|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Еловская средняя общеобразовательная школа» Еловского района Пермского края Воспитательная система «Взаимодействие» Разработал: Ипатов Александр Михайлович, классный руководитель 10 «А» класса. 2013 г. Целеполагание Воспитательная система класса как сложное социально-педагогическое явление состоит из компонентов. Из опыта работы наиболее существенным и важным компонентом для 10 А класса является формирование единого коллектива на основе индивидно-группового взаимодействия. Он имеет большую важность: Во-первых, именно члены классного сообщества (учащиеся, педагоги, родители), обладая субъектными полномочиями, решают каким образом система должна функционировать и т.д. Во-вторых, основное предназначение воспитательной системы «Взаимодействие» заключается в содействии развитию личности каждого члена классной общности и формированию коллектива в классе. Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных функций и связей. Основу данного компонента составляет совместная деятельность членов классного сообщества. Название воспитательной системы происходит из направления воспитания коллектива обучающихся - «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ». Направление работы вытекает из психолого-социальных особенностей 10 «А» класса, согласованно с обучающими и родителями( кл. час-сентябрь 2013г., утверждена на родительском собрании -октябрь 2013), поддержано детьми и педагогами, реализуется образовательным социумом. Характеристика 11 «б» класса. Число уч-ся: 18. Юношей-5. Девушек- 13. Класс работоспособный. Успеваемость 100% . Стабильно 30% учащихся успевают на 4 и 5. Девушки более активны – есть лидеры. Активно участвуют в классной и школьной жизни. Развито увлечение спортом у мальчиков /участники районных и областных соревнований./ . Девушки не отстают от юношей в учебе и общественной жизни. В целом процесс формирования коллектива 10 а класса завершён. В классе работает Совет самоуправления через выборные органы. Глава класса- Сальникова Влада, замы - Бурнышева Анастасия, Сопегин Андрей. По направлениям деятельности работают Советы: Сспорт-Бурнышева А.,Сопегин А., дизайн- Сарапулова К., староста-Казанцева Д., учебный сектор-Сальникова К, Орлова Н, Тюбарова М ,соц.обеспечение Рылова Д., Рылова Ю., информационное обеспечение Кытманов С. и др.) Название класса «СССР»( Союз Смелых, Современных, Ребят) , есть эмблема, символ, девиз. Классный рук.- Александр Михайлович Ипатов. Работает с данным коллективом с 10-го класса. База класса - каб.N 201. Целью работы по направлению является передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей, позитивного и негативного опыта поколений, представлений о нормах морали. Помочь понять личностный смысл общения, связанный с изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом. /Под личностным смыслом понимается- индивидуализированное отношение к тем объектам, ради которых разворачивается вся деятельность человека/. Результат: ребенок должен прийти к осознанию того, что восхождение к индивидуальности – это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства субъектов взаимодействия. Приоритетные направления работы:
Функции кл. руководителя по направлению 1. Контроль взаимоотношений ребенка в учебном социуме, помощь в решении проблемы взаимодействий. 2. Исследование положения учащихся в учебном пространстве; взаимоотношений со сверстниками, педагогами с последующей коррекцией. 4. Использование разнообразных форм работы для изучения традиций общества по организации взаимодействия и понимания сосуществования различных культурных и мировоззренческих установок. Приоритетные принципы и особенности направления; технологичность – выверенная логика, построенная на закономерностях человеческого восприятия и психического развития; диалогичность –коррекция собственного опыта ребенка. ситуативность – основное средство – воспитывающая ситуация; перспективность – воспитание, обуславливающее становление саморазвивающегося мира ребенка и возрастание независимости этого мира и воспитательной ситуации. Примерная циклограмма моей работы Ежедневно 1.Контроль за сост. кабинета 3. Контроль посещаемости. 4. Встреча с учителями-предметниками, администрацией 5.Содействию питанию. Еженедельно 1. Классный час. 2. Индивидуальная работа с родителями и детьми. 3. Внеклассные мероприятия по планам предметных недель. 4. Ведение классного журнала. 5. Работа с активом класса. Ежемесячно 1. Контроль за успеваемостью. Каждую четверть 1. Родительское собрание. 2. Анализ учёбы и воспитательной работы. Ежегодно /согласно календарно-тем. планированию/ Проверка личных дел. Праздник последнего звонка. Оформление личных дел учащихся; сдача классных журналов; выпускные и переводные экзамены; Ремонт учебных кабинетов. Анализ и составление плана работы класса на следующий учебный год. Cхема для анализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год 1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году: – результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании; – правильность выбора основных направлений, содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение. 2. ^ – особенности социальной ситуации развития учащихся, ее изменение за прошедший учебный год. Какие факторы особенно повлияли на изменение этой ситуации? – какое влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей оказывает их ближайшее социальное окружение (родители, сверстники) и занятия в кружках, секциях и других объединениях? – особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся. 3. ^ – социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем; – особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности и заботы и т. д.); преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе; доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса; особенности общения в классном коллективе; – степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности; 4. ^ – основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах; – участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов, обществ и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся. 5. ^ мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему? – насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году? – какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие и нравственное становление учащихся? 6. Работа с родителями Проблема. Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. На основе глобализации происходят атаки на нуклеарную семью, значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется взаимодействие со школой. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Функции взаимодействия. К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся: • информационная, • воспитательно-развивающая, • формирующая, • охранно-оздоровительная, • контролирующая, • бытовая. Задачи взаимодействия: • формирование активной педагогической позиции родителей; • передача родителям педагогическими знаниями и умениями; Компоненты взаимодействия: • климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения); • режим семейной жизни; • содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей). Условия взаимодействия в 10 классе: – группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса; Правила взаимодействия: • Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. • Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания. • При изучении семьи школьника важны следующие данные: 1. Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, подсобное хозяйство, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы. 2. Общие сведения о детях. Возраст, интересы. 3. Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная). Подход в системе «взаимодействие» с родителями. Подход – дифференцированный. Строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. 1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются. 2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания. 3-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека. 4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна. 5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями. В практике используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Методы взаимодействия. Методы изучения семьи: • наблюдение, • беседа, • тестирование, • анкетирование, • деловая игра. Формы взаимодействии.. Лекция. Формы психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор – сам классный руководитель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции определяются причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. Структура лекций: тематика, план с указанием основных идей, мыслей, формул и цифр. Главное в лекции – опора на опыт семейного воспитания. Метод общения: – непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Тематика: «Возрастные особенности подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростка в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т. д. Конференция. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях, предшествующих конференции, иногда заполняется краткая анкета. Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если классная). С краткими заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции. Практикум. Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться в семье во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации. Открытые уроки. Организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. . Однако необходимо хотя бы один - два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в школе. Хороший эффект взаимодействия достигается когда родители бывают на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», и «Классная гостиная», посвященные Дню Матери, совместный выезд на природу к Международному женскому дню 8 Марта, и классные вечера, и выступления класса на общешкольных мероприятиях. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений. Педагогическая дискуссия Отличительная особенность ее заключается в том, что она позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой обсуждения, основными вопросами, литературой. Многое определяет поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию. В конце дискуссии подводятся итоги, делаются выводы. Главный принцип дискуссии – уважение к позиции и мнению любого участника. Темой дискуссии может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «ЕГЭ– за и против», «Выбор профессии – как это ?». Родительское собрание. Подготовке и проведение родительского собрания : 1. Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка. 2. Интонация собрания: советуем, размышляем вместе. 3. Профессионализм классного руководителя – знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношениях в детском коллективе). 4. Добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь). 5. Главные показатели родительского собрания – это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации. Представители родителей, постоянные помощники педагога, входят в родительский совет. Это, прежде всего, координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач. ^ воспитательной работы в 10 "А" классе на 2013-14 учебный год. Классный руководитель: Александр Михайлович Ипатов Основные цели и задачи классного руководителя в 10 классе. Цели: 1. На основе педагогических и психологических наблюдений, опыте работы с коллективом класса, индивидуального уровня развития склонностей и интересов учеников- обеспечить условия для реализации имеющихся возможностей учащихся в передаче детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей, позитивного и негативного опыта поколений, представлений о нормах морали. 2. Работать по направлению "Взаимодействие": продолжить совершенствование форм и методов педагогического сотрудничества с учащимися, педагогами и родителями. Задачи: 1. Утверждение гуманного отношения к людям, милосердия, гордости за свою Родину. 2. Организация помощи в развитии личности учащегося: поддержка лидерства, индивидуальности. ^ Высокая социализация личности обучающегося. Направление «Взаимодействие»/приложение/.
ЛИТЕРАТУРА ( По системе взаимодействия )
|
![]() | Воспитательная система школы Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную... | ![]() | Воспитательная система развития новой личности. Воспитательная система школы – не застывший, а постоянно развивающийся феномен Итак, о воспитании. Воспитание многомерно. Оно разнообразно не только по целям, условиям, методам, но и по содержанию, масштабам... |
![]() | Воспитательная система 8 а класса Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий... | ![]() | Воспитательная система класса «Становление личности ребенка в начальной школе» Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий... |
![]() | Сетевое взаимодействие – система взаимообусловленных действий педагогов, позволяющих им реализовывать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие, Сетевое взаимодействие как одна из форм непрерывного самообразования педагога и повышения его квалификации | ![]() | Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной. От того, каковы семейные традиции, какое... |
![]() | Школы Среди понятий "педагогическая система", "дидактическая система", "система воспитательной работы", " воспитательная система" последнее... | ![]() | Система работы классного руководителя: с чего начать? Воспитательная система класса: понятие, структура, технология создания Система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность и учащихся, и педагогов, и родителей, обеспечивает их со-развитие... |
![]() | Макушкина Елена Николаевна 18 14 27 часов 3б,3в,4а,4б,5а,6а,6б,7б,8б,9б,11 англ 2010 Игровое взаимодействие на урок Игровое взаимодействие на уроках английского языка как один из путей реализации личностно ориентированного подхода | ![]() | Система Мoodle Модульная Объектно-Ориентированная Учебная Система Спроектирована с учётом достижений современной педагогики (акцент на взаимодействие между учениками, обсуждения) |