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и Президента Российской Федерации Сводная программа информационно-разъяснительной деятельности Избирательной комиссии Свердловской области и территориальных избирательных комиссий утверждена Постановлением Комиссии от 21 июня 2007 года № 11/67. Источниками для ее формирования послужили: аналитические материалы по итогам реализации Программы повышения правовой культуры избирателей в 2006 году и в первом полугодии 2007 года, аналитические итоги избирательной кампании по выборам депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области 8 октября 2006 года, материалы информационно-аналитического отчета об итогах социологического исследования «Электоральные предпочтения и гражданская позиция избирателей Свердловской области. 1998–2007 гг.», концепция информационно-разъяснительной деятельности Комиссии, медиакарты ведущих СМИ области, а также календарные планы мероприятий по подготовке и проведению выборов. Кроме того, содержание информационно-разъяснительной деятельности в рамках избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации было скорректировано с учетом уроков и выводов избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, прошедших 2 декабря 2008 года. Мероприятия информационно-разъяснительного характера спланированы в Сводной программе поэтапно: до назначения выборов, в ходе избирательной кампании, в период непосредственно перед днем голосования, при установлении его итогов и результатов выборов. В программе определены задачи каждого этапа, содержание, способы и формы их реализации, субъекты информационно-разъяснительной деятельности, объекты воздействия. Так, например, на первом этапе были определены задачи, связанные с разъяснением избирателям основных положений законодательства о выборах, значимости избирательных кампаний для каждого гражданина, города, области, страны, разъяснение положений о том, что участие граждан в выборах – единственный механизм формирования власти. На этом этапе Комиссия запланировала знакомство избирателей с потенциальными участниками избирательных кампаний, основными положениями их предвыборных программ, позициями по ключевым социальным, общественно-политическим проблемам. В ходе избирательных кампании необходимо было обеспечить своевременное, объективное информирование избирателей об основных событиях календаря кампаний, о кандидатах, списках кандидатов политических партий, разъяснить порядок, правила осуществления избирательных действий, возможности, формы голосования для различных категорий, в том числе для избирателей с ограниченными возможностями здоровья. Накануне и в день проведения выборов были запланированы задачи по системному информированию граждан о необходимости прийти на избирательные участки, о порядке голосования, его ходе и подведении предварительных итогов выборов и итогов голосования на территории Свердловской области. В этот период ставились задачи доведения до сведения избирателей всей «кухни» организации голосования и подведения его итогов с тем, чтобы развенчать мифы о предопределенности результатов выборов. Таким образом, накануне старта избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Свердловской области была сформирована единая структура управления процессом повышения информационной культуры избирателей, где каждый субъект наделен своей компетенцией и полномочиями по реализации программы. На организационном этапе были сконцентрированы финансовые, кадровые, организационные, программно-методические ресурсы для их оптимального и максимального использования в период избирательных кампаний. Итоги реализации мероприятий по информационно-разъяснительной деятельности в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и Президента Российской Федерации ^ Важнейшим направлением деятельности Комиссии до начала избирательной кампании было повышение уровня политико-правовой культуры избирателей, поскольку отсутствие таковой могло стать препятствием в достижении целей информационно-разъяснительной деятельности. Целью этой деятельности до назначения выборов было создание условий для осознанного вхождения избирателей и организаторов выборов в избирательные кампании. В ![]() На «Областном телевидении» в первом полугодии 2007 года прошел цикл передач, посвященный предстоящим избирательным кампаниям. Четыре часовых программы «Все, как есть!» в формате ток-шоу прошли с участием политических партий, органов государственной власти, депутатов Областной Думы, ведущих политологов по проблемам, волнующим избирателей. Речь шла о реализации национальных проектов, осуществляемых по инициативе Президента РФ, на территории Свердловской области. Комиссия предоставила возможность политическим партиям, потенциальным участникам избирательных кампаний, представить на суд зрителей основные положения своих программ по ключевым социальным проблемам. В январе 2008 года содержание телевизионных и радиопередач было посвящено подробному разъяснению значимости выборов Президента РФ, убеждению избирателей в том, что только от них зависит решение вопроса о том, кто займет высший государственный пост в структуре власти — пост Президента страны, который сможет, по мнению избирателя, обеспечить политическую стабильность, которая лежит в основе обеспечения устойчивого и поступательного развития основных сфер общественной жизни — экономической, социальной, духовной. Информация доводилась до избирателей в ходе сотрудничества с ведущими телевизионными и радиоканалами города Екатеринбурга. Всего в течение января на каналах телевидения и радио г. Екатеринбурга состоялось 17 выступлений, разъясняющих избирателям значимость стартовавших избирательных кампаний. В ![]() Основные события календарных планов (сроки выборов, получения открепительных удостоверений, участники избирательных кампаний) освещались в информационных роликах ЦИК РФ и Избирательной комиссии Свердловской области, размещенных на 10 ведущих телеканалах области, а также на каналах муниципальных и негосударственных СМИ. Всего было размещено 6 информационных роликов ЦИК РФ и 4 ролика Избирательной комиссии Свердловской области. Всего в течение двух избирательных кампаний состоялось 10 800 выходов в телевизионном эфире информационных роликов ЦИК РФ и ИКСО. В период выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов до сведения телезрителей и радиослушателей была доведена полная и достоверная информация обо всех политических партиях, списках кандидатов, о кандидатах, выдвинутых политическими партиями, кандидатах-самовыдвиженцах, участвующих в процедуре выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов. Всего по этой тематике за две избирательные кампании состоялось более 80 выступлений председателя Комиссии на ведущих телевизионных и радиоканалах города Екатеринбурга. Серьезное внимание было уделено информированию по различным вариантам голосования: по открепительным удостоверениям, вне помещения для голосования, по заявлению в избирательную комиссию по месту временного пребывания избирателя. Давались разъяснения возможных вариантов голосования студентам, инвалидам, гражданам, не имеющим регистрации по месту жительства, гражданам, работающим на предприятиях с непрерывным циклом работы и др. Избиратели были проинформированы об избирательных участках на вокзалах, в аэропорту, в крупных торговых центрах. Д ![]() На заключительном этапе избирательной кампании Комиссией был использован арсенал методов, побуждающих избирателей к участию в голосовании: направленные обращения, убеждение, диалог в прямом эфире. В последних перед днем голосования выпусках часовой программы «Все, как есть!» 23 декабря и 24 февраля были даны разъяснения того, что происходит на избирательном участке в день голосования: что за люди там работают, чем регламентируются все их действия, возможны ли нарушения порядка и правил голосования, как осуществляется подсчет голосов избирателей, установление итогов голосования (участвовали руководители Избирательной комиссии Свердловской области, председатели территориальных, участковых избирательных комиссий). Увеличился формат прямого эфира в передаче «VIP-студия» на «Областном телевидении» с 15 до 30 минут с тем, чтобы ответить на как можно большее число вопросов избирателей. Состоялось два часовых интервью председателя Комиссии на канале радиостанции «Эхо Москвы». 2 декабря 2007 г. и 2 марта 2008 г. все телевизионные каналы транслировали видеозапись обращения председателя Избирательной комиссии Свердловской области В.Д. Мостовщикова к жителям Свердловской области, призывающее всех избирателей прийти на избирательные участки. Кроме того, все телеканалы информировали избирателей о работе «горячей линии» Комиссии, о возможности получить информацию о ходе и результатах голосования на web- и wap-сайтах избирательной комиссии, посредством SMS сообщения или сообщения автоответчика по бесплатному звонку по телефону. Территориальные избирательные комиссии использовали возможности муниципальных, негосударственных каналов телерадиовещания для организации информирования избирателей. Так, например, председатели ТИК районов города Нижнего Тагила регулярно информировали телезрителей в программе А.Слуцкого «Открытый вопрос» телекомпании «Телекон», председатель Верхнесалдинской ТИК Блохина Т.П. еженедельно выступала в эфире программы «Понедельник с Татьяной Блохиной» на канале ТВ корпорации «ВСМПО АВИСМА» и т.д. Всего за период двух избирательных кампаний состоялось более 1200 выступлений председателей ТИК на каналах ТВ и радио. В ![]() Результатами взаимодействия избирательных комиссий с организациями электронных СМИ считаем высокий уровень активности, заинтересованности СМИ в освещении избирательных кампаний, отсутствие серьезных нарушений ведения предвыборной агитации на каналах электронных СМИ. ^ К ![]() В течение избирательных кампаний вышло 6 тематических спецвыпусков газеты Избирательной комиссии Свердловской области «Уральский ВЫБОР!» общим тиражом 180 000 экземпляров, 2 номера журнала Комиссии «Выборы и референдумы», темы номера — итоги семинара-практикума с председателями территориальных избирательных комиссий по подготовке к избирательным кампаниям 2007–2008 годов, итоги выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Готов к печати третий номер журнала, тема которого — итоги выборов 2 марта 2008 года. За неделю до дня голосования каждой избирательной кампании «Областная газета» в рубрике «Гость редакции» проводила «горячую линию» с председателем Комиссии, где были даны ответы на вопросы читателей. Материалы «горячей линии» размещались на развернутой полосе газеты. Территориальные избирательные комиссии использовали возможности муниципальных, негосударственных печатных СМИ для информирования избирателей. Информация размещалась в специальных рубриках «Главные выборы страны», «Голосует вся Россия», «Избирателям о выборах», «Выборы–2008» и др. Всего в течение двух избирательных кампаний состоялось более 1500 публикаций территориальных избирательных комиссий информационно-разъяснительного характера. 34 территориальные избирательные комиссии имеют собственные печатные издания — газеты, вестники, информационные листки, спецвыпуски которых вышли в период избирательных кампаний общим тиражом более 32 тысяч экземпляров. Целенаправленное взаимодействие с редакциями печатных СМИ обеспечило информированность широкого круга читателей, открытость и гласность деятельности избирательных комиссий. Избиратели были вооружены достаточным объемом знаний о кандидатах, списках кандидатов, политических партиях, правилах голосования, установления его итогов и определения результатов выборов. ^ Избирательная комиссия Свердловской области активно использовала возможности Интернет. Ежедневно обновлялась информация в разделах по каждому из видов выборов. В течение двух избирательных кампаний на сайте Комиссии было размещено более 80 пресс-релизов о событиях избирательной кампании. Постоянно обновлялись рубрики «Доклады, выступления, статьи председателя Комиссии», «Видеоматериалы Комиссии», «Задай вопрос председателю Комиссии и получи ответ», «Объявления». И ![]() 2–3 декабря 2007 года, 2–3 марта 2008 года при Избирательной комиссии Свердловской области работал информационный центр для представителей средств массовой информации. Журналистам, аккредитованным для работы в информационном центре, каждые два часа выдавалась табличная информация о ходе и предварительных итогах голосования в сравнении с результатами области аналогичного периода на выборах 2003 и 2007 годов. На большом экране транслировалась картографическая информация о ходе и предварительных итогах голосования. В промежутках между выступлениями, пресс-конференциями и брифингами был организован показ документальных фильмов о работе избирательных комиссий и видеороликов. В ![]() Необходимо отметить, что данные номера не меняются для избирателей уже в течение трех избирательных кампаний (начиная с 8 октября 2008 года), что приводит к увеличению числа пользователей информацией, поступающей из Комиссии. Благодаря возможностям Интернет удалось обеспечить информированность широкого круга избирателей и иных участников выборов. Использование современных информационных технологий позволило избирательным комиссиям оперативно реагировать на настроения избирателей, их отношение к событиям избирательных кампаний, выявлять негативные тенденции, препятствующие реализации избирательных прав граждан Свердловской области, осуществлять работу по координации деятельности избирательных комиссий, органов государственной власти, местного самоуправления и других заинтересованных ведомств и организаций. ^ Необходимо отметить системную работу избирательных комиссий области со СМИ на протяжении избирательных кампаний: семинары, совещания, пресс-конференции, интервью, консультации, брифинги, «круглые столы» с редакциями и другие формы взаимодействия. П ![]() Представители организаций СМИ своевременно информировались о содержании нормативных актов Избирательной комиссии Свердловской области, касающихся подготовки и проведения выборов, обеспечения избирательных прав граждан. Пресс-релизы об их содержании размещались на сайте Комиссии, а также официально опубликовывались в «Областной газете». Если информация, которую необходимо было довести до избирателей, имела срочный характер и требовала скорейшего отображения в СМИ, то она формулировалась в виде пресс-релиза и отправлялась по специальной рассылке во все СМИ посредством электронной почты. Для распространения в СМИ срочного сообщения, заявления Комиссии, оно записывалось на электронный носитель и доставлялось в организации СМИ, с которыми достигнута предварительная договоренность о возможных вариантах экстренного размещения информации ИКСО. В ![]() Пресс-конференции и брифинги Комиссии проводились как в Доме Правительства Свердловской области, так и в информационно-аналитических агентствах г. Екатеринбурга. Пресс-конферен-ции, как правило, проводились в первой половине дня для того, чтобы необходимая информация появилась в вечерних новостных сюжетах, в утренних номерах газет и в вечерних публикациях электронных СМИ. На пресс-конференции для журналистов готовились пресс-папки с символикой Комиссии, в которые помещались относящиеся к теме документы, статистические и другие данные, подготовленные аппаратом Комиссии, а также свежая издательская продукция ИКСО. Всего за две избирательные кампании состоялось 19 пресс-конференций Председателя Комиссии, на которых присутствовали представители более чем 20 организаций СМИ. Кроме того, по окончании заседаний Комиссии, практиковалось проведение мини-пресс-конференций для СМИ. В организации взаимодействия со средствами массовой информации широко использовалась такая форма, как интервью. В течение избирательных кампаний руководителями Комиссии было дано 12 интервью редакциям ведущих печатных изданий и 39 интервью журналистам теле и радиокомпаний. Помимо информативности и представления компетентного мнения интервью способствовали формированию имиджа руководителей Комиссии и избирательной системы в целом. Для выстраивания эффективных взаимоотношений со СМИ Комиссия пользовалась объективной информацией о них, получаемой из медиакарты СМИ. Целью выстраивания цивилизованных отношений со СМИ служила и аккредитация журналистов при Избирательной комиссии Свердловской области. Аккредитация позволила не столько выстроить формальные отношения со СМИ, сколько способствовала созданию при Избирательной комиссии Свердловской области корпуса журналистов, надежных партнеров в освещении деятельности избирательных комиссий и формировании их положительного имиджа. При формировании журналистского корпуса учитывалось мнение по его составу представителей профессиональных общественных организаций, в частности, Свердловского творческого союза Журналистов, журналистской науки. Н ![]() Всего на областные конкурсы были представлены материалы из 68 организаций СМИ: 31 из телерадиокомпаний, 34 из печатных СМИ, 3 из Интернет-СМИ. В областных конкурсах приняли участие организации СМИ из 28 муниципальных образований Свердловской области. Победителями конкурсов стали журналисты и руководители 19 организаций СМИ, победителями в номинациях были признаны представители 59 организаций СМИ. Все победители и номинанты были награждены дипломами и денежными премиями. Практика взаимодействия Избирательной комиссии Свердловской области со средствами массовой информации показывает, что улучшению отношений с представителями СМИ и формированию круга лояльных журналистов в наибольшей степени способствовало регулярное приглашение журналистов на заседания и мероприятия, проводимые Комиссией, проведение с ними специальных встреч, семинаров, «круглых столов» по вопросам избирательного процесса, другим направлениям деятельности Комиссии, регулярное предоставление информации журналистам в виде пресс-релизов, а также проведение областных конкурсов среди СМИ на лучший материал по вопросам избирательного процесса. ^ Избирательные комиссии Свердловской области широко использовали наружные средства информирования, подготовленные как Центральной избирательной комиссией Российской Федерацией, так и собственные информационные материалы. Эти материалы размещались поэтапно в соответствии с календарным планом мероприятий избирательных кампаний. В течение всей кампании размещались растяжки «2 декабря 2007 года — выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «2 марта — выборы Президента Российской Федерации», «Первый праздник весны» и другие. В городе Екатеринбурге, например, размещались баннеры «Наша страна — наш Президент», «Голосуем всей семьей», «2 марта — главные выборы страны». Комиссия разместила в местах наибольшего скопления граждан плакаты ЦИК тиражом 30 000 экземпляров. Дополнительно было изготовлено 3 вида плакатов общим тиражом 36 000 экземпляров: «Выбирай весну!», «Весна начинается, идем на выборы!». Б ![]() Территориальные избирательные комиссии в микрорайонах разместили 2 700 указателей месторасположения избирательных участков. В городах Екатеринбург, Верхняя Пышма, Нижний Тагил информация о выборах размещалась на 19 видеоэкранах. Таким образом, работа избирательных комиссий по размещению наглядной информации и наружной рекламы способствовала повышению уровня информированности избирателей, побуждала к осознанному участию в голосовании. Работа по правовому просвещению избирателей, обучению участников избирательного процесса, разъяснению положений избирательного законодательства и практики его применения Система правового просвещения избирателей в Свердловской области складывалась более 10 лет. Работа строится в соответствии с Программой повышения правовой культуры избирателей, организаторов и других участников избирательного процесса в Свердловской области. В системе работают 10 межтерриториальных Центров повышения правовой культуры, их советы, 64 территориальные избирательные комиссии со статусом юридического лица, территориальные центры повышения правовой культуры и Советы этих центров. В ![]() Наряду с традиционными формами работы с избирателями, голосующими впервые, в период прошедших избирательных кампаний нашли широкое распространения такие формы общения с будущими избирателями, как муниципальные форумы органов, организаций студенческого самоуправления в рамках областного конкурса социально-политических проектов «Будущее — за нами!», учебно-деловая игра для студентов «Выборы депутатов Госдумы УрГЭУ», студенческие форумы, научно-практические конференции в рамках областного конкурса среди студентов и аспирантов высших учебных заведений на лучшую научно-исследовательскую работу по вопросам избирательного права, законодательства о референдуме, взаимосвязи выборов с политическими, социальными и иными процессами в обществе в 2007–2008 учебном году, информационные дни для учащейся и работающей молодежи в трудовых коллективах, образовательных учреждениях по разъяснению избирательного законодательства, о ходе избирательной кампании и многие другие. Всего в различных мероприятиях такого рода приняли участие более 280 тысяч молодых избирателей Свердловской области. Работа по повышению правовой культуры работающей молодежи проводится территориальными избирательными комиссиями в тесном взаимодействии с имеющимися в трудовых коллективах общественными организациями, органами самоуправления. Так, например, Верхнепышминская ТИК организовала клубы молодых избирателей на ОАО «Уралэлектромедь», Верхнесалдинская ТИК взаимодействует с лидерами ОМО «ВСМПО–АВИСМА», Качканарская городская ТИК — с молодежным активом ОАО «Ванадий», Лесная городская — с активом молодежной организации комбината «Электрохимприбор», Каменская РТИК участвует во встречах с молодыми специалистами района «Посвящение в профессию», инициирует создание районной молодежной организации, Новолялинская районная ТИК провела организационное собрание работающей молодежи поселка Лобва по созданию общественной молодежной организации. Каменск-Уральская городская ТИК провела совместно с руководителями органов местного самоуправления, представителями СМИ «круглый стол» «Молодежь во власти», Невьянская районная ТИК провела фестиваль команд КВН работающей молодежи, Полевская городская ТИК провела совместно с советом по работе с молодежью ОАО «СТЗ» брейн-ринг «Мое право или обязанность?», совместно с Администрацией, Думой Тавдинская районная ТИК провела серию информационных дней в трудовых коллективах и многое другое. В ![]() Особое место в системе правового просвещения избирателей занимает работа с пенсионерами, ветеранами, инвалидами. В рамках избирательных кампаний Комиссией было организовано тесное взаимодействие с областными общественными организациями инвалидов, ветеранов по обеспечению реализации их избирательных прав. Через эти организации был организован учет этой категории избирателей, адресная рассылка информационно-разъяснительных материалов, а также через местные отделения общественных организаций были организованы встречи с избирателями в различных формах. Верхнесалдинская районная ТИК взаимодействовала с городским обществом слепых, регулярно проводила мероприятия с этой категорией населения, Ленинская районная ТИК г. Екатеринбурга практиковала встречи с населением по месту жительства с участием органов территориального общественного самоуправления района, Каменск-Уральская городская ТИК провела ролевую игру «Мой выбор» с избирателями пенсионного возраста, регулярно проводила мероприятия с пенсионерами на базе Университета 3-го возраста, Дзержинская районная ТИК г. Нижнего Тагила провела вместе с ветеранами района митинг, посвященный Дню защитника Отечества, в котором приняло участие 600 человек, Полевская городская ТИК приняла участие в торжественном собрании, посвященном 20-летию городского Совета ветеранов, на котором присутствовало 200 человек, Режевская районная ТИК провела серию встреч с ветеранами отделения дневного пребывания ООО «Доверие» под общей тематикой «О выборах и в шутку и всерьез» и многое другое. В ![]() Аналогичная работа по обучению организаторов и участников избирательного процесса проведена территориальными избирательными комиссиями. На этом уровне проходило обучение членов ТИК, УИК. Ряд семинаров проводился совместно с представителями политических партий, организаций СМИ, наблюдателей. Обучение носило практический характер и проходило в форме тренингов, деловых игр, мастер-классов. Всего за две избирательные кампании было проведено 560 семинаров-практикумов для членов ТИК, 690 — для членов УИК. ^ З ![]() Территориальными избирательными комиссиями было налажено тесное взаимодействие в этом вопросе с администрациями муниципальных образований, которые предоставляли помещения, выделяли телефоны и дежурили на телефонах работников администраций с целью оперативного реагирования на вопросы социально-бытового характера. Телефоны системы «Горячей линии» максимально широко были доведены до сведения избирателей: размещены на сайте Избирательной комиссии Свердловской области в сети «Интернет», разосланы в средства массовой информации для информирования избирателей, опубликованы в газете Избирательной комиссии Свердловской области «Уральский Выбор!», размещены на информационных стендах избирательных комиссий. Всего за две избирательные кампании на телефоны «горячих линий» поступило 5848 обращений. Из них обращений анонимного характера — 1604 (27,4%), социально-бытового характера — 1266 (21,6%), информационно-справочного характера — 3543 (60,6%), требующих разъяснений положений избирательного законодательства — 1030 (17,6%), с информацией о нарушениях избирательного законодательства — 9 (0,2%). Свою специфику имеют обращения, поступившие в день голосования. Так, в день голосования по выборам 2 марта 2008 года на «Горячую линию» Избирательной комиссии Свердловской области поступили 112 обращений. Основная масса звонков была связана с предоставлением возможности проголосовать (примерно 60% от общего количества). Звонили избиратели, желающие проголосовать в Екатеринбурге, но имеющие прописку в другом населенном пункте или вообще не имеющие прописки. Всем желающим проголосовать такая возможность предоставлялась после соответствующей проверки. На втором месте по количеству обращений — звонки справочно-информационного характера: где расположен избирательный участок, № телефона участка, теркомов; почему нельзя выносить бюллетени с избирательных участков; имеет ли значение в какой ящик опустить бюллетень и т.д. На третьем месте — обращения, касающиеся включения либо невключения в списки избирателей, либо присутствия в списках давно умерших или выбывших граждан, на 4-м месте обращения о непредоставлении возможности проголосовать на дому, были также звонки по поводу плохого оборудования избирательных участков. П ![]() Всего одно сообщение поступило о нарушении избирательного законодательства в день голосования: о распространении агитационной продукции в Тугулымском районе. Сообщение подтвердилось, правоохранительными органами задержан гражданин, у которого были изъяты 150 экземпляров агитационной печатной продукции, за что он был привлечен к административной ответственности. В основном звонки поступали из Екатеринбурга, но были единичные звонки из городов: Березовского, Тавды, Сысерти, Арамиля, Кушвы, Североуральска и из Серовского района. Радует то обстоятельство, что не было ни одного звонка от наблюдателей, представителей избирательных объединений, доверенных лиц кандидатов с сообщениями о каких-либо нарушениях. Можно сделать вывод: отсутствие звонков от данных субъектов избирательного процесса свидетельствует о том, что никаких нарушений избирательного законодательства в период работы «Горячей линии» зафиксировано не было, а избиратели активно пользовались дополнительной возможностью получения консультаций по интересующим вопросам, и для решения вопросов социально-бытового характера. Вопросы социально-бытового характера, находящиеся вне компетенции избирательных комиссий, обобщались и направлялись по подведомственности для устранения недостатков. Избирательной комиссией Свердловской области в администрацию Екатеринбурга направлены 12 писем с 28 вопросами. Председателю Правительства Свердловской области направлены 4 письма. Следует отметить, что избирателям была оказана реальная помощь в решении поставленных вопросов, в том числе социально-бытового характера: отремонтированы лифты, подъезды, очищены дороги, благоустроены территории, налажено освещение, заменены перегоревшие лампочки, отремонтирована канализация, налажена подача газа, электричества, установлены дополнительные контейнеры для мусора, устранена задержка по выплатам заработной платы, устранены канализационные и водопроводные утечки, отремонтированы колодцы и т.д. Так, например, по обращению избирателя-инвалида, избирательный участок № 1566 в школе № 14 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Саввы Белых, 7 перенесен со 2 этажа на 1-й.; администрацией г. Екатеринбурга в жилом доме № 3 по пер. Асбестовский произведен монтаж приподъездного освещения, установлено 8 светильников; проведены работы по удалению воздушных пробок в доме № 19 по ул. Шейнкмана; устранено подтопление подвального помещения 2-го подъезда дома № 12 а, по ул. Мира в г. Екатеринбурге; устранен засор бытовой канализации по ул. Братская в районе МОУ СОШ № 106 г. Екатеринбурга; произведено освещение двора по ул. Рябиновая в г. Талица; по вопросу несанкционированной стоянки у подъезда дома 135 по ул. Луначарского г. Екатеринбурга материалы направлены в УВД Октябрьского района для принятия мер. Анализ поступивших на «Горячую линию» вопросов и жалоб позволяет Избирательной комиссии Свердловской области при проведении последующих избирательных кампаний скорректировать работу территориальных и участковых избирательных комиссий с учетом претензий и пожеланий избирателей. ^ Избирательная комиссия Свердловской области рассматривает выставочную деятельность как необходимое условие формирования у участников избирательного процесса доверительного отношения к избирательной системе и избирательным комиссиям, обеспечения открытости избирательных комиссий для всех общественных, политических и государственных институтов. Для реализации этих целей в период избирательных кампаний были организованы две постоянно действующие передвижные выставки: «Хроника избирательной кампании» и выставка, посвященная деятельности Избирательной комиссии Свердловской области в период с 2003 по 2008 годы, которые сопровождали все публичные мероприятия, проводимые Комиссией. В ![]() В Нижнетагильском городском историческом архиве работала выставка документов, в экспозиции которой отражена история проведения выборов в высшие и местные представительные органы власти, проходивших в Нижнем Тагиле в 1919–2003 гг. Представленные на выставке документы свидетельствуют о том, что выборы депутатов в Государственную Думу России являлись одними из самых массовых среди жителей Нижнего Тагила. Политклуб «Диалог» Талицкого района организовал операцию «Поиск» по сбору материалов, касающихся деятельности представительных органов и истории избирательной системы муниципального образования. Результаты поисковой деятельности были оформлены в постоянно-действующую выставку, содержащую документы, фотоархивы, альбомы и другие материалы, собранные активистами движения. Эта инициатива была подхвачена остальными территориальными избирательными комиссиями. Выставки об истории становления избирательной системы Свердловской области на примере каждого района, города были размещены в 36 муниципальных образованиях Свердловской области. В ![]() В результате этой работы расширилось количество учреждений — центров для организации правового просвещения, информационно-разъяснительной деятельности, проведения массовых мероприятий территориальными избирательными комиссиями; территориальные избирательные комиссии в лице армии библиотечных и клубных работников, в том числе и библиотекарей системы образования, приобрели добровольных, компетентных помощников в организации работы по информированию избирателей, будущих участников избирательного процесса. ^ Методическое обеспечение организации и проведения избирательных кампаний осуществлялось по нескольким направлениям. Содержание официальных изданий Избирательной комиссии Свердловской области в этот период имело методическую направленность. Так, например, тема четвертого номера научно-популярного журнала Комиссии «Выборы и референдумы» — «Итоги выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В журнале представлены статистические, аналитические материалы по итогам состоявшихся выборов. В газете Комиссии «Уральский ВЫБОР!» содержалась информация как для организаторов, так и для участников избирательного процесса. И ![]() Комиссия издала в помощь участковым избирательным комиссиям «Журнал работы УИК» в двух томах, буклеты для голосующих впервые. Межтерриториальными центрами повышения правовой культуры были изданы пакеты методических материалов для органов государственной власти, местного самоуправления, избирателей, политических партий, организаторов выборов: памятка избирателю (как можно проголосовать на выборах), памятка избирателю, голосующему вне помещения для голосования, информационный сборник в помощь участковым избирательным комиссиям, методические материалы по организации мероприятий повышения правовой культуры избирателей старшего возраста, сборник информационных материалов «Выборные органы власти в Российской Федерации», сборник методических материалов к деловой игре «Организация работы участковой избирательной комиссии в день голосования», информационно-методическое пособие «Правовые основы участия политических партий в выборах» и многие другие. Особо следует отметить творчество территориальных избирательных комиссий по подготовке буклетов-обращений к избирателям, сувениров для голосующих впервые, приглашений для избирателей. Эта работа позволила на качественном уровне организовать обучение организаторов выборов, участников избирательной кампании, а также повысить информированность избирателей и создать условия для осознанного участия в выборах. Эффективность информационно-разъяснительной деятельности в ходе избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и Президента Российской Федерации Таким образом, в ходе избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, решая задачи информационно-разъяснительной деятельности, избирательными комиссиями была проведена масштабная информационная работа, которая осуществлялась системно, адресно, гласно, открыто, с использованием новых информационных технологий, с учетом особенностей информируемой аудитории, в соответствии с задачами каждого этапа избирательной кампании. Созданная система работы позволяла оперативно реагировать на возникающие проблемы, корректировать стратегию и тактику информационно-разъяснительной деятельности на предстоящий период, что позволило достичь высоких результатов выборов. 1. Значительно увеличилась явка избирателей Свердловской области на выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и на выборы Президента Российской Федерации 2 марта 2008 года. В ряде муниципальных образований явка избирателей была значительно выше среднеобластного уровня: Гаринский район — 78,38%, поселок Уральский — 72,86%, поселок Свободный — 71,72%, Камышловский район — 69,99% Ирбитский район — 69,95%. ![]() 2. Возросла явка впервые голосующих избирателей на выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и на выборы Президента Российской Федерации 2 марта 2008 года. Выше среднеобластного показатель явки впервые голосующих в поселках Верхнее Дуброво — 100%, Верх-Нейвинский — 100%, в Дзержинском районе города Нижний Тагил — 88,6%, в городе Кировграде — 86,12%. В 28 муниципальных образованиях области явка впервые голосующих составила 80 и более процентов. ![]() 3. Возросла явка молодых избирателей (от 18 до 30 лет) на выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и на выборы Президента Российской Федерации 2 марта 2008 года. Есть муниципальные образования, где явка молодых избирателей значительно выше среднего показателя: город Ирбит — 96,77%, Алапаевский район — 88,24%, поселок Уральский — 86,54%, поселок Верх-Нейвинский — 85,65%, Гаринский район — 76,07%. В 20 муниципальных образованиях области явка молодых избирателей составила 60 и более процентов. ![]() 4 ![]() ![]() 5. Увеличилось число избирателей, желавших проголосовать не по месту своей регистрации и получивших открепительные удостоверения. ![]() 6. Увеличилось число граждан, реализовавших свое избирательное право на избирательных участках, открытых на вокзалах, в крупных торговых центрах. ![]() 7. В день голосования на выборах Президента РФ свыше 50 тысяч жителей Свердловской области получили возможность проголосовать на избирательных участках по месту временного пребывания на основании поданных письменных заявлений, в том числе в день голосования. 8. Отсутствовали какие-либо жалобы на деятельность избирательных комиссий при проведении голосования, организации подсчета голосов избирателей и подведения итогов голосования. ![]() ![]() 9. Значительно повысилась практическая составляющая профессиональной компетентности организаторов избирательного процесса. ^ Значение института выборов как одного из наиболее эффективных механизмов формирования органов власти всех уровней трудно переоценить. В рамках этой процедуры граждане реализуют свое конституционное право на участие в политике и государственном управлении, осуществлении ими контроля за деятельностью органов власти и управления, депутатов и должностных лиц. С другой стороны — выборы, их результаты служат своеобразным индикатором общественных настроений, политических ориентаций избирателей и являются основанием для корректировки деятельности органов власти и организаторов выборов. Вышеобозначенную миссию выборы могут выполнить лишь при условии развитой правовой культуры граждан, выражающей единство правовых ценностей и норм, правовых институтов и учреждений, правового сознания и поведения. Осознавая свою ответственность в реализации и защите избирательных прав граждан, ответственность перед настоящим и будущим поколением избирателей, Избирательная комиссия Свердловской области убеждена в необходимости осуществления работы по повышению правовой культуры избирателей, организаторов и участников избирательного процесса постоянно. Ежегодно организуя работу по реализации Программы повышения правовой культуры избирателей, Избирательная комиссия Свердловской области, межтерриториальные, территориальные центры исходят из того, что политико-правовая культура это не только культура участия в голосовании, но и культура реального включения граждан в процесс выработки и реализации государственной политики развития в период между выборами. Это не только знание законодательства и его понимание, но и готовность защищать права и свободы граждан. Именно здесь и лежит проблемное поле: не эпизодическое, а постоянное поддержание на должном уровне ответственного восприятия и понимания прав и свобод граждан России, политико-правовой ценности выборов как института формирования органов управления в демократическом государстве. Основы правовой культуры формируются с самого раннего возраста, с детства. Именно поэтому наша программа рассчитана на все возрастные категории граждан, начиная с дошкольного возраста. В программе определены задачи, содержание, способы и формы их реализации на весь календарный год. При разработке программы информационно-разъяснительной деятельности на следующие избирательные кампании Комиссия намерена: - включить в программу деятельность по всем направлениям с использованием всех возможных каналов коммуникаций; - активно использовать в ее реализации современные средства компьютерных коммуникаций и сетей, информационных технологий и систем управления информационными ресурсами; - обеспечить организацию и управление избирательным процессом, координацию деятельности всех его участников, анализ и обобщение избирательной практики, выработку рекомендаций и предложений; - направлять свои усилия на создание атмосферы взаимного доверия между всеми участниками избирательного процесса, на создание благоприятной общественной атмосферы и установление позитивных и долговременных связей с общественными и государственными институтами, социальными группами и отдельными гражданами. |
![]() | Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации Введение Ционно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период подготовки и проведения избирательных кампаний... | ![]() | Муниципальное казенное учреждение культуры централизованная библиотечная система «Массовая работа по освещению хода подготовки выборов депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации,... |
![]() | Схема избирательных округов для проведения выборов депутатов Молодежного парламента Свердловской области Наименование избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии | ![]() | Схема избирательных округов для проведения выборов депутатов Молодежного парламента Свердловской области Наименование избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии |
![]() | Схема избирательных округов для проведения выборов депутатов Молодежного парламента Свердловской области Наименование избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии | ![]() | Осуществлялось информирование полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, вышестоящих органов Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Государственной Думы Российской Федерации, правовыми актами Правительства Российской... |
![]() | Уважаемые организаторы выборов Белгородской области! Примите самые теплые поздравления с 20-летием избирательной системы Российской Федерации, проведения первых демократических выборов... | ![]() | Выступление на семинаре-совещании с председателями территориальных избирательных комиссий по вопросам подготовки и проведения выборов депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области 20 января 2010 года. Тема выступления: Об информационно-разъяснительной деятельности среди избирателей (в том числе молодежи) |
![]() | Формирование законодательного органа Свердловской области В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года, субъекты Российской Федерации получили возможность... | ![]() | О реализации первого этапа пилотного проекта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Дорога на избирательный участок» (октябрь 2010 – март 2012 гг.) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации считают своей важнейшей... |