|
Рабочая программа для учащихся 6 класса Пояснительная записка Предлагаемая программа представляет содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы. Программа предназначена для изучения обществознания в 6 классе в течение 34 часов. Целями курса являются: - создание условий для социализации личности; - формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры; - содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические, демократические ценности; - развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях. ^ Тема: Сущность и структура общества. Что такое общество? Понятие «общество» в разные исторические эпохи: Соотношение понятий «страна», «государство» И «общество». Общество как человеческий организм. Сферы общества: экономическая, политическая, духовная, социальная; их характеристика. Сообщество. Организации (трудовые коллективы, семья, школа). ^ 1. знать термины: общество, страна, государство, сообщество, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера. 2. Называть основные сферы общества 3. Характеризовать основные сферы общества ^ Что такое экономика и бизнес. Производители. Потребители. Экономика, ее роль в жизни общества. Стадии развития капитализма. Бизнес. Организация бизнеса. Предприниматели. Менеджеры. Капитал. Экономическая деятельность подростков. Молодежная экономика. Карманные деньги. Возможные способы подростковых заработков. Умение распоряжаться деньгами. Трудовое воспитание детей в разные эпохи. Необходимость передачи трудовых навыков. Трудовые умения и знания у детей в разные исторические эпохи. Особенности трудового воспитания в различных социальных слоях. Стимулы трудовой деятельности. Труд и семья с точки зрения закона. Отношение к труду в современном обществе. Право на труд. Трудовой договор. Нормы трудового права. Особенности труда несовершеннолетних. Труд и отдых. Семья как объект законодательства в современном обществе. Взаимосвязь прав и обязанностей. Обязанности граждан. Налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества. Забота о детях. ^ 1. Знать термины: экономика, производитель, потребитель, бизнес, деньги, капитал, предприниматель, карманные деньги, трудовое воспитание, трудовой договор, работодатель, работник. 2. Объяснять роль экономики в жизни общества 3. Называть основные нормы правового регулирования трудовых отношений ^ Что такое государство. Причины появления государства. Определение государства. Функции государства. Первые государства. Формы государственного устройства. Полис. Нация. Государство- нация. Значение термина «государство». Государство и общество. Государство и Мировое сообщество. Главные признаки государства. Государство и его граждане. История понятия «гражданин». Гражданин и государство. Гражданство. Закон «О гражданстве». Отличительные черты Российского государства. Основной закон страны. Понятие «Конституция», значение ее в государстве. История создания Конституции. Конституция и другие законы. Порядок принятия и изменения Конституции. Содержание и форма основного закона РФ. Власть по Конституции РФ. Разделение властей. Президент, Совет Федерации, Государственная Дума. Местное самоуправление. Права и правопорядок. Необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране. Правопорядок, законность, их взаимосвязь. Роль граждан в сохранении правопорядка. Правоохранительные органы (милиция общественной безопасности, криминальная милиция), их функции. Судебные органы. Юридическая защита. Как можно защититься от несправедливости? Различные источники нарушения прав граждан. Способы защиты прав (осторожность, сохранение документов, компромисс). Судебное разбирательство. Принципы и порядок деятельности судов в РФ. Право на службе человека. Понятие права. Источники права, их отличительные черты. История права. Права и обязанности несовершеннолетних. Право на собственность. Право на образование. Право и семья. Понятие ответственности. Преступление и уголовная ответственность. ^ 1. Знать термины: демократия, граждане, паспорт, суверенитет, конституция, Президент, депутат, разделение властей, право, правопорядок, законность, суд, преступления, собственность. 2. Характеризовать человека как гражданина 3. Характеризовать Конституцию как основной закон государства 4. Называть основные признаки государства 5. Называть важнейшие права ребенка Тема: Духовная сфера. Духовная сфера - образование, культура, религия и наука. Роль книгопечатания в развитии образования. Изобретение книгопечатания. Первые печатные книги, их содержание, влияние на общество. Роль печатных книг в развитии образования. Грамотный человек. Просвещенный человек. Ученый. Положительная роль просвещения. Появление цивилизации. Понятие цивилизации. Возникновение цивилизации, этапы ее развития. Роль книг и чтения в современном обществе. Наука и познание. Наука и научные знания. Система наук. Естественные науки. Общественные науки. Методы исследования. Опрос, наблюдение, эксперимент, измерение. Мораль и право. Добро и зло. Мораль. Общественное мнение, его влияние на человека. Сходство и отличие морали и права. Представление о добре и зле в разные исторические эпохи. Право и добро. Идеал. Определение идеала. Идеалист. Идеализация. Герой как воплощение идеала. Вечные идеалы. Конкретные идеалы разных поколений. Что такое ценности. Определение ценностей. Вечные ценности: истина, красота, добро, польза, справедливость, свобода. Ценности семейной жизни. Конфликт ценностей, нравственная дилемма. Ценности подростков. Три этапа нравственного развития. ^ Требования к уровню подготовки учащихся: 1: Знать термины: цивилизация, наука, познание, мораль, моральный поступок, аморальный поступок, идеал, идеалист, идеализация, нравственные ценности. 2. Называть золотое правило морали 3. Приводить примеры морального выбора ^ В этом разделе пойдет разговор о взаимоотношениях детей и родителей, методах воспитания, об истории школьного обучения, о проблемах, возникающих у подростков в школе, об отношениях со сверстниками. ^
Методическое обеспечение : 1. А.И.Кравченко, И.С.Хромова Программа курса «Обществознание» для 5 - 7 классов общеобразовательных учреждений. - М.: 000 «ТИД «Русское слово», 2006 2. А.Н. Кравченко. Обществознание. Учебник для 6 класса. М.: 000 «ТИД «Русское слово»- РС», 2006 3. Я.В.Соколов Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. М.: НВЦ «Гражданин»,2003 |