|
ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И.Л. Рудевич Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, Беларусь Становление рыночной системы хозяйствования детерминирует создание экономического механизма, адекватно отвечающего современным требованиям и тенденциям развития демократического общества. Особая роль в этом механизме отводится ценам, поскольку именно данный инструментарий в условиях социально ориентированной рыночной экономики становится важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления и средством распределения ресурсов. Поэтому правильно и эффективно организованный процесс ценообразования будет способствовать успешному функционированию хозяйствующих субъектов в любой сфере, в том числе и образовательной. Система образования Республики Беларусь включает в себя как государственные, так и негосударственные образовательные и воспитательные заведения [2]. В рамках государственных учебных заведений могут создаваться структурные подразделения, которые осуществляют свою деятельность на условиях самофинансирования. Основным источником финансирования таких подразделений учреждений образования являются доходы от оказания платных образовательных услуг. В связи с этим особое внимание должно уделяться правильности составления калькуляции и определения стоимости данных услуг. Стоимость образовательных услуг формируется в соответствии с Положением о порядке формирования цен на платные услуги в государственных учреждениях образования, утвержденным постановлением Министерства экономики и Министерства образования Республики Беларусь от 01.11. 2002 г. N 242/48 (далее - Положение). Согласно пункту 9 Положения, цены на платные услуги, оказываемые учреждениями образования, формируются на основе плановых затрат, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством и прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества услуг Отличительной особенностью составления калькуляций на образовательные услуги является то, что расчет стоимости обучения составляется не на календарный, а на учебный год: с 1 сентября по 30 июня. Включение затрат в себестоимость услуг производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики 26.01.1998 № 19-12/397, Министерством финансов 30.01.1998 № 3, Министерством статистики и анализа 30.01.1998 № 01-21/8 и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.01.1998 № 03-02-07/300, а также нормативными актами по планированию, учету и калькулированию себестоимости [2]. Расчет стоимости платных образовательных услуг Рассмотрим порядок, в соответствии с которым происходит процесс формирования цен на платные образовательные услуги в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров, который является структурным подразделением Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» и осуществляет свою деятельность на условиях самофинансирования. Наибольший удельный вес в структуре затрат в плановых калькуляциях занимает заработная плата сотрудников. Для расчета фонда оплаты труда (далее – ФОТ) необходимо прежде всего определить штатную численность всех видов персонала: профессорско-преподавательского состава (ППС), административно-управленческого персонала (АУП), учебно-вспомогательного персонала (УВП) и прочего персонала. Штатная численность ППС определяется исходя из среднегодового контингента слушателей и нагрузки на одного преподавателя. Затем производится расчет фонда оплаты труда ППС, который формируется из фонда оплаты труда штатного персонала и внештатного персонала (почасового фонда оплаты труда). Следующий шаг – формируются начисления на заработную плату в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Далее определяются затраты, включаемые в стоимость обучения. К ним относятся:
На следующем этапе определяется себестоимость услуги, и на ее основе рассчитываются отчисления в инновационный фонд. Затем определяется величина прибыли. Необходимо отметить, что поскольку Институт повышения квалификации и переподготовки кадров – структурное подразделение государственного учебного заведения, то на него распространяется ограничение по установлению уровня рентабельности (предельный норматив – не более 40%) В соответствии с подпунктом 2.6 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-ХII "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) и подпунктом 19.6 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 16, освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг в сфере образования, связанных с учебным, учебно-производственным и воспитательным процессами, оказываемых организацией, аккредитованной (аттестованной) в общеустановленном порядке в качестве учебного заведения системы образования Подводя итог выше изложенному и в целях обеспечения наглядности, можно привести следующую блок-схему расчета стоимости образовательных услуг. ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() ![]()
![]() ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() ![]()
![]()
![]() ![]()
![]() ![]()
Рис. 1. Блок-схема процедуры формирования стоимости на платные образовательные услуги В соответствии с заключенными договорами на обучение слушатели обязаны вносить плату за обучение согласно утвержденной стоимости либо за весь год, либо по семестрам, либо помесячно. Срок оплаты установлен до 15-го числа каждого месяца. Денежные средства перечисляются слушателями на расчетный счет Института повышения квалификации и переподготовки кадров. В заключение целесообразно отметить следующие особенности процесса ценообразования применительно к рассматриваемой сфере:
Литература
|
![]() | Развитие системы переподготовки кадров в современных условиях Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов «Кировский институт... | ![]() | Повышения квалификации преподавателя вуза Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Янки... |
![]() | Квалификационная работа Слушателя курсов повышения квалификации Учителей школ по предмету пдд тгиппкпк тема: «Структура, организация, проведение уроков и контроль знаний учащихся по пдд» Ташкентский Городской Институт Переподготовки и Повышения Квалификации и Педагогических Кадров | ![]() | Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Кафедра естествознания. Выпускная работа Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования |
![]() | Гбоу дпо «ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края Гбоу дпо «ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» | ![]() | Элективный курс формирование навыков Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования |
![]() | Выпускная квалификационная работа «оренбургский государственный педагогический университет» институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников... | ![]() | Программа элективного курса "Современная литература" (68ч) Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования |
![]() | Сетевая методическая служба бипкипро т. Ж. Базаржапова Бурятский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Улан-Удэ | ![]() | Формирование социальных компетенций у дошкольников (сборник игр и упражнений) Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования |